ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ
Том VIII , С. 574-576
опубликовано: 21 апреля 2010г.

ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ

Содержание

[лат. Vitus, Modestus, Crescentia; греч. Βῖτος, Μόδεστος, Κρησκεντία] († ок. 303), мученики (пам. 16 мая, 15 июня). В. род. на Сицилии, в г. Мазара (совр. Мадзара-дель-Валло), в семье знатного язычника Гиласа. Был научен христ. вере своим воспитателем М. и кормилицей К. В 12 (по др. сведениям, в 7) лет он был схвачен по приказу игемона Валериана, к-рый повелел бить отрока железными палками. При этом рука игемона отсохла. В. исцелил Валериана и был отпущен домой. Гилас всячески стремился склонить сына к идолопоклонству, поэтому по божественному указанию В., М. и К. тайно отплыли в Луканию (Юж. Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Вскоре В. стал известен среди местных жителей многочисленными чудотворениями. В это время сын имп. Диоклетиана был одержим беснованием, поэтому за святым были посланы царские слуги, к-рые привели его в Рим. Когда В. изгнал демона, Диоклетиан стал принуждать В. принести жертву языческим богам. Он обещал мученику несметные богатства и половину царства. Получив отказ, император заковал отрока и его воспитателей в тяжелые оковы и заточил в темницу, желая уморить их голодом. Однако в темнице святым явился Иисус Христос с сонмом ангелов и укрепил их перед предстоящим мучением. Стражники, видевшие неизреченный свет и слышавшие ангельское пение, рассказали о чуде императору. Тогда Диоклетиан решил отдать мучеников на растерзание диким зверям. Но даже самый свирепый из львов не тронул их. Затем В. бросили в котел с кипящими оловом, серой и смолой, но он остался невредим. После этого тела мучеников начали строгать железными орудиями. Когда В. воззвал ко Христу, начались землетрясение и буря, обрушились идольские капища, а ангел перенес мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их тела 3 дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей В. и с честью погребены в месте, называемом Мариан.

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге)Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге)Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский, автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

Лат. житие мучеников было составлено на рубеже VI-VII вв., впосл. оно было переведено на греч. язык. Слав. пространное житие В., М. и К., представленное древнерус. списками, в т. ч. домонг. времени, переведено с латыни в Вел. Моравии не позднее 885 г. (мнение М. Пельца) или, согласно наиболее распространенной т. зр., в Чехии в X в. (Kappel. S. 73-85). В южнослав. традиции не известны ни полный текст памятника, ни его сокращения. Скорее всего житие было заимствовано древнерус. книжниками через посредство чеш. лит-ры. В последнее время выявлены списки лат. жития В., наиболее близкие этому слав. переводу.

Пространное житие В., М. и К. помещено в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 124-130) под датой 16 мая. Житие в составе древнерус. нестишного Пролога 2-й редакции является сокращением пространного и включено в него, вероятнее всего, в 1-й пол. XIII в. (текст сохр. в списках со 2-й пол. XIV в.- ГИМ. Син. № 246). Самостоятельным сокращением этого первоначального перевода является, по-видимому, краткое житие в составе службы В., содержащееся в отрывке глаголического Святотомашевского бревиария кон. XIV в., опубликованное и исследованное Й. Вайсом (впрочем, Ф. В. Мареш сомневается в том, что кириллический и глаголический тексты восходят к единому старослав. архетипу, и скорее склонен считать их самостоятельными переводами). Сокращение было сделано, очевидно, ок. сер. XIV в. по заказу имп. Карла IV в Эммаусском мон-ре в Праге для бревиария, включавшего службы всем святым, покровителям Чехии (Турилов. 1992. C. 411, 414).

В зап. мартирологах и в ряде греч. синаксарей память В., М. и К. отмечается 15 июня. Хотя их память отсутствует в визант. календарях к-польского происхождения (Типикон Великой ц. IX-X в., Синаксарь К-польской ц. X в., Минологий Василия II кон. X - нач. XI в.), однако сохранилось 2 канона на греч. языке, составленных в честь этих мучеников (Minisci. P. 305-316; AHG. T. 10. P. 73-85).

Почитание В. у славян и на Руси

Из Саксонии культ В. распространился в Центр. Европе. Начало почитания В. у славян относится к великоморавскому периоду. Видимо, уже в кирилло-мефодиевскую эпоху (посл. четв. IX в.) близ Старе-Места (предполагаемая столица Велеград) была построена ц. во имя Вита (Hruby. S. 191-196). В житии св. Вячеслава, написанном в сер. XIV в. имп. Карлом IV, с этим храмом связывается Крещение чеш. кн. Борживоя и его жены св. Людмилы (MMfh. 1967. Т. 2. Р. 298). По мнению ряда исследователей, распространению культа В. в Вел. Моравии могло способствовать пребывание равноап. Мефодия в заточении в мон-ре Элльванген в Швабии (по др. версии, в мон-ре Райхенау), покровителем к-рого почитался этот святой.

Ок. 935 г. кн. Вячеславом была построена ц. св. Вита в Праге, к-рая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе 1-й пол. XIII в. содержится рассказ о том, что чеш. князь получил руку В. в дар от герм. кор. Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Свящ. Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польск. отношений в Крещении польск. кн. Ме́шка I (ок. 966) почитание В. проникает из Чехии в Польшу; именно В. посвящена базилика, построенная Ме́шком в Гнезне.

Распространение почитания В. у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем слав. языческого божества Святовита, главный храм к-рого находился на о-ве Рюген. У юж. славян (сербов, словенцев, хорватов) В. почитается как целитель от глазных болезней. В серб. истории день памяти В. («Видов дан») приобрел особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле - «гибель царства» (в кон. XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в серб. церковный календарь).

На Руси почитание В. распространилось в киевский период. Память В., М. и К. указана в древнейших календарях - месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 277) и Архангельского Евангелия (Л. 165) под 15 июня. Если в южнослав. месяцесловах память В., М. и К. встречается только под этим числом, то в древнерус. богослужебных книгах эти даты четко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня - в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая - в Прологах и в Четиих Минеях (о возможных причинах выбора этой даты см.: Турилов. 2000. С. 22). Служба В., М. и К. с каноном, известная во всей правосл. слав. традиции, отлична от греч., содержащихся в рукописях южноитал. происхождения. Помимо древнерус. служебных Миней XII в. (РНБ. Соф. № 206; ГИМ. Син. № 167) она встречается также в составе серб. рукописей XIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 156, «Минея попа Гюрга» - БАН. 4. 5. 10, и др.; болг. списки неизвестны). Возможно, она попала в них через посредство древнерус. рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у юж. славян с 1-й пол. XIV в., а на Руси - с нач. XV в., служба В. не была включена.

Имя В. вошло в перечень наиболее почитаемых святых в составе Молитвы против диавола и Молитвы Св. Троице, проникших на Русь соответственно из Вел. Моравии и Чехии (Конзал. С. 109). В древнейших списках (кон. XIV в. или рубежа XIV-XV вв.) Молитвы Св. Троице (БАН. Арх. ком. № 162. Л. 1 об.; Sinait. Slav. 13. Л. 46 об.) упоминание В. предшествует имени св. Вячеслава Чешского (Шляпкин. С. 268).

Ист.: BHG, N 1876-1876c; BHL, N 8711-8723; ActaSS. Iun. T. 2. P. 1013-1042; T. 6. P. 137-143; MartHieron. P. 319-320; ЖСв. Июнь. С. 341-361; Vajs J. Hlaholsky zlomek naleženy v augustinianskem klastere v Praze // Časopis českeho muzea. Praha, 1901. T. 75. S. 21-35; Соболевский А. И. Мучение св. Вита в древнем церковнослав. переводе // ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 1. С. 278-296; Die Sachsengeschichte des Widukind von Korvei / Hrsg. P. Hirsch, H. E. Lohmann. Hannover, 1935. S. 45-48; Vašica J. Staroslovańska legenda о sv. Vitu // Slovanske studije. Praha, 1948. S. 159-163; Minisci T. Innologia greca per S. Vito Martire // SBN. 1957. T. 9. P. 305-316; Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963. С. 45-46, 236-237, 252; Translatio sancti Viti martyris / Bearb. u. Übers. v. I. Schmale-Ott. Münster, 1979; Mareš F. W. An Anthology of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Münch., 1979. P. 135-150.
Лит.: Шляпкин И. А. Любопытный памятник рус. письменности XV в. / Сообщ. А. С. Архангельского: [рец.] // ЖМНП. 1884. № 12; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145, 180; Т. 3. С. 224-225; Delehaye. Origines. P. 309; Königs H. Der hl. Vitus und seine Verehrung. Münster, 1939; Oswald J. Vitus // LTK. Bd. 10. Sp. 825-827; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 915; Hruby V. Stare Mesto - velkomoravsky Velehrad. Praha, 1965. S. 191-196; Ryneš V. К pocatkum ucty sv. Vita v českich zemich // Slavia. 1966. Rok 35. S. 592-593; idem. Ochranci pražskeho kostela a česke zeme // Tisic let pražskeho biskupstvi. Praha, 1973. S. 79-124; Matejka L. Dvije cerkevnoslavenske legende о sv. Vidu // Slovo. Zagreb, 1973. №. 23. S. 73-96; Kappel G. Die slavische Vituslegende und ihr lateinisches Original // Wiener Slavist. Jb. 1974. Bd. 20. S. 73-85; Staroslovenske legende českeho puvodu: Nejstarsi kapitoly z dejin česko-ruskych kulturalnich vztahů / Ed. A. I. Rogov, E. Blahova, V. Konzal. Praha, 1975. S. 317-323; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Древней Руси по данным календаря Остромирова Евангелия // Древнейшие гос-ва на территории СССР, 1982. М., 1984; DHGE. T. 22. Col. 1241-1243; Blahova E. Staroslovenske pismenictvi v Cechach 10 st. // Sazava: Pamatnik staroslovenske kultury v Čechach. Praha, 1988. S. 61-62; Bohemia Sancta: Zivotopisy českych svetcu a pratel Bozich. Praha, 1989. S. 72-77; Amore A. Vito, Modesto e Crescenzia // BiblSS. Vol. 12. Col. 1244-1246; Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojici a ceskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi // Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 11, 28; Турилов А. А. Московский отрывок Святотомашевского бревиария: (Неизв. список глаголической службы Кириллу и Мефодию) // Philologia Slavica: In honorem Fr. V. Mares septuagenarii. Praha, 1992. C. 411, 414; он же. Гипотеза о происхождении майской и августовской памятей Кирилла и Мефодия // Славяноведение. 2000. № 2. С. 22; Paner A. Św. Wit: Męczeństwo, kult, legenda. Gdańsk, 1995; Конзал В. Старослав. молитва против дьявола. М., 2002. С. 109.
А. В. Назаренко, А. А. Турилов

Гимнография

Совр. богослужебные книги не содержат последования мученикам, но в древних греч. рукописях сохранился канон им 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом «Αἴνεσιν ᾄδω τῷ ἀθλοφόρῳ Βίτῳ» (Похвалу пою страстотерпцу Виту), ирмос «῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας» (    ), нач.: «᾿Αστραπιαίως χορεύων ἐν οὐρανοῖς σὺν ἀγγέλοις, ἔνδοξε» (Подобно молнии ликуя на небесах с ангелами, славный) (AHG. T. 10. P. 73-85). Слав. Минея на июнь XII в. (ГИМ. Син. № 167 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 68) содержит 2 стихиры и седален В.

Рубрики
Ключевые слова
См.также