ЛИМОНДЖЯН
Том XLI, С. 70-72
опубликовано: 8 июля 2020г.

ЛИМОНДЖЯН

Амбарцум [Арм. Լիմռճջեաճ (?)ամբարձռւմ] (1768, К-поль - 29.06.1839, там же), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи. Учился у известных церковных певцов и муз. теоретиков К-поля армян диак. Зенне Погоса (1746-1826) и Григора Гапасакаляна (1740-1808), греч. псалта Онуфрия. В совершенстве овладел теорией и практикой арм. церковного пения. Одновременно брал уроки у дервишей, прежде всего у принадлежавшего к ордену мевлеви тур. композитора и теоретика Хаммамизаде Исмаила Деде Эфенди, изучал жанры и формы традиц. вост. музыки. Преподавал в лицее им. Григория Просветителя и в семинарии при арм. кафедральной церкви в К-поле. Среди учеников Л.- его сыновья Танбури Алексан и Зеноб Лимонджян, а также Петрос Чомлекчян и Аристакес Ованисян.

Л.- автор ряда вокальных монодийных произведений на стихи армянских поэтов, духовных песнопений и произведений в традиционном восточном жанре бесте (разновидность персид. газели). В частности, им написано свыше 20 тагов во всех ладах на слова «Քրիստռս յյարեաւ» (Христос воскресе). Созданная Л. в 1813-1815 гг. система записи мелоса явилась связующим звеном между арм. традиц. невменной нотацией (см. Хазы) и западноевроп. 5-линейной нотацией. В 70-х гг. XIX в. по инициативе католикоса Геворга IV в Вагаршапате (Эчмиадзине) с помощью созданной Л. нотации были записаны и изданы песнопения из основных богослужебных книг Армянской Апостольской Церкви - Патарагаматуйц (Литургиарий), Жамагирк (Часослов) и Шаракноц (Гимнарий). Безлинейная нотопись Л. по приказу султана Селима III была принята в Османской империи. Нотопись Л. сыграла важную роль в сохранении муз. наследия арм. народа. Ею широко пользовались для записи как духовных мелодий, так и народных песен Е. Тынтесян, архим. Комитас (Согомонян) и С. А. Меликян. Л. был похоронен на центральном армянском кладбище К-поля Сурб-Акоп (в наст. время на этом месте площадь Таксим).

Лит.: Исарлян А. История арм. нотописи и биографии национальных музыкантов, 1768-1809 гг. К-поль, 1914 (на арм. яз.); Атаян Р. Пособие по арм. нотописи. Ереван, 1950 (на арм. яз.); Komitas. Armenian Church Music in 19th Cent. // Idem. Essays and Articles / Engl. transl.: V. Barsoumian. Pasadena, 2001. Р. 153-160; Комитас [Согомонян], архим. Армянская церк. музыка в XIX в. // Он же. Исследования и статьи: В 2 кн. Ереван, 2005. Кн. 1. С. 78-89 (на арм. яз.).
А. С. Аревшатян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
  • ЕКМАЛЯН Макар Григорьевич (1856 - 1905), армянский композитор, хормейстер, педагог
  • КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель
  • АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
  • АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк
  • АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог