в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских. По составу служебные А. разделяются на 2 группы: А.-лекционарии и А. с непрерывным текстом.
В А.-лекционарии (слав. апракосы) входят отрывки новозаветных текстов (обозначаемые терминами: перикопа, чтение, зачало, нередко просто «апостол»), расположенные по дням церковного года; к первым словам каждого зачала прибавлена особая начальная формула (напр., « »); между зачалами, как правило, помещены прокимны и аллилуиарии. В лекционариях 3 части (в памятниках одна или даже 2 части могут отсутствовать): синаксарий, содержащий чтения подвижной составляющей годового круга богослужения (начиная с Пасхи и заканчивая Великой субботой); месяцеслов (минологий), состоящий из чтений неподвижных праздников годового круга; дополнительные чтения (на различные случаи). Для слав. богослужебной традиции характерны 2 типа А.-лекционариев: апракос полный и краткий. Отличительной особенностью полных апракосов является наличие седмичных чтений (для дней с понедельника по пятницу включительно) в период пения Октоиха (от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту). Краткие апракосы не содержат этих «комплекторных» частей. Синаксарий кратких и полных апракосов разделяется на 3 части, с каждой из них связан особый цикл субботних и воскресных чтений. В 1-й, от Пасхи до Пятидесятницы, содержатся чтения из Деяний апостольских; во 2-й (34-36 недель от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту) - чтения из Посланий ап. Павла к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, Тимофею; в 3-й части, в Великий пост,- чтения из Послания ап. Павла к Евреям. При этом последовательности субботних, воскресных и седмичных чтений не всегда зависят друг от друга. История текста А.-лекционариев, в сравнении с историей текста Евангелий-лекционариев, изучена плохо (см. работы C.-R. Gregory; A. Wikgren; K. Junack; K. Aland, B. Aland); сохранившихся рукописных А.-лекционариев (древнейшие из сохранившихся греч. рукописей: Laurent. PL. III/50, VI-VII вв. (греко-копт.); Vindob. Pap. K. 16. 17, IX в. (греко-копт.); РНБ. Греч. 44, IX в. (Евангелие и А.); Sinait. gr. 212, IX в. (Евангелие и А.)) значительно меньше, чем Евангелий-лекционариев.
А., содержащие полные непрерывные тексты Деяний и Посланий, состоят из расположенных в традиц. порядке следования книг НЗ (Деяний апостолов, Соборных Посланий, Посланий ап. Павла) (иногда называются А. служебный в отличие от А. апракоса или (неправильно) «Апостол-тетр» по аналогии с Евангелием-тетр). Богослужебное использование такого А. обеспечивается лекционарным аппаратом, т. е.: 1) разбивкой текста на 335 зачал (на самом деле их 336, т. к. № 68 присвоен 2 различным отрывкам) с указанием дней использования каждого и формулы, прибавляемой в начале чтения; 2) дополнением главами с уставными указаниями (напр., в совр. слав. А.: « » и « »; « »; « »; « »; « » (об общих службах см. в ст. «Минея Общая»); « », « »); 3) как правило, дополнением текста Евфалиевыми главами и др. (Мецгер. С. 19-29).
В совр. богослужебной практике греч. Церквей обычно используется А.-лекционарий, слав. Церквей - А. служебный. В древности также были распространены А. четий для внебогослужебного употребления (напр., домашнего чтения) и А. толковый, содержащий святоотеческие комментарии к Деяниям и Посланиям. В зап. традиции А. соответствуют эпистолярий и лекционарий.
Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. № 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. № 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. №14 (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ № 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. № 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. № 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. № 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. № 680, обе кон. XIII - нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII - нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII - нач. ХIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. № 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. № 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. № 497 и № 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. № 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII - нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII - 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. № 7 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).
С XIV в. (в большей мере с XV в.) число списков А., особенно непрерывной разновидности, возрастает. В XVII в. с распространением московских и белорусско-укр. печатных изданий рукописная традиция служебных А. (обоих видов) сокращается и по существу сходит на нет.
Печатная традиция слав. А. начинается в XVI в. в основном в форме четьего текста. Впервые А. издан Ф. Скориной в 1525 г. в Вильне, источником его наряду с рукописными списками 4-й ред. перевода послужила печатная чеш. гуситская Библия 1506 г. Издание предназначалось для правосл. богослужебной практики: подобно рукописным А., оно снабжено месяцесловом, указателями подвижных чтений (синаксарем) и чтений на потребы (этому правилу следует и вся позднейшая традиция изданий А.). В 1547 г. А. был издан в Тырговиште (Валахия) в типографии Димитрия Логофета. Глаголическое (1562-1563) и кириллическое (1563) издания А. в составе НЗ, вышедшие в филиале тюбингенской типографии в Урахе (издатель П. Трубар на средства барона Г. фон Унгнада), представляют собой перевод на хорват. язык (переводчики - Антун Далматин и Степан Истрянин) и связаны с протестант. традицией изданий Библии. Состав А., вышедшего в Москве в 1564 г. при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном и по благословению свт. Макария Московского (печатники - диак. Иван Фёдоров и Петр Мстиславец), определил во многом позднейшую восточнослав. традицию издания А. В 1574 г. А. был издан Иваном Фёдоровым во Львове, в 1591 г.- в типографии Мамоничей в Вильне, в 1597 г.- Андроником Тимофеевым Невежей в Москве; с этого времени издание книги в восточнослав. типографиях становится регулярным. В XVII - нач. XVIII в. неск. раз издавался также А. апракос (вместе с Евангелием апракосом) на Украине: Угорцы (типография Павла Домжива-Лютковича Телицы), 1620; Луцк (типография Братского мон-ря), 1640; Львов (типография братства), 1706. Старообрядческие издания А., во всяком случае до XIX в., неизвестны.
к Посланиям и Деяниям апостольским занимают значительное место в искусстве книжной миниатюры правосл. мира, хотя рукописные А. украшались миниатюрами значительно реже, чем Евангелия. По составу изображений иллюминированные А. можно разделить на 2 типа. К первому, наиболее распространенному, относятся рукописи с изображениями апостолов - авторов Посланий. Они различаются по количеству изображений и по иконографии апостолов. Как и евангелисты, апостолы изображаются сидящими перед пюпитрами и пишущими либо указывающими на свои произведения, а также с учениками или с предстоящими людьми, т. е. как проповедники. Др. вариант - изображения в рост одного или неск. апостолов. Миниатюры могут занимать целый лист, располагаться в заставках и в фигурных инициалах. Рукописи А. могут включать одну миниатюру: ап. Лука как автор Деяний (Новый Завет - Brit. Libr. Add. 28815. Fol. 162v, сер. Х в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - Paris. Coislin. 224. Fol. 27, XI в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - vindob. theol. gr. 302. fol. 17, 1052-1054 гг.), ап. Павел (Dionys. 33, Sinait. 283), апостолы Петр и Павел (Апостол. ГИМ. Син. № 7, 1220 г.). Чаще встречаются рукописи с 6 миниатюрами, изображающими апостолов Луку, Иакова, Петра, Иоанна, Иуду и Павла (напр.: Деяния и Послания апостолов - Bodl. Сanon. gr. 110, Х в., Евангелие с Деяниями апостолов - РНБ. Греч. 101, XIII в., Апостол - Vat. gr. 1208, кон. XIII в., Новый Завет - Athen. Bibl. Nat. 2251, кон. XIII - нач. XIV в.; рус. рукописи: Апостол - ГРМ. Др. гр. 20, 1-я четв. XV в.; Чуд. 46, XV в.; СИХМ, XVI в.). В ряде рукописей число портретов значительно увеличено, т. к. миниатюры предшествуют каждому Посланию (Апостол с Апокалипсисом - МГУ НБ № 2280, 1072 г., где авторы Посланий и их ученики изображены в заставках и в инициалах; Апостол - Baltim. W 533, XII в., Деяния и Послания апостолов - Муз. 3648, кон. XIII в., одиночные, парные и групповые изображения в лист); рус. рукописи: Апостол - СПбФИРИ РАН. Архив. Колл. 238 (ф. Н. П. Лихачёва). Оп. 1. № 274, кон. XV в., ростовые фигуры в лист и заставки с изображением Христа и апостолов; Апостол - ИРЛИ (ПД). Древлехран. Новгородско-Псковское собр. № 21, XVI в., миниатюры на полях. Среди миниатюр А. встречаются изображения: 12 апостолов (Dionys. 8, 1113 г.), Христа с апостолами (Sinait. 274, XII в.), Софии-Премудрости Божией (указанная рукопись СПбФИРИ РАН, кон. XV в.).
В качестве примера 2-го типа рукописей, включающих помимо изображений апостолов - авторов Посланий сцены, иллюстрирующие тексты Деяний и Посланий, следует назвать Новый Завет (Baltim. W 524, X в.), Новый Завет (Codex Ebnerianus - Bodl. Auct. T. inf. I. 10, XII в.), Деяния и Послания апостолов (Paris. gr. 102, XII в.), Новый Завет (Рокфеллер Мак-Кормик - Чикаго. Унив. б-ка. Cod. 965 (Chicago 2400), кон. XII - нач. XIII в.). Обширные циклы миниатюр рукописей сходны со сценами монументальных росписей в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 60-е гг. XII в., собора в Монреале, 1180-1194 гг., Сан-Марко в Венеции, нач. XIII в., ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг., ц. Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.