АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Том II , С. 91-92
опубликовано: 24 июля 2008г.

АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Алеутской и Североамериканской епархии, учреждено 14 дек. 1903 г. Святейшим Синодом РПЦ на основе Аляскинской (Кадьякской) миссии.

29 нояб. 1903 г. на Аляске была учреждена епископская кафедра, 12 дек. того же года совершено наречение архим. Иннокентия (Пустынского) во епископа Аляскинского, викария Алеутской и Североамериканской епархии. Хиротония еп. Иннокентия, ранее служившего миссионером в США и на Алеутских о-вах и там принявшего монашество, состоялась 14 дек. 1903 г. в Казанском соборе С.-Петербурга. Вручая архиерейский жезл новому викарию, еп. Алеутский и Североамериканский свт. Тихон (Беллавин) указал не только на духовную преемственность дела правосл. миссии, столь блистательно развитого свт. Иннокентием (Вениаминовым), но и на новые условия, в к-рых ей отныне предстояло развиваться. Резолюцией еп. Тихона от 4 дек. 1903 г. духовенству Аляски предписывалось с 1 янв. 1904 г. обращаться непосредственно к викарию, к-рому предоставлялось право назначать, перемещать и увольнять по прошению священников, псаломщиков и учителей на Аляске, вести все церковные дела, обращаться с ходатайством о нуждах пасомых к гражданским властям. В 1900 г. на основании российско-амер. договора от 30 марта 1867 г. был принят гос. закон США о передаче церковных земель и недвижимости в непосредственное ведение правосл. Церкви. В помощь правительственным чиновникам, осуществлявшим топографическую съемку и межевание, а затем оформление и регистрацию гос. патентов на церковные участки, в 1903 г. еп. Тихоном были командированы иером. Антоний (Дашкевич) и свящ. креол Андрей Кашеваров, впосл. директор музея и исторической б-ки в Джуно. К 1926 г. 48 церковно-миссионерским общинам А. в. было передано в общей сложности 627,83 акра церковной земли.

Большое значение для правосл. жителей Аляски приобрел вопрос о школах. Система гос. образования в штате находилась под контролем лиц, получавших содержание от протестант. церквей. В 1906 г. еп. Иннокентий посетил президента Т. Рузвельта, а также Департамент образования и поставил перед правительством США вопрос о необходимости организации для православных на Аляске гражданских школ наряду с теми, к-рые учреждались для верующих др. конфессий.

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916-1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах.

Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к А. в. была присоединена Чукотская миссия, а также переданы выделявшиеся российским правительством средства. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 г. был переведен настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский), впосл. еп. Аляскинский.

После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909-1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916-1920 гг.- еп. Филиппа (Ставицкого). В этот период занимавшее обширную территорию А. в. делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере.

В 1923 г. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 г. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 г. гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 приходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский). По обсуждавшемуся в епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление А. в.

В 1934 г. А. в. было преобразовано в самостоятельную Аляскинскую епархию.

Арх.: Протоколы 5-го Собора Русской Православной Церкви в Северной Америке, 20-23 нояб., 1934 г.; Архив Православной Церкви в Америке. Н.-Й.
Ист.: Американский православный вестник. Рassim.
Лит.: Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Н.-Й., 1944-1945. 2 т.; Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44-55; № 3. С. 69-76; Bensin B. M. Russian Orthodox Church in Alaska, 1794-1967. Sitka, [1967?]; Lickwar V. The Diocese of Alaska in the 20th Century // Оrthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975; Tarasar C. J. et al. Development of the Orthodox Church in America. N. Y., 1975; Gregory (Afonsky), Bish. A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794-1917. Kodiak, 1977; Smith B. S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N. Y., 1980; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. N. Y., 1987; idem. Orthodox Alaska: A Theology of Mission. N. Y., 1992.
Прот. Александр Голубов
Рубрики
Ключевые слова
См.также