Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются.
Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп. Александр, не желая отпускать столь «духовного мужа» в такие дальние места, благословил его другой «труд восприяти» - идти на Белозерскую землю к прп. Кириллу Новоезерскому для духовной беседы. Н. исполнил благословение своего наставника: пройдя большой путь, он остановился в ожидании на берегу Новоозера, возле сел. Кобылина Гора, напротив Кириллова Новоезерского мон-ря, т. к. достичь обители, расположенной на острове, можно было только на лодке. Чудесным образом («по смотрению Божию проуведе Духом Святым») Кирилл Новоезерский узнал о приходе Н., сел в «ладийцу малу» и перевез его в монастырь. Н. передал прп. Кириллу послание Александра Свирского, а через 8 дней, покидая обитель, получил ответное послание. Посещение Н. Новоезерского монастыря, основанного в 1512 г., не могло состояться ранее этого времени. Далее в «Сказании…» повествуется о путешествии Н. в Киево-Печерскую лавру, о строительстве на Важеозере мон-ря и о преставлении святого в этой обители. Г. в «Сказании…» не упоминается.
Источниками «Сказания…» послужили следующие тексты: гл. «О приходе старца Никифора к нему (к Александру Свирскому.- А. П.)» из Жития прп. Александра Свирского (здесь повествуется о жизни Н. с прп. Александром в Свирском монастыре, о его уходе в Киево-Печерский мон-рь; рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому отсутствует); «Чюдо 1-е преподобнаго Кирила Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца» из Жития прп. Кирилла Новоезерского (в этом источнике содержится рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому, но ничего не говорится о посещении Киево-Печерского мон-ря). Оба Жития не сообщают о происхождении Н. и о его поселении в Важеозерской пуст. Основанием для отождествления старца Никифора из Житий Александра Свирского и Кирилла Новоезерского с Н. послужило то, что Н. действительно являлся учеником Александра Свирского. Об этом свидетельствует грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 9 марта 1557 г. в Важеозерский монастырь, выданная «игумену Никифору з братиею, Александрову ученику Свирскаго».
Е. Е. Голубинский относил время канонизации Н. и Г. к синодальному периоду (Голубинский. Канонизация святых. С. 196). На миниатюре лицевого списка Жития Кирилла Новоезерского (Череповецкое музейное объединение, 9-107; Л. 361, 1-я четв. XVIII в.) ученик Александра Свирского старец Никифор изображен с нимбом, что, по мнению Т. Б. Карбасовой, может свидетельствовать о формировании местного почитания Н. (Карбасова. 2011. С. 111). В 1721 г. по указу Петра I мощи Н. и Г. были освидетельствованы настоятелем Александрова Свирского монастыря архим. Кириллом; до сер. XIX в. они покоились под спудом в деревянной часовне Важеозерского монастыря. В 1854-1858 гг., при настоятеле Данииле, над мощами был возведен каменный храм во имя Всех святых (архит. Р. Р. Генрихсен); восстановлен при настоятеле Вениамине в 1886 г., после пожара, случившегося 25 июля 1885 г. В 1907 г. во имя Никифора и Геннадия Важеозерских освящен придел в каменном храме, заложенном в 1897 г. прав. Иоанном Кронштадтским на подворье Важеозерского мон-ря в С.-Петербурге. На почтовом тракте при повороте на Важеозерский мон-рь в XIX в. стояла часовня во имя святых Никифора и Геннадия Важеозерских. В обители хранились вериги Н. и Г., которые в источниках XIX в. отмечаются как утраченные. Запись посмертных чудес Н. и Г. в мон-ре не велась. Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников (Никодим (Кононов). 1903. № 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты (Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские.
Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. № 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. № 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. № 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н.
В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. (Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т. ч. Н. и Г., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге написана икона «Собор Олонецких святых». В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в который включены имена Н. и Г. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых в тот же день. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая. 3 июня (н. с.) 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске, южный придел - в честь Собора Карельских святых. Тексты тропаря, кондака и молитвы Н. и Г. утверждены на заседании Синода от 21 окт. 2016 г. (Журнал. № 96). В 2016 г. по инициативе и благословению митр. Петрозаводского и Карельского Константина учреждена медаль Петрозаводской епархии «500-летие преставления преподобного Геннадия Важеозерского. За труды и заслуги».
Древние надгробные единоличные образы Н. и Г. неизвестны - вероятно, они утрачены во время пожаров и разорений Важеозерской пуст. Не выявлены упоминания о внешности святых в иконописных подлинниках. В монастырской описи нач. XVIII в. упоминалась «новая из кипарисного дерева св. икона Преподобных отец Никифора и Геннадия, Важеозерских Чудотворцев, основателей сея пустыни, с изображением сверху их Преображения Господня, мерою в один аршин, обложенная новою серебряною с сребропозлащенными венчиками… ризою». Кроме того, в обители хранилась 2-сторонняя выносная икона: «…хоругвий, на нем на одной стороне образ Преображения Господня, а на другой - Преподобных Никифора и Геннадия» (Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Ист. сведения о церк. их почитании) // Олонецкие ЕВ. 1903. № 2. Неофиц. отд. С. 47). В то время над св. мощами Н. и Г. стояла деревянная «крашеная» рака, покрытая живописными образами святых, к-рую в 1892 г. сменила «металлическая, посеребренная, в виде гробницы на ножках, изукрашенная снаружи бронзовыми, золочеными, рельефными головками херувимов… и такими же привинченными ветвями, наподобие венков, с рельефным изображением в средине их креста», стоявшая под сенью на 4 колонках (Ягодкин. 1901. С. 7).
В сер. XIX в. образ Важеозерских преподобных «в серебряной ризе, в киоте красного дерева, с позолотою, за стеклом» указан в перечне «драгоценностей обители» (Барсов Е. В. Ист. очерк Важоезерской пуст. // Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 79). Не исключено, что икона основателей пустыни была вложена в мон-рь вместе с др. предметами ризницы вел. кн. Константином Николаевичем (однако данное предположение маловероятно, т. к. в обитель были переданы иконы из бывш. иконостаса домовой Введенской ц. Мраморного дворца; см.: Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 282). Поскольку в сер.- 2-й пол. XIX в. мон-рь заказывал иконы в С.-Петербурге (Ягодкин. 1901. С. 7, 8), скорее всего, «парная» иконография святых была заново создана в одной из столичных мастерских, возможно под влиянием икон преподобных Сергия и Германа Валаамских. В нач. XX в. в восстановленной после пожара пустыни имелось неск. изображений Н. и Г., в т. ч. «олеография на полотне в багетовой раме»: над фигурами преподобных был представлен образ Спасителя, а возле их ног - вид мон-ря «до пожара». Несомненно иконы Н. и Г. были изготовлены и для монастырского подворья в С.-Петербурге - ц. Успения Пресв. Богородицы за Невской заставой, один из приделов к-рой в 1907 г. был освящен во имя преподобных.
Совместные изображения Н. и Г. сохранились в единичных вариантах 2-й пол. XIX - нач. XX в. На иконе из собрания Ф. Р. Комарова на свитке у Н. текст: «Братiе повинитес наставникамъ Вашымъ»; вид монастыря и пейзаж условные, преподобные именуются Олонецкими чудотворцами. С 1895 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе печаталась идентичная по рисунку хромолитография: Г. изображен слева вполоборота к центру, Н.- прямолично справа, вверху - ангелы с храмовым образом обители «Преображение Господне». Оба преподобных в схиме и куколе с наметкой на плечах, правая рука на груди, у Г. в левой руке четки, у Н.- развернутый свиток с текстом: «Терп потерпѣхъ Гда и виждь ми и оуслыши молит[в мо]». Между фигурами - дорога, ведущая вдаль, к обители с 3-ярусной колокольней и 2 храмами, обнесенными белой стеной. Северные иконописцы и мастера иконописных сел Владимирской губ. изготавливали партии небольших «раздаточных» икон, предназначавшихся для паломников обители (образцы, созданные в живописной и традиционной манерах, находятся в частных собраниях).
В нач. XX в. в Важеозерской обители в Преображенском храме и ц. Всех святых возле правого клироса находились также большие иконы Важеозерских чудотворцев: Н., Г. и 7 Островских преподобных - учеников прп. Александра Свирского (Дионисия, Игнатия, Леонида, Феодора, Ферапонта, Афанасия и Корнилия). В росписи ц. Всех святых, исполненной в 1894 г. валаамскими монахами под рук. иеродиак. Антония, перешедшего с Валаама в Важеозерский монастырь, были представлены Олонецкие и Валаамские чудотворцы (Там же. С. 6-7). В описи епархиального древлехранилища в Петрозаводске (основано в 1903, закрыто в 20-х гг. XX в.) под № 215 значится икона «Важеозерские чудотворцы»: «Изображены преподобные Никифор, Геннадий, Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Феодор, Корнилий, Афанасий… Икона ценна как памятник, перечисляющий мало известные широкой публике имена последователей и учеников преп. Никифора и Геннадия Важеских» (размер иконы 81/4×7 вершков - Книга № 1 для описания памятников церк. старины, хранящихся в Олонецком губ. церк.-ист. музее - НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. хр. 1/2. Л. 36 (№ 215); сведения предоставлены В. Г. Платоновым). Одна из таких икон была спасена в годы советской власти жительницей пос. Импилахти (Питкярантский р-н Республики Карелии), когда часовня, где хранилась икона, была превращена в конюшню. В 1999 г. образ был передан в Важеозерский монастырь (в наст. время хранится в Петрозаводском ЕУ), список с него помещен на аналое в монастырской ц. Всех святых (иконописец мон. Даниил).
Наиболее ранние изображения Н. известны в составе житийных циклов преподобных Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, Н. и Г.- в составе композиции «Собор Новгородских святых». Так, уже на 1-й монументальной иконе со 129 клеймами жития и чудес, созданной в связи с прославлением прп. Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля, очевидно, попечением свт. Макария (1547-1555, ГММК; см.: Журавлёва И. А. Прп. Александр Свирский, с клеймами жития и чудес // Иконы Успенского собора Моск. Кремля: 2-я пол. XV - XVI в.: Кат. / ГММК. М., 2016. С. 204-215. Кат. 17), есть композиции, иллюстрирующие главу Жития «О приходе старца Никифора к нему [прп. Александру]» (клейма 47-49: Н. приходит к прп. Александру, через нек-рое время сообщает ему о намерении отправиться в Киев, получает благословение на отшествие из мон-ря). Н. изображен средовеком с бородой средней длины, в обычной монашеской одежде, с куколем на плечах, вокруг головы обозначен нимб. Этот образ лег в основу житийной иконы со 104 клеймами, вложенной в 1591/92 г. «ко гробу» прп. Александра московским царским дьяком Семеном Емельяновым (Лодейнопольский ист.-краевед. музей). На иконах святого «в деянье» с меньшим количеством сюжетов, напр. на вкладном образе с 39 клеймами дьяка Захария Богдана Силина 1655 г. (из местного ряда иконостаса Преображенского собора Свирского мон-ря, ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 74) рассказ о Н. ограничен только композицией прихода старца в обитель (клеймо 19; изображен без нимба). Эта иллюстрация встречается также в лицевых списках Жития прп. Александра Свирского сер. XVIII - нач. XIX в., насчитывающих более 50 миниатюр (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. Д. 1209; ГИМ. Муз. № 344; Музей Правосл. Церкви в Куопио (Финляндия), № 59; Нововалаамский мон-рь (Финляндия), № XII.212). Так, на миниатюре с изображением Н. и прп. Александра из рукописи в собрании Нововалаамского мон-ря (кон. 10-х гг. XIX в.) подчеркнута особая деталь облика пришедшего в обитель подвижника - железные вериги («…велию тягость железну на себе носящи, яко и оужем железным превившуся ему по всему телу, и еще же и чепем многым о чреслех его препоясаным» - РГБ. Ф. 304.II. № 269. Л. 66-66 об.; XVII в.). Н. нарисован в профиль, с небольшой, выступающей вперед бородой, одет в коричневый подрясник и черный клобук с воскрилиями, обут в черные сапоги, нимб отсутствует. Фрагментом иконостаса на паперти Успенской ц. Валаамского мон-ря является горизонтальный образ с 2 событиями из Жития прп. Александра Свирского (1786, поновление - 1853, Нововалаамский мон-рь в Финляндии; см.: Sipola. 2016. С. 203-205, 418. Кат. 48). Слева изображено, как прп. Александр возле своей кельи благословляет склонившегося перед ним Н. (сравнительно молод, в клобуке, без нимба).
На иконах и в рукописях XVII-XVIII вв. подробно проиллюстрированы также житийные циклы прп. Кирилла Новоезерского (см. ст. Кирилл (Белый), прп., разд. «Иконография»), в т. ч. «Чудо о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Свирского». Наиболее ранним примером является композиция на иконе прп. Кирилла с 18 клеймами жития сер. XVII в. из местного ряда иконостаса Воскресенского собора Новоезерского мон-ря (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47). В 7-м клейме действие происходит на окруженном водами Красном о-ве: прп. Кирилл благословляет Н., к-рый изображен дважды - благоговейно склонившим голову перед преподобным и в земном поклоне перед ним. Н. без нимба, у него окладистая борода с сединой, одежды монашеские (охристая ряса, коричневая мантия, схима и черный округлый клобук). На иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ) события представлены в одном клейме в 2 сценах: слева в келье прп. Кирилл беседует с Н. (монах с узкой на конце седой бородой, без нимба, на голове клобук с лежащей на плечах наметкой; надпись: «Старе(ц) Никïфо(р)»), справа вдали оба преподобных плывут в лодке по озеру. Не исключено, что иконописный цикл этой и близких по количеству клейм икон (рама 1-й четв. XVIII в. из Преображенского собора в Белозерске, ГРМ) разработан с использованием лицевой рукописи с 44 миниатюрами из б-ки Новоезерского мон-ря (ок. 1715, ЧерМО; описание см.: Соловьёва. 2006. С. 383-384). Наличие или отсутствие нимба у Н. в подобных произведениях, посвященных рассказу о жизни др. преподобных, свидетельствует о неустойчивости почитания подвижника, к-рого, очевидно, не всегда отождествляли с основателем мон-ря на Важеозере.
Изображение Н. и Г. с нимбами на иконах Собора Новгородских чудотворцев связано с формированием расширенного извода этой композиции в 1-й четв. XVIII в. Как Н. интерпретируют полуфигуру преподобного с именем Никифор в цветке древа на иконе-пяднице «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст. / ВНИИР. М., 1984. № 9(39). С. 91-95; расположенный рядом образ преподобного с именем Геннадий ошибочно отождествлен с изображением прп. Геннадия Костромского). На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) Н. и Г. изображены вместе в 3-м ряду правой группы, они сходны обликом (куколь на плечах, борода окладистая). Однако на иконах этого извода Важеозерские преподобные встречаются редко.
Новый этап в развитии иконографии Н. и Г. связан с возникновением композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая была создана мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами ведущей с.-петербургской мастерской Пешехоновых. В частности, 3 иконы этого сюжета 1876 г. были вывезены с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две из них, аналойного размера, почти идентичные по композиции и деталям изображения, с подписью «труд валаамских иноков» хранятся в наст. время в Нововалаамском мон-ре и Музее Православной Церкви в Куопио (Финляндия). Н. и Г. изображены в 4-м ряду наряду с Островскими преподобными и представленным справа в центре прп. Антонием Сийским. Н.- в центре слева, прямолично, окладистая борода и волосы с сединой до плеч, руки с четками сложены крестообразно на груди. Г. написан левее, вполоборота вправо; у него русая борода почти без проседи, густые волосы разделены на прямой пробор, правая рука с четками возле груди. В надписи на нимбе Важеозерским назван только Н. Немного иначе святые изображены на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных отцов, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского мон-ря (возможно, одна из описанных пядниц предназначалась для пребывания на аналое в этом храме). Икона, составлявшая пару к храмовому образу с подписью В. М. Пешехонова, упоминается в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6 (11). № 121; в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио). Непокрытая голова Н. на иконе склонена вправо, взор опущен, волосы и борода русые, с небольшой проседью, рук не видно. Г. представлен оплечно и фронтально, старцем с короткими волосами и седой бородой. Упрощенный вариант изображения Собора Карельских чудотворцев известен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске), предположительно восходящей к образу, воспроизведенному в изд.: Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. Н. и Г.- седобородые старцы в накинутых поверх мантии схимнических черных куколях (схима синяя с большими Голгофскими крестами), стоят вместе в правой группе, руки возле груди (у Г. борода слегка раздвоена на конце).
Н. и Г. изредка изображали в монументальных циклах и на иконах, посвященных всем рус. чудотворцам. К ним принадлежат, напр., роспись галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), а также иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 96, 100).
Совр. иконография Н. и Г., разработанная по заказам Важеозерского и Свирского мон-рей (особенно в связи с празднованием 500-летия преставления Г.), отличается сравнительным многообразием. Святые изображаются и в куколе (более характерно для Г.), и с непокрытой головой, часто с развернутым свитком или четками в руке, иногда они разного возраста. Существуют единоличные иконы святых, выполненные в древнерус. стилистике, напр.: поясной образ Г.; иконы Н. и Г. возле входных ворот в Важеозерский мон-рь; ростовые изображения Н. и Г. в иконостасе Преображенского храма мон-ря (2015, выпускники иконописного отд-ния СПбДА). Совместные изображения преподобных написаны в разных изводах и стилистических манерах: по образцу хромолитографии 1895 г. (ц. Всех святых Важеозерского мон-ря; старцы в монашеских одеждах, с покрытыми куколями головами стоят на фоне обители, отличие - образ Спаса Нерукотворного в небесах); святые с моделью храма в руках (икона на монастырском подворье в С.-Петербурге) или на фоне обители в молении образу Преображения (петрозаводский иконописец Д. Д. Юдов, местный ряд иконостаса ц. Всех святых Важеозерского мон-ря). Живописный образ преподобных находится в часовне Св. Троицы Свирского мон-ря.
Возле раки над мощами Н. и Г. в монастырской ц. Всех святых установлена их икона с 18 клеймами жития и образом благословляющего Спасителя в небесной полусфере (ок. 2012-2013, иконописец Юдов). Состав клейм разработан автором совместно с настоятелем Важеозерского мон-ря. Порядок композиций следующий: слева сверху вниз читаются сюжеты, посвященные Г., справа таким же образом - события из жизни Н. На иконе представлены слева: 1. Приход Г. к прп. Александру Свирскому; 2. Духовное возрастание Г. под рук. прп. Александра Свирского; 3. С благословения наставника Г. уходит на Важеозеро; 4. Г. собирает небольшое количество братии; 5. Г. устраивает для братии кельи; 6. Пророчество Г. об основании мон-ря; 7. Погребение Г.; 8. Явление Г. и Н. болящему и его исцеление; 9. Чудо возрождения мон-ря. Справа: 10. Приход Н. в обитель прп. Александра Свирского; 11. Н. упражняется в послушании и стяжает великое смирение; 12. По благословению прп. Александра Свирского Н. отправляется в Новоезерский мон-рь; 13. Встреча Н. и прп. Кирилла Новоезерского; 14. Братия Новоезерского мон-ря видит столп света на месте встречи преподобных; 15. Путешествие Н. в Киев; 16. Царь Иоанн IV дает Н. грамоту на монастырскую землю; 17. Духовная забота Н. о братии; 18. Погребение Н.
На одной из хранящихся в мон-ре икон основатели Важеозерской пуст. представлены вместе со свт. Митрофаном Воронежским, т. к. во имя последнего освящен храм в скиту обители. Н. и Г. изображаются также на совр. иконах учеников прп. Александра Свирского или Собора Важеозерских святых, в разных композициях Собора Карельских чудотворцев (напр., на иконе в соборе блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске, в ц. Всех святых Важеозерского монастыря) и Собора С.-Петербургских святых, в житийных циклах прп. Александра Свирского и в храмовых росписях с Олонецкими чудотворцами, на иконах Всех святых, в земле Российской просиявших. Созданы сюжетные рисунки и книжные иллюстрации с образами преподобных (пишущий в келье Н.) и др.