ЛЕВ I
Том XL, С. 288-292
опубликовано: 8 мая 2020г.

ЛЕВ I

Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг.Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг. [Греч. Λέων; лат. Flavius Valerius Leo] (Фракиец, Старший, Великий; 401 - 18.01.474, К-поль), восточнорим. (визант.) имп. (с 7 февр. 457). Большинство визант. авторов называют его выходцем из пров. Фракия (ныне Болгария). Историк Кандид Исавр (кон. V в.) указывает, что родиной Л. была пров. Дакия (диоцез Иллирик, ныне Сербия; Phot. Bibl. 79). Историк Иордан (сер. VI в.) сообщает, что Л. происходил из племени бессов фракийского народа, обитавшего в районах среднего и верхнего течения р. Гебр (ныне Марица). Т. о., сведения о происхождении Л. основаны на указаниях Кандида Исавра и Иордана, позднейшие визант. хронисты лишь обобщенно называют Л. фракийцем. Он былженат на Верине (ум. в 484), в браке имел дочерей Ариадну (императрица с 474; ум. в 515) и Леонтию, а также сына, к-рый род. в 463 г., но прожил всего 5 месяцев (Vita S. Danielis Stylitae. 38). Л. поступил на военную службу и постепенно продвигался к высоким чинам. К 457 г. он был трибуном старшей схолы маттиариев, расквартированной в Силимврии (ныне Силиври) близ К-поля. Выдвижение Л. на имп. престол все авторы приписывают влиянию на гос. дела могущественного магистра армии презентала Аспара. Отец Аспара Ардабурий, алан по происхождению, выдвинулся на военной службе при имп. Феодосии II (408-450), был женат на дочери гота Плинты, консула 419 г., и сам был консулом в 427 г. Аспар был консулом в 434 г., старший сын Аспара Ардабурий (Ардавурий) - в 447 г. Аспар и Ардабурий-мл. играли значительную роль при к-польском дворе. Им обязан был своим выдвижением предшественник Л. имп. Маркиан (450-457). О характере связей между Аспаром и Л. сведений нет, однако Л. был обязан Аспару своим выдвижением. У византийских хронистов XII в. Иоанна Зонары и Константина Манасси есть рассказ о том, что Л. обещал сделать его младшего сына Патрикия цезарем и своим преемником, т. к. ни сам Аспар, ни его старший сын Ардабурий, будучи арианами, не могли претендовать на престол. 7 февр. 457 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля в присутствии ряда военных командиров, членов синклита и К-польского патриарха Анатолия Л. был избран и представлен войску, к-рое встретило его криками одобрения. Церемония была продолжена в храме Св. Софии в К-поле, где патриарх Анатолий возложил на голову Л. имп. диадему. Об организации церемонии избрания Л. сохранился подробный отчет в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.; Const. Porphyr. De cerem. 410-417; Дагрон. 2010. С. 86-93). Его сведения считаются вполне аутентичными только в части описания событий в Евдоме, однако именно ритуал в соборе Св. Софии был 1-й церковной коронацией в истории христ. Римской империи.

Восшествие Л. на престол вскоре привело к обострению противоречий среди христианских общин империи. Многочисленные партии противников халкидонского вероисповедания надеялись на перемены в церковной политике К-поля со сменой императоров. Сразу по получении известия о смерти имп. Маркиана в Александрии начались беспорядки. 16 марта 457 г. противники халкидонского вероучения захватили кафедральную базилику города и поставили в патриархи Тимофея II Элура, одного из лидеров монофизитов. Городские власти во главе с комитом Дионисием восстановить порядок не смогли. Правосл. патриарх Протерий был вынужден перейти в базилику Квириниана. 28 марта, в канун Пасхи, произошло новое возмущение толпы, и патриарх Протерий был убит; его тело протащили по улицам и сожгли на ипподроме (Theod. Lect. Eccl. hist. I 8-9; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 1; IV 1-2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8; Theoph. Chron. P. 109-111).

Обе стороны конфликта апеллировали к суду Л. Чиновник, к-рого Л. вскоре отправил в Александрию, ограничился наказанием непосредственных виновников убийства патриарха Протерия, но не выдвинул обвинений против Тимофея Элура. Понимая, что захват Александрийской кафедры монофизитами ставит под вопрос всю религиозную политику империи, Л. некоторое время склонялся к мысли о созыве нового Вселенского Собора. Однако К-польский патриарх св. Анатолий (449-458) и папа св. Лев I Великий (440-461) категорически возражали против этого, тем более что сам Тимофей Элур ратовал за созыв нового Собора, который, как надеялись монофизиты, мог бы позволить им пересмотреть халкидонские вероопределения. В кон. 457 или нач. 458 г. Л. разослал всем епископам империи окружное послание («Энкиклион»; греч. ᾿Εγκύκλιον), в котором провозглашал верность к-польского правительства постановлениям Халкидонского Собора, а также призывал всех обсудить вопрос о признании Тимофея Элура патриархом Александрии и известить К-поль о своих решениях. К «Энкиклиону» прилагались ходатайства, направленные в адрес Л. обеими сторонами александрийского конфликта (Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 5-8; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 9-10; Ioan. Nic. Chron. 88; Theoph. Chron. P. 111-112). Почти все епископы поддержали халкидонское вероисповедание Л. и высказались против Тимофея. Вопреки большинству осмелился выступить только еп. Амфилохий Сидонский, к-рого Л. потребовал немедленно низложить, но заступничество Аспара позволило тому остаться на кафедре. Этот вопрос занял довольно много времени, как можно судить из посланий папы Л. к императору. Летом 458 г. Тимофей был низложен, арестован и выслан из Александрии в Гангру (ныне Чанкыры, Турция) (Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 7-9; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 10-11; Ioan. Nic. Chron. 88; Theoph. Chron. P. 111). Арест Тимофея сопровождался новыми беспорядками в Александрии, а на пути следования от Берита до Гангры он встречал сочувствие значительной части народа. В Гангре Тимофей, получая большие суммы денег из Александрии от своих приверженцев, раздавал их бедным, чем вызвал резкое недовольство местного епископа, т. к. тем самым вторгался в сферу его полномочий. Через неск. лет Тимофей был сослан в Херсон (Крым), где содержался до конца жизни Л. (Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 7-12).

Александрийскую кафедру занял халкидонит Тимофей III Салофакиол, который своим благочестием сумел расположить к себе даже монофизитов. Тем не менее, опасаясь участи патриарха Протерия, он все же держал при себе вооруженную охрану. Однако развитие монофизитского движения продолжалось. В кон. 60-х гг. V в. получил известность новый лидер монофизитов Петр Гнафевс, монах монастыря Акимитов в К-поле, входивший в круг приближенных Зинона. Ок. 468 г. вместе с Зиноном он прибыл в Антиохию и начал там монофизитскую проповедь. В 469 г. Антиохийский патриарх Мартирий, обеспокоенный ростом влияния монофизитов, отправился в К-поль, где был принят Л. и патриархом Геннадием I, которые обещали ему поддержку. Однако, вернувшись в Антиохию, Мартирий застал свою паству в волнении и предпочел удалиться с кафедры, к-рую вскоре занял Петр Гнафевс. Но в 471 г. он был низложен по указанию Л., и на его место был избран правосл. патриарх Юлиан (Theod. Lect. Hist. eccl. I 20-22; Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 12; Theoph. Chron. P. 113-114; Georg. Mon. Chron. P. 618). От периода беспорядков в Антиохии, вызванных делом Петра Гнафевса, сохранилось распоряжение Л., выданное на имя магистра Востока Зенона. В нем Л. категорически запрещал монахам покидать мон-ри и проживать в городах, кроме особых деловых случаев, но и тогда им запрещалось устраивать к.-л. общественные собрания и рассуждать о вере (CJС. I 3. 29). С именем Л. связан ряд других постановлений, свидетельствующих об укреплении роли христ. традиций в рим. обществе. Им было подтверждено празднование воскресного дня, во время к-рого запрещалось устраивать общественные (нерелигиозные) мероприятия и работать гос. чиновникам (CJС. III 12. 9). При Л. было издано постановление о том, что высшие посты в администрации и суде могли занимать только христиане правосл. (халкидонского) вероисповедания. Однако скорее всего после смерти Л. это распоряжение перестало строго исполняться.

Период правления Л. совпал со временем распада Зап. Римской империи. Основные внешнеполитические усилия Вост. империи при Л. были направлены на попытки укрепить рим. власть на Западе и не допустить дальнейшего и окончательного распада империи. Л. взошел на престол в момент, когда на Западе императора не было, и т. о. он формально считался правителем и Востока и Запада. Военная власть в Италии принадлежала вождю германцев Рицимеру (Рекимеру). 28 февр. 457 г. Л. даровал ему сан патрикия, а близкого к нему доместика Майориана сделал магистром армии. Однако уже 1 апр. 457 г. в Равенне при поддержке Рицимера Майориан был провозглашен императором. Л. признал его титул как цезаря (т. е. подчиненного себе), но 28 дек. 457 г. Майориан был провозглашен августом, а рим. сенат предоставил ему консульство на 458 г. Эти перемены Л. отказался признать. В 459 г. также не был признан в К-поле и консулат Рицимера. Кроме того, в законодательных актах, изданных Л., не указывалось имени Майориана как соправителя. На Западе не признали консулат Л. в 458 г., однако Майориан в своих новеллах упоминал имя Л. на 2-м месте после себя. Позиция Л. не изменилась и в отношении преемника Майориана Либия Севера (461-465), находившегося под контролем Рицимера. Комит Далмации Марцеллин, признававший до 461 г. Майориана, отказался подчиняться Либию Северу и начал против него военные действия. В этих условиях Рицимер обратился за посредничеством к Л., и тот не отказал ему в дипломатической помощи. В 462 г. посол Л. Филарх совершил путешествие на Запад, убедил Марцеллина прекратить враждебные действия против Италии, а затем отправился в Карфаген, где встретился с королем вандалов Гейзерихом. Филарху не удалось добиться прекращения войны вандалов против Италии, однако он успешно решил важную для К-поля династическую проблему. С согласия Гейзериха из Карфагена вдова имп. Валентиниана III Евдоксия и ее младшая дочь Плацидия, с 455 г. находившиеся при дворе вандалов, переселились в К-поль. Тем самым был восстановлен династический брак Плацидии и жившего в К-поле сенатора Олибрия. Поддерживая эту знатную фамилию, Л. получил важный инструмент для дальнейших попыток укрепить влияние К-поля на Западе.

В 465 г. имп. Либий Север умер и Рицимер предоставил право избрать нового императора Л. Формально с осени 465 по март 467 г. Л. являлся единственным императором как на Востоке, так и на Западе империи. Соправителем на Западе Л. избрал к-польского сенатора Прокопия Анфимия, зятя имп. Маркиана, консула 455 г. 27 марта 467 г. Прокопий Анфимий был провозглашен императором в К-поле и сразу отправлен в Италию. 12 апр. он торжественно вступил в Рим. По предварительному соглашению Рицимер женился на дочери Анфимия Алипии. В то же время, чтобы привязать своего нового соправителя к себе, Рицимер выдал свою младшую дочь Леонтию за сына Анфимия Маркиана. Л. не возражал против провозглашения Анфимия августом в Риме. При этом Л. старался, насколько это было возможно, сделать положение Анфимия более независимым от Рицимера. Вместе с Анфимием в Рим прибыли войска из К-поля, на которые Рицимер не имел влияния. Чтобы ослабить Рицимера, Л. даровал титул патрикия комиту Марцеллину, тем самым полностью уравняв положение Рицимера и Марцеллина.

Анфимию удалось несколько возродить престиж имп. власти на Западе. Опираясь на прочный союз с ним, Л. вскоре начал войну против вандалов. Гейзерих был извещен посольством, к-рое вновь исполнял Филарх. Однако Гейзерих сразу воспринял союз К-поля и Рима как объявление войны вандалам и вскоре атаковал западное побережье Греции. В 468 г., по сообщению визант. хрониста XII в. Георгия Кедрина, Л. снарядил против него огромный флот - из 1113 судов (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 613). Расходы на создание флота были столь велики, что затронули и государственную казну, и казну префекта претория, и личные средства обоих императоров. Во главе флота Л. поставил своего шурина Василиска, брата августы Верины. Аспар возражал против экспедиции, и ее последующий провал позднее приписывался его интригам и тайным связям с Гейзерихом и Василиском. Вероятно, в оправдание убийства Аспара пропаганда Л. распространяла слухи о том, что Аспар якобы обещал Василиску в обмен на провал экспедиции помочь ему стать императором после Л. По плану Анфимий, Рицимер и Марцеллин должны были овладеть Сардинией. Еще одна сухопутная армия Л., под командой Ираклия из Эдессы, выступила из Египта и заняла Триполитанию. Основные же силы визант. флота Василиска были направлены против Карфагена. Василиск высадился в Сев. Африке, на мысе у храма Меркурия, близ Карфагена (ныне Эт-Тиб, Тунис). Гейзериху удалось добиться 5-дневного перемирия. Однако, когда ветер поменял направление в благоприятную для вандалов сторону, Гейзерих, не дожидаясь окончания перемирия, двинулся против Василиска одновременно с флотом и войском. Оба флота были оснащены судами с приспособлениями для метания зажигательной смеси, но ветер дул в сторону визант. флота, и это дало вандалам решающее преимущество. Мн. суда византийцев загорелись; моряки пытались вывести свои корабли в открытое море, бросив высадившийся на берег десант, который продолжал защищать от вандалов свой лагерь на берегу. Битва закончилась разгромом византийцев. Василиск бежал на Сицилию. Понимая, что его обвинят в этом провале, по возвращении в К-поль он сразу бросился искать убежище в храме Св. Софии. Благодаря заступничеству Верины он избежал офиц. обвинений, но был отстранен от всех постов, на некоторое время удален из столицы и проживал в Ираклии Фракийской как частное лицо. После понесенных поражений и убийства Марцеллина в авг. 468 г. Л. был вынужден прекратить войну. Заключенный мир был выгоден для вандалов, которые продолжали нападать на побережья Италии и Иллирика (Theod. Lect. Hist. eccl. I 25; Procop. Bella. III 6; Ioan. Malal. Chron. P. 372-373; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 115-116). Экспедиция 468 г. оказалась последней значительной попыткой возродить могущество Зап. Римской империи до момента ее падения в 476 г.

В 470 г. имп. Прокопий Анфимий испортил отношения с Рицимером, казнив неск. его приближенных. Рицимер удалился из Рима в Медиолан и оттуда грозил Анфимию. Тем не менее Прокопий Анфимий, который мог опираться на присланные Л. вост. войска, не был марионеткой Рицимера, как его предшественник Либий Север. Еп. Епифаний Тицинский на некоторое время сумел примирить противников. Однако в нач. 472 г. началась война и Рицимер осадил Рим. Правительство Л., озабоченное войной с готами на Балканах, не успело предоставить Анфимию дополнительную помощь. Л. лишь отправил в Рим сенатора Олибрия, которому поручалось выступить посредником в разрешении конфликта. Но изменить ход событий Олибрий не смог: 4 июля 472 г. Рим был взят, Анфимий убит. 11 июля Олибрий по соглашению с Рицимером был провозглашен императором в сенате. Одновременно с этими событиями на Рим обрушилась эпидемия чумы, от которой уже 18 авг. умер Рицимер, а 23 окт. и Олибрий. Череда смертей наиболее авторитетных политиков в Италии в к-рый раз сорвала все расчеты правительства Л. и лишила его рычагов влияния на Западе. Новым императором в Италии был наспех провозглашен комит доместиков Гликерий. Роль главнокомандующего при нем начал играть столь же неожиданно выдвинувшийся комит Гундобад, представитель бургундской королевской фамилии, в прошлом союзник Рицимера. Л. не признал Гликерия и выдвинул кандидатуру имп. Юлия Непота, племянника комита Далмации Марцеллина, который унаследовал от своего дяди власть в Иллирике. Л. отправил ему пурпурные имп. инсигнии и провозгласил цезарем, предложив также жениться на племяннице своей жены. Юлий Непот овладел Римом в июне 474 г., уже после кончины Л.

Положение на дунайской границе при Л. оставалось относительно спокойным, что связано с распадом державы гуннов Аттилы в Центр. и Вост. Европе. Л. удавалось долго сохранять мир с «сыновьями» Аттилы, разделившими его владения. Однако в 467-469 гг. произошел конфликт, начавшийся с отказа Л. допустить гуннов на рынки в придунайских городах. Один из сыновей Аттилы, Денгизих, грозил империи войной. Однако, видимо, вопросы торговли были только поводом. Послы Денгизиха в К-поле просили у Л. предоставить гуннам статус федератов и дать им земли и денег для переселения на территорию империи. Л. отказался принять гуннов. В начавшейся войне, к-рую ромеи вели под командованием Аспара, дружины Денгизиха были почти полностью уничтожены. Более сложной проблемой стали остготы, расселившиеся в то время в Паннонии. В 461 г. Л. по неясным причинам отказал им в выделении денежных средств по договору. В ответ остготы вторглись в Иллирик и дошли до Диррахия. Л. заключил с ними мир на условиях возобновления их содержания в обмен на заложников. Одним из заложников стал Теодорих Великий, сын вождя Теодемира, буд. создатель остготского королевства в Италии. В 466 г. в Паннонии началась война между остготами и скирами. Аспар выступал за нейтралитет в этом конфликте, но Л. поддержал скиров, направив им на помощь войско Прокопия Анфимия. По соглашению с вождем готов Теодорихом, сыном Триария, в 473 г. Л. отпустил в Паннонию Теодориха, сына Теодемира. Последний принял участие на стороне империи в борьбе против сарматов, освободил от них Сингидун (ныне Белград), но не передал город имперским властям, а контролировал его сам.

Отношения с Персией оставались мирными. Посольства из К-поля в Персию Л. направлял неоднократно. Ок. 464 г. персид. шах Пероз (Фируз) просил у Л. помощи для борьбы с эфталитами в Центр. Азии. Л. не оказал персам поддержки. В 466/7 г. Пероз вторично и вновь безуспешно просил у Л. помощи против сарагуров, вторгшихся в Закавказье, разоривших Иверию (ныне Грузия) и осаждавших крепость Вирипарах в персид. Армении. Кроме того, в 463 г. в К-поль явилось посольство сарагуров, к-рое благосклонно было принято Л. В 464 г. в К-поль прибыл царь лазов Губаз, союзник империи, к-рого Л. заподозрил во враждебном отношении. Губазу удалось оправдаться; Л. вернул ему свое расположение и вместе с ним посетил св. Даниила Столпника. Тем не менее Л. не оказал лазам помощи в их борьбе со сванами, т. к. все силы империи были в это время брошены против вандалов. В 473 г. в К-поль прибыл Аморкес, филарх одного из араб. племен, к-рое перекочевало в Сев.-Зап. Аравию и стремилось установить дружественные отношения с империей (Malch. Hist. byzant. Fr. 1). Покорив нек-рые окрестные араб. кланы, племя Аморкеса захватило о-в Иотаба (ныне Тиран, Красное м., у входа в зал. Акаба) и изгнало оттуда рим. таможню. Для улаживания этого конфликта Аморкес был призван в К-поль, где его встретили с большим почетом. Он обещал принять крещение, и Л. вручил филарху богатые дары и заверил его в сохранении союзнических отношений.

Понимая опасность чрезмерного влияния Аспара и его группировки готов и аланов при дворе, Л. с первых лет правления искал силу, на к-рую он мог бы опереться в столице. Такой силой стало племя исавров, живших в юго-вост. горной части М. Азии. С нач. V в. исавры в значительном количестве принимались на военную службу и были известны в К-поле. Л. начал формировать из них отряд дворцовой стражи экскувитов. Вождь исавров Тарасикодисса, обладавший статусом одного из наиболее знатных предводителей в иерархии своего племени, стал приближенным Л. В крещении он принял имя Зинон, а ок. 466 г. женился на дочери Л. Ариадне. В 468 г. Л. назначил Зинона магистром армии Востока, а в 469 г. Зинон был консулом. Затяжной конфликт Л. с группировкой Аспара начал нарастать после провала карфагенской экспедиции. 28 авг. 468 г. Л. издал эдикт, запрещавший частным лицам, военным и гражданским, набирать личную охрану из готов или исавров. Это распоряжение в равной мере должно было затронуть Аспара и Зинона, однако из последующих событий видно, что оба военачальника запрет проигнорировали. Авторитет Зинона еще более возрос после удачных военных действий против гуннов во Фракии в 469 г. Тогда же на Зинона было совершено неудачное покушение, в то время когда он находился в военном лагере во Фракии. В том же году Аспар вынудил Л. признать своего 2-го сына Юлия Патрикия цезарем, что вызвало недовольство населения К-поля, т. к. Патрикий был арианином. Толпа народа под предводительством архимандрита мон-ря Акимитов Маркелла собралась на ипподроме. Л. успокоил людей, дав заверение, что Патрикий примет православие, как только женится на его младшей дочери Леонтии. Л. на некоторое время удалил Патрикия из столицы в Александрию, где тот оставался до нач. 470 г. Тем не менее в 470 г. Патрикий был объявлен цезарем и женился на Леонтии, и положение партий Аспара и Зинона при дворе Л. было уравнено. В это время Зинон получил сведения о заговоре Аспара против Л. и сумел донести их до императора. Магистр армии во Фракии Анагност перехватил некое письмо Ардабурия, сына Аспара, призывавшего фракийских готов к мятежу. Кроме того, Зинон через своего доверенного Мартина получил сведения о том, что Аспар, вероятно, готовил переворот в пользу своего сына Юлия Патрикия с отстранением Л. от власти. Вероятно узнав об этом от Зинона, Л. окончательно встал на сторону исавров. В нач. 471 г. Л. заманил Аспара и его сыновей Ардабурия и Патрикия во дворец, где на них напала стража. Аспар и Ардабурий были убиты сразу; Патрикий был схвачен и вскоре умер от ран. Младший сын Аспара Германарих был спасен Зиноном, к-рый, памятуя о прежней дружбе, предоставил ему убежище в своей резиденции в Халкидоне, а затем отправил его в Исаврию, где тот женился на его родственнице и впосл. жил как частное лицо в К-поле. Вопреки мнению ряда позднейших византийских хронистов Зинон едва ли был причастен к этой расправе. В момент убийства он находился в Халкидоне, и неизвестно, был ли он посвящен в планы Л.

Убийство военачальников во дворце Л. произвело сильное впечатление в столице. Это было явное преступление, к-рое означало объявление войны всем соплеменникам Аспара. За Л. закрепилось нелестное прозвище Макелл (греч. Μακέλλης - Мясник; Malch. Hist. byzant. Fr. 2; Suda. A 783; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 607). Мстителем за Аспара явился его телохранитель Острис, к-рый с группой вооруженных готов ворвался во дворец, но его нападение было отбито исаврийскими экскувитами. Острис бежал во Фракию и начал призывать готов-федератов к восстанию. Движение готов возглавил их вождь Теодорих, сын Триария. Началась война на Балканах, с этого времени против различных готских группировок воевали с перерывами до сер. 80-х гг. V в. Теодорих, первоначально возглавивший восстание готов, стремился добиться того же положения в империи, к-рое до этого занимал Аспар. Зная это, Л. вступил с ним в переговоры, отправив к нему силенциария Пелагия. Однако Теодорих выдвинул слишком большие требования, претендуя на все наследство (в т. ч. имущество) Аспара, в то время как Л. соглашался только передать под командование Теодориха те войска, которыми ранее руководил Аспар. Достичь мира не удалось, и гражданская война, хотя и не очень интенсивная, продолжалась 2 года. Теодорих захватил Аркадиополь, но угрожать К-полю не смог. Тем временем среди готов, не получавших привычного жалованья, начало расти недовольство Теодорихом, и это вскоре вынудило его заключить мир. Л. предоставил Теодориху пост магистра армии, а его готам годовое содержание.

В кон. 473 г. Л. тяжело заболел и озаботился вопросом передачи власти. К этому времени у партии Зинона при дворе не осталось соперников, но сам Зинон, как считалось, не мог стать императором из-за своего варварского происхождения. 18 нояб. 473 г. на к-польском ипподроме Л. провозгласил августом Льва II, своего 6-летнего внука от брака Зинона и Ариадны. 18 янв. 474 г. Л. скончался.

Несмотря на неоднозначность политики Л., у позднейших византийских хронистов он был известен как Лев Великий. Л. как благочестивый правитель показан в Житии Даниила Столпника (BHG, N 489; Vita S. Danielis Stylitae. 1913) в связи с тем, что часто посещал святого на столпе в Сосфении близ К-поля. Именно по настоянию Л. св. Даниил принял сан пресвитера, не сходя со столпа. В церковной истории Л. оставил память ревностного блюстителя халкидонского православия, в противоположность его преемникам Зинону и Анастасию I, строившим политику на основе «Энотикона». Его имя в ряду святых внесено в К-польский синаксарь под 15 и 20 янв., (SynCP. Col. 393, 407) и под 20 янв.- в календари греч. Церкви.

Ист.: Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri, Olympiodori, Candidi, Nonnosi et Theophanis historiarum reliquiae, Procopii et Prisciani panegyrici / Ed. I. Bekker, B. G. Niebur. Bonn, 1829 (рус. пер.: Визант. историки: Дексипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патрикий, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец / Пер.: С. Дестунис. СПб., 1860. Рязань, 20032); Vita Petri Iberi // Raabe R. Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh. Lpz., 1895. S. 3-146; Theod. Lect. Hist. eccl. I 8-9; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 11-12; IV 1-12; Vita S. Danielis Stylitae / Ed. H. Delehaye // AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 121-214; Anon. Vales. Chron. Const. 9. 39; Iord. Rom. 335; Ioan. Malal. Chron. P. 369-376; Procop. Bella. III 5-7; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8-17, 26; Chron. Pasch. P. 592-599; Ioan. Nic. Chron. 88; Theoph. Chron. P. 103, 109-120; Georg. Mon. Chron. P. 616-618; Phot. Bibl. 78, 79; Leo Gramm. Chron. P. 111; Const. Porphyr. De cerem. Vol. 1. P. 410-417; Patria CP. Vol. 2. P. 167; Mich. Syr. Chron. IX 1-4; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 607-614; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 121-128.
Лит.: Jalland T. The Life and Time of St. Leo the Great. L., 1941; Ensslin W. Leo I // Pauly, Wissowa. Bd. 12. Sp. 1947-1961; idem. Zur Frage nach der ersten Kaiserkronung durch den Patriarchen und zur Bedeutung dieses Aktes im Wahlzeremoniell // BZ. 1942. Bd. 42. S. 101-115; Stockmeier P. Leo I des Grossen. Beurteilung der kaiserlichen Religionspolitik. Munch., 1959; Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // JThSt. N. S. 1960. Vol. 11. N 1. P. 25-51; PLRE. Vol. 2. P. 663-665; ODB. Vol. 2. P. 1207-1208; Кулаковский. История. Т. 1. С. 279-314; Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва. М., 2011. С. 103-104.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также