[Лат. Cuthbertus; древнеангл. Cuþ berht] (ок. 635 - 20.03.687, о-ва Фарн, Сев. Англия), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687); почитается как покровитель Сев. Англии.
После смерти К., скорее всего между 698 и 705 гг., неизвестный по имени монах Линдисфарна, лично знавший святого, написал 1-е Житие К. (BHL, N 2019; CPL, N 1379) - самый ранний памятник житийной литературы, посвященный англосакс. святому. Анонимное Житие, созданное после обретения нетленных мощей К. (698), было посвящено Эадфриду, еп. Линдисфарна (698-721/2). Среди задач агиографа, вероятно, было укрепление авторитета и влияния Линдисфарнской кафедры, в т. ч. благодаря упоминанию многочисленных мест, связанных с жизнью и со служением К. (аналогичный прием встречается в ирл. Житиях; см.: McMullen. 2014). Среди источников Жития были рассказы людей, лично знавших К. или ставших свидетелями его посмертных чудес. Анонимное Житие К. имеет не вполне обычную структуру: оно разделено на 4 книги, посвященные детству святого; его служению в качестве приора монастыря Мелроз и пастырской деятельности; его отшельнической жизни на о-вах Фарн (близ Линдисфарна); его епископскому служению, кончине, обретению мощей и посмертным чудесам (повествование ведется в хронологическом порядке). Как образцы для подражания агиограф использовал «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера (CPL, N 475-477) и в меньшей степени «Жизнь Антония» в лат. переводе Евагрия (BHL, N 609). Автор также был знаком с «Толкованием на Евангелие от Луки» свт. Амвросия Медиоланского (CPL, N 143), «Церковной историей» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, «Диалогами» свт. Григория I Великого (CPL, N 1713), трактатом «О церковных служениях» Исидора Севильского (CPL, N 1207), пасхальными таблицами Виктория Аквитанского (CPL, N 2282) и «Деяниями Сильвестра» (CPL, N 2235; см.: Lapidge. 2006. P. 43). Цитаты из пролога к таблицам Виктория и «Деяний Сильвестра» могли быть использованы как указание на то, что автор придерживался рим. церковной традиции; аналогичный прием встречается у ирл. авторов Когитоза и Адомнана (Stancliffe. 2012).
В Анонимном Житии К. прослеживаются структурные и содержательные параллели с ранними памятниками ирл. агиографии (Жития святых Патрикия, Бригиты и Колумбы; см.: Bullough D. A. Columba, Adomnan and the Achievement of Iona // ScottHR. 1964. Vol. 43(136). Р. 129-130). Автор неоднократно называет К. мучеником и приравнивает его аскетические подвиги к мученической смерти за Христа (такие сравнения встречаются в ирл. агиографической традиции). Др. особенность, роднящая Анонимное Житие с кельт. житийной лит-рой,- эпизоды, в к-рых различные животные (орел, вороны, выдры, тюлени) либо чудесным образом помогают святому, либо получают от него помощь (см.: Cavill. 1999).
Текст Анонимного Жития сохранился в 8 рукописях, в основном континентального происхождения. Самая ранняя (Monac. Clm 15817; сокращенный текст; ркп. не использована в изд. Б. Колгрейва) была создана ок. 820 г. в Зальцбурге (Bullough. 1998). Др. рукописи (St.-Omer. Bibl. municip. 267, IX-X вв.; 715, XII в.) происходят из аббатства Сен-Бертен, поддерживавшего в XI-XII вв. тесные контакты с Англией. К ним текстологически близка рукопись кон. Х или нач. XI в. (Arras. Bibl. municip. 1029 (812)), созданная в Англии; в числе др. книг она была привезена на континент и подарена мон-рю Сен-Ва в Аррасе Сэвольдом, аббатом Бата, к-рый бежал во Фландрию во время нормандского вторжения 1066 г. (Lapidge. 2006. P. 136-139). Четыре списка Жития, принадлежащие к др. текстологической семье, содержатся в легендариях, созданных в XIII-XIV вв. на территории архиеп-ства Трир (Two Lives. 1940. P. 17-20, 43-45).
Ок. 705-707 гг. монах аббатства Ярроу Беда Достопочтенный создал Житие К., написанное гекзаметром (BHL, N 2020; CPL, N 1380). Оно содержит 46 глав (без деления на книги; о возможном символизме этого числа см.: Berschin W. «Opus deliberatum ac perfectum»: Why Did the Venerable Bede Write a Second Prose Life of St. Cuthbert? // St. Cuthbert. 1989. P. 101). Изложение в целом следует Анонимному Житию, добавлены лишь 12 рассказов о чудесах К. По-видимому, Беда стремился подражать агиографической традиции св. Мартина, состоявшей из прозаических сочинений Сульпиция Севера и стихотворных Житий, составленных Павлином из Перигё (BHL, N 5617; CPL, N 1474) и Венанцием Фортунатом (BHL, N 5624; CPL, N 1037). Возможно, образцом послужили также прозаическая и стихотворная версии сочинения Альдхельма Малмсберийского «О девстве» (CPL, N 1332-1333) (см.: Godman P. The Anglo-Latin «opus geminatum»: From Aldhelm to Alcuin // Medium Aevum. Oxf., 1981. Vol. 50. P. 215-229). В поэме Беды заметно влияние Вергилия, в меньшей степени - Лукана, а также раннехрист. поэтов: Аратора, Клавдиана, Киприана Галла, Ювенка, Павлина Ноланского, Пруденция, Целия Седулия. Так, подражая «Истории апостолов» Аратора, Беда уделял основное внимание не изложению подробностей жизни К., а раскрытию морального значения деяний святого. По-видимому, стихотворное Житие было предназначено для индивидуального чтения монахами и духовной медитации. Оно сохранилось в 2 редакциях; ранняя представлена единственной рукописью, вероятно скопированной с англосакс. экземпляра (Besançon. Bibl. municip. 186; Зап. Германия, сер. IX в.). Значительно шире была распространена 2-я редакция Жития, выполненная Бедой в 20-х гг. VIII в. (скорее всего, после завершения им прозаического Жития К.) и содержащая многочисленные стилистические исправления. В нее включено прозаическое посвящение другу Беды, некоему пресв. Иоанну, который собирался отправиться в Рим. Беда выражал надежду, что поэма послужит ему утешением в трудном путешествии. Эта редакция известна более чем в 20 рукописях, как английских, так и континентальных (Lapidge. 2006. P. 129-130, 142-162); самая ранняя, сохранившаяся во фрагментах, была выполнена во 2-й пол. VIII в., возможно в аббатстве Фульда (Gneuss, Lapidge. 2003).
Ок. 720 г. Беда написал новое прозаическое Житие К. (BHL, N 2021; CPL, N 1381), также из 46 глав, которое, как и Анонимное Житие, было посвящено еп. Эадфриду. Беда опирался гл. обр. на труд анонимного агиографа, но внес значительные композиционные и стилистические изменения, добавил новые сведения, основанные на устной традиции (в особенности о чудесах К.). Вместе с тем Беда опустил мн. подробности (имена информантов, географические названия), сделав акцент на духовном развитии святого и назидательном аспекте его жизни и чудес. С лит. т. зр. сочинение Беды представляет собой намного более связный и сложно организованный нарратив, чем его образец. Беда уделил особое внимание хронологии жизни К., полностью изменил систему библейских цитат и аллюзий, последовательно сопоставляя К. с ветхозаветными пророками (Илией, Елисеем, Моисеем и др.; см.: Shockro. 2010). Добавленные им эпизоды повторяют повествования из Житий святых Антония Великого и Бенедикта (в составе «Диалогов» Григория I Великого). Перерабатывая Анонимное Житие, Беда стремился представить К. в соответствии с собственными идеалами церковного обновления как образцового монаха-аскета, духовного наставника и епископа.
Среди факторов, сделавших необходимым создание нового Жития К., могло стать распространение в Нортумбрии почитания др. местных святых, в частности еп. Вильфрида и кор. мч. Освальда (Cubitt. 2000), а также полемика между последователями Вильфрида, отвергавшими позитивный эффект деятельности ирл. миссионеров в Нортумбрии, и «линдисфарнской» партией (к-рой симпатизировал Беда), признававшей римскую богослужебную традицию и пасхалию Дионисия Малого, но не желавшей отказываться от почитания своих ирл. предшественников. Существует гипотеза, что прозаическое Житие, составленное Бедой, стало ответом на Житие Вильфрида, созданное Стефаном Рипонским (10-е гг. VIII в.), к-рый в свою очередь скрыто полемизировал с автором Анонимного Жития, хотя и не упоминал о К. (Stancliffe. 2012). Возможно, Беда также стремился способствовать распространению почитания К. как покровителя единого Нортумбрийского королевства, подобно тому как культ св. Мартина Турского приобрел политическое значение в меровингской Галлии (Kirby. 1995).
Прозаическое Житие, составленное Бедой, стало наиболее популярной версией биографии К.; сохранилось ок. 40 полных и частичных списков (как английских, так и континентальных), по упоминаниям известны еще 28 утраченных рукописей (Two Lives. 1940. P. 20-42; Laistner M. L. W., King H. H. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca (N. Y.), 1943. P. 88-90). Хотя Житие было достаточно широко известно в Англии и на континенте уже в VIII в., самые ранние сохранившиеся рукописи датируются сер. Х в. (Cantabr. Corp. Christ. 183 (написана на юге Англии, возможно в аббатстве Гластонбери); London. Brit. Lib. Cotton. Vitellius A XIX (написана в мон-ре св. Августина в Кентербери)). Наибольшее число списков относится к XII в., напр. Oxon. Univ. Coll. 165 (нач. XII в.) и Lond. Brit. Lib. Yates Thompson 26 (2-я пол. XII в.), снабженные циклами миниатюр, к-рые иллюстрируют жизнь и посмертные чудеса К. (см.: Baker. 1978; Carrasco. 2000).
Значительное внимание К. Беда уделил и в завершенной к 731 г. «Церковной истории народа англов» (CPL, N 1375). В главах 27-32 4-й кн. он рассказывал о жизни святого и о его посмертных чудесах. Повествование основано на прозаическом Житии авторства Беды, но к нему добавлены детали (напр., упом., что К. первоначально был избран на епископскую кафедру Хексема) и 2 рассказа о посмертных чудесах. «Церковная история...» получила широкое распространение в Европе и сыграла важную роль в утверждении почитания К. Главы о посмертных чудесах К. часто помещали в конце прозаического Жития, составленного Бедой, как дополнение к нему.
На сочинениях Беды основаны сведения о К. в трудах позднейших англосакс. авторов. Алкуин в поэме о епископах, королях и святых Йорка особо отметил К., возможно, тем самым стремясь подчеркнуть принадлежность Линдисфарна к Йоркской церковной провинции (Alcuin. 1982. ll. 646-750). Алкуин использовал и стихотворное, и прозаическое Жития авторства Беды и прямо указал на свои источники. На прозаическом Житии авторства Беды (вероятно, также на «Церковной истории...» и мартирологе Беды) основана краткая заметка о К. (под 20 марта) в Древнеанглийском мартирологе (составлен в IX в., возможно в Мерсии), где сообщается о чуде святого - превращении воды в вино (The Old English Martyrology. 2013. P. 68-69). Сказание о К. было включено Эльфриком, настоятелем мон-ря Эйншем (ок. 950 - ок. 1010), во 2-ю серию его «Католических проповедей»; оно основано гл. обр. на стихотворном Житии К. с добавлением материала из прозаического Жития и «Церковной истории...». Нек-рые детали, приведенные Эльфриком, встречаются только в Анонимном Житии; он мог использовать основанные на этом источнике маргинальные пометы в списке Жития, составленного Бедой (Gretsch. 2005. P. 102). Эльфрик стремился представить К. как общеангл. святого, уделив больше всего внимания его аскезе, борьбе с демонами, многочисленным чудесам (но только прижизненным) и пророческому дару (о деятельности К. как наставника монахов, проповедника и епископа практически ничего не сказано).
В XI в., после того как «община св. Кутберта» поселилась в Дареме (в 995), некий клирик составил краткую «Историю о св. Кутберте» (BHL, N 2024-2025; изд.: «Historia de Sancto Cuthberto». 2002). По др. версии, начальная часть «Истории…» была написана еще в сер. Х в., когда мощи К. находились в Честер-ле-Стрит. «История о св. Кутберте» включает краткий рассказ о жизни К., начале его почитания, бегстве «общины св. Кутберта» с о-ва Линдисфарн от нападений норманнов, ее скитаниях с мощами святого и об основании епископской кафедры в Дареме. Центральное место занимает рассказ о земельных владениях, в разное время полученных общиной, приведено неск. историй о чудесах К., напр. о его помощи кор. Уэссекса Альфреду Великому в противостоянии викингам. По-видимому, этот рассказ был призван укрепить союз «общины св. Кутберта» с англосакс. королевским домом. Начальная часть «Истории о св. Кутберте» основана гл. обр. на рассказах о К. в «Церковной истории...» Беды, но присутствуют и детали, заимствованные из Анонимного Жития и прозаического Жития, составленного Бедой. Автор допустил ряд ошибок и хронологических неточностей, иногда грубых. Так, он утверждал, что в рукоположении К. участвовали епископы Кедд и Хад, к-рые, по свидетельству Беды, скончались задолго до этого события («Historia de Sancto Cuthberto». 2002. P. 4-5). Рассказ о неск. посмертных чудесах К. приведен в т. н. Хронике Даремского монастыря, написанной в 70-х гг. XI в. (сохр. фрагменты; см.: Craster. 1925).
После того как в 1083 г. по инициативе Даремского еп. Вильгельма из Сен-Кале (1080/81-1096) «община св. Кутберта» была преобразована в бенедиктинский приорат при кафедральном соборе, возникла необходимость в ревизии местной исторической традиции, в т. ч. связанной с образом К. Рассказ о жизни К. (основанный на «Церковной истории...» Беды и прозаическом Житии К.) занимает центральное место в «Книжице о начале и развитии этой Даремской Церкви», написанной ок. 1104-1107 гг. Симеоном († ок. 1130), кантором кафедрального собора (Symeon of Durham. 2000). На рубеже XI и XII вв. в Дареме был составлен сборник из 7 историй о посмертных чудесах К. (частично основан на материале из «Истории о св. Кутберте»), к-рый обычно переписывали в конце прозаического Жития. К сер. XII в. сборник был дополнен историями о новых чудесах и подробным повествованием о перенесении мощей святого в новое здание собора в Дареме (1104). Дополненная редакция, состоявшая из 21 главы, известна как «Книга о перенесениях мощей и чудесах св. Кутберта» (BHL, N 2029; см.: Colgrave. 1950; Aird. 1992). Среди новых мотивов, появившихся в этот период,- представление о мизогинии К. и о запрете женщинам посещать его гробницу. Вероятно, эта легенда, противоречившая сведениям ранней агиографии о дружбе святого с неск. женщинами, была призвана укрепить соблюдение целибата в бенедиктинской общине при соборе. На сочинениях Беды, собрании чудес К. и «Книжице…» Симеона основано «Краткое известие о св. Кутберте», составленное неизвестным даремским монахом в сер. XII в. (BHL, N 2031; Symeon of Durham. 1868. P. 223-233).
В XII в. в Дареме леонинским стихом была написана лат. поэма о К. (ок. 800 строк - BHL, N 2022; изд.: Miscellanea. 1838. P. 91-117). Каждое событие из жизни святого или совершённое им чудо служит поводом для молитвы автора о прощении грехов. Возможно, автором поэмы был известный поэт и писатель Лаврентий, приор Дарема († 1154). Известна также сокращенная версия поэмы (ок. 400 строк - BHL, N 2023), сохранившаяся в рукописи 1-й пол. XV в. (Lond. Lincoln's Inn. Hale 114; см.: Craster. 1925. P. 506). К кон. XII в. стала очевидна необходимость придать новый импульс почитанию К., к-рое стало отходить на 2-й план после возникновения новых культов, в особенности католич. св. Фомы Бекета. Даремский агиограф мон. Реджиналд Колдингемский († ок. 1190) к 1175 г. создал «Книжицу о достойных восхищения добродетелях блаженного Кутберта»; в 141 главе описаны чудеса К. (BHL, N 2032; изд.: Reginaldi monachi Dunelmensis Libellus. 1835). Сочинение Реджиналда, посвященное его другу цистерцианцу Алреду из Риво († 1167), изобилует выразительными деталями, рассуждениями на моральные темы. Реджиналд приводит ценные сведения о паломничестве к гробнице святого, о географии посвященных К. церквей и мест, где он совершал чудеса (рассказы сгруппированы по регионам). Известны 3 полных списка «Книжицы...» и один частичный (Durham. Cathedral Chapter. Hunter 101, кон. XII в. (возможно, автограф Реджиналда); Bodl. Fairfax 6, XIV в.; Lond. Brit. Lib. Harl. 4843, нач. XVI в.; York Minster. xvi.I.12, XIV в. (содержит только предисловие и 42 главы)). Ок. 1200 г. анонимный автор, вероятно не из Дарема, составил сборник историй о посмертных чудесах, совершённых К. на о-вах Фарн (сохр. в ркп. Lond. Brit. Lib. Harl. 4843, нач. XVI в.; изд.: Craster. 1952).
В посл. трети XII в. в Сев. Англии или Шотландии была написана «Книжица о рождении св. Кутберта», известная также как «ирландское» Житие К. (BHL, N 2026; изд.: Miscellanea. 1838. P. 63-87). В предисловии сообщается, что автор, собирая материалы о К. и его чудесах, обнаружил некую тетрадку (quaterniuncula), предположительно написанную на гэльском языке, в к-рой рассказывалось о рождении К. в Ирландии в королевской семье и о его плавании в Англию. Автор обратился за консультацией к Евгению, еп. Ардмора (графство Уотерфорд, Ирландия); он не только подтвердил эти сведения, но и сообщил подробности об ирл. происхождении К. Автор ссылается на свидетельства др. ирл. прелатов - архиеп. Матфея (вероятно, цистерцианец Мурьгес О Хенна, архиеп. Кашела ок. 1186-1206), епископов св. Малахии (архиепископ Арма в 1132-1136/37), Гилберта (епископ Лимерика ок. 1106 - 1140) и Алана (возможно, цистерцианец Альбе О Маэл Муад, еп. Фернса ок. 1186-1223, или Гилла Алдан, еп. Уитхорна в 1128-1154), а также неких «старых священников» (veteranorum sacerdotum) и монахов, учеников Малахии. Из англ. источников известно, что еп. Евгений с сент. 1184 по май 1185 г. был местоблюстителем вакантной кафедры Ковентри, Честера и Личфилда. Вероятно, он получил это назначение по протекции Гиральда Камбрийского, который в 1183 г. посетил Уотерфорд (O'Connor D. Bishop Eugene of Ardmore Revisited // Decies. Waterford, 2007. Vol. 63. P. 23-33). Р. Шарп предположил, что «Книжицу...» написал Реджиналд Колдингемский, т. к. ее автор указывал, что ранее составил сборник чудес К. (Sharpe R. Were the Irish Annals Known to a 12th-Cent. Northumbrian Writer? // Peritia. Turnhout, 1983. Vol. 2. P. 137-139). Против этой гипотезы выступил Т. Кланси, отметив, что «Книжица...» композиционно и стилистически резко отличается от известных сочинений Реджиналда и скорее всего была написана в шотл. цистерцианском аббатстве Мелроз (Clancy. 2003). В «Книжице…» использованы материалы, связанные с шотл. святыми, в т. ч. фольклорного происхождения. Наиболее заметные параллели прослеживаются с Житием св. Молуока (Молуага; † ок. 590), основателя мон-ря Лес-Мор (на совр. о-ве Лисмор, Внутренние Гебридские о-ва). «Книжица…» отличается сбивчивостью повествования и обилием явно фантастических деталей. Болландист П. Грожан предположил, что отождествление К. с неким св. Молуоком или Мулуком возникло из-за неверного прочтения записи в одном из ирл. мартирологов (ср. не вполне ясную запись в Мартирологе из Тамлахты под 20 марта: Cutbricti saxonis .i. Insi Menoc; см.: Grosjean P. The Alleged Irish Origin of St. Cuthbert // The Relics. 1956. P. 144-154). Однако не исключено, что версия об ирл. происхождении К. не была придумана автором «Книжицы…» или его информатором, но по крайней мере отчасти опиралась на легенды, бытовавшие в некоторых регионах Шотландии (Boyle. 1976).
Согласно «Книжице…», некий жестокий король Коннахта (Connathe; в предисловии приведено его имя - Муриадах (Муредах), но в основном тексте оно не встречается) напал на некоего короля Лейнстера (Lainestri; области Лейнстер и Коннахт автор считал «городами» (civitates)) и перебил всю его семью, кроме одной девочки, к-рую забрал в плен и сделал служанкой (в предисловии она названа Сабиной). Когда она выросла, король овладел ею, а затем отправил в жен. мон-рь под надзор некоего епископа, где она родила сына (буд. К.), получившего в крещении имя Муллук (Mullucc). Рождение ребенка сопровождалось чудесными знамениями (яркий свет и др.). Ссылаясь на еп. Евгения, к-рый читал об этом в «ирландских историях» (in hystoriis Hybernensium), автор утверждает, что К. род. в Кенаннасе (ныне Келлс) в обл. Миде и был крещен в Ард-Брекане (Hartlbrechins; ныне Ардбраккан). После смерти опекавшего ее епископа мать К. решила с ребенком бежать в Британию, опасаясь новых домогательств короля. Согласно др. приведенной автором версии, К. пришлось бежать из Ирландии, поскольку он навлек ненависть местных жителей чудесами, к-рые совершал. Они посадили его с матерью и неск. спутниками в каменную лодку, к-рая чудесным образом приплыла в Галловей, в порт Ринтснок (вероятно, близ совр. Портпатрика, обл. Дамфрис-энд-Галловей). Некоторое время К. жил в Данкелде у св. Колумбы, названного епископом. Вместе с ним там воспитывалась и св. Бригита (см. ст. Килдэр). Далее сообщается, что мать К. с братьями, шотл. епископами Мелданом и Эатаном, отправилась в паломничество в Рим, а К. был передан на воспитание некоему святому, жившему в обл. Лотиан, при ц. Childeschirche (совр. Чаннелкерк, обл. Скоттиш-Бордерс). В заключение повествуется о неск. чудесах, объясняющих мизогинию К.
Рукописи, в к-рых сохранился текст «Книжицы…», немногочисленны и относятся к позднему времени (Lond. Brit. Lib. Cotton. Titus A.ii; Bodl. Fairfax. 6; York Minster. xvi.I.12 - все XIV в.; Lond. Lincoln's Inn. Hale. 114, 1-я пол. XV в.; Lond. Brit. Lib. Harl. 4843, нач. XVI в.), но это произведение оказало большое влияние на агиографические сказания о К. Оно было использовано в кратком рассказе о К. (BHL, N 2028) в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (XIV в.), а в 1-й пол. XV в. стало одним из основных источников стихотворного Жития К. на среднеангл. языке, составленного неизвестным даремским монахом (The Life of St. Cuthbert. 1891). Версия о происхождении К. из ирл. королевского рода представлена также в лат. стихотворном Житии К. (ок. 300 строк - BHL, N 2027), написанном леонинским стихом в XIV в. или нач. XV в. даремским монахом по фамилии Стоктон (Томасом Стоктоном, келарем и казначеем Даремского собора († 1354), или Ричардом Стоктоном, келарем и впосл. смотрителем госпиталя (hostillar) в Дареме († после 1409)). Это Житие, в к-ром описывается не только жизнь К., но и история Даремской Церкви до битвы при Невилс-Кросс (1346), сохранилось в 3 рукописях (Lond. Brit. Lib. Cotton. Titus A.ii, XIV в.; Lond. Lincoln's Inn. Hale. 114, 1-я пол. XV в.; Lond. Brit. Lib. Harl. 4843, нач. XVI в.; не изд.; см.: Craster. 1925. P. 506). Влияние «Книжицы…» сказалось на иконографии витражей кафедрального собора в Йорке (XV в.), иллюстрирующих жизнь К. (Baker. 1978. P. 22-23). Однако не все принимали версию об ирл. происхождении К. Так, составитель «Южноанглийского легендария» (ок. 1280) утверждал, что К. род. в Англии. Легенда об ирл. происхождении К. не представлена и в цикле росписей (кон. XV - нач. XVI в.) со сценами жизни и чудес К. на скамьях хора в кафедральном соборе в Карлайле (вероятно, созданы на основе миниатюр из ркп. Lond. Brit. Lib. Yates Thompson. 26; см.: Colgrave. 1938).
В ранних источниках отсутствуют сведения о происхождении К., времени и месте его рождения. Англосакс. имя Кутберт образовано от корней со значениями «знаменитый» и «яркий». Мн. исследователи выдвигали предположение, что святой происходил из незнатной семьи (возможно, даже крестьянской), т. к. в одной из историй о детстве К. рассказывается, как он пас овец в окрестностях р. Лидер (приток р. Туид). Однако этот рассказ содержит явные аллюзии на ВЗ и может быть недостоверным; защиту стада от разбойников могли поручить и юноше из знатной семьи. Нек-рые детали указывают на достаточно высокий социальный статус К. в детстве. В 8-летнем возрасте его отдали на воспитание женщине по имени Кенсвита (обычай отдавать детей из знатных семей на воспитание был распространен в раннесредневек. Англии, как и в кельт. мире), жившей в сел. Хрурингахам (местоположение неизв.). В мон-рь Мелроз К. прибыл верхом на коне, с копьем и в сопровождении слуги. В Анонимном Житии упоминается о его пребывании в воинском лагере перед сражением (in castris contra hostem cum exercitu sedens). Вероятно, речь идет об одном из походов кор. Мерсии Пенды (ок. 632-655) против нортумбрийских королевств Берниция и Дейра.
Первое событие из жизни святого, приводимое в Анонимном Житии и в трудах Беды Достопочтенного, к-рое можно датировать,- видение К.: в юности он увидел, как ангелы возносили на небеса душу Линдисфарнского еп. Аэдана (Айдана; † 651) (согласно Исидору Севильскому, «юношество» (adolescentia) наступало в 15 лет, поэтому исследователи условно датируют рождение К. ок. 635). Др. рассказы о детстве и юности К. невозможно датировать. Когда буд. святому было 8 лет, он часто играл со сверстниками, но однажды др. мальчик предсказал, что К. станет епископом, и призвал его не тратить время на бессмысленные забавы. В детстве из-за болезни К. стал хромать и не мог самостоятельно ходить, его исцелил ангел, явившийся в образе всадника. Во время путешествия в безлюдной местности К. чудесным образом нашел пищу: когда он остановился на ночлег в пустой хижине, его лошадь начала щипать солому с крыши, и оттуда выпал сверток с теплым хлебом и мясом. Уже в молодости К. начал совершать чудеса: исцелял молитвой одержимых, изменил направление ветра, чтобы спасти плывших на плоту монахов из обители в устье р. Тайн.
Вскоре после видения души св. Аэдана К. вступил в мон-рь Мелроз, к-рый располагался на берегу р. Туид, недалеко от впадения в нее р. Лидер (примерно в 3 км к востоку от совр. г. Мелроз, обл. Скоттиш-Бордерс, Шотландия). Возникновение мон-ря было связано с деятельностью ирл. миссионеров в Нортумбрии. Основателем Мелроза был либо еп. Аэдан, либо его ученик англосакс Эата, ставший 1-м аббатом монастыря (с 678 епископ Линдисфарна и Хексема). Наставником К. стал приор Бойсил (существует гипотеза, что это имя представляет собой ирл. вариант имени Василий, но более вероятно, что оно англосакс. происхождения; см.: Sims-Williams P. Religion and Literature in Western England, 600-800. Camb., 1990. P. 102). Нек-рое время спустя (вероятно, после 655) Эата с неск. монахами, в т. ч. К., перешел в мон-рь Рипон (ныне графство Норт-Йоркшир, Англия), основанный при содействии Алькфрита, сына и соправителя кор. Освиу (король Берниции с 642, в 655/6-670 - правитель всей Нортумбрии). В Рипоне К. выполнял послушание смотрителя гостиницы (praepositus hospitum) и удостоился явления ангела, к-рый вручил ему чудесные хлебы. В Анонимном Житии сообщается, что именно в Рипоне К. принял тонзуру по рим. образцу, но это утверждение скорее всего не соответствует действительности. Монашеские общины в Мелрозе и Рипоне принадлежали к ирл. традиции и придерживались кельт. пасхалии. Ок. 660 г. под давлением сторонников рим. пасхалии во главе с пресв. Вильфридом кор. Алькфрит велел Эате и его монахам уступить Рипон Вильфриду. Во время эпидемии чумы (ок. 661 или 664) Бойсил скончался, и К. стал его преемником на должности приора в Мелрозе. Святой также заразился чумой, но выздоровел, хотя, по свидетельству Беды, до конца жизни страдал от внутренних болей. На смертном одре Бойсил открыл К. его будущее, в т. ч. избрание на епископскую кафедру.
К. неоднократно посещал различные области Сев. Британии, путешествовал за пределы королевства Нортумбрия, но о целях этих путешествий в источниках почти ничего не сказано. Однажды между праздниками Рождества Христова (25 дек.) и Богоявления (6 янв.) он отправился по морю в страну пиктов и был задержан противными ветрами в обл. Нидуари (вероятно, в совр. Файфе, Шотландия; см.: Breeze. 2003). Святой и сопровождавшие его 2 монаха спаслись от голодной смерти, обнаружив на берегу мясо дельфинов, к-рого им хватило на 3 дня; по истечении этого срока ветер переменился, и они смогли продолжить путь. Неясно, для чего К. посетил пиктов (это единственное в ранних источниках упоминание о контактах К. с пиктами). Когда К. путешествовал в долине р. Тивиот (приток Туида, ныне в обл. Скоттиш-Бордерс, Шотландия), где он учил и крестил местных жителей, орел принес святому большую рыбу. К. отдал половину рыбы орлу, остальное разделил со спутниками. По свидетельству Беды, проповеднические поездки К. занимали неск. недель, порой до месяца.
Ко времени пребывания К. в Мелрозе относятся сведения о его контактах с представителями нортумбрийского королевского дома. К. неоднократно посещал мон-рь Колдингем по приглашению аббатисы св. Эббе († 683), сестры кор. Освиу. Во время одной из таких поездок местный монах (Колдингем, как и мн. др. обители в ранней англосакс. Англии, был «двойным» мон-рем) увидел, как выдры терли и лизали ноги К., согревая их после ночного купания в ледяной воде (аскетическая практика, засвидетельствованная в ирл. монашестве). В 664 г. К. согласился с решением Собора в Стренескальке (ныне Уитби, графство Норт-Йоркшир) о переходе на рим. пасхалию. В 70-х гг. VII в. по приглашению Эаты, ставшего к тому времени аббатом, а возможно, и епископом на о-ве Линдисфарн, К. перешел из Мелроза в этот мон-рь. Согласно «Анналам Линдисфарна и Дарема», составленным Симеоном Даремским (XII в.), К. стал приором Линдисфарна уже в 664 г., но эта датировка скорее всего неверна.
На о-ве Линдисфарн К. неоднократно совершал чудеса, исцелял больных и одержимых. По словам Беды, он беседами и личным примером способствовал укреплению монашеской дисциплины (согласно одной из трактовок, К. стремился ввести на Линдисфарне Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский)). Неск. лет спустя К. решил стать отшельником и поселился в безлюдном месте неподалеку от монастыря, а затем на необитаемом о-ве Фарн (ныне Иннер-Фарн), к югу от Линдисфарна, на к-ром некогда еп. Аэдан проводил 40-дневный пост. Согласно источникам XI-XII вв., отшельничество К. началось в 676 г. и продолжалось 9 лет, но достоверность этих указаний неясна.
Фарн считался непригодным для жизни островом, населенным злыми духами. К. очистил островок от их присутствия и обустроил жилище. По сообщению Беды, он окружил стеной из нетесаных камней и земли пространство диаметром 4-5 «шестов» (pertica - рим. мера длины, ок. 3 м). Снаружи стена была выше человеческого роста, изнутри еще больше, т. к. К. понизил уровень земли, чтобы видеть только небо. На огороженном пространстве К. построил молельню и хижину с земляными стенами и крышами из дерева и соломы; отдельно, близ гавани,- здание для монахов, приезжавших навестить отшельника. В строительных работах ему помогали монахи и, по сообщению автора Анонимного Жития и Беды, даже ангелы. По молитве К. на острове появился колодец с пресной водой. Пропитание святому первоначально привозили посещавшие островок монахи, затем он сам начал возделывать ячмень. Однажды К. увидел, как вороны разоряют соломенную крышу дома для посетителей, и изгнал их с острова. Но впосл. птицы добились от святого прощения и смогли вернуться, причем каждый ворон в благодарность принес К. кусок свиного жира.
Несмотря на отшельническую жизнь, К. не разорвал отношения с внешним миром. За советом и помощью к нему приезжали многочисленные посетители, как сообщает Беда, даже из отдаленных частей Британии. К. поддерживал контакты с представителями королевского рода. Мон. Эльфледе († 713; с 680 аббатиса мон-ря Стренескальк), сестре кор. Нортумбрии Эгфрида (670-685), К. прислал льняной пояс, благодаря которому она излечилась от паралича. По просьбе Эльфледы святой встретился с ней на о-ве Кокет у побережья Нортумбрии, примерно на полпути между Фарном и Стренескальком. В беседе К. предсказал, что кор. Эгфрид вскоре умрет, а преемником станет его младший брат Альдфрит (685-704/5), к-рый в то время жил в мон-ре Иона. По-видимому, Эльфледа хотела получить согласие К. на его избрание епископом. По сообщению Анонима и Беды, К. очень неохотно согласился принять епископский сан. Кор. Эгфрид, еп. Трумвине (в 681-685 англосакс. епископ страны пиктов с кафедрой в Аберкорне, обл. Уэст-Лотиан) и др. клирики отправились на о-в Фарн и с трудом уговорили К. прибыть на Собор в Адтуифирди, на р. Алн (вероятно, ныне сел. Алнмут в графстве Нортамберленд), и согласиться на избрание.
Собор в Адтуифирди был связан с церковно-политическими конфликтами в Нортумбрии посл. трети VII в. С 666 г., после отстранения ирл. епископов, контроль над Церковью в Нортумбрии осуществлял еп. Вильфрид, кафедра к-рого находилась в Йорке. Когда Вильфрид вступил в конфликт с кор. Эгфридом, Кентерберийский архиеп. Теодор сместил его и разделил диоцез на 3 части (678). Боза был назначен епископом Дейры (кафедра в Йорке), Эата - Берниции (кафедра на о-ве Линдисфарн или скорее в монастыре Хексем), Эадхед - Линдси (ок. 679 эта область перешла под контроль короля Мерсии и кафедра Эадхеда была перенесена в монастырь Рипон). В 681 г. в Хексем был поставлен еп. Тунберт, сторонник Вильфрида, а центром еп-ства Эаты стал Линдисфарн. Но уже осенью 684 г. на Соборе в Адтуифирди по неизвестной причине Тунберт был смещен.
Ранние агиографы К. пытались создать впечатление, что К. с самого начала был избран на кафедру Линдисфарна. Однако в «Церковной истории...» Беда уточняет, что К. первоначально был возведен на епископскую кафедру Хексема, сменив низложенного Тунберта, но затем, желая возглавить мон-рь Линдисфарн, он обменялся кафедрами с еп. Эатой (plus Lindisfarnensi ecclesiae, in qua conuersatus fuerat, dilexit praefici - Beda. Hist. eccl. IV 26). На Пасху, 26 марта 685 г., архиеп. Теодор в присутствии 6 епископов (их имена неизв.) совершил рукоположение К. в кафедральном соборе в Йорке.
Описывая деятельность К. в качестве епископа, агиографы приводили ряд историй о посещении им разных регионов Нортумбрии, но практически ничего не сообщали о пребывании на Линдисфарне, где должна была находиться его резиденция. Согласно «Истории о св. Кутберте» (XI в.), сразу после избрания святого кор. Эгфрид подарил ему обширные земельные владения в Йорке (в местности, где к XI в. располагалась резиденция архиепископа), а также виллу Крейк (к северу от Йорка) и земли вокруг нее в радиусе 3 миль, чтобы К. мог там останавливаться во время путешествий с о-ва Линдисфарн в Йорк. К. также получил в дар г. Карлайл и землю в радиусе 15 миль вокруг него, где он основал жен. мон-рь («Historia de Sancto Cuthberto». 2002. P. 46). В даремском картулярии (рубеж XIV и XV вв.) и в более поздних списках сохранился текст подложной дарственной грамоты, к-рая, однако, могла быть отчасти основана на аутентичном материале. На основании этого и др. косвенных свидетельств К. Нортон предположил, что К. был назначен не только на Хексемскую, но и на Йоркскую кафедру (Norton. 1998). В пользу этой гипотезы свидетельствует история о том, как К. освятил церковь в принадлежавшей аббатисе Эльфледе вилле Осингадун близ мон-ря Стренескальк (вилла достоверно не локализована, но эти земли входили в еп-ство Йорк; см.: McMullen. 2014. P. 78); в Анонимном Житии прямо сказано, что вилла находилась на территории диоцеза К. (in parrochia eius).
После возведения на епископскую кафедру К. неоднократно посещал Карлайл. Вероятно, весной 685 г. он отправился из Хексема в Карлайл и на 2 дня остановился в местности Ахсе (возможно, в окрестностях рим. крепости Эсика, к северу от Адрианова вала; ныне Грейт-Честерс, графство Нортамберленд), где проповедовал и благословлял приходивших к нему людей, помазывая их освященным елеем (liniens unctione consecrata), а также исцелил парализованного мальчика. Путешествие К. в Карлайл скорее всего было связано с походом кор. Эгфрида против пиктов, от к-рого святой безуспешно пытался отговорить короля. К. находился в Карлайле вместе с Иурминбургой, 2-й женой Эгфрида (ее сестра была аббатисой мон-ря в Карлайле), когда он чудесным образом узнал о поражении и гибели ее мужа в битве при Нехтансмере (20 мая 685; место достоверно не локализовано, возможно ныне сел. Дунахтон в обл. Хайленд, Шотландия; см.: Woolf A. Dún Nechtain, Fortriu and the Geography of the Picts // ScottHR. 2006. Vol. 85. P. 182-201). Святой посоветовал Иурминбурге как можно скорее укрыться в «королевском городе» (следующий день был воскресным, и путешествия в соответствии с ранними ирл. и англосакс. церковными обычаями были запрещены). «Королевский город» скорее всего Бамборо, где находилась основная резиденция королей Берниции, а затем и всей Нортумбрии. К. обещал последовать за королевой после того, как завершит обряд освящения церкви. Спустя нек-рое время святой вновь посетил Карлайл для рукоположения пресвитеров. Там он встретился с другом, отшельником Херебертом, жившим на острове на оз. Деруэнт-Уотер (графство Камбрия), и пообещал, что тот скончается в тот же день и час, что и святой.
На территории Хексемского диоцеза находился жен. мон-рь в устье р. Тайн, где К. гостил у «благороднейшей» аббатисы Верки, вероятно принадлежавшей к королевскому роду. Когда святому предложили на выбор выпить вина или пива, он попросил воды, а затем передал недопитый кубок священнику из своей свиты. Попробовав воду, тот обнаружил, что она приобрела вкус прекрасного вина. Верка подарила К. ценную ткань (sindon, возможно шелк), к-рую святой отказался носить при жизни, но завещал обернуть в нее свое тело при погребении. В Житиях также описываются чудеса, совершённые К. в местах, к-рые не поддаются однозначной локализации: в Кинтисе (предположительно область между Хексемом и Карлайлом) святой исцелил жену Хеммы, приближенного кор. Альдфрита, в Бедесфелде он исцелил некую монахиню, а в Медилвонге - младенца, предсказав, что никто из его родных не умрет от эпидемии.
Сведения, приведенные в ранних источниках, не позволяют дать характеристику деятельности К. как епископа. Неизвестно, пытался ли он принять к.-л. меры по упорядочиванию церковной жизни в Нортумбрии, отличавшейся крайней нестабильностью из-за борьбы различных партий. По-видимому, К. был в большей степени аскетом и проповедником, чем церковным администратором. В отличие от Вильфрида, Бенедикта Бископа и др. современников он не был активным сторонником укрепления рим. влияния на Церковь в Нортумбрии, не занимался строительством храмов, не проявлял интереса к приобретению рукописей или икон.
В кон. 686 или нач. 687 г., отпраздновав Рождество на Линдисфарне, К. сложил с себя епископский сан и заявил, что желает вернуться к отшельнической жизни в предчувствии скорой кончины. На его решение могла повлиять политическая ситуация в Нортумбрии, изменившаяся после гибели кор. Эгфрида и смерти еп. Эаты (685 или 686). Преемник Эгфрида, его единокровный брат Альдфрит, вскоре после восшествия на престол при посредничестве архиеп. Теодора согласился вернуть на Йоркскую кафедру Вильфрида, с которого папа Римский снял обвинения. Отказ К. от кафедры мог быть вызван его стремлением избежать конфронтации с Вильфридом. По свидетельству Беды, святой провел в уединении ок. 2 месяцев, тяжело заболел и вскоре скончался. При его кончине присутствовали монахи во главе с Херефритом, аббатом Линдисфарна (в прозаическом Житии К. Беда привел подробный рассказ Херефрита о последних днях жизни святого).
Первоначально К. завещал похоронить себя на о-ве Фарн, но по настоянию монахов разрешил устроить могилу в ц. св. Петра на о-ве Линдисфарн. Тело К., обернутое драгоценной тканью, поместили в каменный саркофаг, подаренный ему неким аббатом Куддой (его можно отождествить с Куддой, к-рый, согласно Житию Вильфрида, был приближенным кор. Освиу и впосл. стал монахом на Линдисфарне). Гробницу установили справа от алтаря. Вскоре начали распространяться истории о посмертных чудесах святого. Так, земля, орошенная водой, к-рой омывали перед погребением тело святого, помогла исцелить мальчика, одержимого злыми духами. Преемник К. Эадберт, еп. Линдисфарна (688-698), велел покрыть деревянную монастырскую церковь свинцом, возможно из почтения к мощам святого.
20 марта 698 г., в годовщину кончины К., с одобрения еп. Эадберта были открыты мощи святого, оказавшиеся нетленными. Это обстоятельство способствовало распространению почитания К. Мощи обернули в свежую ткань и поместили в резную деревянную раку (theca), украшенную изображениями Христа, архангелов, апостолов, Богородицы с Младенцем и символами евангелистов. Изображения были подписаны: часть - рунами, часть - лат. письмом (фрагменты раки, обнаруженные при обследовании останков К. в 1827 и 1899, являются уникальным памятником англосакс. резьбы по дереву; ныне хранятся в музее при соборе Дарема; см.: St. Cuthbert. 1989. P. 247-286).
Раку с мощами К. установили в той части монастырской церкви, которая была доступна для паломников. 6 мая 698 г., вскоре после открытия мощей, еп. Эадберт скончался и был похоронен в старом саркофаге К. В Анонимном Житии и в Житиях, составленных Бедой, сообщается об исцелениях от мощей святого и его «вторичных» реликвий (волос, ткани, в которую было обернуто тело К., его обуви). Особым почитанием пользовалась часовня К. на о-ве Фарн, где продолжали жить отшельники: Этельвальд († 699), также почитавшийся как святой, и Фельгильд († после 721).
Почитание К. получило развитие при еп. Эадфрите (698 - ок. 721), которому были посвящены Анонимное Житие и прозаическое Житие, составленное Бедой. Согласно колофону Х в., Эадфрит собственноручно изготовил в честь Бога и К. богато украшенную рукопись, т. н. Линдисфарнское Евангелие, к-рое считается шедевром англосакс. книжного дела (см. ст. Ирландия, разд. «Книжная миниатюра»). Однако существуют сомнения в достоверности колофона; возможно, рукопись была создана ближе к сер. VIII в. и не на Линдисфарне (Nees L. Reading Aldred's Colophon for the Lindisfarne Gospels // Speculum. Camb. (Mass.), 2003. Vol. 78. P. 333-377).
В 793 г. мон-рь Линдисфарн был разграблен викингами во время их 1-го крупного набега на Британию (это событие условно считают началом эпохи викингов в Зап. Европе). Современные событию источники не сообщают о судьбе мощей К., но, по-видимому, они не пострадали. Согласно «Истории о св. Кутберте», из-за опасности новых набегов при еп. Эгреде (830-845) мощи К. на время были перенесены в Норем на р. Туид (графство Нортамберленд). В 875 г., после вторжения в Англию неск. крупных отрядов викингов, к-рые нанесли тяжелое поражение войску Нортумбрии, линдисфарнские монахи во главе с еп. Эардульфом (854-899/900) и аббатом Эадредом покинули остров и на протяжении 7 (или 9) лет скитались по Нортумбрии. Первоначально они планировали найти убежище в Ирландии, но из-за разыгравшегося шторма поняли, что это было неугодно святому. Во время бури монахи уронили в море Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями (очевидно, Линдисфарнское Евангелие), но вскоре чудесным образом нашли неповрежденную книгу на берегу близ Уитхорна (обл. Дамфрис-энд-Галлове, Шотландия).
В 883 или 885 г. «община св. Кутберта» поселилась в Кункацестре (Cuncaceastre, ныне Честер-ле-Стрит, графство Дарем). Это стало возможно благодаря соглашению с датским правителем Гутфритом, принявшим христианство и подарившим «общине св. Кутберта» обширные земельные владения между реками Тайн и Уир - ядро буд. графства Дарем. Во время походов против норманнов и шотландцев гробницу К. посещали англ. короли Этельстан (934) и Эдмунд (944 или 945), оставившие богатые дары. Вероятно, во время этих визитов раку с мощами открывали и помещали в нее королевские подношения.
В 995 г. в связи с новыми набегами викингов мощи К. были вывезены в Рипон. На обратном пути повозка с ракой остановилась поблизости от необитаемого и поросшего лесом места, где затем был основан Дарем, и монахи не смогли сдвинуть ее. Одному из людей, сопровождавших мощи, явился К. и указал, где следовало оставить святыню. Вскоре в Дареме была построена деревянная, а к 998 г. и каменная «белая церковь» (снесена в нач. XII в.). После Нормандского завоевания 1066 г., во время похода кор. Вильгельма I Завоевателя в Сев. Англию (зима 1069/70), Этельвине, еп. Дарема (1056-1071), бежал с мощами К. на Линдисфарн. Нормандцы разграбили и осквернили даремскую церковь. Осенью 1072 г., возвращаясь из похода в Шотландию, Вильгельм Завоеватель вновь посетил Дарем. На этот раз, согласно «Хронике монастыря Дарем» (составлена до 1083), король с почтением выслушал рассказ о жизни К. и об истории общины, а затем сделал щедрые пожертвования деньгами, привилегиями и земельными владениями. Однако, по версии Симеона Даремского (нач. XII в.), Вильгельм не поверил в нетленность мощей святого и решил лично их осмотреть. Войдя в церковь, король ощутил необычайный жар и поспешно покинул храм. Узнав затем и о др. чудесах К., Вильгельм щедро одарил его церковь.
В 1083 г. «община св. Кутберта» была преобразована в бенедиктинский кафедральный приорат. В 1093 г. еп. Вильгельм из Сен-Кале начал строительство в Дареме собора в романском стиле. В 1104 г. состоялось торжественное перенесение мощей К. в еще не достроенный собор. 24 авг. приор Тургот и 9 монахов открыли раку и обнаружили, что мощи остались нетленными. Следующей ночью еп. Ранульф Фламбард (1099-1128) лично осмотрел мощи, а 29 авг., в день перенесения мощей, их освидетельствовал Ральф, аббат нормандского мон-ря Се (в 1114-1122 архиепископ Кентерберийский). В раке обнаружили рукопись Евангелия от Иоанна карманного формата (т. н. Евангелие св. Кутберта, или Стонихерстское Евангелие, созданное в 1-й пол. VIII в. в мон-ре Вермут-Ярроу), к-рое до Реформации хранилось в Дареме (в 1769 рукопись перешла во владение иезуитов, с 1794 находилась в Стонихерст-колледже (графство Ланкашир), в 2012 приобретена Британской б-кой (Lond. Brit. Lib. Add. 89000); сохр. оригинальный переплет кодекса из красной козлиной кожи - вероятно, древнейший книжный переплет в первоначальном виде).
Деревянную раку с мощами К. поместили в мраморную гробницу за главным алтарем собора, где она находилась до Реформации. Чтобы облегчить доступ паломников к гробнице святого, с востока к алтарной части собора пристроили готическую Капеллу 9 алтарей (1242-1280). В 1372 г. на средства лорда Дж. Невилла был сооружен мраморный пьедестал для раки. В нач. XII в. даремские монахи построили церковь на месте «келии» К. на о-ве Фарн, повторявшую формы даремского собора; в ней поместили символическую гробницу святого.
В 1537 или 1539 г. в Дарем прибыли комиссары англ. кор. Генриха VIII Т. Ли, У. Хенли и У. Блитман, чтобы подготовить соборный капитул к секуляризации. Они разбили мраморную гробницу и вскрыли раку, намереваясь выбросить оттуда кости К., но обнаружив, что мощи были нетленными, не стали предпринимать решительных действий (Rites of Durham. 1903). Неск. лет деревянная рака с мощами находилась в ризнице собора, в нач. 1542 г. ее закопали на том же месте, где ранее находилась гробница. Среди англ. католиков бытовало предание, что перед захоронением подлинные мощи подменили и спрятали в тайном месте (нашло отражение в поэме В. Скотта «Мармион», 1808). Зуб, якобы принадлежавший К., в XVII-XVIII вв. хранился в общине англ. канонисс в Париже и был утрачен в годы Французской революции (1789-1799). Золотое кольцо с крупным сапфиром, якобы снятое с руки святого во время открытия мощей в XVI в., хранилось в Ашо-колледже близ Дарема (основан в 1808 как католич. семинария, с 1968 в составе Даремского ун-та, закрыт в 2011). Однако кольцо датируется XIII в. и, возможно, не имеет отношения к мощам К.
Споры о мощах К. приобрели актуальность в 1-й трети XIX в. в связи с борьбой брит. католиков против дискриминации (окончательно уравнены в правах с протестантами в 1829). Антикварий Дж. Рейн (1791-1858), библиотекарь англикан. собора в Дареме и приходский священник Мелдона, произвел вскрытие могилы К. (17 мая 1827). Вероятно, это было связано с освящением католич. церкви во имя К. в Дареме, запланированным на 31 мая 1827 г. Рейн стремился доказать, что подлинные останки святого покоились в англикан. соборе, и продемонстрировать, что их нетленность была выдумкой средневек. монахов. В деревянном ящике, изготовленном в 1542 г., Рейн и его помощники обнаружили остатки 2 деревянных рак, вложенных одна в другую, завернутый в ткань хорошо сохранившийся скелет К., большое количество др. костей (по преданию, в раке находились голова мч. Освальда, останки Беды Достопочтенного и др. мощи) и различные предметы. Фрагменты деревянных рак и др. предметы оставили для изучения и экспонирования, а мощи вновь захоронили. Вскрытие мощей К. вызвало протесты католич. общины Дарема. В 1857 г. группа католиков во главе с пресв. Дж. Кейли из семинарии Ашо-колледж попыталась выкрасть «подлинные» мощи К., к-рые, как они считали, были спрятаны под лестницей в соборе. Они тайно пробрались в храм, но не сумели поднять каменную ступень, под к-рой якобы находилась реликвия (McCombe. 2014).
Среди обнаруженных в раке предметов были золотой нагрудный крест, украшенный гранатами (возможно, изготовлен в Нортумбрии в VII в.); деревянный переносной алтарь, освященный во имя ап. Петра, инкрустированный серебряными пластинами (деревянная часть датируется VII в., отделка - VIII-IX вв.); литургический гребень из слоновой кости. В раке также находились богослужебные облачения. Согласно описанию Рейна, мощи К. были обернуты в полуистлевшее льняное полотно, под к-рым было неск. шелковых предметов: вышитый пояс, стола и 2 манипула, а также остатки шелковых далматики и паллия. Эти облачения датируются между VII и X вв., среди них есть изделия визант. и араб. мастеров. На столе и одном из манипулов вышиты надписи, указывающие, что они были подарены кор. Эльфледой († до 916) Фритестану, еп. Уинчестера (909-931). Стилистические особенности также указывают на то, что они были изготовлены в Уинчестере в нач. X в. Вероятно, по крайней мере нек-рые из шелковых изделий были подарены королями Этельстаном или Эдмундом при посещении ими гробницы К. В «Истории о св. Кутберте» среди даров Этельстана упоминаются 2 казулы, альба, стола с манипулом и пояс; среди даров Эдмунда - 2 «греческих паллия» (pallia Graeca). Драгоценные ткани упоминал и Реджиналд Колдингемский в рассказе о перенесении мощей К. в 1104 г.
Повторное вскрытие могилы К. 1 марта 1899 г. произвел археолог-любитель, даремский каноник У. Гринуэлл, чтобы осуществить анатомическое исследование останков, а также извлечь предметы, оставленные в могиле при предыдущем вскрытии. На этот раз в раскопках принял участие представитель Римско-католической Церкви, работы сопровождались пением гимнов и молитв, но католики и некоторые англикане, в т. ч. Б. Ф. Уэсткотт, еп. Дарема (1890-1901), выразили недовольство вскрытием мощей. Останки К. были обследованы медиком С. Пламмером, попытавшимся сопоставить их с данными агиографических источников, и 3 марта вновь захоронены на прежнем месте.
Из «вторичных» реликвий К. в период англо-шотл. войн кон. XIII - нач. XIV в. особое значение приобрела т. н. хоругвь К. (впервые упом. в кон. XI в.; см.: Bliese. 1998. Р. 235-241). Она находилась в англ. армии, в частности в сражениях при Фолкерке (1298), Невилс-Кросс (1346) и Флоддене (1513). В последний раз хоругвь упоминалась в источниках в связи с «Паломничеством милости» - прокатолич. восстанием в Сев. Англии (1536). С XII в. известно о хранившихся в Дареме колоколе К. и казуле, якобы снятой с мощей святого в 698 г. В XV - нач. XVI в. на о-ве Линдисфарн хранились посох, перчатки и пояс святого.
В раннее средневековье почитание К. не ограничивалось общиной Линдисфарна. По-видимому, важными центрами культа святого были аббатство Мелроз и г. Карлайл. Уже в поэме Алкуина о королях, епископах и святых Йорка (2-я пол. VIII в.) К. был представлен как покровитель всей Нортумбрии. К XI в. в связи с упадком или исчезновением мн. церковных общин Сев. Англии почитание К. приобрело еще большее значение. Территория между реками Тайн и Тис рассматривалась как земля К., а ее жители - как «народ святого» (древнеангл. Haliwerfolc). Обширные правовые и податные привилегии Дарема сохранились после Нормандского завоевания 1066 г. В 1293 г., готовясь к вторжению в Шотландию, кор. Эдуард I (1272-1307) предоставил Даремскому еп. Энтони Беку (1283-1311) широкий адм., судебный и фискальный иммунитет, даровав ему титул палатина (palatinus). Как автономное образование графство-палатинат Дарем существовало до 1836 г. Благодаря почитанию св. К. и представлению о «народе святого» в графстве Дарем сложилась устойчивая региональная идентичность, в значительной мере сохранившаяся и в Новое время (Liddy. 2008). Одним из чудес, связанных в массовом сознании с К., стали события весны 1942 г., когда в ходе нем. налета на север Англии Дарем не пострадал из-за внезапно возникшего густого тумана (Webb E., Duncan J. Blitz over Britain. Tunbridge Wells, 1990. P. 163). Крест К. изображен на флаге графства Дарем (с 2013), на гербах ун-тов Дарема и Ньюкасла-апон-Тайн.
Благодаря сочинениям Беды Достопочтенного, в особенности «Церковной истории...» и мартирологу, почитание К. уже в VIII в. распространилось за пределы Нортумбрии. Среди его ранних свидетельств в Юж. Англии - сказание о К. в составе Древнеанглийского мартиролога, составленного в IX в., возможно в Мерсии (The Old English Martyrology. 2013). По преданию, укрепление почитания К. было связано с его помощью кор. Альфреду Великому (871-899) в борьбе против викингов. Подробные сведения об этом приведены в «Истории о св. Кутберте», но легенда упоминается также в более ранней хронике Биртферта из Рамси (рубеж Х и XI вв., сохр. в составе компиляции XII в. «История королей англов»; возможно, это упоминание - вставка, сделанная в Дареме) и в позднейших источниках. Согласно самой ранней версии, зимой 877/8 г., когда Альфред с немногочисленными приближенными укрывался от норманнской армии на болотах в окрестностях Гластонбери (ныне графство Сомерсет), к нему пришел незнакомый странник. Альфред предложил разделить с ним остатки пищи, но странник исчез, оставив вино и хлеб нетронутыми. Вскоре в лагерь вернулись слуги короля с необычайно большим уловом рыбы. В ту же ночь К. явился Альфреду во сне, назвал себя, пообещал свою помощь и предсказал победу над врагами, а затем - власть над всей Британией. Король последовал советам К., собрал войско и разбил врагов в битве при Этандуне (май 878; вероятно, ныне Эдингтон в графстве Уилтшир). На смертном одре Альфред Великий завещал своему сыну и преемнику Эдуарду Старшему почитать святого.
Считается, что эта легенда сложилась в Х в. в связи с союзом королей Этельстана и Эдмунда (внуков Альфреда Великого) и «общины св. Кутберта». Но сохранились косвенные указания на то, что почитание К. уже существовало в Уэссексе в эпоху Альфреда Великого. Возможно, среди книг, привезенных в Англию ок. 855 г. мон. Гримбальдом из Сен-Бертена, к-рого Альфред пригласил для проведения церковных реформ, была версия Йоркского метрического календаря с упоминанием К. Копией этого календаря может быть т. н. стихотворный календарь Хампсона, созданный в нач. Х в., при кор. Эдуарде Старшем (McGurk P. The Metrical Calendar of Hampson // AnBoll. 1986. T. 104. P. 79-125). В древнеангл. переводе «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, выполненном в годы правления Альфреда Великого, главы о К. воспроизведены почти без купюр, хотя в др. частях перевод значительно сокращен (Gretsch. 2005. P. 81). Однако поминовение К. не отмечено в календаре из Псалтири Юния, созданном в 20-х гг. Х в. в Уинчестере или Кентербери (ркп. Bodl. Junius. 27).
Почитание К. достоверно засвидетельствовано при дворе кор. Этельстана (924/5-939). Летом 934 г., во время похода в Шотландию, король посетил Честер-ле-Стрит, где находилась «община св. Кутберта». Впосл. король подарил общине рукопись стихотворного и прозаического Житий К., составленных Бедой Достопочтенным, к которым приложены главы о чудесах К. из «Церковной истории...» и посвященные ему литургическое тексты (Cantabr. Corp. Christ. 183), а также выполненное на континенте иллюминированное Евангелие (Lond. Brit. Lib. Cotton. Otho B.ix, ок. 900, возможно, написано в Бретани; сохр. во фрагментах). Среди дополнений, сделанных к рукописи при дворе Этельстана,- гимн с упоминанием К. В обоих рукописях были миниатюры с изображением короля, подносившего книгу святому (в лондонской рукописи не сохр., известны по описаниям; см.: Karkov C. The Ruler Portraits of Anglo-Saxon England. Camb., 2004. P. 53-83).
Начиная с посл. трети Х в. почитание К. широко засвидетельствовано в Юж. Англии. В сакраментариях и миссалах сохранились посвященные ему литургические тексты (Нью-Минстерский миссал, Миссал Роберта из Жюмьежа), его имя включено в литании святых (Blair. 2002. P. 521-522; Gretsch. 2005. P. 96-101). С кон. IX в. в англ. календарях наряду с основным днем памяти К. (20 марта) появляется праздник перенесения мощей святого (4 сент.; неясно, с каким из перенесений мощей связан этот праздник). Согласно 1-й версии перечня мест упокоения англ. святых (Secgan A, создан не позднее сер. IX в.; см.: Rollason D. W. Lists of Saints' Resting-Places in Anglo-Saxon England // Anglo-Saxon England. 1978. Vol. 7. P. 61-93), мощи К. находились в Уббанфорде (Нореме), согласно поздней редакции (Secgan B, создан после 1013) - в Дареме.
Почитание К. в Англии достигло апогея в XII в. Рассказы о его жизни и посмертных чудесах занимают важное место в сочинениях крупнейших хронистов этого времени (Уильяма из Малмсбери, Генриха Хантингдонского, Элреда из Риво и др.). Реджиналд Колдингемский называл К. одним из 3 главных святых Англии наряду с кор. мч. Эдмундом и аббатисой Этельтритой, чьи мощи также считались нетленными. Дарем оставался важным местом паломничества до Реформации, но с кон. XII в. находился в тени Кентербери, где широко почитался католич. св. Фома Бекет. Известны 135 церквей, посвященных К. в Англии (гл. обр. в сев. части страны).
В Шотландии, особенно в приграничных с Англией регионах, почитание К., по-видимому, возникло еще в раннее средневековье. В XII в. шотл. короли пытались оказывать влияние на клириков Дарема. Так, буд. кор. Александр I был единственным светским магнатом, участвовавшим в перенесении мощей святого в 1104 г. Во время англо-шотл. войн (кон. XIII-XV в.) в Шотландии сложилось двойственное отношение к почитанию К. С одной стороны, представители династии Стюартов не были заинтересованы в покровительстве культу английского святого. С другой - часть шотландцев (в т. ч. представители ряда знатных семей) продолжали почитать К. Центром культа был приорат Колдингем, дочерняя обитель Дарема (закрыт в 1472-1488). Хронист Уолтер Боуэр († 1449) называл К. «скоттом» (шотландцем), связывал с его вмешательством утверждение на шотл. троне законного кор. Эдгара (1097), победу Уильяма Уоллеса над англичанами в битве при Стейнморе (1298). Боуэр привел легенду о том, как К. явился шотл. кор. Давиду II (1329-1371) и призвал его не разорять владения Даремской кафедры и приората. Король не внял призыву, потерпел поражение в битве при Невилс-Кросс и был взят в плен англичанами. Данные ономастики и литургических источников свидетельствуют о почитании К. в Шотландии до сер. XVI в. Богослужебные тексты в честь К. вошли в Абердинский бревиарий (1507), при составлении к-рого были намеренно исключены дни памяти неск. английских святых (Turpie. 2013). Известны 36 церквей, посвященных К. в Шотландии (гл. обр. в юж. части страны).
На континенте почитание К. сложилось под влиянием англосакс. миссионеров. В 764 г. св. Лулл, архиеп. Майнцский (755-786), попросил Кутберта, аббата мон-рей Вермут и Ярроу, прислать ему списки прозаического и стихотворного Житий К., составленных Бедой Достопочтенным. Жития К. (неясно, какие именно версии) упоминаются в библиотечных каталогах IX в. из монастырей Боббио, Лорш и Санкт-Галлен, а также кафедрального собора в Кёльне (Bullough. 1998. P. 123). Поминовение К. указано в календаре св. Виллиброрда (Paris. lat. 10837, нач. VIII в.); в Анонимном Житии и прозаическом Житии, составленном Бедой, рассказывается о том, как один из священников Виллиброрда посетил Линдисфарн, тяжело заболел и вылечился лишь благодаря заступничеству святого. Однако в сакраментарии из основанного Виллибрордом мон-ря Эхтернах (кон. IX в.) нет мессы в день памяти К. На распространение почитания святого оказал влияние т. н. Стихотворный Йоркский календарь, составленный в кон. VIII в., вероятно в Йорке, в окружении Алкуина, и получивший широкое распространение в континентальной Европе. В Житии Алкуина (20-е гг. IX в.) К. упомянут среди наставников, через к-рых происходила передача учености от свт. Григория Великого и архиеп. Теодора Кентерберийского к Алкуину (MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 186). Память К. включена в календари эпохи Каролингов (St. Gallen. Stiftsbibl. 878 (1-я пол. IX в., в составе «Vademecum» Валафрида Страбона); Berolin. Phil. 1869 (из аббатства Прюм?); Ambros. M. 12 sup. (Ниж. Рейн?) и др.), а также в наиболее распространенные «исторические» мартирологи, составленные Вандальбертом Прюмским, Адоном Вьеннским, Узуардом и др. (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 694-695. (MGH. Antiquitates. Libri memoriales; 2)).
В XI-XII вв. благодаря деятельности англ. миссионеров почитание К. и др. брит. святых (мч. Альбана, архиеп. Дунстана, королей и мучеников Освальда и Эдмунда) получило широкое распространение в Норвегии (дни памяти этих святых указаны в Нидаросском календаре (ок. 1200); см.: Ommundsen A. The Cults of Saints in Norway before 1200 // Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (с. 1000-1200) / Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010. P. 70; Toy J. The Commemoration of British Saints in the Medieval Liturgical Manuscripts of Scandinavia // Kyrkohistorisk еrskrift. Uppsala, 1983. Vol. 83. P. 91-103).
Память К. как епископа и подвижника внесена в Римский мартиролог под 20 марта. Согласно календарю Римско-католической Церкви для Англии, поминовение святого совершается 4 сент.; К. почитается как покровитель католич. еп-ства Хексем и Ньюкасл. Во 2-й пол. ХХ в. почитание святого возникло в Сурожской епархии РПЦ, в его честь названы правосл. приходы в Дареме и в Труро (графство Корнуолл). Имя К. включено в состав Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (решение Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007).