АКАКИЙ
Том I , С. 365
опубликовано: 1 апреля 2008г.

АКАКИЙ

(† 26 или 28.11.489), Патриарх К-польский (c марта 472). В 458 г. А., возглавлявший сиротский приют в К-поле, был одним из кандидатов на столичную кафедру, но уступил Геннадию I, по смерти к-рого был избран Патриархом. В начале своего правления А. отказался подписать «Энкиклион» узурпировавшего в 475 г. имп. трон Василиска, в к-ром отвергались догматы, принятые Всел. IV Собором в Халкидоне, а также преимущества, предоставленные 28-м прав. этого Собора К-польскому престолу. Недовольный император запретил синклиту иметь общение с Патриархом. Однако правление Василиска оказалось непродолжительным: вскоре он был свергнут и искал спасения в храме, но А. выдал его вернувшемуся к власти имп. Зинону. Император подтвердил прежние привилегии Патриарха и даже позволил ему вмешиваться в дела др. Вост. Патриархатов.

Стремясь к сближению с Римом и полностью принимая халкидонское вероопределение, А. не допустил на Александрийскую кафедру монофизита Петра Монга и добился поставления на Антиохийский престол правосл. Патриарха Стефана II, позже погибшего от рук фанатиков-монофизитов. Дальнейшая деятельность А. в большей степени была направлена на религ. примирение ради сохранения мира в империи. Когда в июне 482 г. Патриархом Александрийским был избран правосл. Иоанн I Талайя, между ним и А. возник конфликт. Боясь преследований, Иоанн удалился в Рим, и А. способствовал водворению на Александрийскую кафедру изгнанного ранее Петра Монга, к-рому имп. Зинон предложил подписать «Энотикон» - объединительное послание к Александрийской Церкви, созданное при участии А. В Риме это было воспринято как измена Православию, что привело к разрыву отношений (см. Акакианская схизма). Надежды на примирение с монофизитами не оправдались: большинство по-прежнему считали А. халкидонитом, а вступившего с ним в общение Петра Монга - предателем. Восстановленный на Антиохийской кафедре Петр Гнафей (485) также не был признан крайними монофизитами. В 487 г. Зинон пригласил в К-поль для беседы о вере палестинских монахов Исайю Газского и Петра Ивера, пользовавшихся влиянием среди монофизитов, но те отказались явиться в столицу. Уступки, сделанные А. и императором противникам Халкид. Собора, не принеся церковного мира на Востоке империи, привели к разрыву с Западом и появлению в К-поле оппозиции со стороны ревнителей чистоты Православия, прежде всего монахов-акимитов.

Ист.: Евагрий. Церк. ист. II 11; III 4, 7, 16, 18, 20-23; Прокопий. Война с вандалами. I 7. 22; RegPatr. Fasc 1. N 148-172.
Лит.: Барсов Т. В. Константинопольский Патриарх и его власть над Русской Церковью. СПб., 1878; Лебедев А. П. История Святых Вселенских Соборов. М., 1876. Вып. 2. С. 86-96; он же. Вселенские Соборы IV и V вв. М., 1879. С. 270-283; Карташев. Соборы. С. 301-309; Marin E. s. v. // DTC. T. 1. P. 288-290; Андреев И. Д. Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского Собора до Фотия. Серг. П., 1895; Townsend W. T. The Henoticon Schism and the Roman Church // J. of Religion. 1936. Vol. 16. P. 78-86; Frend W. H. C. Town and Country. L., 1980. P. 69-81.
А. М. Вин
Рубрики
Ключевые слова
См.также