НИКОДИМ
Том L, С. 20-24
опубликовано: 3 октября 2022г.

НИКОДИМ

Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Фотография. 10-е гг. XXI в.Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Руснак Николай Степанович; 18.04.1921, с. Давыдовцы, Сев. Буковина, Румыния (ныне Кицманский р-н Черновицкой обл., Украина) - 15.09.2011, Харьков, Украина), митр. Харьковский и Богодуховский. Род. в семье укр. крестьян. Поскольку в 1918-1940 гг. Сев. Буковина входила в состав Румынии, семья принадлежала к Румынской Православной Церкви. На выбор духовного пути Николая Руснака повлияли детская дружба с сыном местного священника, а также авторитет благочестивой матери Параскевы Руснак, к-рая, овдовев, приняла монашеский постриг с именем Мария Магдалина († 1961). В авг. 1938 г. Николай поступил послушником в Крещатицкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь. В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР, после чего большая часть духовенства выехала в Румынию. Оставшаяся часть священнослужителей и монашествующих вместе с паствой перешла в 1944-1945 гг. в юрисдикцию Русской Православной Церкви. 6 янв. 1945 г. Николай Руснак принял в Крещатицком мон-ре монашеский постриг с именем Никодим. 29 апр. того же года в Свято-Духовом соборе г. Черновцы он был рукоположен Черновицким и Буковинским еп. Феодосием (Ковернинским) во диакона. 23 февр. 1946 г. еп. Феодосий рукоположил его во иерея. Н. не только нес послушание в мон-ре, но и окормлял неск. соседних приходов, к-рые остались без священников, выехавших в Румынию. По воспоминаниям Н., «для их посещения транспорта не было, преодолевал я многие километры в любую погоду, в ненастье, летом и зимой пешим ходом, привязав отвалившиеся подошвы к верху ботинок веревочкой». Монастырская братия в первые послевоенные годы испытывала крайнюю бедность и пребывала в неустроенности. В 1950 г. Н. был назначен настоятелем Крещатицкого мон-ря. При нем жизнь в обители стала налаживаться, было начато строительство братского корпуса на 24 кельи. После того как мон-рь был достаточно обустроен, Н. подал ходатайство об освобождении от настоятельства для продолжения образования. Как написал впосл. Н. в своих воспоминаниях, он покинул Буковину уже 34-летним «зрелым, сформировавшимся духовно в монашеском подвиге человеком», чтобы «дополнить свой опыт духовной жизни глубиной богословского ведения».

В 1955 г. Н. поступил в Московскую ДС. Во время учебы в семинарии, с 1956 г., чтобы обеспечить лечение и уход больной матери-монахине, Н. с разрешения Московской Патриархии по воскресным и праздничным дням служил в московском Скорбященском храме на Б. Ордынке. В кон. 1957 г. настоятель храма прот. Михаил Зёрнов (впосл. архиеп. Киприан (Зёрнов)) рекомендовал Н. в качестве помощника начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Никодиму (Ротову; впосл. митрополит). 23 апр. 1958 г. Н. был назначен зам. начальника Русской духовной миссии. После того как 20 окт. того же года архим. Никодим был освобожден от должности и переведен в Москву, Н. исполнял обязанности начальника миссии. 15 нояб. 1958 г. по согласованию с Московской Патриархией возведен патриархом Иерусалимским Венедиктом I в сан архимандрита. В 1960 г. заложил храм во имя св. Марии Магдалины на подворье Горненского Казанского жен. мон-ря в Магдале, у Тивериадского оз. 9 февр. 1961 г. освобожден от исполнения обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и отозван на родину. Временно был приписан к московскому патриаршему Богоявленскому собору в Елохове.

5 июля 1961 г. определением Синода РПЦ Н. был назначен на Костромскую кафедру, на к-рой перед этим за короткий срок сменилось уже 3 архиерея. 10 авг. 1961 г. в московском Богоявленском Елоховском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Ярославский и Ростовский архиеп. Никодим (Ротов), Среднеевропейский еп. Иоанн (Вендланд; впосл. митрополит) и Подольский еп. Киприан (Зёрнов) хиротонисали Н. во епископа Костромского и Галичского. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Костромской обл. сообщал о начальном периоде управления Н. епархией: «С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 5. Д. 44. Л. 26-27). Служение Н. на Костромской кафедре совпало с антирелигиозной кампанией, развернувшейся во время правления Н. С. Хрущёва. Н. писал об этом периоде в своих воспоминаниях: «В те годы в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Н. упорно боролся за сохранение действующих церквей, умело вел переговоры с представителями местных властей, не поддаваясь их давлению. Благодаря его усилиям в 1961-1964 гг. в Костромской обл. было закрыто только 4 храма (для сравнения - в соседней Ивановской обл. в это же время было закрыто 12 церквей, в Кировской обл.- 40). В целях спасения уже готовившегося областными властями к сносу древнего костромского Воскресенского храма на Дебре Н. принял решение о преобразовании его по согласованию с Советом по делам РПЦ в кафедральный собор вместо Иоанно-Златоустовского храма. Н. пошел на это, будучи уверен, что отстоять расположенный в центральной части города Иоанно-Златоустовский храм верующим будет легче, чем находящуюся на окраине Воскресенскую ц.; впосл. так и случилось. Также в это время Н. отклонял все требования властей о передаче в гос. музей чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская».

Еп. Никодим (Руснак). Фотография. 60-е гг. XX в.Еп. Никодим (Руснак). Фотография. 60-е гг. XX в.

В 1962 г. Московская Патриархия приняла решение о назначении Н. на Аргентинскую кафедру, к-рая оставалась незамещенной с 1952 г. из-за враждебной позиции по отношению к РПЦ руководства Аргентины. По причине отказа аргентинских властей в выдаче Н. визы вопрос о его переводе решался в течение 2 лет. Только 21 апр. 1964 г. он был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Вначале аргентинские власти предоставили Н. визу только на 3 месяца, но затем ему было выдано разрешение на проживание в стране без ограничения по времени. Архиерею удалось наладить хорошие отношения с властями Аргентины, а затем и др. латиноамериканских гос-в, с общественными и религ. деятелями этих стран. Он регулярно объезжал отдаленные приходы своей епархии. На Аргентинской кафедре Н. продолжал и научно-богословскую работу. В 1966 г. он был удостоен в МДА ученой степени кандидата богословия за соч. «Пастырская и проповедническая деятельность св. Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре». К началу архиерейского служения Н. в Юж. Америке кафедральный Благовещенский собор в Буэнос-Айресе фактически являлся малой домовой церковью, к-рая не могла вместить всех молящихся. Важной задачей было сооружение в столице Аргентины нового просторного храма. На его строительство было собрано ок. 3 млн песо пожертвований аргентинской паствы, такая же сумма была переведена Московской Патриархией. Новый кафедральный Благовещенский собор был заложен в мае 1968 г. и освящен Н. уже в нояб. того же года. Помогая малочисленному клиру, Н. нередко служил в соборе иерейским чином, сам разжигал себе кадило, часто исполнял требы в церкви или на кладбище. При поддержке Н. также были построены Всехсвятский, Воскресенский и Введенский храмы в сельскохозяйственных колониях в провинции Мисьонес на северо-востоке Аргентины, где проживали переселенцы из России (сельские храмы и молельни не имели своего духовенства и окормлялись священниками кафедрального Благовещенского собора). Была организована Иоанно-Богословская община в Чили.

25 февр. 1968 г. Н. был возведен в сан архиепископа. Изучив испан. язык, Н. приступил к переводу на него литургических текстов. Им был подготовлен к печати 1-й правосл. служебник на испан. языке - «Литургикон». Он включал: краткое объяснение смысла и назначения литургии; описание порядка подготовки священнослужителей и мирян к богослужению и причастию; последование проскомидии; последование литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого; благодарственные молитвы; последование отдания великих Господских праздников; последование литургии Преждеосвященных Даров; тропари и воскресные прокимны 8 гласов; тропари и кондаки нек-рых праздников; построение исповеди; разъяснение церковных терминов и описание особенностей правосл. богослужения; указания на чтение Апостольских посланий и Евангелия в воскресные дни и на главные праздники. Служебник стал заметным явлением в религ. лит-ре Лат. Америки и был отмечен грамотами правительств Аргентины и Чили. Он используется в латиноамериканских приходах РПЦ и др. Поместных Церквей.

10 апр. 1970 г. Н. назначен патриаршим экзархом Центр. и Юж. Америки. 2 июля того же года, согласно прошению, освобожден от управления Аргентинской и Южноамериканской епархией и от должности экзарха Центр. и Юж. Америки с предоставлением ему 3-месячного отпуска. 1 дек. 1970 г. стал архиепископом Харьковским и Богодуховским. 24 февр. 1971 г. также был назначен временно исполняющим обязанности экзарха Центр. и Юж. Америки. Н. являлся наблюдателем от РПЦ на ассамблеях Всеафриканской конференции Церквей в Лусаке (Замбия, 1974) и Найроби (Кения, 1981); совершил поездки в составе делегаций Московской Патриархии в Грецию и на Афон (1970, 1978), на Св. землю (1976, 1982), в Канаду (1979), Бельгию (1980), Испанию (1980, 1984), Японию (1983), Индию (1984), Польшу (1985). Как экзарх Центр. и Юж. Америки Н. в целях налаживания церковной жизни в латиноамер. странах посетил большинство гос-в региона: Аргентину, Бразилию, Уругвай, Чили, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Мексику, Кубу, Гаити, Гватемалу, Панаму, Тринидад и Тобаго, Коста-Рику, Гондурас, Гренаду. В мае 1971 г., во время визита на Кубу, Н. присоединил к РПЦ общину правосл. Константино-Еленинского храма в Гаване (ранее находился в юрисдикции К-польского Патриархата) и рукоположил 2 правосл. кубинцев: одного - во иерея, другого - во диакона. В 1972 г., во время посещения Аргентины, Н. рукоположил во иерея для служения в пров. Мисьонес своего духовного сына диак. Георгия (Хорхе) Санчеса. Во время поездок в Мексику, в 1973 и 1976 гг., Н. решал вопросы о строительстве Покровского храма для общины в Непантла-де-Сор-Хуана-Инес-де-ла-Крус. 6 окт. 1977 г. был освобожден от временного исполнения обязанностей экзарха Центр. и Юж. Америки, но в 1985 г. вновь совершил поездку в Аргентину, где освятил в Буэнос-Айресе после ремонта Благовещенский собор и новое здание Патриаршего Экзархата. Также Н. открыл памятник равноап. кн. Владимиру на городской площади, переименованной в честь святого в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Руководство правосл. приходами в странах Лат. Америки и частые зарубежные поездки Н. приходилось совмещать с управлением Харьковской епархией. К нач. 70-х гг. ХХ в. в обширной и многолюдной епархии оставалось всего 60 зарегистрированных приходов, причем многие из них не имели молитвенных помещений; отсутствовали монашеские обители и духовные учебные заведения. Епархиальное управление размещалось в маленькой комнате на колокольне кафедрального Благовещенского собора. В таких условиях активная внешнецерковная деятельность Н., получавшая поддержку со стороны Советского гос-ва, способствовала нек-рому улучшению положения верующих в Харьковской епархии. Харьков стали посещать с ответными визитами к Н. иностранные делегации, и местные власти были вынуждены сотрудничать с архиереем в благоустройстве кафедрального собора и др. храмов епархии, предоставили епархиальному управлению достойное помещение. Н. подготовил канонизацию Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича), составил службу и акафист святителю (утверждены Синодом 21 февр. 1978), 3 февр. 1980 г. освятил 1-й посвященный ему храм в нижнем помещении кафедрального Благовещенского собора Харькова.

23 нояб. 1983 г. Н. был назначен архиепископом Львовским и Тернопольским, также продолжал (до 28 марта 1984) временно управлять Харьковской епархией. 9 апр. 1985 г. возведен в сан митрополита. В то время Львовская епархия, охватывавшая территории Львовской и Тернопольской областей Украинской ССР, была самой многочисленной в РПЦ по количеству приходов (более 1 тыс. действующих храмов). Н. в 1986 г. стал организатором празднования 40-летия Львовского Собора 1946 г., принявшего решение о воссоединении укр. униатов с Православием, рассматривал возможность канонизации как священномученика убитого в 1948 г. протопр. Гавриила Костельника, составил его жизнеописание. До сер. 80-х гг. местные власти продолжали препятствовать росту числа приходов и даже иногда закрывали нек-рые сельские храмы. Н. удалось переломить эту ситуацию. Под его руководством была восстановлена Кирилло-Мефодиевская ц. в архиерейской резиденции во Львове. Н. входил в состав богослужебной подкомиссии (группы) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. После торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (во Львовской епархии их центрами стали кафедральный Георгиевский храм и Почаевская лавра) началось возвращение верующим ранее закрытых храмов. Число приходов Львовской епархии к кон. того же года выросло до 1270. 27 дек. 1988 г. в связи с выделением из состава Львовской епархии самостоятельной Тернопольской епархии Н. стал именоваться митрополитом Львовским и Дрогобычским. В 1989 г. во Львовской епархии при росте националистических настроений и ослаблении контроля со стороны местных властей начались захваты храмов сторонниками вышедшей из подполья Украинской греческо-католической церкви (УГКЦ) и неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Всего к концу года к УГКЦ перешло 103 прихода, к УАПЦ - 83. Положение осложнялось из-за выжидательной позиции митр. Киевского Филарета (ныне анафематствован, см. Денисенко М. А.), к-рый не принимал необходимых мер к защите канонического Православия на западе Украины.

13 сент. 1989 г. Н. был вновь назначен митрополитом Харьковским и Богодуховским. При этом с 20 сент. по 2 дек. 1990 г. временно управлял Днепропетровской епархией. Благодаря архиерейским трудам в условиях изменившейся политической ситуации на Харьковщине активно возрождалась церковная жизнь. Особо важную роль Н. сыграл в восстановлении харьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастыря. В апр. 1990 г. он провел 1-ю службу в возвращенном верующим Покровском соборе, в дальнейшем службы возобновились и в др. храмах обители, на территории мон-ря начались масштабные реставрационные работы. В Покровский мон-рь были перенесены резиденция Харьковских архиереев и епархиальное управление. Одновременно с управлением Харьковской епархией в 1989-1991 гг. Н. председательствовал в Богослужебной синодальной комиссии РПЦ. В этот период комиссией были подготовлены и утверждены Синодом: службы и акафисты блгв. кн. Димитрию Донскому, прп. Андрею Рублёву, свт. Макарию, митр. Московскому и всея Руси, блж. Ксении Петербургской, свт. Игнатию (Брянчанинову), свт. Феофану (Говорову), прав. Иоанну Кронштадтскому, вмч. Меркурию Александрийскому; тропари и кондаки свт. Иову, патриарху Московскому и всея Руси, свт. Тихону, патриарху Московскому и всея России, митрополитам священномученикам Владимиру (Богоявленскому) и Вениамину (Казанскому), прмц. вел. кнг. Елисавете Феодоровне.

В нач. 1992 г. Киевский митр. Филарет при поддержке правительства Украины пытался добиться отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, против чего решительно выступила подавляющая часть духовенства и мирян. В связи с отказом митр. Филарета, вопреки данным им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. клятвенным обязательствам сложить свои полномочия 21 мая, Синод РПЦ поручил Н. как старейшему по хиротонии среди укр. архиереев провести Архиерейский Собор УПЦ. Тогда же Синод возложил на него управление Украинской Церковью до выборов нового предстоятеля. В это время Н. направил митр. Филарету телеграмму с просьбой не идти на новый раскол, приведя исторические примеры послушания святителей Иоанна Златоуста и Афанасия, к-рые смиренно удалялись с Патриаршей кафедры в К-поле, поставив благополучие Церкви выше личных амбиций. Ответа на эту телеграмму не последовало. Во время телефонного разговора с Н. митр. Филарет угрожал ему и др. архиереям физической расправой: «Вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева». Поскольку действительно существовала угроза нападения на участников Архиерейского Собора со стороны поддерживавших митр. Филарета националистических групп, Н. принял решение о проведении Собора в Харькове. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ под председательством Н. открылся 27 мая 1992 г. в здании епархиального управления в Покровском мон-ре. Во время соборных заседаний Н. неск. раз звонили по телефону из гос. структур Украины и требовали учитывать их рекомендации, но он не поддался давлению, заявив, что Собор будет самостоятельно решать церковные дела. Харьковский Собор, в к-ром участвовали 18 из 21 архиерея Украинской Церкви, принял решение о смещении митр. Филарета с должности предстоятеля УПЦ и о запрещении его в священнослужении в связи с раскольнической деятельностью. После этого Собор приступил к выборам нового главы Украинской Церкви. Н. снял свою кандидатуру, выдвинутую др. архиереями на пост предстоятеля, чтобы сразу пресечь возможные обвинения в организации Собора в целях личной выгоды. Тайным голосованием (16 голосов из 18) митрополитом Киевским и всея Украины был избран Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан), находившийся в это время на богословской конференции в Финляндии. 11 июня того же года решения Харьковского Архиерейского Собора УПЦ были утверждены Архиерейским Собором РПЦ.

С июня 1992 г. Н. являлся постоянным членом Синода УПЦ. Под рук. Н. с кон. 80-х гг. велась работа по сбору сведений о подвигах новомучеников, пострадавших на Харьковщине во время большевистских гонений на веру. На основании собранных материалов 22 июня 1993 г. решением Синода УПЦ был прославлен 31 местночтимый святой, их имена вошли в Собор новомучеников Слободского края. Н. составил сборник служб и акафистов новопрославленным святым (издан в 1996). С 27 дек. 1994 г. являлся председателем Комиссии УПЦ по канонизации святых (до 22 нояб. 2006). За время управления Н. Харьковской епархией количество приходов увеличилось в 5 раз: к нач. 2011 г. в епархии было уже 313 действующих храмов. Активно велись работы по строительству новых храмов, возвращению закрытых в годы советской власти церквей, их ремонту и реставрации. Особо важное значение имело восстановление под рук. Н. уникального архитектурного комплекса харьковского Покровского мон-ря. К 2003 г. была завершена реставрация монастырских Покровского собора и Озерянской ц. В Харьковской епархии появились и новые монашеские обители. В 1997 г. на основе сложившейся при отреставрированном храме святых Бориса и Глеба в с. Водяном Змиёвского р-на Харьковской обл. жен. монашеской общины по благословению Н. был учрежден Борисоглебский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (с 2012 в Изюмской епархии). В том же 1997 г. был возрожден как Архангело-Михайловский жен. мон-рь в г. Лозовая Харьковской обл. После ремонтно-восстановительных работ 22 марта 1998 г. Н. освятил монастырский храм во имя арх. Михаила. Позднее был организован скит на месте первоначального расположения мон-ря в с. Светловщина, в 5 км от Лозовой.

В 1993 г. в Харькове начало работу 2-годичное духовное уч-ще, преобразованное в 1996 г. в семинарию с 4-летним сроком обучения. В дальнейшем при семинарии были открыты богословско-педагогические курсы, иконописная школа. Н. являлся ректором возрожденной Харьковской ДС в 1996-2011 гг. Также он был редактором начавших выходить с 1994 г. ежемесячных «Харьковских епархиальных ведомостей», а в 2000 г. под его редакцией началось издание философско-религиозного ж. «Вера и разум». На протяжении неск. лет Н. вел передачи о вере на местном телевидении. Н.- автор почти 8 тыс. проповедей, служб и акафистов, статей на различные темы церковной жизни, прозаических и стихотворных произведений, автобиографических книг. Он был удостоен званий почетного профессора Харьковского гос. ин-та культуры и Харьковского ин-та искусств им. И. П. Котляревского, почетного д-ра богословия КДА, Варшавской христианской богословской академии, Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, почетного члена Союзов писателей России и Украины.

За долгую архиерейскую службу Н. был награжден: орденами св. кн. Владимира 1-й и 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степени, прп. Серафима Саровского, св. кн. Даниила Московского; преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских 1-й и 2-й степени (УПЦ), Знаком отличия предстоятеля УПЦ, орденом св. Марии Магдалины 1-й степени (Польская Православная Церковь), орденами др. Поместных Церквей, в т. ч. всеми орденами Иерусалимского Патриархата; гос. наградами: орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов (СССР), орденами «За заслуги» 1-й степени, Ярослава Мудрого 5, 4, 3 и 2-й степени (Украина), орденом Почета (Российская Федерация).

7-8 мая 2011 г. торжества по случаю 90-летия Н. возглавил в Харькове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). К моменту кончины Н. был старейшим архиереем Русской и Украинской Церкви. 17 сент. викарный Изюмский архиеп. Онуфрий (Лёгкий; ныне митрополит) возглавил отпевание Н. в Благовещенском соборе Харькова. Он был похоронен рядом с алтарем придела во имя свт. Мелетия Харьковского нижнего храма харьковского Благовещенского собора.

Соч.: Сборник служб и акафистов. Х., 1996; Послания. Слова. Речи: В 8 т. Х., 1995-2007; Жереб, визначений Богом: Спогади, поезiя. Х., 2003; Новые страницы повести о переплетении судеб людских: Восп. Х., 2003.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Никодима (Руснака) // ЖМП. 1961. № 10. С. 7-9; Васько А. Г. Приезд еп. Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру // Там же. 1964. № 8. С. 14-16; Ангелина (Егорова), мон., Бросоль М. В. В подвиге апостольского делания // Там же. 1970. № 10. С. 12-18; Из жизни епархий: Харьковская епархия (юбилей архипастыря) // Там же. 1971. № 16. С. 41-42; Дьолог В. Посещение паствы в Экзархате Центр. и Южной Америки // Там же. 1974. № 2. С. 14-20; Бросоль М. В. Тепло любви Матери Церкви (посещение аргентинской паствы архиеп. Никодимом, и. о. Патриаршего Экзарха Центральной и Южной Америки) // Там же. 1975. № 9. С. 19-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 112-116; Липко Н., прот. Из жизни епархий: Харьковская епархия (юбилей архипастыря) // ЖМП. 1981. № 10. С. 37-38; Из жизни епархий: Львовская епархия (юбилей архипастыря) // Там же. 1987. № 2. С. 19-21; Вехи жизни и деятельности Высокопреосв. Митр. Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснак, р. 1921) // Вiра i розум. Х., 2000. С. 11-13; Талалай М., протодиак. Митр. Харьковский и Богодуховский Никодим: «Безгранично люблю Церковь»: Один из старейших иерархов вселенского православия отметил свое 90-летие // ЖМП. 2011. № 5. С. 34-40; он же. Митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак): [Некр.] // Там же. 2011. № 10. С. 88-91.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Вакарик; 1926-2003), митр. Черниговский и Нежинский УПЦ
  • ВАРЛААМ (Ясинский; 1627 - 1707), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России
  • ВАРСОНОФИЙ (Столяр Василий Петрович), митрополит Винницкий и Барский
  • ВАРФОЛОМЕЙ (Ващук Виктор Владимирович; род. 1953), митр. Ровенский и Острожский