ИРМИНА
Том XXVI , С. 615-617
опубликовано: 31 марта 2016г.

ИРМИНА

Мон-рь Шпонхайм. Гравюра. Ок. 1650 г.Мон-рь Шпонхайм. Гравюра. Ок. 1650 г. [лат. Irmina, Ermina, Hermina] († нач. VIII в.), св. (пам. зап. 24 дек., 3 янв.), аббатиса монастыря Эрен в г. Треверы (Трир, Германия). Самые ранние и наиболее достоверные сведения об И. содержатся в 5 грамотах, к-рые были выданы аббатисой в пользу мон-ря Эхтернах (в совр. Люксембурге) и датируются 697/98-704 гг. Несмотря на рано оформившееся почитание И. и ее связь с родом франк. майордомов, впосл. королей и императоров Пипинидов-Каролингов, агиографическая традиция сложилась лишь в XI в. Житие И. было создано незадолго до 1081 г. мон. Теофридом, впосл. аббатом мон-ря Эхтернах (1081-1109). Вместе с другими произведениями Теофрида Житие И. было включено в хронику Теодориха Эхтернахского (1191). В это же время сведения об И., в т. ч. легендарные, появляются в «Истории трирцев» (De rebus Treverensibus libellus. 12 // MGH. SS. T. 14. P. 104) и в «Деяниях трирцев» (Gesta Treverorum // Ibid. T. 8. P. 160, 195). В этих произведениях И. представлена как дочь франк. кор. Дагоберта I (623-638/9) и его жены Матильды, что не соответствует действительности. Учитывая богатые пожертвования, сделанные И. монастырю Эхтернах, она принадлежала к крупной австразийской знати и, очевидно, состояла в родственных связях с Пипинидами. Однако как св. покровительница Каролингской династии И. упоминается только в поздней агиографической традиции, созданной уже после пресечения династии, в источниках каролингской эпохи интерес к личности святой не прослеживается. По мнению исследователя К. Вампаха, И. была дочерью или родственницей франк. герц. Теотара и супругой дворцового графа (comes palatii) Гугоберта, занимавшего должность при кор. Австразии Хильдеберте III (694-711). У И. было неск. дочерей, в т. ч. св. Адула (Адела) и Плектруда, ставшая женой майордома Пипина II Геристальского - родоначальника династии Каролингов. Эта гипотеза противоречит агиографической традиции, согласно к-рой И. была девственницей (Адула и Плектруда в этой традиции считались ее сестрами).

Достоверные сведения об И. скудны. Титул аббатисы (без указания монастыря) упоминается во всех выданных ею грамотах. Согласно агиографической традиции, И. считается 2-й настоятельницей мон-ря Хоррей (мон-рь был основан в здании рим. гос. складов (horrea) и получил по ним название Хоррей (Horreum, Ad Horreum), более распространено германизированное название Эрен; впосл. именовался Санкт-Ирминен) в Треверах после св. Модесты (упом. как аббатиса жен. мон-ря в Треверах в приложении к Житию св. Гертруды Нивельской, сост. в 90-х гг. VII в.- MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 465). В новейших исследованиях (Schneider. 2010) тезис об идентичности И., аббатисы Хоррея, и И., автора дарственных грамот, ставится учеными под сомнение. На основании датировки грамот можно предполагать, что деятельность святой пришлась на рубеж VII и VIII вв. И. сотрудничала со св. Виллибрордом, к-рый впосл. проповедовал христианство среди фризов. Неизвестно, участвовала ли она в основании мон-ря Эхтернах, однако ее вклад в первоначальное развитие обители очевиден. Согласно 1-й грамоте (1 нояб. 697/8), И. передала Виллиброрду владение Эхтернах вместе со всеми постройками, среди которых упоминаются церкви и небольшой мон-рь (monasteriolum). Возможно, основательницей этих церквей была сама И. (Verbist G. H. Saint Willibrord, apôtre des Pays-Bas et fondateur d'Echternach. Louvain, 1939. P. 158). Согласно др. грамотам, в 699 г. И. передала Эхтернаху поместье близ Тольбиака (ныне Цюльпих, Германия), а в 704 г.- поместье Станехейм (ныне Штайнхайм) и виноградник в окрестностях Тревер. В Житии сказано, что святая скончалась 24 дек., вероятно, между 704 и 710 гг. (под 710 упом. о преемнице И. Анастасии).

Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв.Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв.

Из Жития известно, что И. была помолвлена с неким франк. гр. Германом, однако тот скончался за несколько дней до свадьбы. И. восприняла это как знамение и решила принять монашеские обеты. Убедившись в серьезности намерений дочери, родители позволили ей вступить в бенедиктинский мон-рь Хоррей. Вскоре И. стала аббатисой (о предшественнице И. Модесте в Житии не упом.). Автор Жития Теофрид пишет о многочисленных добродетелях И. (благочестии, трудолюбии, щедрости и др.), в числе ее заслуг он называет дружбу со св. Виллибрордом и помощь ему, строительство церкви в монастыре. В Житии рассказывается о чуде, совершенном Виллибрордом по просьбе И. Когда в мон-ре Эрен началась эпидемия, от к-рой погибли мн. монахини, аббатиса попросила святого о помощи. Тот отслужил мессу в монастырской церкви и освятил воду, которую дали больным и которой окропили стены зданий в обители, после чего больные излечились. Повествование о чуде заимствовано Теофридом из Жития Виллиброрда, написанного Алкуином († 804), где рассказывается об избавлении святым некоего жен. мон-ря в Треверах от чумы (MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 132).

По всей видимости, почитание И. в Эрене оформилось достаточно рано. К X в. относится упоминание имен И. и Модесты в литании из Псалтири Трирского архиеп. Эгберта (см. ст. Эгберта Псалтирь). Вероятно, почитание И. получило широкое распространение в Трире и окрестностях в XI в. Частицы мощей святой были помещены в алтари кафедрального собора Бамберга (1012) и церкви аббатства св. Мартина в Трире (1097); память И. включена в неск. трирских календарей, а также в календари кафедральных соборов Кёльна, Бамберга и Льежа. Одним из главных центров почитания стал мон-рь Эхтернах, основательницей которого считалась И. Об этом свидетельствует Житие И., составленное Теофридом. За прологом с посвящением монахиням Эрена и краткой основной частью Жития следовал текст дарственных грамот И. монастырю Эхтернах. Хроника Теодориха была снабжена иллюстрацией XII в.: И. и св. Виллиброрд держат грамоту о передаче земли Виллиброрду (Liber aureus Epternacensis. Gotha. 71. Fol. 32 v); в том же кодексе сохранилось изображение XIII в.: И. в короне с грамотой об основании монастыря и Пипин стоят рядом (Fol. 93). Историки отмечают политическую подоплеку создания Жития, связанную с противостоянием насельниц мон-ря и архиепископа Трира: утверждение среди основателей аббатства Эхтернах персоны королевской крови могло послужить аргументом в пользу сохранения монастырем имперского статуса (Knichel. 2001. S. 187). Также исследователи указывают на упоминаемые в Житии владения мон-ря Эрен в Тьераше, что косвенно свидетельствует о претензиях аббатства на возвращение владений, отчужденных светской знатью. В нач. XII в. утвердилось представление о том, что И. была первой аббатисой и основательницей Эрена. Это нашло отражение в созданной в тот же период подложной грамоте кор. Дагоберта I с дарениями мон-рю, якобы основанному дочерью короля И. (MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 163-166), а также в 3-й ред. «Деяний трирцев» (нач. 30-х гг. XII в.). К XII в. в аббатстве Эрен кроме И. почитались еще 5 или 6 святых аббатис (Knichel. 2001. S. 190).

О почитании И. в XIII-XIV вв. известно мало, ее популярность резко возросла в позднее средневековье. В XIV в., вероятно из-за совпадения с кануном Рождества, день памяти святой был перенесен на 18 дек., однако в Римском Мартирологе сохранена прежняя дата - 24 дек. (составитель Мартиролога кард. Цезарь Бароний заимствовал эту дату из более ранних изданий Мартиролога Узуарда с дополнениями, внесенными не позднее XIV в.). В 1468 г. поминовение И. было включено в календарь Бурсфельдской конгрегации монастырей.

Одним из центров почитания И. стал монастырь Шпонхайм, в котором хранился ее череп. Аббат монастыря Иоганн Тритемий (1462-1516) в «Хронике монастыря Шпонхайм» (окончена в 1509) приводит историю переноса черепа из монастыря Эрен в Шпонхайм в 1152 г. Аббат Краффто, будучи еще мирянином, был помолвлен с Клементией, дочерью Адольфа, гр. Хомберга. Невеста, чувствуя свое предназначение служить Господу, незадолго до свадьбы отказалась от данного обещания и приняла монашеские обеты в монастыре Эрен. От горя Краффто сам постригся в монахи в Шпонхайме и, будучи сыном гр. Мегинхарда Шпонхаймского, в 1151 г. стал аббатом мон-ря. Тогда же Краффто, стремясь установить духовную связь с возлюбленной, отправил несколько писем архиеп. Хиллину Трирскому с просьбами о переносе главы И. из Эрена в Шпонхайм. В 1152 г. его просьба была удовлетворена, серебряный реликварий с главой И. был установлен в церкви аббатства Шпонхайм. По всей видимости, святыню утратили в эпоху Реформации, когда мон-рь был разграблен и закрыт. Сохранились сведения о якобы составленном Тритемием Житии И. (Arnold K. Johannes Trithemius (1462-1516). Würzburg, 1971. S. 52).

Из-за отсутствия письменных источников остается неизвестным, когда и при каких обстоятельствах основная часть мощей И. была перенесена в монастырь Вайсенбург (на территории совр. г. Висамбур) в Эльзасе, к-рый в XV-XVI вв. также был одним из центров почитания святой. Вероятно, мощи были перенесены после 1152 г. (согласно сведениям Тритемия и 2-й ред. «Деяний трирцев», в это время мощи находились в Эрене). Впервые они были обнаружены в XV в.- этим периодом датируется приписка к отчету аббата Эделина об освящении некоторых алтарей в 1284 г. В документе утверждается, что в числе проч. реликвий «под алтарем» было обнаружено «целое тело св. Ирмины девы, дочери короля Дагоберта» (Traditiones possessionesque Wizenburgenses. Spirae, 1842. P. 337). В XV в. память святой была внесена в монастырский календарь. Первое точно датированное упоминание о том, что мощи И. хранились в Вайсенбурге, относится к 1484 г. В неоднократно подвергавшемся грабежам в ходе Реформации мон-ре мощи, возможно, затерялись и лишь в 1551 г. были вновь открыты и идентифицированы гуманистом Каспаром Брушем (сохр. текст посвятительной надписи, в к-рой утверждается, что И. является основательницей мон-ря).

Важнейшим центром почитания И. оставался Трир. При вскрытии реликвария при алтаре трирского собора в 1512 г. в присутствии имп. Максимилиана I были обнаружены рука и часть плечевой кости святой, что положило начало официальному признанию почитания святой. Переложение Жития св. И. на немецкий язык вошло в состав созданной по распоряжению имп. Максимилиана «Fürstliche Chronick, gennant Kayser Maximilians Geburtsspiegel» («Княжеская хроника, именуемая Зерцалом родословной императора Максимилиана»; изд.: Der «Habsburger Kalender» des Jakob Mennel: (Urfassung) / Hrsg., transkr. W. Irtenkauf. Göppingen, 1979. S. 15). Т. о., И. была поставлена в один ряд с др. святыми, связанными происхождением с меровингскими королями, к которым возводил свой род и имп. Максимилиан I. В нач. XVIII в. сильно расширенное и дополненное генеалогическим древом Житие св. И. пытался издать член трирского городского совета Д. Хоффманн, однако до настоящего времени сохранился лишь проект издания.

Своеобразное развитие почитание И. получило в г. Аув-ан-дер-Килль. В расположенной там ц. Девы Марии находится вотивная деревянная скульптурная композиция XVI или XVII в.- 3 женщины, сидящие на осле. В народном предании жен. фигуры были отождествлены с дочерьми Дагоберта - И., св. Адулой и Клотильдой (Хроделиндой), спасавшимися на осле от солдат, к-рые были посланы отцом, чтобы вернуть ко двору удалившихся в мон-рь дочерей. Вопросы о происхождении легенды и скульптуры остаются дискуссионными (Das Erzbistum Trier. 2005).

Во 2-й пол. XVIII в. часть мощей И. была возвращена в Эрен в связи со строительством в мон-ре в 1768-1771 гг. церкви св. И. В 1802 г. мон-рь был секуляризован, его здания были отданы под больницу, крупный медицинский центр располагается в мон-ре и в наст. время.

Память И. в еп-стве Трир и в архиеп-стве Люксембург отмечается 3 янв.; с этим связан обычай раздавать освященный «хлеб святой Ирмины» (нем. Irminen-Brot).

Ист.: BHL, N 1471-1472; Theodericus. Chronicon Epternacense // MGH. SS. T. 23. P. 48-53; Prologus in vitam sancte Yrmine virginis / Hrsg. B. Krusch // NA. 1893. Bd. 18. S. 620; Rosenthal A. Martyrologium und Festkalender der Bursfelder Kongregation: Von den Anfängen der Kongregation (1446) bis zum nachtridentinischen Martyrologium Romanum (1584). Münster, 1984. S. 80; MartRom. P. 599.
Лит.: Poncelet A. De fontibus Vitae S. Irminae // AnBoll. 1889. T. 8. P. 285-286; Mohr J. Die Heiligen der Diözese Trier. Trier, 1892. S. 346-348; Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung und seine Verwendung zu Urkundendatierungen. Trier, 1915. S. 112; Lampen W. Thiofrid von Echternach: Eine philol.-hist. Untersuch. Breslau, 1920. S. 5-7; Wampach C. Geschichte der Grundherrschaft Echternach im Frühmittelalter. Luxemburg, 1929. Bd. 1. S. 113-135; Hilpisch S. Trier und Trierer Heilige im Martyrologium Romanum // Trierer theol. Zschr. 1955. Bd. 64. S. 295-303; Caraffa F. Irmina // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 905-906; Schipke R. Die Maugérard-Handschriften der Forschungsbibliothek Gotha. Gotha, 1972. S. 47-49; Werner M. Zu den Anfängen des Klosters St. Irmien-Oeren in Trier // Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 1978. Bd. 42. S. 1-51; idem. Adelsfamilien im Umkreis der frühen Karolinger: Die Verwandtschaft Irminas von Oeren und Adelas von Pfalzel. Sigmaringen, 1982; Wehrli C. Mittelalterliche Überlieferungen von Dagobert I. Bern, 1982; Raaf E.-G. Geschichte und Verbreitung der Reliquien der hl. Irmina von Oeren: Diss. Münster, 1986; Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn etc., 1987. S. 151-153, 156-159; Vriendt F., de. Irmine // DHGE. 1997. T. 26. Col. 49-51; Tikka G. Les origines familiales des abbesses Irmina d'Oeren et Adela de Pfalzel: Essai pour une restitution de leur paternité au roi Dagobert I. Tanneron, 1999; Knichel M. Irmina von Oeren: Stationen eines Kultes // Studien zum Kanonissenstift / Hrsg. I. Crusius. Gött., 2001. S. 185-200; Wagner H. Zur Gründung der Klöster Weissenburg u. Echternach u. ihrem Wirken in Mainfranken // Archiv für mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 2003. Bd. 55. S. 103-146; Das Erzbistum Trier. B.; N. Y., 2005. Bd. 10: Das St.-Marien-Stift in (Trier-) Pfalzel / Bearb. F.-J. Heyen. S. 194-198; Schneider O. Erzbischof Hinkmar und die Folgen: Der vierhundertjährige Weg historischer Erinerungsbilder von Reims nach Trier. B.; N. Y., 2010. S. 128-181.
Д. В. Зайцев, Н. А. Ломакин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)