«КАМЧАТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Том XXX , С. 97-98
опубликовано: 23 мая 2017г.

«КАМЧАТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

офиц. издание Камчатской епархии, выходившее в г. Благовещенске при семинарии с 1894 по май (№ 9) 1899 г. 2 раза в месяц. После разделения Камчатской епархии на Благовещенскую и Владивостокскую с мая 1899 г. в Благовещенске издавались «Благовещенские епархиальные ведомости», продолжившие нумерацию «К. е. в.», а с 1903 г. во Владивостоке - «Владивостокские епархиальные ведомости». Инициатором издания «К. е. в.» был Камчатский еп. Макарий (Дарский) (Камчатские ЕВ. 1897. Офиц. отд. № 17. С. 145-148; Неофиц. отд. № 18. С. 377-382; № 20. С. 409-418; № 23. С. 451-457). Редактором в 1894-1895 гг. был ректор семинарии прот. Вячеслав Мстиславский, с 1896 г. его сменил преподаватель П. В. Верещагин. Каждый номер состоял из официального и неофициального отделов, с раздельной пагинацией. С. Г. Рункевич сообщал, что подборка материалов для официального отдела осуществлялась секретарем консистории, но подписи последнего в издании нет. В официальном отделе печатались Высочайшие манифесты, определения и указы Синода, обер-прокурора, распоряжения епархиального начальства, объявления «От правления Благовещенской ДС», постановления и отчеты училищного совета, выписки из журнала духовной консистории, известия о присоединении к Православию и др.

В неофиц. отделе печатались проповеди местного духовенства (священников Сергия Пашковского, Петра Протодиаконова, Николая Чистякова и др.), оригинальные и заимствованные из др. журналов статьи, «Известия», «Хроника», письма в редакцию и объявления. Мн. статьи представляют несомненный интерес для изучения истории церковной жизни на Дальн. Востоке и для местного краеведения, в т. ч.: «Материалы для истории Камчатской епархии» (1894. № 2. С. 23-36; № 3. С. 49-55; № 4. С. 68-75; № 13. С. 291-299; № 16. С. 333-343; № 17. С. 351-359; 1895. № 5. С. 111-126; № 6. С. 142-153) и «Высокопреосвященный Иннокентий, 1-й архиепископ Камчатский» (1897. № 17. С. 341-357; № 18. С. 361-377) А. Кириллова, «К истории Южно-Уссурийского края» свящ. Павла Мичурина (1894. № 15. С. 324-330; № 17. С. 360-364), «Колонизация Сибири и значение монастырей» иером. Алексия (Осколкова) (1894. № 20. С. 443-446), «Религиозно-обрядовый быт переселенцев Зазейского края» свящ. Владимира Венчаева (1896. № 17. С. 337-345; № 18. С. 359-364; № 20. С. 399-402; № 22. С. 441-446; 1897. № 3. С. 47-53); описания неск. городских церквей - «Сказания (старожила) о первом в г. Благовещенске храме во имя свт. Николая» прот. Александра Сизoго (1894. № 1. С. 13-19), «Историко-статистические сведения о Градо-Благовещенской кладбищенской церкви» свящ. Петра Протодиаконова (1894. № 2. С. 36-41; № 12. С. 247-252), «К истории хабаровской церкви» свящ. Афанасия Протодиаконова (1894. № 19. С. 415-423; № 21. С. 465-471), а также нескольких сельских церквей епархии. Важным источником сведений для церковной истории являются подробные описания путешествий по епархии Камчатского еп. Макария и путевые заметки его спутника свящ. С. Тихвинского (1894-1897), описание церквей епархии, составленное свящ. Александром Гаркиным (1898-1899), а также очерки из жизни сектантов и инородцев и материалы по миссионерской тематике, среди них: «Поездка к зазейским молоканам» свящ. Алексия Диаконова (1894. № 6. С. 119-129; № 8. С. 163-170; № 9. С. 187-193); «Явление царя царей: Страничка из жизни амурских прыгунов» (1895. № 1. С. 5-11; № 2. С. 34-38; № 3. С. 62-69; № 4. С. 89-95), «Амурские прыгуны или духовные христиане» (1897. № 6. С. 111-120; № 7. С. 131-137; № 9. С. 171-179; № 10. С. 187-197; № 12. С. 235-245; № 13. С. 260-266; № 16. С. 319-330; № 19. С. 385-402; № 22. С. 437-443) и «Материалы истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г.» (1896. № 1. С. 1-10; № 3. С. 47-59; № 6. С. 113-124; № 23. С. 461-468; № 24. С. 481-495) А. Кириллова; «Миссия среди китайцев и маньчжур» (1894. № 9. С. 193-196) и «Несколько слов о Маньчжурской миссии» (1895. № 24. С. 524-528) иером. Стефана; статья о гольдах и гиляках «Инородцы Горинского стана (Приморской обл.)» свящ. Алексия Троицкого (1895. № 4. С. 95-100; № 5. С. 126-130; № 7. С. 167-172); «Инородцы на острове Сахалин в отношении к Православной Церкви и Русскому государству» свящ. Н. Попова-Кокоулина (1896. № 5. С. 98-107), а также ежегодные отчеты о состоянии и деятельности Камчатской духовной миссии, заметки из путевого журнала начальника миссии свящ. А. Протодиаконова (1894) и описание его поездки к орочонам (1896-1897), отчеты Благовещенского братства, многочисленные заметки о собеседованиях миссионеров со старообрядцами.

Единственная оригинальная богословская статья - исследование Верещагина «Пастырь Церкви как попечитель о бедных и руководитель христианской благотворительности по примеру отцов Церкви I-VI вв.» (1894. № 18. С. 379-396; № 19. С. 407-415; № 20. С. 429-438; № 21. С. 455-465; № 22. С. 479-487; № 23. С. 497-506; № 24. С. 517-526; 1895. № 1. С. 1-5; № 2. С. 29-34; № 3. С. 55-62; № 4. С. 83-89; № 7. С. 160-167; № 8. С. 177-181; № 10. С. 211-222; № 14. С. 273-284; № 15. С. 297-306; № 16. С. 323-331; № 17. С. 353-358; № 18. С. 379-387; № 19. С. 401-408; № 20. С. 423-431; № 21. С. 453-463; № 22. С. 473-482; № 23. С. 489-502; № 24. С. 511-524).

Лит.: Рункевич С. Г. Камчатские ЕВ // ПБЭ. Т. 8. Стб. 235; Андреев. Христианская периодика. № 298.
Прот. Александр Троицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также