(Гунаропуло Мария Михайловна; 1866, Херсонская губ.- 22.08.1918, г. Мензелинск Уфимской губ.), прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Происходила из древнего священнического рода с о-ва Хиос (Греция), откуда ее предки переехали в Россию в XVIII в. Мария Михайловна Гунаропуло (в лит-ре также встречается др. написание фамилии - Гунаронуло) была потомственной дворянкой, дочерью херсонского землевладельца. Окончила курс Херсонской жен. гимназии. В кон. XIX - нач. ХХ в. проживала в Киеве, была прихожанкой Киево-Георгиевской ц. Ее духовником был настоятель храма прот. Александр Корсаковский. Она не создала своей семьи и мн. годы стремилась к монашеской жизни. Как писал в своих воспоминаниях хорошо знавший ее кн. Н. Д. Жевахов, «я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу... Ее безмерная, рвавшаяся наружу любовь к ближнему, искавшая случаев проявить себя, ее безграничная снисходительность к человеческим немощам не создавали, однако, никаких компромиссов с совестью, не рождали двойственности, ни всего того, что обычно прикрывается благочестием, а в действительности выражает только равнодушие к христианскому долгу» (Жевахов. 1993. С. 146).
В 1906 г. Мария стала насельницей монашеской общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в имении Орловых-Давыдовых в Серпуховском у. Московской губ. 13 марта 1907 г. пострижена в рясофор. Проходила послушания зав. б-кой (1907), церковной чтицы (1908), пономарки (с 1910). 13 марта 1915 г. пострижена в мантию с именем Маргарита. Служение в серпуховской общине было для М. тяжелым испытанием, потребовавшим большого терпения и смирения из-за холодного и пренебрежительного отношения к ней престарелой игум. Магдалины (Орловой-Давыдовой), основательницы обители. Ставший в сент. 1916 г. товарищем обер-прокурора Синода кн. Жевахов предпринял неск. попыток убедить Синод в необходимости назначения М. на одно из вакантных мест игумений, поскольку считал, что ее происхождение, духовный опыт, ум, высокие нравственные качества делают ее незаменимой руководительницей обители, однако не встречал понимания. Наконец, указом Синода от 18 янв. 1917 г. М. была назначена настоятельницей мензелинского во имя пророка Илии женского монастыря с возведением ее в сан игумении. Торжество возведения М. в сан игумении происходило в Москве в присутствии вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны, которая с 1910 г. являлась августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев Уфимской губ. и возглавляла Уфимский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва.
Мензелинский мон-рь был одним из крупнейших в Уфимской епархии: в нем тогда проживало свыше 60 монахинь и 300 послушниц. Настоятельство М. пришлось на время революционных потрясений, охвативших страну. В марте 1917 г. по распоряжению уездного комиссара она была подвергнута домашнему аресту за «отказ подчиняться распоряжениям Временного правительства». Осенью того же года ей удалось воспрепятствовать передаче в ведение Мин-ва народного просвещения монастырской школы во исполнение постановления Временного правительства от 20 июня 1917 г. На приглашение городского головы Мензелинска явиться на собрание по этому вопросу М. письменно ответила, что монастырская школа должна остаться при мон-ре, т. к. ему принадлежат «имущество и здание школы, а кроме того и учительницами состоят послушницы обители»; при этом игумения сообщила о решении принять школу, в к-рой обучались и городские девочки, на полное монастырское содержание. Твердость игумении привела к неожиданному результату: город не только оставил школу за мон-рем, но и постановил платить учительницам жалованье и выдавать требуемые для обучения детей пособия. 18 апр. 1918 г. М. была избрана в состав епархиального совета, а в авг. того же года должна была участвовать в Уфимском епархиальном собрании как представительница жен. мон-рей епархии.
С мая 1918 г. в Уфимской губ. развернулись бои между Красной Армией и восставшим Чехословацким корпусом и поддерживавшей его антибольшевистской Народной Армией. В ночь на 11 авг. Мензелинск был оставлен без боя красными войсками. В городе в целях охраны порядка был организован добровольческий отряд учащихся реального уч-ща, началось формирование офицерского отряда. Штаб по охране города был размещен в зданиях, принадлежавших жен. монастырю, там же шло формирование военных частей. 17 (по др. сведениям, 18) авг. в Мензелинск вошел отряд Народной Армии. В 3 верстах от города его встречал крестный ход городского духовенства и сестер мон-ря во главе с М. Офицеры отряда были размещены в монастырской гостинице. Однако уже 21 авг. Мензелинск был вновь взят Красной Армией. После этого началась расправа над всеми, кого считали противниками советской власти. Всего за 21 и 22 авг. было расстреляно 150-200 горожан. Тогда же были расстреляны священник Троицкой ц. Воздвиженский, местный мулла и мн. др. 22 авг. была арестована и М. Ее обвинили в организации в мон-ре штаба обороны города, в торжественной встрече отряда Народной Армии и в укрывательстве в обители белых офицеров. По свидетельству участника взятия Мензелинска Я. Ф. Остроумова, «несколько белых офицеров, оставшихся в монастыре, скрылись в кельях женского монастыря и были по распоряжению Лямина и Железкина [командиров отрядов красных] расстреляны во дворе монастыря, также была расстреляна игуменья монастыря… за укрывательство белых офицеров в кельях» (ЦГА историко-политич. док-ции Респ. Татарстан. Ф. 30. Оп. 3. Д. 733. Л. 158; Д. 735. Л. 12). По рассказу мон. Алевтины, непосредственной свидетельницы казни, М. арестовали прямо во время службы, вывели на паперть монастырского Вознесенского собора и, не дав ей, несмотря на ее просьбы, приобщиться Св. Таин, расстреляли. Отпевание М. было совершено на следующий день прот. Ф. Комаровым и диак. П. Козыревым. М. похоронили возле алтаря Вознесенского храма, где она была казнена.
26 окт. 1999 г. Уфимским и Стерлитамакским еп. Никоном (Васюковым; ныне митрополит) прославлена в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.