ИОАНН-НЕКТАРИЙ
Том XXV , С. 139-142
опубликовано: 13 октября 2015г.

ИОАНН-НЕКТАРИЙ

(Ковалевский Евграф Евграфович; 26.03.1905, C.-Петербург - 30.01.1970, Париж), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). Из дворянской семьи, сын известного церковно-общественного деятеля Е. П. Ковалевского, брат рус. композитора М. Е. Ковалевского. В февр. 1920 г. выехал с родителями из Севастополя во Францию. Жил в Ницце, где 18 окт. 1921 г. был посвящен во чтеца в рус. соборе св. Николая, затем переехал в Париж, завершил там среднее образование и окончил филологический фак-т Сорбонны и Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1928). Вместе с братьями прислуживал в Александра Невского соборе в Париже, был членом братства св. Александра Невского. В 1925 г. вместе с В. Н. Лосским основал Фотия святителя правосл. братство в Париже, одной из главных задач которого провозглашалась проповедь Православия на Западе. В кон. 1927 г. по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) при участии Ковалевского и других членов братства свт. Фотия в Париже был основан приход в честь Преображения Господня и во имя св. Женевьевы (Геновефы), где богослужение впервые совершалось на французском языке. В 1931 г. после перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата Ковалевский остался в каноническом подчинении РПЦ.

В 1930 г. Е. Ковалевский совместно с иером. Львом (Жилле) впервые принял участие в обсуждении вопроса о присоединении к Православию бывш. католич. пресвитера, а затем старокатолич. еп. Луи Шарля Винарта (см. Ириней (Винарт)), возглавлявшего т. н. католич. евангелическую Церковь. Желая присоединиться к правосл. Церкви, Винарт и его сторонники в то же время настаивали на сохранении в богослужении зап. обряда, в связи с чем Ковалевский и иером. Лев (Жилле) рекомендовали Винарту обратиться к К-польскому Патриарху Фотию II. После неудачных переговоров с К-польским и Александрийским Патриархатами Ковалевский выступил одним из посредников обращения Винарта в Московский Патриархат. 16 июня 1936 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод РПЦ по ходатайству братства свт. Фотия издали указ № 1249, в котором было оговорено, как будут приняты в Православие Винарт и его последователи (см. в ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). 1 дек. 1936 г. Винарт был присоединен к Православию в сане пресвитера, а 5 февр. 1937 г. пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита. В янв. 1937 г. при братстве свт. Фотия была создана «комиссия по делам Западного Православия», одним из членов которой стал Ковалевский. Главной задачей комиссии была выработка чина литургии для использования в правосл. общинах зап. обряда.

Прот. Евграф Ковалевский. Фотография. 50-е гг. ХХ в.Прот. Евграф Ковалевский. Фотография. 50-е гг. ХХ в.

После кончины архим. Иринея (Винарта; † 3 марта 1937), согласно его завещанию, руководство правосл. приходом зап. обряда в честь Вознесения Господня было поручено Люсьену Шамбо (см. Дионисий (Шамбо), архим.) и Е. Ковалевскому. 5 марта 1937 г. управляющий западноевроп. приходами РПЦ Виленский и Литовский митр. Елевферий (Богоявленский) рукоположил Ковалевского во диакона, 6 марта - во иерея и назначил в Вознесенский приход. 10 нояб. 1937 г. в результате конфликта между Шамбо и Ковалевским по вопросу введения исправленных богослужебных чинов зап. обряда митр. Елевферий издал распоряжение о командировании иерея Евграфа для временного исполнения пастырских обязанностей в храм Державной иконы Божией Матери в Ницце. В 1939 г. с разрешения митр. Елевферия свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где при поддержке братства свт. Фотия организовал и 27 авг. того же года открыл новый приход зап. обряда во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого и был назначен. Однако с началом второй мировой войны 3 сент. он был призван во франц. армию, и деятельность нового прихода была остановлена. 13 мая 1940 г. свящ. Е. Ковалевский попал в нем. плен. Впосл. он по собственному желанию был переведен в лагерь для советских военнопленных, чтобы заниматься их духовным окормлением. Через некоторое время он был арестован и отправлен в тюрьму за антифашистскую пропаганду, но по причине болезни был вновь переведен в лагерь для пленных французов.

В окт. 1943 г., после освобождения из лагеря, свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где в дек. того же года при часовне сщмч. Иринея Лионского, открытой в 1942 г. в Париже на о-ве Сен-Луи, им был основан литургический центр св. Иринея, в задачу к-рого входило воссоздание галликанского обряда на основе исследований литургических рукописей VI-VIII вв. 11 нояб. 1944 г. часовня сщмч. Иринея была преобразована в западноправосл. приход, настоятелем которого был назначен иерей Евграф. В том же году он стал одним из наиболее активных членов возобновившей работу комиссии по делам Зап. Православия, к-рая предприняла попытку создания унифицированного чина литургии для всех западноправосл. приходов. К весне 1945 г. был выработан текст, получивший название «литургии согласно св. Герману Парижскому». 1 мая 1945 г. свящ. Е. Ковалевский впервые совершил богослужение по этому чину в храме сщмч. Иринея. 15 нояб. 1944 г. при поддержке франц. интеллектуальных кругов был открыт Французский православный институт святого Дионисия в Париже, 1-м ректором к-рого был избран Ковалевский. 25 авг. 1945 г. во время посещения Парижа Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) возведен в сан протоиерея. 21 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) назначен администратором (благочинным) всех западноправосл. приходов РПЦ. 14 июля 1952 г. Свящ. Синод РПЦ присудил прот. Е. Ковалевскому одновременно с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным степень доктора богословия honoris causa. 1 нояб. того же года он совершил чин присоединения к Православию О. Клемана.

Несмотря на рост числа западноправосл. приходов РПЦ в кон. 40-х гг., авторитарные действия и неоправданные финансовые расходы прот. Е. Ковалевского привели его к конфликту со мн. членами братства свт. Фотия, клириками Западноевропейского Экзархата и западноправосл. приходов. В 1946 г. без ведома священноначалия прот. Е. Ковалевский официально зарегистрировал устав «Французской Православной Церкви», а в 1948 г.- организацию с таким же названием. В нач. 50-х гг. XX в. он пытался добиться от Свящ. Синода РПЦ своего рукоположения во епископа, обосновывая это необходимостью развития правосл. миссии среди французов. Особую критику вызывали осуществляемые им литургические нововведения, что было отмечено в отчете Патриарху Алексию I Орловским и Брянским архиеп. Фотием (Топиро), совершившим поездку во Францию с 10 авг. по 25 окт. 1946 г.: «Литургическая часть во французских православных приходах оставляет желать много лучшего. В особенности это приходится сказать о прот. Е. Ковалевском. Он часто не столько служит, сколько импровизирует, и притом не всегда удачно. Это производит неблагоприятное впечатление на молящихся и заставляет сожалеть как об отсутствии устойчивого литургического текста, так и о поверхностном отношении к совершению богослужения по западному обряду» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 135. Л. 279). Распространявшаяся прот. Ковалевским реконструкция галликанской литургии была отрицательно оценена как частью западноправосл. клира во главе с архим. Дионисием (Шамбо), так и видными литургистами, в т. ч. Н. Д. Успенским.

17 янв. 1953 г. Свящ. Синод РПЦ отстранил прот. Е. Ковалевского от должности администратора и настоятеля церкви сщмч. Иринея, однако тот не подчинился решению Синода и 25 янв. заявил о выходе из РПЦ вместе с большей частью приходов зап. обряда. 27 марта 1953 г. за попытку создать «независимую французскую православную церковь», а также за грубые нарушения церковной дисциплины (в т. ч. причащение инославных) решением Свящ. Синода РПЦ и указом Патриарха Алексия I прот. Ковалевский был исключен из клира Московского Патриархата, но не был подвергнут каноническим прещениям.

17 февр. 1953 г. Ковалевский обратился к экзарху Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Владимиру (Тихоницкому) с просьбой принять западноправосл. общины в свою юрисдикцию. 23 февр. митр. Владимир согласился на принятие прот. Ковалевского и оставшихся с ним общин при условии временного совершения в них богослужения по визант. обряду. В мае 1954 г. комиссия, созданная по распоряжению митр. Владимира из профессоров богословского ин-та прп. Сергия Радонежского, пришла к выводу о невозможности богослужебного использования в Православной Церкви предложенной Ковалевским реконструкции галликанского обряда. В окт. 1954 г. прот. Е. Ковалевский был принят К-польским Патриархом Афинагором I (Спиру), к-рый одобрительно отнесся к возможности совершения богослужений по галликанскому обряду. Однако ознакомившись с представленными Ковалевским богослужебными текстами и отзывом профессоров Свято-Сергиевского ин-та, 28 окт. Свящ. Синод К-польского Патриархата не дал разрешения на совершение богослужений по галликанскому обряду и на рукоположение Ковалевского во епископа, а также на создание автономной Французской Православной Церкви. 10 нояб. 1954 г. прот. Ковалевский заявил о разрыве отношений с К-польским Патриархатом. Весной 1955 г. митр. Владимир исключил Ковалевского из клира Экзархата.

Свт. Иоанн (Максимович) и еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский). Фотография. 11 нояб. 1964 г.Свт. Иоанн (Максимович) и еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский). Фотография. 11 нояб. 1964 г.

11 нояб. 1959 г. Архиерейский Синод РПЦЗ по ходатайству архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), являвшегося тогда правящим архиереем Западноевропейской епархии РПЦЗ, решил принять в свою юрисдикцию прот. Е. Ковалевского и общины зап. обряда, поручив общее руководство ими свт. Иоанну. 8 мая 1960 г. свт. Иоанн отслужил в храме сщмч. Иринея в Париже литургию по галликанскому обряду. В июне 1960 г. делегация западноправосл. общин во главе с прот. Е. Ковалевским встретилась с Первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским). В домовом синодальном храме в Нью-Йорке была совершена «литургия согласно св. Герману Парижскому». 29 июня 1960 г. прот. Ковалевский был официально принят в клир Западноевропейской епархии РПЦЗ. По предложению архиеп. Иоанна (Максимовича) приходы зап. обряда получили название Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ; франц. Église Catholique Orthodoxe de France, ECOF). В 1961 г. комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные прот. Е. Ковалевским богослужебные тексты и допустила использование в общинах ФПКЦ галликанского обряда и григорианского календаря с сохранением вост. пасхалии. В 1963 г. архиеп. Иоанн был назначен на Сан-Францисскую кафедру, однако он продолжил окормлять общины ФПКЦ. 9 окт. 1964 г. Архиерейский Синод РПЦЗ разрешил свт. Иоанну избрать и рукоположить викария для помощи в руководстве ФПКЦ. В качестве кандидата на эту должность был избран прот. Ковалевский. 8 нояб. 1964 г. он принял монашество с именем Иоанн-Нектарий в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Нектария Эгинского. 11 нояб. 1964 г. в Сан-Франциско свт. Иоанн (Максимович) и управляющий румынскими приходами в Сев. Америке в подчинении РПЦЗ Дейтройтский еп. Феофил (Ионеску) хиротонисали И.-Н. во епископа Сен-Денийского; он стал викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. Тогда же И.-Н. был назначен управляющим приходами ФПКЦ. Несмотря на санкцию, к-рая была дана высшей властью РПЦЗ на совершение этой хиротонии, рукоположение И.-Н. во епископа стало одной из причин временного отстранения архиеп. Иоанна (Максимовича) от управления епархией. Над архиеп. Иоанном (Максимовичем) был учинен суд Архиерейского Синода РПЦЗ, к-рый, впрочем, оправдал его. Тем не менее глава Западноевропейской епархии РПЦЗ еп. Антоний (Бартошевич) заявил, что не признает епископскую хиротонию И.-Н., и отказался от контактов с приходами зап. обряда.

После смерти свт. Иоанна (2 июля 1966) Синод РПЦЗ поручил руководство делами ФПКЦ архиеп. Виталию (Устинову). 9 окт. 1966 г. архиеп. Виталий на Генеральной ассамблее ФПКЦ заявил о необходимости прекратить совершение богослужений по галликанскому обряду и перейти на визант. обряд. В ответ на это 19 окт. 1966 г. И.-Н. заявил о выходе ФПКЦ из состава РПЦЗ. В кон. 1966 г. И.-Н. обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о принятии ФПКЦ с сохранением в ней галликанского обряда. 10 февр. 1967 г. И.-Н. был исключен из клира РПЦЗ, а 17 марта 1967 г. Архиерейский Собор РПЦЗ лишил его сана и отлучил от Церкви. В нач. 1967 г. готовность принять ФПКЦ в свою юрисдикцию высказал Румынский Патриарх Иустиниан (Марина). В апр. 1967 г. И.-Н. встретился с Патриархом Иустинианом, к-рый даровал св. миро для нужд ФПКЦ. Однако процесс присоединения ФПКЦ к Румынскому Патриархату продолжался неск. лет и завершился в 1972 г., уже после смерти И.-Н. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Арх.: Синод. б-ка МП. Архив Братства свт. Фотия в Париже; Архив Трехсвятительского подворья МП в Париже; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 20, 135, 274, 424, 581, 737, 861, 995 [дела о положении приходов Московского Патриархата в Зап. Европе].
Соч.: Вселенскость Православия и РПЦ // ЖМП. 1946. № 10. С. 48-51; Единство Церкви и каноническое сознание // ВРЗЕПЭ. 1950. № 1. С. 28-33; Анализ 34-го Апостольского правила: [Сокр. пер. с франц.] // Там же. № 2/3. С. 33-36; Analyse du 34-e canon apostolique // Там же. С. 67-75; Экклезиологические проблемы: (По поводу статей иером. Софрония и свящ. А. Шмемана) // Там же. № 4. С. 11-20; Le Carême: L'origine de la Quadragesime // Там же. 1951. № 6. С. 3-7; L'Autocephalie de l'Eglise Orthodoxe Tchecoslovaque // Там же. 1952. № 9. С. 30-32; Le pouvoir souverain dans l'Église: Pouvoir d'economie divine: Essai exégétique sur Jean XX: 19 à 23. P., 1948; La Sainte Messe selon l'ancien rite des Gaules ou Liturgie selon S. Germain de Paris. P., 1956; Le canon eucharistique de l'ancien rite des Gaules. P., 1957; Homélies: Quelques enseignements spirituels donnés en l'Église Saint Irénée par l'archiprêtre E. Kovalevsky. P., 1956-1958. 2 vol.; Message de Noël: Conf. donnée le 23 décembre 1956 par l'archiprêtre E. Kovalevsky а l'Hôtel des Sociétés savantes. P., [1957]; Orthodoxie et tradition française: Dogmes. Spiritualité. Histoire. P., 1957 (совм. с: I. Winnaert, G. Bornand; P. Kovalevsky, L. Ouspensky, hieromonk Sophrony (Sakharov), E. Behr-Sigel, hieromonk Lev (Gillet), J. Balzon et al.); Pierre et Paul: Leur signification. Leur place dans la tradition chrétienne catholique orthodoxe. P., [1957]; Auferstehung und zukunfstige Welt. Marburg, 1959; Arbeit, Ruhe, Gebet. Marburg, 1964; La Sainte Messe selon St Germain de Paris et le chant des fidèles. P., 1970; Initiation а la Genèse. P., 1971; Technique de la prière. P., 1971, 1981, 1992; Le chemin de la vie et la destinée de l'âme après la mort. P., 1974; Ezèchiel. P., 1974; Le mystère des origines. P., 1981; Initiation trinitaire. P., 1982; La liturgie céleste. P., 1982; Marie, Vierge et Mère. P., 1982; Les chemins de l'homme. P., 1982; Le Verbe incarné. P., 1985; Le sens d'un exode / Textes choisis et présentés par A. et R. Goettmann. Gorze, 1990; Le Carême. P., 1990; Quarante Degrês ou quarante Immolatio de Carême. P., 1992; La quête de l'Esprit / Préface d'A. de Souzenelle. P., 1993; Le pouvoir souverain dans l'Église: Pouvoir d'économie divine: (Essai exégétique sur Jean 20, 19 а 23): Composition actuelle de l'Église orthodoxe. P., s. a.
Лит.: К вопросу о зап. Православии: (Из писем покойного Патр. Сергия) // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 72-76; Борис (Вик), архиеп. Сообщение [о решении Патр. Алексия I по вопросам церк. жизни Западно-Европейского Экзархата, в том числе по делу прот. Е. Ковалевского] 17 янв. 1953 г. // ВРЗЕПЭ. 1953. № 15. С. 121-122; он же. Из письма [по делу о прот. Е. Ковалевском] (17 янв. 1953) // Там же. С. 127-128; Журнал № 5 заседания Свящ. Синода [по делу прот. Е. Ковалевского] 27 марта 1953 // Там же. С. 122-124; Compte rendu // Там же. С. 128-130; Kovalevsky M. Orthodoxie et Occident: Renaissance d'une Église locale. P., 1990, 1994; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Семененко-Басин И. Древние зап. святые в рус. правосл. месяцеслове // Страницы: Богословие. Культура. Образование. 2001. Т. 6. Вып. 4. С. 585-590; Жуньеви К. Попытка создания Галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF) // АиО. 2002. № 4(34). С. 328-345; Бурега В. В. Жизнь и церковная деятельность архим. Дионисия (Шамбо) // ЦиВр. 2006. № 3(36). С. 116-162; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 261-262; Косик В. И. Рус. церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 189-191.
В. В. Бурега, В. В. Тюшагин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 1904-1983), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский
  • ВАСИЛИЙ (Преображенский Василий Хрисанфович; 1854-1915), еп. Можайский, вик. Московской епархии
  • ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)
  • ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878 - 1951), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви