(Путилов Иона Иванович; 30.10.1786, г. Борисоглебск Ярославской губ.- 16.04.1858, Саровская пуст.), игум., настоятель Саровской пуст. Родной брат оптинских старцев преподобных Антония (Путилова) и Моисея (Путилова). Род. в многодетной семье купца Ивана Григорьевича Путилова († 1809). Родители отличались благочестием и дали детям христианское воспитание. В праздничные дни отец пел в церкви на клиросе, дома обучал детей церковному пению. Осенью 1800 г. отец вместе с сыновьями Ионой и Тимофеем (впосл. архим. Моисей) приехал в Москву и в дек. того же года определил их на службу к откупщику Карпышеву. Братья, намеревавшиеся принять монашество, познакомились с затворницей московского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря мон. Досифеей (по преданию, кнж. А. Тараканова, дочь имп. Елизаветы Петровны), к-рая посоветовала им окормляться у насельников Новоспасского мон-ря бывш. наместника иером. Александра Арзамасского (Подгорченкова) и старца иером. Филарета (Пуляшкина; в схиме Феодор).
В 1804 г., после кончины старшей сестры Путиловых Анисии, ее муж К. Д. Крундышев († 1823) поступил в Саровскую пуст. В дек. того же года по благословению новоспасского иером. Александра, но без ведома отца братья отправились в эту обитель. Тимофей писал мон. Досифее из Сарова: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благость Божия привела нас в сие жилище» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). Зная об отказе отца благословить их на монашество, Путиловы написали ему письмо, заявив, что ушли от прежних хозяев «за невозможностью жить у них», но «есть у них на примере другой Хозяин, Человек хороший и благочестивый, Которому они дали слово поступить в услужение». Иван Григорьевич разгневался и приказал сыновьям вернуться домой, но они остались в мон-ре. Проживая в Саровской пуст., Путиловы переписывались с иером. Александром (Подгорченковым), к-рый советовал им «никуда не выходить», во всем слушаться строителя Исаию I (Зубкова) и духовника Илариона (Здобина), «послушания проходить без роптания», но беречься «тяжелых подъемов и хранить здоровье». 29 окт. 1805 г. мон. Досифея писала Тимофею и его брату в Саров: «Будучи наставляемы отцом Александром, не страшитесь мирнаго возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на Небеси... Может быть, Бог смирит сердца ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце вашем и не сделаете отступления» (Прп. Моисей. 2004. С. 250, 255-256). Действительно, позже И. Г. Путилов дал родительское благословение на монашество сначала Тимофею, а 1808 г.- Ионе.
13 мая 1805 г. Иона официально поступил в Саровский монастырь (позже, вероятно ошибочно, он обозначил год своего прихода в Саровскую пуст. как 1808-й (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 656 [Личное дело игум. Исайи]. Л. 11). Первоначально трудился в хлебне, на кухне, а затем вместе с Тимофеем ухаживал за больным строителем Исаией (Зубковым). «Мы оба,- писал Тимофей старице Досифее,- находимся при батюшке отце строителе Исайе, ево немощам служим щастливыми себе почитателями, что привел нас Господь послужить ему добродетельному старцу и отцу нашему - м. с., что по Исайе нет другово Исайи» (Там же. Л. 1 об.). Вскоре Иона стал келейником парализованного иером. Исаии: возил его на тележке в храм, др. места, в т. ч. и в Дальнюю пустыньку к прп. Серафиму Саровскому. Позже И. рассказал А. Н. Муравьёву о первой встрече с прп. Серафимом: «Он взял меня за голову и поцеловал, потому что был чрезвычайно ласков к каждому приходящему, и сказал только: «Спасайся, будешь монах»» (Муравьёв. 2006. С. 119).
После кончины строителя иером. Исаии (4 дек. 1807) И. стал келейником и письмоводителем нового настоятеля иером. Нифонта (Черницына). В личном деле, в разд. «Где обучался и окончил курс учения», И. записал: «Никаким высшим наукам школьным не обучался, кроме изучения одной русской грамоты читать и писать». Из переписки с братом Тимофеем ясно, насколько старательно Иона выполнял послушания одновременно и келейника, и письмоводителя, трудясь иногда в ущерб здоровью. В письме от 11 нояб. 1808 г. старший брат советовал И. «щадить грудь свою слабую», не обременяя чрезмерно; «делать столько, сколько можно, по совести, невозможного же и Бог не требует», верить, что послушание выше всех добродетелей (Личное дело игум. Исайи. Л. 4, 6, 10-11).
8 июня 1811 г. купеческого сына И. Путилова было дозволено принять в число саровских послушников (Там же. Л. 7). 3 июня 1812 г. Иона был посвящен в стихарь, 6 сент. того же года пострижен в монашество с именем в честь прор. Исаии. 15 авг. 1813 г. при посещении Саровской пуст. еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский) рукоположил И. во диакона, 14 марта 1815 г.- во иерея. В 1817 г. И. сопровождал о. Нифонта (Черницына) во время поездки в С.-Петербург. С назначением 1 нояб. 1822 г. казначеем Саровской пуст. И. стал 1-м помощником и доверенным лицом игум. Нифонта. 26 июня 1827 г. И. был награжден набедренником.
Современники считали, что после кончины в 1841 г. братского духовника иером. Илариона (Здобина) именно И. стал «главной опорой пустыни», отмечали его кроткий нрав, мирные отношения с братией. Сохранилось воспоминание монаха, прибывшего в Саров за благословением старца Серафима. Преподобный направил его к И. со словами: «Это ангел, а не человек» (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 138; Смолич И. К. Рус. монашество. М., 1997. С. 341). В письмах многочисленные родственники просили И. о молитвах о. Серафима, а он в ответ посылал краткие наставления преподобного. 2 янв. 1833 г. И. присутствовал во время установления факта смерти прп. Серафима, затем участвовал в его отпевании. Возможно, И. достаточно хорошо знал саровского подвижника, т. к. в дек. 1848 г. в письме иером. Авелю (Ванюкову) изложил особенности его жизни на Дальней пустыньке, молитвенного правила и подвига столпничества (Степашкин. 2008. С. 99, 105, 125). Когда в 1849 г. была опубликована кн. «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима...» иером. Иоасафа (Толстошеева Ивана Тихонова), И. отозвался о ней скептически: «Новаго творения Ивана Тихонова о чудесах Серафима я не видел еще, да и не нахожу нужным видеть его, потому что жизнь праведного старца мне известна более, нежели Тихонову. Дивиться надо, как публика слепо верит новому Магомету» (Там же. С. 40, 44).
В марте 1842 г., после кончины игум. Нифонта, Тамбовский еп. Николай (Доброхотов) прочил на пост настоятеля Саровской пуст. своего родственника иером. Анастасия, но большая часть братии воспротивилась этому намерению. Поскольку представитель епархии прот. Иоанн Розанов задерживался с приездом в обитель из г. Кадома, саровские насельники решили самостоятельно провести выборы нового строителя и 28 марта 1842 г. единогласно избрали на этот пост И., а выборный лист отправили священноначалию на утверждение вместе с рапортом. Указом от 11 апр. того же года И. был утвержден в должности строителя. Но 16 мая настоятель Чернеева во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Никон настоял на проведении дознания о нарушении саровскими монахами офиц. регламента, потребовав братскую ведомость и др. документы. Саровские старцы немедленно известили об этом архим. Троице-Сергиевой лавры прп. Антония (Медведева), к-рый ходатайствовал за них перед митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым). Митрополит Московский вместе с Киевским свт. Филаретом (Амфитеатровым) защитил саровских насельников. «Что мог я сделать к миру Саровской обители, то сделал,- писал святитель.- Сообщил все нужное преосвященнейшему Киевскому, а он написал к преосвященнейшему Тамбовскому. Это в сем случае лучший путь дать движение полезной мысли. Предложить Синоду было бы не так в порядке, потому что Синод официально не знает о вакансии; притом она может быть уже занята епархиальным архиереем, по его праву, нежели Синод сделает распоряжение» (Филарет (Дроздов). 2007. С. 262). Указом от 11 июля 1842 г. И. был вызван в Тамбов для офиц. поставления в строители пустыни, причем еп. Николай (Доброхотов) оказал ему «теплый прием». Указом от 26 авг. того же года дело об избрании настоятеля «вопреки предписанию» было прекращено. 15 авг. 1846 г. Тамбовским еп. Николаем И. был возведен в сан игумена.
Прп. Моисей (Путилов), поздравляя брата с избранием на должность строителя обители, напоминал ему об обязанностях начальника с кротостью и беспристрастием «носить немощи немощных». По свидетельству монахов, в годы настоятельства И. «пустынь пользовалась таким спокойствием и согласием в братии, каких при других настоятелях не было», число насельников увеличилось до 300 чел. (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 143). В то же время И. скорбел об «оскудении монашества» и о прекращении пустынножительства после кончины прп. Серафима. После смерти отшельника иеродиак. Александра (1840) ни игум. Нифонт (Черницын), ни И. никому не давали благословения на «пустынное житие, хотя и были желающие». Лишь бывшему насельнику Троице-Сергиевой лавры рясофорному послушнику Иоанну Короткову († кон. 1849) И. дозволил особый подвиг - затворничество в келье.
В Саровской пуст. по инициативе И. были перестроены и благоукрашены в 1843-1846 гг. зимний храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (установлено 5 позолоченных глав вместо одной, поставлен новый иконостас, произведена роспись стен) и в 1848-1849 гг. Зосимо-Савватиевская больничная ц., расширена ризница Успенского собора, построены купеческая гостиница (1847) с 13 номерами, сушильный сарай для прачечной и кладовая за конным двором (1845). В 1849 г. по инициативе И. и Муравьёва собирались средства для постройки нового, каменного Преображенского храма около Тайной канцелярии - над местом упокоения иеросхим. Иоанна (Попова), основателя Саровской пуст. И. был в числе первых жертвователей на храм.
И. привел в образцовый порядок архив и б-ку пустыни. По его поручению рясофорный инок Иоанн (впосл. иером. Иаков (Невельский; † 1884)) переписал монастырский устав и др. труды первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова), с 1853 г. составлял опись архива и ризничного имущества. Также по благословению И. иером. Авель (Ванюков) начал собирать материалы к истории Саровской пуст. (М., 1853). В течение мн. лет И. вел регулярные календарные заметки на чистых листах в 18 книгах-месяцесловах. В них строитель отмечал стихийные бедствия (половодья, пожары, температуру воздуха в пиковых значениях), разнообразные события из повседневной жизни мон-ря (посещения архиереев, поступления и кончины насельников), ухудшение своего самочувствия и способы лечения.
При И. в авг. 1850 г. в Саровской пуст. был сильнейший пожар, сгорело более четверти леса монастырской дачи, что существенно подорвало экономическое положение мон-ря (лесопромышленность была одним из основных доходов). В дек. 1852 г. при поддержке митр. Филарета (Дроздова) строитель добился разрешения Синода продать «обгорелый лес с тем, чтобы... деньги, по мере выручки, отсылаемы были в казенные кредитные заведения для приращения процентами» (цит. по: Подурец. 2006. С. 144). Горелый лес шел на производство смолы и древесного угля, поэтому на территории монастырской дачи И. построил неск. смолокуренных заводов, сырья для к-рых хватило более чем на 30 лет.
В июне 1850 г. по удостоверению Синода И. был пожалован золотым наперсным крестом и награжден палицей, к-рую 21(12?) июня в козловском во имя Св. Троицы мон-ре на него возложил преосвященный Николай. В марте 1851 г. И. был утвержден благочинным, ведавшим делами Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Чернеевого монастырей, Вышенской в честь Успения Пресв. Богородицы и Саровской пустыней, Темниковской и Кадомской общин (впосл. темниковский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Кадомский монастыри). В 1853 г. И., так же как и др. «видным лицам духовного звания», была объявлена «архипастырская признательность со внесением в послужной список». 26 авг. 1856 г. за рачительное исполнение возложенных обязанностей, совмещенных с настоятельской должностью, И. был «всемилостивейше пожалован» золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (Личное дело игум. Исаии. Л. 3, 5-6).
Еще в 1850 г. И. изготовил для себя кипарисовый гроб. Предчувствуя скорую кончину, в авг. 1856 г. И. испросил 2-месячный отпуск, чтобы попрощаться с родными братьями. 5 сент. того же года И. вместе с иером. Авелем (Ванюковым) прибыл в Оптину пуст. По словам оптинских старцев, «радостно и трогательно было свидание» И. с прп. Антонием и прп. Моисеем. Братья вместе отслужили литургии 8 сент. 1856 г., в день празднования Рождества Пресв. Богородицы, и 14 сент., в день празднования Воздвижения Креста Господня. Насельники с благоговением «смотрели на этот святолепный Собор духовных мужей». На следующий день И. отбыл в Калугу, а затем в Саровскую пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 387-388). С Великого четверга до Фоминой недели 1858 г. И. ежедневно совершал богослужения, простудился, заболел горячкой. 18 апр. 1858 г. И. был погребен на сев. стороне алтаря Успенского собора. По завещанию И. похоронили рядом со строителем Исаией (Зубковым), т. к. «по любви к нему носил его имя, подражал жизни его, душами они жили нераздельно, теперь и тела их лежат рядом» (Авель (Ванюков). 1996. С. 180). В 1951 г. Успенский храм был взорван, захоронение И., вероятно, утрачено.
Известен гравированный портрет И., помещенный, в частности, в 3-м издании кн. иером. Авеля (Ванюкова) «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся» (М., 1865 3). По-видимому, подобные портреты создавались после смерти настоятелей. И. представлен по пояс, вполоборота влево, в мантии и клобуке, на груди 2 креста (золотой и наградной), в правой руке - игуменский посох, на запястье левой - четки. Лик сухощавый, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах, борода разделена на 2 большие пряди. На основе этой гравюры для саровских изданий 2-й пол. XIX в. были выполнены литографии, напр. эстамп 1864 г. мастера А. Емельянова (ЦМиАР; см.: Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета (на примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.) // Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы 3 Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.- Саров - Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 204).