(Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630, весь Тимофеевская Чарондской округи (в наст. время Белозерский р-н Вологодской обл.) - 9.10.1683, Высокоезерский мон-рь), прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Макариевой Высокоезерской пуст. (ныне урочище Высокозерский Погост на Кривозере (Вытегорский р-н Вологодской обл.)). Единственным источником сведений о М. является его краткое Житие, составленное в 1683 г. свящ. Иосифом Титовым. Списки Жития редки; один из них, датированный XVIII в., находился в б-ке Е. В. Барсова, другой входил в состав «Летописи Высокоезерской церкви» (опубл.: Крупкин. 1914); местонахождение рукописей в наст. время неизвестно.
В годы царствования Алексея Михайловича (т. е. не ранее 13 июля 1645) в возрасте 15 лет М. был взят на военную службу. Вернувшись после 20 лет службы, он отправился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, где принял постриг и прожил «многое время» (между 1665 и 1673). 9 июня 1673 г., в день памяти прп. Кирилла Белозерского, он услышал Божественный голос, повелевший идти на запад: «Тамо ти место уготовано, хощу тя сотворити преподобномученика». М. увидел огненный столб «от земли до небеси», который привел его на Новгородскую землю, в Винницкую вотчину, на оз. Высокое (Кривозеро). Столб остановился посередине озера, указывая место, где должна быть основана обитель. В течение 7 лет М. копал ров между озерами Высоким и Нижним, чтобы осушить озеро. В 1680 г. на том месте, где стоял столб, М. построил деревянную ц. в честь Воскресения Христова и собрал братию. Через 3 года после основания обители на М. напали разбойники, «биша и огнем жгоша и древянныя стрижицы за ногти ему в руки и в ноги вогнаша, всячески мучиша и оставиша его еле жива суща, братию его разграбиша». Умирающего от ран М. нашел и причастил свящ. Иосиф Титов. По повелению М. он написал его Житие: «...и повеле ми, многогрешному попу Иосифу, житие свое списати при кончине живота своего и сказа мне вся подробно; аз же многогрешный поп житие его списах и в пустыни оставих церкви Божии». Священник похоронил подвижника в Высокоезерской пуст.
В 1700 г. при строителе Савватии в мон-ре была сооружена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Могила М. находилась между Воскресенским и Никольским храмами. С 1723 г. Высокоезерская пуст. была приписной к Александрову Свирскому мон-рю или «отданной в присмотр» ему, а в 1764 г. была закрыта.
О местном почитании М. свидетельствуют посвященные ему тропарь и кондак, включенные в «Летопись Высокоезерской церкви» (Крупкин. 1914). В XIX в. над могилой святого стоял крест под сенью. По сведениям нач. XX в., в день памяти М. у его могилы собиралось «множество поклонников» из соседних приходов (Крупкин. 1914). Однако Е. Е. Голубинский включил имя М. в список «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых».
Соборное почитание Олонецких святых началось во 2-й пол. XIX в. В 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное празднование Собору Олонецких святых (2 окт.); в том же году в честь этого праздника освятили пещерную церковь в подклете Святодуховского собора в Петрозаводске. В 1974 г. в Финской Православной Церкви было установлено празднование Собору Всех святых, в земле Карельской просиявших (1 нояб. н. ст.). В РПЦ соборная память Карельских святых праздновалась с 1974 г. в субботу между 31 окт. и 6 нояб. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование перенесено на 21 мая (в этот день в 2000 был освящен восстановленный кафедральный собор Петрозаводска).
Иконография М. разрабатывалась мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге, исполнявшими монастырские заказы. В частности, М. представлен на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших», датированных 1876 г., вывезенных с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две небольшие почти идентичные по композиции и деталям изображения иконы-пядницы подписаны как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь, Финляндия). М. написан в предпоследнем 7-м ряду крайним слева, вполоборота вправо, в монашеской мантии, с непокрытой головой, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины со значительной проседью; на музейной иконе его правая рука немного отведена в сторону. Иначе его образ расположен на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители. Икона составляла пару с храмовым образом с подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6 (11). № 121); в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. Образ М., согласно надписи на нимбе («С. Макарiй Высокозерскiй»), помещен в 1-м ряду крайним справа. Подвижник облачен в святительские одежды: саккос, омофор и митру, правой рукой благословляет, в левой держит жезл с сулоком. Ошибочная иконографическая трактовка образа М., возможно, связана с тем, что изображение свт. Геннадия Новгородского, написанного на этом месте на иконах-пядницах, перенесено в 6-й ряд слева и выделяется среди др. преподобных только монашеским клобуком. Иконописцы Пешехоновской мастерской изменили надписи на нимбах, оставив иерархический порядок расположения фигур, т. е. корректировка в именах была внесена на завершающем этапе работы.