[арм. Վարագավաճղ], монастырский комплекс, расположенный к юго-востоку от г. Ван (обл. Рштуник, пров. Васпуракан, ныне на территории Турции). Состоит из Верхнего В. (на высоком юж. склоне горы Вараг) и Нижнего В. (у ее зап. подножия). основан в 653 г. отшельниками, жившими на горе Вараг, после обретения части Св. Креста, к-рую, согласно преданию, прмц. Рипсимия спрятала в пещере горы. Обретение сопровождалось появлением 12 световых колонн, к месту чуда поспешили наряду с др. паломниками католикос Нерсес III (Строитель) (641-661/62) и воевода Вард Рштуни, на месте явления они возвели ц. Сурб Ншан (Св. Знамения).
Св. Кресту посвятили праздник Варага Сурб Хач (Явление (или Обретение) Св. Креста на горе Вараг), отмечаемый Армянской Апостольской Церковью между 25 сент. и 1 окт.; в его честь Нерсес III сочинил шаракан (церковное песнопение). После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим Арцруни перевез Св. Крест из В. в Севастию (совр. Сивас), где его сын Атом основал мон-рь Сурб Ншан. После смерти в 1025 г. царя Сенекерима его тело было перенесено и погребено в В., туда же была возвращена и святыня. 2-й раз, опасаясь набега султана Хорасана Джалаледдина Мангуберти в 1231 г., Св. Крест перевезли в царство Кюрикидов (сев. часть совр. Армении), где возник мон-рь Нов. В.
Развитие В., почитавшегося в Васпуракане больше Ахтамара, было связано с царским покровительством, об этом свидетельствует т. н. Евангелие Млке (IX в.), подаренное мон-рю царицей Млке, женой Гагика Арцруни, о чем сказано в колофоне рукописи 922 г. В 946 г. игумен В. был избран католикосом армян (Анания I Мокаци). Мон-рь процветал в XIII в. После монг. нашествия был восстановлен в 20-50-х гг. XIV в. В XVII в. В. перестраивался после землетрясения 1648 г. и к главной церкви был пристроен 4-столпный гавит (притвор) с 2 церквами по сторонам и 3-арочным портиком. В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (католикос Мкртич I Ванеци в 1892-1907), он добился прямого подчинения В. К-польскому арм. патриарху и развернул активную культурно-просветительскую деятельность. Им была основана школа с европ. нормами обучения, где преподавал и арм. писатель-романист Раффи (1835-1888); в 1880 г. на базе школы открылось сельскохозяйственное училище, куда были приглашены преподаватели из Европы, мон-рь приобрел новые угодья для учебной практики. В. неоднократно подвергался разбойным нападениям, особенно в 1896 г., в 1915 г. был покинут. Ныне пребывает в руинах.
Архитектурный ансамбль Нижнего В. отличается компактностью, церковные здания расположены на одной линии по оси север-юг. Древнейшее из сохранившихся сооружений - полуразрушенная ц. Св. Софии в юж. части ансамбля, здание типа купольного зала с одной, зап. парой подкупольных пилонов, построенное в 981 г. Хушуш, дочерью анийского царя Гагика Багратуни и женой царя Васпуракана Сенекерима. К северу расположены ц. св. Ованнеса (X в.), вписанный триконх; главная церковь В., Аствацацин (Богородицы) (XI в.), тетраконх с угловыми нишами, близкий по композиции собору в Аване; с севера к ней примыкает небольшая ц. Сурб Ншан (XI в.) типа купольного зала. Из В. происходят десятки рукописей, в т. ч. иллюминированное Евангелие 1293 г. писца Вардана, «Книга скорбных песнопений» арм. поэта, богослова и гимнографа X в. Григора Нарекаци писца Степаноса (Матен., 1369 г.) и др.