(† 26 или 28.11.489), Патриарх К-польский (c марта 472). В 458 г. А., возглавлявший сиротский приют в К-поле, был одним из кандидатов на столичную кафедру, но уступил Геннадию I, по смерти к-рого был избран Патриархом. В начале своего правления А. отказался подписать «Энкиклион» узурпировавшего в 475 г. имп. трон Василиска, в к-ром отвергались догматы, принятые Всел. IV Собором в Халкидоне, а также преимущества, предоставленные 28-м прав. этого Собора К-польскому престолу. Недовольный император запретил синклиту иметь общение с Патриархом. Однако правление Василиска оказалось непродолжительным: вскоре он был свергнут и искал спасения в храме, но А. выдал его вернувшемуся к власти имп. Зинону. Император подтвердил прежние привилегии Патриарха и даже позволил ему вмешиваться в дела др. Вост. Патриархатов.
Стремясь к сближению с Римом и полностью принимая халкидонское вероопределение, А. не допустил на Александрийскую кафедру монофизита Петра Монга и добился поставления на Антиохийский престол правосл. Патриарха Стефана II, позже погибшего от рук фанатиков-монофизитов. Дальнейшая деятельность А. в большей степени была направлена на религ. примирение ради сохранения мира в империи. Когда в июне 482 г. Патриархом Александрийским был избран правосл. Иоанн I Талайя, между ним и А. возник конфликт. Боясь преследований, Иоанн удалился в Рим, и А. способствовал водворению на Александрийскую кафедру изгнанного ранее Петра Монга, к-рому имп. Зинон предложил подписать «Энотикон» - объединительное послание к Александрийской Церкви, созданное при участии А. В Риме это было воспринято как измена Православию, что привело к разрыву отношений (см. Акакианская схизма). Надежды на примирение с монофизитами не оправдались: большинство по-прежнему считали А. халкидонитом, а вступившего с ним в общение Петра Монга - предателем. Восстановленный на Антиохийской кафедре Петр Гнафей (485) также не был признан крайними монофизитами. В 487 г. Зинон пригласил в К-поль для беседы о вере палестинских монахов Исайю Газского и Петра Ивера, пользовавшихся влиянием среди монофизитов, но те отказались явиться в столицу. Уступки, сделанные А. и императором противникам Халкид. Собора, не принеся церковного мира на Востоке империи, привели к разрыву с Западом и появлению в К-поле оппозиции со стороны ревнителей чистоты Православия, прежде всего монахов-акимитов.