[Морохарзаний; греч. ᾿Ιωάννης (᾿Ιαννὴς) ὁ Γραμματικός] (кон. VIII в.- ок. 863 (?)), патриарх К-польский (21 янв. 837 - 4 марта 843). Происходил из арм. рода Морохарзаниев, представители к-рого жили в К-поле. И. Г. активно поддержал иконоборчество и был одним из участников конфликта, возникшего в Византии в связи с почитанием священных изображений. В источниках со стороны иконопочитателей он упоминается с негативными эпитетами, частично восходящими к ВЗ: Илила (῾Υλιλᾶς или ῾Υλζιλᾶς, толкуемое как «помощник диавола»), Ианнис (егип. маг, противостоявший Моисею), и даже обвиняется в колдовстве («леканомантии»). В этот период подобное обвинение неизбежно сопровождало всякого, кто, как И. Г., славился ученостью, отсюда еще одно прозвище Леканомантис. За начитанность и филологические занятия И. Г. получил прозвище Грамматик.
По одним источникам, род И. Г. был знатного происхождения, по другим - простого, но первое вероятнее. Племянником И. Г. был Лев Философ (Математик), при имп. Феофиле (829-842) ставший архиепископом Фессалоники. При патриархе Никифоре I (806-815) И. Г. постригся в монахи и был рукоположен во чтеца в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон в К-поле. Там он, по сведениям свт. Фотия I, патриарха К-польского, занимался писанием икон, что, впрочем, нек-рыми учеными оспаривается (Θωτίου ὁμιλίαι / ᾿Επ. Β. Λαούρδας. Θεσσαλονίκη, 1959. ῾Ομ. XV. 140. 24. 30). Сообщения о карьере И. Г. при патриархе Никифоре нельзя считать достоверными. По-видимому, ни в диаконы, ни в пресвитеры он посвящен не был, однако состоял в т. н. имп. клире.
После прихода к власти в 813 г. имп. Лев V Армянин принял решение вернуться к иконоборчеству, осужденному на Вселенском VII Соборе 787 г. Комиссия, сформированная им 4 июня 814 г., должна была найти в дворцовой б-ке святоотеческие свидетельства против почитания икон. И. Г. наряду с единственным иконоборцем-архиереем еп. Антонием Силлейским стал одним из 2 ведущих членов комиссии. Патриарх Никифор пытался отлучить И. Г. от Церкви, но принесенное тем своевременное покаяние не дало святителю такой возможности (Ibid.). Однако на Соборе в храме Св. Софии 24 дек. 814 г. И. Г. был анафематствован как сообщник еп. Антония Силлейского. За деятельное участие в иконоборческом Соборе весной 815 г. император поставил И. Г. игуменом в мон-рь святых Сергия и Вакха в К-поле (что не обязательно подразумевало рукоположение во пресвитера, как свидетельствует сохранившаяся печать с надписью: «Иоанна монаха, игумена св. Сергия и синкелла» - Oikonomides. 1986. N 47). Попытка Льва V добиться поставления И. Г. в патриархи в 815 г. не увенчалась успехом из-за противодействия придворных, к-рые заявили, что И. Г. слишком молод и недостаточно известен. При имп. Феофиле И. Г. уже в 829 г. стал синкеллом патриарха Антония I Кассиматы, а после его смерти - патриархом. Он несомненно имел интеллектуальное влияние на имп. Феофила, но сообщения источников о том, что И. Г. был его наставником в детстве, вероятно, недостоверны, учитывая слишком небольшую разницу в их возрасте. И. Г. принимал активное участие в преследованиях иконопочитателей, в частности святых Иоанна Психаита, Макария Пелекитского, Никиты Мидикийского, братьев Феофана и Феодора Начертанных.
Догматические диспуты с И. Г.- один из общих сюжетов житий исповедников эпохи иконоборчества. Являются ли эти тексты описанием действительных событий или используется общий лит. мотив, установить невозможно. Вероятно, именно из-за радикальной иконоборческой позиции И. Г. не стал патриархом после смерти патриарха Феодота I в 821 г., т. к. имп. Михаил II хотел прийти к компромиссу в церковных делах. Как раз между 821 и 826 гг. издатель датирует 3 письма прп. Феодора Студита И. Г. (Theodori Studitae Epistulae. 1992. P. 492, 528, 546), выдержанные в весьма уважительном тоне и посвященные богословской полемике, гл. обр. относительно почитания икон. Тем не менее прп. Феодор обращается к И. Г. только как к грамматику, т. е. ученому, не называя церковных чинов.
Еще будучи синкеллом, И. Г. руководил одним или неск. визант. посольствами в Багдад к халифу аль-Мамуну, ему удалось уговорить бежавшего в халифат логофета Мануила вернуться в Византию. О визант. посольстве 832 г. писали араб. авторы ат-Табари и аль-Масуди (Vasiliev A. A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. Vol. 1. P. 289, 329). Визант. хронисты сообщали, что под впечатлением от посещения Сирии И. Г. построил дворец Вриас в К-поле в араб. стиле, причем Продолжатель Феофана (Theoph. Contin. 1838. P. 98-99) называл И. Г. главным архитектором. В хронике Симеон Логофет (Leo Gramm. Chron. P. 228) называет И. Г. свойственником (греч. σύντεκνος) св. имп. Феодоры (точное значение слова неясно, возможно «кум»); этим, вероятно, объясняются близкие отношения И. Г. с имп. двором. Если брат И. Г. Арсавир - одно лицо с патрикием и магистром Арсавиром, мужем Каломарии, сестры имп. Феодоры (см. Treadgold. 1988. P. 368), то патриарх и императрица находились в свойстве.
Непосредственно о Патриаршестве И. Г. сохранилось мало сведений. Сообщение о созыве им иконоборческого Собора в К-поле в 837 г., хотя и считается учеными «несколько подозрительным» (ср.: RegPatr, N 413), тем не менее может соответствовать действительности, если считать, что именно тогда анафеме были преданы свт. Фотий и его отец спафарий Сергий. При И. Г. на Патриарших печатях впервые появилась надпись: «Епископ Константинополя Нового Рима» (печать ГЭ. M-571).
Об обстоятельствах низложения и ссылки И. Г. существуют различные полулегендарные истории. Можно считать достоверным, что после смерти имп. Феофила имп. Феодора начала переговоры с оппозицией иконопочитателей о прощении своего покойного мужа. Когда в нач. 843 г. соглашение было достигнуто, смещение И. Г. стало неизбежным. Обстоятельства его низложения представлены в хронике Псевдо-Генесия (Iosephi Genesii Regum. IV 3, 12-15. 1978). В ней сообщается, что, когда патрикий Варда, брат Феодоры, явился со стражей к И. Г., тот отказался добровольно оставить престол под тем предлогом, что был ранен друнгарием виглы Константином Армянином. Однако, проведя расследование, Варда уличил И. Г. во лжи (тот сам нанес себе заведомо неопасные ранения), и это послужило основанием для низложения патриарха. И. Г. был сослан в мон-рь Клидион, где он будто бы приказал слуге выколоть глаза Спасителю, Богородице и архангелам, изображенным на находившихся там иконах, поскольку не мог вынести их взгляда. Имп. Феодора хотела ослепить его, но потом приговорила к 6 (по др. сведениям, к 200) ударам бичом. И. Г. сослали в его имение Психа, недалеко от К-поля, где он умер, вероятно, в 863 г., но в любом случае до 867 г. И. Г. наряду с Феодотом и Антонием был предан анафеме К-польским Собором 843 г., что зафиксировано в синодике в Неделю Православия. Спустя неск. лет по приказу имп. Михаила III останки И. Г. были эксгумированы, преданы поруганию на к-польском ипподроме вместе с костями имп. Константина V и сожжены.
В хрониках Продолжателя Феофана (Theoph. Contin. 1838. P. 155-157) и Псевдо-Симеона Магистра (Ibid. P. 649-650) сохранились также легендарные повествования об И. Г. В одном из них рассказано о том, как И. Г. удалось отразить нашествие некоего племени, возглавляемого 3 вождями. Патриарх приказал разбить головы 3-главой статуе, стоявшей на к-польском ипподроме, читая при этом заклинания. Между вражескими предводителями возникла междоусобица, в к-рой двое из них погибли, а 3-й едва спасся и отступил. В другом сообщается о секретном подвале, к-рый был в имении его брата Арсавира. Там патриарх будто бы предавался оргиям с женщинами, в т. ч. с монахинями, к-рые помогали И. Г. заниматься колдовством и гаданиями при участии бесов. Предсказания часто сбывались.
Из сочинений И. Г. сохранились лишь незначительные фрагменты. Е. Э. Липшиц (см.: Липшиц. 1961) предложила отождествить его с неким писателем Иоанном, автором ямбов, однако оснований для доказательства этого предположения недостаточно. А. Камбилис (Kambylis A. Ein versteckter Hexameter in Ioannes Georgides, Sentent. 542 // JÖB. 1987. Bd. 37. S. 95-100) полагает, что И. Г. составил сборник гном (нравоучительных изречений), ставший одним из главных источников для «Гномология» Иоанна Георгидиса. Главным трудом И. Г., по-видимому, был флорилегий текстов из творений отцов Церкви на тему о неприемлемости почитания икон.