МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Том XLII, С. 560-562
опубликовано: 9 декабря 2020г.

МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Содержание

Прп. Макарий Александрийский. Роспись Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского мон-ря. 2004 г. Мастер Алёшин А. В.Прп. Макарий Александрийский. Роспись Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского мон-ря. 2004 г. Мастер Алёшин А. В. [Греч. Μακάριος ὁ Αλεξανδρείας] (Ɨ ок. 394), прп. (пам. 19 янв.), егип. монах, пресвитер Келлий. Основные сведения о М. А. содержатся в «Лавсаике» еп. Палладия Еленопольского, в копт. Житии (изданном Э. К. Амелино и представляющем собой расширенную версию сведений из «Лавсаика»; см.: Vivian, Greer. 2004. P. 135-138), в «Истории монахов» (а также в латинском переводе последней - «Жизни пустынных отцов» Руфина Аквилейского) и в «Изречениях отцов» (Apophthegmata Patrum; определить изречения, принадлежащие М. А., довольно затруднительно, поскольку они, по наблюдению А. Гийомона, смешаны с апофтегмами прп. Макария Великого (Египетского); см.: Guillaumon. 1975).

М. А. род. и вырос в Александрии - отсюда его прозвание Городской (ὁ Πολιτικός), данное ему для отличия от прп. Макария Египетского, его старшего современника. Согласно еп. Палладию, живя в Александрии, М. А. занимался торговлей лакомствами (τραγήματα πιπράσκων - Palladius. Lausiac. 17); в копт. Житии рассказывается, что в юности М. А. был мимом по профессии и был очень знаменит. На 40-м году жизни он крестился, после чего прожил еще ок. 60 лет (Palladius. Lausiac. 18). Приняв монашество и потрудившись в иноческих подвигах, ок. 355 г. М. А. был рукоположен во пресвитера и стал настоятелем мон-рей в пустыне Келлии. Палладий сообщает, что «сей святой имел разные келии в пустыне, в которых совершал подвиги добродетели: одну в Скиту, в самой глубокой пустыне, одну в Ливии, в так называемых Келлиях, и одну в горе Нитрийской» (Ibidem). Среди учеников М. А. был Евагрий Понтийский (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23). Говоря о М. А. и о прп. Макарии Египетском, Сократ Схоластик так характеризует подвижников: «Оба они прославились многими делами - подвигами, образом жизни и совершавшимися через них чудесами... Несмотря на благочестие, Макарий Египетский был суров к приходящим, а Александрийский, сходный с ним во всем, разнился только тем, что с приходящими был приятен и ласковостью располагал молодых людей к подвижнической жизни» (Ibidem; о сострадательности М. А. упоминается и в копт. Житии - гл. 24). Cообщение Сократа Схоластика о суровости прп. Макария Египетского и снисходительности М. А. несколько расходится со свидетельствами апофтегм, где рассказывается о том, как между прп. Макарием Египетским и М. А. произошла размолвка из-за того, что М. А. слишком сурово поступил с согрешившими братиями (Apophthegmata Patrum. Col. 269-271). Во время гонений на православных в Египте при имп. Валенте и арианском архиеп. Лукии Александрийском оба Макария, «которые почитались отцами монахов», были изгнаны из егип. пустыни и сосланы на остров, населенный одними язычниками, где, как сообщает Сократ, преподобные изгнали беса из дочери местного идольского жреца и «через это обратили к Христовой вере и жреца, и всех жителей острова, а идолов тотчас низвергли и капищу дали вид храма, в котором приходящие крестились и с радостью учились христианской вере» (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 24). В копт. Житии содержится рассказ о том, как во время засухи М. А. по просьбе Тимофея I, архиеп. Александрийского (380-384), посетил Александрию и по его молитвам пролился обильный дождь (гл. 23). Согласно копт. Житию, М. А. умер 6 пашонса (1 мая).

Сочинения, приписываемые М. А.,- «Правила к монахам» (Regula ad monachos // PG. 34. Col. 967-970, на лат. языке) и «Слово об исходе души праведников и грешников» (Sermo de exitu animae justorum et peccatorum // PG. 34. Col. 385-392),- по всей вероятности, ему не принадлежат, поскольку ни один из древних писателей не приводит сведений о его лит. произведениях (см.: CPG, N 2400-2403).

Ист.: BHG, N 999a-999y; Palladius. Lausiac. 17, 18; Hist. mon. Aeg. 23: Rufin. Hist. mon. 29; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23-24; Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 269-271, 304-305; копт. Житие: Vie de Macaire d'Alexandrie / Ed. É. Amélineau // Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 235-261. (Annales de Musée Guimet; 25) (франц. пер.: Quatre Ermites Egyptiens / Trad.: A. de Vogué. 1994. P. 131-151; англ. пер.: Vivian T., Greer R. A. Four Desert Fathers: Pambo, Evagrius, Macarius of Egypt, and Macarius of Alexandria: Coptic Texts Relating to the Lausiac History of Palladius / St. Vladimir Sem. Crestwood (N. Y.), 2004. P. 139-162).
Лит.: Lantschoot A., van. Révelations de Macaire et de Marc de Tarmaqã sur le sort de l'âme après la mort // Le Muséon. 1950. Vol. 63. P. 159-189; Sauget J. M. Macaire d'Alexandrie // BiblSS. 1967. Vol. 8. Col. 412-413; Guillaumont A. Le Problème des deux Macaire dans les «Apophthegmata Patrum» // Irénikon. 1975. Vol. 48. N 1. P. 41-59; idem. Macaire d'Alexandrie // DSAMDH. 1980. Vol. 10. Col. 4-5; Vivian T., Greer R. A. The Life of Macarius of Alexandria (Lausiac History 18): Introd. // Idem. Four Desert Fathers. N. Y., 2004. P. 131-138; Читти Д. Град Пустыня. М., 2007. С. 65-67.
М. В. Никифоров

Иконография

Преподобные Макарий Великий, Кириак и Макарий Александрийский. Икона. Сер. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Преподобные Макарий Великий, Кириак и Макарий Александрийский. Икона. Сер. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно описанию Палладия, еп. Еленопольского, современника М. А., хорошо знавшего святого, тот «был… согбен и сухощав. Волосы росли только на губе, да еще на конце подбородка было их немного; от чрезмерных трудов подвижнических даже на бороде не росли у него волосы» (Палладий. Лавсаик. 19). От визант. времени в мон-ре вмц. Екатерины на Синае сохранилось неск. икон, представляющих М. А. в паре с прп. Макарием Великим или др. святыми. На иконе письма мастера, близкого к лат. культуре К-поля 1-й пол. XIII в., оба св. Макария изображены с подписями. Прп. Макарий Великий (по подписи - Египетский) - в схимнических одеждах, с куколем на голове, с короткой и острой седой бородой. М. А. (с подписью - ᾿Αλεξανδρινός) - также в схимнических одеждах (зеленом хитоне и коричневой мантии), с опущенным куколем, с седыми короткими волосами и небольшой черной бородкой. Оба святых одинаково держат кресты в десницах, левая рука раскрыта ладонью вперед перед грудью. Кресты имеют дополнительные перекрещивания на конце каждой ветви. На иконе, выполненной в кругу таких же мастеров, хорошо знакомых со столичной культурой эпохи латинского завоевания (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), оба святых фланкируют фигуру прп. Кириака: прп. Макарий Великий в образе аскета - слева, М. А. в схимнических одеждах - справа. Одеяния М. А. отличаются от более ранних икон: хитон желтый, схима темно-коричневая, ноги обуты в сандалии. По-прежнему святой изображен с непокрытой головой так, что видны короткие седые волосы, бородка очень короткая, также седая. В левой руке святые держат раскрытые свитки, правыми благословляют. Греческий текст на свитке М. А. восходит к цитате из Евангелия: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен» (Мф 23, 12); он встречается в Посланиях прп. Макария Великого и в скитском Патерике. На январской минейной иконе из гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены по образцу минейных миниатюр, использованных в Ватиканском минологии (1-я четв. XI в., Vat.1613) - они представлены на архитектурном фоне, оба седые, в схимнических одеждах, надписи утрачены.

Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский. Икона. 1-я пол. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский. Икона. 1-я пол. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Согласно предписаниям Ерминии, составленной мон. Дионисием Фурноаграфиотом, М. А.- «старец с радостным выражением на лице» (Ерминия ДФ. С. 174. XIII № 75). В русских лицевых подлинниках оба прославленных под 19 янв. Макария подписаны как «Александрийские пресвитеры», из-за чего в описании их облика возникает путаница. Так, в сводном иконописном подлиннике XVIII в. о 2-м из них сообщается: «…другий Макария египтянин… в клобуке, сед, брада доле Богословли, риза преподобническая, испод дичь санкирь, в левой руке свиток, а правая проста, а в Прологе пишет печатном: образ имея накрутен редки точию космы, на устнах имея к концу о браде, кожеи его яко слонова подобитися от студени и зноя» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 67). Согласно сводному иконописному подлиннику XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова, М. А. также следовало придавать облик преподобного: «подобием стар сед (пожив лет сто) брада доле Иоанна Богослова, в клобуке греческом, риза преподобническая, испод дич санкирной, в левой руке свиток, правая проста; преставися в такой старости, яко и зубом его испадшим, бяше же святый облаз имея и накрутен, редки точию космы на устнах имея к концу о браде» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 253). В предписаниях акад. В. Д. Фартусова было указано, что М. А. следовало писать как глубокого старца, сходно с прп. Макарием Великим (Египетским): «Старец египетского типа, 100 лет, лицом и телом очень худ. По греческому подлиннику, у него весьма редкая небольшая и узкая борода, волосы как на бороде так и на усах, клочками; зубов у него нет; одежда бедная - власяница, короткая мантия и епитрахиль, как у пресвитера. Можно писать ему и хартию с его изречением: «Аще исповедуеши грех твой, и Божие за него наказание познаваеши, то исправися отселе». Или: «Виждь, Господи, и не премолчи, воскресни Боже, да разыдутся врази Твои и да бежат от лица Твоего, яко душа наша наполняется поругания» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 158-159).

Память М. А. праздновалась в один день с памятью его старшего современника и сподвижника, прп. Макария Великого, поэтому в нек-рых минейных циклах их изображали под 19 янв. вместе, как в росписях притвора ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия (1561); иногда М. А. изображали одного, как в стенописи ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

Смешение черт М. А. и прп. Макария Великого встречается на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященных чудесам насельников Нитрийской и Скитской пустынь в Египте. Рассказ о них помещен в составе Лицевого хронографа среди событий эпохи имп. Валентиниана на западе и Валента на востоке Римской империи (РНБ. F.IV.151. Л. 226 об.- 230 об.). Хотя различить обоих преподобных Макариев на миниатюрах невозможно, именно к жизнеописанию М. А., основанному на сведениях «Лавсаика», восходит «чудо о гиене» в 3 композициях (Л. 229 об.- 230 об.). Наиболее монументально, как единоличный «портрет» М. А., решена 1-я из них: М. А. восседает на горке, на фоне монастырского здания, благословляя приближающуюся гиену, ее прозревших по молитве святого «щенят» и принимая их «подношение». С большим количеством фигур, размещенных на 2-м и 3-м плане, написаны иллюстрации чуда о слепце и чуда об изгнании беса из девы-язычницы.

К редким памятникам, изображающим М. А., относилась икона с образами преподобных Макариев, Египетского и Александрийского, принадлежавшая московскому мещанину Д. Андрееву. Цветная акварельная копия Ф. Г. Солнцева с иконы была опубликована в сб. «Древности Российского государства» (икона была приобретена П. М. Третьяковым и находилась в ГТГ до 1936 г., после чего судьба ее неизвестна). Святые изображены молящимися Христу в небесном медальоне. Святой слева поименован Макарием Александрийским, однако его внешний вид более соответствует облику свт. Кирилла Александрийского: это святитель в крещатой фелони, епитрахили и омофоре, с круглой небольшой шапочкой на голове, престарелый, с бородой средней длины. По типу святых и размеру, а также по украшениям оклада икона датировалась 1-й пол. XVII в., о ее принадлежности к старообрядческим кругам свидетельствовало семейное предание прежних владельцев о написании ее прп. Андреем Рублёвым.

В современных росписях образ М. А. встречается редко. Он изображен рядом с прп. Иоанном Лествичником в росписях ц. Св. Троицы Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы жен. мон-ря (2004, мастер А. В. Алёшин). Во фресках очевидно подражание визант. миниатюрам, в т. ч. использование крупных буквиц в надписях. М. А. облачен в монашеские одежды, он сед, с распущенными по плечам волнистыми волосами и такой же недлинной бородой. На нем серый хитон, коричневая мантия, темно-коричневая схима, аналав, куколь опущен, в левой руке свиток с надписью: «Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение», правая рука в именословном благословении сложена перед грудью.

Лит.: Древности Российского государства. М., 1849. Т. 1. Отд. 1. № 15; Mиjoвић. Менолог. С. 369, 389.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)