НИКОН
Том LI, С. 20-25
опубликовано: 12 января 2023г.

НИКОН

Содержание
Никон (Софийский), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 1904–1906 гг.Никон (Софийский), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 1904–1906 гг.

(Софийский Николай Андреевич; 14.05.1861, с. Озарниково Чухломского у. Костромской губ.- 28.05.1908, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908). Род. в семье сельского свящ. Андрея Павловича Софийского и его жены Марии Онисимовны, в семье было 6 мальчиков и девочка. Когда Николаю исполнилось 3 года, умер отец. Мать кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой, смогла дать детям образование. Николай окончил Солигаличское ДУ и Костромскую ДС (1882). Будучи одним из лучших учеников, получил предложение продолжить обучение в ДА, но отказался, предпочитая жизнь сельского священника. Был назначен на должность надзирателя Макарьевского ДУ (27 авг. 1882). Женился на дочери священника из Христорождественского собора г. Макарьева Серафиме Федоровне Паниной. Рукоположен во иерея (20 февр. 1883) и назначен священником ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Мамонтово Макарьевского у. Костромской губ. Спустя год после женитьбы овдовел (9 мая 1884). Поступил в СПбДА, в 1887 г. принял постриг. Окончил ДА со степенью кандидата богословия (1888), представив работу по теме «Происхождение, характер и значение фарисейской секты в истории иудейства». Рецензентом сочинения был доцент И. Г. Троицкий, высоко оценивший работу и указавший как на одно из «наиболее выдающихся мест» в ней «характеристику фарисеев и их учения, каковая по своей художественности и полноте может быть названа лучшей между подобными себе». Нек-рое время со 2 окт. 1888 г. служил инспектором СПбДС, в к-рой также преподавал Свящ. Писание.

30 марта 1891 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Владимирской ДС. Об этом периоде жизни Н. оставил воспоминания митр. Евлогий (Георгиевский), служивший в качестве инспектора (1895-1897) под его началом в ДС. Н. был известен как строгий наставник, деятельность к-рого вызывала недовольство мн. семинаристов. По словам митр. Евлогия, ректор был «красивым, здоровым, могучим человеком», считавшим себя не годным для монашества и говорившим: «Мне бы не монахом, а крючником на Волге быть… Из попа да из солдата хорошего монаха не выкроишь». Правление Н., под началом к-рого находилось 500 семинаристов, отличалось строгим соблюдением правил и жесткими мерами, принимаемыми для поддержания дисциплины (устрашение и репрессии). В семинарии, по воспоминаниям митр. Евлогия, создалась тяжелая атмосфера, насыщенная страхом и ненавистью по отношению к начальству. Однако Н. говорил, что «все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью», он стремился «растворять милостью», и проступки учеников, в т. ч. и крупные, если их удавалось уберечь от огласки, если они не служили соблазном для других и не свидетельствовали о нравственной испорченности семинариста, он прощал. Митр. Евлогий также вспоминал, что Н. был хорошим хозяйственником: при нем был проведен капитальный ремонт семинарского храма, он очень любил цветы и сам ухаживал за семинарскими цветниками. В ДС образовалась оппозиция ректору, в которой кроме части семинаристов участвовали инспектор и его жена. 9 мая 1895 г. семинарист, которого Н. не отпустил в отпуск, совершил покушение на ректора: он ударил Н. топором по голове, когда тот работал в саду. Н. спасло то, что клобук смягчил удар, а при повторном ударе топор сорвался с топорища. В ДС приехали жандармы, ночью семинаристы пытались заколоть вилами помощника инспектора, семинарию закрыли. Н. предложили уйти с поста ректора, но он сказал, что подчинится только постановлению суда. Семинариста поместили в сумасшедший дом (спустя неск. месяцев выпустили), 75 чел. исключили из ДС (Евлогий (Георгиевский). 1994. С. 70-74). Позже, когда Н. стал архиереем и занял Владимирскую кафедру, он определил покушавшегося на него юношу на должность псаломщика. В 1891-1898 гг. был цензором «Владимирских епархиальных ведомостей».

Архиерейское служение во внутренних епархиях России

3 марта 1898 г. состоялось наречение Н. во архиерея, 8 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии (Высочайшие повеления: О бытие ректору Владимирской ДС архим. Никону епископом Вольским, викарием Саратовскй епархии // ЦВед. 1898. № 7. 14 февр. С. 29). Хиротонию совершили митр. С.-Петербургский Палладий (Раев), митр. Киевский Иоанникий (Руднев), архиеп. Новгородский Феогност (Лебедев), архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский), еп. Тверской Димитрий (Самбикин), еп. Нарвский Иоанн (Кратиров) и еп. Гдовский Вениамин (Муратовский; позже обновленческий «первоиерарх»). 19 марта Н. прибыл в Саратов и поселился в Спасо-Преображенском мон-ре, 24 апр. приехал в Вольск. По воспоминаниям современников, Н. не отделял православных от старообрядцев, чем снискал среди последних особое уважение и доверие: так, во время совершения им вселенской панихиды по всем усопшим жителям Вольска Н. принимал записки и от православных, и от старообрядцев.

В июле того же года в связи с болезнью и затем кончиной еп. Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) Н. был назначен временно управляющим епархией и уехал в Крым. С 6 февр. 1899 г.- епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Высочайшие повеления: О перемещении викария Саратовской епархии преосвящ. Вольского Никона на кафедру епископа Нарвского // ЦВед. 1899. № 8. 20 февр. С. 45). В том же году был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях С.-Петербурга. В 1901 г. стал одним из основателей Костромского благотворительного об-ва в С.-Петербурге.

С 10 дек. 1901 г.- епископ Вятский и Слободской (Высочайшие повеления: О бытие первому викарию С.-Петербургской епархии преосвящ. Нарвскому Никону епископом Вятским и Слободским) // ЦВед. 1901. № 50. 15 дек. С. 403). Посетил почти все приходы своей епархии. По предложению Н. в городских церквах Вятки в воскресные вечера проходили беседы клириков с прихожанами. Организовал ремонт Вятского кафедрального собора и архиерейского дома. Смог урегулировать конфликт с воспитанниками Вятской ДС (было уволено меньшее по сравнению с запланированным число учащихся, позже многие вновь были приняты в семинарию и завершили обучение). Н. поддерживал единоверческое движение, при нем были заложены 2 единоверческих храма. В одном из них, в дер. Осипинской Глазовского у. Вятской губ., Н. совершил по старым книгам всенощное бдение, продолжавшееся ок. 5 часов. Поощрял миссионерскую деятельность среди черемисов (марийцев), татар, вотяков (удмуртов), переводы религ. текстов на национальные языки. Организовал в Вятке миссионерские инородческие курсы и преподавал на них Свящ. Писание. На курсах учились представители малых народов, позже они становились псаломщиками и учителями церковноприходских школ, а затем и священниками. В 1902 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени.

С 27 нояб. 1904 г. Н.- епископ Владимирский и Суздальский (Высочайшие повеления: О бытие преосвящ. Вятскому Никону епископом Владимирским и Суздальским // ЦВед. 1904. № 49. 4 дек. С. 513). Инициировал строительство нового здания для жен. епархиального уч-ща, в этих целях было куплено место в лучшей части города. Когда начались очередные волнения во Владимирской ДС, Н. добился того, чтобы семинария не была закрыта, а арестованные учащиеся были освобождены. По его инициативе при братстве св. Александра Невского была открыта миссионерская школа. Много проповедовал, часто совершал поездки по епархии. Очевидно, Н. предчувствовал свою кончину. 31 окт. 1905 г. во Владимире он составил завещание, в к-ром просил похоронить его в кафедральном Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире. В завещании он писал, что «недостоин был высокого сана епископского и недостойно проходил его»; просил Господа помиловать его, поскольку, хотя и плохо служил Ему, но служил всем сердцем; также в завещании Н. разрешал всех, запрещенных им в священнослужении, просил прощения и молитв у паствы.

Служение в Грузии

6 мая 1906 г. Н. возведен в сан архиепископа (Высочайшим указом еп. Никон возведен в сан архиепископа // ЦВед. 1906. № 18. 6 мая. С. 207), с 9 июня - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, постоянный член Синода (Высочайшие указы: Архиеп. Владимирскому и Суздальскому Никону повелеваем быть архиепископом Карталинским и Кахетинским, с званием члена Свящ. Синода и экзарха Грузии, 9 июня 1906 // ЦВед. 1906. № 24. 17 июня. С. 323). Его назначение пришлось на сложный период, который переживала Грузинская Православная Церковь (ГПЦ): почти все грузинское духовенство и священноначалие, а также представители грузинской интеллигенции, общественные деятели, ученые, политики были участниками или сторонниками движения автокефалистов, призывавших к восстановлению автокефалии ГПЦ, утраченной в 1811 г. после присоединения Грузии к Российской империи. Вопрос активно обсуждался как в Тифлисе, так и в С.-Петербурге, в т. ч. в Синоде и на заседаниях Предсоборного присутствия РПЦ (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 27. Д. 4651, 4671, 5071, 5076, 5308, 5412).

Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг.Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг.

Груз. священноначалие и паства не желали больше принимать назначения рус. экзархов. 27 июня 1906 г. кн. св. Илия Чавчавадзе, находившийся в числе груз. делегации в С.-Петербурге, получил телеграмму от свящ. Василия Карбелашвили (впосл. еп. Алавердский исп. Стефан - см. в ст. Карбелашвили), писавшего от лица груз. духовенства: «Грузинское духовенство глубоко уверено, что только свободная и независимая Церковь может залечить раны времен экзархов в Грузии, твердо стоим на своем решении, которое грузинское духовенство высказало в своих петициях. В связи с этим грузинское духовенство просит Вас передать недавно назначенному экзарху Никону, чтобы он не приезжал в Грузию экзархом. Вместе с этим просим Вас сообщить митрополиту Антону (митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).- Авт.) содержание нашей депеши» (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 3. Д. 2130. Л. 30; Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. № 11/12. С. 21 (на груз. яз.); По поводу годовщины. 1909. С. 2-9). В июле того же года в Тифлисе прошло собрание представителей груз. духовенства и священноначалия, на котором постановили: 1. Объявить протест в связи с назначением Н. экзархом Грузии и отменить встречу экзарха. 2. Отдельно указывалось, что протест направлен против Н. не как против русского по происхождению, а как против представителя «режима Синода... губительного для всех сфер церковной жизни экзархата». 3. Чтобы протест не был понят превратно (в том смысле, что груз. духовенство не уважает правосл. архиерея), было решено предложить причту тифлисского кафедрального собора Сиони принять вместе с членами Грузино-Имеретинской синодальной конторы экзарха у себя (Ахали ситква (Новое слово). Тифлис, 1906. № 13/14. С. 4 (на груз. яз.)).

26 авг. 1906 г. Н. прибыл в Тифлис. Основная масса груз. духовенства бойкотировала встречу экзарха; на вокзале его ждали Алавердский еп. Петр (Кончошвили), ректор Тифлисской ДС архим. Григорий (Вахнин), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Г. Рушинский, тифлисский губернатор барон П. А. Рауш фон Траубенберг. По всему ходу следования экзарха от вокзала до Сиони с обеих сторон дороги были выстроены солдаты. В Сиони Н. встретили супруга наместника на Кавказе графиня Е. А. Воронцова-Дашкова, помощник наместника по гражданским делам И. В. Мицкевич, генералитет и офицеры, причт Сиони и духовенство русского происхождения. Еп. Петр обратился к Н. с речью, в к-рой еще раз заявил о нежелании груз. духовенства видеть русского экзарха в Тифлисе и, в частности, открыто пригрозил ему, сказав, что «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов» (Кавказ. Тифлис, 1906. № 194. С. 3 (на груз. яз.)). В ответном слове Н. сказал, что он отказывался от назначения в Грузию, поскольку пойти на этот шаг ему «не позволяла его христианская совесть»,- отказывался до тех пор, «пока этот отказ не достиг предела и не появились признаки неповиновения Господу, непослушания, своеволия, греха» (Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 154). Также он изложил программу своей деятельности в Грузии, отметив, что решение об автокефалии принадлежит Собору и необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению (Софийский. 1909. С. 115-116).

Воспоминания о Н. в этот период его жизни, показывающие, какими были отношения экзарха и груз. духовенства, оставил настоятель тифлисской церкви Квашвети, член Городской думы свящ. Каллистрат Цинцадзе (впосл. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии). Он писал, что Н. «был разумным человеком и быстро разобрался в ситуации. Он ждал случая, чтобы покончить с «бойкотом»». На 8 сент. 1906 г. было намечено празднование престола тифлисской церкви в Дидубе. Н. попросил ключаря Сиони прот. Антония Тотибадзе сообщить причту церкви о том, что он будет служить в Дидубе в этот день, а также «послать все необходимое». Ключарь заявил, что не поедет вместе с Н. Когда Н. предложил ему поехать раньше, прот. Антоний ответил, что имеет разрешение служить с экзархом только в Сиони. Н. не стал настаивать, не желая подвергать неприятностям ключаря, у которого были дети, а попросил, чтобы в Дидубе его сопроводил член Грузино-Имеретинской синодальной конторы архим. исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), но также получил отказ. Н. воскликнул, что тогда поедет со своим «свечником» Платоном, и спросил у исп. Амвросия: «Как Вы думаете, дидубийцы пустят меня в церковь?» Исп. Амвросий ответил, что Н. помимо духовной «вооружен» также гражданской властью, «а мы разве можем противостоять гражданской власти. Мы подчиняемся внешней силе. Мы бессильны перед физической силой!» (Каллистрат (Цинцадзе). 2001. С. 86).

Стремясь установить мирные отношения с местным духовенством, Н. действовал с осторожностью, делая вид, что ничего не замечает. Экзарх выписал из б-ки Тифлисской ДС все книги, к-рые касались церковной и гражданской истории Грузии, а также потребовал найти для него учебники, с помощью которых он смог бы выучить груз. язык. Он составил собственное мнение о буд. устройстве автокефалии ГПЦ, считая, что проживающее в Грузии негруз. население должно остаться в юрисдикции РПЦ, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, следует предоставить известную долю самостоятельности. По его мнению, реорганизацию Церкви на Кавказе нужно производить с большой осторожностью, чтобы непредвиденные последствия не вызвали раскол в Церкви.

12-14 окт. 1906 г. еп. Сухумский сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II)) собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников, на котором было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с Н. лишь административно-служебные отношения. 17 окт. в Тифлисе было образовано об-во автокефалистов, к-рое возглавил сщмч. Кирион III (II).

23 апр. 1908 г. в связи с проектом выделения из состава Грузинского Экзархата Бакинской и Сухумской епархий по распоряжению Н. был начат сбор сведений о территориальных пределах, предложенных к образованию епархий, об этнографическом и вероисповедальном составе населения, о религиозно-нравственном состоянии православной паствы, о количестве церквей, часовен и школ и о предстоящих расходах (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 6. Д. 922. Л. 1). Позже проект Н. об устройстве Церкви на Кавказе (осуществление необходимых изменений при тщательном изучении местных условий, без упразднения должности экзарха и разрушения установившегося церковно-адм. строя) был использован при учреждении для негруз. населения 10 июля 1917 г. Кавказского Экзархата РПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви).

По инициативе Н. началась реставрация мцхетского патриаршего кафедрального собора Светицховели. Для этого Синод выделил 30 тыс. р. При Н. была создана комиссия по проверке и исправлению изданных текстов Свящ. Писания и богословских книг, к-рая должна была подготовить к печати и переиздать необходимую лит-ру (Макаркин. 2000. С. 12; Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 186). Н. добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и Баку (что было невозможно для внутренних российских епархий), в груз. духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на груз. языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковноприходских школ. На свои средства Н. оказывал помощь школам и приобретал книги для миссионерских нужд, участвовал в создании Религиозно-философского об-ва в Тифлисе, объединившего представителей Церкви, богословов и светских ученых. Также добился ассигнования средств для исправления изданий Библии и богослужебных книг на осет. и абх. языках. Еп. Сухумский Димитрий (Сперовский) писал, что при поддержке экзарха абх. переводческая комиссия в течение года перевела и издала необходимый минимум богослужебной лит-ры с нотным приложением (Литургию, чины совершения крещения, венчания, погребения) (Скворцов. 1909. С. 6). 29 апр. 1908 г. Н. издал распоряжение «О распределении дел грузинского епархиального управления между викарными Грузинской епархии», согласно которому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии и в комиссии по ремонту Светицховели, а викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с грузинским - викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 22686. Л. 1).

В Грузии того времени, когда все русское вызывало агрессию, Н. своими разумными действиями и благим расположением отчасти смог успокоить волнения груз. духовенства, которое вскоре отменило бойкот. Однако Н. чувствовал напряжение, в письмах знакомым он писал: «О себе и не знаю, что сказать, живу как жил, работаю как работал. Нет помогающих мне, а все ждут ошибок и промахов. Поэтому всегда в напряженном состоянии духа» (Никон (Софийский) // drevo-info.ru/articles/14348.html). В последний его приезд в Петербург в 1907 г. он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келии, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?» (Софийский. 1909. С. 129). 6 мая 1907 г. Н. получил право ношения бриллиантового креста на клобуке (Высочайший рескрипт: Жалование бриллиантового креста для ношения на клобук // ЦВед. 1907. № 18. 6 мая. С. 121).

Напряженными оставались его отношения с автокефалистами. Так, опираясь на негативное отношение наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова к деятельности еп. Сухумского сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Н. направил в Синод отношение, в котором указал, что сщмч. Кирион «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне Экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (НА Грузии. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26). 25 янв. 1907 г. сщмч. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру, что фактически означало его высылку из Грузии. В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается свящ. Н. Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье; в частности, предлагалось удалить из Грузии Н. и на его место определить сщмч. Кириона. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. 1 февр. 1908 г. Н. перевел еп. сщмч. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру, из Грузии также был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, священномученики Кирион и Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов. В февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать Н.; на заседаниях 17-18 апр. также обсуждалось убийство экзарха (Мельникова. 2009. С. 401, 402). В апр. Н., заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина, послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась.

Н. был убит 28 мая 1908 г. В 11 ч. 30 мин. он пришел в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, чтобы уладить дела перед предстоящей поездкой в С.-Петербург на заседание Синода. Убийцы, двое молодых людей, встретили его на лестнице у кабинета прокурора: один подал просительную записку, и Н. остановился, чтобы просмотреть ее, другой 8 раз выстрелил в экзарха. Н. был ранен 4 пулями; келейника, сопровождавшего его, ранило в ногу, он вбежал в канцелярию, Н. перенесли в архиерейский дворец, где он скончался спустя 20 мин. Считалось, что к делу мог быть причастен священник, который разговаривал с Н. у входа в контору (Шинаури сакмееби (Дела домашние). Тифлис, 1908. № 8. С. 14 (на груз. яз.)). Об убийстве много писали в прессе того времени (Венок на могилу... 1908; К-в. 1908. Стб. 693-696; Мцкемси. 1908. № 11. С. 13; Некролог. 1908. С. 3; Орнатский. 1908; Памяти высокопреосвящ. Никона... 1908; Погребение высокопреосвящ. экзарха Грузии... 1908. С. 1133-1155; Экзарх Грузии... 1908. С. 1028-1032). Запись об убийстве Н. оставил в своем дневнике прав. Иоанн Кронштадтский: «...28 мая убит в Тифлисе грузинами экзарх Никон. Священномученик. Прославь его, Господи, во Царствии Твоем». О похоронах Н. был снят документальный фильм.

Начальник управления жандармерии Тифлисской губ. подполковник А. М. Ерёмин послал депешу в С.-Петербург шефу жандармов, директору департамента полиции и начальнику отдельного корпуса (Гурули. 2014. С. 216). Были допрошены протоиереи А. Тотибадзе и Н. Талаквадзе, священник И. Чиджавадзе. Помощник управления канцелярии экзарха свящ. Д. Давиташвили в течение 2 недель находился в тюрьме в крепости Метехи. Однако убийц не нашли.

В убийстве обвинили автокефалистов: сщмч. Кириона, епископа Гурийского сщмч. Леонида (Окропиридзе), исп. Амвросия (Хелаю), настоятеля мон-ря Гелати архим. Николая (Наморадзе) и др. Сщмч. Кирион, официально находившийся в то время в ссылке в Куряжском мон-ре, был арестован и запрещен в священнослужении, однако его вина осталась недоказанной; после следствия он был уволен на покой в Санаксарский мон-рь в Тамбовской губ. (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 170. Л. 1-15; Д. 157. Л. 1-14; Келенджеридзе. 1918. С. 130; Вардосанидзе. 1994. С. 23; Вардосанидзе, Анания (Джапаридзе). 2001. С. 112-116). 1 янв. 1909 г. исп. Амвросий был также запрещен в служении и сослан в рязанский во имя Святой Троицы мужской монастырь, еп. Рязанскому Никодиму (Бокову) было поручено организовать надзор за ним. В конце года исп. Амвросий был оправдан и назначен настоятелем Преображенского мон-ря в Старой Руссе (Новгородская епархия). Также был запрещен в служении архим. Николай, однако он не стал дожидаться исполнения приговора, выехал за границу и вернулся в Грузию только в 1917 г. (Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 161-162). В июле 1909 г. Синод сделал запрос в Мин-во юстиции с целью выяснить, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46). Сщмч. Кириону возобновили выплату пенсии и ослабили надзор, 10 янв. 1915 г. он был восстановлен в архиерейском сане.

По мнению груз. историка В. Гурули, изучившего документы Дела об убийстве Н., управление жандармерии Тифлисской губ., тифлисское Охранное отд-ние и прокурор Тифлисского областного суда намеренно выдвинули версию об участии в деле автокефалистов. Как считает Гурули, след ведет к груз. отд-нию партии социал-демократов. Ученый ссылается на показания анонимного агента жандармерии, к-рый 16 апр. 1908 г. сообщал, что «комитет диаконов и псаломщиков», действовавший под руководством социал-демократического комитета, собирается убить экзарха. Социал-демократы понимали, что убийство Н. вызовет преследования автокефалистов, что входило в их планы. По мнению Гурули, автокефалисты не могли убить экзарха, поскольку должны были осознавать, что это не только не приведет к достижению автокефалии ГПЦ, но и сведет к нулю все их усилия. Действительно, находившийся в ссылке сщмч. Кирион писал: «Убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» (Дурново. 1909. С. 28). Кроме того, по мнению Гурули, невозможно представить, чтобы лучшие представители ГПЦ, среди к-рых были 2 буд. католикоса-патриарха, могли пойти на такой шаг, противоречащий идеям христианской и общечеловеческой морали (Гурули. 2014. С. 227-229).

Трагическая кончина экзарха еще более обострила отношения между российским и грузинским духовенством в пределах Грузинского Экзархата. По инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояли 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством (Платонов. 1910. С. 10).

Н. был похоронен в Успенском соборе Владимира, в юго-зап. углу, в ногах гробницы архиеп. Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Летом 1909 г. по ходатайству в Синоде еп. Бакинского Григория (Вахнина), озвучившего просьбу Тифлисского патриотического об-ва, Грузино-Имеретинской синодальной конторе было предписано совершать панихиды по Н. по субботам в тифлисской экзаршей церкви и ежегодно 28 мая - во всех храмах Грузинского Экзархата (Момавали (Будущее). Тифлис, 1909. № 1. С. 3 (на груз. яз.)). Н. оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский.

Соч.: [Речи, слова и поучения] // Софийский Л. И. Высокопреосвящ. Никон, архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1861-1908): Биогр. данные с портр. и автографом иерарха, а также его речи, слова и поучения. СПб., 1909. С. 255-440.
Ист.: Chronographus. Преосвящ. Никон, еп. Вятский и Слободский // Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1902. № 2. 16 янв. С. 75-88; Высочайшие повеления: На увольнение присутствующих в Свят. Синоде преосвящ. еп. Владимирского Никона // ЦВед. 1905. № 21. 21 мая. С. 251; Венок на могилу высокопреосв. Никона: † 28 мая 1908 г. Владимир, 1908; К-в А. Памяти высокопреосв. Никона (Софийского) экзарха Грузии: Некролог // ЦВед. 1908. № 23. Стб. 693-696; Некролог // Правительственный вестн. 1908. № 117. 30 мая. С. 3; Орнатский Ф. Н., прот. Речь пред панихидой в Казанском соборе по убиенном архиеп. Никоне, экзархе Грузии. СПб., 1908; Памяти высокопреосв. Никона, экзарха Грузии, бывш. архиеп. Владимирского и Суздальского. Владимир, 1908; Погребение высокопреосв. экзарха Грузии архиеп. Никона // ПрибЦВед. 1908. № 24. 14 июня. С. 1133-1155; Экзарх Грузии, архиеп. Никон: Некр. // ПрибЦВед. 1908. № 22. 31 мая. С. 1028-1032; Платонов А. И. Обзор деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе: 1860-1910. Тифлис, 1910; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни / Сост.: Т. Манухина. М., 1994. С. 70-85; Каллистрат (Цинцадзе), патр. Мои воспоминания. Тб., 2001 (на груз. яз.); он же. Что вспомнил. Тб., 2007 (на груз. яз.).
Лит.: Дурново Н. Н. Мутный источник, или По поводу речи г. Пуришкевича в Гос. Думе по делам Груз. Церкви. М., 1909; По поводу годовщины со дня убиения рус. экзарха в Грузии Высокопреосв. Никона // Дурново Н. Н. Судьбы Груз. Церкви. М., 1909. Вып. 4. С. 2-17; Скворцов Д. И. Памяти высокопреосв. архиеп. Никона, экзарха Грузии: 1861-1908 гг. Тула, 1909; Софийский Л. И. Высокопреосвящ. Никон, архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1861-1908): Биогр. данные с портр. и автографом иерарха, а также его речи, слова и поучения. СПб., 1909; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаис, 1918 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Кирион II, Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918). Озургети, 1994 (на груз. яз.); Макаркин А. Владыка умирал героем // Сегодня. 2000. № 125, 10 июня. С. 12; Вардосанидзе С., Анания (Джапаридзе), еп. Грузинская Православная Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тб., 2001 (на груз. яз.); Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 г. // ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 398-404; Гамахария Дж. Неизвестные документы сщмч. Кириона II по материалам Тбилисской охранки // Центр истории и археологии Горийского ун-та: Сб. трудов. Тб., 2011. № 2. С. 12-26 (на груз. яз.); Гурули В. Кто убил рус. экзарха Никона // Гули гониери (Мудрое сердце). Тб., 2014 (на груз. яз.); Гамахария Дж., Ерохина Т. Материалы об убийстве экзарха Грузии Никона (Софийского) и нек-рые вопросы церк. истории (1908-1913). Тб.; Рязань, 2016; Григорян В. Первый священномученик: Сто лет со дня убийства архиеп. Никона (Софийского) // Вера: Христ. газета Севера России // www.rusvera.mrezha.ru/559/3.htm [Эл. ресурс].
П. Ц. К., Г. Мачуришвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам
  • ИННОКЕНТИЙ (Беляев Иван Васильевич; 1862 - 1913), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии
  • МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский