«ПЕЧАТЬ ВЕРЫ»
Том LVI, С. 331-332
опубликовано: 20 мая 2024г.

«ПЕЧАТЬ ВЕРЫ»

Содержание

[Арм. Կճիղ hաւատռյյ], богословско-полемический сборник Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), составленный в 1-й пол. VII в.; уникальный памятник арм. переводной лит-ры, сыгравший важную роль в утверждении самостоятельной богословской мысли ААЦ.

История обнаружения, издания и исследования

Текст «П. в.» известен в единственной рукописи XIV-XV вв. (ныне Матен. 4640). В 1911 г. еп. Атрпатаканский К. Тер-Мкртчян обнаружил ее в ц. первомч. Стефана в Дарашамбе (историческое арм. поселение в Иране) в процессе инвентаризации рукописей для их перевозки в скрипторий Эчмиадзина. Первые отрывки сборника (цитаты из произведений сщмч. Иринея Лионского († кон. II в.)) опубликовал проф. Г. Йордан из Эрлангенского ун-та в 1913 г., а всю рукопись с большой вступительной статьей еп. К. Тер-Мкртчян издал в 1914 г. В предисловии он обстоятельно рассмотрел историю создания и редактирования «П. в.» и ее богословские особенности. Источниковедческим исследованием «П. в.» занимались Йордан и еп. К. Тер-Мкртчян, ее богословским анализом - Ж. Лебон и Атанас (Шарль) Рену, который также пытался восстановить отсутствующие фрагменты. Ценную рецензию на 1-е издание памятника написал Е. Тер-Минасян. В 1999 г. А. Паланчян издал словник «П. в.», включающий двойной указатель всех употребляемых в нем слов (по первым и последним буквам).

Содержание

«П. в.» состоит из 10 глав, которые называются «Бан» (Слово). Первая глава посвящена триадологии, остальные - христологии: 2-я глава - полемике с несторианами и халкидонитами; 3-я - вопросу нетленности тела Христа; 4-я - обрезанию Иисуса Христа (по наблюдению еп. К. Тер-Мкртчяна, в рукописи «П. в.» недостает неск. листов между 3-й и 4-й главой и, следов., нек-рые цитаты из 4-й главы могли быть присоединены к 3-й); 5, 8-я и 9-я - вопросу о том, было ли усвоенное воплотившимся Христом тело осквернено грехопадением Адама или нет (см. в ст. Афтартодокетизм; этот вопрос стал обсуждаться после богословских споров между патриархом Севиром Антиохийским († 538) и еп. Юлианом Галикарнасским († ок. 518), учения к-рых ААЦ подвергла анафеме в 726 на Соборе в Маназкерте); 6-я - проблеме подверженности Христа человеческим страстям (здесь впервые в арм. лит-ре встречаются цитаты из произведений антихалкидонитского еп. Филоксена Маббугского († 523)); 7-я - вопросу всеведения Христа как одновременно совершенного Бога и совершенного человека; 10-я, судя по названию,- вопросу подверженности Христа страданиям (текст не сохр.).

Источниками для «П. в.» послужили отрывки произведений (часто несохранившихся, иногда лжеатрибутируемых) церковных писателей первых веков: сщмч. Иерофея Афинского (I в.) - 3 цитаты; сщмч. Иринея Лионского - 7; Ипполита Римского (III в.) - 1; свт. Дионисия Великого († 264/5) - 2; свт. Григория Чудотворца († после 270) - 5; сщмч. Петра I Александрийского († 311) - 1; Феликса I, еп. Римского (III в.),- 1; «папы Уиталия» (по мнению Йордана, Виталий I Антиохийский († ок. 320)) - 1; Еректия Антиохийского (неизв.) - 1; свт. Александра Александрийского († 326 или 328) - 4; из определений веры 318 никейских отцов (см. Вселенский I Собор; 325) - 3; прп. Ефрема Сирина († 373) - 8; свт. Афанасия I Великого († 373) - 14; Юлия I, еп. Римского († 352),- 2; Дамаса I, еп. Римского († 384),- 1; свт. Кирилла Иерусалимского († 387) - 4; Евсевия, еп. Эмесского († до 359),- 2; свт. Василия Великого († 379) - 7; свт. Григория Богослова († 389/90) - 16; свт. Григория Нисского († ок. 394) - 4; свт. Епифания Кипрского († 403) - 9; свт. Иоанна Златоуста († 407) - 18; еп. Севериана Габальского († между 408 и 431) - 16; свт. Иоанна II Иерусалимского († 417) - 4; свт. Кирилла Александрийского († 444) - 95; еп. Прокла Кизического (см. Прокл, свт. К-польский; † 447) - 3; архиеп. Диоскора Александрийского († 454) - 2; Тимофея II Элура, архиеп. Александрийского († 477),- 9; еп. Филоксена Маббугского - 3; из «Энотикона» (482) визант. имп. Зинона - 1; из письма имп. Анастасия I (491-518) - 1; из «Ареопагитик» (V-VI вв.) - 3.

В «П. в.» включены также избранные отрывки произведений отцов ААЦ: свт. Григория Просветителя († 325/6) - 12; из «Агафангела» (V в.) - 1; из совместного ответа Саака I Партева († 439) и Месропа Маштоца († 440) патриарху К-польскому свт. Проклу - 1; Ованнеса I Мандакуни († ок. 490) - 3; Езника Колбаци († 450) - 2; Бабгена I Вотмсеци († 516) - 1; Нерсеса II Багревандци († 557) или Нерсеса III Строителя († 661/2) - 1; Ованнеса Майраванеци (кон. VI-VII в.) - 10; Авраама I Албатанеци († 610/5) - 1; из «Толкования для выявления и порицания еретиков» (на Никейский Символ веры) - 1.

Обстоятельства создания

Начало VII в. было отмечено усилением армян-халкидонитов, в частности созданием их самостоятельного католикосата в Аване во главе с Ованнесом Багаранци (ок. 591-611). В этой ситуации представители ААЦ, стремясь подчеркнуть свои антихалкидонитские настроения, обратились к переводу и систематизации христологических текстов, на которые они могли бы опереться в полемике. При этом они изначально видели тесную связь халкидонского дифизитства с несторианством, господствовавшим на территории Персии,- последнее представляло главную угрозу богословию ААЦ, поскольку значительная часть Армении с 387 г. находилась под властью Сасанидов (см., напр., письма христианам Персии католикосов Бабгена I Вотмсеци (490-516) и Комитаса I Ахцеци (610/15-628): Матенагирк Айоц = Armenian Classical Authors. Антилиас (Ливан), 2004. Т. 3. С. 122; 2005. Т. 4. С. 331 (на арм. яз.)). В 612 г. при дворе персид. шаханшаха Хосрова II прошла встреча монофизитских и несторианских епископов, соперничавших за офиц. главенство в Персии. Именно тогда представители Церкви Востока прямо заявили о своей приверженности учению Нестория о двух ипостасях во Христе. По всей видимости, с этим собранием епископов следует отождествить упоминаемый под 614/5 г. в арм. источниках т. н. Персидский Собор, целью к-рого было установление единого вероисповедания для всех христиан. подданных Персидской империи. ААЦ на этом Соборе представлял католикос Комитас I Ахцеци, по инициативе к-рого и были собраны составившие ядро «П. в.» богословские тексты, наиболее подходящие для опровержения несторианского учения. Определенное влияние на создание «П. в.», очевидно, оказал текст подготовленного монофизитским патриархом Александрийским Тимофеем II Элуром «Энкиклиона» (475), перевод к-рого циркулировал в арм. среде.

По мнению еп. К. Тер-Мкртчяна, автором (или одним из авторов) первоначальной версии сборника был Ованнес Майраванеци. Эту гипотезу подтверждают неармяноязычные источники того времени. Так, по свидетельству Анонима Армянского, католикос Комитас I сочинил произведение «Авартакам». Йордан и Ж. Гаритт считали, что это искаженное название соч. «Аватармат» (Корень веры), автором которого, согласно Степаносу Таронеци (кон. X - нач. XI в.), был приближенный Комитаса I Ованнес Майраванеци (Степанос Таронеци Асолик. Вселенская история // Матенагирк Айоц. Ер., 2011. Т. 15. Кн. 2. С. 693 (на арм. яз.)). По всей вероятности, отрывки этого произведения (в полном варианте неизв.) были включены последователями Ованнеса Майраванеци в состав «П. в.» и, возможно, др. подобных сочинений. По мнению же еп. К. Тер-Мкртчяна, «Аватармат» - оригинальная версия «П. в.», составленная для защиты догматической позиции ААЦ на «Персидском Соборе»; уже в начальной редакции она имела название «Печать веры», а впосл. в связи с требованиями времени была отредактирована и обогащена новыми материалами. Основным позднейшим редактором «П. в.» еп. К. Тер-Мкртчян считает Степаноса Сюнеци († 735), к-рый имел целью восстановить репутацию Ованнеса Майраванеци, несправедливо обвиненного в докетизме. Вопрос о связи между соч. «Аватармат» Ованнеса Майраванеци и «П. в.» и о разных редакциях этих произведений остается предметом научной дискуссии.

Изд.: Печать веры святой кафолической Церкви на основе вероисповедания православных и святых богодухновенных отцов наших: [Сб.,] составленный в дни католикоса Комитаса / Ред.: еп. К. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1914. Антилиас (Ливан), 1998р (на арм. яз.); Idem [изм.: Komitas I, catholicos. Le Sceau de la foi. Louvain, 1974; Комитас Ахцеци, католикос. Печать веры // Матенагирк Айоц = Armenian Classical Authors. Антилиас (Ливан), 2005. Т. 4. С. 49-311 (на арм. яз.)].
Лит.: Тер-Минасян Е. Так называемый Персидский Собор // Арарат. Эчмиадзин, 1907. Год. 10. № 2. С. 179-195 (на арм. яз.); он же. Сборник «Печать веры» и догматическая позиция Армянской Церкви в VI и VII вв. // Вестн. Армянского науч. ин-та. Ер., 1921/1922. Кн. 1/2. С. 262-279 (на арм. яз.); он же. Взаимоотношения Армянской Церкви с сирийскими Церквами. Эчмиадзин, 20092. С. 116-134 (на арм. яз.); Armenische Irenaeusfragmente / Hrsg. H. Jordan, Übers. W. Lüdtke. Lpz., 1913; Lebon J. Les citations patristiques grecques du «Sceau de la foi» // RHE. 1929. Vol. 25. P. 5-32; La narratio de rebus Armeniae / Éd., comment. G. Garitte. Louvain, 1952. P. 42, 276-277. (CSCO; 132. Subs.; 4); Froidevaux L. M. Les «Questions et réponses sur la Sainte Trinité» attribuées à Hippolyte, évêque de Bostra // RSR. 1962. Vol. 50. P. 32-64; Renoux Ch. Le «Sceau de la foi»: Une lacune en partie comblée // Handes Amsorya. W., 1987. Bd. 101. S. 285-294; Словник текста «Печати веры» / Изд.: А. Паланчян. Антилиас (Ливан), 1999 (на арм. яз.); Орманян М., архиеп. История нации. Эчмиадзин, 2001. Т. 1. С. 760-762, 921-924 (на арм. яз.); Esbroeck M., van. L'encyclique de Komitas et la réponse de Mar Maroutha (617) // Oriens Chr. 2001. Bd. 85. S. 162-175; Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): Источник и время. М., 2004; Езекян А., архим. О жизни и деятельности Ованнеса Майрагомеци // Эчмиадзин. 2018. № 6. С. 30-48 (на арм. яз.).
Диак. Ваан Саакян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей
  • АФТАРТОДОКЕТИЗМ учение о нетленности тела Христова (монофизит.)
  • ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа