[Груз. მაცხვარიში, от сванского მაცხვარ - Спаситель], ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Принадлежит общине Латали, расположена на высоте 1347 м в центре с. Мацхвариши (муниципалитет Местиа, В. Сванети), в ущелье р. Мулхра (Мулхура), правого притока р. Ингури. Является памятником культуры Грузии.
Нек-рые сведения о заказчиках и об исполнителях М. дают фресковые надписи церкви. Согласно ктиторской надписи (в треугольном отрезке вост. части вост. арки сев. стены, возле алтаря), роспись была выполнена «рукою Микаела Маглакели» в 15-й год (1140) царствования в Грузии Димитрия I (Вирсаладзе. 2007. С. 148). На юж. стене под изображением монаха с воздетыми вверх руками сохранилась 17-строчная надпись асомтаврули, в середине к-рой можно прочитать: «Это Квирике мамасахлиси (груз. «отец дома»; «старейшина» - Авт.), который много потрудился, руководя расписыванием этой церкви, аминь!» (Там же. С. 162). Также в сооружении и росписи М., очевидно, участвовал эристав Сванети Варданисдзе: его изображение сохранилось в сцене венчания на царство Димитрия I (зап. часть сев. стены). На сев. стене М. сохранилась надпись, очевидно принадлежавшая Квирике, завещавшему потомкам беречь живопись: «Вы, кто будет мамасахлиси сей церкви, оберегайте роспись от дыма, чтобы она не утратила цвета» (Силогава. 1977. С. 80-81; Вирсаладзе. 2007. С. 163).
Церковь привлекла внимание ученых на рубеже XIX и XX вв.: в 1895 г. ее посетила археолог графиня П. С. Уварова, отметившая значительную закопченность фресок. В 1910 г. роспись и эпиграфику М. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили. В 1931 г. М. посетила экспедиция Музея Грузии, была произведена фотосъемка наиболее интересных фресок (негативы хранятся в ГМИГ), П. И. Ингороква изучил эпиграфику храма (Отчет экспедиции. 1931. С. 344-350; Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 147). Летом 1946 и в 1947 г. М. была обследована экспедицией Ин-та истории грузинского искусства АН Грузинской ССР, роспись была зафиксирована (фотосъемку произвел В. Цинцадзе, копии росписи - Т. С. Шевякова, зарисовки - Т. Б. Вирсаладзе), обмеры храма выполнил Л. Д. Рчеулишвили. Вирсаладзе изучала роспись М. также осенью 1948 и летом 1952 г. Церковь была вновь освящена 18 янв. 2004 г.
Архитектура М. представляет собой характерное для архитектуры Сванети X-XI вв. церковное строение: это типичное зальное сооружение с пристройкой с 3 сторон (сохр. частично: по всей длине юж. фасада и в углу западного). Выстроено правильными рядами квадров туфа ширими. Продольные стены интерьера разделены на 2 отрезка парой 2-ступенчатых пилястр, переходящих в подпружную арку, на к-рую опирается коробовый свод. Свод и конха слегка стрельчатого вида. Свет поступает через 4 небольших окна: в алтаре, в люнете зап. стены, на юж. стене под вост. аркой и на юж. отрезке той же стены. Церковь имеет 3 входа - с зап., юж. и сев. сторон. Проемы дверей снаружи прямоугольной формы, изнутри образуют пространство арочного тимпана. Юж. вход с обеих сторон арочный. Над зап. входом высечен орнамент с растительными мотивами. С обеих сторон окна алтарной апсиды расположены большие арочные ниши. Первоначальная алтарная преграда не сохранилась; алтарь отделен от пространства церкви преградой из белого камня (нач. XXI в.), выстроенной вместо деревянного иконостаса XIX в.
В юж. пристройке церкви первоначальными являются только часть апсиды и аркатура вдоль стены церкви, капители которой оформлены различным орнаментом (остальная часть достроена во время реставрации памятника в 1986). Вход (2-арочный проем, опирающийся на круглую колонну) устроен в середине юж. фасада. Фасад церкви гладкий. Изначально он был оштукатурен (сохр. частично), имеются остатки внешней настенной росписи (над крышей юж. пристройки) и рельефные изображения, в т. ч. рельефы кистей рук (на юж. фасаде, в юж. углу зап. фасада).
Интерьер М. был полностью расписан в технике секко. Роспись алтаря является наглядным примером иконографического решения того времени. В конхе представлен Деисус: по центру размещен «Спас в силах» (в раскрытом Евангелии текст «Аз есмь свет миру...», изображения ангельских чинов подписаны: «херувим», «огненные колеса», «серафим»), Христу предстоят Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча (Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 192). Под Деисусом помещены фигуры 12 апостолов в полный рост, центр композиции акцентирован изображением креста над оконным проемом. Композиции обрамлены широкими декоративными полосами.
Роспись стен основного пространства включает 3 регистра. В верхней части расположены композиции вертикального построения, в нижнем регистре - ориентированные горизонтально, что подчеркнуто обрамлением сцен, к-рое касается нимбов святых. Такое решение вносит ощущение разнообразия и динамичности, что отличает его от симметричной структуры настенной живописи предшествующего периода. В 2 верхних регистрах (своды) помещены композиции «Преображение Господне» (вся высота сев. склона свода), «Сретение Господне» (напротив), «Благовещение Пресв. Богородицы», «Воскрешение Лазаря» (сев. отрезок свода), «Рождество Христово», ниже «Крещение Господне» и «Распятие Господне». В люнете зап. стены - «Вознесение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» (нижний фриз, по обе стороны окна). В нижнем регистре, занимающем стены, изображены святые и ктиторы. На зап. стене находятся изображенные в виде всадников вмч. Георгий, пронзающий копьем Диоклетиана, и вмч. Феодор, пронзающий дракона. Между ними - святой в позе моления. На юж. стене также в виде всадника изображен вмч. Димитрий Солунский, конь к-рого попирает одетого в царские одеяния человека. Регистры отделены друг от друга красными полосами, однако нимбы нек-рых фигур в ряде случаев соприкасаются с ними, а порой пересекают элементы выше находящихся композиций, что позволяет стереть грань между сценами и воспринимать живопись зап. стены как единое динамичное целое (Вирсаладзе. 2007. С. 176).
Зап. участок сев. стены отведен под групповой портрет ктиторов. В зап. нише сев. стены помещено уникальное изображение венчания на царство Димитрия I, не имеющее аналогов в груз. живописи. Прав. Евфимий Такаишвили описал фреску и зафиксировал не сохранившиеся ныне надписи (Такаишвили. 1937. С. 350). В центре композиции находится монументальная фигура царя Димитрия I (с нимбом) в позе моления перед благословляющим Христом в правом верхнем углу. Царский венец усеян камнями, красноватого цвета одеяние по всей длине и у подола украшено орнаментом, имитирующим золотое шитье. На поясе меч с прямым клинком. Слева от царя помещено меньшего размера ростовое изображение арх. Гавриила, указывающего на царя. Внизу, по обе стороны от Димитрия I, находятся небольшие фигуры 2 мужей, склонившихся к царю и держащих концы его пояса. В нижней части композиции слева просматривается часть здания с 2-гранным перекрытием, справа надпись в 3 строки: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давидовым». На фреске изображен древний обычай (после царствования св. Тамары уже не применявшийся), когда феодалы опоясывали царя мечом во время церемонии его вступления на престол (Беридзе. 1967. С. 173; Вирсаладзе. 2007. С. 149-150). Рядом с этой композицией представлена вмц. Екатерина с надписью: «Ангел возлагает венец на голову Екатерины». Справа от вмц. Екатерины изображена вмц. Варвара, слева - ангел, рукой касающийся ее венца (Вирсаладзе. 2007. С. 151). В вост. части юж. стены расположены фронтальные фигуры великомучениц Ирины (в рост) и Марины (поясное изображение) с крестами в руках и по др. сторону от окна - ктитора Квирике в монашеском облачении в позе моления в 3/4-ном повороте в сторону алтаря (Там же. С. 162).
В живописи М. большое значение придается орнаментальным полосам, выполненным в серо-коричневых цветах на черном фоне с добавлением охры. В качестве фона композиций использованы как архитектурные строения (решены условно, представлены строениями с 2-скатным перекрытием), так и пейзажные фоны (Вирсаладзе. 2007. С. 180). Лики святых М. написаны в линейной манере с использованием света и теней, что подчеркивает объем, но вместе с тем носит декоративно-орнаментальный характер. В качестве отличительных физиогномических особенностей ликов М. можно назвать низкий лоб, четко выраженные волосы, широкие, удлиненные в сторону висков глаза, прямой нос и маленький рот. Колорит росписи М. сдержанный, построен на сочетании серо-голубых и красно-коричневых тонов, в манере линейной живописи и локального цвета. Наиболее характерным является почти полное отсутствие широких и ярких высветлений и теней, наложенных на основной тон (Там же. С. 183). Живопись характеризуют монументальность и отточенность фигур, подчеркнутая декоративность, динамичность композиций, объемность изображения. Это пример монументального стиля, в к-ром проявляются признаки нового, декоративного направления.
Роспись М. занимает особое место в груз. настенной живописи кон. XI - нач. XIII в. В отличие от царского худож. Тевдоре Микаел Маглакели, с одной стороны, отдалился от утвержденных предшественниками принципов, с другой - остался последователем художественных традиций, на что указывают общая трактовка фигур и особенности манеры письма (Kenia. 2010. Р. 6-7).
Примечательна резная дверь юж. входа церкви (сосна, X-XI вв.), покрытая орнаментом и фигуративным декором. На ней сохранилась надпись, выполненная груз. письмом нусхури, в к-рой упомянут резчик, местный мастер-самоучка Агидулиани Квирике. Дверь состоит из 8 филенок, резьба неглубокая, в нек-рых местах сохранился след краски красно-кирпичного цвета. Интересной является сцена, где изображена женщина с ребенком на коленях (предположительно Пресв. Богородица с Младенцем) и с книгой в руке с надписью: «Христос, помилуй...» Декор выполнен в народной технике резьбы по дереву с использованием инструментов для создания орнамента - линейки, циркуля и угольника (Чубинашвили. 1958. С. 88, 92; Шмерлинг. 1962. С. 281).
В М. также хранятся несколько живописных икон: «Христос на престоле» (154×104 см, XIII в.), «Божия Матерь «Одигитрия» с Младенцем» (XII в.), «Распятие» (XII-XIII), «Св. Иоанн Предтеча» с надписью асомтаврули (52×41 см, кон. XII - нач. XIII в.), «Арх. Гавриил» (101×69 см, кон. XIII в.), а также визант. выносной крест, выполненный в технике чернения и украшенный перегородчатой эмалью (Сакварелидзе, Алибегашвили. 1994. С. 155-156).