(Деведзис Христос; 18.01.1834, с. Вафиохори (ныне Бояджыкёй, в черте Стамбула) - 13.11. 1912, К-поль), патриарх К-польский (4 окт. 1878 - 30 марта 1884, 11 июня 1901 - 13 нояб. 1912). У современников получил прозвище Великолепный (греч. Μεγαλοπρεπής). Род. в бедной семье рыбака; родителей И. звали Димитриc и Феодора. Школьное образование И. получил в родном селе. По благословению своего духовного отца Хрисанфа И. провел 1846 г. в мон-ре Пантократор на Афоне и нек-рое время жил на о-ве Самос при митр. Григории, посещая местные школы. Ок. 1848 г. И. отправился в Валахию, где при Погонианских епископах Агапии и Никандре был рукоположен во диакона (1852). Живя в Бухаресте, И. посещал греч. школу и выучил румын. язык. И. отказался от первоначального намерения продолжить учебу в Афинах и был поставлен иеродиаконом в правосл. греч. ц. вмч. Георгия в Вене (1854), где прослужил 6 лет. За этот срок И. выучил нем. язык. На И. как на энергичного и умного диакона обратил внимание Вселенский патриарх Иоаким II, к-рый способствовал переводу И. в К-поль на должность 2-го диакона при Патриархии (12 нояб. 1860). В 1863 г. И. был рукоположен во иерея. 23 марта того же года И. был назначен на должность великого протосинкелла. Через неск. месяцев Иоаким II сложил патриаршие полномочия, затем должности лишился и И. При патриархе Софронии III И. был рукоположен во епископа и 10 дек. 1864 г. назначен на митрополичью кафедру в г. Варна (Болгария). С 1872 г. член Свящ. Синода. 9 янв. 1874 г. по указу вновь занявшего Патриаршую кафедру Иоакима II И. был назначен митрополитом Фессалоникийским. В этих епархиях И. приобрел большой адм. и дипломатический опыт.
4 окт. 1878 г. И. был избран К-польским патриархом. В избрании И. немалую роль сыграл банкир и благотворитель Георгис Зарифис, поддержавший кандидатуру И. В эти годы перед К-польским патриархом стояла задача стабилизировать юридические отношения с Портой и оградить Церковь и народ от притязаний тур. правительства, постоянно возникавших с начала реформ эпохи танзимата. Сразу после вступления на престол И. созвал церковно-народное собрание для обсуждения вопроса о совр. состоянии К-польского Патриархата и об улучшении жизни Церкви и народа. Реформистские идеи И. были благосклонно встречены мирянами, но не нашли поддержки у большинства членов консервативного Свящ. Синода. Некоторые из них ополчились на И., напр. митр. Ираклийский Герман (Кавокапулос).
Самой значительной сферой деятельности И. во время 1-го Патриаршества была борьба за права и привилегии Церкви - т. н. вопрос о прономиях (τὸ προνομιακὸν ζήτημα). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам правосл. Церкви, дарованным еще султаном Мехмедом Завоевателем патриарху Геннадию II Схоларию. Уже во время составления канонизмов (с 1858) Порта ограничила нек-рые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан. В 1878 г. некий христианин завещал имущество на благотворительные дела; его брат стал оспаривать это завещание, одобренное Патриархией, в тур. гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 г. министр юстиции издал распоряжение, согласно к-рому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в тур. судах. Протест И. по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В окт. 1882 г. тур. правительство сделало 2-ю попытку ограничить права Патриархии. Тур. министр народного просвещения дважды доводил до сведения И., что инспектор печати и типографий счел 2 учебника, которыми пользовались в греч. школах Патриархата: географию Антониадиса и христ. катехизис Диомида Кириакоса, вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти 2 книги подлежали изъятию и уничтожению. В окт. 1882 г. Сисанийский митр. Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиц. статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом - теперь такие дела должны были рассматриваться тур. судами, действующими по мусульм. законам. В февр. 1883 г. Касторийский митр. Констанций получил такой же берат. Тогда И. выразил протест против нарушения древних прономий Церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, И. направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведенные реформы судопроизводства по европ. образцу, утверждая, что гражданский суд более не имеет религ. характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 г., И. изложил все нарушения древних прав Церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование И. выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено. 9 дек. 1883 г. И. отрекся от престола. Но министр исповеданий представил дело так, будто не правительство, а Синод вынудил патриарха отречься от власти. Тогда И. вторично заявил министру об отречении (16 дек. 1883), назвав причиной посягательство Порты на древние права Церкви. Порта вновь вступила в дискуссию о прономиях, стараясь доказать, что она не нарушала прав Церкви; эта переписка тянулась до марта 1884 г. В кон. марта Порта выдала И. берат, тождественный берату его предшественника, но сопроводила документ министерским распоряжением, в к-ром соглашалась руководствоваться в вопросах завещаний при разводе древними правами Церкви. Однако обвиненный в преступлении клирик должен был немедленно по доставлении его в Патриархию или митрополию передаваться светской власти и содержаться в гражданской тюрьме, а не в Патриархии или митрополии, как это делалось раньше. Синод не согласился с таким изменением берата, т. к. он позволял Порте требовать лишения сана священников, обвиненных в политических делах, и лишал их права предстать перед церковным судом. И. считал новую форму берата приемлемой, но ввиду настойчивого требования Синода отправиться в Порту с протестом 30 марта 1884 г. И. окончательно сложил с себя патриаршие полномочия и удалился в свое имение на берегу Босфора.
Во время 1-го Патриаршества И. продолжал протестовать против конфискации румын. правительством монастырского имущества, а 10 июля 1882 г. отправил обличительную грамоту Унгро-Влахийскому митр. Каллинику по поводу совершенного им без разрешения патриарха мироварения, введения григорианского календаря, христ. отпевания самоубийц, совершения таинства Крещения через обливание водой и т. п. С правосл. автокефальными Церквами, особенно с Русской, И. восстановил братские отношения и имел постоянное общение по различным вопросам. С разрешения Святейшего Синода храм прп. Сергия в Москве был отдан в качестве подворья К-польской Патриархии. Проводимая И. вненациональная церковная политика, дружеское отношение к России и его стремление преодолеть болг. схизму вызвали недовольство греч. правительства, и особенно премьер-министра Греции Х. Трикуписа.
При И. был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 г. И. основал патриаршую б-ку и реорганизовал типографию (1880), в которой начали издавать офиц. газ. «᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια» К-польского Патриархата (до 1923). При И. было достроено новое здание Великой народной школы (Μεγάλη Σχολὴ τοῦ Γένους) в к-польском р-не Фанар (1880-1882). В 1879 г. на о-ве Халки было учреждено центральное священническое уч-ще, а в 1882 г. была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 г. в Смирне (ныне Измир) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т. к. большая часть малоазийских греков почти забыла родной язык.
Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, И. продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греч. народе; в высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, т. н. иоакимиты, к-рые при активной поддержке рус. дипломатии старались добиться восстановления И. на Патриаршем престоле. В авг. 1886 г. И. посетил проф. С.-Петербургской ДА И. Е. Троицкий. Отчет об этом визите, представленный К. П. Победоносцеву, является одним из важнейших документов по церковной истории кон. XIX в. В разговоре с Троицким И. выступает сторонником строгой церковной дисциплины и даже считает нужным учиться в этом отношении у католиков, подчеркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса. В глазах противников И. был рус. ставленником, поэтому избрание в 1887 г. патриарха Дионисия V расценивалось как вызов России.
И. совершил неск. длительных поездок по Ближ. Востоку, а затем удалился на Афон, в Милопотам, принадлежащий Великой Лавре (пребывал там с 1889 по 1901). Он продолжал поддерживать отношения с рус. дипломатами, особенно с консулом в Фессалонике; вел переписку с Троицким и Т. И. Филипповым. В июле 1893 г. И. посетил Гроттаферратский аббат Арсенио Пеллегрини, отмечавший широту взглядов И. Его суждения были независимы и отличались постоянством. Так, И. критиковал узоры облачений, присланных рус. Святейшим Синодом, нек-рые детали коронации имп. Николая II. И. принимал участие в разрешении споров на Св. Горе, выступая по возможности миротворцем. Не разделяя в целом активной позиции русских монахов на Афоне, И. тем не менее восхищался их дисциплинированностью и строгой аскетической жизнью.
Продолжая пользоваться исключительной любовью народа, И. получал большое число голосов на каждых из 5 последующих патриарших выборов, но из-за политических интриг был переизбран на престол только 25 мая 1901 г. 24 июня И. переехал в патриаршую резиденцию в Фанаре. 2-е Патриаршество И. было отмечено рядом важных деяний: И. восстановил престиж К-польской Церкви, начал реструктурирование внутреннего управления Патриархии. Последнее вновь вызвало резкую неприязнь к И. со стороны членов Свящ. Синода и тур. правительства. И. стремился консолидировать отношения с православными Церквами. В кипрском вопросе интересы К-поля столкнулись с интересами Александрийского патриарха Фотия, к-рому удалось возвести на архиепископский престол Кипра своего ставленника; раздор между патриархом Дамианом и Свящ. Синодом в Иерусалимской Церкви (1909) также не отвечал интересам И. Зато И. наладил устойчивые связи с Антиохийской Церковью. Отношения И. с РПЦ по-прежнему были дружественными, несмотря на македон. кризис, не способствовавший взаимопониманию греков и славян. В 1910-1911 гг. И. разошелся во мнении с членами Свящ. Синода по поводу выбора в Свящ. Синод митр. Халкидонского Германа, главы антииоакимской партии. И. удалился в свой дом в Вафиохори, однако позже примирился с Германом, ставшим к тому времени членом Синода. Др. значительными событиями во время 2-го Патриаршества И. стали провозглашение тур. Конституции в 1908 г., церковно-политическая борьба в Македонии (1901-1908), 1-я Балканская война (1912-1913). В целом во 2-е Патриаршество политика И. была более националистической, направленной на сближение с греч. правительством.
Скончался И. 13 нояб. 1912 г. в К-поле после непродолжительной болезни. Похоронен в «Живоносного Источника» иконы Божией Матери монастыре.