ЕВХОЛОГИЙ
Том XVII , С. 699-700
опубликовано: 29 апреля 2013г.

ЕВХОЛОГИЙ

[греч. Εὐχολόϒιον], собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Е.- молитвы чина Божественной литургии и чинов др. таинств и треб. Наименование «Е.» (распространенное не только в греч. традиции, но и в ряде ориентальных, напр. коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (слав. Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований др. таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (слав. Служебник), и т. п. Эквивалентом Е. в лат. традиции является Сакраментарий.

Наиболее ранние сохранившиеся Е.- Барселонский папирус (P. Monts. Roca inv. 154b-157b, IV в.) и Серапиона Евхологий (Ath. Laur. 149. Fol. 1-24v, XI в.) - были составлены в IV в. и относятся к егип. традиции (см. ст. Александрийское богослужение). Древнейшая сохранившаяся рукопись к-польского Е. (см. ст. Византийское богослужение) - Vat. Barber. 336, кон. VIII в. (содержащиеся здесь чины имеют к-польскую основу, но отражают влияния нек-польских традиций; см. Барберини Евхологий), палестинского Е. (см. ст. Иерусалимское богослужение) - Sinait. МГ. 53, VIII-IX вв. (ркп. не опубл. и не исследована). Начиная с IX в. известно множество рукописей визант. Е.; то или иное их количество имеется в каждом заметном собрании греч. рукописей. Особой известностью пользуются к-польские Виссариона Евхологий (Crypt. Γ. β. I, основной текст - ок. 1020 г.) и Стратигия Евхологий (Paris. Coislin. 213, 1027 г.), периферийные (имеющие к-польскую основу, но отражающие нек-польские влияния) Порфирия Успенского Евхологий (РНБ. Греч. 226, X в.), Севастьянова Евхологий (РГБ. Греч. 474, XI в.), целый ряд Е. из б-к Синая (напр., Sinait. gr. 959, XI в.), Гроттаферраты (напр., Crypt. Γ. β. VII, X в.) и др. Слово «Е.» фигурирует и в наименовании одной из древнейших сохранившихся слав. рукописей, Синайского глаголического Евхология (Sinait. slav. 37, X-XI вв.; в первоначальный состав рукописи нек-рые исследователи также предлагают включать глаголические Синайский Служебник и Синайский Миссал), но это наименование является условным и в самой рукописи не содержится; в последующей слав. традиции термин «Е.» распространен мало, хотя и встречается в некоторых поздних рукописях и изданиях (самоназванием ранних рукописей Служебника - напр., РНБ. О. п. I. 5, 1-я пол.- сер. XIV в.,- также иногда является слав. пер. слова «Е.»:  ); в слав. традиции Е. соответствуют Служебник и Требник.

Первые печатные издания греч. Е. были сделаны в Венеции в XVI в. (1526, 1545, 1553, 1558, 1564, 1566 (2-е изд.), 1571, 1578, 1589); их текст лежит в основе принятых ныне в греч. Церквах изданий иером. Спиридона (Зервоса) (Εὐχολόϒιον τὸ Μέϒα) и Н. Пападопулоса (1-е изд.: Афины, 1927). Помимо этих Е. в литургической практике греч. Церквей используются и новые издания, сделанные с учетом научных исследований, напр. 4-томное издание Е. под редакцией И. Фундулиса (Фессалоника, 2000-2003).

Первое научное издание Е. осуществил Ж. Гоар (Goar. Euchologion); вплоть до наст. времени оно частично сохраняет актуальность. Венецианские издания Е. и труд Гоара были в т. ч. использованы при исправлении рус. богослужебных книг в сер.- 2-й пол. XVII в. Знаменитое собрание выписок из десятков Е. опубликовал в 1895-1917 гг. А. А. Дмитриевский (Дмитриевский. Описание. Т. 2, отчасти 3; издание осталось неоконченным), задумывавший свою работу как продолжение труда Гоара. Попытку осуществить критическое издание текстов Е. на материале афинских рукописей в 30-х гг. XX в. предпринял П. Трембелас (Τρεμπέλας. Τρεῖς Λειτουρϒίαι; Idem. Μικρὸν Εὐχολόϒιον). В XX в. были опубликованы тексты нек-рых отдельных рукописей Е., в первую очередь трудами М. Арранца (см.: Арранц М. Избр. соч. по литургике. М., 2006-2007. Т. 1-5), а также под его рук. студентами Восточного папского института. Исследованиями визант. Е. в XX в. занимались А. Штритматтер, А. Жакоб (см. его неопубл. дис.: Jacob. Formulaire) и др.

По составу Е. представляет собой собрание различных чинов и последований, объединенных в достаточно стабильные группы: чины литургий, последования отпеваний, чины хиротоний и хиротесий и т. д. Можно предположить, что первоначальные модели, лежащие в основе знаменитых кодексов Е., представляли собой собрания литургических свитков, содержавших те или иные группы чинов (см.: Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в визант. Евхологиях VIII-XII вв. // ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 118-132). Известны тематические собрания чинов: мирской Е. (в него входят чины таинств Крещения, Миропомазания, Брака и др.), монашеский Е. (древнерус. «Постригальник»; основой его состава являются чины пострижений в монашество и последование отпевания монахов), архиерейский Е. (чины хиротоний и проч.), Эксомологитарий (содержит молитвы и различные виды вопросов на исповеди - древнерус. «поновления»), Агиасматарий (помимо проч. включает чины водосвятий) и т. д.; но границы между этими видами Е. достаточно условны, как и их наименования.

Поскольку Е. является сборником, в него могли добавлять уставные указания, диатаксисы, канонические статьи (в т. ч. характерные только для Е.; см.: Павлов А. С. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897; Алмазов А. И. Законоправильник при рус. Требнике: Крит.-библиогр. очерк по поводу книги А. С. Павлова. СПб., 1902), апокрифические тексты (см., напр.: Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры: К истории визант. отреченной письменности. Од., 1901) и т. д. В рукописи Е. XV-XVI вв. часто включали наборы литургийных чтений (Апостолы, Евангелия, прокимны) для воскресных, седмичных дней и праздников,- вероятно, это проявление той же тенденции, к-рая на Западе в более раннюю эпоху привела к смене Сакраментария Миссалом, в к-рый входят не только молитвы священнослужителя, но и все чтения и песнопения мессы на различные дни года. Но в случае с Е. эта тенденция не привела к формированию нового типа книги: изменяемые песнопения церковного календаря, помимо фиксированных, содержащихся в текстах различных чинопоследований, в рукописях Е. встречаются редко; в печатные издания Е. не включаются также и Апостолы и Евангелия на различные дни года. Е. является книгой, предназначенной для повседневного использования священнослужителями, в рукописях он обычно не иллюминирован и оформлен достаточно просто. Иллюминированные и богато оформленные рукописи, как правило, были предназначены для архиереев, настоятелей крупных мон-рей и т. д.

Диак. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
  • АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия
  • БИТОЛЬСКАЯ ТРИОДЬ болгарская рукопись XIII в.