КРИТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Том XXXIX, С. 22-29
опубликовано: 6 февраля 2020г.

КРИТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

[греч. ῾Η ἐν Κρήτῃ ᾿Ορθόδοξος ᾿Εκκλησία; ᾿Εκκλησία Κρήτης; КПЦ], полуавтономная Церковь в составе К-польского Патриархата. Состоит из Критской Архиепископии, Гортинской и Аркадийской митрополии, Ретимнской и Авлопотамской митрополии, Кидонийской и Апокоронской митрополии, Лампийской, Сивритской и Сфакийской митрополии, Иерапитнской и Ситийской митрополии, Петрской и Херронисской митрополии, Кисамской и Селинской митрополии, Аркалохорийской, Кастелийской и Вьянской митрополии (образованной в 2001). Действуют 857 приходских храмов, в к-рых служит 1001 священник.

Базилика св. Тита в Гортине (Крит). VI или нач. VII в.Базилика св. Тита в Гортине (Крит). VI или нач. VII в.Высшей адм. властью является епархиальный Синод критских епископов. При Синоде образованы комиссии: по делам клира и богослужению, монастырская, по борьбе с ересями, церковного образования, по делам молодежи, по биоэтике и проблемам совр. общества, по изданию офиц. печатного органа КПЦ - ж. «Апостол Тит», по религ. туризму, по европ. программам, по вопросам благотворительности, внешнего миссионерства, служебный совет проповедников, центральный инспекционный совет учреждений по управлению монастырской собственностью и издательский отдел. Действуют синодальные суды и неправительственная органиция КПЦ «Филоксения». Церковные учебные заведения: Высшая ДА Ираклио и Православная академия Крита.

О христианстве на Крите стало известно благодаря евреям-критянам, находившимся в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и ставшими свидетелями схождения Св. Духа на апостолов (Деян 2. 11). Ок. 64 г. на Крите сделал остановку корабль, на к-ром ап. Павла везли на суд в Рим (Деян 27. 7- 12). Распространение христианства на Крите продолжил его ученик ап. Тит. Согласно агиографическим источникам, он происходил с этого острова и был родственником рим. наместника Крита. В Послании к Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). Тит стал 1-м епископом на острове. Главным городом Крита в то время была Гортина, она же стала центром Критской Церкви. В VI или в нач. VII в. во имя ап. Тита здесь была построена величественная базилика.

Со II в. упоминается подчиненная Гортине Кносская епископия. Число критских епископий колебалось в первые века христианства от 12 до 20, возглавлял кафедру Гортины архиепископ.

Во время гонений христиан на Крите в правление рим. имп. Деция, в 251 г., пострадали 10 чел., скорее всего в нач. IV в. еще 12 чел. (см. статьи Критские мученики), а также известно о мученической кончине сщмч. Кирилла Гортинского (ок. 304) и др. Хотя агиографические тексты именуют Кирилла архиепископом, этот сан епископы Гортины, видимо, получили позднее. Н. Томадакис отмечает, что в источниках ранневизантийского периода еще не сформировалась постоянная титулатура предстоятеля Критской Церкви («епископ Гортинский», «архиепископ Гортинский», «митрополит Критский» и т. д.) и что окончательно она установилась только в годы правления свт. Андрея Критского (Τωμαδάκης. 1987/1989. Σ. 5, 9).

Свт. Андрей Критский. Роспись ц. прав. Анны в Амари (Крит). 1225 г.Свт. Андрей Критский. Роспись ц. прав. Анны в Амари (Крит). 1225 г.Крит входил в диоцез Иллирик и в церковном отношении подчинялся папе Римскому. Критские епископы принимали участие во Вселенских Соборах: Гортинский, Херсонесский, Лампийский и Кносский - в III Вселенском Соборе (431), Гортинский, Кносский, Лаппский, Сибритский, Элефтернский и Кантанский - в IV Вселенском Соборе (451). Послание Синода критских епископов к византийскому имп. Льву I (457/458), в котором сообщалось, что на Крите отсутствуют ереси (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 97), подписали Гортинский, Сибритский, Иерапитнский, Кносский, Лампийский, Херсонесский, Кантанский и Кидонийский епископы. Но посетивший в 626 г. Крит прп. Максим Исповедник после беседы с местными епископами убедился, что они придерживаются монофизитских взглядов. Прп. Евмений († ок. 668), архиеп. (еп.) Критский, боролся против ереси монофелитов.

Древнейшее упоминание о критских мон-рях относится к 668 г.: папа Римский Виталиан велел Гортинскому архиеп. Павлу возвратить обители Палеа (Παλαιά; видимо, совр. мон-рь Палиани) и Арсилли (Αρσίλλι) Лампийской епископии, епископа к-рой Иоанна незаконно низложил Синод критских архиереев (Τσουγκαράκης. 1990. Σ. 108).

Критский архиеп. Василий участвовал в VI Вселенском Соборе (680/1) и Пято-Шестом Соборе (691/2), где он подписывался как представитель папы Римского (Mansi. T. 11. P. 989).

В 710/1- 740 гг. Критскую Церковь возглавлял выдающийся гимнограф свт. Андрей Критский. В 732/3 г. Крит перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Когда в Византии начался период иконоборчества, эта ересь распространилась и на Крите. В 767 г. уроженец Крита мон. Андрей отправился в К-поль и обличил императора-иконоборца Константина V Копронима, за что был замучен до смерти (см. прмч. Андрей Критский). В темнице вместе с прмч. Стефаном Новым († 767) находился критянин Антоний, к-рый рассказал о том, как авва Павел пострадал за почитание св. иконы при наместнике Крита Феофане Лардотире (PG. 100. Col. 1164). В VII Вселенском Соборе приняли участие 13 критских иерархов. Во 2-й иконоборческий период одним из видных защитников икон был критянин Николай Студит, ученик прп. Феодора Студита и впосл. игумен Студийского мон-ря.

Прп. Иоанн Отшельник. Фрагмент иконы «Прп. Иоанн Отшельник Ксен». 1-я пол. XVII в. Иконописец Иеремия Паллада (Музей Антивуниотиса, Керкира)Прп. Иоанн Отшельник. Фрагмент иконы «Прп. Иоанн Отшельник Ксен». 1-я пол. XVII в. Иконописец Иеремия Паллада (Музей Антивуниотиса, Керкира)Крит был завоеван испан. арабами между 824 и 827/8 гг. и освобожден визант. флотом в 961 г. Об этом периоде практически не сохранилось сведений. Даже в Тактиконах и нотициях К-польского Патриархата этого времени отсутствует упоминание о Крите. Предполагают, что в 824- 961 гг. жители остались без архипастырского окормления. Свт. Василий, архиеп. Критский, был переведен не позднее 858 г. на Фессалоникийскую кафедру, и это связывают с захватом Крита арабами. Возможно, Критских архиепископов продолжали рукополагать в К-поле, но они не могли занять свою кафедру. Так, др. Критский архиеп. Василий упоминается как участник К-польского Собора 879/80 г. Гипотеза о массовой исламизации жителей Крита и почти полной утрате ими национальной идентичности в наст. время считается устаревшей, хотя в крупных городских центрах имели место греко-араб. контакты и культурное взаимодействие. После освобождения Крита византийцами туда были отправлены проповедники, одним из них был прп. Никон Метаноите. Восстановление монастырской жизни на Крите произошло благодаря деятельности прп. Иоанна Отшельника (Ксена).

Предполагают, что с 961 г. архиепископская кафедра находилась в Хандаксе (Кандии, ныне Ираклио). Однако в этой гипотезе имеются некоторые несоответствия. Рядом с Хандаксом существовала древняя Кносская епископия. Епископ Хандакса, отдельно от епископа Кносса, упоминается только в XII в. (Darrouzès. Notitiae. P. 361. N 13). В акте 1206 г. епископия имела двойное название: Кносса или Хандакса (Miklosich, Müller. Vol. 6. P. 151). В это время в Хандаксе была построена ц. ап. Тита, но она была разрушена землетрясением.

Число епископий на Крите в средневизант. период колеблется от 10 до 12. Нек-рые епархии ранневизант. времени исчезли (напр., в городах Финикс и Кантан). Названия ряда епископий были изменены: Кидонийская стала именоваться Агийской по сел. Агия (Айя; ῾Αγυιά), куда была перенесена епископская кафедра, Лампийская - Каламонской, Сибритская - Агрийской, Элефтернская - Авлопотамской или Милопотамской. В нек-рых случаях название епархии осталось прежним (Кисамская, Херсонесская, Ситийская, Иерапитнская или Иерапетрская, Аркадийская епископии), но кафедры, как правило, также были перемещены из старых городских центров в сельскую местность; эти резиденции до сих пор носят названия Эпископи.

Позиция, занимаемая Критской архиепископией в списке епархий К-польского Патриархата, существенно колебалась: она упоминается то на 43-м, то на 51-м месте. В XI- XII вв. ее положение становится более стабильным: как правило, она занимает 30-е место. В эпоху династии Комнинов на Крите развернулось церковное строительство, появилось множество мон-рей, а также подворья Екатерины великомученицы монастыря на Синае и Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе.

Церковь вмц. Екатерины на Синайском подворье в Кандии (совр. Ираклион). XVI в. Фотография. Нач. XXI в.Церковь вмц. Екатерины на Синайском подворье в Кандии (совр. Ираклион). XVI в. Фотография. Нач. XXI в.После перехода в 1211 г. Крита под власть венецианцев Критский архиеп. Николай уехал к имп. двору в Никею и в 1221- 1231 гг. управлял Смирнской митрополией. К 1222 г. трое из 10 критских епископов покинули остров, трое умерли, двое были низложены и жили на милостыню, и только двое сохранили свои кафедры. Впосл. венецианцы упразднили правосл. епископии (вместо них была учреждена лат. иерархия) и конфисковали их имущество. Первоначально численность православного клира была ограничена 130 чел. Вместо архиереев паству возглавили протопресвитеры, к-рым помогали протопсалты. Они получали жалованье от венецианцев, присягали на верность папе Римскому и были обязаны присутствовать на больших католич. праздниках и религ. процессиях. Кандидатуры священников сначала рассматривали венецианские власти, и только после их одобрения кандидатов рукополагали правосл. иерархи Пелопоннеса, Ионических о-вов или иногда о-вов Додеканес. Тем не менее на Крите продолжали действовать многочисленные правосл. мон-ри, сохранились синайские подворья. На подворье вмц. Екатерины в Кандии действовала греч. школа.

К-польский Патриархат продолжал рукополагать номинальных архиепископов и епископов Критских, из них наиболее известны писатели Никифор Мосхопул (1285 - ок. 1289) и Анфим Афинский (1366 - ок. 1370). Одним из условий поднявшего в 1299 г. восстание Алексея Каллиерга было утверждение на Агрийской кафедре правосл. епископа. В источниках нач. XIV в. упоминается о существовании в Милопотаме кафедры правосл. еп. Александра Каллиергопольского. За 20 лет (1382 или 1383- 1402) пребывания на Крите посланный К-польским патриархом Нилом антилат. полемист мон. Иосиф Вриенний многое сделал для поддержания Православия на острове.

Критяне были последовательными противниками Ферраро-Флорентийской унии. Прибывшие на остров священники-униаты не были приняты в Кандии. После падения К-поля (1453) на Крит хлынул поток беженцев, среди к-рых были выходцы из благородных и высокообразованных семей и представители духовенства. Культурные контакты венецианцев и греков привели к расцвету искусства и лит-ры на Крите.

В связи с захватом турками Кипра (1570- 1571) и усилением османской угрозы наметилось смягчение позиции венецианских властей по отношению к православным и даже рассматривалось предложение восстановить правосл. иерархию.

Мон-рь Гонья. Фотография. 2010 г.Мон-рь Гонья. Фотография. 2010 г.После завоевания Крита турками (1645-1669) и изгнания венецианцев правосл. иерархия была восстановлена. Критский митрополит был избран в 1646/47 г., вскоре после взятия Ханьи. Им стал постриженик монастыря Аркадиу Неофит Пателарий, родственник К-польского патриарха Афанасия III Пателария. В 1653/54 г. митр. Неофит обратился с ходатайством к наместнику Крита Гази Дели Хусейн-паше о восстановлении епископий. Наиболее ранним источником, свидетельствующим о существовании на Крите епископских кафедр, является рукопись 1659 г. В ней говорится о 12 епископиях: Гортинской, Кносской, Аркадийской, Херронисской, Авлопотамской, Агрийской (Ретимнской), Лампийской, Кидонийской, Иерской, Петрской, Ситийской и Кисамской. Число епископий не было постоянным на протяжении всего османского периода: оно колебалось от 10 до 12. Известно, что накануне восстания 1821-1829 гг. митрополит имел викарного епископа, который носил титул «Диопольский». В митрополичий округ входили Гортинская епархия и обл. Сфакья (в 1779 передана митр. Захарией в управление Авлопотамскому епископу).

Несмотря на заявления тур. властей о беспрепятственном совершении религ. обрядов правосл. критянами, это право иногда нарушалось. Мн. церкви после османского завоевания были превращены в мечети и хозяйственные помещения. Во время Критской войны (1645-1669) мн. мон-ри пострадали, особенно те, которые сопротивлялись туркам (напр., Гонья; митр. Неофит смог предотвратить осуществление приказа о разрушении мон-ря Анкарафу, братия к-рого участвовала в военных действиях против захватчиков). Из монастырей периода поздней венетократии мало какие сохранились действующими при османах. Вошло в обычай, что каждый мон-рь имел покровителя - влиятельного турка, который за подарки и деньги оберегал обитель от янычар. К-польская Православная Церковь предоставила мн. мон-рям статус ставропигиальных, что тоже защищало их от произвола турок (так, в 1654 митр. Неофит уступил патриарху мон-ри Аркадиу, Арсаниу, Св. Троицы, Гдернетту, Хрисопиги, Иерусалим близ Крусонаса).

Особенно негативным последствием тур. завоевания для религ. жизни Крита была массовая эмиграция образованного духовенства на Ионические о-ва и в Италию.

Старый собор вмч. Мины в Ираклионе. 1-я пол. XVII в., 1735 г. Фотография. Нач. XXI г.Старый собор вмч. Мины в Ираклионе. 1-я пол. XVII в., 1735 г. Фотография. Нач. XXI г.Митрополит был лично ответственен за сбор налогов: он ежегодно должен был вносить 66 тыс. аспр в казну острова и 10 тыс. аспр в стамбульскую султанскую казну. Для сбора этой суммы было установлено, что каждая христ. семья ежегодно уплачивает по 12 пиастров. Такой же суммой облагались греч. семьи в пользу К-польского Патриархата, а священники уплачивали по золотой лире. Помимо этого с правосл. жителей взимались чрезвычайные налоги и сборы. Жесткая налоговая политика К-польского Патриархата, а также полномочия патриаршего представителя смещать митрополита и епископов в случае задержки выплаты налогов (так, в 1679 ушел в отставку митр. Неофит) породили противодействие местного населения. При митр. Констанции (1711-1716, 1719-1722) среди критян возникла партия противников патриарха, в числе которых были монахи синайских подворий на Крите и ряд влиятельных лиц. Они смогли убедить тур. власти Крита в необходимости провозгласить Критскую Церковь автокефальной; главный счетовод отправил султану соответствующую просьбу. Султанский фирман 1715 г. частично удовлетворил эти требования: на митрополичью кафедру должны были назначать не чужеземцев, а только критян, избранных местным населением; по просьбе критян митр. Констанций был низложен; К-польской Патриархии было запрещено вмешиваться в экономические дела Крита. Однако автокефалия Критской Церкви не была объявлена. Связи с К-польской Церковью были восстановлены при митр. Герасиме (Летидзисе; 1725-1756). Он был энергичным иерархом, в т. ч. ему удалось решить вопрос о кафедральном соборе в Кандии, сооружению к-рого 66 лет препятствовали монахи-синаиты, имевшие в этом городе храм ап. Матфея. Все это время митрополиты были вынуждены служить по селам и мон-рям или просить разрешение у синаитов на совершение литургии в их храме. Когда в 1688 г. митр. Афанасий ценой больших усилий смог приспособить под кафедральный собор ц. св. Таксиархов, синаиты добились ее сноса накануне церемонии открытия. В 1735 г. митр. Герасим получил разрешение тур. властей отремонтировать старый храм вмч. Мины и использовать его в качестве кафедрального собора.

Высшее и низшее духовенство активно участвовало в Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Членами «Дружеского общества» (Филики этерия), подготавливавшего антитур. восстание, были епископы Кисамский Мелхиседек (Деспотакис) и Иерский Артемий (Пардалис), который вовлек в эту тайную орг-цию своего дядю Критского митр. Герасима (Пардалиса), игумены мон-рей Превели и Гонья Мелхиседек (Цудерос) и Парфений (Раптанис), иеродиак. сщмч. Каллиник Верриец, эконом Синайского подворья Св. Троицы в Периволии близ Ханьи мон. Неофит (4 года исполнял обязанности генерального секретаря канцелярии и в дек. 1822 - мае 1823 замещал верховного комиссара), иером. Кириак-Каллиник (Критовулидис; секретарь повстанческой администрации, затем управлял ее канцелярией) и др. Мн. духовные лица с оружием в руках сражались против турок: напр., игум. Мелхиседек (Цудерос), протопр. Георгий Моракис, игум. мон-ря Хрисопиги Анфим, диак. Галактион (Псаромилингос), Папа-Сифис Скордилис и др. Некоторые представители черного духовенства считали участие в боевых действиях несовместимым с церковными канонами и расстриглись: иеродак. Захария (Практикидис-Цириготис; член Центральной повстанческой канцелярии, министр права и военных дел), иером. Кириак-Каллиник (Критовулидис), иером. Иоасаф (Маркакис), прозванный Ксопатерас, из мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии.

После казни критских иерархов в 1821-1822 гг. Церковь была обезглавлена (см. в ст. Критские новомученики). Жертвы среди правосл. критян были особенно велики из-за репрессий со стороны мусульм. жителей, к-рые составляли 1/3 населения острова. Мн. греки эмигрировали с Крита. Наместник Крита передал церковные дела уцелевшему еп. Неофиту Аркадийскому, но он вскоре умер от чумы.

Новый собор вмч. Мины в Ираклионе. 1862–1895 гг. Фотография. 2012 г.Новый собор вмч. Мины в Ираклионе. 1862–1895 гг. Фотография. 2012 г.Разрешение на восстановление разоренных мон-рей и храмов было дано только в 1830 г. представителем египетской администрации Мустафа-пашой.

В 1831 г. в связи с сокращением численности православного населения Крита К-польский патриарх Констанций I присоединил Кисамскую епископию к Кидонийской и Апокоронской, Иерскую - к Ситийской, Аркадийскую - к Петрской, Гортинскую, Херронисскую и Кносскую епископии - к Критской митрополии. В 1838 г. Авлопотамская епископия была включена в состав Ретимнской. В 1845 г. в Критскую митрополию вошла территория Лампийской епископии. Однако упраздненные епархии постепенно были восстановлены: Херронисская - в 1843 г., Кисамская - в 1859 г. (в 1860 получила название Кисамская и Селинская), Лампийская епископия - в 1863 г. (по просьбе жителей).

В ходе проведения в Османской империи реформ после провозглашения хатт-и хумаюна (1856) был снят запрет на восстановление правосл. храмов. В 1858 г. Вели-паша передал христианам Ханьи бывш. собор Пресв. Богородицы (Тримартири), в к-ром турки устроили мыловарню (освящен в 1861). В 1862 г. был заложен большой кафедральный собор вмч. Мины в Ираклионе (освящен в 1895). Однако на криптохристиан, пожелавших вернуться в правосл. веру, обрушились репрессии тур. властей.

Гибель защитников мон-ря Аркадиу. 70-е гг. XIX в. Худож. Дж. Л. Раттери (Национальная галерея, Афины)Гибель защитников мон-ря Аркадиу. 70-е гг. XIX в. Худож. Дж. Л. Раттери (Национальная галерея, Афины)В 1859 г. на Крите возникла серьезная проблема в связи с прозелитической деятельностью католиков. Лат. пропагандисты во главе с капуцином Серафимом убеждали критян, что Франция возьмет под покровительство всех, кто примут католицизм. В надежде улучшить свое положение в число новообращенных записалось более 30 тыс. чел. (гл. обр. в зап. части острова). Критский митр. Дионисий отправился в Ханью, где произнес пламенную речь, призывая отступников вернуться к отеческой вере. К-польский патриарх для просвещения критян направил на остров экзарха и проповедников. Против инициативы Франции выступили др. великие державы и Турция, и т. о. прозелитическая деятельность на Крите была прекращена.

В антитур. восстании 1866-1869 гг. активную роль сыграли Парфений (Перидис; председатель Генеральной ассамблеи критян), проигумен мон-ря Св. Троицы на п-ове Акротири Григорий (Пападопетракис; зам. председателя ассамблеи), Парфений (Келаидис; генеральный полномочный представитель Крита), свящ. Еммануил Касселос (председатель правительства повстанцев) и др. В 1866 г. епископы Кисамский и Кидонийский Герасим (Стратигакис) и Мисаил (Мармаракис или Иоаннидис) поддержали восставших. Еп. Герасим, несмотря на угрозы Исмаил-паши, отказался отлучить от Церкви лидеров этого восстания архимандритов Парфения (Перидиса) и Парфения (Келаидиса) и поэтому был вынужден покинуть Крит. Игум. мон-ря Аркадиу Гавриил во время осады взорвал пороховой погреб, но не сдался туркам (9 нояб. 1866).

После событий 20-х гг. XIX в. критяне начали участвовать в выборе архиереев: собрания старейшин (прокритов или димогеронтов) выдвигали кандидата, которого утверждали в К-поле. Так были избраны Кидонийские епископы Артемий (1831-1846), Каллист (1846-1858) и Мисаил (1859-1869). Этот обычай не был зафиксирован законодательством, и, возможно, мнения критян при архиерейских выборах учитывались и ранее. К-польская Патриархия в сер. XIX в. несколько раз удовлетворяла ходатайства критян о смещении неугодных им архиереев. Критяне живо интересовались и назначением митрополитов. Напр., когда в 1877 г. митр. Софрония перевели с Критской на Дидимотихскую кафедру, они коллективно посылали в Патриархию телеграммы и депеши. Поэтому возникшую в церковной жизни Крита в 1880-1882 гг. «епископскую проблему» неверно связывать с «ветром свободы, повеявшим после предоставления Криту ограниченной административной автономии по Халепскому соглашению 1878 года» (᾿Ανδρέας (Νανάκης). 1992. Σ. 15).

В 1880-1881 гг. Критский митр. Мелетий поставил епископов: Иерофея (Праудакиса) - на Кидонийскую кафедру, Парфения (Келаидиса) - на Кисамскую и Селинскую, Дионисия (Кастринояннакиса) - на Ретимнскую и Авлопотамскую. Этому событию предшествовали прошения и петиции христиан этих епархий в пользу их кандидатов. Жители Кидонийской епископии высказались за преподавателя Никандра Заннувиоса, в Кисамской епископии большая часть верующих выступила за игум. Парфения (Перидиса; один из лидеров восстания 1866-1869 гг. и участник восстания 1878 г.), а меньшая - за иером. Герасима (Сфакиотакиса). Христиане Ретимнской епархии высказывали пожелания, чтобы архиерейскую кафедру занял местный архиерей, не отдавая предпочтения к.-л. конкретному лицу.

Епископы Иерофей и Дионисий не были приняты паствой и не смогли совершать свои архипастырские обязанности, а Парфений (Келаидис) сомневался и не спешил возвращаться на Крит из Европы, где вел политическую деятельность. Позиция местных жителей отличалась категоричностью, и «епископская проблема» решилась только со смертью в авг. 1882 г. Критского митр. Мелетия. 20 сент. 1882 г. на его место был избран еп. Херронисский Тимофей (Кастринояннакис), сын лидера критской партии «караванщиков» Челеби-Георгакиса и брат еп. Дионисия. С тех пор К-польская Патриархия замещала Критскую кафедру только местными архиереями.

Новый митрополит потребовал решительного ответа от Парфения (Келаидиса), и 15 окт. 1882 г. тот прислал прошение об отставке. 20 дек. 1882 г. митр. Тимофей созвал местный Синод, по решению к-рого еп. Иерофей был переведен на Ретимнскую и Авлопотамскую кафедру, а еп. Дионисий - на освободившуюся после избрания Тимофея митрополитом Херронисскую кафедру. Кидонийская и Кисамская кафедры были замещены только в 1887 г.

Дорофей (Клонарис), еп. Кисамский и Селинский. Скульптура в Ханье. Кон. XIX в.Дорофей (Клонарис), еп. Кисамский и Селинский. Скульптура в Ханье. Кон. XIX в.При митр. Тимофее повысилась роль епархиального Синода как самоуправляемого органа Критской Церкви. С 1882 г. (за исключением выборов 1936 г., когда на Крите осталось только 3 архиерея) епархиальный Синод сам избирает своих епископов.

В восстании 1896-1898 гг. принимали участие Петрский и Ситийский епископы. Председателем Конституционного собрания в 1897 г. был избран Кисамский и Селинский еп. Дорофей (Клонарис). Большое мужество проявил Кидонийский еп. Никифор (Захариадис), который во время поджога турками Ханьи в янв. 1897 г. не покинул город.

Политическая автономия Крита под покровительством великих держав (1898-1913) и создание Критского гос-ва привели к получению КПЦ нового статуса. После смерти в февр. 1897 г., в разгар антитур. восстания, Критского митр. Тимофея критяне не признали нового митр. Евмения (Ксирудакиса; ранее епископ Лампийский и Сфакийский), избранного Синодом К-польской Православной Церкви в мае 1898 г., т. к. не хотели иметь во главе Церкви архиерея с султанским бератом и поставленного без учета мнения критян. Эту проблему должен был решить верховный комиссар принц Георгий, прибывший на Крит 9 дек. 1898 г. Большинство критских епископов желали избрания еп. Никифора Кидонийского и принятия устава самоуправляемой Церкви. Еп. Дионисий уговаривал принца не признавать нового митрополита и сделать Церковь Крита «вполне независимой» от К-польского Патриархата (᾿Ανδρέας (Νανάκης). 1995. Σ. 45-46). 31-я ст. Критской Конституции (16 апр. 1899) давала право верховному комиссару утверждать или не утверждать митрополитов, избранных К-польской Патриархией, и кандидатуры епископов, предложенные местным Синодом. Принц Георгий подписал указ о признании избрания митр. Евмения только 14 мая 1900 г.

После этого в 1900 г. было выработано 2 документа, определившие статус КПЦ: Соглашение и Уставная хартия. Для составления Соглашения была образована комиссия из 2 уполномоченных: от К-польского Патриархата - митр. Евмения и от Критского гос-ва - Э. Венизелоса. Оно было подписано 4 авг. и утверждено 14 окт. 1900 г. В соответствии с этим Соглашением представитель Критского гос-ва (в данном случае верховный комиссар) выбирает из числа критских епископов 3 кандидатов и представляет их К-польскому патриарху, после чего Синод КПЦ избирает Критского митрополита. Его поставление на кафедру осуществляется с разрешения верховного комиссара. В случае смерти одного из критских епископов Критский митрополит и местный Синод выбирают 3 представителей духовенства, обладающих необходимыми качествами, и предлагают этот список верховному комиссару. Тот избирает одного из них, и местный Синод совершает его хиротонию. В Уставной хартии КПЦ, опубликованной 20 дек. 1900 г., высшим органом ее управления назван Синод критских епископов, который решает внутренние церковные дела, кроме вопросов вероучения и канонических. Число епархий было сокращено до 8 (митрополичий округ и 7 епископий); Херронисская епископия окончательно упразднялась и присоединялась к Критской митрополии, территория Аркадийской епископии ограничивалась долиной Месара, а р-н Вьянос передавался Петрской епископии.

Евгений (Псалидакис), еп. Критский. Скульптура во дворе мон-ря Спаносифи. 1982 г. Скульптор Я. ПармакелисЕвгений (Псалидакис), еп. Критский. Скульптура во дворе мон-ря Спаносифи. 1982 г. Скульптор Я. ПармакелисЭти документы обеспечили сохранение особого статуса КПЦ в 1913 г., при присоединении Крита к Греческому королевству, и в 1928 г., когда митрополии «новых земель» были переданы К-польским Патриархатом во временное управление Элладской Православной Церкви. Однако перед второй мировой войной были сделаны попытки включить КПЦ в состав Элладской. Так, в проекте устава Элладской Православной Церкви, утвержденном греческим парламентом в 1931 г., предлагалось при сохранении автономии КПЦ включить ее митрополита в состав Синода Элладской Церкви и сделать его подотчетным этому органу (Ibid. Σ. 151). В 1932 г. Греческое государство приняло закон № 5621, предписывавший, чтобы на территории каждого нома Греции (административно-территориальная единица, соответствующая району) не было больше одной церковной епархии. Этот закон вошел в противоречие с Уставной хартией 1900 г., согласно которой КПЦ состояла из 8 епархий (включая митрополичий округ). Уменьшение числа епархий должно было происходить следующим образом: после смерти архиерея, епархия к-рого подлежала сокращению, вместо выборов нового иерарха вдовствующую кафедру занимал архиерей соседней епархии на территории того же нома. Так, после смерти в 1933 г. Критского митр. Тита его место занял епископ Аркадийский Василий МарКакис, кафедра которого также находилась в номе Ираклион, в городке Айи-Дека. Одновременно с этим К-польский патриарх избрал митрополитом Критским Тимофея (Венериса), еп. Ретимнского и Авлопотамского. Проблема была вынесена на рассмотрение Гос. совета Греции, к-рый принял решение в пользу сохранения особого статуса КПЦ.

Православная Академия Крита в Колимбари. Фотография. Нач. XXI в.Православная Академия Крита в Колимбари. Фотография. Нач. XXI в.В начале второй мировой войны по распоряжению греч. властей митр. Тимофей (Венерис) был низложен как германофил, а Критскую кафедру занял еп. Василий Аркадийский (1941-1950). К-польский Патриархат без возражений стерпел это внешнее вмешательство в церковные дела.

20-31 мая 1941 г. мн. монахи и игумены приняли участие в «сражении за Крит» против немецко-фашистских захватчиков. Патриотическая позиция Церкви вызвала репрессии оккупационных властей. Некоторые представители духовенства были казнены или сосланы (Критский митр. Василий, Кисамский еп. Евдоким (Синкелакис)). Благодаря посреднической деятельности Кидонийского и Апокоронского еп. Агафангела (Ксирухакиса) были спасены мн. патриоты. С национальным сопротивлением тесно сотрудничал протосинкелл Критской митрополии Евгений (Псалидакис). В 1950 г. по указанию греческого правительства Н. Пластираса Синод К-польской Православной Церкви избрал 38-летнего протосинкелла Евгения Критским митрополитом, хотя ожидалось, что этот пост займет ученый Лампийский еп. Евмений (Фануракис). Он и епископы Агафангел Кидонийский, Афанасий Ретимнский и Евдоким Кисамский направили протест в К-польскую Патриархию, но он не был рассмотрен, т. к. был подан без санкции местного Синода КПЦ. Эти четыре архиерея настаивали на возведении епископий Крита в ранг митрополий, что уменьшило бы авторитет Критского митрополита и давало бы право старейшему из архиереев председательствовать в местном Синоде.

В 1956 г. было решено, что правительственным (королевским) представителем при Синоде КПЦ будет начальник управления по религ. вопросам Мин-ва образования и религ. дел.

Согласно новой Уставной хартии (1961) КПЦ из автономной стала полуавтономной, были укреплены ее связи с К-польским Патриархатом. Тем не менее местный Синод сохранил главное право - избрания, хиротонии и поставления на кафедру своих епископов. Кандидатуры же на пост Критского митрополита предлагал К-польскому патриарху от лица гос-ва министр образования и религ. дел. Аркадийская епископия была переименована в Гортинскую и Аркадийскую, а Иерская и Ситийская - в Иерапитнскую и Ситийскую. В сент. 1962 г. все критские епископии были возведены в ранг митрополий. В февр. 1967 г. Критский митрополит получил сан архиепископа.

Впосл. в Уставную хартию 1961 г. вносились поправки. В 1970 г. право выбора 1 из 3 кандидатов на епископскую кафедру было передано греч. правительством местному Синоду. Вопрос о том, чтобы кандидата на архиепископский престол вместо гос-ва выдвигал Синод, оставался нерешенным на протяжении десятилетий. Согласно закону 1974 г., в случае если на Крите вдовствует более 1 кафедры, то при выборах новых иерархов в местный Синод временно входят архиереи К-польского Патриархата в количестве, соответствующем незамещенным критским кафедрам. Этот же закон предусматривал, что иерархи К-польской Православной Церкви также могут избираться на критские кафедры.

В марте 1993 г. епархии Крита были включены в категорию «действующих» (ἐν ἐνεργεία Μητροπόλεις τοῦ Οἰκουμενικοῦ Θρόνου) митрополий К-польской Православной Церкви.

27 нояб. 2014 г. парламент Греции принял законопроект, который внес изменения в статус КПЦ, к-рая была признана юридическим лицом (до этого, как часть К-польской Православной Церкви, она не являлась таковым). Большое значение имела отмена положения, согласно к-рому министр образования и религиозных дел представлял имена 3 иерархов Критской Церкви для избрания одного из них архиепископом. Теперь список из 3 кандидатов, имеющих право избираться на пост архиепископа, готовит епархиальный Синод (http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/arxipiskopi-kritis/28846-2014-12-18-18-12-36).

Епископы, митрополиты и архиепископы Гортинские:

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106); свт. Филипп (60- 70-е гг. II в.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330- 340); сщмч. Кирилл (ок. 280- 304); сщмч. Петр Новый († после 304); Артакий (?) (упом. в 325); Павел (упом. ок. 327); Елиан (упом. в 343); Василий (упом. в 381- 382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449- 457); Синесий (упом. в 463); Еварест (V- VI вв.).

Архиепископы Гортинские (Критские):

Феодор (упом. в 536- 553); Георгий (?) (VI в.); Иоанн (упом. в 597- 599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 655- 668); прп. Евмений († ок. 668); Василий (упом. в 681- 691); Стефан (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.).

Архиепископы Критские:

свт. Андрей Критский (710/1- 740); Илия (упом. в 787); Никита (VIII в.); Никита (VIII в.); Иоанн (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий (847- 858; впосл. архиепископ Фессалоникийский); Василий (упом. в 880); Илия (после 920, не позднее 961); Андрей (кон. X в.); Никита (X в.); Стефан (упом. в 1027- 1030); Иоанн (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин (кон. XI - нач. XII в.); Илия (упом. ок. 1120- 1130); Василий (1-я пол. XII в.); Константин (1-я пол. XII в.); Николай (сер. XII в.); Иоанн (упом. в 1166- 1172); Мануил Лима (2-я пол. XII в.); Мануил (2-я пол. XII в.); Николай (упом. в 1195- 1221); Никифор Мосхопул (упом. в 1285 - ок. 1289); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия (XIV в.); Макарий (упом. в 1357; † 1373?); Анфим, митр. Афинский (1366 - ок. 1370); Дионисий (упом. в 1371); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Виссарион, еп. Коронский (иногда его ошибочно называют Велисарием; упом. в 1499); Дионисий, еп. Кифирский (упом. в 1575).

Митрополиты Критские:

Неофит (Пателарий; 1646/47- 1679); Никифор (Скотакис; 1679- 1683); Арсений (1684- 1685); Каллиник (1685- 1687); Афанасий (Каллиполитис; 1688- 1697); Каллиник (1697 - после 1700); Арсений (1702- 1704); Иоасаф (Киминис; 1704 - ок. 1710); Констанций (Халкиопулос; 1711- 1716, 1719- 1722); Даниил (1722 или 1723- 1725); Герасим (Летидзис; 1725- 1756); Герасим Хиосец (1756- 1769); Захария (Маридакис; 1769- 1786); Максим (Прояннакопулос; 1786- 1800); Герасим (Пардалис; 1800- 1821); Каллиник (1823 или 1824- 1830); Мелетий (Николетакис; 1831- 1839); Порфирий (Фотиадис; 1839); Каллиник (Гаргаладос; 1839- 1842); Каллиник (Хугиас; 1842- 1843); Хрисанф Лесбиец (1843- 1850); Софроний (1850); Дионисий Византийский (1850- 1856); Иоанникий (1857- 1858); Дионисий (Харитонидис; 1858- 1868); Мелетий (Кавасилас; 1868- 1874); Софроний (1874- 1877); Мелетий (Кавасилас; 1877- 1882); Тимофей (Кастринояннакис; 1882- 1897); Евмений (Ксирудакис; 1898- 1920); Тит (Зографидис; 1922- 1933), Тимофей (Венерис; 1934- 1941); Василий (Маркакис; 1941- 1950); Евгений (Псалидакис; 1950- 1967).

Архиепископы Критские:

Евгений (Псалидакис) (1967-1978); Тимофей (Папуцакис; 1978-2006); Ириней (Афанасиадис; c 2006 по наст. время).

Лит.: Τωμαδάκης Ν. Β. Κρήτη. ᾿Εκκλησιαστικὴ ῾Ιστορία // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 967- 979; idem. ῾Ιστορία τῆς ᾿Εκκλησίας Κρήτης ἐπ Τουρκοκρατίας (1645-1898). ᾿Αθῆναι, 1974. Τ. 1: Πηγαί; idem. Οἱ ὀρθόδοξοι προκαθημένοι τῆς ᾿Αποστολικῆς ᾿Εκκλησίας τῆς Κρήτης // ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 1-32; Τζεδάκης Θ. Κρήτης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1013- 1030; Δετοράκης Θ. Ιστορία της Κρήτης. Αθήνα, 1986; Μαλτέζου Χ. Α. Η Κρήτη στη διάρκεια της περιόδου της Βενετοκρατίας (1211- 1669) // Κρήτη: Ιστορία και πολιτισμός. Ηράκλειο, 1988. Τ. 2. Σ. 105- 161; Τσουγκαράκης Δ. Η Βυζαντινή Κρήτη. Ηράκλειο, 1990. Σ. 105- 119; Crete // ODB. 1991. Vol. 1. P. 545- 547; ᾿Ανδρέας (Νανάκης), μητρ. Τὸ ἐπισκοπικὸ ζήτημα (1880-1882) κα ἡ ᾿Εκκλησία τῆς Κρήτης. Κατερίνη, 1992; idem. Τὸ μητροπολιτικὸ ζήτημα κα ἡ ἐκκλησιαστικὴ ὀργάνωση τῆς Κρήτης (1897-1900). Κατερίνη, 1995; idem. ῾Ιστορικὴ ἐπισκοπὴ νεώτερης ἐκκλησιαστικῆς ἱστορίας τῆς Κρήτης // idem. Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου νεώτερα ἱστορικά. Θεσσαλονίκη, 2004. Τ. 2. Σ. 177-193; idem. ῾Η μέριμνα τοῦ ἀρχιεπισκόπου Εὐγενίου γιὰ τὴν ᾿Εκκλησία Κρήτης // Ibid. Σ. 255-302; Χαλκιαδάκης Ε. Γ. Επισκόπηση της Εκκλησιαστικής Ιστορίας της Κρήτης, 1898-1967 // Επιστημονική Επετηρίδα Ανώτατης Εκκλησιαστικής Ακαδημίας Ηρακλείου Κρήτης. Ηράκλειο, 2012. Τ. 2. Σ. 223-250; Δίπτυχα. 2014. Σ. 898-944; www.iak.gr [офиц. сайт Критской Архиепископии].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также