(† после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» (Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича. Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» (Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.
Житие К. не сохранилось или не было написано. В «Патерик Новгородских чудотворцев» 1831 г. под 9 мая входит «Житие преподобного отца нашего Киприана, Сторожевского чудотворца», но оно представляет собой краткое сообщение об основании мон-ря и о преставлении святого: «Сей преподобныи Киприан имел жительство при Ладожском езере в местечке, именуемом Сторожка, от Нева града растоянием в (в рукописи пробел.- А. П.) верстах, где и основал Николаевский монастырь, коего и мощи по преставлении его во оном погребены, но когда неизвесно» (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 56 об.).
В Приладожье бытовали устные предания о К., к-рые неоднократно фиксировались в этнографической и историко-церковной лит-ре XIX-XX вв. (наиболее раннюю фиксацию предания см. в кн.: Дамаскин (Кононов), игум. Ондрусова-Николаевская пуст.: Ист.-стат. очерк. СПб., 1856). Согласно этим рассказам, до пострига К. был разбойником (мирское имя - Косма), пристанище имел на Стороженском мысе, грабил суда, проходившие из Свири в Волхов. Под влиянием прп. Адриана Ондрусовского К. покаялся, принял постриг и основал мон-рь на месте бывш. разбойничьего жилища. По др. версии, К. во время бури на Ладоге дал обет свт. Николаю Мирликийскому оставить разбойничий промысел и основать обитель в его честь. С преданиями о К. связаны местные топонимы: «Разбойничий мыс» - название мыса недалеко от мон-ря и «Разбойницкий носок» - название бухты.
По сведениям кон. XIX в., молебнов К. не служили, местные жители называли святого «просто отцом Киприаном» (Мордвинов. 1888. С. 115). Е. Е. Голубинский поместил К. в список «почитаемых усопших» (Голубинский. Канонизация святых. С. 331). Под 2 нояб. память К. отмечена в иконописном подлиннике XVIII в.: «Преподобнаго отца нашего Киприана, строителя Никольскаго монастыря Сторожевскаго, иже на Ладогском езере, Новогородскаго чудотворца, от Свирскаго монастыря 60 поприщ» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38). В иконописных подлинниках память К. встречается под 2 нояб.
В 1722 г. Стороженский мон-рь был приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в 1726 г. вновь стал самостоятельным. Не позднее 1741 г. обитель приписали к Александрову Свирскому монастырю. С 1764 г. Стороженский мон-рь находился в ведении епископа Олонецкого и Каргопольского. В 1778 г. упразднен и обращен в приход, который в 1832 г. был приписан к Преображенскому приходу с. Загубье.
Канонизация К. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г. (Собор известен с 1831). В наст. время реставрируется бывш. монастырская Никольская ц. (богослужение в ней совершается с 2001), для местного ряда иконостаса написаны икона «Прп. Киприан Стороженский и свт. Николай Угодник» и житийный образ прп. Кассиана. 21 авг. 2012 г. в дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл. был освящен храм в честь К. на предполагаемом месте его погребения. 12 июня 2010 г. в дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл. перед ц. Рождества Христова был установлен памятник К., камень для подножия памятника был привезен из дер. Сторожно.
Ранние иконы К. неизвестны. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 2 нояб. по облику святой уподобляется сщмч. Антипе, еп. Пергамскому: «...подобием сед, брада аки священномученика Антипы, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 37-38); «Сед, Антипы, в схиме, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 80 об.).
Наиболее ранние изображения преподобного сохранились в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», очевидно разработанной на Валааме или в с.-петербургской мастерской Пешехоновых. 3 иконы этого извода 1876 г. выполнены в живописной манере на золотом фоне. Большая икона работы В. М. Пешехонова и его мастеров происходит из местного ряда ц. Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского Преображенского мон-ря (в наст. время в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). К. написан в 5-м ряду крайним слева, взирает вверх на образ Св. Троицы; у него редкие, слегка волнистые волосы и средней величины борода с проседью, голова не покрыта, лоб с залысинами; на нимбе надпись: «с. Кипрiанъ основ. страж. монас.». На 2 идентичных по иконографии иконах-пядницах этого извода, созданных тогда же в иконописной мастерской Валаамского мон-ря (согласно подписи, «труд валаамских иноков»; находятся в Преображенском соборе Нововалаамского мон-ря и в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия), К. изображен на том же месте, вполоборота вправо, средних лет, в мантии и епитрахили, с широкоскулым лицом, волосы разделены на прямой пробор, борода слегка тронута сединой.
Изредка образ К. можно встретить на иконах «Собор русских святых», создававшихся в XIX в. преимущественно в старообрядческой среде. Так, он представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - оплечно, в куколе, в надписи именуется Новгородским. В составе Собора Новгородских чудотворцев К. присутствует на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (2-й справа в 3-м ряду).
В кон. XX - нач. XXI в. в местах подвижничества К. разработаны новые изводы иконографии, появилось неск. икон, исполненных в древнерус. традициях. В храме-часовне над местом погребения святого на гранитную плиту положен небольшой поясной образ К. в мантии и схимническом куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке. На иконе свт. Николая Чудотворца и К. из Николо-Успенской ц. бывш. мон-ря (находится в нижнем приделе). Святые написаны в рост, внизу, на 1-м плане,- узнаваемый вид монастырского собора и погоста, частично разрушенных временем, с покосившимися крестами. К. предстает храмоздателем с большой одноглавой церковью в правой руке и со свитком в левой (пропорции храмов совпадают). Для ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье создана житийная икона К.: средник с поясным образом святого, держащего свиток в руках, фланкирован слева и справа 6 клеймами, иллюстрирующими события его жизни и чудеса, на верхнем поле - оплечный образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя Стороженской обители. К. изображен с непокрытой головой, шапкой густых волос, разделенных на прямой пробор, и седой раздвоенной бородой.
Кроме того, К. представлен в совр. композициях Соборов С.-Петербургских, Карельских, Новгородских святых. Так, его образ в куколе, со сложенными крестообразно на груди руками помещен крайним справа в 3-м ряду на иконе «Собор Карельских чудотворцев» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. вел. кн. Александра Невского в Петрозаводске, см.: Православная Карелия: [Фотоальбом] / Сост.: В. П. Лобанов, М. С. Скрипкин. Петрозаводск, 2005. С. 2).