КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР
Том XXXV , С. 394-397
опубликовано: 21 марта 2019г.

КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР

Содержание

(18-28 нояб. 1095), Собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция). На К. С. обсуждалось развитие григорианской реформы на франц. землях. В последний день заседаний папа Урбан II объявил о начале крестовых походов и призвал католиков к участию в них.

Даты и сессии Собора

Проповедь папы Римского Урбана II на Клермонском Соборе. Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Passages faiz oultre mer par les François contre les Turcqs...(Paris. fr. 5594. Fol. 19). 70-е гг. XV в. Худож. Ж. КоломбПроповедь папы Римского Урбана II на Клермонском Соборе. Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Passages faiz oultre mer par les François contre les Turcqs...(Paris. fr. 5594. Fol. 19). 70-е гг. XV в. Худож. Ж. КоломбК. С. предшествовали неск. Соборов в Италии, ознаменовавших успехи Римских пап в борьбе с императорами: в Мельфи (1089), Беневенто (1091), Трое (1093) и Пьяченце (март 1095; делегация из К-поля просила о помощи в борьбе против турок-сельджуков). В сер. авг. 1095 г. Урбан II прибыл в Ле-Пюи (до этого папы Римские не посещали франц. земли почти полвека), откуда были направлены приглашения на К. С. архиепископам и нек-рым епископам Франции (сохр. только приглашение Ламберту, еп. Арраса, его дело было рассмотрено на К. С. и стало одним из самых значимых - Jaffé. RPR. N 5570). Собор должен был начаться в октаву памяти св. Мартина Турского (т. е. в воскресенье, ближайшее к 11 нояб.). В окт. папа Урбан II побывал в Клюни, где освятил новый алтарь; до избрания на Папский престол в 70-х гг. XI в. Урбан (тогда Одон) был сначала монахом, а потом главным приором этого аббатства (Guiberti abbatis Gesta Dei per Francos. II 1 // RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 135), вероятно, поэтому на К. С. делам Клюни было уделено много внимания. В Клермон папский кортеж прибыл между 14 и 17 нояб. В воскресенье, 18 нояб. 1095 г., состоялось торжественное открытие К. С.

В источниках заметна путаница в датах проведения К. С., поскольку неясно, считать ли день открытия началом работы Собора или отсчет следует вести со дня 1-го заседания, т. е. с понедельника. Неизвестно также, проводилось ли заседание в следующее воскресенье - 25 нояб. В Клермоне соборные заседания проходили скорее всего в кафедральном соборе или в ц. Нотр-Дам-дю-Пор. Офиц. закрытие состоялось 28 нояб. 1095 г.; были повторно зачитаны привилегии диоцеза Аррас, выделенного из епископства Камбре и включенного в состав церковной пров. Реймс.

27 нояб., накануне закрытия Собора, папа Урбан II произнес перед собравшимися клириками и мирянами проповедь о крестовом походе, а на следующий день с некоторыми епископами (conventus episcoporum) обсудил дату начала похода и кандидатуры тех, кто могли бы его возглавить (Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 3 // RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 730). После К. С. папа Римский находился на территории Франции еще 8 месяцев и провел Соборы в Туре (март 1096) и Ниме (июль 1096).

Участники

В работе К. С. приняли участие 12 (по др. сведениям - 13) архиепископов (Бордо, Буржа, Лиона, Нарбона, Оша, Пизы, Реджо-Эмилия, Реймса, Санса, Толедо, Тура, возможно Таррагоны и Экс-ан-Прованса). Число присутствовавших епископов в источниках варьируется от 80 до 400 чел.; еп. Ламберт Аррасский сообщает о 225 епископах и более 90 аббатах, Фульхерий Шартрский - о 310 епископах и аббатах (подробнее см.: Somerville. 1974). В основном в Соборе участвовали епископы из Юж. Франции. Диоцезы на территории Свящ. Римской империи были представлены лишь неск. епископами, англ. церковные иерархи на Соборе не присутствовали.

Постановления К. С.

Текстуальная традиция канонов К. С. запутанна; издания соборных решений, предшествовавшие работе Р. Сомервилла (Somerville. 1972), в наст. время считаются устаревшими. Сомервилл, проанализировав весь корпус источников, выделил неск. редакций канонов. К числу наиболее важных он относит сборник документов, связанных с деятельностью еп. Ламберта и историей отделения диоцеза Аррас от Камбре (оригинал хранился в б-ке кафедрального собора Арраса, но был утерян; в наст. время доступны 2 копии XVII в.- Arras. Bibl. Capit. 1051 (140), 1062 (222); в Риме хранится дефектная копия канонов К. С. в каноническом сборнике XVI в. (Vallic. C-24), который кард. Ц. Бароний использовал в работе над соответствующим томом «Церковных анналов»). К редакции, зафиксированной в книге еп. Ламберта, относятся также 2 рукописи XII в.- Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius E. V и Montpellier. Bibl. de l'École de Médicine. 280. Вторая по значимости редакция представлена в «Собрании канонов в 9 книгах», составленном Иоанном, еп. Теруана (ркп. Guelf. Gud. 212, XII в.). В юности он изучал право вместе с Иво Шартрским и нек-рое время был архидиаконом еп. Ламберта Аррасского. Каноны К. С. в этот сборник, возможно, попали из др. источника, независимого от сборника Ламберта, но при этом имеют с ним много букв. совпадений.

Сомервилл выделил «англо-нормандскую» традицию канонов К. С., которая получила отражение в описаниях Уильяма из Малмсбери (в соч. «De gestis regum Anglorum», ок. 1124) и Ордерика Виталия (в «Церковной истории», 1109-1141). Известно по крайней мере о 4 рукописях XII в. с канонами К. С. в редакции, использованной указанными авторами (Alençon. Bibl. municip. 10; Lond. Brit. Lib. Harl. 633; Cantabr. Kk. 4. 6; Paris. lat. 13413).

К числу важных источников сведений о работе Собора относятся фрагменты канонов в составе «Liber censuum» и сборника канонов в рукописи Châlons-sur-Marne. Bibl. municip. 47, 75 (XII в.).

К. С. принял ок. 30 канонов; в разных сборниках их порядок и содержание не совпадают. Собор начался с провозглашения «Божиего мира» (pax Dei, treuga Dei, trevia Dei), под к-рым подразумевался запрет на военные действия и на насилие по отношении к безоружным (клирикам, монахам, женщинам, в нек-рых источниках к этим категориям добавляются купцы и паломники) в определенные дни и периоды церковного календаря (согласно Уильяму из Малмсбери, «Божий мир» был объявлен от начала Адвента до октавы Епифании, от воскресенья Семидесятницы до октавы Пасхи, от 1-го дня Рогаций до октавы Пятидесятницы и на каждой неделе от захода солнца в среду до утра понедельника - Willelmi Malmesbiriensis monachi De gestis regum Anglorum. IV 345 / Ed. W. Stubbs. L., 1889. Vol. 2. P. 392). В отдельных значимых рукописях упоминается об индульгенции крестоносцам (в нек-рых манускриптах в конце канонов дополнительно указано, что «Божий мир» распространяется на имущество крестоносцев).

В большей части канонов К. С. воспроизводятся те положения, которые были приняты предшествующими Соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии, запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины. Ключевая задача К. С. выражена в одном из первых канонов так: «Церковь должна быть чистой по вере и свободной от всякого рабского служения [мирским властям]». В основных рукописях содержатся следующие каноны: только пресвитеры могут стать деканами и архипресвитерами, только диаконы - архидиаконами; клирикам запрещено носить оружие; мирянина или клирика, имеющего сан ниже субдиакона, нельзя рукополагать во епископа; запрещается «redemptio altarium» (при личной привилегии получения доходов или десятины от церкви после смерти бенефициара все права должны быть возвращены епископу и не могут быть присвоены церковью или мон-рем, с которыми был связан получатель); клирикам запрещено требовать плату за совершение погребений; клирики не могут совмещать 2 титула от 2 разных церквей (если это произошло, следует сохранить тот, что был получен первым); клирики должны служить в тех церквах, где они имеют бенефиций; целибат является обязательным для всех пресвитеров, диаконов, субдиаконов и всех каноников; в домах клириков могут проживать только те женщины, кому это позволено священными канонами; незаконнорожденных детей следует допускать до церковных служений только в том случае, если они станут монахами или канониками; миряне не должны покупать церковные должности; миряне не имеют права совершать инвеституру клириков; пресвитеры и епископы не должны приносить оммаж мирянину; мирянам запрещено получать десятину и доходы с церковного имущества; строго осуждается разграбление мирянами имущества клириков; после смерти клирика его имущество переходит церкви, за исключением того имущества, что должно быть роздано на помин души; запрещено захватывать или заключать в тюрьму епископа; необходимо исповедоваться и нести покаяние должным образом; всем христианам запрещено вкушать мясо от Пепельной среды до Пасхи; в Великую субботу следует поститься до ночи; необходимо соблюдать посты 4 времен года (Quattuor tempora); при причащении Тело и Кровь Христовы подаются раздельно; придорожные кресты имеют те же привилегии, что и церкви, поэтому преступников, прибегающих к защите таких крестов, следует приводить на суд, не нанося им к.-л. увечий.

В некоторых сборниках к этим канонам добавлены другие: запрет клирикам выпивать в тавернах; запрет епископу продавать что-либо из церковного имущества (возможна лишь безвозмездная раздача нуждающимся); запрет совмещать функции епископа и аббата; запрет передавать десятину от одной церкви другой; в приходских церквах, находящихся под опекой мон-ря, капелланов должны поставлять местные епископы по согласованию с монахами; клирикам запрещено вмешиваться в дела др. приходов; все обвинения против клириков должны быть записаны и подтверждены показаниями свидетелей; бедные церкви могут объединять доходы для обеспечения клириков; миряне могут платить десятину монахам или каноникам только с разрешения епископа или папы Римского; отлученных от Церкви запрещено погребать на христ. кладбище; в течение Великого поста мирянам следует раздавать освященный пепел; мирянам разрешено трижды вступать в брак; запрещен брак до 7-й степени родства; необходимо воздерживаться от брачного общения в дни церковных праздников.

К. С. принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III), имп. Генрих IV (повторно после Собора в Пьяченце), франц. кор. Филипп I и его 2-я жена Бертрада де Монфор (за незаконный брак). Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Постановив выделить диоцез Аррас из еп-ства Камбре, К. С. решил спор о выборах епископа Камбре в пользу Манассии. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), к-рое было признано дочерним мон-рем Клюни. Неск. соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд др. церквей и мон-рей. К. С. решил спор между аббатом Петром Анианским и еп. Жоффруа Магелонским (в пользу последнего), а также спор между епископами Гренобля и Вьенны о дер. Серморен (в пользу епископа Гренобля). На Соборе были подтверждены привилегии, дарованные разным церквам и мон-рям. К. С. низложил Бегона, аббата Конка, а Гервину, еп. Амьенскому, в соответствии с принятым каноном запретил занимать одновременно епископскую кафедру и должность аббата мон-ря Сен-Рикье.

С К. С. связывают распространение в католич. Церкви т. н. Малой службы часов Пресв. Деве Марии (Officium parvum Beatae Mariae Virginis). Ее происхождение неизвестно. Возможно, она возникла как дополнение к вотивным мессам в честь Пресв. Девы, к-рые известны по каролингским рукописям рубежа VIII и IX вв. Похожие краткие службы Св. Кресту, Всем святым, Троице и об усопших были широко распространены в англосакс. традиции. Но первые упоминания о службе Деве Марии, совершаемой ежедневно в качестве дополнения к каноническим часам, встречаются в источниках только с сер.- 2-й пол. X в. (в Житии св. Ульриха, еп. Аугсбургского (MGH. SS. T. 4. P. 389); в сообщении «Хроники» Гуго из Флавиньи о еп. Беренгерии Верденском (940-962) (MGH. SS. T. 8. P. 365; ср.: MGH. SS. T. 4. P. 46)). Уставом аббатства Айнзидельн в рядовые субботы от октавы Пасхи до Адвента предписывалось совершать службу с 3 чтениями в честь Св. Креста и Девы Марии (Consuetudines Monasticae / Ed. B. Albers. Montis Casini, 1912. Vol. 5. P. 98-99; Consuetudines Germaniae: Redactio S. Emmerammi, dicta Einsiedlensis // Corpus Consuetudinum Monasticarum. Siegburg, 1984. T. 7. Pt. 3. P. 239). В Италии Петр Дамиани призывал клириков регулярно совершать Малую службу Пресв. Деве Марии (Petr. Damian. Ep. 17, 40, 106, 142, 166). В Клюни аббат Гуго предписал монахам, находящимся в больнице, читать «Horas de S. Maria» ежедневно, а всей братии - по субботам (Bernardi Ordo Cluniacensis. 1. 23 // Herrgott M. Vetus disciplina monastica. P., 1726. P. 189). Согласно «Портифорию св. Вульфстана» (2-я пол. XI в.), служба совершалась по субботам (The Portiforium of St. Wulstan (Corpus Christi College, Cambridge ms. 391) / Ed. A. Hughes. [L.], 1960. Vol. 2. P. 60-62). В Житии св. Бруно Картузианца отмечалось, что именно К. С. обязал всех клириков совершать службу Деве Марии (beatissimae Matris Dei preces horarias - Acta S. Brunonis. 33 // PL. 152. Col. 542). Винцентий из Бове, ссылаясь, вероятно, на «Хронику» Жоффруа де Вижуа (кон. XII в.), также сообщает о постановлении К. С. совершать эту службу по субботам (Vincentius Bellovacensis. Speculum historiale. XXV 91 // Idem. Speculum quadruplex: Naturale, doctrinale, morale, historiale. Duaci, 1624. Vol. 4. P. 1034). Однако, судя по рукописям, вплоть до XIII в. единообразия в составе службы и практике ее совершения не было. Впосл. Малая служба часов Пресв. Деве Марии, выстроенная по модели 7 канонических часов, составила основу позднесредневек. Книг часов (подробнее об истории службы см.: Leclercq J. Fragmenta Mariana // EphLit. 1958. Vol. 72. P. 292-305; Idem. Formes anciennes de l'office marial // Ibid. 1960. Vol. 74. P. 89-102; Canal J. M. El Oficio parvo de la Virgen de 1000 a 1250 // Ephemerides Mariologicae. Madrid, 1965. Vol. 15. P. 464-475). К. С., возможно, подтвердил установление особой, 10-й, префации для мессы на праздники в честь Пресв. Девы Марии, принятой Собором в Пьяченце (Mansi. T. 20. Col. 807).

Крестовый поход

Сведения о проповеди папы Урбана II сохранились в неск. источниках, но в каждом из них имеется особая версия. В самом раннем источнике - анонимном соч. «Деяния франков» (Gesta Francorum, ок. 1100) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее она изложена в соч. Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1100 и 1105). Согласно Фульхерию, папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от Церкви воров и поджигателей домов (эта часть проповеди, вероятно, была составлена Фульхерием на основе постановлений К. С.; есть букв. совпадения). Во 2-й части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить вост. христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчеркивалось, что участие в крестовом походе дает возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа (Christi milites) (Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 1-3 // Idem. Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 122-138).

У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 или между 1110 и 1118) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте франц. земель, напомнил о славе франк. императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, потом воспел красоту Св. земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима, места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что по окончании папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» (Deus vult), что впосл. стало девизом крестоносцев (Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 1-2 // RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 727-730).

Согласно Бальдерику, архиеп. Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христ. церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе (Baldrici episcopi Dolensis Historia Jerosolimitana. I 3-4 // RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 12-15).

По мнению Г. Штрака, Роберт Монах и Бальдерик Дольский отредактировали речь папы так, чтобы она была более актуальной для современной им ситуации, и раскрасили ее риторическими оборотами, что сделало их версии более популярными в последующие века, однако свидетельство Фульхерия Шартрского в большей мере отражало оригинал (Strack. 2012). Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религ. движению, во главе похода по его замыслу должен был встать легат Адемар Монтёйский, еп. Ле-Пюи. Призыв папы ознаменовал начало новой эпохи в истории средневек. Зап. Европы, положив начало крестовым походам. Известное и раньше понятие «священная война» было переосмыслено. Папа представил поход на Восток как покаянное паломничество, уподобив воина-крестоносца Христу, идущему в Иерусалим, чтобы принести Крестную жертву. Участники крестового похода получали индульгенцию, освобождающую их от наказания за грехи (епитимии) (само отпущение грехов совершалось в таинствах, поэтому в посланиях Урбан II отмечал необходимость для крестоносцев исповедоваться; подробнее см.: Purkis. 2008).

Лит.: Crégut G. Le Concile de Clermont en 1095 et la première croisade. Clermont-Ferrand, 1895; Munro D. C. The Speech of Pope Urban II at Clermont, 1095 // AHR. 1906. Vol. 11. N 2. P. 231-242; Crozet R. Le voyage d'Urbain II et ses négociations avec le clergé de France (1095-1096) // RH. 1937. T. 179. P. 271-310; Becker A. Papst Urban II. Stuttg., 1964. Bd. 1; Somerville R. The French Councils of Pope Urban II: Some Basic Considerations // AHC. 1970. Vol. 2. P. 56-65; idem. The Councils of Urban II. Amst., 1972. Vol. 1: Decreta Claromontensia; idem. The Council of Clermont (1095), and Latin Christian Society // AHC. 1974. Vol. 12. P. 55-90; Le Concile de Clermont de 1095 et l'appel а la croisade: Actes du Colloque universitaire intern. de Clermont-Ferrand (23-25 juin 1995). R., 1997; Purkis W. J. Crusading Spirituality in the Holy Land and Iberia, c. 1095 - c. 1187. Woodbridge, 2008; Strack G. The Sermon of Urban II in Clermont and the Tradition of Papal Oratory // Medieval Sermon Stud. Leeds, 2012. Vol. 56. N 1. P. 30-45.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
  • AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
  • AGGIORNAMENTO (обновление), термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Собором
  • АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в.
  • АНТИОХИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО гос-во крестоносцев на Ближ. Востоке (1098-1268 гг.), осн. участ. 1-го крестового похода
  • БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР происходил в 1431 - 1449 гг. в г. Базель
  • БАЛДУИН († 1190), архиеп. Кентерберийский
  • БАЛДУИН I (1171 - 1205), 1-й имп. Латинской империи
  • БАЛДУИН I (1058 - 1118), кор. Иерусалимский
  • БАЛДУИН II (1217-1273), император Латинской империи
  • БАЛДУИН II Бурский († 1131), кор. Иерусалимский
  • БОНИФАЦИЙ МОНФЕРРАТСКИЙ кор. Фессалоникийский (с авг. 1204), один из предводителей 4-го крестового похода