МАЦХВАРИШИ
Том XLIV, С. 417-419
опубликовано: 24 мая 2021г.

МАЦХВАРИШИ

Содержание
Церковь МацхваришиЦерковь Мацхвариши

[Груз. მაცხვარიში, от сванского მაცხვარ - Спаситель], ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Принадлежит общине Латали, расположена на высоте 1347 м в центре с. Мацхвариши (муниципалитет Местиа, В. Сванети), в ущелье р. Мулхра (Мулхура), правого притока р. Ингури. Является памятником культуры Грузии.

История

Нек-рые сведения о заказчиках и об исполнителях М. дают фресковые надписи церкви. Согласно ктиторской надписи (в треугольном отрезке вост. части вост. арки сев. стены, возле алтаря), роспись была выполнена «рукою Микаела Маглакели» в 15-й год (1140) царствования в Грузии Димитрия I (Вирсаладзе. 2007. С. 148). На юж. стене под изображением монаха с воздетыми вверх руками сохранилась 17-строчная надпись асомтаврули, в середине к-рой можно прочитать: «Это Квирике мамасахлиси (груз. «отец дома»; «старейшина» - Авт.), который много потрудился, руководя расписыванием этой церкви, аминь!» (Там же. С. 162). Также в сооружении и росписи М., очевидно, участвовал эристав Сванети Варданисдзе: его изображение сохранилось в сцене венчания на царство Димитрия I (зап. часть сев. стены). На сев. стене М. сохранилась надпись, очевидно принадлежавшая Квирике, завещавшему потомкам беречь живопись: «Вы, кто будет мамасахлиси сей церкви, оберегайте роспись от дыма, чтобы она не утратила цвета» (Силогава. 1977. С. 80-81; Вирсаладзе. 2007. С. 163).

Церковь привлекла внимание ученых на рубеже XIX и XX вв.: в 1895 г. ее посетила археолог графиня П. С. Уварова, отметившая значительную закопченность фресок. В 1910 г. роспись и эпиграфику М. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили. В 1931 г. М. посетила экспедиция Музея Грузии, была произведена фотосъемка наиболее интересных фресок (негативы хранятся в ГМИГ), П. И. Ингороква изучил эпиграфику храма (Отчет экспедиции. 1931. С. 344-350; Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 147). Летом 1946 и в 1947 г. М. была обследована экспедицией Ин-та истории грузинского искусства АН Грузинской ССР, роспись была зафиксирована (фотосъемку произвел В. Цинцадзе, копии росписи - Т. С. Шевякова, зарисовки - Т. Б. Вирсаладзе), обмеры храма выполнил Л. Д. Рчеулишвили. Вирсаладзе изучала роспись М. также осенью 1948 и летом 1952 г. Церковь была вновь освящена 18 янв. 2004 г.

Архитектура

Архитектура М. представляет собой характерное для архитектуры Сванети X-XI вв. церковное строение: это типичное зальное сооружение с пристройкой с 3 сторон (сохр. частично: по всей длине юж. фасада и в углу западного). Выстроено правильными рядами квадров туфа ширими. Продольные стены интерьера разделены на 2 отрезка парой 2-ступенчатых пилястр, переходящих в подпружную арку, на к-рую опирается коробовый свод. Свод и конха слегка стрельчатого вида. Свет поступает через 4 небольших окна: в алтаре, в люнете зап. стены, на юж. стене под вост. аркой и на юж. отрезке той же стены. Церковь имеет 3 входа - с зап., юж. и сев. сторон. Проемы дверей снаружи прямоугольной формы, изнутри образуют пространство арочного тимпана. Юж. вход с обеих сторон арочный. Над зап. входом высечен орнамент с растительными мотивами. С обеих сторон окна алтарной апсиды расположены большие арочные ниши. Первоначальная алтарная преграда не сохранилась; алтарь отделен от пространства церкви преградой из белого камня (нач. XXI в.), выстроенной вместо деревянного иконостаса XIX в.

В юж. пристройке церкви первоначальными являются только часть апсиды и аркатура вдоль стены церкви, капители которой оформлены различным орнаментом (остальная часть достроена во время реставрации памятника в 1986). Вход (2-арочный проем, опирающийся на круглую колонну) устроен в середине юж. фасада. Фасад церкви гладкий. Изначально он был оштукатурен (сохр. частично), имеются остатки внешней настенной росписи (над крышей юж. пристройки) и рельефные изображения, в т. ч. рельефы кистей рук (на юж. фасаде, в юж. углу зап. фасада).

Роспись

Интерьер М. был полностью расписан в технике секко. Роспись алтаря является наглядным примером иконографического решения того времени. В конхе представлен Деисус: по центру размещен «Спас в силах» (в раскрытом Евангелии текст «Аз есмь свет миру...», изображения ангельских чинов подписаны: «херувим», «огненные колеса», «серафим»), Христу предстоят Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча (Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 192). Под Деисусом помещены фигуры 12 апостолов в полный рост, центр композиции акцентирован изображением креста над оконным проемом. Композиции обрамлены широкими декоративными полосами.

Апостолы. Фрагмент росписи апсиды ц. Мацхвариши. XII в.Апостолы. Фрагмент росписи апсиды ц. Мацхвариши. XII в.

Роспись стен основного пространства включает 3 регистра. В верхней части расположены композиции вертикального построения, в нижнем регистре - ориентированные горизонтально, что подчеркнуто обрамлением сцен, к-рое касается нимбов святых. Такое решение вносит ощущение разнообразия и динамичности, что отличает его от симметричной структуры настенной живописи предшествующего периода. В 2 верхних регистрах (своды) помещены композиции «Преображение Господне» (вся высота сев. склона свода), «Сретение Господне» (напротив), «Благовещение Пресв. Богородицы», «Воскрешение Лазаря» (сев. отрезок свода), «Рождество Христово», ниже «Крещение Господне» и «Распятие Господне». В люнете зап. стены - «Вознесение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» (нижний фриз, по обе стороны окна). В нижнем регистре, занимающем стены, изображены святые и ктиторы. На зап. стене находятся изображенные в виде всадников вмч. Георгий, пронзающий копьем Диоклетиана, и вмч. Феодор, пронзающий дракона. Между ними - святой в позе моления. На юж. стене также в виде всадника изображен вмч. Димитрий Солунский, конь к-рого попирает одетого в царские одеяния человека. Регистры отделены друг от друга красными полосами, однако нимбы нек-рых фигур в ряде случаев соприкасаются с ними, а порой пересекают элементы выше находящихся композиций, что позволяет стереть грань между сценами и воспринимать живопись зап. стены как единое динамичное целое (Вирсаладзе. 2007. С. 176).

Коронование царя Димитрия I. Роспись ц. Мацхвариши. XII в.Коронование царя Димитрия I. Роспись ц. Мацхвариши. XII в.

Зап. участок сев. стены отведен под групповой портрет ктиторов. В зап. нише сев. стены помещено уникальное изображение венчания на царство Димитрия I, не имеющее аналогов в груз. живописи. Прав. Евфимий Такаишвили описал фреску и зафиксировал не сохранившиеся ныне надписи (Такаишвили. 1937. С. 350). В центре композиции находится монументальная фигура царя Димитрия I (с нимбом) в позе моления перед благословляющим Христом в правом верхнем углу. Царский венец усеян камнями, красноватого цвета одеяние по всей длине и у подола украшено орнаментом, имитирующим золотое шитье. На поясе меч с прямым клинком. Слева от царя помещено меньшего размера ростовое изображение арх. Гавриила, указывающего на царя. Внизу, по обе стороны от Димитрия I, находятся небольшие фигуры 2 мужей, склонившихся к царю и держащих концы его пояса. В нижней части композиции слева просматривается часть здания с 2-гранным перекрытием, справа надпись в 3 строки: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давидовым». На фреске изображен древний обычай (после царствования св. Тамары уже не применявшийся), когда феодалы опоясывали царя мечом во время церемонии его вступления на престол (Беридзе. 1967. С. 173; Вирсаладзе. 2007. С. 149-150). Рядом с этой композицией представлена вмц. Екатерина с надписью: «Ангел возлагает венец на голову Екатерины». Справа от вмц. Екатерины изображена вмц. Варвара, слева - ангел, рукой касающийся ее венца (Вирсаладзе. 2007. С. 151). В вост. части юж. стены расположены фронтальные фигуры великомучениц Ирины (в рост) и Марины (поясное изображение) с крестами в руках и по др. сторону от окна - ктитора Квирике в монашеском облачении в позе моления в 3/4-ном повороте в сторону алтаря (Там же. С. 162).

Крест из ц. МацхваришиКрест из ц. Мацхвариши

В живописи М. большое значение придается орнаментальным полосам, выполненным в серо-коричневых цветах на черном фоне с добавлением охры. В качестве фона композиций использованы как архитектурные строения (решены условно, представлены строениями с 2-скатным перекрытием), так и пейзажные фоны (Вирсаладзе. 2007. С. 180). Лики святых М. написаны в линейной манере с использованием света и теней, что подчеркивает объем, но вместе с тем носит декоративно-орнаментальный характер. В качестве отличительных физиогномических особенностей ликов М. можно назвать низкий лоб, четко выраженные волосы, широкие, удлиненные в сторону висков глаза, прямой нос и маленький рот. Колорит росписи М. сдержанный, построен на сочетании серо-голубых и красно-коричневых тонов, в манере линейной живописи и локального цвета. Наиболее характерным является почти полное отсутствие широких и ярких высветлений и теней, наложенных на основной тон (Там же. С. 183). Живопись характеризуют монументальность и отточенность фигур, подчеркнутая декоративность, динамичность композиций, объемность изображения. Это пример монументального стиля, в к-ром проявляются признаки нового, декоративного направления.

Роспись М. занимает особое место в груз. настенной живописи кон. XI - нач. XIII в. В отличие от царского худож. Тевдоре Микаел Маглакели, с одной стороны, отдалился от утвержденных предшественниками принципов, с другой - остался последователем художественных традиций, на что указывают общая трактовка фигур и особенности манеры письма (Kenia. 2010. Р. 6-7).

Святыни

Примечательна резная дверь юж. входа церкви (сосна, X-XI вв.), покрытая орнаментом и фигуративным декором. На ней сохранилась надпись, выполненная груз. письмом нусхури, в к-рой упомянут резчик, местный мастер-самоучка Агидулиани Квирике. Дверь состоит из 8 филенок, резьба неглубокая, в нек-рых местах сохранился след краски красно-кирпичного цвета. Интересной является сцена, где изображена женщина с ребенком на коленях (предположительно Пресв. Богородица с Младенцем) и с книгой в руке с надписью: «Христос, помилуй...» Декор выполнен в народной технике резьбы по дереву с использованием инструментов для создания орнамента - линейки, циркуля и угольника (Чубинашвили. 1958. С. 88, 92; Шмерлинг. 1962. С. 281).

В М. также хранятся несколько живописных икон: «Христос на престоле» (154×104 см, XIII в.), «Божия Матерь «Одигитрия» с Младенцем» (XII в.), «Распятие» (XII-XIII), «Св. Иоанн Предтеча» с надписью асомтаврули (52×41 см, кон. XII - нач. XIII в.), «Арх. Гавриил» (101×69 см, кон. XIII в.), а также визант. выносной крест, выполненный в технике чернения и украшенный перегородчатой эмалью (Сакварелидзе, Алибегашвили. 1994. С. 155-156).

Лит.: Отчет экспедиции В. Сванети // Моамбе (Бюллетень) / ГМИГ. Тифлис, 1931/1932. Вып. 7. С. 344-350 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археол. экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г. П., 1937. С. 349-351 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Греческие надписи Грузии. Тб., 1951. С. 32-37 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Ars Georgica. Тб., 1955. Вып. 4. С. 169-231 (на рус. и груз. яз.); она же. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Она же. Избранные труды: Грузинская средневек. монументальная живопись. Тб., 2007. С. 145-224; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. худож. резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958. С. 87-93; Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 222, 228, 247, 248, 254, 258, 281; Беридзе В. В. Мастера древнегруз. искусства. Тб., 1967. С. 170-173 (на груз. яз.); он же. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. С. 303-304 (на груз. яз.); Силогава В. И. Фресковые надписи ктиторов в Верхней Сванети // Сванети: Материалы для изучения материальной и духовной культуры. Тб., 1977. Т. 1. С. 43-63, 80-81 (на груз. и рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994. С. 155-156 (на груз., англ., рус. и нем. яз.); Духовное сокровище Грузии. Тб., 2005. Т. 1. С. 152-155 (на груз. и англ. яз.); Kenia M. Upper Svaneti: Medieval Mural Painting. Tbilisi, 2010. Р. 6-8 (на груз. и англ. яз.).
И. Долидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
  • ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
  • ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))
  • ИШХАНИ муж. мон-рь и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети)
  • ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
  • ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)