АБЕЛЯР
Том I , С. 41-43
опубликовано: 22 октября 2007г.

АБЕЛЯР

Содержание

[лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле-Палле, Бретань-21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094-1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма Ланского. А. рано начал преподавать, сначала в Мелёне и Корбе, затем в Париже, где достиг наибольшего успеха. В 1118 г. А. принял монашество в мон-ре Сен-Дени, где и возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, А. уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». В 1125-1132 гг. А. был аббатом мон-ря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Его конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140 г., к-рое подтвердил папа Иннокентий II. Примирившись с Церковью, А. провел остаток своей жизни в аббатстве Клюни под покровительством Петра Достопочтенного. Ученое прозвище - Peripateticus Palatinus (Аристотелик из Палле).

Сочинения

Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. ХIХ в.Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. ХIХ в. А. можно разделить на: 1. Философские и логические: «Logica ingredientibus» (Логика для начинающих, 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. «Dialectica» (1118-1134) также посвящена анализу логических сочинений Аристотеля, Порфирия и Боэция. Менее значительные сочинения: «Logica nostrorum petitioni» (Логика, написанная по просьбе наших сотоварищей, 1136-1139), «De intellectibus» (О представлениях) и «Sententiae» (Предложения). 2. Богословские: «Introductio ad theologiam» (Введение в богословие, в 3 кн., 1113) и «Theologia «Summi Boni»» (Богословие «Высшего Блага», в 3 кн., 1118-1120), часть к-рого известна под названием «De unitate et Trinitate Divina» (О Божественном Единстве и Троичности) - эти два сочинения А. посвящены гл. обр. вопросам триадологии, соотношения философии и богословия, разума и Откровения. Последнее было осуждено в 1121 г. на Суассонском Соборе. А. написал в свою защиту «Theologia christiana» (Христианское богословие, в 5 кн., 1123-1124). «Sic et Non» (Да и Нет, 1122-1125) представляет собой собрание противоположных по смыслу цитат из Свящ. Писания и святых отцов по различным вопросам, целью к-рого является не ниспровержение авторитетов, но побуждение разума к разрешению этих видимых противоречий. После 1136 г. было написано «Epitome Theologiae christianae» (Сокращенная редакция «Христианского богословия») и «Theologia scholarium» (Школьное богословие). Осуждение на Сансском Соборе побудило А. составить в свою защиту «Apologiam contra Bernardum» (Апология против Бернарда), к-рая осталась незаконченной. А. написал много небольших богословских сочинений, таких, как толкование на молитву Господню, на Апостольский и Афанасиев Символы веры, а также Проповеди (Sermones) на церковные праздники и в память святых. 3. Экзегетические: в «Expositio in Hexaemeron» (Шестоднев, 1136) А. применяет традиционный метод тройного толкования, выделяя в каждом выражении исторический, нравственный и духовный смыслы. «Commentaria in Epistolam ad Romanos» (Комментарий на Послание к Римлянам, после 1136) посвящено гл. обр. проблеме Искупления. А. написал небольшое соч. к Элоизе под названием «Heloissae Problemata cum Petri Abaelardi solutionibus» (Затруднения Элоизы и ответы Петра Абеляра), о трудных местах Свящ. Писания. 4. Этические: «Ethica seu «Scito te ipsum»» (Этика, или Познай самого себя, 1132-1135), где на основе разума анализируются понятия «грех», «интенция», «преступление» и др. Соч. «Dialogus inter Philosophum, Judaeum et Christianum» (Диалог между Философом, Иудеем и Христианином, 1141-1142, не закончен) кроме этической проблематики затрагивает проблему истинного богопознания. 5. Гимны и молитвы. А. принадлежит гимнарий (30-е гг.), к-рый отличался от гимнария, составленного для цистерцианцев Бернардом Клервоским на основе традиц. муз. материала, и был совершенно новым и единым по стилю. Вошедшие в него гимны (утренние, вечерние, хвалебные, праздничные, Троичные и др.) сгруппированы по метрическому признаку. До нас дошла мелодия лишь одного из них - субботнего гимна «O quanta qualia». А. также принадлежат 6 «Плачей» (лат. Planctus; см. также Секвенция), основанных на библ. сюжетах (Быт 34. 25-31; Суд 11. 40 и 16. 31; 2 Цар 3. 31-34; 2 Цар 1. 17-27), считающихся вершиной его поэтического и музыкального творчества. «Плачи» сохранились в рукописях кон. XII-XIII вв. 6. Письма (26) к Элоизе, Бернарду Клервоскому и др. лицам. К письмам же принадлежит знаменитое автобиографическое соч. А. «Historia calamitatum mearum» (История моих бедствий, 1135-1136).

Богословие

Вера и разум. В отличие от блж. Августина и св. Ансельма Кентерберийского А. считал, что разумное осознание предмета веры должно быть ее предварительным условием, ибо нельзя верить в то, что не было уже понято. Все основные истины христ. учения должны быть предварительно доказаны, исходя из разума. Отрицая сверхразумность христ. догматов, А. утверждал, что догматы о бытии Бога, Его природе и даже Троичности Бога были известны и античным философам. Учение об универсалиях. А. известен в схоластике как один из основоположников концептуализма. Согласно А., реально существуют единичные вещи (res), к-рые не могут быть предикатами, а универсалии (общие понятия, sermones или voces universales), будучи предикатами, не имеют объективной реальности. Общие понятия образуются благодаря абстракции. Человеческий рассудок (ratio), анализируя данные чувственных восприятий, усматривает какое-то общее качество в неск. предметах. Это качество не есть к.-л. вещь, но оно указывает на общее состояние (status), присущее данной группе предметов. Общие понятия в отличие от единичных вещей имеют смутный, неопределенный характер и вторичны по отношению к вещам (post rem). А., т. о., в отличие от номинализма не отрицает, что универсалиям соответствует нечто в самих вещах (in re), но в отличие от крайнего реализма не признает их отдельного существования в качестве независимых субстанций. В то же время учение А. о Божественном Провидении (providentia), в к-ром идеально заключалось будущее состояние мира и к-рое ни в коей мере не является пустым, но разом схватывающим (concipiens) еще не существующее как уже существующее, представляет собой одну из разновидностей учения об универсалиях до вещей (ante rem), содержащихся в Божественном Интеллекте. Учение о Боге. 1) Триадология. По А., Бог - высшая, единая, простая, неделимая и неизменная Cубстанция. Ее можно определить как высшее и совершеннейшее Благо (Summum Bonum). Таковым Бог может быть только при трех условиях: Он должен быть в состоянии делать все, что хочет; быть способным рассуждать и располагать все в соответствии с истиной; быть абсолютно чуждым зависти и щедрым в раздаянии даров. Др. словами, Божественная Cубстанция может быть таковой, если она обладает Всемогуществом (omnipotentia), Премудростью (sapientia) и Благостью (benignitas). В этом состоит вся полнота и совершенство Высшего Блага. Эти три свойства у А. соответствуют Трем Лицам (personae) Св. Троицы. Причем они находятся в таком единстве, что ни одно Лицо не может существовать без двух др., так же как одно могущество без мудрости и благости - это произвол и деспотизм, мудрость без силы и благости бесполезна и опасна, а благость без мудрости и силы недейственна. Триадология А., т. о., представляет собой одну из разновидностей модализма. Кроме того, св. Бернард Клервоский подметил у А. элемент субординационизма: Отец - omnipotentia, Сын - aliqua potentia (частичное могущество), Cв. Дух - nulla potentia (отсутствие могущества). К тому же А. сближал Ипостась Сына с Умом (νοῦς) в философии Платона, а Св. Дух - с Мировой Душой, хотя и признавал, что у Платона это учение выражено смутно, прикровенно. Отрицая мнение лат. богословов, что Лицо Св. Духа обращено к Отцу и Сыну, А. тесно связывал Его с возникновением тварного мира: Св. Дух - это благорасположение (bonus affectus) Бога к тварям, проявляющееся в самом акте творения и в последующих благодеяниях. 2) Этическое учение. А. различал понятия порока (vitium), греха (peccatum) и злодеяния (actio mala). Порок - это естественная человеческая склонность, влекущая человека ко греху. Его собственно еще нельзя назвать грехом, но лишь предпосылкой греха. Грех же состоит в согласии (consentio, intentio) на эту склонность вне зависимости от того, последует ли за этим реальное действие. Осуществление этого желания (собственно злодеяние) ничего не добавляет ни к вине, ни к Божественному осуждению. Поэтому А. считал, что нравственный характер поступка всецело зависит от субъективного намерения действующего. В конце концов всякий грех состоит в презрении Бога, в согласии на недолжное, на то, что ради Бога не следует совершать.

Соч.: Oeuvres inédits / Ed. par V. Cousin. P., 1836-1859; Petri Abaelardi Opera omnia. P., 1855; PL. 178. Col. 113-1849; Petri Abaelardi... Hymnarius Paraclitensis / Ed. G. M. Dreves. P., 1891. 1970; Philosophische Schriften / Hrsg. v. B. Geyer. Münster, 1919-1933; Oeuvres choisies d'Abélard. Р., 1945; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты. М., 1995.
Лит.: Remusat Ch. de. Abélard, sa vie, sa philosophie et sa théologie. P., 1855; Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1900. Т. 1; Ottaviano C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il pensiero. R., 1930; Sikes J. G. P. Abelard. Camb., 1932; Gilson E. Heloise et Abélard. P., 1938; Compayre G. Abelard and the Origine and the Early History of Universities. N. Y., 1969; Fumagalli Beonio-Brocchieri M. T. La logica di Abelardo. Mil., 1969; idem. Introduzione a Abelardo. R., 1974; Jolivet J. Art du langage et théologie chez Abélard. P., 1969; Weinrich L. Peter Abaelard as Musician // Musical Quaterly. 1969. Vol. 55. P. 295-312, 464-486.
А. Р. Фокин
Рубрики
Ключевые слова
См.также