[греч. ᾿Ιωάννης], прп. (пам. 19 мая, 26 июня, 15 дек.- в Соборе Крымских святых), еп. Готский. Жил в VIII в.
Дошедшие до нас сведения об И. фрагментарны и не подлежат однозначной интерпретации. Единственный достоверный источник - Житие Иоанна Готского нач. IX в. (BHG, N 891), сохранившееся в 3 рукописях: А - Vat. gr. 1667 (X в.), B - Ath. Philoth. 8 (XI в.), С - Vat. gr. 655 (XVI в.). Житие издавалось трижды: болландистами в 1809 г. (ActaSS. Iun. T. 5. P. 190-194; T. 7. P. 167-171), затем А. Никитским (Никитский. 1883) и М. Ф. Озепи (Auzépy. 2006).
Бытует мнение, что данный текст является сокращением первоначального Жития (см.: PMBZ, N 3118); это аргументируется отсутствием связи между эпизодами и неясностью некоторых из них (прежде всего пассажа о конфликте с хазарами). Однако такая т. зр. не вполне обоснована. Во-первых, Житие построено по четкому плану: сначала следует хронологическое описание жизни И., затем - совершенных им чудес; во-вторых, автор текста знал о крымских событиях, видимо, по рассказам самого И. Фраза «чтобы мы избавились от вредоносного общения со сжигателями святых и нечистыми еретиками» (гл. 9) указывает на то, что автор жил в эпоху т. н. 2-го иконоборчества (815-843), но был при этом иконопочитателем.
Во 2-й пол. XX в. Житие стало рассматриваться как источник недостоверный и тенденциозный. Признавая иконопочитательскую и даже апологетическую направленность данного текста, исследователи, однако, не привели ни одного убедительного доказательства исторической недостоверности упомянутых в нем реалий. Роль И. в восстановлении иконопочитания или в конфликте с хазарами может быть предметом научных споров, но ничто не опровергает историчности поездки епископа в столицу в 784 г. или его участия в борьбе с хазарами. Исследования недавнего времени, проведенные Озепи в связи с новым критическим изданием памятника, напротив, продемонстрировали, что во мн. вопросах, далеких от проблематики Крыма, Житие является уникальным историческим источником (напр., по истории ссылки схолариев в 786, хотя эти данные невозможно проверить в силу их уникальности). На фоне этого априорно отвергать данные о Крыме и местной Церкви как ненадежные не корректно.
Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит [Южный берег Крыма], а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак» (гл. 1). Дед И., бывш. военный, по всей видимости, переселился с юж. берега Чёрного м. на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при имп. Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет.
В правление имп. Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы (Auzépy. 2006. P. 71)). Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем И. (к-рый на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию (Idem. 1997. Р. 125). Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата.
После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 - после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников (BHG, N 266), где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с К-полем.
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VIII в. жители Готии отправили И. к «Иверийскому католикосу», где, его наконец поставили в епископы. В груз. версии Великого Синаксаря (НЦРГ. А 97, XI в.), составленной прп. Георгием Святогорцем, под 26 июня помещены краткие сведения об И., к этому времени уже почитавшемся в Грузии. Здесь указано, что, поскольку Византия в этот период была подвержена ереси иконоборчества, готы направили И. в единственную страну, не тронутую ересью. Ок. 758 г. в Мцхете католикос Картли Иоанн III посвятил И. во епископа. В «Повествовании об обращении грузин» прп. Ефрема Мцире указано, что во время посещения Антиохии в 1057 г. прп. Георгий Святогорец использовал этот факт в полемике с Антиохийским патриархом Феодосием III о законности автокефалии Грузинской Православной Церкви (Ефрем Мцире. 1964. Т. 2. С. 54; Джавахишвили. 1983. Т. 2. С. 121, 185; Габидзашвили. 2007. С. 410-411). В «Истории Иерусалимских патриархов», написанной патриархом Досифеем II Нотарой (1669-1707), со ссылкой на некоего Маврикия Синаксариста говорится о поставлении И. в епископы «католикосом Нижней Иверии» (т. е. Абхазского княжества), что позволило современным исследователям поставить под сомнение вопрос о том, кто именно совершал церемонию: католикос Картли (Мцхетский) или один из епископов в Абхазском княжестве (см.: Дорофей (Дбар). 2005. С. 206, 223-224).
После хиротонии И. через своего диак. Лонгина запросил в Иерусалиме исповедание веры и получил оттуда синодик (возможно, тот самый, что Иерусалимский патриарх Феодор I прочитал в Риме 12 авг. 767 и на VII Вселенском Соборе в Никее в 787), к-рый безоговорочно был им признан. Когда на К-польский престол взошла имп. Ирина (780-802) и иконоборческие настроения сменились на противоположные, И. послал текст иерусалимского синодика К-польскому патриарху Павлу IV (780-784). Получив гарантии безопасности (или обещание имп. приема), И. отправился в К-поль, чтобы быть признанным в качестве канонического епископа Готии, однако, по всей видимости, ему это не удалось. В Житии говорится о проповеди И. в «святой Вселенской (кафолической) Церкви» (вероятно, в кафедральном храме Св. Софии в К-поле). Возможно, императрице было выгодно использовать И. на 1-м этапе восстановления иконопочитания именно как заезжего проповедника: формально И. не входил в клир К-польской Патриархии, и Ирина, не решавшаяся еще открыто выступать против иконоборчества, не несла ответственности за его выступления.
В VII Вселенском Соборе И., очевидно, не участвовал: в Житии об этом не сообщается, а подпись под актами 4-го соборного заседания: «Кирилл, монах и эк просопу (т. е. от лица) Иоанна, епископа готов» (на этом заседании Готию также представлял диак. Евфимий (PMBZ, N 1840)) - является позднейшим дополнением (Lamberz. 2004. S. 31). В актах 1-го и 3-го заседаний тот же Кирилл подписался как местоблюститель Никиты, еп. готов. Т. о., по всей видимости, к 787 г. К-поль официально признавал в качестве епископа Готии не И., а своего ставленника - Никиту.
Житие повествует, причем не слишком ясно, о конфликте с хазарами, участие в котором И. остается также не до конца понятным. В 4-й гл. события описываются так: «Прп. еп. Иоанн после этого своим собственным народом был выдан хазарским архонтам, потому что объединился он с господином Готии, его архонтами и всем народом для того, чтобы не владели их страной упомянутые хазары: послав войско, хаган захватил их крепость под названием Дорос, поставив в ней сторожевой гарнизон, который упомянутый прп. епископ и изгнал со своими людьми, и овладел ущельями. Тогда, зная, что архиерей предан одним селением, они [т. е. люди И.] прибегли к хагану; и господина Готии тот пощадил, а 17 рабов хаган обезглавил без вины. Преподобный же, заключенный под стражу, сумел убежать и переправиться на противоположный берег в христолюбивый г. Амастриду».
Автор Жития рассказывает о готско-хазар. конфликте довольно путанно. Кроме того, ключевым для понимания хронологического порядка событий является разночтение ἀποστείλας γε (рукопись А) или ἀποστείλας γάρ (рукописи В и С). По мнению К. Цукермана (Zuckerman. 2006. Р. 215-218), невозможно точно решить вопрос о датировке антихазар. восстания, т. к. последнее упомянутое перед ним в Житии событие - Собор 787 г., но И. не участвовал в нем, и конфликт с хазарами следует датировать временем после посещения И. К-поля (784).
Вероятно, события развивались следующим образом. Хазары не вводили прежде свои войска, однако вскоре после 784 или 787 г. хаган захватил столицу готов Дорос и поставил там гарнизон. Возможно, Дорос - это позднейший г. Феодоро (ныне руины на горе Мангуп, Юго-Зап. Крым). Фраза τὸ κάστρον αὐτῶν - «их [т. е. готов] крепость» (а не «одна из крепостей готов») может обозначать столицу Готии. Размещение хазар. гарнизона в Доросе описывается как нововведение, вызванное захватом Готии. В ответ готы объединились против хазар, причем, по-видимому, И. был инициатором этого, т. к. лично изгнал хазар. гарнизон из Дороса. Кроме того, в Житии не прослеживается прямой заинтересованности Византийской империи в таких действиях и неизвестно, был ли ей выгоден конфликт с хазарами, грозивший опасностью визант. Херсону. Из текста источника неясно, кто захватил ущелья («клисуры» - горные проходы) Крымских гор: И. или хаган - и то и другое было бы логично в ходе вооруженного конфликта. Способность И. вести военные действия может объясняться его происхождением (см.: PMBZ, N 3118).
В 4-й гл. упоминается «народ» И. (λαός; др. возможный вариант перевода - «войско»): он изгоняет хазар из Дороса. По всей видимости, это наименование идентично «всему народу [Готии]», с к-рым объединился И., не являясь уроженцем Готии, но автор Жития называет готов «его собственным народом», т. к. святитель был «епископом готов». Определенное отчуждение могло здесь быть обусловлено и тем, что И. был родом из горной Готии. Очевидно, что «одно селение», предавшее И., и «его собственный народ», выдавший его (см. начало гл. 4), неидентичны. По мысли автора Жития, народ «выдал хазарам» И. тем, что сдался на милость хагана, в то время как собственно «предало» его (т. е., по всей вероятности, дало арестовать) какое-то «одно селение». В среде готов явно присутствовали разные позиции в отношении этого конфликта, и епископ впосл. подвергался обвинениям в напрасной гибели людей. Под хазар. архонтами имеются в виду либо наместники хагана в Крыму, либо хазар. власти вообще (ср. существование двоевластия хана и бека у хазар). Из др. источников «господин Готии» неизвестен. По всей видимости, под «архонтами Готии» понимались правители отдельных частей Готии, подчинявшиеся «господину Готии». Хаган наказал 17 готов, однако массовых репрессий готы избежали, видимо согласившись выдать И. как зачинщика сопротивления. В Житии при описании этого момента употребляется глагол ἐκούρασε, который можно понимать как «забрил», а весь пассаж можно перевести как «17 человек забрил в рабы»; однако более правильно в данном случае значение «обезглавил», иногда встречающееся в визант. лит-ре (см., напр.: Theoph. Chron. P. 462), что косвенно подтверждается в 8-й гл., где И. несправедливо обвиняют именно в «смерти» невинных людей.
Схваченный и заточенный в г. Фуллы, И. бежал в Амастриду к свт. святителю Георгию, где и умер через 4 года 26 июня, на 40 дней пережив хагана (гл. 5). Хотя исторический контекст описания здесь достоверен, настораживает отсутствие упоминаний И. в Житии свт. Георгия Амастридского: вероятно, личность И. оставалась весьма неоднозначной для империи и Патриархата и о нем предпочитали умалчивать. И. скончался между 788 (учитывается длительность конфликта с хазарами и более 3 лет пребывания в Амастриде) и 802-807 гг. (в этот период скончался свт. Георгий Амастридский), а не в 792 г., как указывается в PMBZ, N 2183.
И. был погребен в основанном им мон-ре св. Апостолов в Партените (гл. 5). Этот монастырь упоминается в надписи на надгробии игумена мон-ря Никиты, умершего в 906 г. (Латышев. 1896. С. 74-77. № 69). В надписи 1427 г. (см. выше) его храм назван именем апостолов Петра и Павла. Согласно Житию, «преподобный украсил монастырь со всей красотой и постройками, и священными сосудами, и различными книгами и населил множеством преподобных монахов» (гл. 5).
В Житии (главы 6-9) описываются прижизненные чудеса И.: спасение оставшихся учеников И. от казни; выкуп ученика И. Лонгина, казненного на кресте, у сарацин; вторичное спасение И. из плена; наставление колеблющегося ученика Василия посредством разговора с мертвецами; исцеление ребенка правителя Фулл; внезапная смерть обвинявшего И. в гибели невинных людей; превращение вина в сыр у 2 спорщиков. Посмертные чудеса И. в Житии не упоминаются, за исключением удивительно быстро приплывшего из Амастриды в Партенит судна с останками святителя (гл. 5).
Заметка об И. в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 772-773) основана на тексте Жития. В греч. стишном Синаксаре Paris. Coislin. gr. 223, 1301 г., и в Оксфордском списке Типикона Великой ц. Bodl. Auct. E 5 10, 1329 г. (PMBZ, N 3118), память И. помещена под 31 мая (а не под 26 июня, как обычно); причина этого неясна. Др. упоминания о деятельности и почитании И. загадочны и спорны. Надпись 1427 г. из Партенита (Латышев. 1896. С. 77. № 70) вслед за Житием называет его строителем храма в Партенитском мон-ре, однако такая археологическая датировка остается предметом дискуссии (Адаксина, Кирилко, Мыц. 1999; Завадская. 2006). И. В. Соколова датирует VIII в. печать с надписью: «Иоанну, епископу Готии» (Соколова. 1991. С. 209. № 33), однако, относится ли она к И., точно неизвестно. На фреске алтаря храма «Донаторов» (в верховьях балки Черкес-Кермен) прежде якобы около фигуры И. читалась надпись: Γοτθ[ίας] (Гайдуков, Джанов, Карнаушенко. 2002), однако не сохранилось ни одной ее фотографии.
И. упоминается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 320) 26 июня без богослужебного последования. В Типиконах студийской традиции и в различных редакциях Иерусалимского устава, включая совр. греч. и слав. богослужебные книги, память И. не празднуется. Тем не менее по рукописям известен канон Георгия, посвященный И. и Давиду Солунскому, без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ ( ), нач.: Τῷ ἀναδείξαντι ἐν τῷ κόσμῷ (Явившему в мире) (Ταμεῖον. Σ. 227).