(1030/31 - 13.04.1093, Вышгород), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093), 5-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от (2-го?) брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд) († 1051), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга.
Князь был крещен во имя св. ап. Андрея Первозванного. Об этом свидетельствуют довольно многочисленные (14 экз. при 11 парах матриц) сохранившиеся свинцовые печати В. Я. с греч. надписью в большинстве экземпляров: + Κ[ΥΡΙ]Ε ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛΩ ΑΝΔΡΕΑ ΤΩ ΣΒΛΑΔΩ (Господи, помози рабу Своему Андрею Свладу) - на одной стороне и изображением ап. Андрея на другой. (Крещение В. Я. с именем Андрей подтверждает граффито из киевского Софийского собора о погребении некоего кн. Андрея «в великии четверг… месяца апреля в 14» - дата совпадает с летописной датой захоронения В. Я.) Князь был женат по крайней мере дважды: в 1045/52 г. на родственнице (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха кнг. Марии (?), несколько ранее 1070 г. на кнг. Анне (?) († 1111). От 1-го брака имел сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочь прп. Анну (Янку), от 2-го брака - сына Ростислава (Михаила) († 26 мая 1093) и дочь Евпраксию († 9/10 июля 1109 в монашестве), а также (неизвестно, от какого брака) дочь Екатерину (Ирину?) († 11 или 24 июля 1108). Согласно ПВЛ, В. Я. был любимым сыном Ярослава Мудрого, к-рый «его имеяше присно у собе». Возможно, поэтому источники ничего не сообщают о столе В. Я. при жизни отца в отличие от его старших братьев - блгв. князей Владимира († 1052), Изяслава (Димитрия) и Святослава (Николая) Ярославичей.
После смерти кн. Ярослава в февр. 1054 г. В. Я., согласно воле отца, получил Переяславль Русский (Южный) и Ростов. По взаимной договоренности или скорее всего по завещанию Ярослава Мудрого на Руси сложилась своеобразная политическая система коллективного соправления В. Я. и его братьев - киевского кн. Изяслава и черниговского кн. Святослава («триумвират», или «триархия», Ярославичей). Данная система выразилась, в частности, в том, что трое старших Ярославичей совместно решали судьбу своего дяди прп. Судислава Владимировича, младших братьев и их владений. Так, после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича общим решением они в 1057/58 г. «посадиша» в Смоленске Игоря Ярославича, выведя его из Волыни; в 1059/60 г. освободили («высадиша») из заточения кн. Судислава; в 1060/61 г., после кончины кн. Игоря, согласно уникальному, но вполне правдоподобному известию Тверской летописи, «разделиша… Смоленеск себе на три части» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 153). Общим делом Ярославичей были также решительная победа над кочевниками-торками (1060/61), борьба против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича, неудачная война против половцев (1068). Из самостоятельных действий В. Я. в это время известны только нек-рые его отношения со степью, что объясняется географическим положением Переяславского княжества,- победа над торками (зима 1054/55), тогда же мир с половцами хана Болуша, а также неудача в битве с половцами хана Искала (февр. 1062).
Сокрушительное поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, повлекшее за собой бегство в Польшу кн. Изяслава и вокняжение здесь освобожденного восставшими из тюрьмы Всеслава Полоцкого, привели в 1068 г. к кризису «триумвирата». Ситуация во время 7-месячного киевского княжения Всеслава (начиная с 15 июля 1068) неясна: возможно, именно тогда по договоренности со Всеславом (В. А. Кучкин), но, вероятнее, в 1067/68 г. по договору с Изяславом произошло перераспределение владений на Руси, в результате к-рого Святослав к своим землям прибавил Новгород, а В. Я.- Волынь или оставшиеся 2/3 Смоленска. В апр.- нач. мая 1069 г. Святослав и В. Я. по просьбе киевлян выступили гарантами их защиты от ограбления и мести со стороны возвращавшегося в Киев с польск. помощью кн. Изяслава.
Несмотря на то что в ПВЛ конфликт 1073 г. между Изяславом и его братьями описан как внезапный, иностранные источники позволяют установить, что в ходе 2-го периода киевского княжения Изяслава, в 1069-1073 гг., против него сложилась коалиция В. Я. и Святослава, к-рая была подкреплена внешнеполитическими союзами, направленными на изоляцию польск. кн. Болеслава II Смелого как главного союзника правителя Киева: так, В. Я. женил Владимира Мономаха на Гиде, двоюродной племяннице дат. кор. Свена Эстридсена. Т. о., близилось окончательное крушение «триумвирата». Еще 20 мая 1072 г. вместе с братьями, митр. Георгием и др. архиереями В. Я. в сопровождении прибывших из Переяславля еп. Петра и игум. Николая участвовал в торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде под Киевом. По всей вероятности, именно тогда произошла и кодификация корпуса дополнительных статей к Русской Правде, к-рый носит подзаголовок «Правда Ярославичей». Одним из ее инициаторов наряду с братьями источник прямо называет В. Я. (ст. 19 Краткой Правды; ст. 2 Пространной Правды). Однако уже 22 марта 1073 г. Святослав и В. Я. лишили Изяслава киевского стола. Происшедшее в связи с вокняжением в Киеве Святослава (1073-1076) перераспределение владений реконструируется гипотетически: стольным городом В. Я. скорее всего остался Переяславль, т. е. он не получил Чернигов, как часто полагают; кроме того, князь уступил Святославу по крайней мере часть Ростовской вол. (если не всю ее). Это заставляет думать, что взамен В. Я. должен был приобрести какие-то иные земли (часть Черниговской вол.?).
В кон. 1074 - нач. 1075 г. В. Я. вместе со Святославом заключил мир с отказавшимся от поддержки Изяслава Болеславом II, а зимой 1075/76 г. даже послал войска против враждебной Болеславу Чехии. Согласно гипотезе В. Г. Васильевского, примерно к этому же времени относятся неосуществившиеся планы русско-визант. союза, к-рый предполагалось скрепить браком Константина, брата визант. имп. Михаила VII Дуки, и дочери рус. князя, вероятно В. Я. (сохр. послание имп. Михаила VII к отцу своей предполагаемой невестки), впрочем, не все исследователи согласны с данным предположением. Внезапная смерть в дек. 1076 г. Святослава привела к кратковременному вокняжению В. Я. в Киеве, но в июле 1077 г. он добровольно уступил его вернувшемуся из изгнания Изяславу, а сам сел в Чернигове. Весной 1078 г. В. Я., сохранивший за собой Волынь, вывел оттуда Олега (Михаила) Святославича. Это вызвало конфликт между В. Я. и племянниками: Олег бежал в Тмутаракань (где сидел его младший брат Роман) и в авг. 1078 г. вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем во главе половецкого войска нанес своему дяде поражение на р. Сожице (притоке р. Сулы) и овладел Черниговом. В. Я. бежал в Киев к Изяславу, к-рый выступил на его защиту. 3 окт. 1078 г. Ярославичи разбили рать Олега и Бориса, но в сражении пал и Изяслав. В. Я. вновь сел на княжение в Киеве.
В своих руках В. Я. объединил власть над всей Русью (за исключением Полоцка); сыновья Изяслава, сидевшие в Новгороде (Святополк (Михаил)), на Волыни и в Турове (блгв. Ярополк (Гавриил)), а также единственный оставшийся на Руси Святославич - блгв. кн. Давид держали свои волости в качестве вассалов киевского князя. Выступление летом 1079 г. против В. Я. Романа Святославича окончилось неудачей: киевский князь сумел заключить мир с половцами, составлявшими войско Романа, к-рого на обратном пути они убили. Очевидно, по соглашению с В. Я. оставшийся в Тмутаракани Олег тогда же был схвачен местными хазарами и отправлен в заточение в Византию. Т. о., В. Я. овладел и Тмутараканским княжеством.
Хотя сеньорат (власть старейшего в княжеском роде) под сомнение никогда не ставился, правление В. Я. ознаменовано кризисными для данной системы явлениями: происходили постоянные столкновения киевского князя с младшими родичами - племянниками и двоюродными внуками - из-за отсутствия отлаженного механизма наделения последних владениями. В 1081 г. сын Игоря Ярославича Давид и старший внук Владимира Ярославича Володарь захватили Тмутаракань, сместив Ратибора, посадника В. Я. Через 2 года они были вытеснены вернувшимся из визант. ссылки Олегом Святославичем, быть может по соглашению В. Я. с имп. Алексеем I Комнином, т. к. Олег владел Тмутараканью беспрепятственно до самой смерти В. Я. В 1084 г. 2 др. внука Владимира Ярославича - Рюрик и Василий Ростиславичи - вытеснили Ярополка Изяславича из Владимира Волынского. В итоге В. Я. должен был восстанавливать племянника, послав на Волынь войско во главе с Владимиром Мономахом. В том же 1084 г. Давид Игоревич захватил Олешье (город в устье р. Днепр), где ограбил греч. купцов; и снова В. Я. был вынужден вмешаться, заставив его оставить Олешье и выделив Давиду Дорогобуж. Поскольку Дорогобужская вол. была, видимо, изъята из волынских владений Ярополка Изяславича, то это наряду с наделением за счет южноволынских земель 3 Ростиславичей, внуков Владимира Ярославича, привело в 1085 г. к конфликту В. Я. с Ярополком, к-рый бежал к родственникам в Польшу. Судя по всему, именно со стремлением В. Я. противодействовать вмешательству польск. кн. Владислава I Германа (1079-1102), двоюродного брата Ярополка, связан заключенный в это время брак дочери В. Я. Евпраксии с маркграфом саксонской Сев. марки Генрихом Штаденом (1082-1087). В 1086/87 г. Ярополк вернулся на Русь и заключил мир с В. Я. Условия договора неизвестны, но не исключено, что В. Я. пришлось отдать судьбу Ростиславичей в руки Ярополка, т. к. последний погиб в нояб. во время похода на Звенигород, стольный город Володаря. Описав данные события, летописец отмечал: «Седящу бо ему (В. Я.- А. Н.) Кыеве, печаль бысть ему от сыновец своих, яко начаша ему стужати, хотя власти ов сея, ов же другие; сеи же, омиряя их, раздаваше власти им» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 216; Т. 2. Стб. 207-208).
После 1086/87 г. прямые сведения в ПВЛ о неурядицах правителя Киева с подручными князьями прекращаются. Это свидетельствует об известной стабилизации внутреннего положения на Руси в последние годы правления В. Я. В это же время происходит и укрепление внешнеполитических позиций Киева: в 1088/89 г. овдовевшая Евпраксия была выдана отцом за герм. имп. Генриха IV, что побудило как Польшу, так и Венгрию в лице кор. Ласло I Святого (на дочери к-рого был женат сын Святополка Изяславича Ярослав) отказаться от поддержки единственного оставшегося в живых из сыновей Изяслава Ярославича. Это позволило В. Я., судя по косвенным данным, в 1091 г. разорвать договор со Святополком о наследовании последним киевского стола, в результате чего Святополк был лишен Новгородского княжения и вынужден был ограничиться Туровом.
К этому времени (относя, впрочем, утрату Святополком Новгорода традиционно к 1088) В. Л. Янин приурочивает появление характерного типа печати В. Я. с надписью: + Κ[ΥΡΙ]Ε ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛΩ ΑΝΔΡΕΑ ΑΡΧΟΝΤΙ ΠΑΣΗΣ ΡΩΣΙΑΣ (Господи, помози рабу Своему Андрею, князю всея Руси); в таком случае период 1078-1091 гг. (по Янину, 1078-1088) следовало бы рассматривать как время офиц. соправления В. Я. с племянником Святополком Изяславичем, что по династическим понятиям той эпохи выглядит маловероятным. Видимо, возникновение формулы «князь всея Руси», уникальной для древнерус. княжеской титулатуры домонг. периода, естественнее было бы связать с прекращением такого специфического политического строя, как соправление Ярославичей, и установлением единовластия В. Я. в 1078 г. (как предполагал еще 1-й публикатор этой печати Ал. В. Соловьёв), когда, по словам летописца, В. Я. «преим власть Русьскую вьсю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 204; Т. 2. Стб. 195). Кажется, однако, что такая трактовка вступает в противоречие с уникальностью этого типа буллы В. Я.
На заключительный период правления В. Я. приходятся заметные нестроения в гос. управлении, причину к-рых летописец видит в неоправданном предпочтении князем младшей дружины перед старшей: «Нача любити смысл уных, съвет творя с ними… и нача… людем не доходити княже правды, и начаша тиуны его грабити люди и продаяти (налагать судебные штрафы.- А. Н.), сему не ведущу в болезнех своих» (Там же). Тем не менее, оценивая правление В. Я. из перспективы усобиц 90-х гг. XI в., последовавших за его кончиной, составитель ПВЛ в похвале князю не только акцентирует его личные достоинства («боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и презвутером» и проч.), но и, неск. сглаживая действительность, подчеркивает строгое соблюдение В. Я. завещанного отцом сеньората («прияти власть… по братьи своей, с правдою, а не с насильем») (Там же). Именно этим летописец объясняет оказанную В. Я. честь быть похороненным рядом с отцом в киевском соборе Св. Софии. В Поучении Владимир Мономах ставил сыновьям в пример своего отца не только как доброго христианина («не мозите ся ленити ни на что же доброе, первое к цьркви, да не застанеть вас сълнце на постели, тако бо отьць мои деяше блаженыи»), но и как образцового политика, к-рый «дома седя изумеаше 5 язык (очевидно, древнешвед., греч., англосаксон.- языки своих матери, жены и снохи, а также, возможно, половецкий.- А. Н.), в том бо чьсть есть от инех земель» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 246).
С «триумвиратом» и политическими событиями в киевское княжение В. Я. связаны перемены в епархиальной структуре Русской Церкви. Произошло временное возвышение епископов Чернигова и Переяславля, т. е. стольных городов Святослава и В. Я., до ранга митрополитов (видимо, титулярных). Точное время такого нововведения неясно: детально исследовавший проблему А. В. Поппе относит учреждение обеих митрополий к 60-м гг. XI в., что представляется отнюдь не бесспорным, т. к. в списках митрополий К-польского Патриархата Черниговская митрополия Святослава и Переяславская В. Я. (в разных списках: ἡ Πρεσθλάβα, Πρεσκλάβα ἤτοι ῾Ρωσία, ἡ ῾Ρωσία Πρεσθλάβα) упоминаются всегда порознь; в таком случае в существовании Переяславской митрополии приходится постулировать малопонятный перерыв в нач. 70-х гг. XI в. (еп. Петр не имел митрополичьего титула). Вместе с тем, коль скоро после смерти митр. Неофита Черниговского в 1-й пол. 80-х гг. и митр. св. Ефрема Переяславского (после 1091) их преемники митрополитами уже не числились, не подлежит сомнению, что с наступлением единодержавия В. Я. причины, вызвавшие появление на Руси новых митрополий, исчезли. Уступка В. Я. Ростовской земли киевскому кн. Святославу привела, как можно думать, к выделению Ростова из Переяславской епархии и возобновлению (или образованию?) между 1073 и 1076 гг. Ростовской епархии. Учреждение по крайней мере 1 нового епископства с санкции В. Я. следует отнести к периоду его киевского княжения, как то следует из 35-го прав. Киевского митр. свт. Иоанна II: «Иже участить епископью свою… нам мниться любьзно се быти, боязньно же, но обаче и первому стольнику русьскому (т. е. киевскому князю? митрополиту? - А. Н.) изволиться… невозбраньно да будеть» (ПДРКП. Стб. 19). В расчет могут приниматься Владимиро-Волынская или, вероятнее, Туровская епархии, последняя могла быть выделена из состава Владимиро-Волынской в связи с перемещением в Туров резиденции Святополка Изяславича в 1088 г., до упомянутого конфликта последнего с В. Я. в 1091 г.
О церковном строительстве В. Я. прямых сведений в источниках не много; ПВЛ упоминает только о 2 постройках князя. В 1070 г., очевидно в связи с рождением у В. Я. сына Ростислава (Михаила), был заложен Михайловский собор в киевском Выдубицком Всеволоже во имя архангела Михаила муж. мон-ре (освящен в 1088), фамильном мон-ре В. Я. и его потомков, под Киевом, рядом с загородным княжеским двором В. Я. В 1086 г. в Киеве для дочери Анны (Янки) В. Я. построил мон-рь во имя ап. Андрея («Янчин»), в к-ром был заложен собор. В то же время по косвенным данным можно установить, что В. Я. был причастен и к церковному обустройству Переяславля. В течение более чем 20-летнего переяславского княжения В. Я. ни о каком каменном строительстве здесь не сообщается, и все первые здания (даже «город камян и строение баньное камяно») в бывш. столице В. Я. ПВЛ (в сводной статье 1090) приписывает переяславскому митр. Ефрему, относя их, т. о., к 80-м гг. XI в. Однако Михайловский собор свт. Ефрем всего лишь «доконьча». Поэтому, учитывая наиболее вероятную дату поставления Ефрема (1077/78), можно заключить, что кафедральный храм был заложен еще в переяславское княжение В. Я. и, надо думать, не без его участия. При соборе был устроен Михайловский мон-рь; настоятелем именно этой обители, а не Иоанновской, как обычно принято считать, являлся упомянутый игум. Николай, участвовавший в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1072 г. Тот факт, что, согласно Киево-Печерскому Патерику (слово 14), Николай был выходцем из Печерского мон-ря и вскоре после 1072 г. занял Переяславскую кафедру, говорит как о связях В. Я. с Киево-Печерской обителью (ср. известие слова 4 Патерика о посещении мон-ря В. Я. и его сыном Владимиром Мономахом при закладке каменного Успенского собора в 1073), так и о близости мон-ря при переяславском кафедральном соборе к княжескому двору В. Я. Все это оправдывает посмертную похвалу летописца князю: «Излиха же любяше черноризцы и подаяше требованье им, бе же и сам въздьржася от пияньства и от похоти» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 216; Т. 2. Стб. 207). Нельзя исключить, что при В. Я. в Переяславле был основан также и Иоанновский мон-рь в честь рождения ок. 1080 г. его внука, сына Мономаха Ярополка (Иоанна), хотя более обоснованным выглядит предположение о построении мон-ря самим Ярополком в период его переяславского княжения (1113/14-1132).
Вряд ли В. Я. не имел никакого отношения и к постройке в Переяславле церкви «святаго Андрея… у ворот». По всей вероятности, почитание ап. Андрея в семействе В. Я. было развито, поскольку именно в это время и несомненно в кругах, близких к князю, было составлено древнерус. сказание о посещении и благословении буд. Руси ап. Андреем Первозванным, на греч. почве неизвестное, к-рое уже после смерти В. Я., в 1116 г., было включено в ПВЛ игум. переяславского Михайловского мон-ря Сильвестром (еп. Переяславский в 1118-1123), работавшим по заказу Владимира Мономаха.
К правлению В. Я. относится появление также и др. памятника древнерус. церковной письменности - Памяти перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари в 1087 г., к-рый сопровождал учреждение в Русской Церкви памяти свт. Николая 9 мая. Текст выдает в авторе (в к-ром иногда видят митр. Ефрема) или в его информаторе непосредственного свидетеля переложения мощей в специально для них построенный собор, что совершилось при участии папы Урбана II в сент. 1089 г., «в лета русьскых князии христолюбиваго князя Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове». Трудно допустить, чтобы Киевский митрополит-грек, будь то Иоанн III (1090-1091) или свт. Николай (не позднее 1097 - после 1101), выступил инициатором введения такой «латинской» памяти, поскольку византийцы рассматривали перемещение мощей свт. Николая в Бари как хищение и памяти 9 мая Греческая Церковь никогда не знала. Данному событию также был посвящен канон (старший список - в пергаменной Минее служебной на май - ЯМЗ. № 15467), к-рый содержит слав. акростих («Принесение мощии твоих») и несомненно восходит к древнейшему периоду рус. лит-ры - рубежу XI-XII вв. (см. Акростих). Поэтому приходится думать, что празднование 9 мая было установлено по настоянию В. Я., политика к-рого в это время выглядит синхронизированной с усилиями визант. имп. Алексея I в 1089 г. по активизации переговоров с Урбаном II о восстановлении церковного единства. Следствием этого стало охлаждение отношений В. Я. с герм. имп. Генрихом IV, вылившееся в скандальный разрыв между Генрихом и Евпраксией Всеволодовной в 1093/94 г.
В миниатюрах Радзивиловской летописи, кон. XV в. (БАН. 34.5.30), представлены наиболее значительные события княжения В. Я.: победа над торками (Л. 94, 94 об.), взятие Ярославичами Минска и битва на р. Немиге (Л. 97), поражение их войска в борьбе с половцами (Л. 97 об.), обращение киевлян к Святославу Ярославичу и В. Я. с предложением княжить в Киеве (Л. 101), перенесение мощей святых Бориса и Глеба (Л. 106, 106 об.), поражение В. Я. при р. Сожице и последующий захват рус. князьями Чернигова (Л. 115 об.- 116 об.), нек-рые события киевского княжения В. Я., напр.: освящение собора во имя арх. Михаила в Выдубицком мон-ре; необычное явление во время охоты князя под Вышгородом - «спаде змий превелик от небеси» (Л. 118 об., 119 об.- 120 об., 123 об.).
В традиц. княжеской одежде, со скипетром в руке, кудрявыми волосами и прямой бородой средней величины В. Я. изображен на поясном «портрете» в Титулярнике 1672 г. (РНБ. F. IV. 764. Л. 21); в ряду др. рус. правителей, погрудно, в короне и доспехах, напр. на гравюре «Петр I, царь и повелитель Всероссийский» П. Пикара 1717 г. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 3. Стб. 1616-1622) и ее повторениях.