Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
Т. 40, С. 111-116 опубликовано: 8 апреля 2020г.


ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

[лат. Pacta Lateranensia; итал. Patti Lateranensi], общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI гос. секретарем Папского престола кард. Пьетро Гаспарри и от имени кор. Виктора Эммануила III председателем Совета министров Итальянского королевства Бенито Муссолини. Л. с. урегулировали «римский вопрос», т. е. претензии Папского престола к Итальянскому гос-ву, связанные с захватом итальянскими войсками в 1870 г. Рима и упразднением Папского гос-ва; было создано суверенное гос-во-город Ватикан, определено правовое положение католич. Церкви в Италии. В состав Л. с. вошли трактат с 4 приложениями (план территории Ватикана, планы зданий с правом экстерриториальности, планы зданий с гарантией неприкосновенности, финансовая конвенция) и конкордат между Папским престолом и Итальянским королевством. Вступили в силу после ратификации итал. парламентом (27 мая 1929) и обмена ратификационными грамотами в Апостольском дворце в Ватикане 7 июня 1929 г.

После ликвидации Папской области в процессе создания единого Итальянского королевства (Рисорджименто) и объявления Рима его столицей (3 февр. 1871) 13 мая 1871 г. итал. парламент принял Закон о гарантиях, закреплявший за папой Римским статус священной и неприкосновенной фигуры, но ограничивавший его владения Ватиканским и Латеранским дворцами, базиликой св. Петра в Риме и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. В качестве компенсации за утраченные земли Папской области Итальянское королевство обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу ренту в размере 3 млн 225 тыс. лир. Однако в ответ на Закон о гарантиях 15 мая 1871 г. папа Римский Пий IХ издал энциклику «Ubi nos», где заявил о непризнании нового Итальянского гос-ва, т. к. оно узурпировало законно принадлежавшие Папскому престолу в качестве Патримония св. Петра Папскую область и Рим, и объявил себя «узником Ватикана», отказываясь покидать территорию Ватиканского дворца. В 1872 г. Папский престол официально отказался от получения ренты, установленной Законом о гарантиях. Политики папы Пия IX в отношении Итальянского королевства в целом придерживались и его преемники - папы Римские Лев XIII (1878-1903), Пий X (1903-1914) и Бенедикт XV (1914-1922); Папский престол воздерживался от к.-л. офиц. отношений с Итальянским гос-вом.

Участники церемонии подписания Латеранских соглашений. Фотография. 12 февр. 1929 г.
Участники церемонии подписания Латеранских соглашений. Фотография. 12 февр. 1929 г.

Участники церемонии подписания Латеранских соглашений. Фотография. 12 февр. 1929 г.

Приход к власти в 1922 г. Муссолини и установление в Италии фашистского режима способствовали изменению в сфере государственно-церковных отношений. С целью укрепить международные позиции нового режима, а также добиться поддержки итальянцев Муссолини выдвинул неск. предложений по решению «римского вопроса». По его поручению в 1925 г. министр юстиции А. Рокко возглавил специальную комиссию по реформе итал. религ. законодательства, а с 1926 г. начались тайные предварительные переговоры с Папским престолом о возможном урегулировании «римского вопроса». 6 авг. 1926 г. состоялась 1-я встреча между представителем итал. правительства Д. Бароне и сотрудником гос. секретариата Папского престола адвокатом Ф. Пачелли (старший брат буд. папы Римского Пия XII). В качестве условий для решения «римского вопроса» Пачелли обозначил восстановление под суверенитетом Римского папы Папского государства независимо от размеров его территории, а также одновременное заключение конкордата между Папским престолом и Италией. В ходе последующих встреч между Бароне и Пачелли (авг.-сент. 1926) были оговорены отдельные детали реализации этих условий, однако встречи не имели статуса переговоров. Лишь 4 окт. Бароне получил от итал. правительства офиц. разрешение на проведение предварительных переговоров по «римскому вопросу», а 6 окт. аналогичное разрешение от Папского престола получил Пачелли. 24 окт. кард. П. Гаспарри направил Пачелли письмо, содержавшее перечень минимальных требований к буд. соглашению, в т. ч. обеспечение неприкосновенности и абсолютной собственности на территорию, находившуюся под реальной властью Папского престола, признание положений договора др. гос-вами, имевшими дипломатические отношения с Папским престолом и Италией, а также заключение соглашения, к-рое должно было стать основой для итал. законодательства о религии. В этом же письме кард. П. Гаспарри ответил Бароне на присланную записку, где предлагались 2 варианта решения «римского вопроса»: предоставление территориального суверенитета Папскому престолу или предоставление личного суверенитета папе Римскому с указанием на предпочтительность 1-го варианта «как более ясного и поэтому отвечающего цели» (Martini. 1963. P. 95).

К кон. нояб. 1926 г. был выработан 1-й вариант текста трактата, содержавшего 16 статей. Ст. 1 подтверждала ст. 1 т. н. Альбертинского статута от 4 марта 1848 г. (Конституция Сардинского королевства, с 1861 распространенная на все Итальянское королевство), по к-рой католицизм провозглашался единственной гос. религией в Италии. Для свободы и независимости папы Римского при осуществлении им духовной власти признавался территориальный суверенитет Папского гос-ва, границы которого обозначались Ватиканом, Латеранским дворцом и виллой Дория-Памфили близ Ватиканского холма. «Римский вопрос» считался решенным и иностранные державы приглашались принять участие в подписании соглашения. В 1-м варианте не содержалось положения о признании Итальянского королевства со стороны Папского престола, а предоставление территориального суверенитета Папскому гос-ву объявлялось «уступкой» Папскому престолу со стороны Италии, что вызвало неприятие у папы Римского Пия XI.

В кон. 1926 г. главным условием продолжения переговоров папа Пий XI обозначил не только подписание трактата, но и заключение конкордата между Папским престолом и Итальянским королевством, который должен был регулировать деятельность католич. Церкви и ее орг-ций в Италии. В февр. 1927 г. Бароне и Пачелли закончили работу над составлением текста проекта конкордата. Изначально Пачелли внес в текст положения, по к-рым гос-во гарантировало католич. Церкви «свободное отправление ее духовной власти и церковной юрисдикции, свободную администрацию и ведение своих дел и управление своим имуществом согласно божественным законам и каноническому праву» (Salvatorelli, Mira. 1952. P. 435): за Римским папой признавалась полнота законодательной, исполнительной и судебной власти на территории Папского гос-ва; Итальянское гос-во гарантировало преподавание католич. вероучения во всех учебных заведениях на всех ступенях образования; церковные учебные заведения начального, среднего и высшего образования приравнивались к государственным; церковный брак признавался имеющим равную гражданскому браку юридическую силу. Однако Бароне переработал текст проекта конкордата, удалив положения о признании тройной гос. власти за папой Римским; религ. воспитание было ограничено преподаванием катехизиса в начальной школе, удален пункт о признании равенства гос. и церковных учебных заведений, признание юридической силы за церковным браком предполагалось лишь последующим внесением изменений в итал. законодательство. В то же время Бароне оставил в тексте положения о свободе сообщений Папского престола с католич. миром, об освобождении католич. клириков от военной службы, о признании гражданскими властями главных церковных праздников выходными днями; дозволялась деятельность светских католич. организаций, входивших в состав «Католического действия» (Azione Cattolica), при условии, что эта деятельность не будет носить политический характер. Итал. правительство гарантировало внесение изменений в законодательство о религии.

Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г.
Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г.

Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г.

В ходе переговоров остро встал вопрос о молодежных католич. организациях, входивших в состав «Католического действия», т. к. в условиях усиления фашистской диктатуры деятельность любых образовательных и спортивных орг-ций, не связанных с Национальной фашистской партией, была сильно ограничена. Еще 3 дек. 1926 г. Бароне предупредил Муссолини, что ход переговоров может оказаться под угрозой, если не будут учтены требования папы Пия XI, касавшиеся свободы деятельности молодежных католич. орг-ций. Однако 9 апр. 1928 г. был издан королевский декрет, запрещавший все молодежные орг-ции, кроме юношеских фашистских движений «Балилла» и «Авангардисты». 17 апр. папа Пий XI направил Пачелли письмо, в к-ром поручил подготовить заявление о прекращении переговоров по «римскому вопросу». Угроза прекращения переговоров заставила Муссолини издать 14 мая 1928 г. циркуляр префектам королевства, где разъяснялось, что нормы декрета относились только к тем молодежным орг-циям полувоенного характера, к-рые противостояли «Балилле».

Новый проект текста конкордата был выработан к кон. марта 1928 г., в него удалось включить неск. новых положений, благоприятных для Папского престола, таких как отказ гос-ва от права требовать отставки епископов по политическим причинам и не вошедшая в окончательный текст конкордата статья об удалении из епископской присяги политических обязательств. Летом 1928 г. в новые варианты трактата и конкордата вносили исправления и изменения. Наибольшие трудности по-прежнему вызывали вопросы о границах территории Папского гос-ва и о религ. образовании в школах. 1 июня 1928 г. папа Пий XI в письме к Пачелли указал на необходимость религ. воспитания не только в начальной, но и в средней школе, однако в представленном 20 авг. проекте конкордата пункт об этом вновь отсутствовал, и 1 сент. кард. П. Гаспарри сообщил Пачелли о недовольстве папы, поскольку «его требования (столь разумные и скромные) в отношении... религиозного обучения в средней школе не были приняты во внимание» (Scoppola. 1971. P. 137). В авг. 1928 г. папа Римский Пий XI выразил согласие на высказанное Муссолини еще в янв. того же года предложение об ограничении суверенитета Папского гос-ва территорией Ватикана, в то время как вилла Дория-Памфили стала бы территорией, зависимой от Ватикана, но без суверенитета. 7 сент. 1928 г. кард. П. Гаспарри в письме к папе Пию XI выразил надежду, что данная уступка поможет добиться от итал. правительства принятия др. требований Папского престола (Martini. 1963. P. 99). Однако сохранявшаяся в тексте трактата формула «Италия уступает...» вызывала большое недовольство папы. 7 сент. Бароне сообщил Муссолини о том, что папа принял все предложения итал. правительства, кроме пунктов о церковном браке и религ. обучении.

22 нояб. кор. Виктор Эммануил III письменно уполномочил Муссолини начать офиц. переговоры между Итальянским гос-вом и Папским престолом, а 25 нояб. офиц. полномочия были выданы папой Пием XI кард. П. Гаспарри. После смерти Бароне (4 янв. 1929) Муссолини лично проводил переговоры с Пачелли, и до 9 февр. они разработали 7 редакций трактата и конкордата. Хотя в сер. янв. в текст конкордата был внесен пункт о введении религ. обучения в начальных, средних и высших учебных заведениях, 31 янв. Муссолини добился ограничения религ. обучения в начальной и средней школах, согласившись в то же время с требованиями папы о признании за церковным браком той же юридической силы, что и за гражданским. Относительно территориального вопроса был достигнут компромисс: суверенитетом наделялась только территория Ватиканского холма, а остальные 12 зданий в Риме и папская летняя резиденция в Кастель-Гандольфо получали статус экстерриториальности; упоминание о вилле Дория-Памфили в итоговых проектах было удалено. Также формула «Италия уступает...» была заменена формулой «Италия признает...». 7 февр. 1929 г. кард. П. Гаспарри официально объявил аккредитованным при Папском престоле дипломатам, что переговоры по «римскому вопросу» ведутся и близки к завершению. 11 февр. в Латеранском дворце итоговые тексты Л. с. были подписаны кард. П. Гаспарри и Муссолини; на церемонии присутствовали секретарь Конгрегации по чрезвычайным церковным делам пресв. Ф. Боргоньини Дука, его заместитель пресв. Дж. Пиццардо, Пачелли, министр юстиции Рокко и секретарь Министерства иностранных дел Д. Гранди.

Основными документами в составе Л. с. были трактат и конкордат. Главным значением трактата явилось решение «римского вопроса» путем создания нового Папского гос-ва под наименованием «Город Ватикан» (итал. Città del Vaticano), к-рое Италия признавала суверенным, независимым и нейтральным гос-вом под юрисдикцией Папского престола (ст. 3); в свою очередь Папский престол признавал Итальянское королевство под властью Савойской династии и Рим в качестве столицы этого гос-ва (ст. 26). Трактат подтверждал положение Альбертинского статута о статусе католицизма как гос. религии в Италии (ст. 1); Папский престол признавался самостоятельным в международных отношениях (ст. 2), а также в сношениях с религ. орг-циями и об-вами на территории Италии (ст. 5); для обеспечения свободы сообщений трактат предусматривал создание телеграфных, телефонных и почтовых служб и сооружение железнодорожной станции на территории Ватикана (ст. 6). Римский папа признавался персоной священной и неприкосновенной, покушение на его жизнь или оскорбление приравнивалось к покушению на жизнь или оскорблению короля (ст. 8). Подданными Ватикана считались те, чье место жительства находилось на его территории. Лица, меняющие свое место жительства и поселяющиеся за пределами гос-ва Ватикан, автоматически становились подданными Итальянского королевства, при условии, что они не имеют иного гражданства или подданства (ст. 9), за исключением кардиналов курии, живущих в Риме, к-рые, даже если живут за пределами Ватикана, сохраняют его подданство, пользуясь правами и привилегиями принцев крови (ст. 21). Согласно ст. 12, стороны устанавливали дипломатические отношения и обменивались представителями на уровне послов. Послом Италии при Папском престоле был назначен один из высших фашистских функционеров Ч. М. де Векки, граф ди Валь Чисмон, папским нунцием в Риме - пресв. Ф. Боргоньини Дука, в связи с этим рукоположенный во епископа. Итальянское гос-во гарантировало Папскому престолу свободу дипломатических отношений со странами, включая те, с к-рыми у Италии не было дипломатических отношений. Папский престол выражал желание остаться в стороне от любых межгос. объединений, не быть замешанным в к.-л. конфликтах между державами, не участвовать ни в каких международных конгрессах, за исключением тех случаев, когда страны, находящиеся в конфликте, обратятся к нему с просьбой о посредничестве. Т. о., гос-во-город Ватикан объявлялся гос-вом постоянно нейтральным (ст. 24). Трактат отменял Закон о гарантиях от 13 мая 1871 г. и все остальные акты, противоречащие заключенному трактату (ст. 26).

Большая часть положений трактата касалась территориальных вопросов. Территория нового гос-ва составляла 44 га, и папа Пий XI объяснял это желанием показать, что «наместником Иисуса Христа движет не земная жадность, а только сознание того, меньше чего невозможно требовать; ибо некоторый территориальный суверенитет есть условие, всеми признаваемое, необходимое для всякого настоящего суверенитета с юридической точки зрения, а следовательно, нужен некоторый минимум территории, достаточной для опоры этого суверенитета» (Montesquiou-Fezensac. 1936. P. 14). Помимо этого, приложениями 2 и 3 определялся статус 20 комплексов зданий за пределами Ватикана (папские базилики Рима и примыкающие к ним строения, дворцы (палаццо) ряда конгрегаций Римской курии, здания папских ун-тов, папская резиденция в Кастель-Гандольфо и др.), среди к-рых 12 комплексов получали право экстерриториальности, не могли быть изъяты и освобождались от налогов, а остальные 8 освобождались от возможности изъятия и налогообложения без права экстерриториальности. К трактату также прилагались: чертеж, определяющий границы гос-ва-города Ватикан; чертежи зданий, получающих право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5% облигаций на сумму в 1 млрд лир (итоговая сумма тех средств, к-рые должны были выплачиваться ежегодно по Закону о гарантиях, но не принимались Папским престолом).

Конкордат определил положение Римско-католической Церкви в Италии, ее права и привилегии, отношения с итал. законодательством и т. д. Первая группа статей (статьи 1-2) частично повторяла и дополняла статьи трактата, касавшиеся статуса Римского папы, гос. статуса католицизма, свободного и независимого осуществления Папским престолом духовной власти, самостоятельной юрисдикции в церковных вопросах, свободы сообщений Папского престола (среди прочего было упразднено право «placetum regium», т. е. обязательное согласие светской власти на публикацию указов, писем, булл и др. документов Папского престола). Итал. правительство обещало запрещать все то, что противоречило священному характеру Рима как местонахождения Римского папы и центра католич. мира.

Следующая группа статей (статьи 3-10) определяла привилегии католич. духовенства. Клирики, монахи и семинаристы освобождались от воинской повинности, за исключением случаев всеобщей мобилизации, когда их могли призвать в качестве военных капелланов или направить в санитарные части (ст. 3). Клирики могли поступать на гос. службу с согласия правящего епископа, но не могли занимать к.-л. должностей, предполагавших работу с населением, если были подвержены церковным санкциям (ст. 5). Гарантировалась тайна исповеди, т. е. невозможность допроса клирика о сведениях, полученных им во время совершения таинства Покаяния (ст. 7). В случае совершения преступления клириком королевский прокурор должен был сообщать об этом правящему епископу (ординарию) и действовать по соглашению с ним. В случае ареста служителя церкви с ним должны были обращаться в соответствии с его саном, а в случае осуждения - направлять в места отбытия наказания, отдельные от мирян (ст. 8). Культовые здания наделялись иммунитетом, т. е. не могли быть реквизированы или заняты, а представители итальянской власти могли входить в них только с согласия церковной власти (статьи 9-10).

Ст. 11 объявляла выходными днями воскресенья и великие церковные праздники (первый день года, Богоявление, поминовение св. Иосифа Обручника, Вознесение, праздник Тела Господня, поминовение св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Девы Марии, праздники Всех святых, Непорочного зачатия, Рождество). В эти дни за праздничной мессой предписывалось возносить молитвы о короле Италии и благоденствии Итальянского государства (ст. 12). Статьи 13-15 определяли порядок назначения священников в вооруженные силы Итальянского гос-ва. Группа статей (16-18) предусматривала изменение границ диоцезов в соответствии с гос. границами Италии и границами областей. Никакая часть территории, находящейся под властью короля Италии, не должна быть подчинена епископам другого гос-ва, и ни один диоцез Итальянского королевства не может включать территории, к-рые бы принадлежали др. гос-ву.

Значительная группа статей (статьи 19-26, 29-33) затрагивала вопросы реорганизации церковного законодательства. Ст. 24 отменяла права «exequatur» (т. е. контроль гос-ва над управлением церковным имуществом и замещением церковных должностей) и «placetum regium», сохранявшиеся за гос-вом по Закону о гарантиях, однако Папский престол должен был согласовывать избранные кандидатуры с итал. правительством. Епископы должны были приносить присягу на верность итал. правительству по формуле: «Перед лицом Бога и Святым Евангелием я клянусь и обещаю быть верным Итальянскому государству и уважать (а также заставить мою паству уважать) короля и правительство, созданное согласно конституционным законам государства. Я клянусь и обещаю также не участвовать ни в каких союзах, могущих нанести вред Итальянскому государству и общественному порядку, а также не позволю принять в них участие своему клиру. Заботясь о благе и интересах государства, я приложу все усилия, чтобы избежать любых действий, способных повредить указанным интересам» (ст. 20). Разрешением противоречий между церковной и светской властями по кандидатурам на замещение низших бенефициев должны были заниматься комиссии, составленные из 2 представителей гос-ва и 2 представителей Папского престола. Церковные должности не могли занимать лица, не имеющие итал. подданства. Итал. правительство обязывалось также пересмотреть законодательство в тех пунктах, где оно касалось религ. вопросов, приведя его в соответствие с положениями, включенными в Л. с. Приходы и монашеские конгрегации получали статус юридических лиц, при этом здания, находящиеся во владении монашеских конгрегаций, освобождались от налогов.

В вопросе о церковном браке Папский престол добился признания его правового статуса, равного гражданскому браку. Согласно ст. 34, после совершения церемонии бракосочетания священник должен был зачитать молодоженам положения итал. законодательства о браке, разъяснив им юридические последствия бракосочетания, и в течение 5 дней сообщить о состоявшемся бракосочетании гражданским властям. Вопрос об аннулировании брака должен был рассматриваться церковными властями, что крайне затрудняло процедуру развода.

Проблемам религ. образования посвящены статьи 35-40. Преподавание христ. вероучения объявлялось «основой и увенчанием народного образования». Предполагалось, что Папским престолом и Итальянским гос-вом совместно будут выработаны программы начального и среднего религ. образования. В церковных школах устанавливался обязательный гос. экзамен, и выпускники этих школ уравнивались в правах с выпускниками гос. школ (ст. 35). Руководители гос. (фашистских) молодежных орг-ций («Балилла» и «Авангардисты») должны были составлять свое расписание так, чтобы не препятствовать молодым людям по воскресным и праздничным дням «исполнять их религиозный долг» (ст. 37). Католич. учебные заведения зависели только от Папского престола (ст. 39), их дипломы признавались Итальянским гос-вом (ст. 40). Ст. 43 конкордата признавала орг-ции «Католического действия» и разрешала их деятельность при условии, что она не будет иметь политический характер.

Избранный 20 апр. 1929 г. новый парламент, фактически состоявший только из членов Национальной фашистской партии, 10 мая приступил к обсуждению Л. с., а также законопроектов о применении норм конкордата, относящихся к браку, о церковных орг-циях и гражданском управлении наследством, предназначенным для культовых целей, и о «дозволенных культах» (culti ammessi), т. е. деятельности некатолич. религ. общин. 14 мая Л. с. были ратифицированы палатой депутатов, а 27 мая - сенатом. В память о заключении Л. с. по распоряжению Муссолини от площади св. Петра была проложена Виа-делла-Кончилиационе.

После падения фашистского режима Муссолини и упразднения монархии была принята Конституция Итальянской Республики (22 дек. 1947), в к-рой провозглашались равноправие граждан без различия религ. убеждений и свобода деятельности всех религ. конфессий, но в то же время оговаривалось сохранение юридической силы за Л. с. (часть 2 ст. 7). Принятый в дек. 1970 г. Закон о разводе (т. н. Закон Фортуна-Базлини) вызвал протест Папского престола, указавшего на его противоречие со ст. 34 конкордата, однако проведенный 12 мая 1974 г. референдум сохранил данный закон в силе. 18 февр. 1984 г. председатель Совета министров Италии Б. Кракси и гос. секретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашение об изменении Л. с., согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Италии отказывалась от статуса католицизма как единственной гос. религии, что было связано с принципом религ. свободы, утвержденным декларацией «Dignitatis humanae» Ватиканского II Собора. Была подтверждена независимость Римско-католической Церкви от гос-ва, Папскому престолу было предоставлено право назначать епископов (ординариев) на кафедры и др. церковные должности в Италии без к.-л. уведомлений итал. правительства о кандидатурах; была отменена присяга, установленная ст. 20 конкордата. Доходы Римско-католической Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета, отменялось ее гос. финансирование. Ст. 8 Соглашения вносила изменения в положения о браке: гос-во гарантировало юридическое признание брака, заключенного в католич. Церкви, при условии, что он был заключен в соответствии с действующим гражданским законодательством; требование церковного аннулирования брака для развода было удалено. Уроки католич. катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия по выбору учащихся и их родителей. 20 мая 1985 г. был принят закон, вносивший изменения в Л. с. в том, что касалось взимания религ. налога: было установлено взимание с граждан 0,8% подоходного налога, к-рые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви, др. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. 3 июня 1985 г., после ратификации итал. парламентом и обмена ратификационными грамотами между Папским престолом и итал. правительством, поправки в Л. с. вступили в силу.

Ист.: AAS. 1929. Vol. 21. P. 209-295.
Лит.: Martire E. La conciliazione. R., 19292; Devoghel E. La question romaine sous Pie XI et Mussolini. P., 1930; Di Lauro P. La conciliazione italo-vaticana giudicata all'estero. R., 1933; Montesquiou-Fezensac P., de. Rapports de la paputé avec royaume d'Italie depuis 1870: Le traité de Lateran. P., 1936; Binchy D. A. Church and State in Fascist Italy. Oxf., 1941; Biggini C. A. Storia inedita della Conciliazione. [Mil.], 1942; Del Giudice V. La Questione romana e i rapporti tra Stato e Chiesa fino alla Conciliazione. R., 1947; Salvatorelli L., Mira G. Storia del fascismo: l'Italia dal 1919 al 1945. R., 1952; Pacelli F. Diario della Conciliazione. Vat., 1959; Tripodi N. I Patti Lateranensi e il Fascismo. Bologna, 1959; Marchesi F. M. Il Concordato italiano dell' 11 febbr. 1929. Naples, 1960; Martini A. Studi sulla questione romana e la conciliazione. R., 1963; Scoppola P. La chiesa e il fascismo: Documenti e interpretazioni. Bari, 1971; Dalla Torre G. La riforma della legislazione ecclesiastica: Testi e documenti. Bologna, 1985; Токарева Е. С. Фашизм, Церковь и католич. движение в Италии. М., 1999.
Е. С. Токарева
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. Документы Латеранские Соглашения, общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI
См.также:
AD BENEPLACITUM NOSTRUM в католич. канонич. праве клаузула, использ. в папских рескриптах и др. церковных документах
AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
AD CATHOLICI SACERDOTII [лат.- Католическим священникам], энциклика папы Пия XI от 20 декабря 1935 г.
AD LIMINA APOSTOLORUM [лат. - К апостольским пределам], в католич. Церкви - посещение Рима