ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XIX , С. 182-184
опубликовано: 4 октября 2013г.

ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

находился в мест. Жидичин Луцкого у. Волынской губ. (ныне с. Жидычин Киверцовского р-на Волынской обл., Украина).

XIII-XVIII вв.

Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин)Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Время основания неизвестно. Местный археологический материал датируется Х-ХI вв., однако неизвестно, связан ли он непосредственно с монастырем, архив к-рого сохранился лишь с 1-й пол. XVI в. (см.: Рожко. 2000. С. 297). Вероятно, Ж. м. впервые упоминается в 1227 г. в Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, XIII в.): кн. Даниил Романович ездил «в Жидичин кланятися и молитися святому Николе» (ПСРЛ. 1962. Т. 2. Стб. 751).

Считается, что уже к 1335 г. Ж. м. имел статус архимандрии, привлекал особое внимание знати. В ХIV-ХV вв. покровителями и защитниками Ж. м. были князья Любартовичи, вел. кн. Свидригайло Ольгердович, позже - кн. Семен Гольшанский, князья Острожские. Так, вел. кн. Свидригайло грамотой от 7 окт. 1450 г. возобновил старые права Ж. м. и передал ему новые владения, в т. ч. села Боголюбы, Гай Гнидавский и др. В 1502 г. эту грамоту подтвердил польск. кор. Александр Ягеллончик по просьбе луцкого старосты кн. С. Гольшанского (см.: Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни // Волынские ЕВ. 1899. № 23/24. С. 683). Имена жертвователей и вклады вписывались в «Помянник» кн. Федора Любартовича (Pomianyk of Horodyshche. Winnipeg, 1962. Pt. 1: A. D. 1484).

Очевидно, со времени основания в Ж. м. хранилась некая Никольская святыня (в наст. время точнее неопределяемая) - часть мощей, чудотворный образ или скульптура, о чем известно из памятника нач. XV в. «Сказания о чудесах свт. Николая в Лукомле» (см.: Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле» // Наш радавод: Матэриялы мiжнароднай навуковай канферэнциi «Царква i культура народау Вялiкага княства Лiтоускага i Беларуси XIII - пач. XVIII ст.» Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149). Согласно «Сказанию...», свт. Николай, явившись жителю Лукомля, поведал: «Аз святый Никола Жидиченский и пришел есмь семо в Лукомль, тамо не могу жити поганих деля, зане умножися беззаконие» (Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. Прилож. 10. С. 191-192). Очевидно, перемещение святыни из волынской части владений Витовта в принадлежавший ему же полоцкий Лукомль связано с последствиями битвы на Ворскле (1399), когда литов. войско было разбито ханом Темир-Кутлуем и «воеваша татары даиже и до Великаго Луцка» (см.: ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 52, 73, 139, 161, 187, 208, 229). Возможно, в это время Ж. м. был разорен татарами.

К посл. четв. XV в. благосостояние мон-ря, вероятно, восстановилось. В записи писца на переписанном в 1491 г. в обители по заказу архим. Ионы Евангелии-тетр (ГИМ. Увар. № 96-1) монастырь именуется «лаврой в Жидичине» (Леонид. 1887. Т. 1. С. 31-32. № 60). Книга написана писцом Игнатием вполне профессионально и украшена полихромными заставками балканского стиля (Запаско Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Украiнська рукописна книга. Львiв, 1995. С. 70, 299-300. Кат. № 65). Ж. м. обладал значительной для своего времени и региона б-кой. Согласно описи 1621 г. (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 502-503, № 199), в собрании имелось 89 томов «старых» и «новых» книг: 77 рукописных (в т. ч. 9 на пергамене, в частности «Патерик», а также 2 полных и неполный комплект рукописных Служебных Миней - 38 томов) и 12 печатных, изданных в Вильно (в т. ч. Апостол Ф. Скорины), Заблудове, Остроге и Стрятине. Среди четьих книг в описи значатся «книжица Златоустовы Слова избраныи», «Пчела учителная», «Меч духовный» «Книга избранная на десту (т. е. in folio) з вопросами и ответами», «Знарад» (Измарагд), «Златоструй» и др.

В 1496 (1495) г. в результате татарского набега Ж. м. был сожжен, братия пленена или убита (ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 123). Вскоре мон-рь был возрожден благодаря местной правосл. шляхте, о чем свидетельствует грамота от 2 марта 1500 г. еп. Парфения Владимировича, передавшего обители с. Охматково (Малевич. 1905. С. 71-72). Еще с 1494 г. вокруг Ж. м. появлялись новые селения, нек-рые из них - Подгайцы, Жабки, Охматково и др.- перешли во владение обители. К нач. ХVI в. в собственности Ж. м. находились значительные лесные территории и пасеки, что позволило братии торговать деревом, смолой, углем и медом. Мон-рь пользовался авторитетом среди жителей не только Волыни, но и др. регионов. Об этом свидетельствует вклад киевского воеводы Дмитрия Путятина в 1506 г. в размере 10 литов. к.

Храм свт. Николая Чудотворца бывш. Жидичинского мон ря. 1723 г. Фотография. Нач. XXI в.Храм свт. Николая Чудотворца бывш. Жидичинского мон ря. 1723 г. Фотография. Нач. XXI в.29 дек. 1507 г. Ж. м. со всеми доходами был передан королем кн. К. И. Острожскому с правом назначения архимандрита, управлявшего обителью через своего наместника. Кандидата в архимандриты должны были предлагать «князи, панове и земяне Волынской земли вместе со старцами» (АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. № 34), что свидетельствует об особом значении Ж. м. на Волыни и о стремлении местного общества придать обители тот статус, к-рым обладали на Киевской земле Киево-Печерский или на Полоцкой земле Евфросиниев в честь Преображения Господня мон-ри.

4 сент. 1539 г. опекуном архимандрии был назначен владимирский староста Федор Андреевич Сангушко, одновременно остававшийся ктитором Мелецкого Николаевского мон-ря, а затем - Роман Федорович Сангушко. Привилеем кор. Сигизмунда II от 26 дек. 1569 г. Ж. м. был передан Луцкому еп. Ионе (Борзобогатому-Красенскому), который не только фактически разорил монастырское хозяйство, но и вынес из обители документы и церковную утварь (воздвизальный крест, чаши, дискос и др.). Кн. К. К. Острожский и луцкий староста Александр Пронский несколько раз при поддержке вооруженного отряда изгоняли Иону из мон-ря. 28 мая 1580 г. по распоряжению польского кор. Стефана Батория, изданному по инициативе Острожского, Ж. м. был передан Могленскому еп. Феодору (по прозвищу Грек).

5 сент. 1586 г. архимандрия перешла под начало Львовского и Каменец-Подольского еп. Гедеона (Балабана), открыв т. н. эру Балабанов в истории мон-ря. Этот период характеризуется напряженной борьбой за Ж. м. между правосл. и греко-католич. иерархией. С 1596 г. на обитель постоянно посягал и даже совершал открытые вооруженные нападения Луцкий еп. Кирилл (Терлецкий). В 1603 г. Ж. м. был фактически легализован королем как православный в связи со снятием баниции (лишения прав) с племянника еп. Гедеона архим. Григория (Балабана). Одним из значимых эпизодов этого противостояния стало сидение архимандрита на крыше монастырского здания в качестве протеста.

В ХVI в. Ж. м. стал крупным землевладельцем, в 30-х гг. ХVII в. мон-рю принадлежал 291 «дым» в 18 населенных пунктах. С нач. ХVI в. размеры владений и имущества монастыря постоянно менялись. Так, в 1576 г. Ж. м. получил пожертвования от кн. Богуша Корецкого, а в 1586-1591 гг. в результате судебной тяжбы с кн. Романом Сангушко потерял неск. имений. В нач. ХVII в., при архим. Григории (Балабане), Ж. м. удалось выиграть неск. судебных процессов, в т. ч. с панами Гулевичами и Загоровскими.

После смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) кор. Сигизмунд III передал греко-католикам Луцкую епархию - еп. Иеремии Почаповскому, а Ж. м. в 1621 г.- архим. Никодиму Шибинскому.

При избрании в 1632 г. нового кор. Владислава IV Вазы были составлены «Пункты успокоения» - документ, определявший положение православной Церкви в Речи Посполитой. Согласно «Пунктам...», Луцкую кафедру предполагалось вернуть православным, а Ж. м. передать униатам. Однако, несмотря на соглашение, кафедра была пожизненно оставлена за униат. епископом. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал мон-рь в распоряжение новоизбранного Луцкого еп. Афанасия (Пузыны). Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты еп. Афанасий отобрал у униат. Луцкого еп. Иеремии Почаповского часть церковных имений. Однако постановление сейма 1635 г. вновь признало епископом Луцким Иеремию Почаповского.

По королевскому привилею от 20 апр. 1638 г. Жидичинская архимандрия окончательно была передана греко-католич. Церкви, митр. Рафаилу Корсаку. С этого времени Ж. м. стал постоянной резиденцией Луцких греко-католических епископов. В 40-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, к 1647 г. в ней проживало лишь 6 монахов. Нек-рое время в ХVII в. в Ж. м. находилась чудотворная Холмская икона Божией Матери. Здесь же униат. еп. Иаков Суша написал кн. «Феникс» о чудесах от иконы.

Согласно «Летописи Самовидца о войнах гетмана Б. Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти», в Ж. м. принял постриг с именем Гедеон и стал его архимандритом бывш. гетман Юрий Хмельницкий. Возможно, митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Дионисий (Балабан-Тукальский) номинально назначил Гедеона (Хмельницкого) архимандритом Ж. м., чтобы вернуть обитель в Православие.

К 1740 г. Ж. м. владел 88 дворами в 13 населенных пунктах. К нач. ХIХ в. мон-рем было приобретено еще 4 селения; общее число крепостных достигло 1,6 тыс. чел. (в т. ч. 838 «ревизских душ»). Хозяйство Ж. м. имело натуральный характер (в 1765 г. насчитывалось 117 овец, 30 баранов и 30 ягнят), крестьяне работали на монастырь 2-3 дня в неделю. Также Ж. м. активно занимался торговлей, продавал лес и сено, закупал соль и другие товары в основном по Волыни и Галичине.

Указом имп. Екатерины II от 3 сент. 1795 г. греко-католич. мон-ри, не занимавшиеся просветительной и благотворительной деятельностью, подлежали ликвидации. Ж. м., находившийся в ведомстве Холмской епархии, был официально закрыт, но фактически он продолжал существовать. При имп. Павле I греко-католич. Ж. м. был возобновлен. К нач. ХIХ в. в мон-ре существовала публичная школа, в к-рой училось лишь неск. десятков чел., деньги на образование выделялись довольно скудные.

А. А. Турилов

Постройки

В 1723 г. по инициативе униат. Холмского еп. Иосифа Левицкого на месте прежнего деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца был сооружен одноименный каменный храм - 3-нефная 4-столпная базилика с полукруглой апсидой. Согласно надписи на подкупольном яблоке в новой Никольской ц., на ее месте стоял одноименный храм 1594 г. постройки. Тогда же, при еп. Иосифе, был переделан иконостас, куда вошли новописаные иконы Богородицы с Младенцем типа «Одигитрия» и свт. Николая Чудотворца (обе в позолоченных окладах, покрывающих одежды, в отдельных киотах). Храм в 1913 г. был расписан. В 20-х гг. XVIII в. были возведены 2-этажный архиерейский дом с помещением консистории и покоями епископа, каменные кельи, хозяйственные службы, затем - здание семинарии, квадратная в плане 2-ярусная колокольня, ограда (разобрана в 1916). Под храмом находятся подвалы. Все постройки Ж. м. имеют статус памятника архитектуры национального значения (охранный № 119).

XIX - нач. XXI в.

В 1828 г. Ж. м. был закрыт. К этому времени мон-рь имел 838 крепостных и 8,2 тыс. р. ежегодного дохода. 16 янв. 1829 г. была создана Жидичинская административная комиссия для управления имуществом Ж. м. и др. ликвидированных греко-католич. мон-рей. Никольский храм был обращен в приходский, в нем служили священники Климент Оленич, Роман Цыбульский. В 1871 г. о. Роман открыл в Жидичине одноклассное народное училище. Архив обители в 1893 г. был передан в Волынское церковно-археологическое древлехранилище.

В 1894-1895 гг. территорию бывш. мон-ря посетил архиеп. Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий), по инициативе к-рого Ж. м. начал возрождаться. Уже в 1898 г. здесь была освящена домовая ц. во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. К нач. ХХ в. в Никольском храме бывш. мон-ря хранились иконы ХII-ХVIII вв., а также крест с частицами мощей 30 святых. В 1900 г. архиеп. Модест представил духовному собору Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры петицию о необходимости возобновления обители, однако вопрос остался нерассмотренным. С 1909 г. в Никольской ц. служил сын о. Романа, свящ. Феодор Цыбульский, духовник Луцкого городского округа, окружной депутат (1910-1913), почитаемый в Жидичине пастырь. В 1911 г. в монастырских корпусах квартировал 11-й Изюмский полк Генриха Прусского.

После 1921 г., когда Волынь отошла Польше, в архиерейском доме Ж. м. был открыт приют для детей-сирот и инвалидов первой мировой войны, содержавшийся на средства Луцкого сеймика. В 1935-1936 гг. на территории мон-ря находилась резиденция викария Волынской епархии Польской автокефальной православной Церкви еп. Поликарпа (Сикорского). В 1947-1990 гг. в архиерейском доме размещалась общеобразовательная школа.

К 2008 г. храм во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней принадлежал общине УПЦ, настоятель - прот. Владимир Галета. Др. постройки Ж. м. 23 июля 2003 г. переданы представителям т. н. Киевского Патриархата УПЦ, к-рые 19 окт. 2005 г. в монастырском корпусе устроили домовый храм во имя прп. Николая Святоши.

Архив

К 2008 г. значительный корпус документов Ж. м. находился в ЦГИАК. Ф. 2071: Жидичинский муж. мон-рь. Первоначально, в 20-30-х гг. XX в., фонд был сформирован в Харькове, в 60-х гг. XX в., после ликвидации Харьковского филиала исторического архива, переведен в Киев, где был существенно пополнен (добавлено ок. 100 дел). В единственной описи хранится 283 дела, датируемые 1502-1876 гг., большинство из к-рых написано на староукр. (русска мова), польском и латинском языках.

Документы фонда включают материалы судебных разбирательств по земельным вопросам, инвентарные описи владений, приходо-расходные книги, монастырскую переписку и др., а также дарственные и охранные грамоты на монастырские землевладения (Д. 237 - охранное письмо кор. Сигизмунда II Августа, Д. 109 - копии жалованных грамот имп. Петра I). Среди именных дел интерес представляет ряд документов кон. XVI в. (как подлинников, так и копий кон. ХIХ - нач. ХХ в.), посвященных Гедеону (Балабану), в частности копии материалов по судебному делу о попытке Луцкого униат. еп. Кирилла (Терлецкого) отравить архим. Гедеона (Д. 274).

Ряд дел представляют собой описи документов, не вошедших в фонд. Это, в частности, «Перечень земельных документов Жидиченского монастыря за XVI в.» - 1539-1570 гг., 2 л. (Д. 120), «Список документов, хранящихся в шухляде Жидичинского монастыря» 1645 г., 10 л. (Д. 143).

Отдельные документы, преимущественно хозяйственного характера, посвященные мон-рю, встречаются и в других фондах ЦГИАК (Ф. 51. Оп. 1, 3; Ф. 442. Оп. 72).

Ист.: ЦГИАК. Ф. 25, 812, 2071; АЗР. 1846. Т. 1. № 360; Реестр дел козацких в Польской Метрике // ЧОИДР. 1861. Кн. 4. С. 14; АСЗР. 1869. Т. 6. С. 205; АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. С. 479-489; 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 128-143, 152-186, 189-207, 212-220, 248-249, 258-263, 268-270, 284-285, 304-306, 314-317, 501, 504, 568-570; 1893. Ч. 1. Т. 9. С. 367, 370; ПСРЛ. Т. 2; Лiтопис Руський. К., 1990. С. 383; Лiтопис Самовидця. К., 1971. С. 87, 128; Пам'ятки: Архiв Украïнськоï Церкви. К., 2001. Т. 3. Вип. 1: Док-ти до iсторiï унiï на Волинi i Киïвщинi кiнця ХVI - 1-й пол. ХVII ст.: Руська (Волинська) метрика. К., 2002. С. 258, 726; Archiwum Książąt Lubartowiczуw-Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 4. S. 562-565; 1897. T. 5. S. 418-420; Monumenta Ucrainae Historica. R., 1964. Vol. 1. P. 248-249; 1965. Vol. 2. P. 140-141, 147; 1971. Vol. 9/10. P. 728-730, 733, 755, 793-795, 849-851, 856, 870-873, 903-904; 1974. Vol. 11. P. 20, 47, 195, 248-253, 321, 398-399, 466.
Лит.: В. Т. М[азюкеви]ч. Из старых бумаг холмского архива // Киевская старина. 1883. № 8. С. 735-737; Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях. М., 1887; Иванов В. Епископы древней Луцкой епархии. Почаев, 1891; Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни. Почаев, 1905; Переверзев К. В., свящ. Справочная книга о приходах и мон-рях Волынской епархии. Житомир, 1914. С. 224; Ящур В. Судова розправа Гедеона Балабана архiм. Жидичинського мон-ря на основi оригiнальних документiв // ЗНТШ. 1961. Т. 171. С. 59-133; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 75-76; Крижанiвський О. П. Церква у соцiально-економiчному розвитку Правобережноï Украïни: (ХVIII - перша пол. ХIХ ст.). К., 1991. С. 23, 25-26, 36-37, 43, 48, 56, 58, 70, 73, 85; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 241; Грушевський М. С. Духовна Украïна: Зб. творiв. К., 1994. С. 312, 318, 424, 431-432; Ульяновський В. I. Iсторiя церкви та релiгiйноï думки в Украïнi. К., 1994. Кн. 1. С. 96; Зiнченко А. Л. Церковне землеволодiння в полiтицi царизму на Правобережнiй Украïнi наприкiнцi ХVIII - у першiй пол. ХIХ ст. К., 1994. С. 108; Жилюк С. I. Росiйська Православна Церква на Волинi: (1793-1917 рр.). Житомир, 1996. С. 81, 82; Рожко В. Є. Православнi мон-рi Волинi i Полiсся: Ист.-краєзнав. нарис. Луцьк, 2000. С. 296-300; Бантыш-Каменский Н. Н. Историческое известие об унии. М., 2001. С. 93, 105; Довбищенко М. В. Унiатська Церква на Волинi кiн. ХVI - у першоï пол. ХVII ст. // Пам'ятки: Архив Укр. Церкви. К., 2001. Т. 3. Вип. 1. С. 15, 27, 28, 35-36, 40-41, 47, 66, 93-98; Рудецький П. Жидичинський мон-р в релiгiйному життi Волинi ХVI - першоï третини ХVII ст. // Етнiчна iсторiя народiв Європи. К., 2001. Вип. 11. С. 48-51; Троневич П. О. Волинь у сутiнках украïнськоï iсторiï ХIV-ХVI ст. Луцьк, 2003. С. 106; Ластовський В. В. Чернецтво Юрiя Хмельницького // Генеза. К., 2006. № 1(11). С. 64-75.
В. В. Ластовский
Рубрики
Ключевые слова
См.также