ИОАННИКИЙ
Том XXV , С. 100-104
опубликовано: 21 сентября 2015г.

ИОАННИКИЙ

(Горский Иван Семенович; 1810 (по др. сведениям, 1811), с. Богородское-на-Горе Даниловского у. Ярославской губ.- ночь на 1.03.1877, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье свящ. Симеона Иванова, к-рый, возможно, вскоре после рождения сына был переведен в с. Бедарево Любимского у. Ярославской губ. В 1833-1837 гг., по окончании Ярославской ДС, Горский обучался в СПбДА. 3 июля 1837 г. (по др., менее вероятным сведениям, 1836) пострижен в монашество, 27 июля рукоположен во диакона, 6 авг.- во иерея. 13 дек. 1837 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Христианская религия способна ли быть религиею всемирною?».

Иоанникий (Горский), архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА)Иоанникий (Горский), архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА)

С 6 сент. 1837 г. преподаватель богословия Нижегородской ДС, с 29 авг. 1838 г. инспектор и профессор богословских наук Киевской ДС. 24 мая 1839 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 29 окт. по 1 дек. 1839 г. исполнял обязанности ректора Киевской ДС. 19 июля (по др. сведениям, 10 июня) 1841 г. И. стал инспектором КДА, бакалавром богословских наук, 10 нояб. того же года утвержден в звании экстраординарного профессора богословия академии, в июне-июле 1842 г. и в июле 1846 г. исполнял обязанности ректора КДА. 28 июня 1842 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного мон-ря. 13 марта 1844 г. получил благословение Синода за отличное служение. В июле того же года проводил ревизию Екатеринославской ДС и подведомственных ей уч-щ. С 20 июля 1845 г. член цензурного комитета при КДА, с 24 сент. того же года цензор проповедей, которые произносили священники в храмах Киева. Избран почетным членом церковно-археологического об-ва при КДА, пожертвовал книги в его б-ку. В Киеве подружился с архим. Платоном (Фивейским).

10 окт. 1846 г. И. был назначен ректором и профессором богословских наук Ярославской ДС и настоятелем второклассного мон-ря, 15 дек. того же года - присутствующим духовной консистории и благочинным мон-рей Ярославля и Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря. С 29 июня 1847 г. настоятель Авраамиева мон-ря. С 3 апр. 1850 г. ректор и профессор богословских наук СПбДС. Подготовил положительную рецензию на службу св. прав. Филарету Милостивому, представленную игум. Марией (Тучковой), и отрицательный отзыв на присланную из К-поля рукопись «Записка о несогласии церкви армянской с восточной православной». Однако если свт. Филарет (Дроздов) полагал ненужным печатать рукопись из-за вторичности и неоригинальности, то И. смущал в этой статье «дух полемический, хотя умеренный», поскольку армяне «живут в пределах нашего отечества». «Сие не препятствует нам говорить правду против погрешительных мнений их»,- заметил свт. Филарет (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1887. Т. доп. С. 319-321). За «добросовестный и отчетливый труд» в области богословия И. получил «признательность» Синода. С 24 мая 1852 г. член С.-Петербургского духовного цензурного комитета, с 16-29 окт. того же года действительный член конференции СПбДА и ее внешнего правления. 8 авг. 1852 г. за «отлично-усердную и весьма полезную службу» в семинарии удостоен благословения Синода. 30 нояб. 1851 г. включен в комитет по сооружению с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова монастыря, 14 июля 1853 г.- в комитет, созданный для перестройки зданий Александро-Невского ДУ, 20 июля того же года - в комитет, занимавшийся подробным рассмотрением описей церковного достояния. До 30 дек. 1854 г. состоял присутствующим С.-Петербургской духовной консистории.

30 дек. 1854 г. И. определен викарием Новгородской епархии. 16 янв. 1855 г. в столичном Казанском соборе И. был хиротонисан в викарного епископа Старорусского; одновременно возглавил первоклассный Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь. Проживал в Новгороде, содействовал приходской деятельности местного духовенства, особое внимание уделял совершению богослужений и просветительской работе пастырей.

С 16 апр. 1856 г. епископ Саратовский и Царицынский. «Сильный раскол в здешней епархии производит скорбную тяготу в душе моей. Очень мало вижу в духовенстве деятелей, способных и усердных к вразумлению заблудших, а, напротив, немало встречаю людей, не только равнодушных к расколу, но и потворствующих ему, конечно, из корыстолюбия. Весьма много оказывается обращенных из раскола к Единоверческой Церкви только на бумаге… они никогда не бывают у исповеди, знать не хотят Единоверческой Церкви»,- писал он 8 нояб. 1856 г. К. Г. Репинскому, уроженцу Саратовской губ. (впосл. действительный тайный советник и сенатор) (РНБ ОР. Ф. 637. № 652. Л. 2). При обозрении епархии И. отметил нестройное пение служителей, плохое чтение Псалтири и безграмотность многих причетников. Архиерей открыл несколько духовных училищ и церковноприходских школ, в т. ч. в 1857 г. для единоверцев, и школу для подготовки к причетнической должности при крестовой церкви. 7 июня 1857 г. высочайше утвержден вице-президентом Саратовского губ. попечительного совета о тюрьмах. 5 окт. 1858 г. освятил саратовскую ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (к 2010 кафедральный собор).

17 июля 1860 г. И. как «весьма благонадежнейший» по непосредственному избранию имп. Александра II был возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву. В это время Варшавско-Волынская епархия была разделена на Варшавскую и Волынскую, И. получил титул «архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский». 7 сент. прибыл в Варшаву. До 1864 г. в связи с политическими беспорядками не имел возможности совершать поездки для обозрения епархии и посещал только варшавские храмы и Новогеоргиевский собор. В 1863-1864 гг. мн. правосл. семьи были вынуждены бежать из Польши в др. губернии, случались грабежи храмов, покушения на правосл. священнослужителей. Архиерей стремился преодолевать межконфессиональные конфликты дипломатическими путями, проявлял доброжелательность как к русским, так и к полякам независимо от вероисповедания. Состоял в «почтительно-приязненных отношениях» с католич. митр. Казимиром Дмоховским и после его смерти в разгар Польского восстания приехал в митрополичий дворец для прощания с ним. Лишь в 1865 г. И. наконец получил возможность непосредственного обозрения епархии, посетил 20 церквей.

С обособлением Волынской епархии материальное положение Варшавской кафедры осложнилось, возникли трудности с пополнением клира. Тем не менее с 1 янв. 1861 г. по ходатайству наместника Царства Польского кн. М. Д. Горчакова денежное содержание Варшавского архиерея было увеличено с 3828 до 7828 р. в год (с учетом утраты им доходов от должности священноархимандрита Почаевской лавры). С 1 янв. 1867 г. был введен составленный И. новый штат правосл. духовенства епархии с увеличенным содержанием. По ходатайству архиерея Синод выдал единовременные пособия священно- и церковнослужителям, пострадавшим во время восстания, а также всем низшим причетникам епархии. Отдельными решениями И. увеличил содержание духовенства военного ведомства (с 1869) и таможенных церквей (с 1868), а также 24 певчих архиерейского хора (с 1867). Присутствие Варшавской духовной консистории к янв. 1864 г. было увеличено до 4 членов и секретаря, в 1873 г. расширен состав чиновников и повышено жалованье. В 1868 г. в консистории началось обсуждение вопроса об эмеритуре и назначена комиссия, составившая проект устава эмеритальной кассы. После ликвидации автономии Царства Польского с 1868 г. Варшавская епархия стала подчиняться Святейшему Синоду на основаниях, общих для всех епархий Русской Церкви.

В 1861 г. был обновлен (частично на средства августейшей фамилии) и 6 дек. И. освящен кафедральный Троицкий собор в Варшаве. 21 июня 1862 г. в соборе И. вместе с варшавской паствой встречал нового наместника Царства Польского вел. кн. Константина Николаевича. После покушения на наместника в благодарность за сохранение его жизни воинскими чинами по инициативе И. были собраны средства на огромного размера икону св. блгв. царя Константина. Написанный в Троице-Сергиевой лавре образ был помещен в соборе. И. распорядился ежегодно 21 июня служить благодарственные молебны во всех церквах епархии. В 1862 г. были обновлены крестовая Преображенская ц. и Крестовоздвиженская дворцовая ц. в бывш. королевском замке - дворце наместника, 19 дек. того же года переосвященная архиепископом во имя св. Константина, в 1865 г.- церковь в Сувалках. 9 дек. 1870 г. И. освятил перестроенный Всехсвятский храм в г. Петрокове.

Наряду с ремонтом существовавших церквей главный директор комиссии внутренних и духовных дел кн. В. А. Черкасский добился того, что 4 авг. 1865 г. Комитет по делам Царства Польского открыл ежегодный церковно-строительный кредит в 25 тыс. р. на сооружение в Польше 2 храмов в год. 11 авг. 1866 г. по инициативе И. комитет увеличил кредит до 100 тыс. р. в год, но ограничил программу церковного строительства 8 годами. Всего на эти деньги предполагалось построить 37 церквей.

При И. в епархии было построено множество церквей, в т. ч. Преображенская (ее план как «согласный с древнехристианской византийской архитектурой» утвержден И. 15 февр. 1865, церковь освящена И. 18 сент. 1867) в Плоцке, св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в рус. гимназии (освящена И. 13 марта 1866) в Варшаве, св. равноап. Марии Магдалины (освящена И. 29 июня 1869, ныне кафедральный собор) в варшавском предместье Прага, Свято-Духовская (освящена И. 2 нояб. 1869) в г. Седлеце, Вознесенская (освящена И. 21 мая 1870) в Кельцах (Кельце), Александро-Невская (освящена И. 4 окт. 1870) в Кибартах, кладбищенская Михаило-Архангельская (1871) в Плоцке. В 1871 г. были устроены домовые церкви во имя свт. Николая Чудотворца в г. Влодаве, св. Александра Невского в Домброве, Покрова Пресв. Богородицы в посаде Новая Александрия (ныне Пулавы, Польша). Благодаря усилиям И. храмы возводились как на гос. средства, так и на частные пожертвования (напр., в городах Люблинской губ. Тарногрод (ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, 1864), Грубешов (Хрубешув) (ц. во имя прп. Даниила Столпника, 1867) и Бела (Бяла-Подляска) (ц. во имя Св. Троицы, 1867)), а также на средства, выделявшиеся по договору с Военным мин-вом. В 1864 г. И. настоял на выделении средств для ремонта холмского Иоанно-Богословского храма, принадлежавшего военному ведомству, и на учреждении при нем прихода. Нек-рые церкви были переданы в епархиальное ведомство из ведения Военного мин-ва (в Замостье, Ловиче).

В 1868 г. по ходатайству И. здание бывш. Свято-Духовского костела в Холме (Хелме) было перестроено в правосл. храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (освящен в 1870). В 1870 г. была перестроена из костела Троицкая ц. в г. Раве. Архиерей принял активное участие в сооружении в 1870-1872 гг. храма в Ченстохове, к-рый он освятил 15 окт. 1872 г. во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Дважды он посещал Ясногорский монастырь паулинов, где молился перед чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери. 3 дек. 1874 г. высочайшим соизволением церковно-строительный кредит для Холмско-Варшавской епархии в 100 тыс. р. был продлен еще на 8 лет. По состоянию на 1875 г. завершалось строительство церковных зданий в Люблине, Калише, Александрове (Александрув-Куявски), Ломже, Грубешове, планировали построить храмы в 8 др. городах, общее число правосл. храмов в епархии достигло 60, прихожан - 46 209 (вероятно, не учитывались бывш. униаты). Архиерей противодействовал нетрадиционному, на его взгляд, газовому освещению храмов, в частности Марие-Магдалинского в Варшаве.

И. способствовал развитию приходской деятельности, образцовому совершению богослужений, следил за порядком духовного окормления военных, особенно многочисленных инвалидных команд, с обучением солдат Закону Божию (1861). После издания Положения о приходских попечительствах при правосл. церквах (1864) трудами И. в епархии открылось 17 попечительств, первые из них - при Новогеоргиевском соборе (1865), при церквах в Ивангородской крепости (Демблин) и Ломже. Архиерей состоял попечителем Рус. благотворительного об-ва (открыто в 1866 в Варшаве на основе существовавшего с 1862 дамского комитета), к-рое заботилось о храмах, школах, а также о бедных рус. семьях; в 1868 г. в Варшаве об-во учредило Мариинский приют для 60 детей. 20 нояб. 1874 г. И. освятил в здании приюта ц. в честь Рождества Христова. Содействовал возобновлению после 70-летнего перерыва деятельности правосл. братств, благословил открытие мн. церковноприходских школ. При И. Варшавское ДУ было преобразовано по уставу духовных уч-щ 1867 г., изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение Варшавского архиепископа (1868).

И. активизировал диалог со старообрядцами, проживавшими на севере епархии, в Августовской губ. Архиерей посещал общины как единоверцев, так и старообрядцев, к-рые в отличие от саратовских принимали его радушно. В 1865 г. старообрядцам Царства Польского была предоставлена свобода в исполнении часовенных обрядов с колокольным звоном. В 1873 г. И. организовал переселение более 200 единоверцев из Пруссии в Польшу.

Важнейшей задачей в Польше было воссоединение униатов с РПЦ, к-рое готовилось в Холмском крае с 60-х гг. XIX в. Этому способствовала обрядовая реформа 1873 г., направленная на приближение униат. богослужения к православному, но осуществлявшаяся, как правило, радикальными методами. 12 янв. 1875 г. в г. Бела состоялось 1-е торжество воссоединения (45 приходов). 18 февр. под председательством администратора униат. Холмской епархии прот. Маркелла Попеля был принят соборный акт холмского духовенства о воссоединении униатов. Воссоединение Холмской епархии с правосл. Церковью было официально оформлено решением Святейшего Синода от 1 мая 1875 г.; И. стал именоваться архиепископом Холмским и Варшавским. Люблинское вик-ство, учрежденное для окормления бывших униатов, возглавил еп. Маркелл (Попель), несмотря на сомнения И. в нравственности и добродетельности данной кандидатуры. Викарию был поручен надзор за бывш. Холмской униат. семинарией, к-рая без изменения устава, принятого в 1874 г., была обращена в правосл. духовно-учебное заведение и подчинена Синоду. И. возглавлял торжества воссоединения в Люблинской губ.: 11 мая 1875 г.- в Варваринской ц. в г. Холме (47 приходов), 13 мая - в Никольской ц. в г. Грубешове (49 приходов), 14 мая - в Никольской ц. в г. Замостье (51 приход). В 1875 г. в Православие перешли 187 священнослужителей, 241 приход и ок. 241 тыс. чел. в Люблинской, Седлецкой и Сувалкской губерниях. Столь массовый характер движение приобрело преимущественно по инициативе светской власти. Архиепископ считал, что воссоединение должно происходить добровольно и готовиться более тщательно, но действовал в русле политики гражданских властей, проявляя, по словам митр. Леонтия (Лебединского), «робкую нерешительность». В день воссоединения И. в присутствии гражданских властей и полиции устроил экзамены по богословским предметам для священнослужителей из числа бывш. униатов, проверяя их преданность правосл. вероучению. По различным причинам с 1865 до 1875 г. из епархии выбыло 170 священников - ок. 2/3 местного духовенства. Не вполне доверяя священникам-законоучителям, во время унии исполнявшим правосл. требы и преподававшим Закон Божий правосл. ученикам, И. заменил многих из них клириками с Волыни, из Киевской и Литовской епархий, а еп. Маркелл привлекал духовенство из Галичины.

16 нояб. 1875 г. И. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. Непосредственной причиной перевода послужила некая интрига, вероятно устроенная галичанами. В результате имп. Александр II «разгневался на нерешительность и слабость» И. Преемник И. архиеп. Леонтий (Лебединский) нашел его «удрученным и по телу и по духу… самолюбие его уязвлено было сильно». В Варшаве И. оставил капитал в 4 тыс. р. в пользу Попечительства о бедных духовного звания.

7 февр. 1876 г. И. прибыл в Одессу «изнуренным болезнью, едва дышащим. Тем не менее, и тут в промежутки, когда силы вспыхивали, на краю гроба занимался по привычке делами с такой же точностью, аккуратностью, как и всегда» (Петровский. 1894. С. 131). Был избран членом-соревнователем Одесского об-ва служащих на разных фабриках и заводах (20 апр. 1876), почетным президентом Одесского об-ва сострадания к животным (4 мая 1876), почетным членом Славянского благотворительного об-ва святых Кирилла и Мефодия (25 июля 1876). По званию Одесского архиепископа И. состоял попечителем Одесского Болгарского настоятельства и председателем комитета о Когановских учреждениях в Одессе. Благословлял выпускниц Одесского ин-та благородных девиц, посещал годовые акты семинарии, где под его руководством был сооружен храм (архит. В. Ф. Маас), освященный 30 янв. 1877 г. во имя ап. Андрея Первозванного. Завещал большую сумму денег на строительство храма при Одесском 4-классном ДУ (выстроен в 1882 и освящен во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия; совр. Внешняя ул., 74). По состоянию здоровья И. уже не мог заниматься управлением епархией - болезнь, по выражению архиеп. Павла (Лебедева), «постоянно держала его в келейном заключении, а под конец его жизни приковала его к одру». Довольно часто И. служил литургии, но из-за слабости голоса очень редко проповедовал.

4 марта чин отпевания И. в одесском кафедральном Преображенском соборе возглавили еп. Кишинёвский и Хотинский Павел (Лебедев) и викарный еп. Новомиргородский Нафанаил (Соборов). И. был похоронен там же, у правого клироса левого придела, под светло-серой мраморной плитой с образом взятия прор. Илии на небо.

И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (1846), знаками ордена св. Анны 2-й степени с имп. короной (1851), орденами св. Владимира 3-й степени (1853), св. Анны 1-й степени (1856), знаками ордена св. Анны 1-й степени с имп. короной (1860), орденами св. Владимира 2-й степени (1862), св. Александра Невского (1864), алмазными знаками ордена св. Александра Невского (1868), алмазным крестом для ношения на клобуке (1873), крестом св. равноап. Нины 2-й степени, бронзовым наперсным крестом и медалью в память войны 1853-1856 гг., медалью в память усмирения польск. мятежа 1863-1864 гг.

Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович) называл И. «самым мнительным, самым осторожным, самым осмотрительным в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле… Никто другой не гнулся так под этим бременем архиерейства...» (Никанор (Бровкович). 1900. С. 44-47). По свидетельствам современников, И. сочетал служебную добросовестность с нежеланием принимать ответственные решения. В 1863 г. свт. Филарет (Дроздов) отмечал, что его «надо бы с места бездействия поставить на место действования. По доброму настроению духа он везде может быть полезен», а в 1865 г. предлагал призвать его в Синод, дабы он «увеличил свою опытность» (Филарет Московский, свт. 1888. С. 213, 276). Как преподаватель И., по воспоминаниям В. И. Аскоченского, не отличался яркостью и оригинальностью, в первую очередь опасаясь заронить сомнения в души слушателей и возбудить «брожение мыслей».

И. в студенческие годы переложил на стихи тропарь «Покаяния отверзи ми двери» (1828-1829), вероятно, единственное его опубликованное творение. Из-за скромности и чувства ответственности за напечатанное слово И. уклонялся от публикаций своих проповедей и приветственных слов. В 1852 г. за исправление кн. «О христианском православном богослужении» прот. Г. С. Дебольского он получил благодарность Синода. На пожертвованный братом архиерея коллежским советником Г. С. Горским капитал в 1800 р. в 1878 г. в Ярославской ДС была учреждена стипендия имени покойного архиепископа. Горский на завещанный владыкой капитал устроил также в память о нем в 1880 г. богадельню для 10 лиц духовного ведомства Ярославской епархии в приходе св. Параскевы на Туговой горе.

После уничтожения в 1936 г. одесского Преображенского собора останки И. перезахоронили на одесском Слободском кладбище, а затем - на кладбище одесского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря.

Соч.: Переложение в стихи духовной песни: Покаяния отверзи ми двери // Ярославские ЕВ. 1892. Ч. неофиц. № 48. С. 766-767.
Лит.: Н-в П. Совр. обозрение // ХЧ. 1868. Ч. 1. Май. С. 749-750; [A. I.] Мат-лы для истории семинарии // Ярославские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. № 44. С. 361-362; Мат-лы для истории Ярославской ДС со времени преобразования ее в 1814 г. // Там же. 1873. № 20. С. 163; Строев. Списки иерархов. Стб. 41, 341, 1023; Освящение устроенного при Одесской ДС храма во имя св. ап. Андрея Первозванного // Херсонские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 4. С. 46-50; Некролог о почившем в Бозе Высокопреосв. Иоанникии, архиеп. Херсонском и Одесском // Там же. № 6. С. 98-108; [Слова и речи при гробе] // Там же. С. 109-134; Памяти почившего Иоанникия, архиеп. Херсонского и Одесского // Там же. № 7. С. 161-162; Некролог // Полтавские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 7. С. 289-291; Некролог // Ярославские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 11. С. 87-88; Иосиф (Соколов), еп. Воспоминание о высокопреосв. Иоанникии, бывш. архиеп. Варшавском // ДЧ. 1878. Июль. С. 311-331 (отд. отт.: [М.], 1878); Филарет Московский, свт. Письма к преосв. Иоанникию (Горскому): [18 апр. 1843 - 22 авг. 1867 гг.] // ЧОЛДП. 1878. Апр. С. 8-16; он же. Собр. мнений. 1887. Т. доп. С. 319-321, 326-328; он же. Письма к Высочайшим особам и разным другим лицам / Сост.: архиеп. Савва (Тихомиров). Тверь, 1888. Ч. 2: Письма к разным лицам светского звания. С. 87, 213, 276; Корженевский И. Г., прот. Краткая история Холмско-Варшавской епархии: Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Иоанникия // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. № 13. С. 221-231; № 15. С. 251-258; 1880. № 1. С. 6-10; № 13. С. 212-220; № 16. С. 253-264; № 17. С. 273-279; 1881. № 13. С. 203-207; № 15. С. 222-230 (отд. отт.: Варшава, 1881. С. 285-459); Павел (Лебедев), архиеп. Слово при погребении преосв. Иоанникия архиеп. Херсонского и Одесского // Он же. Слова и речи. Кишинёв, 1879. Т. 2. С. 379-387; Надеждин А. Н. История С.-Петербургской правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. СПб., 1885. С. 314; Страшкевич Н. И., прот. 25-летие святительского служения высокопреосв. Леонтия, архиеп. Холмского и Варшавского, члена Святейшего Синода. Варшава, 1887. С. 75-83, 109-110, 113-114, 144-145; Головщиков К. Д. Архиереи Российской Церкви из питомцев Ярославской ДС // Ярославские ЕВ. 1893. № 15. Стб. 232-233; Петровский С. В., прот. Семь Херсонских архиепископов. Од., 1894. С. 119-132; он же. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. Од., 1908. С. 52, 227, 238-246, 297, 440-441, 467; Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические мат-лы. Од., 1900. Т. 1. С. 41, 44-48, 54, 60, 268; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1902. Т. 4. С. 682; 1904. Т. 5. С. 35, 480, 556; Авенариус Н. П. Варшавские воспоминания // ИВ. 1904. Т. 96. Май. С. 425-426, 428; Снегирёв И. М. Дневник // РА. 1904. Кн. 2. № 5. С. 46; Кн. 3. № 11. С. 385; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 183-184; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 19133. М., 1993р. С. 1395, 1412, 1416; Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и восп.: Автобиогр. записки. Серг. П., 1914. С. 112-119; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 516; Круковский А. В. Одна из теней прошлого // ИВ. 1915. Т. 142. Нояб. С. 526; Козловский Р. Варшавская епархия РПЦ со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875): Курс. соч. / МДА. Серг. П., 1959. Ркп.; Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч. / МДА. Серг. П., 1960. Ркп.; Mironowicz A. Kościoł prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Białystok, 2005. S. 47-48, 52.
Прот. Дорофей Савицкий, свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский