КЛИМЕНТ
Том XXXV , С. 475-477
опубликовано: 29 марта 2019г.

КЛИМЕНТ

(Жеретиенко Константин Матвеевич, в схиме Антоний; 26.12.1865, с. Иловатка (Иловатый Ерик) Новоузенского у. Самарской губ. (ныне Старополтавского р-на Волгоградской обл.) - 18.12.1950, Харьков), схиархим. Из крестьянской семьи. В нояб. 1879 г. выдержал экзамены на знание курса начального народного уч-ща. В янв. 1887 г. призван на военную службу. Зачислен рядовым в Самарский писарский класс при 95-м резервном кадровом батальоне. В окт. того же года переведен писарем в Киевское пехотное юнкерское уч-ще. С 30 дек. 1888 г. нестроевой старшего разряда низшего оклада, с 31 дек. 1889 г.- нестроевой старшего разряда высшего оклада. 31 дек. 1890 г., по истечении срока действительной военной службы, уволен в запас.

Архим. Климент (Жеретиенко). Фотография. 20-е гг. ХХ в.Архим. Климент (Жеретиенко). Фотография. 20-е гг. ХХ в.

12 февр. 1891 г. К. Жеретиенко обратился в Духовный Собор Киево-Печерской лавры с просьбой о зачислении во временные послушники. 15 февр. принят на послушание и направлен в келарское ведомство. 20 марта того же года определен писцом канцелярии Духовного Собора лавры. 21 марта 1892 г. назначен журналистом (ответственным за ведение журналов Собора). С 24 июня исполнял должность столоначальника 2-го стола, 21 дек. 1892 г. утвержден в этой должности. 29 февр. 1896 г. К. Жеретиенко обратился в Духовный Собор лавры с просьбой о включении в число штатных послушников и о пострижении в монашество, с 26 авг. того же года - штатный послушник лавры. 6 нояб. Духовный Собор лавры постановил: «Принимая во внимание хорошее поведение, способность и усердие к исполнению послушания послушником Константином Жеретиенко, удостоить его пострижения в монашество на одну из имеющихся послушнических вакансий» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 293. Л. 26 об.). 19 нояб. 1896 г. пострижен в монашество благочинным мон-ря архим. Иаковом с наречением имени Климент. 22 июля 1898 г. рукоположен Калужским еп. Макарием (Троицким) в лаврской Трапезной ц. во диакона, 21 мая 1900 г.- во иерея в соборном храме Киево-Михайловского монастыря Уманским еп. Сергием (Ланиным). С 26 мая того же года являлся членом комиссии по проверке ризницы лаврской Великой ц. (до сент. 1903).

25 нояб. 1900 г. правитель дел лавры иером. Филадельф известил Духовный Собор о просьбе К. освободить его по болезни (горловое кровотечение) от должности столоначальника соборной канцелярии. Решением Духовного Собора лавры от 27-30 нояб. того же года К. был уволен от этой должности и перемещен в Дальние пещеры с освобождением от богослужения впредь до выздоровления. С 1 июня 1901 г. 5-й счетчик счетного стола лавры с перемещением в больничный Никольский мон-рь для очередного богослужения с оставлением для наблюдения за покупками по типографскому ведомству. 4 апр. 1902 г. был назначен духовником для богомольцев при больничном мон-ре; с 22 апр. того же года 4-й счетчик счетного стола. С окт. 1902 по окт. 1904 г. смотритель свечного завода лавры. 18 окт. 1904 г., согласно резолюции Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого), назначен экономом Киево-Софиевского митрополичьего дома с оставлением в числе братии Киево-Печерской лавры. 7 дек. 1909 г. назначен членом комиссии по обследованию хозяйственной части и угодий Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря. 12 мая 1913 г. возведен в сан архимандрита. 7 авг. того же года был назначен экономом Киево-Печерской лавры, со 2 сент. являлся членом Духовного Собора лавры.

Был награжден набедренником (3 мая 1903); наперсным крестом (12 апр. 1906); орденом св. Анны 3-й степени (6 мая 1910).

По воспоминаниям современников, при поступлении в обитель К. не обладал заметными адм. талантами. Однако ему удалось сделать карьеру благодаря настойчивости, гибкости ума и сообразительности. По словам юрисконсульта Киево-Печерской лавры проф. И. Н. Никодимова, К. «любил власть, стремился к ней и, получив ее в свои руки, боялся потерять. По своим социальным убеждениям, так как, в конце концов, неудобно говорить о политических убеждениях монаха, он примыкал к крайне левому крылу лаврской братии. Около него всегда группировались монахи, настроенные весьма радикально…» (Никодимов. 1999. С. 17).

После Февральской революции 1917 г. К. возглавил борьбу против начальства лавры. В апр. 1917 г. во время несанкционированного собрания в Трапезной ц., радикальная часть братии избрала К. главой своего комитета. Возглавляемая К. группа требовала выборности всех должностных лиц общим собранием, смещения наместника архим. Амвросия (Булгакова), выведения мон-ря из-под власти Киевского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) и его выселения из лавры. После установления осенью 1917 г. в Киеве власти Украинской Центральной Рады К. примкнул к автокефалистскому движению. 1 дек. 1917 г. на собрании в лавре он поддержал требования автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР) об изгнании митр. Владимира из Киева и о провозглашении автокефалии Украинской Церкви. В лаврской типографии было напечатано воззвание ВПЦР о принятии на себя управления Церковью на Украине до созыва Всеукраинского церковного Собора духовенства и мирян. После вынужденного ухода на покой престарелого наместника лавры архим. Амвросия 6 дек. 1917 г. К. был избран братией наместником с сохранением должности эконома. 28 дек. он был допущен к временному исполнению обязанностей наместника лавры с тем, «чтобы он без ведома Собора и разрешения высшей Лаврской власти никаких важных решений по управлению обителью не предпринимал и не разрешал бы самолично никаких братских собраний, ни общих, ни частных» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 293. Л. 87).

В ночь на 26 янв. 1918 г. пребывавший в мон-ре Киевский митр. Владимир был убит неподалеку от лавры революционными солдатами. 26 янв. К. отслужил вместе со старшей братией панихиду по священномученику. Мн. верующие обвиняли К. в попустительстве убийству митрополита, в том, что он «…в момент трагического события обнаружил рассеянность и оказался беспомощным перед происходившей катастрофой, и естественно бездеятельность в этот момент вызвала впоследствии недоумения и нарекания. Но не следует забывать, что большевики тогда фактически уже господствовали в Лавре, и один из штабов уже обосновался в здании лаврской типографии. Отец Климент при таких условиях считал себя не в силах противодействовать разнузданным солдатским бандам…» (Никодимов. 1999. С. 21).

28 янв. 1918 г. Тифлисский митр. Платон (Рождественский) благословил ношение К. мантии с красными скрижалями. 30 (по др. данным, 31) янв. решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского еп. сщмч. Никодима (Кроткова) К. был освобожден от должности эконома (сдал дела 16 февр.) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя Духовного Собора лавры. В дальнейшем К. помогал избранному в мае 1918 г. митр. Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 окт. того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православном церковном соборе. С утверждением в Киеве большевиков К. решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. В апр. 1919 г. это решение было одобрено Духовным Собором. Однако советские власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. После окончания гражданской войны Киево-Печерская лавра находилась в тяжелом положении. На территории обители был размещен инвалидный городок, постоянно сокращалось число насельников.

Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в.Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в.

8 июня 1921 г. Собор епископов Украины утвердил К. в должности наместника лавры. Пользуясь доброжелательным отношением патриаршего экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова), К. добивался должности настоятеля лавры, имевшего особые, сопоставимые с архиерейскими, привилегии. 8 февр. 1922 г. для благолепия благословлено было наместнику служить с жезлом и сулоком, а к литургии встречать у солеи с пением «Достойно есть», читать молитвы по большому Служебнику и носить мантию с нашивными крестами на скрижалях. 10 февр. было принято решение о вступлении К. во временное исполнение обязанностей настоятеля монастыря «…ввиду долговременного отсутствия настоятеля Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейшего митрополита Антония и переживаемых обителью тяжелых обстоятельств». После национализации в июле 1922 г. всех монастырских строений К. занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой портрет К.: «Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» (Там же. С. 23).

Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. К. сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газ. «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках. В ночь на 11 апр. 1923 г. К. был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко). 30 сент. того же года К. был освобожден из тюрьмы. 4 авг. 1924 г. братия избрала К. настоятелем, а архим. Макария - наместником лавры. 16 авг. они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном. Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального мон-ря, что вызвало конфликт с К. временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) (Феодосий (Процюк). 2004. С. 278-279).

25 окт. 1924 г. К. вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губ. отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы К. передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству. Пользуясь сложившейся ситуацией, в дек. 1924 г. обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, к-рой были переданы монастырские храмы. В апр.-мае 1925 г. К. и др. арестованные с ним насельники лавры были освобождены под подписку о невыезде. 20 авг. того же года К. вместе с архим. Макарием, экклисиархом лавры игум. Евстратием (Грумбковым) и казначеем архим. Анфимом (Еленецким) был снова взят под стражу. В нояб. 1925 г. их освободили, но принудительно направили для дальнейшего проживания в Харьков. 20 февр. 1928 г. распоряжением коллегии ОГПУ СССР следственное дело в отношении К. было прекращено, подписка о невыезде аннулирована, однако он остался жить в Харькове вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием.

К. не принял «Декларацию 1927 г.» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К., архим. Макарий и игум. Евстратий подписали заявление о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя и были запрещены митр. Сергием в священнослужении. Более 30 лаврских монахов поддержали действия К., признавая его настоятелем. За богослужением К. поминал патриаршего местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского), примкнул к движению иосифлянства. С нач. 1928 г. находился под омофором руководителя иосифлян Гдовского еп. Димитрия (Любимова), а осенью того же года при посредничестве игум. Клавдия (Савинского) перешел в подчинение Старобельскому еп. Павлу (Кратирову), управлявшему иосифлянскими приходами на территории Харьковской епархии. В нач. 1931 г. еп. Павел и большинство иосифлянского клира на Украине были арестованы, К. избежал ареста. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол сам помрет, и ушли». В дальнейшем пребывал на нелегальном положении.

По данным следственного дела иером. Мартирия (Слободенко; † 1937), в 30-х гг. XX в. К. поддерживал отношения с лаврской братией. Иером. Мартирий сообщил на допросе: «Мне известно, что с Жеретиенко наиболее тесно связаны иеромонах Деркач Феогний и Фурс Амфилохий, которые бывают у него довольно часто. Об этом они мне сами рассказывали. В близких отношениях с Жеретиенко был также иеромонах Тертий, высланный в 1933 г. из Киева. Через него велась переписка с Жеретиенко. В 1936 г. Тертий возвратился из ссылки и поселился в Черкассах, где получил паспорт. Возвратившись из ссылки, он наезжал к Жеретиенко, о чем мне сам рассказывал при встрече в Киеве в августе 1936 г.» (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 60499. Л. 37).

В нач. 40-х гг. XX в. К. принял схиму с именем Антоний. В 1942 г., в период нем. оккупации Украины, приехал в Киев, претендуя на должность наместника Киево-Печерской лавры, однако братия отказалась избрать его руководителем. К. поселился в Мышеловке (в черте Киева), где окормлял общину, организованную иером. Мартирием (Слободенко), служил в храме, открытом в здании школы. По некоторым данным, в это время К. объявлял себя подчиняющимся Берлинскому митр. РПЦЗ Серафиму (Ляде). Осенью 1943 г. К. вернулся в Харьков, жил у своих духовных детей.

В послевоенные годы престарелый схиархим. Антоний жил с келейницей схим. Михаилой в Харькове, в маленьком доме у М. Г. Пономаренко. Здесь его тайно посещали верующие. Скончался в глубокой старости. Заочное отпевание совершил киевский свящ. Владимир Веселовский. Похоронен на Залютинском кладбище в Харькове, могила не сохранилась.

Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 797. Д. 262 (1907); Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 27, 293, 411.
Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 562; Никодимов И. Н. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943 гг.). К., 1999. С. 151-155; Новый священноисп. Климент, настоятель Киево-Печерской Лавры // Правосл. жизнь. Джорд., 2000. № 4. С. 15-30; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 278-279; Биогр. сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 ст. / Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 49-53; Сухоруков А. Н. Архим. Климент (Жеретиенко) и преодоление церк. большевизма в Киево-Печерской лавре в 1-й пол. ХХ в. // ЕжБК. 2011. Т. 1. С. 367-373.
Т. В. Кальченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АГАПИТ (Беловидов Андрей Иванович; 1842 – 1922), схиархим. Оптиной пуст., агиограф
  • АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря