ВАРАВВА
Том VI , С. 553
опубликовано: 23 ноября 2009г.

ВАРАВВА

[греч. Βαραββᾶς], преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи. Хотя точная этимология имени остается предметом споров, большинство толкователей склонны считать имя Варавва греч. вариантом арам. патронимического имени    - сын аввы (отца) либо сын Аввы, если арам.  понимать как личное имя (Abrahams. 1924. P. 201-202). Др. полагают, что В. был сыном известного раввина, поскольку слово «авва» часто использовалось при обращении к уважаемым учителям и раввинам. В некоторых лат. рукописях встречается написание имени Варавва с удвоенным «р», это дает основание для предположения, что это имя произошло от имени Бар Рабба(н) - сын учителя (Wilkins. P. 607).

В нек-рых поздних греч. рукописях Евангелия от Матфея (27. 16-17) В. назван «Иисус Варавва» (f1 и нек-рые др.). Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. Мн. совр. исследователи также признают, что первична именно эта полная форма имени «Варавва», позднее она была заменена переписчиками на более краткую, чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к В. (Metzger B. Textual Comment. to the Greek New Testament. Stuttg., 1975. P. 67-68). Т. о., в Евангелии от Матфея противопоставляются 2 лица, носивших одно имя - Иисус: Пилат предлагает толпе сделать выбор между Иисусом, сыном Аввы, и Иисусом, названным Мессией (Albright, Mann. Matthew. P. 343-344).

Отсутствие внебиблейских свидетельств о традиции пасхальной амнистии дало основание нек-рым исследователям утверждать, что рассказ об освобождении узника не имеет под собой исторического основания и создан самими евангелистами в апологетических целях (H. Rigg; H. Maccoby; S. Davies). Однако источники содержат достаточно много примеров того, что на основании народного решения, и именно в вост. части империи, арестованные могли быть освобождены во время языческих праздников (Merkel. S. 309. Anm. 1-4; Merrit. P. 53-68; Colin J. Les villes libres de l'Orient gréco-romain et l'envoi au supplice par acclamations populaires. Brux., 1965. P. 109-152), так что такое освобождение и в праздник Пасхи представляется вполне достоверным.

Лит.: Merkel J. Die Begnädigung am Passahfeste // ZNW. 1905. Bd. 6. S. 293-316; Abrahams I. Barabbas // Studies in Pharisaism and the Gospels. Ser. 2. N. Y., 1924, 1967r. P. 201-202; Rigg H. A. Barabbas // JBL. 1945. Vol. 64. P. 417-456; Maccoby H. Z. Jesus and Barabbas // NTS. 1970. Vol. 16. P. 55-60; Davies S. L. Who is called Bar Abbas? // Ibid. 1980. Vol. 27. P. 260-262; Albrigth W. F., Mann C. S. Matthew: introd., transl. and notes. Garden City, 1984. (The Anchor Bible; 26); Horsley R. A., Hanson J. S. Bandits, Prophets, and Messiahs. Minneapolis, 1985; Merritt R. L. Jesus Barabbas and the Paschal Pardon // JBL. 1985. Vol. 104. P. 57-68; Willkins M. J. Barabbas // ABD. Vol. 1. P. 607; Rilliet F. Barabbas: quel père, quel fils? // Figures du Nouveau Testament chez les Pères. Strasbourg, 1991. P. 209-223. (Cah. de Biblia patristica; 3).
Ю. Г. В.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРИППА I ИРОД (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41 - 44 по Р.Х.)
  • АГРИППА II ИРОД (27 по Р.Х. - 92 по Р.Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.)
  • ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула
  • АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
  • АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств