(1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап». О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто.
Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V. Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands / Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).
К началу понтификата И. состояние папской курии и католич. Церкви в целом было плачевным: длительный период вакации Папского престола привел к общей дезорганизации, казна пустовала из-за расточительной политики папы Климента V, назревал конфликт в ордене францисканцев, резко усилилось влияние на папство со стороны франц. королей. Главными задачами И. в этих условиях стали централизация управления и финансов Церкви и восстановление политического авторитета Папского престола. В основном меры, принятые И., были направлены на упорядочение и повышение эффективности уже сложившихся механизмов ведения церковно-адм. дел и внешней политики.
Политику И. в Зап. Европе во многом определял конфликт с герм. королем, а впосл. имп. Людовиком IV Баварским (1314-1347, император с 1328), к-рый историки называют последним крупным столкновением между империей и папством. После смерти имп. Генриха VII на герм. престол в 1314 г. были одновременно избраны и коронованы Людовик IV Баварский и Фридрих Австрийский. Воспользовавшись сформулированным папой Римским Иннокентием III правом утверждать избранного короля (см. ст. Approbatio), И. не признал законным королем ни одного из кандидатов. 31 марта 1317 г. буллой «Si fratrum» он объявил, что на основании вассальной клятвы, к-рую император приносит папе, в период междуцарствия власть в Римско-Германской империи должна перейти к папе как к сеньору империи и викарию Христа (MGH. Const. T. 5. P. 340-342; о том же см. в декреталии папы Климента V «Pastoralis cura» от 19 марта 1314), и назначил викарием Италии Роберта Анжуйского, кор. Неаполя. Людовик IV Баварский, одержав в 1322 г. победу над Фридрихом Австрийским в битве при Мюльдорфе, также предъявил претензии на итал. владения Римско-Германской империи и оказал военную поддержку правителю Милана Галеаццо Висконти и др. лидерам гибеллинов (сторонников императора в конфликте с папой). 8 окт. 1323 г. И. потребовал от Людовика Баварского отречься от управления империей, а тот, отказавшись выполнить требование папы, в т. н. Первой апелляции обосновал права короля на престол (MGH. Const. T. 5. P. 616-619, 641-648). 23 марта 1324 г. папа отлучил Людовика IV Баварского от Церкви. 22 мая того же года в т. н. Заксенхаузенской (Третьей) аппеляции (MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Людовик не только оспорил право папы Римского утверждать избранного герм. курфюрстами короля, но и из-за позиции папы в споре с францисканцами о «евангельской бедности» объявил И. еретиком.
Конфликт папы и герм. короля получил отражение в ряде полемических сочинений, посвященных проблеме взаимоотношений светской и духовной властей, напр. в трактате итал. мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), где отрицалось верховенство папы над светскими государями и заявлялось о необходимости полного подчинения Церкви светской власти. Отлученный от Церкви как еретик в 1327 г. Марсилий Падуанский нашел покровителя в лице Людовика IV Баварского. При дворе Людовика Баварского также нашли убежище отлученные папой от Церкви спиритуалы (фратичелли) (Убертино да Касале, Уильям Оккам, Михаил из Чезены).
В нач. 1327 г. герм. король в сопровождении Марсилия Падуанского и советников из числа спиритуалов отправился в поход на Италию. В Милане он был коронован железной короной короля Италии и в нач. 1328 г. вступил в Рим, к-рый с апр. или мая 1327 г. находился во власти горожан, восставших против кор. Роберта Неаполитанского. 17 янв. от имени «римского народа» сенатор Рима Скьярра (Шарра) Колонна возложил на Людовика Баварского имп. корону (по традиции только папа имел право короновать императора), а 18 апр. собравшимся на площади перед базиликой св. Петра мирянам и рим. клирикам Людовик IV объявил И. низложенным за его еретические воззрения. Новым папой 12 мая был провозглашен францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. ст. Николай V, антипапа). Эдикт о низложении И. был встречен неоднозначно: он был сомнителен как с т. зр. формы («суд» над И. проводился в отсутствие обвиняемого или его представителей, в нем не принимали участия представители католич. Церкви), так и по существу (папу называли еретиком только его политические противники). Когда в дек. 1329 г. из-за военных неудач и развала гибеллиновской коалиции Людовик IV Баварский покинул Италию, большинство городов Папской области (в т. ч. Рим) объявили о своей покорности И., а антипапа Николай V обратился в Авиньон за прощением и отпущением грехов. Лишившись поддержки герм. и итал. подданных, имп. Людовик IV Баварский в 1330 г. был вынужден вступить в переговоры с папой.
С противостоянием папы и императора тесно связано развитие конфликта внутри францисканского ордена, разделившегося на конвентуалов и спиритуалов. Противоборствующие фракции не могли прийти к единому мнению по целому ряду вопросов: должны ли монахи принимать папские привилегии, если они приводят к злоупотреблениям; следует ли считать устав францисканского ордена неприкосновенным и следовать ему буквально; нужно ли исполнять все евангельские заветы или только те, что перечислены в уставе; является ли частью устава принцип «бедного пользования» (лат. usus pauper), предполагавший, что для исполнения обета член ордена должен развивать в себе чувство личной ответственности, к-рое позволит ему определить, какие поступки противоречат уставу, а какие нет. Пытаясь разрешить конфликт в ордене, предшественник И. папа Климент V выпустил 2 буллы - «Exivi de Paradiso» от 6 мая 1312 г., ставшую очередным папским толкованием францисканского устава, и «Cum nos» от 23 июля 1312 г., согласно к-рой были смещены с должностей в ордене министр Прованса и 15 кустодов, проявившие особое усердие в борьбе со спиритуалами. Эти постановления лишь на время смягчили остроту конфликта. После кончины папы Климента V и генерального министра францисканцев Александра де Алессандрия в 1314 г. конвентуалы вновь начали репрессии против спиритуалов. Конвентуалы обратились к И. с требованиями объявить спиритуалов, своих идейных противников, вне закона, принудить к повиновению братьев, укрывшихся на Сицилии, и запретить подавать жалобы на порядки в ордене. 15 марта 1317 г. папа отправил письмо сицилийскому кор. Федериго II Арагонскому, потребовав изгнать из королевства укрывшихся там тосканских спиритуалов и оказать поддержку францисканским министрам, кустодам и гвардианам (настоятелям орденских монастырей). В послании генеральному министру ордена францисканцев Михаилу из Чезены И. писал о необходимости принудить спиритуалов к послушанию. В мае 1317 г. в письмах, адресованных спиритуалам Безье и Нарбоны (Юж. Франция), папа обвинил их в том, что они сеяли раздор в ордене, и потребовал явиться в Авиньон в течение 10 дней. Когда к папскому двору прибыли 64 представителя спиритуалов, некоторые по приказу И. были арестованы, остальных отправили в различные монастыри Прованса под наблюдение гвардианов из числа конвентуалов. Осенью и зимой 1317/18 г. папа принял меры, направленные против движения спиритуалов в целом. Прежде всего был изолирован один из лидеров движения Убертино да Касале - он был переведен в бенедиктинский орден и стал монахом аббатства Жамблу (однако он не поехал в мон-рь и оставался в Авиньоне до 1322). 7 окт. 1317 г. папа издал буллу «Quorumdam exigit», которая была призвана дополнить буллы «Exiit qui seminat» от 1279 г. и «Exivi de Paradiso» от 1312 г., официально толковавшие устав францисканцев. Согласно новому постановлению, простые члены ордена были обязаны беспрекословно подчиняться решениям провинциальных министров и гвардианов. 25 спиритуалов отказались признать законность буллы. И. расценил их действия как посягательство на папскую власть и 6 нояб. 1317 г. поручил инквизитору Микеле Монаки провести следствие по делу спиритуалов. Письмо инквизитору стало 1-м документом, в к-ром папа открыто заявил, что спиритуалы «окроплены еретической порчей» (haeretica labe respersi), до этого в ереси их обвиняли только конвентуалы. В булле «Sancta romana» от 30 дек. 1317 г. И. заявил, что спиритуалы пренебрегли канонами Латеранского IV Собора, согласно к-рым не разрешалось создавать новые ордена, а всем желающим предписывалось вступать в уже существующие братства. Папа принял решение запретить получившие к этому времени распространение движения бегинов (см. Бегинки), спиритуалов и терциариев и отлучать от Церкви всякого, кто осмелится к ним примкнуть.
23 янв. 1318 г. была обнародована булла «Gloriosam ecclesiam», формально направленная против тосканских спиритуалов, к-рые укрылись на о-ве Сицилия, но в действительности относившаяся ко всем спиритуалам. И. обвинил их в стремлении расколоть францисканский орден и выделил 5 главных заблуждений, на основании к-рых спиритуалы были окончательно причислены к еретикам, лишены к.-л. помощи и наказаны в соответствии с нормами канонического права при поддержке светских властей (т. е. к спиритуалам применялась процедура выявления и наказания еретиков - см. ст. Инквизиция). Первым инквизиционным процессом такого рода стало дело провансальских спиритуалов, порученное инквизитору Микеле Монаки. Из 25 спиритуалов, отказавшихся признавать буллу «Quorumdam exigit», 20 покаялись и были отправлены по разным орденским провинциям для искупления вины; 5 спиритуалов, продолжавших отстаивать свою позицию, признали виновными в ереси и приговорили к сожжению на костре как упорствующих в своих заблуждениях еретиков. В последний момент один из них раскаялся и был приговорен к пожизненному заключению; 4 были сожжены на рыночной площади Марселя 7 мая 1318 г. Мн. спиритуалы и сочувствовавшие им миряне были подвергнуты жестоким пыткам и скончались в заключении, оставшиеся на свободе ушли в подполье. Тем не менее, несмотря на репрессии со стороны инквизиции, в 20-30-х гг. XIV в. число приверженцев спиритуалов в Италии выросло.
Впосл. И. активно вмешивался во внутренние дела ордена францисканцев. Причиной открытого противостояния стала попытка папы урегулировать вопрос о собственности нищенствующих орденов. Отстаивая принцип «евангельской бедности», генеральный капитул ордена францисканцев, прошедший в Перудже в 1322 г., постановил, что Христос и апостолы ничем не владели, а минориты, ссылаясь на положения буллы «Exiit qui seminat», настаивали на том, что не обладают правами собственности на используемое имущество. 8 дек. 1322 г. И. буллой «Ad conditorem canonum» закрепил за орденом права собственности на используемое имущество. Это решение вызвало возмущение в ордене, поскольку стирало различия между францисканцами и др. орденами. Буллой «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323 г. папа объявил еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Позиция папы подтолкнула мн. бывш. врагов, напр. конвентуала Бонаграция из Бергамо и спиритуала Убертино да Касале, объединиться в споре с И. Генеральный министр ордена Михаил из Чезены отказался признать правомочность решений папы и обратился за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому. Претендент на имп. трон, в 1324 г. отлученный папой от Церкви, король поддержал францисканцев. Конфликт продолжался неск. лет. В мае 1328 г. состоялся генеральный капитул францисканского ордена в Болонье, на к-ром были подтверждены полномочия Михаила из Чезены, находившегося в это время при папском дворе. В ночь с 26 на 27 мая генеральный министр в сопровождении неск. членов ордена, в т. ч. Уильяма Оккама и Бонаграция из Бергамо, бежал из Авиньона в Пизу под защиту Людовика IV Баварского. 28 мая 1328 г. И. отстранил Михаила от руководства орденом, а 6 июня отлучил его от Церкви вместе с сопровождавшими его миноритами. В ряде булл («Ad conditorem canonum» от 8 дек. 1322, «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323, «Quia quorumdam» от 10 нояб. 1324 и «Quia vir reprobus» от 16 нояб. 1329) И. дал разъяснение понятию «евангельской бедности», изложив офиц. т. зр. католич. Церкви о частной собственности (спиритуалы настаивали на еретическом характере утверждений, изложенных в папских буллах). Генеральный капитул ордена, состоявшийся в 1329 г. в Париже, осудил Михаила из Чезены и его сторонников и избрал нового генерального министра. На капитуле 1331 г. в Перпиньяне Михаил из Чезены был изгнан из ордена и заочно осужден на пожизненное заключение.
Важнейшим достижением внутрицерковной политики И. стала адм. и финансовая централизация. В понтификат И. решался вопрос денежного обеспечения Папского престола, с кон. XIII - нач. XIV в. (особенно в связи с переездом на юг Франции) утратившего многие из традиц. источников дохода (налоговые поступления от церковных владений в Италии и т. д.). Именно при И. одним из важнейших источников пополнения папской казны стали аннаты (сбор в размере годового дохода от бенефиция с прелата или клирика более низкого ранга при вступлении во владение бенефицием вне консистории (fructus primi anni, annuale) или доход от незанятого бенефиция (т. н. вакации; fructus vacantes, fructus intercalares, fructus medii temporis)). Важной особенностью аннатов было то, что они поступали напрямую в Апостольскую палату (Camera apostolica), а не разделялись между ней и коллегией кардиналов, как в случае со схожим налогом servitia communia. Традиционно правом сбора аннатов обладали местные епископы, раздававшие бенефиции. Впервые аннаты стали приносить доход папской казне при Клименте V, однако тогда речь шла лишь о временной мере на ограниченной территории - в Англии и в Шотландии. При И., к-рый впосл. заслужил славу «отца аннатов» (Haller J. Papsttum und Kirchenreform. B., 1903. S. 103), развитие этого финансового института происходило 2 путями. Был создан механизм сбора аннатов с церковных бенефициев, право распоряжения к-рыми сохранялось за местными епископами. Буллой «Si gratanter advertitis» (от 8 дек. 1316) И. провел повсеместную (кроме нек-рых еп-ств Франции, где право сбора аннатов принадлежало только королю, и в Италии) резервацию аннатов с тех бенефициев, к-рые являлись вакантными на момент обнародования буллы или освобождались в течение 3 лет после этого. Поскольку эта мера ущемляла экономические интересы католич. прелатов, она была объявлена временной (сроком на 3 года); впосл. срок ее действия регулярно продлевался. Размер и порядок сбора аннатов определялись буллой «Suscepti regiminis» (от 25 окт. 1317). Кроме того, сбор аннатов был тесно связан с бенефициальной реформой, проведенной И. В начале понтификата он наладил процесс постепенного перехода бенефициев в ведение папы (булла «Ex debito» от 15 сент. 1316); папская конституция «Execrabilis» (от 19 нояб. 1317) определила, что клирик мог распоряжаться только 2 бенефициями («sine cura» и «cum cura animarum»). Освободившиеся после этих постановлений бенефиции объявлялись вакантными (vacantes apud Sedem Apostolicam), в 1326 г. они были включены в систему сбора аннатов. При И. были урегулированы и установлены и др. сборы: прокурации (монетарный эквивалент права постоя епископа в бенефиции), сполии (право изъятия части имущества умершего епископа или аббата в пользу Папского престола). Практиковался сбор экстраординарных субсидий (subsidia caritativa) с духовенства отдельных европ. гос-в. Упомянутой конституцией «Execrabilis» запрещалось занимать более одной церковной должности без соответствующей папской диспенсации. Продажа «вакантных» должностей стала источником дохода папской казны. Своеобразным товаром стали папские привилегии, за составление и рассылку к-рых И. установил особый сбор в пользу канцелярии; этот канцелярский сбор зависел как от типа привилегии, так и от платежеспособности ее получателя (конституция «Cum ad Sacrosanctae» от 10 дек. 1316).
При И. укрепились связи Папского престола с банкирскими домами Сиены и Флоренции. Успешная финансовая политика позволила наполнить папскую казну: приняв от Климента V казну в размере 70 тыс. золотых флоринов, И. оставил преемникам более 750 тыс. золотых флоринов (по оценкам современных папе хронистов (Джованни Виллани, Гальвано Фьямма, Маттиас Нойенбургский и др.), от 18 до 25 млн флоринов).
Реогранизация затронула центральный аппарат папской курии. И. расширил полномочия фискальных чиновников папского двора (камерария, казначея и др.), изменил структуру и усовершенствовал систему финансовой отчетности Апостольской палаты (конституции «Ratio Iuris» и «Pater familias» от 16 нояб. 1331) и канцелярии, в к-рой были созданы 4 специализированных бюро (конституция «Cum ad Sacrosanctae»). Реформа куриального судопроизводства способствовала формированию суда Римской Роты (см. Rota Romana), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария.
В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII, к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино.
Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов. 1 марта 1319 г. И. восстановил в должности магистра Фулька де Вилларе, однако лишь для того, чтобы тот мог отречься от должности на законных основаниях. Новым магистром ордена в 1319 г. стал Гелион де Вильнёв. Схожим образом была решена проблема раскола в ордене гранмонтенсов, к-рая была связана с противостоянием Жордана де Рапистана, приора главного орденского мон-ря Гранмон, и Эли Адемара, главы мон-ря Луй. В нояб. 1317 г. И. преобразовал структуру ордена: сократил количество дочерних мон-рей со 152 до 39, поставил во главе каждого из мон-рей свободно избираемого братией приора, расширил представительство мон-рей на орденском капитуле.
И. подверг ревизии сборник постановлений консистории в Монтё, составленный при папе Клименте V и посланный им в Орлеанский ун-т как сборник постановлений Вьеннского Собора. Сборник, ставший последним офиц. сводом декретального права, был обнародован И. в 1317 г. в качестве добавления к «Liber Extra» и «Liber Sextus» и получил название «Liber septimus decretalium» (Седьмая книга декреталий; др. названия - «Constitutiones Clementinae», «Clementinae»). Он был разделен на 5 книг и содержал 106 глав. В 1325 или 1327 г. канонист Жеслен де Кассань составил сборник экстравагант И., куда вошли 20 декретальных посланий папы. В Corpus juris canonici входит свод «Extravagantes Johannis XXII», составленный в нач. XVI в. франц. юристом Ж. Шаппюи, он же включил 33 декреталии И. в свод «Extravagantes communes».
Большое внимание И. уделял миссионерской деятельности и распространению католичества, в особенности в Вост. Европе и в Золотой Орде. Задачи политики И. в Прибалтике и в Великом княжестве Литовском оставались традиционными: разрешить конфликт между Тевтонским (Немецким) орденом и архиепископом Рижским, снизить напряженность между христ. и языческим населением Ливонии, осложнявшую миссионерскую деятельность католиков в этом регионе, заключить унию с Литовским вел. кн. Гедимином. Ужесточение политики Тевтонского ордена по отношению к языческому населению Ливонии и активные действия по созданию католич. коалиции против «русских и литовских язычников» под рук. ордена вызывали беспокойство папы. Буллой от 21 дек. 1317 г. И. объявил недействительным заключенный 26 апр. 1316 г. договор между Тевтонским орденом, духовенством Рижского архиеп-ства (представленным капитулом) и ливонскими рыцарями (LECUB. 1855. Bd. 1/2. N 659). В посланиях, к-рые датируются первыми годами понтификата, И. призывал рыцарей прекратить насилие в отношении не принявших крещения литовцев и положить конец захватам церковной собственности, о к-рых сообщил ему Рижский архиепископ. С помощью своих сторонников в Авиньоне рыцари, обвинив архиеп. Фридриха в пособничестве язычникам и в союзе с их правителем Гедимином против крестоносцев, сумели в 1319-1321 гг. затянуть разбирательство. В 1321 г. при участии папских легатов был все же начат процес против ордена. В целом, несмотря на выдвинутые против рыцарей обвинения, И. активно поддерживал движение крестоносцев в Вост. Европе. Так, в буллах 1322 и 1323 гг. даровалась индульгенция участникам походов на пруссов, карелов, финнов (fumar) и новгородцев.
3 февр. 1317 г. И. отправил послания Литовскому вел. кн. Гедимину и русским князьям (вероятно, галицко-волынским князьям Андрею Юрьевичу и Льву Юрьевичу), призывая их к заключению церковной унии и к подчинению Папскому престолу (Preussisches Urkundenbuch / Hrsg. R. Philippi. Königsberg, 1939. Bd. 2. N 174; Documenta pontificum romanorum historiam Ucrainae illustrantia, 1075-1953. R., 1953. Vol. 1. N 36). Папские послания тогда остались без ответа. В янв. и в мае 1323 г. Гедимин написал папе, выразив готовность принять католичество. Жалуясь на крестоносцев, к-рые насилием и грабежами якобы оттолкнули литовцев и вел. кн. Миндовга от христианства, он просил папу прислать легата, чтобы способствовать скорейшему заключению мира между Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом. Когда о посланиях Гедимина стало известно в ордене, в папскую курию были отправлены неск. писем в защиту крестоносцев (в т. ч. от Николая, министра пров. Пруссия ордена францисканцев). В послании Тевтонскому ордену (1 февр. 1324) И. выступил с резкой критикой орденской политики и угрозой отлучить орден от Церкви, если насилие и грабежи продолжатся. В послании Гедимину, датированном тем же числом, папа обещал князю урегулировать отношения с орденом (о мирном соглашении между Литовским князем и крестоносцами, заключенном 2 окт. 1323, папе стало известно позднее; И. утвердил его 31 авг. 1324). В июне 1324 г. к Гедимину были направлены папские легаты, прибывшие в Ригу в сент. 1324 г. Однако 4 нояб. того же года Гедимин заявил, что он не имеет и никогда не имел намерения креститься, однако не собирается препятствовать миссионерской деятельности в своей стране. Вероятно, переговоры могли иметь продолжение, но, узнав о прибытии к двору 7 нояб. 1324 г. послов от хана Узбека, Гедимин прервал переговоры с папскими легатами. 25 нояб. 1325 г. вместе с послом Гедимина дипломаты вернулись в Ригу. О решении правителя Литвы они сообщили в Авиньон. Главным виновником срыва переговоров был назван Тевтонский орден, рыцари к-рого совершали нападения на владения Гедимина. Узнав о случившемся, весной 1325 г. Рижский архиеп. Фридрих в присутствии папского нунция аббата Бернарда отлучил магистра и всех братьев - рыцарей Тевтонского ордена от Церкви (церемония проводилась трижды - 4, 5 и 7 апр.).
В 1318 г. еп. Гервард Вроцлавский доставил в Авиньон петицию от поляков с просьбой разрешить польск. кн. Владиславу Локетеку принять королевскую корону в обмен на подчинение Польши Папскому престолу, регулярный сбор денария святого Петра и помощь в борьбе с русскими, литовцами, татарами «и прочими язычниками». Несмотря на отрицательное отношение со стороны Тевтонского ордена, а также претензии на польск. корону кор. Богемии Иоанна I Люксембургского, И. в послании от 20 авг. 1319 г. Гнезненскому архиепископу одобрил коронацию Владислава (Theiner A. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuanie gentiumque finitimarum historiam illustrantia. R., 1860. Vol. 1. N 226). Вероятно, выбор И. был связан с опасениями, вызванными деятельностью Людовика IV Баварского, к-рый благоволил Тевтонскому ордену и Иоанну Люксембургскому. Впосл. эти 2 фактора - значение Польши для миссионерской деятельности Папского престола и ее роль как противовеса влиянию Людовика Баварского - определяли папскую политику в отношении Польского королевства. В 4 посланиях от 20 июня - 1 авг. 1325 г. польским рыцарям, воинам и духовенству, участвовавшим в войне с «язычниками и схизматиками», папой даровалась индульгенция. На покрытие военных расходов передавалась церковная десятина.
В 1325 г. И. одобрил брак польск. кор. Казимира III Великого и Альдоны (в крещении Анны), дочери Литовского вел. кн. Гедимина. Заключение этого союза давало возможность со временем ослабить влияние Тевтонского ордена в Прибалтике и осуществить христианизацию Великого княжества Литовского по зап. обряду. В 1327 г. И. добивался от польского короля поддержки в подчинении Римско-католической Церкви внучатого племянника, галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава). Папа осуждал кор. Казимира III Великого за выплату с рус. владений дани в Золотую Орду, а кн. Юрия II (Болеслава) - за переход в Православие, а также за подчинение верховной власти хана Узбека.
В Золотой Орде, где миссии доминиканцев и францисканцев действовали с XIII в., католичество получило распространение в поволжских улусах. Папе Клименту V через посредничество купцов из Генуи, Венеции и Пизы удалось установить отношения с ханом Узбеком (в 1313 Узбек захватил власть в Золотой Орде после смерти своего дяди хана Тохты, отношения к-рого с христианами зап. обряда были напряженными). Несмотря на офиц. принятие ислама, Узбек лояльно относился к распространению как правосл., так и католич. веры среди покоренных монголами народов. В 1315 г. францисканец Стефан стал первым католич. епископом в г. Сарай-Бату (ныне городище у с. Селитренного Астраханской обл.). Этот город находился в районе Переволоки, самого узкого места между руслами рек Дон и Волга. Организация католич. еп-ства должна была способствовать координации деятельности католич. миссионеров в этой части Золотой Орды, а также проведению регулярных католич. богослужений для европ. купцов. В 1318 г. было получено разрешение хана на основание архиеп-ства в Кафе (ныне Феодосия, Украина), торговой фактории Генуи. Архиепископом Кафы стал францисканец Джироламо (Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды / Вступ. ст.: Л. Матвеева. К., 2002. С. 179). В юрисдикцию архиеп-ства Кафы, вероятно, входил «весь район от Варны до Сарая на Волге и от Черного моря до русских княжеств» (Бартольд В. В. Сочинения. М., 1965. Т. 3. С. 453). Основание архиеп-ства должно было сопровождаться выдачей ханского ярлыка, однако прямых сведений об этом в источниках не сохранилось. Очевидно, в связи с событиями 1318 г. в Киеве было образовано 1-е на Руси католич. еп-ство. Известны 2 буллы И. 1320-1321 гг. к Киевскому еп. Генриху (Theiner A. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuanie gentiumque finitimarum historiam illustrantia. R., 1860. Vol. 1. N 252, 255).
С помощью папы хан Узбек стремился найти союзников против ильханов Ирана, а также помешать увеличению территорий Венгерского и Польского королевств в направлении к границам зап. улусов и подчиненным им землям рус. княжеств. В 20-х гг. XIV в. Узбек стал совершать частые набеги на польск. земли. В 1329 г. И. призвал христ. правителей Европы к крестовому походу против татар, чтобы оказать помощь правителям Польши и Венгрии. Поход организован не был.
К 1333 г. в Крыму были основаны еще 2 католич. епископские кафедры - в Херсонесе епископом был поставлен Ричард, а в генуэзском г. Воспоро (Воспро, ныне Керчь, Украина) - Франческо да Камерино. Нек-рых успехов католич. миссионеры достигли среди аланской, адыгской и черкесской знати в Зихии и Крыму, преимущественно придерживавшихся правосл. веры. В понтификат И. католич. приходы появляются в Анатолии, Армении, Индии. В 1318 г. основана митрополия в Султании (Сольтание, Иран). В 1329 г. епископская кафедра из Смирны была перенесена в Тбилиси. При поддержке И. были организованы кафедры древних вост. языков в Парижском, Оксфордском, Саламанкском и Болонском ун-тах, основан ун-т в Кагоре.
В Португалии по распоряжению И. (булла «Ad ea ex quibus» от 14 марта 1319) был создан новый духовно-рыцарский орден Христа, в задачи к-рого входила борьба с сарацинами на юго-западе Пиренейского п-ова. Ордену были переданы все португ. владения тамплиеров. Центром ордена стал г. Каштру-Марин, впосл. главная орденская резиденция была перенесена в г. Томар. Устав повторял устав кастильского духовно-рыцарского ордена Калатрава.
В конце жизни И. все больше внимания уделял вероучительным вопросам. 27 марта 1329 г. конституцией «In agro dominico» 28 тезисов нем. богослова Майстера Экхарта были признаны ошибочными и подлежащими разъяснению. Широкий резонанс получили дискуссии о папской концепции «блаженного видения» (visio beatica). В проповедях, произнесенных 15 дек. 1331 и 5 янв. 1332 г., И., сославшись на учение Бернарда Клервоского, заявил о недоступности для праведных душ «блаженного видения» Господа: лишь воскреснув во плоти во время Страшного Суда, они получат возможность созерцать Его «лицом к лицу» (facie ad faciem), душам же, отделенным от тела (animae separatae), дано лицезреть лишь человеческое воплощение Господа. Высказанные постулаты дали повод для подозрений И. в ереси и стали поводом для широких дискуссий. Ситуацией воспользовались и политические противники И.- значительная часть трактатов с обвинениями папы в ереси была составлена в кругах спиритуалов, находившихся под защитой имп. Людовика IV Баварского. Преемник И. папа Римский Бенедикт XII, чтобы покончить с данным спором, представлявшим угрозу авторитету папства, буллой «Benedictus Deus» от 29 янв. 1336 г. признал высказанные И. тезисы частным мнением.
При И. были канонизированы Фома из Херефорда (17 апр. 1320) и Фома Аквинский (18 июля 1323). На 6 консисториях И. возвел в кардинальское достоинство 28 клириков, большинство из них были французами.
И. похоронен в Авиньоне, в перестроенном в его правление соборе Нотр-Дам-де-Дом. В соответствии с завещанием гробница в виде готического собора была установлена в капелле Всех святых близ места захоронения исп. Агриколы, основателя еп-ства Авиньон, однако впосл. ее неоднократно перемещали внутри собора.