ГРИГОРИЙ IV
Том XII , С. 607-609
опубликовано: 26 июля 2011г.

ГРИГОРИЙ IV

(Хаддад) (1.07.1859, с. Абая, Горный Ливан - 1928, Бейрут; мирское имя Гантос (Игнатий) Георгий Хаддад), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1906-1928).

Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г.Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г.

Происходил из бедной семьи. Учился в сельской школе, открытой Американской протестант. миссией. С благословения Гуфраеля (Гавриила), митр. Бейрута и Горного Ливана, в 1872 г. был зачислен в правосл. школу в Бейруте. 19 дек. 1877 г. был пострижен в монашество в мон-ре Нурия. 29 авг. 1879 г. стал иереем и принял имя Григорий. В дек. 1885 г. Г. Х. стал личным секретарем митр. Гуфраеля и возглавил «Общество св. Павла», к-рое оказывало помощь правосл. церквам и школам в Горном Ливане. С 1883 г. был редактором и издателем правосл. газ. «Аль-Хадийя». Финансовые затруднения серьезно осложняли просветительскую деятельность Г.; поэтому, когда в сер. 90-х гг. XIX в. Имп. Правосл. Палестинское об-во (ИППО) распространило свою деятельность на Антиохийский Патриархат, он одним из первых начал сотрудничать с об-вом и содействовал созданию в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией.

В последние годы XIX в. достигло пика противостояние греч. архиереев c араб. клиром и паствой Антиохийской Церкви. После длительного периода греч. преобладания арабам при поддержке российской дипломатии в 1899 г. удалось добиться избрания на Патриарший престол араб. митр. Мелетия (Думани). Однако в 1906 г. Мелетий скончался (был отравлен морфием кем-то из приближенных), и при выборах его преемника арабо-греч. конфликт вспыхнул с новой силой. Несмотря на противодействие К-польского и Александрийского патриархов, настаивавших на включении в списки кандидатов от греч. иерархов, Антиохийский синод 5 июня 1906 г. единогласно избрал Патриархом Г., затем это решение было утверждено султаном.

Остальные вост. патриархи, греки по происхождению, отказывались признавать Г., как и его предшественника Мелетия. Примирение между патриархами состоялось только летом 1909 г., уже после младотур. революции, серьезно пошатнувшей позиции фанариотского духовенства на Ближ. Востоке. Одновременно Антиохийский патриарх примирился с прихожанами Киликийской епархии, где греки составляли большинство и долгое время отказывались принимать митрополита-араба. В изменение ситуации в Антиохийском Патриархате свою лепту внесла и Россия. Российские политики, в частности кн. В. Н. Хитрово, рассматривали возведение на Антиохийский престол патриарха-араба как успех в деятельности ИППО. Г. широко пользовался финансовой и дипломатической поддержкой России и был избран почетным членом ИППО, однако в контактах с русскими он выступал как самостоятельный политик и сумел не поставить Антиохийский Патриархат в зависимость от политических интересов Российской империи.

В архипастырской деятельности Г. руководствовался популярной тогда в араб. провинциях идеей «возрождения» (ан-Нахда) христ. духовности среди арабов и улучшения церковного управления. Ему удалось улучшить ситуацию в Патриархате: он добился проведения строгого контроля над церковным имуществом и установил повышенные требования к кандидатам на вакантные архиепископские кафедры. По свидетельствам современников, Г. был одним из самых уважаемых религ. лидеров Сирии: честность, терпимость и благородство характера снискали ему высокий авторитет, в т. ч. и среди мусульман. Он слыл знатоком лит. араб. языка, писал стихи. Патриарх имел также незаурядные познания в философии, математике, истории и логике, знал греческий, немного говорил по-русски и по-турецки.

Особое внимание Г. уделял совершенствованию системы образования. При нем открылись мн. новые учебные заведения, успешно действовала семинария при Баламандском мон-ре. С 1909 г. начал выходить ж. «Аль-Ниама», ставший первым печатным органом Православной Церкви на Востоке. Журнал публиковал офиц. церковные документы и обращения, материалы о жизни Церкви, а также статьи разного направления - от научных до литературных.

В 1913 г. Г. по приглашению Николая II посетил Россию и принял участие в праздновании 300-летия Дома Романовых. На всем протяжении пути от Одессы до С.-Петербурга его принимали с высшими почестями. По случаю его приезда в столицу в Казанском соборе была отслужена литургия, а затем Г. встретился с Николаем II и царской семьей. Патриарх преподнес царю частицы Креста Господня, мощей святых и др. святыни. В последний день торжеств император наградил Г. орденом св. Александра Невского 1-й степени и крестом с бриллиантами, Святейший Синод преподнес ему памятный крест. За время пребывания в России патриарх посещал мн. общественные орг-ции, встречался с большим количеством людей разных сословий - от членов царской семьи до простых прихожан. Он участвовал в хиротониях мн. рус. священников и епископов, в частности буд. патриарха Алексия (Симанского) и буд. митр. Дионисия (Валединского). Среди подарков, поднесенных патриархом российскому императору, была богатейшая коллекция арабо-христ. рукописей, переданная после 1917 г. в Азиатский музей.

Осенью 1914 г. в связи с вступлением в первую мировую войну в Османской империи была упразднена автономия христ. общин, политически активная часть арабов-христиан подверглась репрессиям тур. властей, население Сирии и Ливана понесло огромные потери от голода и эпидемий. Г. находился под полицейским надзором в своей резиденции в Дамаске, митрополиты были удалены из своих епархий и заключены в Баламандский мон-рь.

Историческая связь Антиохийского Патриархата с Россией резко ослабла после прихода к власти в России большевиков, к-рые в политике на Ближ. Востоке отказались от опоры на правосл. сирийцев, сделав ставку на евр. коммунистов из «Поалей Цион», а затем и на ливан. профсоюзных деятелей и левантийских коммунистов. Тем не менее Г. поддерживал контакты с Патриархом Тихоном, потом вел переписку с митр. Сергием, осудил обновленческий раскол и связанное с ним вмешательство К-польского патриарха в дела Русской Церкви.

По окончании в 1918 г. мировой войны правосл. община Сирии связывала надежды на создание на всей территории Антиохийского Патриархата независимого араб. гос-ва во главе с кор. Фейсалом из династии Хашимитов. Г. первым из христ. лидеров признал коронацию Фейсала (март 1920) и активно поддерживал идеи араб. национализма. Однако в июле 1920 г. вся территория Сирии была оккупирована франц. войсками и разделена на неск. квазигос-в, находившихся под мандатным упр. Франции. После вывода франц. войск из Киликии (1921) турки депортировали со своей территории все правосл. население. Прекратили существование Эрзурумская, Диярбакырская и Тарсо-Аданская епархии Антиохийского Патриархата.

В Сирии положение православных складывалось непросто. Франц. власти подчеркнуто покровительствовали католикам и подталкивали правосл. население Ливана к выходу из состава Антиохийского Патриархата и к созданию автокефальной Церкви. Г. благодаря авторитету и политическому такту удавалось удерживать внутрицерковные противоречия под контролем, однако после его кончины Антиохийская Церковь вступила в полосу серьезных смут.

Лит.: Померанцев И. Блаж. Григорий IV, новый патр. Антиохийский // СИППО. 1907. T. 18. Вып. 1. С. 115-159; он же. Примирение вост. патриархов // там же. 1909. Т. 20. Вып. 4. С. 568-599; Световостоков И. [псевд. ?] Вести с правосл. Востока // Там же. 1908. Т. 19. С. 313-342; 1910. Т. 21. Вып. 1. С. 112-119; Вып. 3. С. 481-483; Bliss F. J. The Religions of Modern Syria and Palestine. N. Y., 1912; Janin P. The Separated Eastern Churches /
Transl. P. Boylan. L., 1933; Крачковский И. Ю. Над араб. рукописями. М.; Л., 19462. С. 31-37; Василий (Самаха), архим. Антиохийский патриархат и его взаимоотношения с РПЦ // ЖМП. 1954. № 5. С. 54-69; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969; Крымский А. Е. История новой араб. лит-ры. М., 1971. С. 619-622; Patriarch Gregory IV / Transl. by Dr. Najib E. Saliba // The Word. N. Y., 1997. Dec. P. 9-15; Barr D. G. An Overview of the Greek Captivity of the Patriarchate of Antioch and the Events Leading to its Freedom // Ibid. 2003. Vol. 47. N 5.
К. А. Панченко, А. В. Сарабьев
Рубрики
Ключевые слова
См.также