МАКАРИЙ
Том XLII, С. 467-469
опубликовано: 23 ноября 2020г.

МАКАРИЙ

Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.)Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца.

Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского). Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея.

С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником.

18 июня 1848 г. М. был уволен с должности благочинного по собственному прошению из-за болезни (ок. 20 лет страдал кожным заболеванием: лишайная сыпь распространилась по всему телу, кроме лица). По свидетельству братии, порой М. «из себя представлял кости, обтянутые кожей». Несмотря на зуд и жжение в руках и ногах, выстаивал продолжительные богослужения в храме, опираясь на костыли. Также старец неукоснительно исполнял келейное правило, в к-рое входило чтение 2 глав из Евангелия, главы из апостольских посланий, 3 кафизм, покаянного канона. По прочтении глав из Евангелия М. читал особую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости меня, грешного, нечистыми устами словеса Святого Евангелия Твоего изрекшего: глаголю и не исполняю Твоих повелений. Ты, Владыко, пришел еси оживотворити умерщвленные грехми, просвети Евангелием Твоим ум, сердце и укрепи душевный мой храм, да не вотще учуся и возвещаю словеса Твои. Господи, Господи! Мудрости истинной Наставниче и смысла Подателю, душу мою объемь верою в словеса, Тобою реченные, и умягчи ю, да излиется пред Тобою, и аз буду в Тебе, и Ты во мне, Благодетелю мой, да никогда же удаляюсь от любви Твоей. Ты мое пристанище, Ты тишина моя и спокойствие сердцу моему. Пробави милость Твою ведующим Тя, Тобою бо живем, движемся и есмы и Тебе славу воссылаем ныне и присно и во веки веков». Затем преподобный клал 150 земных поклонов с Иисусовой молитвой, 150 поклонов с молитвой Пресв. Богородице. Кроме того, в его правило входили 33 земных поклона в память 33-летней земной жизни Спасителя и молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко» с земными поклонами.

Насельники и богомольцы почитали М. как старца, стяжавшего дары прозорливости и в духовных, и в житейских делах. Некая дама, ежегодно посещавшая Глинскую пуст., попросила у М. молитв о «разрешении неплодия». Спустя год у нее родился сын, но когда она приехала благодарить М., старец назвал себя величайшим грешником. Считалось, что М. имел дар исцеления: мон. Иерофея он излечил от лихорадки, мон. Агнию (Полежаеву) - от головных болей. В 1862 г. к М. обратились Е. Г. и П. Е. Терещенко (мать и жена благотворителя Н. А. Терещенко), страдавшие различными болезнями, и старец посоветовал им устроить в г. Глухове бесплатную больницу. Лишь только женщины откликнулись на это предложение, сразу выздоровели. Но бесплатная больница во имя св. Евфросинии была построена в Глухове только в 1879 г.

Состоятельные миряне в благодарность М. за добрые советы и исцеления передавали богатые подарки, которые преподобный сразу же посылал игумену или раздавал др. посетителям. Из приносимого он оставлял себе только ладан и восковые свечи. После кончины в келье старца была найдена лишь 20-копеечная монета в книге, положенная в качестве закладки.

В 1851 г. игум. Евстратий освободил М. от чреды священнослужения. На нек-рое время старец прекратил прием посетителей, как насельников, так паломников. Бо́льшую часть времени он проводил в келье, выходил только на богослужения в храм, иногда шел далеко в лес или на кладбище - для уединенной молитвы и богомыслия. В маленькой келье преподобного стекла были заклеены бумагой, имелись икона Божией Матери «Страстная», Распятие, неск. книг, стол, стул, деревянная скамейка со старым зипуном. Однажды инок, осудивший в беседе с братом уход М. в затвор, проходил мимо его кельи. Преподобный, приоткрыв дверь, сказал: «Прости меня, брат... не могущего подвизаться так, как подвизаетесь вы» - и пересказал недавний разговор 2 насельников. Смущенный инок упал в ноги старцу и испросил прощение.

Когда М. явился ангел с повелением вновь принимать приходящих, старец рассказал об этом игумену, к-рый благословил его общаться с посетителями. Глинский иером. Тарасий, проживавший в келейном доме по соседству с М., вспоминал, что с утра и до вечера келью старца буквально осаждали толпы паломников, выстраивавшихся в длинную очередь. Лишь только М. приоткрывал дверь, стоявшие впереди богомольцы падали ему в ноги. Но старец часто называл по имени и приглашал кого-либо из стоявших позади, совершенно незнакомых ему мирян, пришедших издалека. Причем обычно М. всех встречал с радостной улыбкой, лицо его сияло, будто «обновленное» после уединенных молитв. Поучения отличались кротостью и снисходительностью к человеческим немощам. На прощание М. иногда давал посетителям мед или лимоны, нек-рым - написанные или напечатанные молитвы, деньги, но каждому при этом предсказывал к.-л. жизненные обстоятельства.

Вскоре после одного видения М. решил не отказывать в духовной беседе и женщинам: «Вижу, будто иду в церковь по монастырю и около меня летает множество ласточек... я их беру в руки и одуваю. После того будто возвращаюсь из церкви и на голове несу крест, а на крышах монашеских келлий грачи каркают на меня». «Каркающими грачами», по мнению М., были члены братии, возмущавшиеся тем, что мирянки посещают муж. мон-рь. Поскольку устав Глинской пуст. не позволял женщинам входить в кельи, старец общался с ними в коридоре.

Активное общение М. с мирянами вызывало ропот среди братии. Когда старец, уступив настойчивой просьбе почитателей, позволил сфотографировать себя, схиархим. прп. Илиодор (Голованицкий) обличил его: «Ты не старец, а старичишка с торбой». Однажды иером. Иосиф шел по монастырю и при виде множества богомольцев, прибывших к преподобному, воскликнул: «Ишь старичишка, какую массу народа собрал к себе, и охота же ему возиться с ними». Когда он приблизился к келье М., старец подозвал его и спросил: «Скажи, что делать мне с народом? Видишь, собралось их сколько, а я, окаянный старичишка, возись с ними, прохода не дают». Иером. Иосиф сокрушенно испросил прощение.

Как-то глинскому иером. Моисею срочно потребовался совет преподобного и он пришел к дверям его кельи, но старец, утомленный общением с мирянами, попросил брата зайти на следующий день. Утром М. испросил прощение у о. Моисея: «Прости меня, отче и брате, грешного, что отказал тебе вчера; мимошедшую ночь много за сие пострадал». С тех пор преподобный отдавал предпочтение общению с насельниками: беседовал с ними в любое время суток. Однажды М. окликнул послушника Михаила, спешно проходившего мимо его кельи, и попросил поставить самовар. Послушник быстро выполнил просьбу, но, когда самовар закипел, сразу собрался уйти. М. убедил его остаться и во время чаепития прикровенно обличил некие греховные намерения брата.

Много времени у М. занимала переписка и с мирянами и с монашествующими. Так, девице, искавшей советов у неск. старцев, М. рекомендовал «избрать себе одного старца... и его советов слушать», «а не многих, ибо там мало пользы, где учат многие и всякий советует по-своему». Особо активную переписку М. вел с инокинями Борисовской пуст. (см. Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь), к-рые иногда «сразу присылали до 70 писем, и на все он не ленился отвечать».

Среди ближайших учеников и друзей М. известны иеросхим. Илиодор (Захаров; † 1895), иером. Иосиф († 1883), монахи Петр (Лешенко) и прп. Феодот (Левченко), а также прп. Иннокентий (Степанов), к-рому старец в 1861 г. предсказал игуменское служение (Краткое описание жизни. 1893. С. 41).

1 июня 1863 г. М. принял схиму с оставлением прежнего имени и поселился в маленькой келье на верхнем этаже юго-вост. 2-этажной башни монастырской ограды; его ученик мон. Петр (Лешенко) проживал на нижнем этаже. Старец предпочитал ходить в мантии и клобуке, полное схимническое облачение надевал крайне редко. Когда М. узнал, что глинский иером. Панкратий, пользовавшийся его доверием, стал вести записи о подвижнической жизни и об исцелениях, происходивших по молитвам старца, то «под страхом заклятия» потребовал сжечь бумаги. С принятием схимы М. перестал вести переписку с мирянами, но продолжал принимать посетителей. В сент. того же года он затворился в келье и принимал только нек-рых монахов и сестер; мон. Агнии признавался: «И вижу белый столб, как бы бумагой оклеен, до самого неба восходит. На том столбе большая площадь; там хорошо, сказать тебе не умею. Это мне было место показано, и слышал я глас, что мне мытарств проходить не придется».

М. скончался в братской больнице. 23 февр. 1864 г. игум. Иннокентий возглавил заупокойную литургию и отпевание старца, который был погребен на братском кладбище Ближнего скита, с юж. стороны храма святых Иоакима и Анны (1860). К захоронению приходили больные миряне, почитавшие М. как целителя, брали из-под могильной плиты песок, ломали кирпичи, на к-рых лежала плита. В 1894 г. кирпичное основание и плиту укрепили цементом, но паломники продолжали брать частички цемента, кирпича, извести и даже собирали и пили дождевую воду с надгробной плиты. По молитвам к М. на могиле совершались исцеления. Так, дворянка Харьковской губ. Прасковья Гавриловна Цыцерская писала настоятелю игум. Исаии (Гомолко), что 15 лет страдала ревматизмом, пальцы рук опухали и почти не сгибались. 20-23 июня 1893 г. она ежедневно молилась на могиле старца и исцелилась. Могила М. сохранялась до XXI в., юго-вост. башня, в которой он проживал, разрушена после закрытия Глинской пуст. в 1961 г.

8 мая 2008 г. решением Синода УПЦ учреждено празднование Собору преподобных отцов Глинских, в к-рый включено и имя М. Торжественное прославление Собора состоялось 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст., службу возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 11 июня того же года были обретены мощи преподобного, которые открыто почивают в монастырском Никольском храме (построен в 2000-2001 на фундаменте взорванной Успенской ц.). Частицы мощей М. хранятся в Ксении Петербургской блаженной женском монастыре в дер. Барань Минской обл. (Республика Беларусь) и в храме свт. Николая Чудотворца г. Ухта Республики Коми. На могиле, где покоился М., поставлен крест.

В Глинской пуст. мон. Ириной была написана икона с поясным изображением преподобного.

Лит.: Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. Од., 19012; Глинская пустынь: Очерк совр. состояния обители: С видом мон-ря и портретами замечательных Глинских подвижников. Од., 1901. С. 38-41. Курск, 19123. С. 35-36; Иеросхим. Макарий Глинской пустыни // ЖПодв. Февр. С. 262-287; Иеросхим. Макарий прозорливый (пам. 21 февр.) // Рус. инок. 1912. № 7. С. 41-48; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1992; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 134, 188, 241-266, 347, 367, 418-421, 497, 505.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых)
  • ЕВФИМИЙ (Любимченко Евстафий; 1795 - 1866), схим. Глинский, прп. (пам. 9 сент.)
  • ИОАННИКИЙ (Гомолко Иоанн; 1842-1912) Глинский, прп. (пам. 9 сент.)
  • АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
  • АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)