Большое Гнездо (19.10.1154, Дмитров - 15.04.1212, Владимир), вел. кн. владимирский (с 20 июня 1176), младший сын кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого от 2-го брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с визант. царевной). На р. Яхроме, где Юрий Долгорукий находился в полюдье во время рождения сына, князь заложил г. Дмитров, названный в честь новорожденного.
После смерти Юрия Долгорукого, владевшего в конце жизни Киевом (нач. 1155-15.05.1157), в Суздальской земле при поддержке ростовцев и суздальцев вокняжился старший брат В. Ю.- блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (вопреки воле их отца, предназначавшего этот стол младшим сыновьям - блгв. кн. Михаилу (Михалку) Юрьевичу и В. Ю.). В 1161 г. кн. Андрей Юрьевич изгнал Ростовского еп. Леона, 2-ю семью отца и его «передних» бояр, а также племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей из своих владений. В. Ю. вместе с матерью и старшими братьями Мстиславом и Васильком уехал в Византию, где имп. Мануил I Комнин дал Мстиславу и Васильку во владение 4 города на Дунае и «волость Отскалана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, 521; Т. 25. С. 72).
В 1168 г. В. Ю. вновь был на Руси, зимой 1168/69 г. участвовал в походе на Киев, организованном кн. Андреем Боголюбским. рус. князья при поддержке половцев захватили город, были ограблены Софийский собор, Десятинная ц., мн. киевские мон-ри. Зимой 1170/71 г. В. Ю. вместе с братом Михаилом, действуя по повелению своего старшего брата Глеба Юрьевича, правившего тогда в Киеве, с помощью берендеев и торков одержал победу на р. Буг над напавшими на Киевское княжество половцами. В 1173 г. торческий кн. Михаил (к-рый управлял Киевом по воле кн. Андрея Боголюбского) поставил В. Ю. и Ярополка Ростиславича наместниками в Киев. Однако через 5 недель они были захвачены в плен кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем и его братьями. После переговоров Ростиславичи выпустили В. Ю., и в том же году он участвовал в новом походе на Киевское княжество, к-рое вновь организовал Андрей Боголюбский. Вместе с новгород-северским кн. Игорем Святославичем (героем «Слова о полку Игореве») В. Ю. бился против рати блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго под Вышгородом, а затем участвовал в неудачной 10-недельной осаде города.
В момент гибели Андрея Боголюбского (1174) В. Ю. вместе со старшим братом Михаилом находился в Чернигове у кн. Святослава Всеволодовича. Их соперниками в борьбе за власть в Суздальской земле стали племянники - Мстислав и Ярополк, сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава, умершего при жизни отца. Поначалу при помощи ростово-суздальского боярства и рязанского кн. Глеба верх взяли Ростиславичи. Однако уже 15 июня 1175 г., поддержанные черниговским кн. Святославом, Михаил и В. Ю. нанесли поражение войскам Мстислава и Ярополка в 5 верстах от Владимира. Михаил стал правителем Владимира, население и духовенство к-рого были на стороне сыновей Юрия Долгорукого, в день их победы в Успенском соборе Владимира был отслужен благодарственный молебен. Вскоре власть Михаила Юрьевича признали Суздаль и Ростов. В. Ю. получил в княжение Переяславль Залесский.
После победы и утверждения своей власти в Сев.-Вост. Руси братья предприняли поход против рязанского кн. Глеба, союзника Ростиславичей. На р. Мерьской (совр. р. Нерская, приток р. Москвы) Михалко и В. Ю. встретили рязанские послы, к-рые сообщили им о признании правителем Рязани своей вины и готовности вернуть вывезенное им в 1175 г. из Владимира, в т. ч. из Успенского собора, имущество.
После смерти 20 июня 1176 г. Михаила В. Ю. стал правителем Владимира. Ростовские бояре вновь попытались противопоставить князю его племянника Мстислава Ростиславича, правившего в Новгороде. 27 июня 1176 г. на Юрьевском поле у р. Липицы Мстиславу был предложен мир, но он его отверг. В сражении В. Ю. и его племянник кн. Ярослав Мстиславич, приведший помощь из Переяславля Залесского, разбили ростовскую рать и дружину кн. Мстислава. 26 июня, накануне сражения, воины В. Ю., выступившие в поход, уже за Суздалем «узреша чюдную Матерь Божью Володимерьскую и весь град и до основанья, акы на вздусе стоящь». Это видение было воспринято как знамение буд. победы владимирского князя: «Вси же зряще таковаго чюда глаголаху: княже, прав еси, поиди противу ему [против Мстислава.- Авт.]» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 380). В правление В. Ю. Владимирская икона Божией Матери окончательно стала главной святыней Сев.-Вост. Руси.
Мстислав бежал в Новгород, где его не приняли, затем ушел в Рязань к своему зятю Глебу Ростиславичу. Осенью-зимой 1176/77 г. они продолжили военные действия, захватили и сожгли Москву и Боголюбов, разорили окрестности Владимира. Однако уже 7 марта 1177 г. В. Ю. (при поддержке из Чернигова и Переяславля Русского) нанес решающее поражение войскам Мстислава и Глеба, союзниками к-рых выступали половцы (причину поражения Глеба и Мстислава современники видели в том, что князья разграбили храм в Боголюбове). Князья попали в плен, брат Мстислава Ярополк вскоре по требованию В. Ю. был выдан рязанцами во Владимир. Владимирцы требовали от В. Ю. расправы над его врагами. В июне 1177 г. Глеб Рязанский умер в заключении, а Мстислав и Ярополк вопреки воле В. Ю. были ослеплены, по приказу В. Ю. братьев отпустили. На пути в Смоленск 5 сент. 1177 г. Ростиславичи посетили Борисоглебскую ц. на Смядыни, где чудесным образом получили исцеление и прозрели.
Противостояние В. Ю. и Ростиславичей не закончилось. Зимой 1177/78 г. Мстислав Ростиславич вновь сел на княжение в Новгороде, к-рый отказался выплачивать дань В. Ю. В ответ владимирский князь в 1178 г. совершил поход на Торжок, к-рым управлял Ярополк Ростиславич. Вопреки желанию В. Ю., согласившемуся принять добровольную сдачу города, его дружина 8 дек. захватила и ограбила Торжок. На обратном пути В. Ю. захватил и сжег Волок Ламский, выведя с княжения сидевшего здесь и бывшего ранее его союзником кн. Ярослава Мстиславича. В 1179 г., после смерти Мстислава, в Новгороде вокняжился его брат Ярополк. В. Ю. пленил в своем княжестве всех новгородских купцов и вынудил Ярополка покинуть это княжение.
В 1180 г. владимирский князь совершил поход на Рязанскую землю. На территории последней шла борьба между сыновьями Глеба Ростиславича, из к-рых младшие (Всеволод и Владимир) ориентировались на В. Ю., а старшие (Роман, Игорь и Святослав) - на Чернигов. После победы в столкновениях с рязанцами под Коломной, на Оке, и взятия Борисоглебска владимирский князь привел правителей Рязани в свою «волю». Во время этого похода в плен к В. Ю. в Коломне попал Глеб, один из старших сыновей кн. Святослава Всеволодовича, действовавший вместе с рязанцами. В ответ кн. Святослав, правивший в Киеве и Чернигове, зимой 1180/81 г. совершил нападение на Суздальскую землю. Решающего сражения не произошло, и весной 1181 г. Святослав отступил, на пути в Новгород он сжег Дмитров. Из рук Святослава в Новгороде сел на княжение его сын Владимир, в Торжке - кн. Ярополк Ростиславич. Последний сразу же предпринял боевые действия против владимирского князя, разорив его земли по Волге. В ответ В. Ю. при поддержке союзников из Рязани и Мурома вновь совершил поход на Торжок. Город сдался, Ярополк был взят в плен. Развивая этот успех, В. Ю. добился от новгородцев в 1182 г. изгнания Владимира Святославича и приглашения своего «свояка» Ярослава Владимировича (правил здесь до 1199, изгонялся из Новгорода в 1184 и 1185, вернулся в 1187 при поддержке владимирского князя). Тогда же В. Ю. отпустил из плена Глеба Святославича и заключил с его отцом мир. В 1183 г. В. Ю. совершил большой поход на Волжскую Булгарию и Мордву; помимо полков Суздальской земли в нем участвовали военные силы Юж. Руси. В 2 битвах волжские булгары были разбиты. В. Ю. осаждал столицу серебряных булгар, но не смог взять ее. Тем не менее он заключил выгодный для Руси мир.
В 1184 г. В. Ю. отправил послов к киевскому кн. Святославу и митр. Никифору II с просьбой поставить епископом в Ростов Луку, игум. Спасского мон-ря на Берестове. Между тем митрополит уже утвердил др. кандидата - Николая Гречина. В. Ю. настоял на своем, и 11 марта 1185 г. «неволею великою Всеволожею и Святославлею» Лука был поставлен на Ростовскую кафедру. После его смерти Ростовским епископом стал по предложению В. Ю. духовник князя свт. Иоанн (23 янв. 1189).
В 1185-1186 гг. В. Ю. вновь вмешался в междоусобную борьбу правителей Рязани, Пронска и Коломны, на этот раз неудачно,- его дружина была взята в плен в Коломне, князей - противников В. Ю. поддержал Черниговский еп. Порфирий. Стремясь укрепить свое влияние в Юж. Руси, 11 июля 1186 г. В. Ю. выдал дочь Всеславу замуж за кн. Ростислава Ярославича, сына правителя Чернигова и племянника киевского кн. Святослава Всеволодовича. 30 июня 1188 г. владимирский князь выдал 8-летнюю дочь Верхуславу за белгородского кн. Ростислава, старшего сына Рюрика Ростиславича, соправителя Святослава Всеволодовича в Киеве. В 1189 г. В. Ю. поддержал в борьбе за стол в Галиче своего племянника Владимира Ярославича (сына сестры Ольги), обещавшего владимирскому князю «быть в твоеи воле... всегда».
Кон. 80-х - 1-я пол. 90-х гг. XII в. для В. Ю. отмечены переходом от военных действий к дипломатическим и обустройством собственных земель. По инициативе князя в Сев.-Вост. Руси развернулось активное строительство храмов и крепостных сооружений. Во Владимире с участием нем. мастеров был возведен Димитрия вмч. собор - домовый храм княжеской семьи. В янв. 1197 г. в соборе были помещены принесенные из Солуни «доска гробная» с раки вмч. Димитрия и сорочка святого. Деревянные храмы в честь небесного покровителя В. Ю. в годы его правления были возведены в Дмитрове и Москве. Во Владимире при В. Ю. был перестроен и расширен пострадавший от опустошительного пожара в 1185 г. Успенский собор (освящен 14 авг. 1189), появились храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и надвратная ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В Суздале рус. мастера заново отстроили ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В правление В. Ю. в Сев.-Вост. Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и др. Над образами и фресками для церквей и мон-рей работали артели визант. и рус. иконописцев.
На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переяславле Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в др. городах Сев.-Вост. Руси, а также в родовой «отчине» В. Ю. Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества.
После смерти киевского кн. Святослава Всеволодовича в Юж. Руси в 1194-1196 гг. за обладание Киевской землей развернулась борьба между Рюриком и Давидом Ростиславичами, с одной стороны, и князьями черниговской ветви (Ольговичами) - с другой. В. Ю., к тому времени прочно утвердивший свое влияние в Рязанской земле (что в итоге привело к созданию независимой от Чернигова епархии во главе с еп. Арсением в кон. 90-х гг. XII в.), старался активно участвовать в этой борьбе. Его признавали «старейшим в Володимере племени», т. е. среди потомков Владимира Мономаха (был единственным здравствующим из его внуков). Это давало ему возможность покровительствовать Ростиславичам и в то же время пытаться играть роль арбитра в их противостоянии с Ольговичами. В 1196 г. В. Ю. женил сына - блгв. кн. Константина Всеволодовича - на дочери белгородского кн. Мстислава (Бориса), племянника Рюрика и Давида, а затем на стороне последних вмешался в войну напрямую, совершив поход на Черниговскую землю. В результате усобицы Киев остался за Рюриком, но Ольговичи не отказались от претензий на него в будущем. Владимирскому князю удалось добиться от Рюрика передачи себе городов Торческа, Корсуни, Богуславля, Треполя и Канева, к-рые ранее киевский князь обещал отдать своему зятю Роману Мстиславичу. В. Ю. послал в эти города посадников, а Торческ отдал зятю Ростиславу Рюриковичу. Это расстроило отношения Рюрика с Романом, к-рый примкнул к черниговским князьям. Между тем узнав позднее (все в том же 1196), что В. Ю. заключил мир с Ольговичами без его ведома, правитель Киева вернул себе эти города.
Борьба за киевский стол вновь обострилась в 1202-1205 гг., когда против Рюрика, заключившего союз с черниговскими Ольговичами, выступил владимиро-волынский и галицкий кн. Роман Мстиславич. В. Ю. склонялся к союзу с последним, но, как и в 90-х гг. XII в., старался открыто не втягиваться в усобицу и сохранять роль арбитра. В 1205 г., после гибели Романа, борьбу за Киев и Галич повели Рюрик и сын Святослава Всеволодовича черниговский кн. Всеволод Чермный. В этой ситуации, потерпев неудачу в борьбе с Ольговичами за Галич, сын В. Ю. Ярослав под угрозой военной силы был вынужден оставить княжение в Переяславле Русском и вернуться к отцу.
В 1207 г., пытаясь помочь Рюрику, В. Ю. при поддержке новгородцев и муромских князей совершил поход на Рязанскую землю. Большинство рязанских правителей, несмотря на клятву верности, данную владимирскому князю, склонялись к союзу с Черниговом. В результате вместо похода против Ольговичей В. Ю. должен был арестовать рязанских князей и брать в осаду их города. Взятия Рязани удалось избежать благодаря посредничеству местного еп. Арсения (он был вынужден согласиться на выдачу во Владимир семей рязанских князей). Однако уже в 1208 г., раскрыв заговор рязанцев, В. Ю. вывел своего сына Ярослава с княжения в Рязани (Ярослав княжил в Рязани с 1207), а ее архиерея, как и ранее князей, подверг заключению. Город и его пригороды были разорены и сожжены, а их жители выведены во Владимирское княжество. В 1210 г. при участии митр. Матфея, приезжавшего из Киева во Владимир к В. Ю., произошло его примирение с Ольговичами: Всеволод Святославич Чермный сел в Киеве, а Рюрик Ростиславич получил Чернигов. Жены рязанских князей были освобождены из плена (но князья и др. рязанцы оставались в тюрьме до смерти В. Ю.). В 1211 г. новый союз был скреплен браком сына В. Ю. блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и дочери киевского князя блгв. кнг. Агафии Всеволодовны.
В 1199 г. В. Ю. и его старший сын Константин предприняли поход на Дон против половцев, кочевники уклонились от битвы. Начиная с 1200 г. владимирский князь стремился держать на новгородском столе к.-л. из своих сыновей: в 1200-1205 и 1208-1210 гг. это был блгв. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович, в 1205-1208 - Константин. Однако в 1210 г. новгородский стол сумел занять блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич, представитель младшей ветви правителей Смоленска. На юге Руси В. Ю. держал под контролем такое важное владение потомков кн. Юрия Долгорукого, как Переяславль Русский, в 1198 г. на Переяславскую кафедру был поставлен по настоянию В. Ю. еп. Павел, в 1200 г. в Переяславле на княжении появился сын владимирского князя блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович, к-рый сменил умершего племянника В. Ю. кн. Ярослава Мстиславича († 1198). В 1206 г. в Переяславле правил др. сын В. Ю.- Владимир.
В 1208 г. В. Ю. выделил Константину ряд городов Сев.-Вост. Руси с центром в Ростове. В 1211 г. он вызвал сына во Владимир и посвятил в свои планы, желая отдать ему «по своем животе» Владимирское княжество, а Ростовское передать Георгию. Однако Константин не приехал, т. к. отец был против его замыслов владеть одновременно и Ростовом и Владимиром. В. Ю. при участии еп. Иоанна созвал во Владимире собрание широкого состава из всех своих городов и волостей и завещал вопреки родовому праву старейший стол во Владимире в обход Константина его младшему брату Георгию. В. Ю. был погребен на сев. стороне владимирского Успенского собора, напротив саркофага своего брата Андрея Боголюбского, отпевание возглавил Ростовский еп. Иоанн.
В. Ю. был женат дважды. В 1-м браке с блгв. кнж. Марией Шварновной (Ɨ 19 марта 1205) у него были сыновья Константин (род. 1185), Борис, Глеб (умерли в младенчестве), Георгий (род. 1188), Ярослав (род. 1190), Владимир (род. 1193), Святослав (род. 1195), Иоанн (род. 1198) и неск. дочерей. В 1210 г. В. Ю. «привели» из Юж. Руси 2-ю жену - Софию, дочь витебского кн. Василька. Этот брак, по-видимому, был бездетным.
В. Ю. продолжил политику Андрея Боголюбского по укреплению Владимирского княжества. Наряду с Черниговским, Смоленским и Волынским в кон. XII - нач. XIII в. оно было сильнейшим гос. образованием в Др. Руси. В. Ю. практически отказался от прямого военного вмешательства в борьбу за Киев, стремясь действовать при помощи родственных связей, средств политического давления и демонстрации военной мощи своей земли. Он стал первым рус. князем, к-рого с целью подчеркнуть его политическое значение стали именовать «великим князем» (по летописным данным, с кон. 80-х гг. XII в.; см. ст. Владимирское великое княжество). Великокняжеский титул впосл. закрепился за преемниками В. Ю. на владимирском столе.
Под покровительством В. Ю. в Суздальской земле в кон. XII - нач. XIII в. было составлено неск. летописных сводов, ставших основой последующего летописания Сев.-Вост. Руси (в т. ч. наиболее ранних памятников - Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, «Летописца Переяславля Суздальского»), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 г. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль В. Ю. в межкняжеских отношениях на Руси. Некролог В. Ю. в «Летописце Переяславля Суздальского» прославляет князя за то, что он «не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя». Во владимирском летописании неоднократно подчеркивалось, что замещение киевского княжеского стола происходило по воле В. Ю. (что не соответствует историческим фактам). «Слово о погибели Русской земли» (сер. XIII в.) содержит утверждение, что В. Ю. стоит во главе всей Русской земли.
В Лаврентьевской летописи запись о кончине и погребении В. Ю. (под 1212) сопровождается обширной похвалой его храмоздательской деятельности, смирению и справедливости. Воинская доблесть и военно-политическое могущество В. Ю. ранее были воспеты неизвестным автором «Слова о полку Игореве».
Имя В. Ю. было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Сев.-Вост. Руси (РГБ. Ф. 344. № 99. Л. 36; ДРВ. Ч. 6. С. 439 и др.). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, вел. князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании В. Ю. в грамоте написано, что «по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня» (последняя память отмечалась в празднование вмч. Димитрию Солунскому - небесному покровителю В. Ю.). Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы» (цит. по: Виноградов. С. 52). В сер. XVII в. над захоронением В. Ю. был помещен надгробный лист, составленный в Москве в окружении Патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя, особенно подчеркивается его покровительство главному городу княжества Владимиру, к-рый «оттоле наречеся Богородичен». Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. № 4288. Л. 615-615 об.), к-рый в кон. XVII в. хранился в Успенском соборе. Под 15 апр. память В. Ю. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В XIX в. над ракой В. Ю. горело 5 лампад. Мощи князя были освидетельствованы в 1882 г., во время реставрационных работ в Успенском соборе.
Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне // Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном (Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148).
Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки.
Следующий по хронологии вероятный «портрет» В. Ю.- фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 гг. по иконографии предшествующей росписи 1564-1565 гг. На юго-вост. столпе представлен вел. князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В. Н. Крылова связала это изображение с В. Ю.- единственным вел. князем, предшественником князей московских, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью - правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачен в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зеленого цвета. Поверх платья накинута зеленая ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключенным в квадрифолии. На голове - красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах - охряного цвета сапоги. Князь изображен средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключен в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав т. н. исторического цикла, где представлены князья - владимирские самодержцы, начиная от блгв. кн. Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель к-рой митр. Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, В. Ю. уделено особое внимание. В ней сообщается, что князь, хотя и был младшим из сыновей Юрия Долгорукого, однако «наследовал степень старейшинства по всей Русстей земли» и стал «истинным кореноплодителем, первоначальствующим русским самодержцем» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 221). Как и др. князья «исторического цикла», В. Ю. представлен с нимбом.
На миниатюрах Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (Лаптевский том. РНБ. F. IV. 233.- Л. 89 об., 330 об., 333-355 об., 357, 361), В. Ю., подобно др. князьям, представлен в княжеских одеждах или верхом на коне в доспехах.
По описанию 1672 г., составленному Симоном Ушаковым, в росписях Золотой палаты (60-е гг. XVI в., не сохр.), приемного зала рус. государей, «портрет» В. Ю. был помещен дважды: в медальоне на стене, обращенной к Красному крыльцу, и на стене, «что от церкви Благовещения», в ряду владимирских самодержцев, представленных «в царском сану со скипетром и державой» (Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1249, 1267). Не исключено, что княжеские «портреты» Золотой палаты послужили образцами для миниатюр с изображениями рус. правителей в Царском Титулярнике 1672 г., где погрудный «портрет» В. Ю. заключен в овальную орнаментальную рамку (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III. № 7). Князь изображен без головного убора в 3/4-ном повороте; борода средней длины, на конце раздваивается, волосы кудрявые; платье с оплечьем, расшитым камнями и жемчугом, поверх платья виден меховой воротник шубы. Аналогичный поясной портрет В. Ю. со скипетром в правой руке - в Царском Титулярнике 1672-1673 гг. (РНБ. F. IV. 764. Л. 27).