Великий (1075/76 - 14/15.04.1132, Киев), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), кн. Киевский (1125-1132). Старший сын Киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и кнг. Гиды; по муж. линии внук киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича, по женской - последнего англосакс. кор. Гарольда (Харальда) II Годвинсона. Основатель старшей линии князей Мономашичей. Последний правитель объединенного под его властью Древнерусского гос-ва (см. Древняя Русь).
В крещении получил имя в честь вмч. Феодора Стратилата или вмч. Феодора Тирона («Феодором, а мирьскы Мьстиславом» М. В. называется в выходной записи созданного по его повелению Мстиславова Евангелия). Более 20 печатей 2 типов М. В. с благожелательной записью и изображением св. воина Феодора найдены преимущественно в Вел. Новгороде (Актовые печати. Т. 1-3). В исл. сагах и нем. источнике о чуде вмч. Пантелеимона М. В. фигурирует под именем, являющимся, очевидно, родовым по линии матери - Гарольд (Харальд Вальдамарссон - Джаксон. 2000; Арольд - Назаренко. 1993; Он же. 2001. С. 585-608). В 1088 г. по решению отца и деда М. В. был отправлен на княжение в Новгород, где правил почти без перерывов до 17 марта 1117 г. (кроме периода с нач. 1094/95 до весны 1096, когда он княжил в Ростове). Поэтому новгородцы считали, что в лице М. В. они «въскормили есмы собе князь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 276). При М. В. в Новгороде находился его советник, имевший престижный визант. чин протопроедра,- Евстафий, на печатях к-рого был также изображен св. патрон князя (Актовые печати. Т. 1).
Государственно-политические таланты М. В. впервые проявились во время междоусобной борьбы Мономашичей против черниговского кн. Олега (Михаила) Святославича. После гибели 6 сент. 1096 г. в битве с последним курского кн. Изяслава Владимировича (брата М. В.) на р. Колокша М. В. нанес поражение войскам кн. Олега Святославича и вытеснил его не только из Ростово-Суздальской земли, но и с Муромского княжения. После восстановления здесь власти Мономашичей и их союзников М. В. удалось примирить своего отца с мятежным князем. Т. о., М. В. обладал не только военными, но и дипломатическими способностями, он стремился примириться с обиженными князьями Олегом и его младшим братом Ярославом (Панкратием) Святославичем.
В проповеди кёльнского теолога 1-й трети XII в. Руперта Дойцского о чуде вмч. Пантелеимона говорится об исцелении этим святым тяжело раненного медведем во время охоты («в болотистом лесу», очевидно, под Новгородом) М. В., а также сообщается, что его мать Гида после этого отправилась в паломничество в Иерусалим (поскольку описанные события, как считают исследователи, относятся к кон. XI в., то это путешествие, вероятно, по времени совпало с 1-м крестовым походом 1097-1099 гг.). Если доверять этому нем. источнику, Гида жила при сыне в Новгороде и была «сестрой» (согласно А. В. Назаренко - покровительницей, вкладчицей) муж. мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Кёльне, аббатом которого и был Руперт. По мнению В. А. Кучкина, именно М. В., а не его сын Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич мог основать новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь (Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в ср. века и новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 55; см. возражения.: Назаренко. 2001. С. 595-596); во всяком случае одно несомненно: родившийся в кон. XI - нач. XII в. 2-й сын М. В. Изяслав был крещен в честь вмч. Пантелеимона.
В 1102 г. новгородцы решительно отказались принять к себе на княжение вместо М. В. сына Киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича Ярослава. В правление М. В. в Новгороде все большее развитие получает институт выборных посадников, к-рый стал ограничивать полномочия представителей княжеской власти. Вероятно, именно тогда княжеская резиденция была перенесена с Ярославова дворища (на Торговой стороне Новгорода, напротив Детинца и кафедрального Софийского собора) на Городище под Новгородом.
В 1103 г. по приказу и на средства М. В. на Городище построили каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Для нового храма по заказу М. В. было создано роскошное пергаменное Мстиславово Евангелие (до 1117), одна из старейших сохранившихся древнерус. рукописей. Помимо него, согласно Житию М. В., он пожаловал Благовещенской ц. много золота, серебра, драгоценных камней и бисера, к-рые должны были использоваться для украшения окладов икон.
В 1107 и 1111 гг. М. В. участвовал в победоносных походах против половцев, организованных Владимиром Мономахом, к-рый хотел раз и навсегда избавить южнорус. земли от военной угрозы со стороны кочевников. Кроме того, в 1111 г. войска М. В. совершили поход на расположенное к юго-западу от Пскова леттское племя очелу, в 1113 и 1116 гг.- на чудь (в район г. Оденпе, совр. Отепя, Эстония).
Следствием этого стало укрепление авторитета М. В. на Руси, в т. ч. в Новгороде. В 1113 г. он закладывает на Ярославовом дворище княжеский каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский собор), впосл. украшенный оригинальными фресками. Согласно А. А. Гиппиусу, ок. 1115 г. по инициативе М. В. в Новгороде был создан летописный свод, соединивший тексты киевских и новгородских летописцев. В 1116 г. М. В. занялся строительством и расширением системы городских укреплений разросшегося Новгорода («заложи Новъгород болии пьрваго»), а также каменной крепости в Ладоге (НПЛ. С. 20, 204). По-видимому, часть средств на это была взята из военных трофеев, к-рые новгородцам и княжеской дружине удалось получить в землях данников.
В 1117 г. Киевский кн. Владимир Мономах перевел М. В. из Новгорода в Белгород на р. Ирпень. Вместо себя М. В. оставил на новгородском княжении старшего сына блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича. Эти перестановки во власти показывают намерение правителя Киева вовлечь М. В. в решение внешне- и внутриполитических южнорус. проблем. Полученный опыт правления и социальные связи с местной военно-служилой знатью и духовенством могли помочь М. В. в предстоящем княжении в Киеве без опоры на помощь старших родственников (прежде всего владимиро-волынского кн. Ярослава Святополчича). М. В. фактически стал соправителем стареющего отца в Киеве. Вскоре кн. Владимир Мономах пожаловал М. В. и его младшему брату Ярополку Владимировичу княжение в Переяславле Русском (Южном). Т. о., под властью Мономашичей оказалось все население Ср. Поднепровья, за исключением жителей Черниговской земли, правители к-рой, ранее пожалованные Курским Посемьем, еще не представляли для них реальной политической угрозы. Согласно гипотезе А. В. Назаренко, Владимиром Мономахом была задумана династическая реформа, в к-рой ключевая роль отводилась именно М. В.: он должен был в союзе с бездетным братом Ярополком Владимировичем обеспечить закрепление Киева за своими старшими сыновьями в обход младших братьев - Вячеслава Владимировича, Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и Андрея Владимировича.
После смерти Владимира Мономаха 19 мая 1125 г. М. В. занял Киевский престол и получил признание своего нового статуса от всех рус. князей. Политическую и экономическую мощь М. В. и его сыновьям придавало то обстоятельство, что основная часть торгового пути «из варяг в греки» находилась под их непосредственным контролем, включая княжеские столы в Новгороде, Смоленске, Киеве и Переяславле Русском.
В 1127 г. М. В. вмешался в конфликт между бывш. черниговским кн. Ярославом Святославичем и его племянником тмутараканским кн. Всеволодом (Кириллом) Ольговичем. Под давлением мачехи и части духовенства М. В., нарушив данное полочанам крестоцелование, поддержал насильственную смену власти в Чернигове в пользу Всеволода, выдав за него свою дочь кнж. Марию.
Летом 1127 г. М. В. организовал масштабный поход против правителей Полоцкой земли, детей и внуков кн. Всеслава Брячиславича, подвергшихся опале за отказ участвовать в общерус. действиях князей. При этом кн. Давид Всеславич был смещен, на его место посажен Рогволод (Борис) Всеславич, который, однако, вскоре умер. В 1129 г. под предлогом нарушения полочанами крестного целования нек-рые местные князья были арестованы и сосланы в почетную ссылку в Византию (двое из них вернулись на Русь лишь в 1139/40), а на полоцкий стол был посажен сын М. В. Изяслав. Т. о. правитель Киева подчеркнул свое старейшинство и сеньориальные права на всю Русскую землю.
М. В. организовал успешные походы на языческие окраины Древнерусского гос-ва - на чудь (1130; на территории совр. Эстонии) и на усиливавшуюся Литву (1131).
По мнению В. Л. Янина, в 1125 г. или немного позже М. В. удалось отменить ограниченное новгородцами имущественное положение Рюриковичей в Новгородской земле. Действуя в пользу своего сына Всеволода, М. В. удалось закрепить за ним доходы не только с части новгородских, но и сев. смоленских земель. В состав домениальных владений Мстиславичей вошла новгородская волостка Буец в верховьях р. Полы. Между 1128 и 1130 гг. (ближе к 1130) эту свою вотчину отец и сын завещали вместе со всеми доходами (правом на осеннее полюдье в 25 гривен, дань, виры и продажи) и серебряным блюдом весом в 30 гривен братии Юрьева новгородского монастыря во главе с игум. Исаией. В связи с этим по приказу М. В. была написана жалованная грамота - древнейший из сохранившихся древнерус. актов на пергамене (оригинал не сохр., во 2-й пол. XII в. с него была снята копия, написанная твореным золотом; в 1-й трети XIII в., во время своего новгородского княжения, ее подтвердил своей печатью блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович).
Используя свои связи, ок. 1130 г. М. В. добился передачи из К-поля в Киев 2 чудотворных богородичных икон - Пирогощей иконы Божией Матери и той, к-рая позднее стала известна как Владимирская икона Божией Матери. В 1131 г. для первой из них М. В. заложил храм; 2-я икона была отдана по его приказу в Борисоглебский собор в Вышгороде.
В браке (ок. 1095-1122) с кнг. Христиной, дочерью шведского кор. Инге I Старшего, у М. В. родились 4 сына: Новгородский и Псковский блгв. кн. Всеволод, Киевский и Владимиро-волынский кн. Изяслав, Киевский и Смоленский блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич и Святополк, а также не менее 7 дочерей. Во 2-м браке, заключенном в 1122 г. с дочерью новгородского посадника Дмитра Завидича, у супругов родились дочь Евфросиния Мстиславна (впосл. жена венг. кор. Гезы II Арпада) и 2 сына - Ярополк Мстиславич и Владимир Мачешич.
М. В. выступал как надежный союзник византийских императоров из династии Комнинов. В 1122 г. его дочь Добродея была выдана замуж за сына и соправителя имп. Иоанна II Комнина Алексея. М. В. готовился выступить против венгерского кор. Стефана (Иштвана) II, чтобы сделать его преемником кн. Бориса, сына умершего венгерского кор. Кальмана. Господствующее положение М. В. в восточнославянских землях предопределило также его союз с представителями польской династии Пястов.
Не менее активной была политика М. В. в Сев. Европе, но события, связанные с этой деятельностью М. В., почти не нашли отражения в новгородском летописании. Одна из его старших дочерей, Малфрид, сначала стала женой норвежского кор. Сигурда I Крестоносца, затем - дат. кор. Эрика II Достопамятного. Другая, Ингибьёрг, была женой датского герцога, а позднее ободритского кор. Кнуда Лаварда. С его помощью М. В. подтвердил свое добрососедство с дат. кор. Нильсом.
М. В. умер в Киеве, был торжественно погребен в заранее приготовленном по его же приказу саркофаге своим сыном блгв. кн. Ростиславом Мстиславичем и боярами в основанном им киевском Феодоровском мужском мон-ре (ранее собор освятил Киевский митр. Михаил I (II)).
Память о М. В. первоначально сохранялась только как о представителе княжеского рода Мономашичей. Так, напр., в 1148 г. участники новгородского веча, выступившие за решительную поддержку кн. Изяслава Мстиславича в борьбе против его дяди ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого за старейшинство в Русской земле, заявили: «Ты нашь князь, ты нашь Володимир, ты нашь Мьстислав, ради с тобою идем своих деля обид» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 370). После смерти М. В. его имя должно было попасть в синодики киевского и новгородского Софийских соборов, родового для Мономашичей киевского Феодоровского мужского мон-ря. Как правило, в рукописях синодиков XV-XVIII вв. оно встречается в помянниках - перечнях киевских князей. Во 2-й пол. XIV - сер. XV в. в Сев.-Вост. Руси и в Вел. Новгороде имя М. В. было включено в список «А се князи Русьстии», а также в перечень киевских князей, к-рый находился перед Ипатьевской летописью (Галицко-Волынский свод кон. XIII в.).
Заказчиком создания Жития М. В. выступил, вероятнее всего, его сын блгв. кн. Ростислав Мстиславич (правил в Киеве в 1159-1167), еще до смерти к-рого, по мнению О. В. Лосевой, Житие было внесено в переводной Синаксарь. В восточнослав. рукописной традиции известно только 2 списка Жития М. В.- РГАДА. Ф. 381. Тип. № 172 (1383 г.) и 177 (нач. XIV в.). Тем не менее для истории почитания М. В. важно, что в XIV в. он характеризуется как «благоверный князь» (Лосева. 2009. С. 342). В Житии святого подчеркнуто, что М. В. помимо Благовещенского и Феодоровского соборов «ины многы церкви освятив в дни своя, сребра в руце свои и злата не приимаше, зане не любляше богатства» (Там же. С. 343).
Во 2-й пол. XII-XIII в. на Балканы стали активно проникать памятники древнерус. книжности; появлению этих текстов за приделами Руси способствовали новые династические союзы Рюриковичей с правящими династиями Юго-Вост. Европы. Прежде всего речь может идти о бывш. новгородском и перемышльском кн. Ростиславе Михайловиче, старшем сыне Киевского и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича, его детях, внуках и правнуках, к-рые по женской линии были потомками М. В. Известна серб. служебная Минея XIV в., в составе к-рой сохранилось Житие М. В. (ГИМ. Хлуд. № 154). Наиболее часто Житие М. В. встречается под 15 апр. в южнослав. нестишных Прологах. Всего болгарская исследовательница Р. Павлова выявила 12 его списков. Текстологический анализ показывает единство восточнослав. и южнослав. списков Жития М. В. Их разночтения несущественны. Так, напр., в древнейшем восточнослав. списке отсутствует фраза о том, что тело М. В. в киевском Феодоровском мон-ре «лежить и до сего дне»; в то же время отец М. В. Владимир Мономах в южнослав. списках именуется святым, очевидно, в результате ошибочного отождествления с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (Лосева. 2009. С. 67).
В позднейшем сказании, дошедшем в списках не ранее кон. XVII в., об основании новгородского Николо-Дворищенского собора и круглой иконе свт. Николая Чудотворца фигурирует «Мстислав Святославич», «внук» Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а описываемые события относятся ко времени архиерейства еп. Новгородского свт. Никиты (1095/96 - 30 янв. 1109). В историографии, однако, сюжет памятника традиционно связывают с именем М. В., при к-ром указанный собор и был заложен, согласно ранним летописным данным (впервые эта коннотация прослеживается в Новгородской 3-й летописи 2-й пол. XVII в. (не позднее 1673), при этом сообщается, что обретение иконы произошло «при епископе Иоанне», т. е., видимо, еп. Иоанне Попьяне, что хронологически соответствует дате закладки собора (НовгорЛет. С. 187-188, 213)). По предположению Назаренко, Сказание было составлено во время святительства Новгородского архиеп. Евфимия II Вяжицкого (1434-1458) клириком Николо-Дворищенского собора на основе нек-рых поминальных записей, допустившим анахронизмы и др. неточности по той причине, что он не имел доступа к владычной летописи (Назаренко. 2001. С. 612-613). Согласно сказанию, однажды князь сильно заболел («яко расслабишася вси кости и уди его, и не можаше двигнутися с места своего»). В своих молитвах о выздоровлении от «лютой болезни» он обращался к Иисусу Христу, Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу. Святитель ночью явился князю и предложил ему доставить в Вел. Новгород из киевского Софийского собора круглую икону с изображением свт. Николая Чудотворца, чтобы излечиться от недуга. Князь дал обет - установить в Вел. Новгороде почитание этого чудотворного образа. Он отправил за иконой в Киев своего боярина и приближенного клирика. Однако уже в начале пути на оз. Ильмень княжеские люди попали в сильный шторм. Им пришлось пережидать его 3 дня и 3 ночи на одном из островов. На 4-й день повар, отправившийся за водой, обнаружил на берегу (или плывущим по озеру) круглый кусок дерева, к-рый и оказался иконой свт. Николая. Путешественники решили вернуться в Вел. Новгород, где чудотворному образу была устроена торжественная встреча. Узнав о прибытии своих людей с иконой, князь почувствовал себя лучше и пошел в церковь, после чего окончательно выздоровел. На пригорке у княжеского двора на средства князя и его бабки блгв. кнг. Анны вскоре была воздвигнута Николо-Дворищенская ц. (Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности // СбОРЯС, 1907. Т. 82. № 4-5. С. 58-61; Подскальски. 1996. С. 216, 223-224; Назаренко. 2001. С. 611-612; Гордиенко Э. А. Новгородские иконы свт. Николы на круглой доске // НИС. СПб., 2008. Вып. 11 (21). С. 82-97).
Е. Е. Голубинский писал о времени установления церковного почитания М. В. довольно неопределенно: «...должно думать, что более или менее вскоре после его кончины было установлено совершать местную в частнейшем смысле память его при гробе, который находился в построенном им самим Киевском Феодоровском монастыре; а основанием к установлению памяти должны быть считаемы совершавшиеся или совершившиеся при гробе чудеса, ибо в сказании говорится, что кончина князя была ознаменована чудом. Празднование памяти Мстислава, неизвестное в позднейшее время, вероятно, прекратилось вместе с тем, как прекратил свое существование Феодоровский монастырь, стенами которого оно ограничивалось; Феодоровский монастырь прекратил свое существование, по всей вероятности, с нашествием монголов» (Голубинский. Канонизация святых. С. 58).
В правление царя Иоанна IV Васильевича Грозного установилось поминание М. В. как одного из представителей правящей династии московских Рюриковичей. Так, напр., между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. его имя было включено в Царский синодик, к-рый был послан патриарху Иоасафу II в К-поль, чтобы поминать рус. князей на патриарших богослужениях в К-поле и на Св. Горе Афон (Россия и греч. мир в XVI в.: В 2 т. / Подгот. к публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова, Б. Л. Фонкич. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399, 402, 421).
Канонизация М. В. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор установлен ок. 1831). Святому имеется тропарь (Святые Новгородской земли. 2006. С. 216).
В памятниках изобразительного искусства образ М. В. чаще всего осмысливается как образ гос. деятеля. Его облик, как правило, сохраняет единообразие - это средовек с недлинными вьющимися волосами и короткой округлой бородой, он изображается в княжеском одеянии (кафтан, шуба или плащ, шапка) или в воинских доспехах.
Несмотря на активную деятельность по строительству (храмы в Новгороде, Киеве) и украшению (заказ Мстиславова Евангелия) церквей, достоверно известных ктиторских портретов М. В. не сохранилось. В 1947 г. А. Л. Монгайтом и М. К. Каргером при раскопках Мартирьевской паперти собора Св. Софии в Новгороде был найден фрагмент фрески с изображениями головы мужчины в шлеме, части щита, а также еще 2 голов (плохой сохранности) и стены деревянного здания (Монгайт А. Л. Раскопки в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // КСИИМК. 1949. С. 92-104). В. Н. Лазарев датировал роспись нач. XII в. и высказал предположение о том, что это могут быть изображения М. В. и его дружины (Лазарев В. Н. Росписи Софии Новгородской // ДРИ. 1968. [Вып.:] Худож. культура Новгорода. С. 60-62). Однако совр. исследователям представляется более вероятным, что роспись выполнена в 1144 г. (Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 141) и относится к некой многофигурной сцене, возможно житийному циклу (Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 149. Примеч. 250). С событиями из жизни М. В. может быть связана роспись новгородского Николо-Дворищенского собора: композицию с изображением прав. Иова и его жены (ок. 1118) исследователи соотносят с молением о здравии больного М. В. или с благодарностью за его исцеление (Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 454-455).
В миниатюре наиболее ранний цикл изображений, посвященный деятельности М. В., сохранился в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30). Проиллюстрированы вокняжение М. В. в Новгороде (Л. 132, вверху), его приход с дружиной к Ростову для сражения с кн. Олегом Святославичем (Л. 136 об.), совет в Киеве между М. В. и кн. Святополком Изяславичем о поставлении князя во Владимир-Волынский (Л. 148 об., внизу), приглашение М. В. новгородцами на княжение (Л. 149), отозвание кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом М. В. из Новгорода и назначение вместо него Всеволода (Гавриила) Мстиславича (Л. 156 об., внизу), вокняжение М. В. в Киеве (Л. 159 об., вверху), обращение кн. Ярослава Святославича к М. В. с предложением выступить против кн. Всеволода Ольговича (Л. 161, вверху), высылка по указу М. В. полоцких князей с женами и детьми в К-поль и подношение чудскими племенами дани М. В. (Л. 164), закладка ц. Успения Пресв. Богородицы Пирогощей на Подоле в Киеве (Л. 164 об., вверху). В соответствии с текстом летописи М. В. изображен на миниатюрах как воин, верхом на коне, или как правитель, восседающим на престоле.
Миниатюры, иллюстрирующие исторические события с участием М. В., содержатся в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. Впервые он показан в статусе новгородского князя в сцене закладки стены новгородского Детинца «боле перваго» (Лаптевский том; РНБ. F.IV.233. Л. 1). Большинство миниатюр содержится в Голицынском томе Лицевого летописного свода (РНБ. F.IV.225). Возрастная характеристика М. В. варьируется независимо от хронологии: он может быть изображен средовеком в более ранних сценах и юношей в более поздних. Напр., на одной из миниатюр М. В.- средовек, скорбящий у одра усопшей супруги (Л. 26), однако сцена, посвященная его повторной женитьбе (Л. 27), следует традиц. иконографии свадеб в иллюстрациях свода, где князь предстает юным, сидящим за пиршественным столом с новгородским посадником, супругой и свитой. В сцене преставления вел. кн. Владимира Мономаха М. В. (средовек) вместе с братьями склоняется к смертному одру отца, а в следующей сцене несет гроб с телом усопшего (Л. 39). Миниатюра, сопровождающая летописное сообщение о начале великого княжения М. В. в Киеве, изображает его дважды (Л. 39 об.). В верхней части иллюстрации он показан как гос. деятель, сидящий на престоле, на фоне условной архитектуры, с посохом (или длинным жезлом) в руках. Он одет в зеленый кафтан и красный плащ, жестом собеседования обращен к свите. В нижней части миниатюры показана битва М. В. с кн. Олегом Святославичем на р. Колокше. М. В. изображен как военачальник, верхом на коне, в доспехах, поверх к-рых накинут красный плащ, с поднятым над головой мечом, во главе конного воинства (этот образ повторен на Л. 40). Несмотря на то что между сражением на р. Колокше и вокняжением М. В. в Киеве прошло ок. 30 лет, в обоих случаях князь изображен юношей. Последующие миниатюры иллюстрируют политическую и ктиторскую деятельность: М. В., преступив крестное целование, отказывается идти на черниговского кн. Всеволода Ольговича (Л. 45 об.- 47 об.), назначает Рогволода полоцким князем (Л. 50 об.), высылает пленных полоцких князей с семьями в К-поль (Л. 79), отправляет своих сыновей Всеволода, Изяслава и Ростислава воевать с чудью при поддержке новгородцев (Л. 79 об.), возглавляет военный поход на Литву (Л. 80 об.), закладывает в Киеве церкви во имя вмч. Феодора Тирона (Л. 52) и в честь Успения Пресв. Богородицы Пирогощей на Подоле (Л. 81). На миниатюре, иллюстрирующей его преставление (Л. 81 об.), в верхней части композиции он напутствует сыновей, в нижней изображен лежащим на смертном одре. Здесь его облик ближе к типу старца, нежели средовека: у него седые волосы и борода клиновидной формы.
Условный портрет великого князя помещался в царских Титулярниках. В Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. № 22. Л. 19) М. В. изображен оплечно, вполоборота вправо, в княжеских одеждах, с непокрытой головой, средовеком с короткими кудрявыми русыми волосами и вьющейся короткой округлой бородой, слегка раздвоенной. У него правильные крупные черты лица, удлиненный прямой нос, большие глаза; правая рука с указующим перстом. Изображение выполнено в традиционной, близкой к иконописной манере. На нек-рых миниатюрах из др. экземпляров Титулярника «портрет» М. В. более репрезентативен: он представлен по пояс, со скипетром и с державой в руках (РНБ. Эрм. № 440; ГЭ. № 28/78172; см.: Косцова. 1959). Изображение М. В. также известно в более поздних аналогичных рукописях (нач. XVIII в.- РНБ. F.IV.764; 1690-1698 - ГИМ. Муз. № 4047; см.: Грибов. 2006) и др. памятниках, где помещены серии портретов рус. правителей. Образ М. В. иногда включали в композицию «Родословное древо русских государей», напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (возобновлена в 1837; см.: С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. III, VIII), на картине И. Никитина (1731; из собрания Ф. Ф. Юсупова, ГРМ; см.: Живопись: Кат. / ГРМ. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. С. 135-136. Кат. 342), в росписи парадных сеней ГИМ (1883; артель Ф. Г. Торопова; М. В. в рост, в княжеской шапке, со скипетром в руке), на гравюрах и литографиях XVIII-XIX вв. (ГИМ, ГЛМ; М. В., как правило, в шубе, с непокрытой головой).
Уникальным памятником иконописи с образом М. В. является новгородская икона «Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князем Мстиславом Великим и княгиней Анной Новгородской и с клеймами Сказания» (1-я четв. XVIII в., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 132-134, 309, 331. Кат. 99; Никольская, Зеленина. 2011. С. 139, 145). М. В. как действующее лицо чудесного обретения новгородской святыни изображен слева от центрального медальона в молении образу свт. Николая. Князь представлен в рост, вполоборота вправо; на нем богатое, расшитое жемчугом и драгоценными камнями облачение: зеленый кафтан, красная шуба с золотым растительным орнаментом и горностаевым подбоем, охристая шапка с необычной меховой оторочкой. У него тронутые сединой короткие вьющиеся волосы и окладистая с проседью борода длиной до середины груди. В 12 клеймах вверху и внизу от средника иконы проиллюстрировано Сказание об обретении круглой иконы свт. Николая Чудотворца - чтимой новгородской святыни (текст сохр. в списках XVII-XVIII вв.). В 1-м клейме показана чудотворная икона в Никольском соборе на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде, во 2-м - чудо спасения утонувшего младенца перед иконой свт. Николая в Киеве. Далее проиллюстрировано Сказание о чуде исцеления М. В. от круглой иконы свт. Николая: явление свт. Николая М. В. во время болезни, отправка посольства в Киев, обретение иконы на берегу оз. Ильмень. В композициях изображены молебен и перенесение иконы на корабль, возвращение посольства с иконой и торжественная встреча образа в Вел. Новгороде, принесение ее к М. В. и его исцеление после омовения иконы водой в церкви. В последнем клейме М. В. и кнг. Анна представлены молящимися в построенном для чудотворного образа Никольском соборе на Ярославовом дворище. В пространных сопроводительных надписях на полях иконы М. В. ошибочно назван крестильным именем Георгий, а не Феодор (возможно, вслед за Новгородской 3-й летописью) - т. о., он отождествляется с др. новгородским князем - блгв. Мстиславом Ростиславичем Храбрым.
Чудесное обретение дворищенской иконы свт. Николая Чудотворца и исцеление М. В. также изображены в клеймах чеканного оклада (1886, НГОМЗ) на оборотной стороне круглой храмовой иконы свт. Николая Чудотворца, происходящей из Николо-Дворищенского собора (Царевская. 2002. С. 17). В 4 сегментах круглого оклада помещены сюжеты: свт. Николай Чудотворец является больному М. В.; князь отправляет посольство в Киев за иконой; посланники обретают икону на водах оз. Ильмень; возвращение с иконой в Вел. Новгород.
В серии минейных икон, написанных мстёрским мастером М. И. Дикарёвым для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге, сохранилась пядница с образом М. В. (1892, ГЭ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 169, 369. Кат. 210). Святой представлен прямолично, в рост, в княжеском облачении (в красном кафтане, накинутой на плечи зеленой узорчатой шубе, шапке), в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - опущенный меч в украшенных драгоценными камнями ножнах. Облик М. В. более традиционен, чем на новгородской иконе: это средовек, у него короткие кудрявые волосы и небольшая волнистая борода округлой формы, слегка разделенная на 2 пряди. Князь стоит на пригорке на фоне городского пейзажа с многочисленными зданиями на переднем плане: церквами, колокольней (вероятно, условное изображение Киева с Киево-Печерской лаврой). На нижнем поле - подпись автора и дата памяти святого (15 апр.). Поскольку М. В. почитается в Соборе Новгородских святых, нельзя исключать, что он один из 2 благоверных князей с именем Мстислав на иконах расширенного извода с сонмом Новгородских чудотворцев. Образ М. В. представлен также на совр. иконах «Собор Волынских святых» (после 2006, из местного ряда иконостаса ц. во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС).
В иллюстрированных исторических сочинениях XIX в. М. В. иногда изображался в числе выдающихся гос. деятелей. Вместе с др. сыновьями Владимира Всеволодовича Мономаха он, по-видимому, присутствует на литографии «Завещание Владимира Мономаха детям. 1125 г.», выполненной по рис. Б. А. Чорикова; затем под 1128 г. изображена сцена, в к-рой М. В. «согласно с желанием половцев дает им в князья Рогволода вместо изгнанного ими князя Давида» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. № 29, 30). На репрезентативном портрете М. В. из альбома «История Государства Российского» (1890), выполненном В. П. Верещагиным, он стоит, опираясь на щит, на фоне своей дружины, в правой руке держит меч. К образу М. В., как к исторической фигуре, художники обращались и в советское время. Напр., он представлен в числе др. великих князей Киевских на мозаичном панно в подземном вестибюле станции метро «Золотые ворота» в Киеве - изображен по пояс, со скипетром и с воинским шлемом в руках (1989, художники Г. И. Корень, В. П. Федько, С. М. Адаменко, М. А. Ралко).