МАЦУЛЕВИЧ
Том XLIV, С. 416
опубликовано: 24 мая 2021г.

МАЦУЛЕВИЧ

Л. А. Мацулевич. Фотография. 50-е гг. ХХ в.Л. А. Мацулевич. Фотография. 50-е гг. ХХ в.

Леонид Антонович (7.11.1889 - 22.05.1959, Ленинград), российский историк искусства, специалист по памятникам эпохи великого переселения народов, Византии и раннехрист. Причерноморья (особенно монументальной живописи средневек. Грузии), по древнерусскому искусству; д-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946). Ученик Д. В. Айналова, М. в дореволюционные годы внес вклад в исследование памятников Вел. Новгорода (Знаменский собор, храмы Детинца) и Пскова (Снетогорский мон-рь). Изучал фрески ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (издал 1-е монографическое исследование, обосновав дату создания фресок (XIV в.) и сопоставив стиль с визант. и южнослав. фресками); фотосъемка М. 1909-1910 гг. утраченных в годы Великой Отечественной войны фресок Успенской ц. использована М. В. Алпатовым и др.; введена в научный оборот Г. И. Вздорновым в кн. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода» (М., 1989).

С 1918 г. М. работал ученым хранителем, зам. директора ГЭ (1920-1921), зав. отделом ГЭ визант. и «готской» коллекции (1939-1952). Организовал одну из первых в мире выставок визант. искусства - «Византия и эпоха великого переселения народов» (с 8 нояб. 1927, в наст. время залы итал. живописи Ренессанса), в концепции к-рой раскрыл на примере формирования стилевого единства процесс перехода памятников эллинистическо-римской культуры к христ. памятникам копт. Египта, К-поля и Причерноморья. На материале визант. серебряной посуды IV-VII вв. М. создал особый метод атрибуции, сочетавший стилевой анализ со скрупулезным археолого-музейным исследованием. Основанная на этом методе капитальная работа «Византийский антик» (1929) стала одной из классических в мировом искусствоведении. В ней обоснована датировка предметов ГЭ VI-VII вв. (ранее относили ко II-III вв.) и выделен особый стиль изображения мифологических сюжетов ранней Византии: лишенный античного натурализма и пластической моделировки, условно-схематичный.

В годы гонений на православную веру отд-ние Византии в ГЭ было закрыто (1931), но М. сумел и в 30-40-х гг. XX в. дополнить и развить свою концепцию, изучив культурное взаимодействие варваров и Византии и выдвинув гипотезу об изготовлении в империи особых даров для дипломатических целей, выполненных с учетом вкуса варваров. Для этого он обратился к изучению культуры готов и сарматов, работая в сармато-готской секции ГЭ и в ГАИМК (1928-1941). С 20-х гг. XX в. и особенно в конце жизни М. исследовал позднеантичные и средневековые памятники Грузии. М. преподавал в Ин-те истории искусства ИСА РАН (1918-1922), в ЛГУ (1939-1952); столетие со дня его рождения ученики отметили специальной научной сессией ГЭ.

Соч.: Храмы Детинца на неизданном плане Новгорода XVII в. // Сб. Новгородского об-ва любителей древностей. Новг., 1910. Вып. 3. С. 1-11 (отд. паг.); Знаменский собор в Новгороде // Там же. 1911. Вып. 5. С. 1-4 (отд. паг.); Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Волотово близ Новгорода. СПб., 1912. (Памятники древнерус. искусства; Вып. 4); О времени разрушения Борисоглебской ц. в Новгородском Детинце // Новгор. церк. старина: Тр. НЦАО. Новг., 1914. Т. 1. С. 185-188; Временная выст. церк. старины: (Открыта 5 нояб. 1922 г.) / ГЭ. Пг., 1922; Выставка церковной старины в Эрмитаже. Л., 1922 (То же: Среди коллекционеров, 1923. № 1-2); Византийские резные кости собр. М. П. Боткина: Памяти В. К. Мясоедова. 26.2.1916 г. // Сборник / ГЭ. Пб., 1923. Вып. 2. С. 43-72; Maculevič L. Monuments disparus de Džumati // Byz. 1926. Т. 2. P. 77-108; Серебряная чаша из Керчи. Л., 1926; Рельеф с цирковыми сценами в Эрмитаже // SK. 1928. Сб. 2. С. 139-148; Византия и эпоха великого переселения народов: Кр. путев. / ГЭ. Л., 1929; Вyzantinisсhe Antike. B.; Lpz., 1929; Византийское серебро в России. 1932; Погребение варварского князя в Вост. Европе: Новые находки в верховье р. Суджи. М.; Л., 1936. (Изв. ГАИМК; Вып. 118); Никорцминда и ее место в культуре Грузии // Сб. Руставели: К 750-летию «Вепхисткаосани». Тб., 1938. С. 31-68; Византийский антик и Прикамье. М., 1940. (МИА; № 1); Открытие мозаичного пола в др. Пицунте // ВДИ. 1956. № 4. С. 146-153; Мозаики Бир-аль-Кута и Пицунды // ВВ. 1961. Т. 19(44). С. 138-143.
Лит.: Банк А. В. Л. А. Мацулевич: Некр. // ВВ. 1960. Т. 17(42). С. 373-375; Залесская В. Н. Л. А. Мацулевич // Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991. С. 74-78; Соленикова Е. В. Л. А. Мацулевич и исслед. новгородских древностей: Экспедиция 1909-1910 гг. // Новгород и новгор. земля: История и археология Новгорода. 2000. Вып. 13. С. 350-358; она же. Л. А. Мацулевич // Искусство Др. Руси и его исследователи. СПб., 2002. С. 269-275. (Вопр. отеч. и зарубеж. искусства; Вып. 6); Кузнецова Ю. Ю. Л. А. Мацулевич (1886-1959): Жизнь ученого в документах Архива ГЭ // Византия в контексте мировой культуры: Мат-лы конф., посвящ. памяти А. В. Банк (1906-1984). СПб., 2013. С. 509-529. (Тр. ГЭ; Т. 69); Тихонов И. Л. Мацулевич Леонид Антонович // bioslovhist.history.spbu.ru/component/fabrik/details/1/1212.html [Электр. ресурс].
Библиогр.: Мацулевич Ж. А. Список тр. Л. А. Мацулевича // ВВ. 1960. Т. 17(42). С. 375-378.
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
  • АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель
  • АНДРЕЕВ Николай Ефремович (1908-1982), историк религ. искусства, филолог
  • АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства