ГЕВОРГ IV
Том X , С. 487-488
опубликовано: 13 ноября 2010г.

ГЕВОРГ IV

Католикос всех армян Геворг IVКатоликос всех армян Геворг IV (Керестеджян Григор; 5.07.1813, К-поль - 6.12.1882, Вагаршапат), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1866). Получил образование в к-польском лицее Жарангаворац. В 1835 г. возведен в сан священника, в 1841 г.- архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. архиерей епархии Брусы, с 17 окт. 1858 г. занял арм. патриарший престол К-поля. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако ввиду несогласия с рядом ее статей 21 апр. 1860 г. подал в отставку. С окт. 1861 г. вновь архиерей в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Г. издал послание, в к-ром подчеркивалось, что доктрина Армянской Апостольской Церкви должна оставаться неизменной, применение новоарм. языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеарм. (грабаре). Велика заслуга Г. в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, к-рая занималась устроением школ во всех городах и селах с арм. населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. В 1874 г. Г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впосл. названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный ж. «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. В 1879 г. построил церковь на могиле Месропа Маштоца в Ошакане.

Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Г. осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певч. книг. Пригласив в 1873 г. из К-поля видного церковного музыканта-теоретика Н. Ташчяна, он способствовал распространению и обучению новой арм. безлинейной нотации, изобретенной в 1813 г. в К-поле А. Лимонджяном. Одной из наиболее ценных инициатив Г. является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской Апостольской Церкви, входящих в Литургиарий (Патараг, изд. 1874 и 1878), Гимнарий (Шаракноц, изд. 1875) и Бревиарий (Жамагирк, изд. 1877). По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певч. наследия Армянской Церкви, подвергшегося ряду искажений в XV-XVIII вв., и для дальнейшего его изучения. Как источниками этими изданиями пользуются и в наст. время. Г. продолжил и довел до логического завершения систему обучения певч. искусству, внедренную католикосами Мовсесом Сюнеци и Симеоном Ереванци.

Лит. (на арм. яз.): Абегян М. Геворг IV, Католикос всех армян. Вагаршапат, 1899; Орманян М. История нации. Бейрут, 1961. Т. 3. Ч. 2.
А. С. Аревшатян
Рубрики
Ключевые слова
См.также