[Йоханнэс Мэсракави; эфиоп. ] (XIV в.?), св. Эфиопской Церкви (пам. 29 хамле (23 июля)), иером. Житие И. В., составленное в сер. XVI - нач. XVII в., весьма пространно, написано богатым, образным языком, но содержит много хронологических неточностей; исторические реалии представлены очень скудно; ни один из названных в Житии палестинских топонимов (Баума, Корас) не поддается идентификации, скорее всего эти названия - плод фантазии эфиоп. агиографа.
Согласно Житию, И. В. род. 29 хэдара (25 нояб.) в Палестине, происходил из царского рода; его родителей звали Диласор и Эммена Сион. В 5 лет он сбежал из дома в пустыню, где Пресв. Богородица обещала ему Свое покровительство. Три года ребенок жил в пустыне в окружении диких зверей и боролся с бесами; лишь изредка он навещал отчий дом. Затем он поселился на горе Баума, где вел отшельническую жизнь; там ему явился арх. Гавриил и повелел идти к епископу Кораса, чтобы заступиться за диакона, к-рого тот собирался наказать; святой выполнил повеление архангела и получил благословение епископа. В 22 года стал послушником монашеской обители «дома Исидора», выучил 150 псалмов Давида, 15 пророческих (библейских) песней и 5 «песней Соломона» (5 частей, на к-рые в эфиоп. традиции делится Книга Песни Песней Соломона), т. е. прошел обучение, типичное для «псалтирного чада» в средневек. Эфиопии. Затем он был назначен экономом и главным поваром. Через 15 лет И. В. ушел в Дэбрэ-Эрен, небольшой егип. монастырь в Скитской пустыне, еще через 13 лет был рукоположен во иерея в Александрии и по повелению Господню отправился в Эфиопию, где встретился со св. Такла Хайманотом, когда тот обратил в христианство Моталами, языческого правителя обл. Дамот. И. В. стал учеником Такла Хайманота и 30 лет провел в мон-ре Дэбрэ-Либанос. Затем Такла Хайманот назначил его мамхером (благочинным) сев.-вост. части обл. Шоа и поручил ему проповедь Евангелия. И. В. провел в мон-рях Дэбрэ-Сафэдж, Дэбрэ-Азало, Дэбрэ-Цагаро и Дэбрэ-Гаро якобы по 50 лет. Затем он жил в обители Дэбрэ-Эгора, откуда вынужден был бежать из-за ложного обвинения монахов из Дэбрэ-Либаноса. И. В. проклял местность вокруг Дэбрэ-Эгоры, к-рая с тех пор стала пустынной и бесплодной. Последние 50 лет жизни он провел в мон-ре Дэбрэ-Гонд в обл. Бэласа, где и скончался. Через 157 лет после смерти И. В., 18 магабита (14 марта), его останки были перевезены из Дэбрэ-Гонда в Дэбрэ-Эгору. В конце Жития И. В. подробно излагается 21 совершенное им чудо.
Попытки отождествления И. В. с реальным историческим лицом предпринимались неоднократно. Его прототипом считали Иоанна из Вифата (Йифата), скончавшегося на 10-м году правления Зара Якоба (1434-1468), однако такой идентификации противоречит свидетельство Жития И. В., согласно к-рому он был крестным отцом сына Зара Якоба Баэда Марьяма (род. в 1448). В наст. время наиболее обоснованным признано отождествление И. В. с одним из 12 мамхеров Такла Хайманота, направленных ок. 1340 г. из конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос для христианизации юж. областей Эфиопии, Иоанном, посланным в обл. Калат (Келат). Однако, по всей видимости, И. В.- образ собирательный, и у него было неск. реальных прототипов - людей, распространявших христианство в XIV-XV вв. на северо-востоке обл. Шоа. В 1-й пол. XVI в., во время джихада Ахмада Ибрахима аль-Гази (Граня), эти земли были разорены: мн. церкви и мон-ри уничтожены, б-ки сожжены, монахи, к-рые хранили и передавали изустно монастырские предания, истреблены. После гибели Граня в 1543 г. и победы над мусульманами началось возрождение церковной жизни на опустошенных ими территориях. В эти годы, вероятно, и сложилось Житие И. В., вобравшее элементы агиографического цикла девяти преподобных (происхождение святого из царского рода в средиземноморской стране), мотив ученичества у Такла Хайманота и обрывки преданий об основателях нек-рых монастырей на северо-востоке Шоа. В результате в Житии был представлен легендарный персонаж, имеющий мало общего с эфиоп. церковными деятелями той эпохи.