ПАССИЯ
Том LIV, С. 684
опубликовано: 27 декабря 2023г.

ПАССИЯ

[Лат. passio - страдание, страсти], в правосл. богослужении чинопоследование воспоминания Страстей Христовых, совершаемое в определенные дни Великого поста. Богослужебный устав не содержит указаний о П., вошедших в обиход только в XVII в. Впервые порядок совершаемой в конце повечерия П. излагается в Триоди Цветной, изданной в Киево-Печерской лавре в 1702 г. Установление чина приписывается митр. Петру (Могиле). По всей видимости, включение П. в состав богослужения было связано с противодействием влиянию католич. Церкви. Согласно этому уставу, после молитв повечерия    поется стихира    читается Евангелие, поется стихира     далее следует проповедь и окончание повечерия. В практике приходов укр. епархий XVIII-XIX вв. П. совершалась по этому чину в воскресенье вечером или на великом повечерии в пятницу вечером (после    ). В др. епархиях РПЦ традиция совершения П. по тому же чину распространяется только в XX в.

С целью унифицировать существующую практику совершения П. Свящ. Синодом РПЦ 30 мая 2019 г. одобрен документ «Пассия как элемент богослужения РПЦ». П. совершается на службе 4 воскресных дней Великого поста (со 2-й по 5-ю недели), вечером, в составе вечерни со входом. Перед вечерней в середине храма ставится распятие, в чине вечерни на «Слава, и ныне» на стиховне поется стихира    выносится Евангелие, совершается полное каждение храма. В чинопоследование П. может быть вставлен акафист Страстям Христовым или Кресту. Затем следуют прокимен Пс 21. 19 и чтение Евангелия (как правило, во время 4 П. Великого поста последовательно читаются тексты из 4 Евангелий: Мф 26. 1-27. 66 (или только 27. 1-66), Мк 14. 1-15. 47 (или только 15. 1-47), Лк 22. 1-23. 56 (или только 23. 1-56), Ин 18. 1-19. 42; поется      (как на утрене Великой пятницы) и      (1-й тропарь 15-го антифона из утрени Великой пятницы, он же 3-й тропарь на 9-м часе), проповедь, сугубая ектения и молитва. После этого завершается вечерня (  , тропари и т. д.).

Совершение П. иногда критикуется в правосл. публицистике как католич. заимствование. Нек-рым аналогом П. в лат. богослужении можно считать появившиеся в позднее средневековье т. н. вотивные мессы Страстей (missae de Passione) (см.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg i. Br., 1902. S. 155-161). Однако их чинопоследование не имеет ничего общего, кроме времени совершения и основной темы, с П., состав к-рой отражает именно правосл. традиции.

Лит.: Никольский. Устав. С. 585; Иадор, иером. Чинопоследование «Пассии»: Ист. очерк и порядок ее. К., 1909; Чинопоследование пассии (ист. очерк и порядок совершения) // ЖМП. 1964. № 4. С. 56-57; Пассия, или Чинопоследование с акафистом Божественным Страстям Христовым. М., 2000. С. 3-8.
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение