Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г.
(Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар. Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II, архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист, прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии.
После смерти архиеп. Сербского Саввы III, в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом.
В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана. В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича. Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского.
В 1318/19 г. Н. перевел с греческого на серб. язык Типик прп. Саввы Освященного (см. Иерусалимский устав), о чем сообщил в обширной записи: автограф рукописи погиб при бомбардировке Белграда немцами 6 апр. 1941 г. Этот перевод сохранял значение ок. 20 лет, до перевода пространной редакции Типика (т. н. Романов типик). Также Н. велел переписать Типикон святителя Саввы Сербского. В нач. 1324 г. по его велению черноризец Дамиан переписал в Пече Апостол (т. н. Шишатовацкий), Параклитик и Октоих.
Н. был похоронен в ц. вмч. Димитрия в Пече. Вскоре после смерти был провозглашен святым. В «Житиях архиепископов Сербских» появилось краткое его Житие, составленное, вероятно, продолжателем патриарха Даниила (см. в ст. Даниил II, патриарх Печский). В XIV в. (до 1391) его мощи были переложены в ковчег и поставлены в церкви. В период 1404-1412 гг. Марк, еп. Печский (Хвостненский), составил в его честь службу. Изображения Н. сохранились на фресках храмов мон-ря Печская Патриархия, в Будисавци (1568), Ораховице (1594) и Мораче (1616).
Ист.:
Даничић Ђ. Рукопись архиеп. Никодима // Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1859. Књ. 11. С. 189-203 (То же //
Даничић Ђ. Ситниjи списи. Београд, 1975. Књ. 3); Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Загреб, 1866. Београд, 1935;
Jагић В. Светостефански хрисовуљ краља Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890. С. 43-46;
Ковачевић Љ. Светостефански хрисовуљ // ССКА. 1890. Књ. 4. С. 1-22;
Стоjановић Љ. Стари српски хрисовуљи, акти, биографиjе, летописи, типици, поменици, записи и др. // Там же. Књ. 3. С. 17-24;
он же. Записи. Књ. 1. С. 22-24, 94;
Новаковић С. Законски споменици српских држава средњега века. Београд, 1912. Књ. 5. С. 468-469, 630-631; Actes de ‘Athos / Publ. B. Korablev. Пг., 1915. Vol. 5. Pt. 1: Actes de Chilandar. С. 178-180, 182-183, 186-187, 418-445 (ВВ; Прил. к т. 19/1);
Мошин В. Акти братског сабора ман-ра Хиландара // Годишњак Скопског филозовског факултета. Скопље, 1939/1940. Књ. 4. С. 174-203; Споменици за средновековната и поновата историjа на Македониjа. Скопjе, 1977. Т. 2. С. 311-412;
Павић М. Стари српски записи и натписи. Београд, 1986. С. 52-54;
Ћирковић С. Српске Notitiae Episcopatuum // Споменица еп. шумадиjском Сави. Нови Сад, 2001. С. 199-208; Типик архиеп. Никодима. Београд, 2004-2007. 2 књ.;
Живоjиновић Д. Акт архиеп. Никодима I за за келиjу св. Саве Jерусалимског у Кареjи, 1. септ.- 29. окт. 1321 // Стари српски архив. Београд, 2005. Књ. 4. С. 23-50;
он же. Интерполисана хрисовуља краља Милутина за Кареjску келиjу св. Саве Jерусалимског, 1317/1318, индикт 4 // Там же. 2006. Књ. 5. С. 11-41; Зб. средњовековних ћириличких повеља и писама Србиjе, Босне и Дубровника. Београд, 2011. Књ. 1: 1186-1321 гг. С. 473-479, 483-488, 525-543; Стара српска поезиjа, записи и натписи, аренге / Приред.: Т. Jовановић. Нови Сад, 2013. С. 175-177;
Алексеев С. В. Памятники сербской средневековой историографии XIII-XVII вв.: Переводы и исследование. СПб., 2016. Т. 1: Жития святых Симеона и Саввы: Жития королей и архиепископов Сербских. С. 389, 395, 461, 474-480.
Лит.:
Леонид (Кавелин), архим. Историческое описанiе сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам сербскому и русскому. М., 1868. С. 42-55;
Вуловић С. Белешке о архиеп. Hикодиму // ГСКА. 1894. Књ. 43. С. 1-15;
Станоjевић С. Пабирци: Прилози за оцену наших домаћих извора. 5: Хронологиjа српских архиепископа по Данилову Родослову // ЛетMC. 1895. Год. 64. Књ. 184. С. 28-36;
Мирковић Л. Да ли су речи: «Молю по мню хотещiхь бити...» св. Саве, како то Никодим каже? // Светосавски зб. Београд, 1936. Књ. 1. С. 315-316;
он же. Типик архиеп. Hикодима из 1319. г. // ГлСПЦ. 1946. Год. 27. Св. 9. С. 188-189;
Ћоровић В. Хиландарски аделфати за Кареjу // ПКJИФ. 1938. Књ. 18. С. 334-341;
Мошин В., Пурковић М. А. Хиландарски игумани средњег века. Скопље, 1940. С. 27-39;
Радоjичић Ђ. С. Стари српски књижевници XIV-XVII в. Београд, 1942. С. 23-25, 89-104;
он же. Ко jе писац и када jе саставлена служба архиеп. Hикодиму? // Jужнословенски филолог. Београд, 1949/1950. Књ. 18. С. 197-204;
Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етнограф. расправа. Смедерево, 1965. С. 97-99;
Petrović D. Nikodim // Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1997. T. 4. S. 690-691;
Живоjиновић М. Историjа Хиландара I: Од оснивања манастира 1198. до 1335. г. Београд, 1998;
Живоjновић Д. М. Архиеп. Никодим I // ИЧ. 2011. Књ. 60. С. 97-112;
Jовановић Т. Служба св. архиеп. Никодиму Марка Пећког // Годишњак / Филолошки факултет у Београду. Катедра за српску књижевност са jужнослов. књижевностима. Београд, 2012. Књ. 7. С. 11-32.
Т. Йованович