МЕННО
Том XLIV, С. 697-701
опубликовано: 22 июня 2021г.

МЕННО

Менно Симонс. Гравюра. 1683 г.Менно Симонс. Гравюра. 1683 г.

[Нем. Menno] Симонс (ок. 1496, Витмарсюм, Фрисландия (ныне Нидерланды) - 31.01.1561, Бад-Ольдесло, княжество Шлезвиг-Гольштейн (ныне Германия)), бывш. католич. свящ., руководитель мирного крыла голл. анабаптистов, чьи сторонники впоследствии получили известность как меннониты. М. род. в крестьянской семье, и о ранних годах его жизни почти ничего не известно. Его отца звали Симон, отсюда его имя Менно Симонс (Симонсзон), позднее семья переехала в с. Пингьюм. Обстановка во Фрисландии на рубеже XV и XVI вв. была нестабильной. С приходом к власти герц. Альбрехта III Саксонского в 1498 г. фризы лишились независимости. Два года спустя против чужеземных завоевателей вспыхнуло восстание, но было жестоко подавлено, его вожди казнены, г. Леуварден отдан на разграбление. В 1512 г. саксонцам снова пришлось вмешаться, чтобы ликвидировать очередной антиправительственный заговор. Спустя неск. лет партия веткоперов заключила союз с Карлом фон Эгмондом, герц. фон Гелдерном, с целью совместной борьбы против завоевателей и изгнания их из страны. Города Снеек, Болсвард и Слотен потребовали немедленного предоставления независимости Фрисландии. Ответом был мятеж саксон. войск, которые прошли по стране, убивая и грабя местное население. В нач. XVI в. произошло несколько наводнений - в 1502, 1505, 1508, 1509, 1511 гг. В 1516 г. уровень воды поднялся так высоко, что были затоплены все внутренние дамбы, начался голод, вспыхивали эпидемии.

В возрасте 9 лет М. решил стать священником и, вероятно, неск. лет проучился в Болсварде (известном религ. центре) или неподалеку от него, где находились мон-ри францисканцев, норбертинцев и цистерцианцев. М. изучал катехизис, риторику и церковное пение. Его родным языком был фризский, поэтому он должен был кроме латыни выучить и нидерланд. язык. В работах М. можно встретить слова и цитаты на древнегреческом и древнееврейском языках, но он писал, что не владеет этими языками свободно. Для того чтобы стать священником, богословское образование не требовалось, и после успешной сдачи экзаменов 23-25 марта 1524 г. епископ Утрехта посвящает М. во священники, и он становится викарием в Пингьюме. М. был обязан помогать настоятелю местной церкви и получал за это жалованье, в пользование ему был предоставлен большой надел земли, к-рый он сам и обрабатывал. М. признавался, что хотя он и стал священником, но никогда не держал в руках Библию и даже боялся ее читать, чтобы не сбиться с правильного пути. М., как и его коллеги-клирики, не отказывал себе в алкоголе и играл в азартные игры, но целибата в отличие от многих не нарушал «ради сохранения своего доброго имени и благосклонности людей». Он прослужил уже ок. 2 лет, когда у него появились первые сомнения в истинности учения о пресуществлении Св. Даров (транссубстанциации). Видимо, М. подвергся определенному влиянию сакраменталистов - широко распространенному в то время в Нидерландах движению сторонников радикальной Реформации. Вначале он воспринял свои сомнения как козни сатаны, но после того, как ни молитва, ни пост не помогли от них избавиться, решил обратиться к НЗ, возможно в переводе М. Лютера, к-рый имел достаточно широкое хождение во Фрисландии. Указ наместника от 22 дек. 1526 г. предписывал всем, имевшим книги Лютера и его единомышленников, сдать их в канцелярию Леувардена для сожжения. В кон. 1527 г. генеральный прокурор Фрисландии дает санкцию на взлом сундука, в котором были спрятаны книги Лютера, после отказа священника и викария сдать их властям.

Читая Свящ. Писание, М. пришел к выводу, что взгляды сакраменталистов являются библейскими. Перед ним был выбор, на чей авторитет положиться - Церкви или Свящ. Писания, он остановился на авторитете Писания. 14 окт. 1529 г. выходит распоряжение властей, запрещающее под страхом смерти иметь еретические книги. Но, несмотря на смертельную опасность, М. продолжал читать и изучать труды Лютера. В своих проповедях он приводил примеры из Евангелия и вскоре получил известность как «евангельский проповедник». Если раньше его проповеди были посвящены святым и их деяниям, то теперь он все чаще обращался к Библии, объясняя в основном высказывания евангелистов.

В 1523 г. в Антверпене выходит нидерланд. вариант НЗ по нем. переводу Лютера; в следующем году книгу перепечатали в Амстердаме. По лат. переводу НЗ Эразма Роттердамского также публикуются переводы на нидерланд. язык. В вост. областях страны появился перевод НЗ на нижнесаксон. язык, сделанный с перевода Лютера. В окт. 1529 г. во Фрисландии под угрозой наказания запрещается перепечатка и ввоз новых переводов Библии. Фризский наместник Георг Шенк фон Таутенбург также требует от властей на местах запретить священникам упоминать в проповедях имена Лютера и его единомышленников. 7 окт. 1531 г. следует еще одно распоряжение, исходящее непосредственно от кор. Карла V и переданное фризским гос-вам через его посланника. В резких выражениях король осуждает «поношения и проклятия в адрес всемогущего Бога, Девы Марии и святых». Гос-ва Фрисландии, указывается в этом распоряжении, должны сделать все возможное для искоренения лютеранства и др. отступнических сект. Вскоре начались репрессии. Одни из ведущих руководителей движения гибнут на эшафоте, другие принимают мученическую смерть на костре.

Весной 1531 г. М. узнает о казни 20 марта в Леувардене Зикке Фрерикса (Снейдера), который принял повторное крещение в Эмдене и основал в Леувардене небольшую общину т. н. крещенцев. М. вновь стал читать Библию и не нашел в ней прямых указаний на возможность крещения младенцев. Большим потрясением для него стало то, что Лютер и такие лидеры Реформации, как М. Буцер, Г. Буллингер, У. Цвингли и др., поддерживали крещение младенцев, обосновывая его «своим собственным разумом», а не Библией. Т. о., М. признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков или реформаторов католич. Церкви. Однако в тот период М. не собирался порывать с католич. Церковью и в 1531 г. стал настоятелем церкви в Витмарсюме, где прослужил до 1536 г.

М. был священником уже почти год, когда в городе появились первые анабаптисты. Такие проповедники, как М. Гофман, принесли в Нидерланды весть о скором пришествии Христа и приближающемся создании Царства Божия. Они учили, что в преддверии этого люди должны обратиться к Богу, порвать с миром и грехом и, следуя Свящ. Писанию, принять крещение как знак обращения к Господу и заключения завета с Ним. Их идеи не отличались новизной. Еще в позднем средневековье в Нидерландах Г. Гроте и его приверженцы - «Братья совместной жизни» - учили, что братская взаимопомощь и готовность к страданиям должны отличать тех, кто хотят следовать за Христом. Незадолго до Реформации в Нидерландах возникло еще одно течение, которое можно назвать библейским гуманизмом. Самые яркие его представители Весел Гансфорт и Эразм Роттердамский хотели, чтобы Библия вновь стала единственной нормой веры и жизни. М. не скрывал своего восхищения Эразмом и довольно часто цитировал его труды.

М. подружился с соратниками Гофмана, выступавшими за крещение по вере, братьями Оббе и Дирком Филипсами из Леувардена, к-рые еще не были крещены. Осенью 1533 г. они примкнули к анабаптистам, т. к. по совету Гофмана в Нидерландах был введен 2-летний т. н. период бездействия, истекавший в декабре. Между тем анабаптистов очень встревожило выступление Я. Матиса, булочника из Харлема. Он называл себя прор. Енохом и утверждал, что появился на земле, потому что грядет Второе пришествие Христа. Матис отправляет 12 посланцев по двое во все концы света с вестью о том, что время бездействия прошло и наступила новая эра: святость и праведность будут теперь править «новым миром». Двое посланцев, Б. Букбиндер и Д. Кёйпер, в дек. 1533 г. прибыли в Леуварден. Они заявили группе анабаптистов, среди к-рых находился и О. Филипс, что Матис явился к ним в силе Св. Духа и творил чудеса. Отныне не будет больше проливаться кровь христиан, гонения прекратятся, а тираны и безбожники вскоре будут сметены Богом с лица земли. Члены группы приняли от них повторное крещение, а перед отъездом посланцы Матиса рукоположили О. Филипса и Х. Схердера на пресвитерское служение с правом совершать крещение, проповедовать и руководить общиной. Спустя 8 дней в Леуварден прибывает еще один посланник Матиса - П. Хаутзагер, к-рый крестит Д. Филипса. 26 марта 1534 г. О. Филипс становится в Харлеме свидететелем мученической смерти сторонников Матиса, предсказания к-рого о том, что страдания верующих подходят к концу и тираны будут уничтожены, не оправдались. С этого момента братья Филипс отошли от фанатиков. Вскоре они завоевывают доверие подавляющего большинства анабаптистов, их движение в Нидерландах становится братством людей, к-рые, по словам М., отвернулись от мира и покорились Христу.

Иоанн из Ласко. Гравюра. XVIII в.Иоанн из Ласко. Гравюра. XVIII в.

Двое посланцев Матиса, Иоанн Лейденский (Ян ван Лейден) и Геррит Букбиндер, в нач. 1534 г. прибыли в Мюнстер. После того как туда приехал и Матис, многие приняли крещение, а недовольные были изгнаны из города. В Нидерландах из рук в руки передавали послания, призывавшие анабаптистов переселяться в Мюнстер - Новый Иерусалим. 30 марта 1535 г. к мон-рю Олдеклостер (Блумкамп) направилась группа анабаптистов из 300 чел. под предводительством Яна ван Гела. Они быстро захватили мон-рь и начали разбивать фигуры святых. Монахов не трогали и, когда они отказались примкнуть к анабаптистам, позволили им уйти из монастыря. 7 апр. фризский наместник Шенк фон Таутенбург освободил мон-рь, позднее все оставшиеся в живых анабаптисты, как мужчины, так и женщины, были казнены. В Мюнстере тем временем Иоанн Лейденский провозгласил теократическое гос-во, назвав себя «царем праведности». В мае 1535 г. М. написал памфлет, направленный против Иоанна Лейденского, где назвал его антихристом и изложил свои идеи христ. пацифизма. Через месяц, несмотря на отчаянную оборону, город был взят войсками Мюнстерского архиепископа. Публикация памфлета стала неактуальна, и он не получил широкого распространения (впервые опубл. в 1627). 30 янв. 1536 г., после длительной внутренней борьбы, к-рая нашла отражение в работе «Размышления над 25-м псалмом» (Christelycke leringhen op den 25. Psalm, 1538), М. слагает с себя обязанности священника и покидает Витмарсюм. Когда именно М. принял крещение, неизвестно. Существует предположение, что его крестил О. Филипс и произошло это не позднее нач. осени 1536 г., т. к. 24 окт. были арестованы Герман и Геррит Янсы, к-рых обвиняли в предоставлении убежища М., «бывшему священнику из Витмарсюма, принятому в общество перекрещенцев». В их доме, по преданию, М. вступил в брак с Гертрейдой, дочерью Германа Гойера, жителя Витмарсюма. Гертрейда родила неск. дочерей и сына Яна и вместе с М. стойко переносила все трудности скитальческой жизни. Некоторое время после разрыва с католич. Церковью М. провел в Гронингене; в нач. 1536 г. город был еще владением герц. Карла Эгмонда, герц. фон Гельдерна, и М. мог жить там относительно спокойно. Известно также, что он провел какое-то время в Вост. Фрисландии.

К нач. 1537 г. сторонники герц. фон Гельдерна отступили, и во главе войска в город вошел наместник Фрисландии Шенк фон Таутенбург. От имени имп. Карла V он начал наводить в городе порядок. О. Филипс и его община обратились к М. с просьбой принять на себя руководство, но он отказывался, ссылаясь на слабое здоровье, нерешительный характер и недостаток образования, тем не менее был вынужден согласиться. Братья Филипс рукоположили его на пресвитерское служение. Сразу после этого М. опубликовал трактат «О духовном воскресении» (Van de Geestlijke Verrijsenisse, 1537). Опираясь на Откр 20. 6, М. отмечает, что в тексте говорится о двух воскресениях: о воскресении тела и о духовном воскресении. Тело воскреснет «в конце дней», когда откроются могилы и воскреснут мертвые. Тогда Господь Бог вынесет приговор и живым и мертвым. Духовное же воскресение, или возрождение, происходит уже здесь, на земле, когда человек обращается к Богу и принимает спасение во Христе. Такой человек будет стремиться к святости и во всех своих делах будет верным последователем Христа. В 1538 г. М. пишет кн. «О новом творении» (De nieuwe Creatuere), в к-рой обращается ко всем христианам, и в первую очередь к католикам. Церковь вытеснила Христа, объясняет он, обедни, церемонии, таинства и соборы заменили Его. Однако в Царство Божие войдут только истинно верующие во Христа. Будь ты император или царь, папа или монах, богат или беден, мужчина или женщина, раб или свободный гражданин - все это ничего не значит. Бог не взирает на лица, и те, кто не исполняют Его заповеди, предстанут перед Божиим Судом. Бог уже столько раз говорил им, чтобы они изменили свою жизнь, приняли в себя Христа и стали новым творением.

В 1539 г. М. написал работу «Толкование христианского крещения...» (Een corte vermaninghe vth Godes woort doer Menno Simons van die wedergeboorte, Vnde wie die ghene syn, die belofte hebben). В предисловии «к латинским читателям» он пояснил, что эту книгу он не мог да и не хотел писать на лат. языке, т. к. мечтал о том, чтобы ее смогли прочесть как можно больше людей. Он излагает «наказ Христа о крещении», затем рассказывает об апостольской практике крещения, как она описывается в Деяниях св. апостолов, и дает подробное описание обряда. В 1540 г. М. издал свой главный труд - «Фундамент христианской веры» (Dat Fundament des Christelycken leers), где систематически изложил вероучение анабаптистов.

В дек. 1542 г. по распоряжению Карла V М. был объявлен в розыск. За его поимку была назначена награда в 100 гульденов, а за предоставление ему убежища или к.-л. помощи грозила смертная казнь.

После Гронингена М. укрылся в Вост. Фрисландии. Правитель этих земель Ульрих фон Дорнум из Ольдерзума давно стал приверженцем Реформации и симпатизировал анабаптистам. Он дружил с А. Карлштадтом и С. Франком, и 2 его дочери были замужем за анабаптистами. Тем не менее М. вряд ли лично встречался с Ульрихом фон Дорнумом, который умер ранней весной 1536 г. Во время пребывания М. в Вост. Фрисландии церковное управление там осуществлял суперинтендант Иоанн из Ласко (Ян Лаский), находившийся под властью гр. Анны Ольденбургской. Хотя Анна была толерантной правительницей, но, подчиняясь приказу императора, требовала изгнать всех, кого Иоанн из Ласко сочтет еретиками. В первую очередь ими оказались люди, наиболее близкие к М. по религ. взглядам. В янв. 1544 г. состоялся богословский диспут М. и Иоанна из Ласко, целью к-рого было склонить оппонента и его последователей к реформатской церкви. Дискуссия касалась вопросов воплощения, крещения, первородного греха, оправдания и призвания к служению. Хотя стороны и не пришли к полному согласию, М. был отпущен с миром. Ему было позволено изложить свои взгляды письменно, что он и сделал в трактате «Краткое и ясное исповедание и духовная декларация относительно Воплощения…». В конце того же года Иоанн из Ласко втайне от М. напечатал этот трактат и стал использовать его против самого М. В нач. 1545 г. гр. Анна издала декрет, в котором последователям Д. Йориса и батенбургерам предписывала покинуть подвластные ей земли под страхом повешения. Согласно этому декрету, судьба М. и его последователей ставилась в зависимость от того, смогут ли они сдать «теологический экзамен» Иоанну из Ласко. В этом декрете впервые упомянуто название «меннониты», что указывает на признание роли М. как одного из важнейших лидеров анабаптистского движения.

Однако М. покинул Вост. Фрисландию до провозглашения этого декрета, направившись в район Н. Рейна, в окрестности Кёльна и Бонна, где проповедовал и крестил своих сторонников. Там он пользовался покровительством архиеп. Германа фон Вида. В 1546 г., после изгнания Вида с Кёльнской кафедры за реформаторскую деятельность и ужесточения политики католич. Церкви, М. переезжает в пров. Шлезвиг-Гольштейн. Осенью 1546 г. в окрестностях Любека он принял участие в дебатах с последователями Йориса, руководимыми Н. Мейндерсом ван Блесдейком. М. и его сторонники осудили радикализм и крайний спиритуализм группы Йориса, к-рые ставили «личное откровение» выше Свящ. Писания и утверждали, что крещение не является обязательным, как и принадлежность к определенной общине. М. отлучил Йориса и его последователей, это решение поддержали присутствовавшие на дебатах Д. Филипс, Л. Бауэнс, Гиллис ван Акен и Адам Пастор. Позднее возникла проблема уже с Адамом Пастором, бывшим священником, рукоположенным М. ок. 1542 г., к-рый в отличие от М., утверждавшего Божественность Христа, делал акцент на Его человеческой природе. А. Пастор считал, что Иисус стал Спасителем, потому что Бог наделил Его «божественной природой для выполнения Его миссии», но по существу Иисус Христос не был равным Богу. М., хоть несколько и отклонялся от ортодоксального католич. учения, но подчеркивал превосходство Божественной природы Христа над Его человеческой природой. М. писал, что Христос прошел через чрево Марии, как луч солнца - через стакан воды, не приняв ничего из Ее «греховной плоти». На конференции в Эмдене в 1547 г. стороны так и не пришли к согласию, как и на последовавших затем встречах в Гохе (1547) и Любеке (1552). После чего Адам Пастор был отлучен от церкви.

М. постоянно переезжал с места на место, т. к. нигде не чувствовал себя в безопасности из-за продолжавшихся преследований анабаптистов. Некоторое время он и его семья жили в Любеке, Эмдене, Леувардене, Мекленбурге. В апр. 1549 г. М. переночевал в доме Клааса Янса, который был казнен за это в Леувардене 1 июня того же года. Зиму 1553/54 г. М. провел в ганзейском г. Висмаре, куда из Лондона прибыла группа беженцев-кальвинистов, принадлежавших к церкви Иоанна из Ласко. Поскольку Висмар был лютеран. городом, кораблю с беженцами не разрешили пришвартоваться в порту. Тогда М. и его сторонники по льду дошли до корабля и передали людям еду и теплые вещи, в к-рых те нуждались. Позднее беженцам разрешили остаться в городе. 6 февр. 1554 г. начался диспут, в центре к-рого вновь был вопрос о воплощении Христа. Кальвинист. т. зр. защищал Мартин Микрон. Дебаты продолжились 15 февр. и закончились тем, что реформаты донесли городским властям Висмара о том, что в городе скрывается М. Он и его последователи были изгнаны из города, а 11 нояб. 1554 г. вышел декрет, запрещавший всем анабаптистам пребывание в Висмаре. М. с последователями перебрался в г. Бад-Ольдесло в Шлезвиг-Гольштейне. Здесь он и его сторонники нашли пристанище у владетеля местных земель Бартоломеуса фон Алефельдта, предоставившего им одно из своих крупнейших имений - Вюстенфельде.

В этот период жизни М. на первый план выходят проблемы внутри общины. В 1554 г. он пишет работу «Ответ на письмо Гелиуса Фабера», где объясняет причины, по к-рым его сторонники - «собрание богобоязненных и общество святых» - отказываются присоединяться к кальвинистским и лютеранским церквам. Главная из них заключается в том, что в этих церквах отсутствуют «признаки истинной Церкви», среди которых М. называет «чистое неискаженное учение», «правильное толкование и проведение крещения и хлебопреломления», «благочестивую жизнь с Богом», «искреннюю братскую любовь», проповедь учения Иисуса Христа и преследования за веру, которые претерпевают истинно верующие. Истинная община последователей Христа на земле для М.- это «община у Его Креста» («экклесия крусис»), одной из главных задач он считал сохранение ее чистоты. Для достижения этой цели была введена практика отлучения - исключение из общины грешников, лжепророков и т. п. Впервые М. написал об этом еще в 1441 г., призывая «сторониться или исключать» из общины «ложных братьев и сестер», которых через определенное время после искреннего покаяния можно снова принимать в общину. В 1550 г. М. возвращается к вопросу об отлучении в работе «Ясное наставление и письменное указание об экскоммуникации», где говорит о том, что отлучение следует проводить в том случае, если грешник не раскаивается и продолжает грешить после 3-кратного увещевания.

В 1554 г. в Висмаре М. председательствовал на встрече пресвитеров и старейшин меннонитских общин. На этой встрече были приняты положения, к-рые регулировали внутриобщинные отношения, в т. ч. семейно-брачные, и систему наказаний: увещеваний, запретов и отлучений. «Висмарские решения» носили компромиссный характер, что особенно не устраивало сторонников «строгой» позиции. В 1555 г. Гилис фон Акен попытался ввести воздержание между верующими и неверующими супругами в меннонитских общинах на севере Нидерландов. Верующие обратились за помощью к М. 13 нояб. 1555 г. он написал письмо, в к-ром призвал опасаться введения новшеств, не основанных на Свящ. Писании, а затем лично посетил общины для урегулирования конфликта. В 1556 г. из-за действий Бауэнса, отлучившего руководителей умеренного крыла меннонитов Франекера (Фрисландия) Х. Налдемана и Й. Хенса, а также Сван Рютгерс, которая отказалась покинуть своего отлученного мужа, внутри меннонитского движения возник раскол. М. попытался примирить конфликтующие стороны, посетив Фрисландию в 1557 г., но на конференции в Харлингене он и сторонники умеренной позиции потерпели поражение. М. был вынужден поддержать «строгих братьев», чтобы не углублять раскол. В июне 1558 г. была опубликована его кн. «Основательные поучения… об экскоммуникации», в которой он полностью встает на позицию «строгих братьев». В это время состояние здоровья М. начинает ухудшаться. В предисловии к книге он пишет, что очень слаб и постепенно стареет. Его жены в тот момент уже не было в живых. Материальное положение М. также было достаточно тяжелым, и он обратился к общине с просьбой о помощи, к-рая была оказана неизвестным благотворителем, ежегодно высылавшим М. 60 таллеров. М. был похоронен в саду рядом с домом, где он жил.

Соч.: Opera omnia theologica. Amst., 1681; Het leven en de verrigtingen van Menno Simons, voorafgegaan door eene inleidende verhandeling over den ootsprong en de opkomst der doopsgezinden, voornamelijk in de Nederlanden. Amst., 1837; The Complete Works. Elkhart (Ind.), 1871. 2 vol.; Die vollständigen Werke. Elkhart (Ind.), 1876-1881. 2 Bde; The Complete Writings. Scottdale (Penn.), 1956; Менно Симонс и анабаптисты. Штайнхаген, 2012.
Лит.: Vos K. Menno Simons. Leiden, 1914; Krahn C. Menno Simons. Karlsruhe, 1936; Keeney W. E. The Development of Dutch Anabaptist Thought and Practice from 1539-1564. Nieuwkoop, 1968; Bornhäuser C. Leben und Lehre Menno Simons': Ein Kampf um d. Fundament d. Glaubens (etws 1496-1561). Neukirchen-Vluyn, 1973; Reimer J. Menno Simons: Ein Leben im Dienst. Lage, 1996; Брандсма Я. А. Менно Симонс из Витмарзума: Учитель, защитник и собиратель братских общин крещенцев XVI в. Караганда, 1997; Voolstra S. Menno Simons: His Image and Message. North Newton (Kansas), 1997.
И. Р. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также