Афанасий Ся́ндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского, присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра (Ɨ 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. № 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в.
Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии (Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь, где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп. Александра (1577). Из грамоты следует, что к 1553 г. в Сяндемском мон-ре было 8 келий, в к-рых жили 10 монахов, занимавшихся земледелием. Местные жители, недовольные появлением мон-ря, написали жалобу Новгородскому архиеп. Пимену (Чёрному), будто бы А. С. построил пустынь на земле, принадлежавшей новгородскому архиерейскому дому. А. С. был вынужден оставить пустынь и уйти в Александров Свирский мон-рь, где вскоре стал игуменом. В 1577 г. преподобный получил грамоту от архиеп. Александра, согласно к-рой «олончане» дали святому Сяндемскую пуст. «на государьское богомолье и себе на прибежище». За мон-рем была закреплена земля «на версту во все стороны» с пашнями, лугами, рыбными ловлями и др. угодьями; мон-рь освободили от пошлин и повинностей в пользу Новгородского архиепископа, а также от мирских поборов. По преданию, последние годы жизни А. С. провел в уединении на одном из островов Сяндемского оз., к-рый с тех пор стал называться Святым. Преподобный был похоронен в Сяндемской пуст.
Впосл. над местом погребения А. С. поставили деревянную ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В нач. XVIII в. пустынь полностью выгорела. В 1720 г., когда начали строить новую церковь, во время копания рва под фундамент были обретены полностью нетленные мощи А. С., даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника были совершенно целы. Неск. суток св. мощи были выставлены для поклонения и потом погребены в прежней могиле. 9 мая 1720 г. Корельский и Ладожский еп. Аарон (Еропкин) освятил новопостроенную церковь также во имя Афанасия и Кирилла Александрийских. Мощи А. С. находились в храме за правым клиросом у юж. стены, над ними была поставлена рака. На раке и перед ней на стене помещались иконы А. С., за левым клиросом находилась икона с изображением явления Пресв. Богородицы преподобным Александру Свирскому и А. С.
С именем преподобного местное предание связывало 2 каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского оз. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и А. С., когда они посещали друг друга. Считалось, что ц. во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время А. С. поставил крест и предсказал постройку храма.
Местное прославление А. С. предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования к-рым были установлены соответственно в 1974 и 1999 гг.
Иконография. Сохранились в основном изображения А. С. среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упоминается образ преподобного XIX в. «на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. № 174). Подобное изображение А. С. в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 г. (Адарюков, Обольянинов. С. 88). На иконе олонецких чудотворцев 2-й пол. XIX в. из ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске А. С. изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая (Опись имущества ц. вмц. Екатерины. 1988 г. № 174). Образ преподобного представлен на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из Валаамского мон-ря (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия), кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками.