АРСЕНИЙ
Том III , С. 409-416
опубликовано: 13 февраля 2009г.

АРСЕНИЙ

Содержание

(Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

Арсений (Стадницкий), архиеп. НовгородскийАрсений (Стадницкий), архиеп. Новгородский

30 дек. 1895 г. еп. Нарвским Иоанном (Кратировым) в Александро-Невской лавре Стадницкий был пострижен в монашество с именем в честь свт. Арсения Тверского. 31 дек. рукоположен во иеродиакона, 1 янв. следующего года - во иеромонаха. 18 сент. 1896 г. назначен ректором Новгородской ДС, 13 окт. возведен в сан архимандрита, через 10 дней назначен настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря. 10 янв. 1897 г. А. был переведен в МДА на должность инспектора и одновременно в звании ординарного профессора возглавил кафедру библейской истории, 3 марта следующего года назначен ректором МДА. В марте 1898 г. А. организовал народные чтения для жителей Сергиевского Посада, в чтениях наряду с преподавателями участвовали студенты МДА, вскоре была открыта академическая Покровская церковноприходская школа для неимущих жителей Посада с воскресной школой при ней. Большое значение в жизни МДА имела работа философского кружка, открытого в 1899 г., и первое научное паломничество преподавателей и студентов МДА во главе с ректором в 1900 г. на Св. землю и на Афон, во время к-рого А. сослужил К-польскому Патриарху Иоакиму III при освящении Андреевского собора рус. Андрея апостола скита на Афоне. А. заботился о материальном положении студентов: в 1901 г. в МДА были учреждены полные стипендии для тех учащихся, кто не находился на казенном обеспечении. Среди учеников А., сохранивших любовь к своему наставнику на протяжении всей жизни,- Алексий (Симанский), буд. Патриарх Московский и всея Руси, Арсений (Жадановский).

18 февр. 1899 г. А. был назначен епископом Волоколамским, 3-м викарием Московской епархии с оставлением в должности ректора МДА, хиротония состоялась 28 февр. в Христа Спасителя храме. 5 дек. 1903 г. А. был переведен на самостоятельную Псковскую кафедру. Расставаясь с академией, А. пожертвовал 1000 р. на исследование по истории МДА в связи с приближающимся столетием (1914), по 500 р. на академическую б-ку и Покровскую церковноприходскую школу, 500 р. на памятник проф. прот. Д. Ф. Голубинскому. 21 дек. за прощальной литургией в Троицком соборе ТСЛ А. рукоположил иеродиак. Алексия (Симанского) во иеромонаха, 30 дек. прибыл во Псков.

На Псковской кафедре: 1903-1910 гг.

А. полагал, что «пастырям Церкви необходимо поднять свой научный уровень, расширить свой духовный кругозор и объединиться между собой для совместной работы на благо Церкви и пользу русского народа» (Великолукский филиал ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 282. Л. 48). Особенно нуждались приходы в подготовленных низших членах церковного клира. Будучи знатоком уставного богослужения, А. обращал особое внимание на правильную постановку церковного пения, на подготовку псаломщиков и регентов, для чего создал во Пскове псаломщическую школу. Летом 1904 г. во Пскове состоялся съезд учителей церковного пения, 6 сент. следующего года было освящено здание певч. школы, получившей по имени ее основателя наименование «Арсениевской». Много сил А. отдавал устройству церковноприходских школ, организации преподавания Закона Божия в светских учебных заведениях. 9 авг. 1906 г. трудами архипастыря был открыт Псковский церковно-археологический музей.

Прот. Георгий и Мария Авксентьевна СтадницкиеПрот. Георгий и Мария Авксентьевна Стадницкие

В связи с началом русско-япон. войны А. призвал духовенство епархии стать первыми жертвователями в губернии на военные нужды. Помимо материальной помощи рус. войскам, направлявшейся Псковской консисторией, значительные средства шли от организованного А. при Псковском жен. епархиальном уч-ще благотворительного об-ва «Дамский комитет для помощи армии». Революционные события 1905 г., манифест об учреждении Гос. Думы, а также появление радикально-реформационного движения в Церкви, объединенного вокруг «группы 32 санкт-петербургских священников» (см. Союз церковного обновления), вызвали брожения и во Псковской епархии. В нач. лета 1905 г. А. организовал первое пастырское епархиальное собрание, на к-ром призвал духовенство и паству с осторожностью относиться к происходящим социальным изменениям.

14 янв. 1906 г. А. был назначен присутствующим в Синоде и Председателем (до 1907) Учебного комитета «с оставлением за ним управления епархией», а также членом особого Присутствия по подготовке буд. Всероссийского Поместного Собора, 6 марта А. стал членом постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия, возглавив в нем отдел церковно-учебных заведений. Принимая участие в заседаниях Святейшего Синода, А. видел мн. нестроения церковной жизни нач. XX в., связанные с безграничной властью обер-прокурора, при к-ром члены Синода, по словам А., «являются в качестве статистов». В 1907 г. А. был избран членом Гос. Совета от курий монашествующего духовенства. В Гос. Совете А. отстаивал принцип единения власти и правосл. Церкви, необходимость сохранения за правосл. Церковью статуса государственной, выступал против принятия закона о правовом статусе старообрядческих общин (см. Старообрядчество), против закона о переходе из одного вероисповедания в другое, предлагал принять новое законодательство по борьбе с пьянством в России, неоднократно выступал против расширения продажи крепких напитков.

Ректор МДА Арсений (Стадницкий), еп. Волоколамский, и профессор МДА А. П. Соколов (справа)Ректор МДА Арсений (Стадницкий), еп. Волоколамский, и профессор МДА А. П. Соколов (справа)

3 нояб. 1904 г. А. был удостоен степени д-ра церковной истории за соч. «Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви». К этому времени научные труды А. получили высокую оценку: он был почетным членом МДА и КДА, членом имп. Палестинского правосл. об-ва и мн. др. научно-общественных орг-ций, его докт. дис. была отмечена Уваровской премией Российской имп. АН и медалью «Bene Merente» 1-й степени, присуждавшейся румын. королевским домом за выдающиеся научные труды.

31 янв. 1907 г. А. был возведен в сан архиепископа. 5 нояб. 1910 г. переведен на Новгородскую кафедру, 22 нояб. он покинул Псковскую епархию, оставив на церковно-просветительские и благотворительные нужды 3000 р.

На Новгородской кафедре (до ареста): 1910-1920 гг.

Одним из первых дел А. в Новгороде стало сооружение епархиального дома. Существовавшее ранее одноэтажное здание, построенное в 1826 г., было непригодно для задач епархиальной жизни нач. XX в., когда регулярно проводились съезды и собрания духовенства, религ. беседы; новые помещения требовались также для многочисленных епархиальных архивов. Возведение здания велось по проекту архит. Н. К. Рагулина с использованием новейших достижений техники. На торжественном открытии епархиального дома 2 дек. 1912 г. присутствовало ок. 3 тыс. гостей, в т. ч. С.-Петербургский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), обер-прокурор Синода В. К. Саблер. По благословению Синода дом был назван «Арсениевским». В нем расположились зал-аудитория для лекций, бесед и собеседований, консистория, училищный и миссионерский советы, б-ка, иконно-книжная лавка епархиального братства Св. Софии, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских ЕВ», неск. покоев предназначалось для приезжавших в епархиальное управление священнослужителей.

Арсений (Стадницкий), архиеп. ПсковскийАрсений (Стадницкий), архиеп. Псковский

В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей.

В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь, обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия. 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы.

15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский, профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский, среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов, Л. А. Мацулевич, Н. П. Сычёв, П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря, Сковородского мон-ря, Реконской пуст. В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

Члены Гос. Совета от духовенства. Сидят (слева направо): архиеп. Новгородский Арсений, архиеп. Варшавский Николай, еп. Вологодский Никон; стоят: протоиереи Трегубов, Беликов, Буткевич. Фотография. 30 мая 1912 г.Члены Гос. Совета от духовенства. Сидят (слева направо): архиеп. Новгородский Арсений, архиеп. Варшавский Николай, еп. Вологодский Никон; стоят: протоиереи Трегубов, Беликов, Буткевич. Фотография. 30 мая 1912 г.

Одну из важнейших задач своей архипастырской деятельности А. видел в укреплении религиозно-нравственного начала в своей пастве и просвещении народа. Поэтому А. много внимания уделял устроению правильного преподавания в церковноприходских школах и Закона Божия в народных школах: в нач. 1911 г. он опубликовал в «Новгородских ЕВ» статью «О надзоре за преподаванием Закона Божия в народных школах», 18 февр. издал распоряжение о введении этой дисциплины в гражданских начальных школах епархии. А. активно содействовал развитию церковно-певч. культуры, особенно в церковноприходских школах, т. к. их ученики составляли значительную часть церковных хоров. 4 апр. 1912 г. при обсуждении проекта закона о начальном образовании в Гос. Совете А. настаивал на обязательности преподавания пения в народных школах. В Новгородской губ. проводились певч. съезды с одновременной организацией краткосрочных певч. курсов, 18 сент. 1911 г. при новгородском архиерейском доме в Лихудовском корпусе были открыты курсы для псаломщиков на 25 чел. По инициативе А. в Софийском (со 2 окт. 1911) и Знаменском соборах (с 7 окт. 1911) регулярно проводились религиозно-нравственные беседы, 20 авг. 1912 г. были учреждены Новгородские миссионерские курсы для духовенства. Много сил отдавал А. борьбе с пьянством, он возглавлял Новгородское епархиальное братство трезвости, был членом губернского комитета попечительства о народной трезвости, председателем открывшегося 6 авг. 1912 г. в Москве Всероссийского съезда практических деятелей в борьбе с алкоголизмом на началах религиозно-нравственных.

7 июня 1911 г. А. освятил мраморный крест в основание закрытой в 1764 г. Антониевой Черноезерской пуст. в Череповецком у., призванной осуществлять правосл. миссию среди беспоповцев Спасова согласия, имевших в этом крае скиты. Начальное управление пустынью А. поручил игум. Леушинского мон-ря прп. Таисии (Солоповой). В сент. 1911 г. группа старообрядцев-беспоповцев Старорусского у. через епархиальный миссионерский совет обратилась к А. с прошением принять их в лоно правосл. Церкви и разрешить строительство единоверческого храма в дер. Соловьёво. Просьба была удовлетворена, 12 мая 1913 г. состоялась торжественная закладка Феодоровского храма.

Вскоре после назначения на кафедру А. возглавил Новгородское отд-ние Палестинского об-ва. В «Новгородских ЕВ» по его благословению появился раздел, посвященный Св. земле. А. поддерживал дружеские отношения с иерархами Вост. Православных Церквей. Со времени паломничества в 1900 г. в Палестину А. был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом, Иерусалимским Патриархом Дамианом, а также Александрийским Патриархом Фотием. В 1913 г. принимавший участие в праздновании 300-летия дома Романовых Патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апр. возглавил хиротонию архим. Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В период осуществления реформ П. А. Столыпина А. призывал новгородскую паству помогать переселявшимся в Сибирь и на Дальн. Восток безземельным крестьянам, жертвовать средства на возведение храмов в этих регионах. В годы первой мировой войны А. нес попечение об открытии лазаретов для раненых, в т. ч. в Юрьевом новгородском мон-ре и Арсениевском епархиальном доме, совершал в них молебны, напутствовал отправлявшиеся на фронт гарнизоны и посещал раненых в лазаретах. Организовывая сбор средств на нужды фронта, обращался к настоятелям мон-рей и храмов Новгородской епархии с просьбой передавать доходы на нужды армии. По инициативе А. в 1915 г. Саввин вишерский мон-рь близ Новгорода был предоставлен для эвакуированных 200 насельниц жен. обителей Риги и Митавы. В том же году под председательством А. был организован комитет по оказанию помощи беженцам. Увеличились церковные сборы в пользу Красного Креста, поступали отчисления из епархиальной кассы на поддержку обездоленных.

Слова и речи А. собраны в одном из лучших проповеднических сборников нач. XX в. «На духовной страде» (СПб., 1914), включающем в себя проповеди в дни двунадесятых праздников, рассуждения о памятных событиях церковной и гражданской истории, пастырские поучения.

Труды А. были отмечены орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом св. Анны 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 2-й степени, тур. орденом Меджидие 1-й степени, а также мн. дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении. А. являлся почетным членом КДА (1900), СПбДА (1910), КазДА (1910), Псковского археологического об-ва, губернского статистического комитета (1904), Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА (1909), Археологического русского ин-та в К-поле (1910-1913), имп. Русского археологического об-ва (1913), почетным или действительным членом правосл. братств и орг-ций: Богоявленского братства при КДА (1896), Палестинского об-ва (1900), московского Общества любителей духовного просвещения (1900-1902, 1905), братства прп. Сергия Радонежского при МДА (1907), Холмского правосл. Свято-Богородицкого братства (1915). Труды А. на ниве благотворительности также отмечены почетным членством в Новгородском управлении российского Красного Креста об-ва (1901) и в Александро-Мариинском доме призрения (1902).

15 апр. 1917 г. обер-прокурор В. Н. Львов огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, увольнении его членов (в т. ч. А.) и о созыве на летнюю сессию новых членов во главе с постоянным членом Синода архиеп. Карталинским, экзархом Грузии Платоном (Рождественским). 26 апр. 1917 г. состоялось первое заседание Синода нового состава, было принято послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Церкви, в к-ром важнейшей задачей объявлялась подготовка к Поместному Собору. Синод также постановил, что все правящие архиереи РПЦ должны быть утверждены на своих кафедрах или переизбраны на созванных в кратчайший срок епархиальных съездах духовенства и мирян. Вернувшись в Новгород, на собрании клириков епархии 26 марта А. информировал духовенство о переменах во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, призвал к осмотрительности в реформировании церковной жизни. Новгородский епархиальный съезд, открывшийся 24 мая 1917 г. в мон-ре Антония Римлянина, подавляющим большинством голосов 31 мая избрал А. на Новгородскую кафедру, вместо консистории был избран епархиальный совет.

В июне-июле 1917 г. в Петрограде под председательством А. проходили заседания Предсоборного совета, на к-рых обсуждались наиболее важные вопросы церковной реформы, в частности правовой статус РПЦ при новом гос. строе. Излагая позицию Предсоборного Совета по данной проблеме на заседании 13 июля 1917 г., А. утверждал: «Церковь должна быть автономной в своей внутренней жизни, но это не значит, что Церковь должна быть отделена от государства, союз Церкви с государством может быть не внешним, а внутренним. И государство не будет считать Церковь своим ведомством, но дружелюбно будет относиться к Церкви, признавая ее культурно-просветительское значение и не отказывая ей в материальной помощи» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. № 234. Л. 20).

15 авг. 1917 г. открылся Поместный Собор Православной Российской Церкви. Избранный товарищем (заместителем) Председателя Собора, А. возглавил 2 соборных отдела: «Правовое положение Церкви в государстве», на к-рый возлагалась задача выработать проект определения Собора о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, и Издательский отдел. После обсуждений 2 дек. 1917 г. на Соборе было принято определение «О правовом положении Российской Православной Церкви», содержавшее требование обязательной принадлежности главы гос-ва, министров исповеданий и народного просвещения (и их заместителей) к правосл. вероисповеданию; объявление правосл. календаря государственным, а правосл. праздников неприсутственными днями; сохранение прежнего порядка записи и учета актов гражданского состояния в церковных приходах; сохранение в гос. школах обязательного преподавания Закона Божия; сохранение института правосл. военного духовенства и прав юридического лица за правосл. установлениями; незыблемость церковной собственности и льготное налогообложение Церкви; выделение гос. субсидий на нужды Церкви; сохранение за Церковью первенствующего положения. Определение отстаивало традиц. для России союз правосл. Церкви и гос-ва.

После того как члены Поместного Собора узнали о низложении Временного правительства в Петрограде (см. Октябрьская революция 1917 г.), на заседании 30 окт. 1917 г. было принято решение немедленно приступить к избранию Патриарха. 31 окт. тайным голосованием были определены 3 кандидата на Патриарший Престол: А., митр. Тихон и архиеп. Антоний (Храповицкий). По свидетельству митр. Евлогия (Георгиевского), А. «возможности стать Патриархом ужасался и только молил Бога, чтобы «чаша сия миновала» его». 5 нояб. в храме Христа Спасителя жребием на Патриарший Престол был избран митр. Тихон, 21 нояб. состоялась интронизация. 28 нояб. А. был возведен в сан митрополита и с этого времени председательствовал на большинстве соборных заседаний, 7 дек. 1917 г. А. был избран членом Свящ. Синода.

По окончании 1-й сессии Собора 11 дек. 1917 г. А. прибыл в Новгород, где устанавливалась советская власть. 7 янв. 1918 г. были проведены обыски в квартирах преподавателей Новгородской ДС, мн. горожане вышли на площадь к зданию бывш. Дворянского собрания, где с дек. 1917 г. размещался исполнительный комитет совета рабочих и солдатских депутатов, и потребовали прекращения обысков и освобождения арестованных представителей общественных орг-ций, выступивших в защиту Учредительного собрания. Когда люди появились на площади, началась стрельба из пулеметов, были убитые и раненые. Только благодаря переговорам А. и еп. Алексия (Симанского) с председателем исполкома совета удалось остановить кровопролитие.

15 янв. 1918 г. А. выехал в Москву на 2-ю сессию Поместного Собора, где руководил работой пленарных заседаний. В повестку дня сессии включены были вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов, однако главным вопросом стало обсуждение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятого Совнаркомом. В постановлении Собора декрет характеризовался как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения» и всякое участие в его проведении расценивалось как несовместимое с правосл. исповеданием, караемое вплоть до отлучения от Церкви. Приняты были также определения «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» (18 апр. 1918), «О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни» (19 апр. 1918). 15 (28) февр.1918 г., выступая на торжественном заседании, посвященном памяти убиенного в Киеве сщмч. Владимира (Богоявленского), А. подчеркнул: «Такие жертвы, какова настоящая, никого не устрашат, а напротив, ободрят верующих идти до конца путем служения долгу даже до смерти!» 6 марта (21 февр.) А. был избран в Высший церковный совет от Свящ. Синода, 18 апр. принял участие в деянии Собора о прославлении в лике святых еп. Иркутского Софрония (Кристалевского).

По окончании 2-й сессии Собора А. 25 апр. вернулся в Новгород. 28 июня в Десятинном мон-ре под председательством А. прошло епархиальное собрание, на к-ром архиерей рассказал о работе Собора, восстановлении Патриаршества и о декрете Совнаркома, на собрании был избран епархиальный совет во главе с прот. Иоанном Семёновским. Вскоре А. вновь выехал на заседания Собора в Москву. В кон. сент. 1918 г. А. был назначен председателем образованного при ВЦУ Школьно-просветительского отдела, 28 марта 1919 г.- председателем комиссии для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе совр. пастырей. В сент. 1918 г. Поместный Собор завершил свою работу, но А. не смог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. В дек. 1918 г. свт. Тихон поручил А. дело «оживления церковного учительства» в храмах 8-го благочиния Москвы: участие в воскресных и праздничных богослужениях, произнесение проповедей и совершение бесед с паствой.

Временное управление Новгородской епархией А. возложил на еп. Тихвинского Алексия (Симанского), к-рый осуществлял руководство епархией в 1917 г., между архиереями продолжалась активная переписка. 3 июня 1918 г. Новгородский губисполком издал постановление о передаче в ведение Отдела народного образования зданий Арсениевского епархиального дома, Новгородской ДС и ДУ, в помещениях епархиального дома открылся Дом искусств, в семинарии поселились красноармейцы, церковно-ликвидационный подотдел наложил арест на всю переписку и канцелярию митрополита. Осенью 1918 г. в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и мон-рей, преобразование их в трудовые коммуны, к кон. 1918 г. в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев), сщмч. Павел Кушников, сщмч. Иоанн Иванов, игум. Ферапонтова мон-ря прмц. Серафима (Сулимова) и др.

После постановления Наркомата юстиции от 14 февр. 1919 г. по всей России началась кампания по вскрытию мощей. В Новгородской епархии зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского, прав. Иакова Боровичского, святых, почивавших в Софийском соборе. В этих условиях Патриарх Тихон 17 февр. 1919 г. обратился к епархиальным архиереям с указом, в к-ром предписывал «по обстоятельствам времени… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где признано будет… необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду» (Акты свт. Тихона. С. 158). В личном разговоре с еп. Алексием (Симанским) А. определил, какие меры должны быть приняты в Новгородской епархии во исполнение послания Патриарха. В февр.-марте еп. Алексий и клирики епархии освидетельствовали мощи в Софийском соборе Новгорода, в Сковородском и Антониевом мон-рях, изъяли из рак вату, лишние пелены и др. предметы.

Аресты, судебные процессы, ссылка

5 янв. 1920 г. А. был вызван из Москвы в Новгород, 20 янв. арестован, 27 янв. освобожден, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома контролировал его деятельность, ограничивая передвижение по епархии. Верующие неоднократно обращались к властям с просьбами разрешить А. выезжать на служение в приходы епархии. Уступая этим просьбам, власти регулярно выдавали архипастырю удостоверение на посещение городов и сел епархии. На Вербное воскресенье 1920 г. А. возглавил в Новгороде хиротонию архим. Тихона (Тихомирова) во епископа Череповецкого, викария Новгородской епархии. С июля по окт. 1920 г. А. неоднократно выезжал на неск. дней в Грузино, Борисово, Косино, Бологое, Ст. Руссу, совершал богослужения в Софийском соборе.

1 июня 1920 г. помещение Новгородского епархиального совета было подвергнуто обыску, представитель новгородских властей произвел ревизию, изъятие документов и книг, 15 сент. помещение совета было опечатано, совет ликвидирован. 1 нояб. 1920 г. в Новгороде начался судебный процесс, в к-ром еп. Алексий (Симанский), архимандриты Никодим и Анастасий, игумены Гавриил и Митрофан обвинялись в тайном освидетельствовании мощей святых в Софийском соборе перед их офиц. вскрытием, А. был привлечен в качестве свидетеля. Обвиняемые были осуждены, постановлением ВЦИК от 6 нояб. 1920 г. амнистированы.

В февр. 1921 г. в помещении бывш. Арсениевского дома начался судебный процесс над А., еп. Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым, обвиненными в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства». Нарушение декрета заключалось в том, что А. «утверждал журналы епархиального совета... рассылал от своего и совета имени указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников». Кроме того, А. был обвинен в том, что издаваемые им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, что поручал строительно-хозяйственные дела благочинным, следов., в епархии велось храмостроительство, что он не запретил принимать сборы и пожертвования на упраздненные учреждения епархии, в т. ч. братство Св. Софии. А. виновным себя не признал. 19 февр. 1921 г. трибунал признал всех подсудимых виновными, но, учитывая амнистию ВЦИК от 6 нояб. 1920 г., наказание было определено условным. Наряду с условным осуждением на 5 лет А. предписывалось выехать на постоянное жительство в Архангельскую губ. В кассационной жалобе, направленной в Наркомат юстиции, А. писал о невозможности 2 наказаний за одно преступление. Кассационный трибунал ВЦИК на заседании 15 июня 1921 г. рассмотрел решение Новгородского ревтрибунала и отменил ссылку в Архангельск.

23 февр. 1922 г. был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья и Предуралья. Откликаясь на воззвание Патриарха Тихона от 28 февр., А. приступил к организации Новгородского комитета помощи голодающим, о чем составил обращение к верующим епархии, но оно не было разрешено к публикации в печати, тогда А. принял решение проповедовать о посильных пожертвованиях во время богослужений. В марте 1922 г. в газ. «Звезда» (№ 65) было опубликовано послание А., в к-ром говорилось о необходимости сбора средств: «Пожертвования могут быть деньгами, вещами и продовольствием... Святейший Патриарх благословил духовенству... приносить в жертву голодающим и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». В апр. 1922 г. А. передал в губернский комитет помощи голодающим личные драгоценности: золотой крест с 11 бриллиантами, золотой наперсный крест, золотую панагию с золотой цепью. Примеру архипастыря последовали мн. новгородские священники. Предвидя возможное сопротивление верующих изъятию ценностей, А. по предложению зам. председателя губисполкома П. Т. Терешкова неск. раз обращался к пастве с воззваниями, в к-рых просил «не допускать... насилия в той или иной форме - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики» (Звезда. 1922. № 86. С. 1). Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей, в к-рую были включены 4 священнослужителя, выработала положение об изъятии и учете ценностей: верующие и духовенство были допущены к учету и упаковке ценностей, к участию в делегациях, сопровождавших ценности в центр. Особо оговаривалось, что перенос мощей при извлечении из рак «производится исключительно духовенством».

В нек-рых местах при изъятии произошли столкновения между отрядами милиции и верующими, имелись человеческие жертвы. 16-19 марта 1922 г. в Ст. Руссе верующие оказали сопротивление властям. В результате расследования, проведенного выездной сессией губернского ревтрибунала, было арестовано 22 чел., в т. ч. священники В. Пылаев и В. Орлов. Трибунал приговорил священников и одного мирянина к расстрелу (позднее Пылаев и Орлов были помилованы), остальным назначил различные сроки заключения. Особым постановлением к уголовной ответственности привлекались Патриарх Тихон, А. и вик. Новгородской епархии еп. Старорусский Димитрий (Сперовский). Материалы, собранные в губернии, переправлялись для предварительного следствия в Верховный трибунал при ВЦИК. В кон. мая 1922 г. А. был признан виновным.

Арсений (Стадницкий), митр. Ташкентский. Фотография. 1933–1936 гг.Арсений (Стадницкий), митр. Ташкентский. Фотография. 1933–1936 гг.

2 июля 1922 г. по вызову ГПУ А. приехал в Москву. Созданное к этому времени в Новгороде обновленческое епархиальное управление 4 июля захватило митрополичью канцелярию, в нач. авг. на Всероссийском съезде «Живой церкви» А. в числе др. архиереев был уволен на покой. 22 марта 1923 г. в Москве А. был арестован по делу Патриарха Тихона о сопротивлении изъятию церковных ценностей и помещен в Бутырскую тюрьму. На единственном допросе 23 марта А. виновным себя не признал, указав, что на Поместном Соборе 1917-1918 гг. он «лично восставал против обсуждения вопросов политического характера, хотя и не всегда успешно». По поводу освидетельствования мощей А. повторил, что это право церковной власти. 10 янв. 1924 г. А. был освобожден, но 15 янв. вновь арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. 28 марта Комиссией НКВД СССР А. был осужден на 3 года высылки в Бухару, проживал в Полторацке (совр. Ашхабад). 5 дек. 1925 г. в соответствии с завещанием Местоблюстителя Патриаршего престола митр. сщмч. Петра (Полянского) А. был назначен 3-м кандидатом на должность Местоблюстителя. В 1926 г. переведен в Ташкент, где и находился безвыездно до своей кончины, постановлением ОСО при ОГПУ СССР от 28 марта 1927 г. А. разрешалось свободное проживание в пределах Ср. Азии.

В 20-х - нач. 30-х гг. А. оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиеп. Хутынского Алексия (Симанского). В мае 1927 г. А. был включен во Временный Патриарший Свящ. Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, А. не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но он никогда не ставил под сомнение полномочия митр. Сергия. Подпись А. стоит под «Декларацией» митр. Сергия и Синода от 29 июля 1927 г.

Ташкентская кафедра: 1933-1936

Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II могилы митр. Арсения (Стадницкого). Ташкент. 11 нояб. 1996 г.Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II могилы митр. Арсения (Стадницкого). Ташкент. 11 нояб. 1996 г.После кончины митр. Ташкентского Никандра (Феноменова) 11 авг. 1933 г. на освободившуюся кафедру был назначен А. с титулом «Ташкентский и Туркестанский». Новгородскую кафедру занял архиеп. Алексий (Симанский). За ревностное служение указом Синода от 9 мая 1934 г. А. был награжден правом ношения двух панагий, в 1935 г.- правом предношения креста за богослужением. В Ташкенте А. много внимания уделял церковному пению, любил управлять хором, часто пел на клиросе. Несмотря на, казалось бы, совершенную невозможность развивать церковную науку, А. пытался поощрять церковно-исторические исследования. По отзыву А. 2-ю часть работы «Святые Вологодского края» (Ч. 1 опубл.: М., 1895) ее автор прот. Н. Коноплёв в 1935 г. был удостоен Синодом степени магистра богословия.

Предчувствуя кончину, А. просил близкого ему свящ. Александра Щербу похоронить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы. А. скончался от кровоизлияния в мозг, погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище около могилы митр. Никандра. Мн. годы могилы иерархов находились в забвении, в послевоенное время были приведены в порядок, а в год столетия Ташкентской епархии (1971) были украшены новыми надгробиями.

В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новгороде состоялись Первые, в 1995 г.- Вторые Арсениевские чтения. На бывш. Арсениевском доме установлена мемориальная доска. 11 нояб. 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II посетил Александро-Невское кладбище Ташкента и отслужил литию по всем церковным пастырям, подвизавшимся на узбекской земле.

Арх.: АПРФ. Ф. 3; ГАНО. Ф. Р.- 213, 268, 822, 1558, 480, 481, 482, 483, 835; ГАРФ. Ф. 130, 550 [Арсений, митр. Новгородский и Старорусский], 1005, 1064, 1235; ЦА ФСБ. ДН-1780.
Соч.: Дневник студента - паломника на Афон // ТКДА. 1885. № 6, 7, 9; 1886. № 1, 2, 4-8; Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митр. Кишиневский. Кишинёв, 1894; В стране священных воспоминаний. Серг. П., 1902; Из современной церковной жизни в Румынии. Серг. П., 1902; Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. 2 т.; На духовной страде: Слова и речи. СПб., 1914. Т. 1; Пг., 1914. Т. 2; Воззвание к новгородской пастве // Звезда. Новгород, 1922. № 65; Второе воззвание к новгородской пастве // Там же. № 82; Третье воззвание к новгородской пастве // Там же. № 86; Митрополит Арсений о государстве и Церкви // София. Новгород, 1993. № 4.
Ист.: Корсунский И. Н. Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии // БВ. 1899. № 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета) // Звезда. Новгород, 1921. № 32; К делу епархиального совета // Там же. № 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс) // Там же. 1922. № 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей) // Там же. № 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей // Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. № 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А., прот. Из Среднеазиатской епархии // ЖМП. 1947. № 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // София. 1997. № 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли // Там же. 1998. № 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг. // ИА. 2000. № 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000.
Лит.: Бенеманский М. И. Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский. Ч. 1; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И. Д. Митрополит Арсений // София. Новгород, 1992. № 3; она же. Дело митрополита Арсения Стадницкого // ВИ. 1999. № 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А. Новгородская епархия в 1917-1919 годах // София. Новгород, 1993. № 6, 7; Гросул В. Я. Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей // Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2000. Ркп.
Иером. Фотий (Нечепоренко)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
  • АНТОНИЙ (Вадковский; 1846-1912), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский
  • БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских)
  • ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
  • ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф
  • ЕВГЕНИЙ (Решетников Валерий Германович; род. 1957), митрополит Таллинский и всея Эстонии
  • ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов
  • ЕВСЕВИЙ (Орлинский Евфимий Поликарпович; 1806 - 1883), архиеп. Могилёвский и Мстиславский
  • ЕВСЕВИЙ (Саввин Николай Афанасьевич), митр. Псковский и Порховский
  • ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский