АПОСТОЛ
Том III , С. 95-98
опубликовано: 3 февраля 2009г.

АПОСТОЛ

Содержание

в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских. По составу служебные А. разделяются на 2 группы: А.-лекционарии и А. с непрерывным текстом.

В А.-лекционарии (слав. апракосы) входят отрывки новозаветных текстов (обозначаемые терминами: перикопа, чтение, зачало, нередко просто «апостол»), расположенные по дням церковного года; к первым словам каждого зачала прибавлена особая начальная формула (напр., « »); между зачалами, как правило, помещены прокимны и аллилуиарии. В лекционариях 3 части (в памятниках одна или даже 2 части могут отсутствовать): синаксарий, содержащий чтения подвижной составляющей годового круга богослужения (начиная с Пасхи и заканчивая Великой субботой); месяцеслов (минологий), состоящий из чтений неподвижных праздников годового круга; дополнительные чтения (на различные случаи). Для слав. богослужебной традиции характерны 2 типа А.-лекционариев: апракос полный и краткий. Отличительной особенностью полных апракосов является наличие седмичных чтений (для дней с понедельника по пятницу включительно) в период пения Октоиха (от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту). Краткие апракосы не содержат этих «комплекторных» частей. Синаксарий кратких и полных апракосов разделяется на 3 части, с каждой из них связан особый цикл субботних и воскресных чтений. В 1-й, от Пасхи до Пятидесятницы, содержатся чтения из Деяний апостольских; во 2-й (34-36 недель от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту) - чтения из Посланий ап. Павла к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, Тимофею; в 3-й части, в Великий пост,- чтения из Послания ап. Павла к Евреям. При этом последовательности субботних, воскресных и седмичных чтений не всегда зависят друг от друга. История текста А.-лекционариев, в сравнении с историей текста Евангелий-лекционариев, изучена плохо (см. работы C.-R. Gregory; A. Wikgren; K. Junack; K. Aland, B. Aland); сохранившихся рукописных А.-лекционариев (древнейшие из сохранившихся греч. рукописей: Laurent. PL. III/50, VI-VII вв. (греко-копт.); Vindob. Pap. K. 16. 17, IX в. (греко-копт.); РНБ. Греч. 44, IX в. (Евангелие и А.); Sinait. gr. 212, IX в. (Евангелие и А.)) значительно меньше, чем Евангелий-лекционариев.Апостол–лекционарий. IX в. (Vindob. Pap. K. 16. 17 (l 1575))Апостол–лекционарий. IX в. (Vindob. Pap. K. 16. 17 (l 1575))

А., содержащие полные непрерывные тексты Деяний и Посланий, состоят из расположенных в традиц. порядке следования книг НЗ (Деяний апостолов, Соборных Посланий, Посланий ап. Павла) (иногда называются А. служебный в отличие от А. апракоса или (неправильно) «Апостол-тетр» по аналогии с Евангелием-тетр). Богослужебное использование такого А. обеспечивается лекционарным аппаратом, т. е.: 1) разбивкой текста на 335 зачал (на самом деле их 336, т. к. № 68 присвоен 2 различным отрывкам) с указанием дней использования каждого и формулы, прибавляемой в начале чтения; 2) дополнением главами с уставными указаниями (напр., в совр. слав. А.: «      » и «   »; «   »; «       »; «     »; «       » (об общих службах см. в ст. «Минея Общая»); «        », «    »); 3) как правило, дополнением текста Евфалиевыми главами и др. (Мецгер. С. 19-29).

В совр. богослужебной практике греч. Церквей обычно используется А.-лекционарий, слав. Церквей - А. служебный. В древности также были распространены А. четий для внебогослужебного употребления (напр., домашнего чтения) и А. толковый, содержащий святоотеческие комментарии к Деяниям и Посланиям. В зап. традиции А. соответствуют эпистолярий и лекционарий.

Э. Н. Л.

Рукописные и старопечатные слав. А.

Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)

Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. № 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. № 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. №14 (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ № 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. № 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. № 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. № 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. № 680, обе кон. XIII - нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII - нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII - нач. ХIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. № 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. № 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. № 497 и № 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. № 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII - нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII - 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. № 7 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).

Апостол. Вильна, 1525. Титульный листАпостол. Вильна, 1525. Титульный лист

С XIV в. (в большей мере с XV в.) число списков А., особенно непрерывной разновидности, возрастает. В XVII в. с распространением московских и белорусско-укр. печатных изданий рукописная традиция служебных А. (обоих видов) сокращается и по существу сходит на нет.

Печатная традиция слав. А. начинается в XVI в. в основном в форме четьего текста. Впервые А. издан Ф. Скориной в 1525 г. в Вильне, источником его наряду с рукописными списками 4-й ред. перевода послужила печатная чеш. гуситская Библия 1506 г. Издание предназначалось для правосл. богослужебной практики: подобно рукописным А., оно снабжено месяцесловом, указателями подвижных чтений (синаксарем) и чтений на потребы (этому правилу следует и вся позднейшая традиция изданий А.). В 1547 г. А. был издан в Тырговиште (Валахия) в типографии Димитрия Логофета. Глаголическое (1562-1563) и кириллическое (1563) издания А. в составе НЗ, вышедшие в филиале тюбингенской типографии в Урахе (издатель П. Трубар на средства барона Г. фон Унгнада), представляют собой перевод на хорват. язык (переводчики - Антун Далматин и Степан Истрянин) и связаны с протестант. традицией изданий Библии. Состав А., вышедшего в Москве в 1564 г. при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном и по благословению свт. Макария Московского (печатники - диак. Иван Фёдоров и Петр Мстиславец), определил во многом позднейшую восточнослав. традицию издания А. В 1574 г. А. был издан Иваном Фёдоровым во Львове, в 1591 г.- в типографии Мамоничей в Вильне, в 1597 г.- Андроником Тимофеевым Невежей в Москве; с этого времени издание книги в восточнослав. типографиях становится регулярным. В XVII - нач. XVIII в. неск. раз издавался также А. апракос (вместе с Евангелием апракосом) на Украине: Угорцы (типография Павла Домжива-Лютковича Телицы), 1620; Луцк (типография Братского мон-ря), 1640; Львов (типография братства), 1706. Старообрядческие издания А., во всяком случае до XIX в., неизвестны.

А. А. Турилов

Ист. и лит.: ̓Απόστολος; Енински Апостол: Факс. изд. София, 1983; Апостол; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 267-273, 278-279, 292-339; Отд. 2. Ч. 1. С. 141-187; Daničić Gj. Hvalov rukopis // Starine. 1871. Knj. 3. S. 1-146; Воскресенский Г. А. Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до 15 в.: Опыт исслед. языка и текста слав. пер. Апостола по ркп. XII-XV вв. М., 1879; он же. Древнеславянский Апостол: Послания св. апостола Павла по осн. спискам 4-х редакций слав. апостольского текста. Серг. П., 1879-1908. 5 вып.; Амфилохий (Сергиевский), архим. Древле-славянский Карпинский Апостол XIII в. М., 1885-1888. 4 вып.; Polivka G. Palaeografische, grammatische, und kritische Eigentumlichkeiten in dem Makedonische Praxapostolus // Archiv f. slav. Philologie. 1887. Bd. 10. S. 106-132, 417-483; Jagič V. Glagolitica. 2: Grškovićev odlomak glagolskog apostola // Starine. 1893. Knj. 26. S. 1-126; idem. Zum altkirchenslavischen Apostolus. W., 1919-1920. 3 Tle; Gregory C.-R. Textkritik des Neuen Testamentes. Lpz., 1900. Bd. 1. S. 335-386, 465-478; Кульбакин С. М. Охридская рукопись Апостола конца XII в. София, 1907. (Български старини; Кн. 3); Ильинский Г. А. Мануиловски Апостол XIII в. // ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 366-379; он же. Слепченский Апостол конца XII в. М., 1912; Kopko P. Apostolus bybliensis saec. XIV. W., 1912; Конески Б. Вранешнички апостол. Скопjе, 1956; Никольский. Устав. Т. 1. С. 207-209; Wikgren A. Chicago Studies in the Greek Lectionary of the New Testament // Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey / Еd. J. N. Birdsal and R. W. Thomson. Freiburg, 1963. P. 96-121; Мирчев К., Кодов Х. Енински Апостол: Старобългарски паметник от XI в. София, 1965; Junack K. Zu den griechischen Lektionaren und ihrer Überlieferung der katholischen Briefe // Die alten Übersetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenvöterzitate und Lectionare. B., 1972. P. 498-591. (Arbeiten z. NT Textforschung; 5); Nedeljdovič O. Problem strukturnih redakcija staroslavenskog prijevoda Apostola // Slovo. 1972. Knj. 22. S. 27-40; Лихачева О. П. Славяно-русский Апостол XIV-XV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 420-447; Богданович Д., Велчева Б., Наумов А. Болгарский Апостол XIII в.: Рукопис Дечани-Црколез 2. София, 1986; Aland K., Aland B. Der Text des Neuen Testaments. Grand Rapids; Leiden, 19892; Пенев П. Към историята на Кирило-Методиевия старобългарски превод на Апостола // Кирило-Методиевски студии. Кн. 6. 1989. С. 246-316; Струмички (македонски) Апостол. Скопjе, 1990; Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета: Пер. с англ. М., 1996; Baccer M. Towards a Critical edition of the Old Slavic New Testament. Amst., 1996; Palazzo. Liturgical Books. P. 97-101; Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 151, 179-180.

Иллюстрации

Ап. Лука. Гравюра из Апостола. Львов, 1574Ап. Лука. Гравюра из Апостола. Львов, 1574 к Посланиям и Деяниям апостольским занимают значительное место в искусстве книжной миниатюры правосл. мира, хотя рукописные А. украшались миниатюрами значительно реже, чем Евангелия. По составу изображений иллюминированные А. можно разделить на 2 типа. К первому, наиболее распространенному, относятся рукописи с изображениями апостолов - авторов Посланий. Они различаются по количеству изображений и по иконографии апостолов. Как и евангелисты, апостолы изображаются сидящими перед пюпитрами и пишущими либо указывающими на свои произведения, а также с учениками или с предстоящими людьми, т. е. как проповедники. Др. вариант - изображения в рост одного или неск. апостолов. Миниатюры могут занимать целый лист, располагаться в заставках и в фигурных инициалах. Рукописи А. могут включать одну миниатюру: ап. Лука как автор Деяний (Новый Завет - Brit. Libr. Add. 28815. Fol. 162v, сер. Х в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - Paris. Coislin. 224. Fol. 27, XI в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - vindob. theol. gr. 302. fol. 17, 1052-1054 гг.), ап. Павел (Dionys. 33, Sinait. 283), апостолы Петр и Павел (Апостол. ГИМ. Син. № 7, 1220 г.). Чаще встречаются рукописи с 6 миниатюрами, изображающими апостолов Луку, Иакова, Петра, Иоанна, Иуду и Павла (напр.: Деяния и Послания апостолов - Bodl. Сanon. gr. 110, Х в., Евангелие с Деяниями апостолов - РНБ. Греч. 101, XIII в., Апостол - Vat. gr. 1208, кон. XIII в., Новый Завет - Athen. Bibl. Nat. 2251, кон. XIII - нач. XIV в.; рус. рукописи: Апостол - ГРМ. Др. гр. 20, 1-я четв. XV в.; Чуд. 46, XV в.; СИХМ, XVI в.). Апостол. XVI в. (ГИМ. Син. 13. Л. 242)Апостол. XVI в. (ГИМ. Син. 13. Л. 242)В ряде рукописей число портретов значительно увеличено, т. к. миниатюры предшествуют каждому Посланию (Апостол с Апокалипсисом - МГУ НБ № 2280, 1072 г., где авторы Посланий и их ученики изображены в заставках и в инициалах; Апостол - Baltim. W 533, XII в., Деяния и Послания апостолов - Муз. 3648, кон. XIII в., одиночные, парные и групповые изображения в лист); рус. рукописи: Апостол - СПбФИРИ РАН. Архив. Колл. 238 (ф. Н. П. Лихачёва). Оп. 1. № 274, кон. XV в., ростовые фигуры в лист и заставки с изображением Христа и апостолов; Апостол - ИРЛИ (ПД). Древлехран. Новгородско-Псковское собр. № 21, XVI в., миниатюры на полях. Среди миниатюр А. встречаются изображения: 12 апостолов (Dionys. 8, 1113 г.), Христа с апостолами (Sinait. 274, XII в.), Софии-Премудрости Божией (указанная рукопись СПбФИРИ РАН, кон. XV в.).

В качестве примера 2-го типа рукописей, включающих помимо изображений апостолов - авторов Посланий сцены, иллюстрирующие тексты Деяний и Посланий, следует назвать Новый Завет (Baltim. W 524, X в.), Новый Завет (Codex Ebnerianus - Bodl. Auct. T. inf. I. 10, XII в.), Деяния и Послания апостолов (Paris. gr. 102, XII в.), Новый Завет (Рокфеллер Мак-Кормик - Чикаго. Унив. б-ка. Cod. 965 (Chicago 2400), кон. XII - нач. XIII в.). Обширные циклы миниатюр рукописей сходны со сценами монументальных росписей в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 60-е гг. XII в., собора в Монреале, 1180-1194 гг., Сан-Марко в Венеции, нач. XIII в., ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг., ц. Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.

Лит.: Buberl P., Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften der Wiener Nationalbibliothek: Die Handschriften des X. bis XVIII. Jh. Lpz., 1938. S. 31-34; Der Nersessian S. The Praxapostolos of the Walters Art Gallery // Gatherings in Honor of Dorothy E. Miner. Baltimore, 1974. P. 39-50; Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976. С. 37-42; Eleen L. Acts Illustration in Italy and Byzantium // DOP. 1977. Vol. 31. P. 255-278; Hutter I. Oxford, Bodlean Library, I // Corpus der byzantinischen Miniaturenschriften. Stuttg., 1977. Bd. 1. Cat. 1, 39; Buchthal H., Belting H. Patronage in 20th Century Constantinople: An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Wash., 1978. P. 32-34, 117-119; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Buchthal H. A Greek New Testament Manuscript in the Escorial Library // Byzanz und der Westen: Stud. z. Kunst der europäischen Mittelalters. W., 1984. S. 85-98; Marava-Chatzinikolaou A., Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1985; Weitzmann K., Galavaris G. The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1. P. 110-116; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV в. М., 1994. С. 327-356, 392-415; Добрынина Э. Н. К вопросу о составе и иконографии иллюстративного цикла Деяний и Посланий апостолов 2-й пол. XIII в. (ГИМ. Муз. 3648) // ДРИ: Русь. Византия. Балканы, XIII в. СПб., 1997. С. 139-149.
Н. В. Квливидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия
  • ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в.
  • ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова
  • ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425)
  • ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный)
  • ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства
  • МИНЕЯ общее название ряда богослужебных книг правосл. традиции
  • МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства
  • ОКТОИХ литургическая книга православной Церкви, содержащая песнопения седмичного богослужебного круга
  • АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия