СВЕТИЦХОВЕЛИ
Том LXII, С. 56-66
опубликовано: 1 октября 2025г.

СВЕТИЦХОВЕЛИ

Содержание

Кафедральный собор Светицховели. 1010–1029 гг. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. ЗаварицкаяКафедральный собор Светицховели. 1010–1029 гг. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. Заварицкая[груз. სვეტიცხოველი, от სვეტი - Столп и ცხოველი - Животворящий], патриарший кафедральный собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) во имя Двенадцати апостолов (1010-1029) (Мцхета, край Мцхета-Мтианети, Вост. Грузия), выстроенный на одном из древнейших престолов ГПЦ архит. Арсукисдзе. Место интронизации предстоятелей ГПЦ и помазания груз. царей, проведения Соборов ГПЦ, усыпальница мн. груз. царей и предстоятелей ГПЦ. До постройки в Тбилиси нового патриаршего кафедрального собора Самеба (2006) С. был самым большим собором в Грузии. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (дек. 1994).

История

Первый храм С., во имя Спасителя, был построен в 20-х гг. IV в. в ознаменование Крещения древнегруз. царства Картли. Существующие источники о христианизации Картли передают, что царь св. Мириан по указанию равноап. Нины воздвиг С. в царском саду над тем местом, где, по преданию, сохранившемуся в среде мцхетских иудеев, был захоронен Хитон Господень (подробнее см. в статьях Абиатар, Лонгин Сотник, Сидония). Из дерева, росшего над этим местом (в груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) оно названо ливанским кедром (елью); в Грузии это дерево не растет - возможно, кедр был специально посажен как украшение царского сада), была сделана одна из опор для храма. При строительстве церкви, когда строители перенесли опору в др. место, этот Cтолп чудом поднялся в небо и встал в воздухе над прежним местом - т. е. там, где произрастало дерево. Строители не смогли сдвинуть Столп и выстроили церковь вокруг него (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 344). По сведениям греч. авторов (Руфин Аквилейский (IV-V вв.), Феодорит, еп. Кирский († 428), Сократ Схоластик († после 439)) (Rufin. Hist. eccl. I 10 // Георгика. 1961. С. 206; Theodoret. Hist. eccl. // Там же. С. 212; Socr. Schol. Hist. eccl. 20 // Там же. С. 233), план храма начертила равноап. Нина. Церковь стала кафедрой первых предстоятелей ГПЦ - архиепископов Картли (Мцхетских). В груз. источниках содержатся мн. сведения о чудесах, происходивших от Животворящего Столпа.

В нач. V в. церковь С. разрушилась; на том же месте царь Картли св. Вахтанг Горгасали выстроил значительную для того времени по своим размерам базилику, к-рая стала кафедрой предстоятелей ГПЦ - католикосов (позже - католикосов-патриархов). В 914 г. араб. эмир Абу-ль-Касим (Юсуф ибн Абу-с-Садж) разорил и сжег Мцхету; возможно, пострадал и С.

Католикос-патриарх (Николай IX (?)) перед Светицховели. Царь Мириан и духовенство — крестители грузин. Роспись вост. стены Животворящего Столпа. 1687–1688 гг. Ма-стер Г. Гулджаварашвили. Фото: Н. Н. КрашенинниковаКатоликос-патриарх (Николай IX (?)) перед Светицховели. Царь Мириан и духовенство — крестители грузин. Роспись вост. стены Животворящего Столпа. 1687–1688 гг. Ма-стер Г. Гулджаварашвили. Фото: Н. Н. КрашенинниковаК нач. XI в. С. нуждался в капитальном ремонте. Обновления главного собора ГПЦ также требовали идеологические задачи, стоявшие в тот период перед Церковью и груз. царской властью в стремлении к объединению грузинских земель в единую монархию. Процесс формирования единой Грузии завершился в 1008-1010 гг. с присоединением царем Багратом III Кахети и Эрети. Строительством нового патриаршего кафедрального собора, посвященного Двенадцати апостолам, руководил католикос-патриарх всей Грузии свт. Мелхиседек I (ок. 1010-1033), воспитанник Баграта III и его единомышленник. Сохранилась грамота, данная С. свт. Мелхиседеком I и подтвержденная Багратом III (текст грамоты на груз. и рус. языках см.: Натроев. 1900. С. 209-218; Грамота свт. Мелхиседека I. 1984), в которой помимо работ, произведенных в С., отмечено, что значительную материальную поддержку оказали в строительстве, а также сделали пожертвования (предметы церковной утвари из драгоценных металлов, иконы, книги, облачения, мон-ри с землями и селами и др.) визант. императоры Василий II Болгаробойца (976-1025), Константин VIII (1025-1028) и Роман III Аргир (1028-1034).

С. как юридическое лицо представлял собой епархиальный центр, к-рый имел все признаки церковной сеньории. Он владел многочисленными землями, имел собственный аппарат управления и армию. Земли С. в отличие от др. епархиальных центров находились во всех уголках Грузии и в стратегически важных пограничных районах: Шида-Картли, Мтиулети, в ущельях рек Арагви и Иори, в Квемо-Картли, Триалети, Джавахети, Шавшет-Кларджети, Тао, Кахети-Эрети. В период могущества Грузии в юрисдикции С. находились христ. общины Сев. Кавказа. Такая структура владения была обусловлена важными политическими и культурно-просветительскими функциями, к-рые в средние века были присвоены католикосу (католикосу-патриарху) всей Грузии (позже - Картли (Мцхетскому)) и подчиненным ему институтам. Со временем география владений С. менялась: в юридических документах всегда отмечались утраченные и реально принадлежавшие С. земли. Подобным образом до кон. XVIII в. сохранялась идея единой Грузии даже в период распада гос-ва на отдельные царства и княжества.

Землями С. руководили из мцхетской резиденции предстоятеля ГПЦ, к-рую в древности называли Мцхетский дом. Предстоятель управлял землями посредством 12 высших чиновников, т. н. мцхетишвилеби (дословно - дети Мцхеты), к-рых выбирали царь и католикос-патриарх и которые осуществляли свои функции, опираясь на местных дворян. Мцхетишвилеби также служили в С., занимались судопроизводством, хозяйством, финансами и армией Мцхетско-Тбилисской епархии.

Часовня Воскресения Христова (кувуклия) в соборе Светицховели. XVII в. Фото: В. А. ЗаварицкаяЧасовня Воскресения Христова (кувуклия) в соборе Светицховели. XVII в. Фото: В. А. ЗаварицкаяВ 1283 г. С. пострадал от землетрясения. Царь всей Грузии Георгий V Блистательный (1299, 1314-1346) восстановил купол. В 1400 г. в результате монг. нашествия под предводительством Темур-Ленга (Тамерлана) были снесены башни зап. рукава и купол. В нач. XV в. собор отремонтировал царь всей Грузии Александр I Великий (1412-1442). Царь даровал С. 29 деревень, 4 монастыря (Атени Сиони, Армази, Бочорма, Метехи близ Каспи) и земли, а также возвратил и подтвердил грамотами утраченное и старое имущество (в целом С. в этот период владел 41 деревней, 4 мон-рями, крепостью, виноградниками, обширными угодьями, а также крепостными). Особое значение имела передача С. царских мон-рей Давидгареджи и Додорка в пуст. Гареджи, Вардзиа, Вакури, мцхетского Джвари и Вирши, каждый из к-рых являлся владельцем неск. десятков деревень и земельных владений (напр., с Давидгареджи к С. перешло 16-17 деревень) (Ломинадзе. 2010. С. 13). При царе Александре I Великом восстановление С. было настолько эффективным и основательным, что уже в сер. ХV в. Мцхетский дом был крупнейшей груз. сеньорией. К 1447 г. владения С. составляли 73 деревни, 2 крепости, 9 мон-рей, 142 крестьянских дыма; во 2-й пол. ХV в.- 19 мон-рей, 233 крестьянских дыма в Вост. Грузии, 3 крепости, 48 деревень; в 1-й пол. ХVI в.- 72 деревни и др. (Там же. С. 14).

Ктиторский портрет царицы Картли Мариам Дадиани и ее сына Отии Гуриели. Роспись юго-вост. столпа. 1634–1635 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяКтиторский портрет царицы Картли Мариам Дадиани и ее сына Отии Гуриели. Роспись юго-вост. столпа. 1634–1635 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяВ ХVI в., как видно из Мцхетской грамоты 1559 г. царя Картли Свимона (Симеона) I (1556-1569, 1578-1600), иран. шах Тахмасп I «истребил грузин мечом и пленил множество лиц и сравнял с землей столицу Мцхету» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 468). Считается, что это событие произошло между 1541 и 1555 гг.; возможно, в 1541 г., когда шах Тахмасп I прислал в Мцхету из Тбилиси отряд кызылбашей для поимки царя Картли Луарсаба I (1527-1556). Неизвестно, насколько сильно пострадал С. Однако, несмотря на упомянутые в источнике события, Мцхета на протяжении всей 2-й пол. ХVI в. оставалась довольно обеспеченным городом. С. в этот период принадлежали 106 деревень, 100 крестьянских хозяйств и др. (Ломинадзе. 2010. С. 14).

Во 2-й пол. ХVII в. были проведены работы по восстановлению С. В 1656 г. под рук. царя Картли-Кахети Ростома (1632-1658) и царицы Мариам Дадиани был перестроен барабан. Инициатором следующего обновления собора стал католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Николай IX (Амилахвари; 1675-1688, 1692-1695), к-рый «был посвящен в католикосы в 1678 году и с того же времени начал жертвовать, украшать и приумножать владения (Светицховели.- Авт.)» (Какабадзе. 1913. С. 16). Сведения об этом сохранились в эпиграфике С., а также в Мцхетской грамоте Николая IX (1687), в к-рой католикос-патриарх описал все этапы обновления С., по масштабу практически не уступающего его обновлению при свт. Мелхиседеке I и завершившегося в 1687 г. Для С. в Мцхете были построены 3 винодавильни и 3 дома, восстановлены 4 принадлежавшие С. заброшенные деревни и 5 церквей, разбиты виноградники и др. Были проведены значительные строительно-ремонтные работы в соборе: отстроена юж. стена (над юж. входом сохр. надпись: «Мы, католикос Картли, сын князя Иотама Амилахвари, обновил сию стену Светицховели в 1685 году»); также католикос-патриарх «поменял опоры, кровлю и провел другие восстановительные работы», худож. Г. Гулджаварашвили выполнил роспись, собору была пожертвована церковная утварь (Жордания. Хроники. Т. 2. С. 504).

К 1787 г. царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) и католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) значительно обновили Мцхету, в т. ч. С.: была отреставрирована окружная стена, собор расписан, проведены реставрационные работы внутри и на фасадах здания, сведения о чем сохранились в надписи на юж. стене ограды С.

В XIX в., после присоединения Грузии к России и упразднения автокефалии ГПЦ (1811), вошедшей в виде Грузинского Экзархата в состав РПЦ, С. реставрировали неск. раз. 30 янв. 1828 г. Синод РПЦ предписал экзарху Грузии митр. Ионе (Василевскому (Васильевскому); 1821-1832) представить обстоятельные сведения о состоянии храмов в Грузии, к-рые, по донесению тифлисского военного губернатора ген. Н. М. Сипягина, находились в плачевном состоянии, особенно «соборная церковь в селении Мцхете», к-рая была «в самом расстроенном положении». По повелению российского имп. Николая I Павловича Синод должен был, «обратив внимание на состояние церковных строений в Грузии… принять меры к поддерживанию храмов страны в соответственном достоинству их виде», а также выяснить причины, по к-рым «произошло настоящее их дурное положение» (Натроев. 1900. С. 222). Митр. Иона представил подробный отчет, в к-ром писал, что причина в «глубокой древности самих церковных строений, из коих некоторые существуют более 1400 лет», а также в причиненных им в разное время «опустошениях и разорениях» (Там же. С. 225).

«Слава Грузинской Православной Церкви». Икона. 80-е гг. XIX в. Худож. М. П. Сабинин (собор Светицховели). Фото: Gabor Tikos/Flickr.com«Слава Грузинской Православной Церкви». Икона. 80-е гг. XIX в. Худож. М. П. Сабинин (собор Светицховели). Фото: Gabor Tikos/Flickr.comРемонтом С. в 1837-1844 гг. занимался следующий экзарх, архиеп. Евгений (Баженов; 1834-1844), который в 1835 г. представил в Синод 2 сметы: на реставрацию собора и на постройку новой колокольни вместо обрушившейся (автор смет - инженер поручик Г. И. Корганашвили), а также выделил средства - 30 тыс. р. Тогда же в Синод были направлены составленные военно-гражданским начальством чертежи и описание С.; экзарх докладывал, что С. «требует безотлагательного исправления», поскольку в случае промедления «исправление и поддержание его» будет невозможным (Натроев. 1900. С. 229). Руководителем работ был назначен главный архитектор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Рипард. Однако работы, осуществленные при архиеп. Евгении, пагубно сказались на С.: живопись была перекрыта известью, от взрыва придела дала трещину алтарная стена, подрядчик Х. Дарчилов не выполнил условия, мн. работы не были доведены до конца или были выполнены ненадлежащим образом (Там же. С. 218). В окт. 1837 г. Грузию посетил имп. Николай I. Когда он осматривал С., ему рассказали о предпринятых мерах; узнав о забелении почерневшей живописи, придававшей собору «неблагообразный вид», и о сносе «безобразивших» храм приделов, император велел прекратить всякие действия «по улучшению» памятника; благодаря этому в С. уцелели многие росписи, к-рые не успели закрасить к его приезду (Цагарели А. Несколько слов по поводу предполагаемой реставрации Мцхетского собора // Кавказ. Тифлис, 1898. № 86. С. 2 (на груз. яз.)). В 1860 г., при экзархе Грузии архиеп. Евсевии (Ильинском; 1858-1877), вновь встал вопрос о ремонте С., в первую очередь - его кровли (рапорт от 15 июня). Была создана комиссия (клирики С. прот. Андрей Гургенидзе, свящ. Роман Мревлишвили, архитектор Карталино-Кахетинской епархии Островский, архитекторы гражданского ведомства Енфиаджев, Панасевич и Миановский), реставрация произведена в 1866-1874 гг. (Натроев. 1900. С. 246).

В 1889 г. в Лейпциге и в 1895 г. в Берлине с написанной известным груз. церковным деятелем М. П. Сабининым иконы «Слава Грузинской Православной Церкви» (хранится в С.) был отпечатан массовый тираж, широко разошедшийся по Российской империи; эта икона популярна в Грузии до сих пор. В качестве основы для сюжета Сабинин использовал уже сформировавшуюся ранее иконографию изображения Животворящего Столпа, к-рую изменил и дополнил деталями. В центре композиции изображен находящийся в воздухе и увенчанный короной Животворящий Столп, к-рый поддерживает ангел. В верхней части иконы помещена фигура благословляющего Христа, к-рую фланкируют Пресв. Богородица с простертым омофором, вмч. Георгий (слева), апостолы Андрей Первозванный и Матфий (справа) и ангелы. Основное поле занимают фигуры стоящих около Столпа груз. святых (свыше 60), за к-рыми справа виднеется горящий мон-рь Кватахеви, что отсылает к событиям 1393 г., когда от войск Тамерлана пострадали Кватахевские мученики. Под Столпом, в корнях дерева, изображена св. Сидония с Хитоном Господним.

12 (25) марта 1917 г. в С. прошел Собор, в рамках к-рого был зачитан акт о восстановлении автокефалии ГПЦ. 17 сент. на Поместном Соборе ГПЦ, также прошедшем в С., был избран 1-й после восстановления автокефалии предстоятель ГПЦ - католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (II) (Садзаглишвили); здесь же 1 (14) окт. (на Светицховлоба - праздник С.) состоялась его интронизация. На Светицховлоба 1921 г. в С. состоялась интронизация католикоса-патриарха исп. Амвросия (Хелаи), избранного на 3-м Поместном Соборе ГПЦ, прошедшем в монастыре Гелати. Интронизации всех последующих католикосов-патриархов, а также бóльшая часть архиерейских хиротоний ГПЦ до 1978 г. и все архиерейские хиротонии после 1978 г. были проведены в С. Настоятелем С. после восстановления автокефалии ГПЦ стал католикос-патриарх всей Грузии.

В 1963-1975 гг. в С. под рук. В. Г. Цинцадзе проводились реставрационные работы, в ходе к-рых появилась возможность раскрыть пол храма и изучить пространство под ним. Наиболее значительной находкой стали обнаруженные близ юж. входа собора фрагменты деревянного храма св. Мириана. Там же был выявлен фундамент каменной колонны, построенной царем Картли Мирдатом в 60-х гг. IV в. В 1970-1971 гг. в рамках археологических исследований, к-рые проводились также под рук. Цинцадзе, были обнаружены фрагменты стен, пилонов и колонн базилики, построенной в V в. св. Вахтангом Горгасали. Был освобожден от слоя земли внешний периметр собора, выявлен цоколь, очищены стены собора и некоторые росписи. Также было проведено экспозиционное застекление фрагментов опор и фундамента базилики V в.; на фасаде храма отреставрирована облицовка стен; обновлены центральные врата, ведущие во двор собора (Цинцадзе. 1987. С. 20-22; Хоштария Д., Паташури Г. Архитектура собора Светицховели // Светицховели. 2010. С. 182-193).

Животворящий столп. 1678–1688 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяЖивотворящий столп. 1678–1688 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяС 1978 г. в С. варят св. миро (до этого - в 1920, 1948 и 1968 гг.- св. миро варили в Тбилисском Сиони). В сент. 1995 г. в С. был проведен расширенный Собор ГПЦ, на котором принят новый устав Церкви. На Светицховлоба 2002 г. в С. между ГПЦ и гос-вом было подписано конституционное соглашение.

Летом 2002 г., при наместнике архим. Зиноне (Иараджули; ныне архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, Великобритании и Ирландии), в С. были предприняты новые реставрационные работы: благоустроены башни на ограде С. (5 башен на вост. и сев. стенах очищены от земли), возведен 2-этажный келейный корпус. Также было начато строительство колокольни и завершено строительство резиденции Грузинской Патриархии. С благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) для храма были написаны иконы св. Вахтанга Горгасали и свт. Мелхиседека I. Для существующих икон были изготовлены киоты. В 2003-2004 гг. усилиями наместника архим. Илии (Насидзе) в юж. части двора С. была выложена проезжая дорога из плит ничбисского камня; для С. было установлено индивидуальное электроснабжение; пол алтаря облицован камнем; центральный престол покрыт мраморными плитами; очищены и укреплены почти все росписи в интерьере собора; на сооружении, выстроенном вокруг животворящего столпа, помещена новая икона Св. Троицы; написана икона прав. Илии (Чавчавадзе).

В 2004 г. в С. был открыт мон-рь, 1-м настоятелем стал архим. Исаак (Гадуа). По его инициативе к 1000-летнему юбилею возобновления С. был издан посвященный истории, архитектуре, росписи и эпиграфике собора основательный научный сб. «Светицховели» (Тб., 2010 (на груз. яз.)). В 2005-2006 гг. вокруг собора была выложена отмостка из базальтового камня; в 2006 г. полностью заменен пол, его уровень был понижен на 30 см; в 2005-2007 гг. были устроены внутреннее освещение и внешняя подсветка. В 2005 г. в приделе прор. Илии вместо деревянного престола был поставлен каменный; заменены все входные двери собора; в мае 2007 г. завершено строительство колокольни в ограде С. На Светицховлоба 2007 г. С. посетил Патриарх К-польский Варфоломей I Архондонис, к его приезду в соборе был установлен престол на 5 столбах. В находящейся внутри собора часовне Воскресения Христова был заменен пол и устроен престол.

Ежегодно 24 янв. (6 февр.) начиная с 2007 г., согласно завещанию свт. Мелхиседека I, над его могилой совершается ночная литургия, после которой в монастыре устраивают поминальную агапу. Эта традиция во время канонизации свт. Мелхиседека I в 2010 г. послужила основой для определения даты его почитания 24 янв. В янв. 2009 г. внутри и снаружи храма была проведена совр. система аудиотрансляции богослужения. В том же году начала работу иконописная мастерская.

Ежегодно 1 (14) окт. в Мцхете и С. проходят торжества Светицховлоба (Мцхетоба) - праздника, в 1991 г. ставшего гос. праздником Грузии. В этот день вспоминаются события, связанные с обретением Хитона Господня, с Крещением Грузии, с историей Животворящего Столпа; на этот день установлено церковное почитание святых Абиатара и Сидонии, царя Мириана и царицы Наны, католикоса-патриарха свт. Мелхиседека I. В С. в соборе груз. архиереев совершается патриаршее богослужение.

В разные годы XX-XXI вв. наместниками католикоса-патриарха в С. были еп. Павел (Джапаридзе), еп. Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II), еп. Нестор (Кубанеишвили), еп. Алексий (Герсамия), еп. Тарасий (Канделаки), еп. Гоброн (Цкриалашвили), архим. Парфений (Апциаури), прот. Виктор Шаламберидзе, еп. Гаий (Кератишвили), прот. Георгий Шаламберидзе, архим. Роман (Шиомгвдлишвили), еп. Зосима (Шиошвили; ныне архиепископ Цилканский и Душетский), архим. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский), архим. Иоаким (Асатиани), архим. Зинон (Иараджули), архим. Илия (Насидзе), архим. Исаак (Гадуа). В наст. время наместником является архим. Серафим (Чедия). В мон-ре С. по состоянию на март 2021 г. подвизаются 2 архимандрита, 2 иеромонаха, иеродиакон, 4 монаха. Клир собора составляют 15 протоиереев. Строительству С. и становлению единой Грузии посвящен роман известного груз. писателя К. С. Гамсахурдии «Десница великого мастера».

Ист.: Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); Георгика. 1961. Т. 1 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли) // Шатбердский сб. / Сост.: Е. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979. С. 320-355 (на груз. яз.); Грамота свт. Мелхиседека I, данная Светицховели между 1029 и 1032 гг. // ПГП. 1984. Т. 3. С. 18-26; Джуаншер Джуаншериани. Житие Вахтанга Горгасали / Пер. на рус. яз.: Г. В. Цулая. Тб., 1986. С. 20-31.
Лит.: Натроев А. И. Мцхет и его собор Свети-Цховели. Тифлис, 1900; Цинцадзе В. Г. Свети-Цховели в Мцхете // Картули хеловнеба (Груз. искусство). Тб., 1987. № 9А. С. 15-25; Ломинадзе Б. Землевладение Груз. Патриархии. Тб., 2010 (на груз. яз.); Светицховели, 1700. Тб., 2010 (на груз. яз.); Сургуладзе М. Мцхетский дом. Тб., 2016 (на груз. яз.).
М. Сургуладзе, З. Абашидзе

Архитектура

Постройки времени св. Мириана

На месте постройки 1-й церкви С. в I в. по Р. Х. находилось евр. кладбище, на котором была похоронена св. Сидония с Хитоном Господним. Существование кладбища позднеэллинистическо-рим. периода к западу от совр. собора С. подтверждают результаты археологических раскопок, в частности обнаруженная у стены собора могила кон. III в. с богатым инвентарем. Позднее кладбище было упразднено и на этом месте был разбит царский сад и построен дворец. Во дворе С. были обнаружены 4 крупные коринфские капители, очевидно принадлежавшие некогда царскому дворцу (Мцхета. 1978. С. 137-142, 154).

Первая церковь С. была построена св. Мирианом в царском саду сразу после принятия христианства. В груз. источниках она упоминается как «нижняя церковь» или «церковь в саду»; также указано, что она была деревянной. Греко-лат. писатели не называют материал, но описанный ими процесс строительства также указывает на использование дерева. Сведения греко-лат. и груз. источников позволяют установить, что перекрытие 1-й церкви опиралось на внутренние колонны (столпы), число которых было не менее 6-7; пространство для мужчин и женщин было разделено.

Вторая церковь С.

Обрамление окна вост. фасада. Орнаментальный наличник (XI в.). Ангел (XI в.). Голова быка (ок. 500). Фото: Н. Н. КрашенинниковаОбрамление окна вост. фасада. Орнаментальный наличник (XI в.). Ангел (XI в.). Голова быка (ок. 500). Фото: Н. Н. Крашенинникова

В период ок. 500 г. (через 170 лет после Крещения Грузии) св. Вахтанг Горгасали вместо разрушенной деревянной церкви построил новый храм. Его части встроены в здание совр. собора. План храма восстановил В. Г. Цинцадзе: это была 3-нефная базилика с 4 парами крещатых опор, удлиненная по оси «восток-запад». Церковь не имела боковых апсид, что неудивительно для этого времени (напр., так же в Болнисском Сионе (478-493)). На вост. фасаде выделялась 5-гранная выступающая апсида. С юга и севера по всей длине храма к нему прилегали стоа-галереи. С запада предположительно был нартекс или открытая галерея. Примечательна ширина боковых нефов: средний неф был ненамного шире их. В интерьере вдоль продольных стен, на оси опор, были возведены мощные пилоны (часть была использована в храме XI в.), к-рые выполняли роль контрфорсов, принимая распор сводов. Под подковообразными арками, перекинутыми через пилоны, создавались глубокие ниши. Археологическое изучение выявило отдельные фрагменты украшения интерьера базилики. Лучше всего сохранился декор на базисах (под совр. юго-зап. подкупольной опорой), нижняя часть к-рого представлена выведенным кругами геометрическим мотивом, верхняя - нанизанной на извилистый ствол лиственной резьбой. Также принадлежащими 2-му храму считаются 2 горельефных изображения голов быков (в наст. время на вост. фасаде), имеющих большое сходство с бычьей головой, высеченной в крещальне Болнисского Сиона. Очевидно, в интерьере и с внешней стороны базилика была полностью отделана тесаным камнем.

План кафедрального собора Светицховели (красным цветом показано местоположение Животворящего Столпа)План кафедрального собора Светицховели (красным цветом показано местоположение Животворящего Столпа)Сохранившийся до нашего времени собор С. был построен в 1010-1029 гг. зодчим Арсукисдзе по инициативе свт. Мелхиседека I. Это сильно вытянутое в длину крестово-купольное сооружение (длина с входным портиком 55,4 м, ширина на вост. фасаде 25 м, наружная высота 48,5 м), вписанное в прямоугольник внешних стен, вытянутое по оси «восток-запад», с 3-нефной зап. частью и 3 апсидами с востока. Его объемно-пространственная композиция носит пирамидальный характер. Единой высотой выделены подкупольный крест, уровень центральной апсиды и центрального нефа зап. части. Пониженные угловые компартименты с востока включают объемы боковых апсид, с запада - боковых нефов. Дополнительную сложность композиции придают пристроенные с запада последовательно понижающиеся нартекс и притвор. Храм завершен многогранным барабаном с коническим куполом.

Апсида алтаря необычно глубокая, с большой вимой, в ней помещено большое окно. Особые функции, которые выполнял С. как кафедральный собор, обусловили своеобразие устройства алтаря: по всему периметру вимы и апсиды расположены 17 ниш для сидения епископов; средняя, предназначенная для предстоятеля ГПЦ, больше других. Ниши завершаются арками, опоясанными 2 валиками. Жертвенник и диаконник функционируют как независимые приделы и не связаны с алтарем. Северный придел посвящен свт. Николаю Мирликийскому, южный - прор. Илии. Над ними расположены обширные помещения 2-го этажа, к-рые двойными арками с круглыми колоннами открываются в интерьер храма. В сев. стене диаконника устроена дверь, через к-рую по лестнице можно подняться на 2-й этаж и выше, в надсводные помещения. В диаконнике находится колодец, вода в к-ром, по преданию, имеет целебные свойства.

Западный рукав 2 неравными парами арок делится на 3 нефа. Возвышающийся в центре высокий купол опирается на 4 мощных столпа, которые имеют в плане сложный профиль, образованный уступчатыми арками, обращенными к центру подкупольного пространства. Во 2-м ярусе нартекса устроен матроней, который открывается 3 арками к зап. рукаву. В соборе 3 входа: западный (главный), южный и северный.

При Александре I Великом, между 1412 и 1442 гг., были заново возведены купол и своды С.; обновлены облицовка и украшения фасадов, частично с использованием старых обвалившихся камней. Существенные изменения были произведены в зап. рукаве: вместо 3 были сделаны 2 неравной ширины поперечные арки, разобраны боковые части матронея. Под большой аркой с юж. стороны было возведено башнеобразное сооружение, заменившее прежнее строение, защищавшее Животворящий Столп и уничтоженное во время нашествия Тамерлана (это сооружение так же называют животворящим столпом). Окончательный вид столп получил в 1678-1687 гг. после его обновления католикосом-патриархом Вост. Грузии Николаем IX (Амилахвари). Между 2 выступами юж. стены собора была встроена небольшая купольная часовня Воскресения Христова, к-рая представляет собой символическую копию кувуклии иерусалимского Гроба Господня (Воскресения Христова) храма.

Орел и лев. Рельеф фронтона вост. фасада. 1010–1029 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяОрел и лев. Рельеф фронтона вост. фасада. 1010–1029 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяНаружные массы С. являют типичный пример структуры груз. собора зрелого средневековья. Конструктивно обусловленная 3-частная композиция повторяется в центре южного и северного фасадов, где рукава креста дополняются пониженными боковыми крыльями. Декоративное оформление фасадов следует за ступенчатым членением архитектурных объемов. Так же, как почти во всех церквах этого периода, основой системы украшения фасадов является декоративная аркатура. Несмотря на значительные переделки, фасады в основном сохранили первоначальное оформление.

На вост. фасаде представлена широко распространенная в эту эпоху композиция: 5 декоративных арок, высота к-рых увеличивается от края к центру, и 2 ниши, к-рые включены в арки средней высоты. Ниши в плане треугольные, их венчают полуконусные своды, украшенные веерообразным мотивом. Основное украшение фасада сосредоточено в средней арке, где наличник большого окна алтарной апсиды создает мощный художественный акцент: он состоит из рамы, украшенной 7 орнаментальными полосами, 2 из к-рых (наиболее широкие) выведены камнем красного цвета и представляют собой распространенные в X-XI вв. узоры (напр., ряд маленьких кругов, в которые включены кресты,- этот мотив встречается в Ошки, Манглиси и др.). У нижних углов наличника симметрично вставлены рельефные изображения слетающих ангелов, еще ниже - рельефные головы быков (остатки скульптурного оформления базилики св. Вахтанга Горгасали). Между головами быков в 1674 г. поместили рельефную композицию «Деисус» (надпись с датой находится под скульптурами). Над окном, между импостами декоративной аркатуры, выведен высокий орнаментальный фриз. Украшение средней арки венчает веерообразная композиция, созданная из рельефных лучей, радиально раскрывающихся на стебле виноградной лозы. По сторонам основания стебля подвешены 2 грозди. Концы лучей отмечены дисками, на к-рых расположена строительная надпись с упоминанием свт. Мелхиседека I и зодчего Арсукисдзе. Выше, во фронтоне, находятся 3 окна надсводных помещений. Их орнаментальные наличники выполнены во время поздней реставрации. Слева от окон вставлены 2 больших рельефных изображения: сверху - орел с раскрытыми крыльями, держащий в когтях зайца, под ним - лев. Есть мнение, что изначально этот рельеф был расположен на южном или северном фасаде (фигура орла, вписанная в треугольник, могла быть предназначена для украшения фронтона). Боковые части вост. фасада простые. Жертвенник, диаконник и их верхние комнаты имеют по одному простому неукрашенному окну.

В облицовке вост. фасада заметны следы множества переделок. Кладка XI в. сохранена в пространстве средней арки над орнаментальным фризом, отличается высоким техническим качеством. Примечательна красочность этой кладки: светло-песочные, темные желтовато-красноватые квадры песчаника и тедзамского зеленого туфа выстроены по рядам в шахматном порядке, однако переходы между цветами мягкие. Северная часть фасада почти полностью сложена из плит зеленого тедзамского туфа. В юж. части туф бессистемно смешан с песчаником. Бóльшая часть этой кладки относится к XV в.; нек-рые части обновлялись вплоть до XIX в.

Павлин. Рука рабочего с инструментом. Ре-льефы архивольта сев. фасада. 1010–1029 гг. Фото: Н. Н. КрашенинниковаПавлин. Рука рабочего с инструментом. Ре-льефы архивольта сев. фасада. 1010–1029 гг. Фото: Н. Н. КрашенинниковаКомпозицию сев. фасада определяет высокая и широкая арка, которая поднимается до гребня фронтона и почти прикасается к карнизу. По сторонам от нее расположены меньшие арки равной высоты, из них 4 вост. арки связаны с центральной, 3 западные - отделены от нее высокой нишей. В средней арке находятся 3 окна северного рукава (большое вверху, 2 сравнительно небольших - внизу), которые украшены прямоугольными орнаментированными наличниками. В нижней части по бокам верхнего окна помещены 2 одинаковые рельефные фигуры мужчин в длинных одеждах с возведенными к небу руками - возможно, строителей храма XI в. Над наличником верхнего окна находится большой архивольт, покрытый лиственным орнаментом. Во внутреннюю полукруглую площадь архивольта вписано рельефное изображение павлина, хвост к-рого веерообразно раскрывается лучами с дисками (аналогично вост. фасаду). Украшение этого окна почти полностью относится к XI в. Его предшественником является созданная почти за полвека до этого композиция на юж. фасаде церкви Хахули. Так же, как и в Хахули, можно отметить характерный для эпохи интерес к полихромному оформлению: наличник большого сев. окна С. полностью выполнен из зеленого туфа, радиальные лучи - из зеленого туфа и желтовато-винного песчаника поочередно; этого же цвета архивольт; скульптура павлина высечена из камня более светлого тона. Над архивольтом под большой аркой изображена рука зодчего с угольником; по бокам на 2 камнях помещена надпись с упоминанием Арсукисдзе. Еще выше, внутри кончика фронтона, позднее была вставлена серая плита с высеченным т. н. крестом патриарха (6-гранным), слева от него помещена небольшая плита с поясным изображением Спасителя. На обоих камнях выполнены надписи, в к-рых упомянут католикос Мелхиседек: надпись на скульптурном камне по палеографическим признакам относится к XI в.; надпись на камне с крестом - предположительно к XV-XVI вв. (она или повторяет старую, или речь в ней идет о католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Мелхиседеке II (Багратиони; ок. 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552)).

Средняя арка сев. фасада опускается до цоколя; боковые арки заканчиваются там, где они опирались на фасады крыш часовен, построенных в XV в. (снесены в 1837). В зап. части фасада примечателен пристроенный к старой стене дополнительный массив (ок. 13 м), что было вызвано, очевидно, конструктивной необходимостью. В 2 крайних зап. арках сев. фасада прорезано по одному окну; 2 окна с простыми наличниками размещены по сторонам средней арки на боковых крыльях сев. рукава. С запада, внутри 3-й арки, расположен маленький рельеф орла, высеченного в красном камне. На сев. фасаде также заметна разная кладка: облицовка XI в. сохранилась только в средней части; вост. часть фасада полностью отделана тедзамским туфом и песчаником (по-видимому, кладка XV в.). В XV в. у сев. стены собора царь Александр I Великий построил небольшую часовню (разрушена в 1837, планировка читается по сей день: это было зальное строение с апсидой, в часовне Александр I Великий был похоронен).

Система оформления юж. фасада была похожа на оформление северного. На наличнике нижнего правого окна средней арки высечен орнамент, составленный из свастик и розеток,- редкий узор, не встречавшийся ранее в груз. архитектуре (позднее был использован в ц. равноап. Нины 1030-1040 гг., с. Пока (Фока), край Самцхе-Джавахети, Юж. Грузия). Наличник левого окна украшают крестообразные листья, помещенные в переплетенные друг с другом квадрифолии. В фасадном декоре церквей такой орнамент встречается только в Самтависи (большой крест вост. фасада); относительно часто его использовали на алтарных преградах XI в. (ц. Спасителя в с. Спети (муниципалитет Сачхере, край Имерети, Зап. Грузия), церковь в с. Патара-Они (муниципалитет Амбролаури, край Рача-Лечхуми, Зап. Грузия), Успенская ц. в мон-ре Сапара). Наличник большого окна имеет более широкую и сложно профилированную внешнюю раму, внутреннюю полосу украшает распространенная в XI в. резьба: повернутые друг к другу парные листья, вписанные в образованные плетеной лентой круги. В нижних углах наличника листья сменяют розетки, над правой розеткой в круг вписано миниатюрное схематичное изображение руки с рабочим инструментом (резцом?). По-видимому, резчик подражал зодчему Арсукисдзе, изобразившему свою руку на сев. фасаде.

Фронтон зап. фасада. 1010–1029 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяФронтон зап. фасада. 1010–1029 гг. Фото: В. А. ЗаварицкаяПространство над наличником заполняют радиальные лучи, раскрытые в виде веера. Центр отмечен 8-лепестковой розеткой, помещенной в плетеную раму. Венчает композицию большой профилированный архивольт. Веерообразная композиция с 2-цветными лучами, безусловно, является излюбленным мотивом зодчего С. Она использована для оформления центральных частей вост., юж. и сев. фасадов. Композиция берет начало из архитектуры Юго-Зап. Грузии, где встречается в украшении церквей Кларджети и Тао с 60-х гг. X в.: лучи выведены на плоскости фасада кладкой камней, полихромный эффект достигается или окраской (Долискана, Ошки, Отхтаэклесиа), или естественным цветом камня (Хахули). Также варианты этого мотива встречаются в интерьерах церквей на парусах (Хахули, Ошки, Эни-Рабати). Очевидно, Арсукисдзе был вдохновлен тао-кларджетскими образцами и творчески переработал их, перенеся композицию на фасады и обогатив дополнительными деталями.

Боковые арки с вост. стороны спускаются до земли, с зап. стороны заканчиваются полкой, выступающей на высоте ок. 6 м от цоколя: на этом месте нижнюю часть фасада закрывала белая часовня Пресв. Богородицы из чисто тесанных камней, к-рую католикос-патриарх всей Грузии Иоанн V Окропири (1033-1049) пристроил к храму (часовня снесена в 1837) (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 188). Кладка XI в. сохранилась в центральной части юж. фасада; облицовку вост. части фасада, как свидетельствует надпись 1685 г. над входом, возобновил католикос-патриарх Николай IX. Кладка зап. части фасада в основном относится к XIX в.

Особенностью зап. рукава является то, что в верхней части продольных стен среднего нефа устроены по 3 глубокие арочные ниши, к-рые не только визуально облегчают стену, но и конструктивно разгружают ее массу (в вост. рукаве в соответствующих местах в толще стен устроены коридоры, к-рые освещены 5 окнами).

Западный фасад С. особенно украшен. Охватывающая почти всю его ширину декоративная арка обрамляет богатое украшение среднего окна. Рядом с правым импостом вставлены небольшие рельефные фигуры Спасителя и Пресв. Богородицы в арочном обрамлении. Полукруглое пространство между широким прямоугольным наличником окна и большим профилированным архивольтом заполнено орнаментом из изящных изогнутых листьев. Фасад венчает помещенная во фронтоне композиция «Причащение», где Спаситель изображен на троне между 2 ангелами. Христос благословляет правой рукой, в левой держит Евангелие. Ангел по правую руку от Него держит в руке кувшин (очевидно, с вином для Евхаристии), ангел по левую - хлеб (очевидно, евхаристический хлеб). Фигура Христа примечательна пластической обработкой и размерами (высота сидящей фигуры 1,4 м, т. е. в натуральную величину). Композиция интересна также с иконографической т. зр.: ангелы представлены, как в сцене «Вознесение Господне», фигура Христа Пантократора отсылает к теме Второго пришествия - т. о., в композиции соединены темы причащения, Вознесения и Второго пришествия.

Древо жизни. Рельеф зап. фасада. 1010–1029 гг. Фото: Н. Н. КрашенинниковаДрево жизни. Рельеф зап. фасада. 1010–1029 гг. Фото: Н. Н. КрашенинниковаПо бокам центральной арки помещены изображения древа жизни в виде виноградной лозы. Они полностью оригинальны: несмотря на то, что в груз. архитектуре мотив виноградной лозы использовался еще в древности (VI-VII вв.- архивольты мцхетского Джвари и Цилкани, фасады Баны; широкое распространение мотив получил в XI в.), а изображения древа жизни также нередки, особенно в церквах раннего средневековья (Болнисский Сиони, Акаурта, Акванеба, Мартвили), подобное сочетание впервые было использовано в С. (мотив повторен намного позднее в ц. Пресв. Богородицы в Ананури, XVII в.).

Кладка камней на зап. фасаде по сравнению с др. фасадами более беспорядочна. В основном в облицовку песочного цвета бессистемно включены плиты др. цвета, в т. ч. темно-серого. Можно предположить, что фасад в XV в. почти полностью был перестроен с использованием старых камней, в большинстве случаев с сохранением прежнего расположения; однако очевидно, что нек-рые рельефы не попали на прежнее место. Считается, что композиция «Причащение» изначально должна была находиться во фронтоне вост. фасада (там, где позднее были сделаны 3 окна): в таком случае находящаяся там же веерообразная композиция из 12 лучей может быть осмыслена как символическое представление о 12 апостолах, что непосредственно связано с темой Евхаристии. С запада к главному входу собора пристроен портик. Согласно надписи, он был обновлен в 1813 г. экзархом Грузии митр. Варлаамом (Эристави; 1811-1817).

Нижняя часть барабана, облицованная зеленым туфом, относится ко времени работ в С. при царе Александре I Великом в XV в. Верхняя часть и карниз были восстановлены царем Ростомом и царицей Мариам в 1656 г., после того как купол обрушился в результате землетрясения. В восстановленную кладку с юго-зап. стороны вставлен небольшой рельеф с изображением главного мастера и 4 каменщиков. Примечательно, что вместе с традиционными для изображения строителей молотка и угольника здесь показан кран для поднятия стройматериалов на высоту.

Другие строения

В XI в. двор С. был огражден. В зап. часть ограды включены 2-этажные врата, возведенные по приказу свт. Мелхиседека I сразу после окончания строительства собора в 1029 г. Фасады ворот облицованы тесаным песчаным камнем. На 1-м этаже устроены широкий арочный вход и комнаты с обеих сторон (каждая 22 кв. м). На 2-м этаже расположен большой зал (70 кв. м), к-рый открывается с зап. стороны 3 арками,- на фасаде это сооружение окружает профилированная рама. Над арками, на верхней полосе рамы, высечена надпись, в к-рой упоминается свт. Мелхиседек I. По сторонам от входной арки симметрично вставлены высеченные из зеленовато-белого камня горельефные головы быков (копии; подлинники находятся в Национальном музее Грузии). Вход и 3-арочное сооружение над ним по всей высоте фасада фланкируют массивные граненые пилоны, верхнюю часть которых украшают ряды полудисков. В 1964-1965 гг. были проведены реставрационные и консервационные работы (под рук. Н. Г. Чубинашвили и Цинцадзе; главный консультант Г. Н. Чубинашвили), в ходе которых врата, бóльшая часть которых к тому времени находилась под землей, были воссозданы в первозданном виде.

Другой вход во двор собора находится в юж. стене ограды. Согласно надписи над входом, в 1787 г. ограду восстановили по приказу царя Картли-Кахети Ираклия II; по другим сведениям, инициатором работ был кн. Гиви Амилахвари (Натроев. 1900. С. 275). В 1856 г. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский; 1844-1858) начал работы по обновлению ограды, к-рые завершил следующий экзарх, архиеп. Евсевий. Тогда же восстановили сев. и юж. стены ограды, башни в сев.-зап. и юго-зап. углах, к-рые использовались как жилые помещения для духовных лиц. Во дворе разобрали пристроенные к ограде дома.

Врата собора Светицховели. После 1029 г. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. Завариц-кая.Врата собора Светицховели. После 1029 г. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. Завариц-кая.Ограда по планировке приближается к квадрату (наружные размеры 121,6×110,5 м). В ее углах, а также в середине юж. и сев. стен помещены цилиндрические башни. В верхней части ограды с внутренней стороны стен устроены боевые тропы.

За оградой, около юж. стены, выявлены фрагменты большого дворца свт. Мелхиседека I (38,5×18,5 м). Дворец представлял собой отделанное тесаными квадрами песчаника (толщина до 0,8 м) удлиненное прямоугольное здание, выстроенное на фундаменте в виде 2-ступенчатого цоколя. В XIV в. цоколь был разобран, к юж. и сев. стенам на расстоянии 6-7 м пристроены контрфорсы (1,5-2 м). Также дворец восстанавливали в XVII в. В 1963-1964 гг. рядом с дворцом были проведены археологические раскопки (руководитель А. Н. Каландадзе), в ходе к-рых были выявлены фрагменты строений разного времени, неск. винных погребов (марани) и др. (находки экспонируются в Мцхетском археологическом музее).

К западу от С. во дворе в позднее средневековье была построена колокольня. В 1826 г. она обрушилась (в 1829 руины убрали) (Там же. С. 304-307). В сер. XIX в. на старом фундаменте была выстроена новая колокольня; над ней в 1999-2003 гг. сооружена традиционная для грузинской архитектуры 8-гранная арочная беседка (архит. И. Бандзеладзе). В юго-вост. части двора С. на рубеже XVIII и XIX вв. был построен дворец католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони; 1788-1811); его неск. раз переделывали в XIX-XX вв.

Лит.: Натроев А. И. Мцхет и его собор Свети-Цховели. Тифлис, 1900; Чубинашвили Г. Н. Средневек. груз. архитектура и 3 ее главных кафедрала // Арили: Сб., посвящ. 25-летию науч. деятельности И. Джавахишвили. Тифлис, 1925. С. 107-126 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Монументальная скульптура Грузии, М., 1977; Мцхета: Итоги археол. изысканий. Тб., 1978. Т. 2 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Г. Нек-рые особенности базилик раннехрист. Грузии и архитектура базилики V в. Светицховели в Мцхета // Груз. искусство. Тб., 2001. № 11. С. 9-34; Хоштария Д., Паташури Г. Архитектура собора Светицховели // Светицховели, 1700. Тб., 2010. С. 182-193 (на груз. яз.).
Г. Паташури, Д. Х., Э. П. Ц.

Роспись

Прославление Христа. Роспись центральной апсиды. XVII в., кон. XIX в. Фото: В. А. Заварицкая.Прославление Христа. Роспись центральной апсиды. XVII в., кон. XIX в. Фото: В. А. Заварицкая.С. был расписан сразу же после постройки, в 1-й пол. XI в. Фрагменты первоначальной росписи были выявлены во время реставрационных работ 1963-1975 гг. (под рук. В. Г. Цинцадзе, Г. Н. Чубинашвили) на частях юго-зап. арки юж. свода и центрального нефа зап. рукава (орнаментальные мотивы), а также в верхней части зап. стены (фрагмент сцены «Христос и самарянка») (Масхарашвили. 1969. С. 3-4; Комплекс Светицховели. 1990. С. 261-269). Вероятно, к 1-му слою живописи относится также иконография росписи 2-го регистра конхи апсиды.

В 1843 г. живопись С. описал главный архитектор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Рипард, отметивший, что в конхе изображен «Господь Саваоф» в иконографии «Ветхий денми» (Натроев. 1900. С. 264). В письменных источниках также зафиксировано то, что по устоявшейся традиции на протяжении мн. веков эта композиция была главным образом С., определявшим содержание остальной росписи собора. В 1892 г. экзарх Грузии архиеп. Палладий (Писарев-Раев; 1887-1892) и Общество восстановления православного христианства на Кавказе в рамках очередных реставрационных работ в С. поручили худож. И. Л. Пичу обновить и очистить от грязи поврежденную живопись в алтаре, не меняя иконографии изображений (Там же. С. 270-271). Однако Пич изменил роспись в конхе алтаря. Сохранившаяся на данный момент в конхе алтаря и на стене вимы композиция «Прославление Христа» объединяет символы-изображения Второго пришествия, хора ангелов, серафимов и херувимов. Во 2-м регистре росписи алтаря по сторонам окна изображены Пресв. Богородица с Младенцем, св. Иоанн Предтеча и апостолы. Вместе с композицией «Прославление Христа» эти изображения похожи на архаичную программу росписей X-XI вв. в храмах Тао-Кларджети (напр., Отхтаэклесиа, Ошки ) (Чихладзе. 2010. С. 240).

Роспись основного пространства С. различается по художественному почерку и качеству исполнения и была выполнена в разное время XVII в. Живопись объединена идеей экзегетического осмысления главного события, связанного с С.,- принесения Хитона Господня в Мцхету и истории Животворящего Столпа. Особенно выделяются темы ожидания Второго пришествия Христа. Выполнение масштабных фигур символов евангелистов (ангел, бык, лев, орел), серафимов и херувимов, огненного ока и евангелистов в своде купола вокруг медальона Христа Пантократора приписывают худож. Бостоганашвили, работавшему ок. 1656 г. по заказу католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660) (Там же. С. 241-242).

Апокалиптические животные. Фрагмент композиции «Всякое дыхание да хвалит Господа». Роспись юж. стены. 1685 г. Фото: Н. Н. КрашенинниковаАпокалиптические животные. Фрагмент композиции «Всякое дыхание да хвалит Господа». Роспись юж. стены. 1685 г. Фото: Н. Н. КрашенинниковаТри композиции в центральном пространстве, выполненные разными мастерами, связаны с именем католикоса-патриарха Вост. Грузии Николая IX (Амилахвари), к-рый в 1685 г. обновил юж. рукав. На юж. стене находится масштабная композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа» (на слова Пс 148-150). В центре композиции помещен тройной круг. Во внутреннем круге изображен Христос Пантократор во славе, окруженный символами евангелистов и херувимами. В среднем круге в 13 медальонах помещены 10 архангелов и ангелов, херувим, 2 серафима и престолы. Во внешнем круге находятся изображения знаков зодиака, солнца, луны и звезд. Все круги отделаны орнаментом в виде скрученной веревки. Слева от тройного круга представлены 2 композиции, иллюстрирующие строки «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны» (Пс 148. 7). В верхней части в водной стихии изображены славящие Господа рыбы, рептилии (змеи, крокодилы), птицы и др. животные, в т. ч. мифические (многоглавые и крылатые драконы, грифоны и др.). В нижней части, иллюстрирующей водную стихию, окруженную горами, изображены корабли, к-рые гонят помещенные в 4 углах символы ветров, а также реальные и мифологические морские млекопитающие, рыбы и рептилии, русалки. Особо привлекает внимание изображение животного с телом гепарда и 7 головами - считается, что это апокалиптическое животное, к-рое во время Второго пришествия Спасителя выйдет из моря (Откр 13. 1-2) и из бездны (Откр 11. 7). В композиции под тройным кругом иллюстрируются строки «Хвалите Его... огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри» (Пс 148. 8-9): природные явления (огонь, град, снег, мороз) изображены в виде 4 капель; ветер представлен в виде юноши. Верхняя композиция справа от тройного круга утрачена, нижняя сохранилась фрагментарно: многочисленные фигуры людей иллюстрируют строки «Хвалите Его... царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами» (Пс 148. 11-12). Под этой многочастной композицией во всю ее длину представлен широкий фриз с изображением различных групп людей и снабженный греч. надписью со строками из 148, 149 и 150-го псалмов (Каухчишвили. 2004. С. 219-220). В левой части фриза помещена группа монахов, держащих модель купольной церкви; следующая группа - цари с саблями в руках, ведущие связанных за руки царей; за ними представлены группа преподобных, группа музицирующих юношей и группа танцующих женщин; последняя сцена отражает грузинский светский быт XVII в. (Амиранашвили. 1971. С. 385). После участка с утраченной живописью фриз в правой части завершает изображение прор. Давида и юноши, играющего на струнном инструменте,- эта композиция напоминает миниатюру, по художественному решению близкую к аналогичной иллюстрации в Канчаетском жамнгулани (НЦРГ. Н 1452, 1674 г.) (Он же. 1966. С. 37. Ил. 79-84).

Распятие Господне. Роспись зап. стены Животворящего Столпа. 1687–1688 гг. Мастер Г. Гулджаварашвили. Фото: Н. Н. КрашенинниковаРаспятие Господне. Роспись зап. стены Животворящего Столпа. 1687–1688 гг. Мастер Г. Гулджаварашвили. Фото: Н. Н. КрашенинниковаДругая связанная с именем католикоса-патриарха Николая IX роспись датируется периодом между 1678 и 1687 гг. и расположена на 2 сев. опорах зап. рукава и стене и арке между ними. Такое местоположение может быть связано с желанием католикоса-патриарха: в Мцхетской грамоте 1687 г. он писал о том, что велел расписать сев. стену, поскольку она находится напротив животворящего столпа и мирницы в нем (груз. სამირონე - место в сев. части столпа, где хранили св. миро; над ним горит негасимая лампада) (Какабадзе. 1913. С. 65; Чихладзе. 2010. С. 248). Выполненная мастерски живопись связана с позднеафонской школой и тематически объединяет композиции, помещенные на опорах («Проповедь 12-летнего Христа в церкви», «Исцеление расслабленного», «Недреманное Око», «Святые Константин и Елена», «Гостеприимство Авраама», «Двенадцать апостолов» и «Отечество»), с расположенными на арке «Благовещением Пресв. Богородицы» и изображением «Ветхий денми» (Девдариани. 1990. С. 18, 101; Чихладзе. 2010. С. 248-250).

Роспись Животворящего Столпа, к-рый состоит из 4-гранного основания и кивория на столбиках, согласно 2-строчной ктиторской надписи (в середине столпа, между кубом и киворием), была выполнена в 1687-1688 гг. Григолом Гулджаварашвили по заказу католикоса-патриарха Николая IX (Беридзе. 1948. С. 141-142; Чихладзе. 2010. С. 251). Однако разный почерк указывает на участие неск. художников. Роспись опирается на сочинение католикоса-патриарха всей Грузии свт. Николая I (Гулаберисдзе; нач. 50-х гг. XII в.- 1177/78) «Слово о Столпе Животворящем, Хитоне Господнем и Церкви главной» (НЦРГ. А 130), посвященное истории обретения Хитона Господня, христианизации Грузии и С. На главной, сев. грани Столпа, над мирницей, был помещен образ «Новозаветная Троица», к-рый с течением времени был значительно поврежден, полностью утрачены лики; некоторое время он был перекрыт изображением «Ветхозаветная Троица»; в 2017 г. была установлена икона, написанная М. Чхаидзе, полностью повторяющая первоначальный образ ( 2018. С. 21-30). На остальных 3 стенах Столпа помещено по 4 сцены на каждой. На западной стене изображения посвящены Хитону Господню («Распятие Господне» с изображением Елиоза Мцхетского с Хитоном в руках, «Сошествие во ад», «Обращение в христианство царя Мириана» и «Чудо возведения Животворящего Столпа»); на южной - Животворящему Столпу («Молитва царя Мириана и царицы Наны перед Столпом», «Чудесное исцеление царицы Суджи», «Сожжение свиты супруги султана Шахрихатун Животворящим Столпом» и «Казнь Шахрихатун»); на восточной - Церкви («Молитва св. Нины у горы Армази», «Исцеление больного св. Ниной», «Царь Мириан и духовенство - крестители грузин», «Католикос-патриарх (очевидно, Николай IX) перед Светицховели») (Девдариани. 2002. С. 34-37; Чихладзе. 2010. С. 252-256). Роспись нижней части Животворящего Столпа отличается высоким художественным исполнением, в то время как роспись кивория уступает ей, хотя стилистически принадлежит к тому же периоду. Роспись кивория также неоднородна: вероятно, внутренние и внешние поверхности расписывали художники разных школ. В живописи внутренней части кивория, к-рая отличается холодной тональностью и манерными позами фигур, заметен профессионализм поствизантийских художников. В своде кивория на интенсивно-синем фоне выделяется медальон с изображением Христа Пантократора, на пандативах изображены серафимы, на столбиках и арках - пророки в рост со свитками, на которых находятся греческие надписи. Менее профессиональная наружная роспись кивория более декоративна. В верхней части иллюстрируются сцены из Цветной Триоди: «Неверие Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба» (сев. стена), «Исцеление расслабленного», «Аз есмь Хлеб жизни» (зап. стена), «Христос и самарянка», «Исцеление слепого» (юж. стена), «Вознесение Господне», «Сошествие Св. Духа на апостолов» (зап. стена). Ниже, на столбиках, помещены изображения святых жен (Ирина, Марина, Кириакия, Екатерина), святых воинов (Георгий, Димитрий, Феодор, Евстафий) и пророков в растительных медальонах с раскрытыми свитками (Давид, Соломон, Моисей, Аввакум, Иона, Исаия). Все разъяснительные надписи и надписи на свитках пророков сделаны на груз. языке.

На вост. стене юго-вост. столба собора помещены ктиторские портреты царицы Картли Мариам Дадиани (1599 или 1609-1682; супруга царя Картли-Кахети Ростома) и ее сына Отии Гуриели, к-рые являются их надгробными изображениями. Считается, что роспись была выполнена после смерти Отии († 1645), однако возраст изображенных совпадает с 1634-1635 гг.: по мнению исследователей, в качестве образца для этой росписи С. мог быть использован находящийся во дворце царя Ростома станковый портрет царицы Мариам с сыном (Чихладзе. 2010. С. 242), написанный маслом в стиле т. н. испаханской (грузино-иранской) художественной школы (Adle. 1996. P. 347-357; Chikhladze. 2003; Кошоридзе. 2003).

Возле юго-вост. столба собора расположена патриаршая кафедра с троном и киворием, на внутренней стене к-рой находится ктиторский портрет архиерея (лик стерт; очевидно, изображен Николай IX), предстоящего Пресв. Богородице с Младенцем. На наружной стене кивория отличающаяся от росписи внутренней стены роспись передает библейские сцены: «Моисей принимает скрижали Завета», «Лествица Иакова», «Благословение Иакова», «Жертвоприношение Авраама». Там же находится ктиторская надпись католикоса-патриарха Иоанна X (Диасамидзе; 1688-1692, 1696-1700), политического соперника Николая IX, который вполне мог повредить его портрет (Чихладзе. 2010. С. 258).

Идентификация др. росписей С. XVII в. или более позднего периода довольно затруднена. На сев. стене юго-зап. столба собора друг напротив друга представлены благословляемый Господом венценосный царь и архиерей, держащие корону или митру. Существует много интерпретаций, наиболее убедительной представляется атрибуция, данная в каталоге выставки древних груз. фресок, прошедшей в Тифлисе в 1917 г.: «Царь Вахтанг I Горгасали передает митру католикоса первому католикосу Петру» (Чихладзе, Датунашвили, Гвелесиани. 2017. С. 17), в пользу к-рой говорит и место размещения (в центре собора), и значение исторического события (заложение основ автокефалии ГПЦ) (Чихладзе. 2010. С. 258-259).

Остается неустановленным, к какой эпохе относились изображения груз. царей и патриархов (точных сведений о местонахождении нет), «стертые и забеленные» (Муравьёв. 1848. С. 225) в 1837-1844 гг., во время реставрационных работ при экзархе Грузии архиеп. Евгении (Баженове) (Натроев. 1900. С. 186). В 30-х гг. XIX в. худож. П. О. Росси по поручению П. И. Иоселиани сделал зарисовки нек-рых композиций, Иоселиани приложил к ним разъяснения. В 1839 г. их приобрел Азиатский музей в С.-Петербурге; ныне портреты царя Картли св. Вахтанга Горгасали (V в.), католикоса-патриарха Николая IX, царя всей Грузии Георгия VIII (1446-1466) и его сына царевича Баграта хранятся в Ин-те востоковедения в С.-Петербурге (Орбели. 1956. С. 93-94).

Арх.: Гордеев Д. О древних памятниках Мцхеты и ее района. 1926 г. // Нац. музей Грузии. Лич. архив Д. Гордеева. Д. 278.
Ист.: Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Николай I (Гулаберисдзе), католикос-патриарх. Слово о Столпе Животворящем, Хитоне Господнем и Церкви главной // Сабинин. Рай. 1882. С. 69-118 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.).
Лит.: Натроев А. И. Мцхет и его собор Свети-Цховели. Тифлис, 1900; Беридзе В. Столп «Свети-цховели» в Мцхетском кафедрале и сюжеты обращения Картли в его фресках // Вестник / Нац. музей Грузии. Тб., 1948. Вып. 15B. С.135-164 (на груз. яз.); Орбели Р. Груз. рукописи Ин-та востоковедения. М.; Л., 1956. Вып. 1; Амиранашвили Ш. Груз. миниатюра. М., 1966; он же. История груз. искусства. Тб., 1971 (на груз. яз.); Масхарашвили Г. Новооткрытый фрагмент росписи мцхетского Светицховели // Дзеглис мегобари (Друзья памятников искусства). Тб., 1969. № 18. С. 3-4 (на груз. яз.); Девдариани Ф. Г. Миниатюры Анчисхатского гулани. Тб., 1990; она же. Роспись мцхетского кафедр. собора Светицховели: Сцены обращения Картли // Очерки груз. искусства / Ин-т истории груз. искусства им. Г. Н. Чубинашвили. Тб., 2002. Т. 2. С. 34-37 (на груз. яз.); Комплекс Светицховели // Свод памятников истории и культуры Грузии. Тб., 1990. Т. 5. С. 261-269 (на груз. яз.); Adle Ch. Peintures géorgiennes et peintures orientales, Musée Géorgien d'art Ch. Amiranachvili à Tbilissi // Idem. Archéologie et arts du monde iranien, de l'Inde musulmane et du Caucase d'après quelques recherches récents de terrain, 1984-1995. P., 1996. P. 347-369; Кошоридзе И. Некоторые новые сведения о грузино-иранских отношениях // Очерки музея искусств Грузии. Тб., 2003. Вып. 8. С. 110-127 (на груз. яз.); Chikhladze N. Reflections of Georgian-Iranian Cultural Interrelactions in 17th-Century Georgian Fine Art // Iran and Caucasus: Research Papers from the Caucasian Centre for Iranian Studies. Leiden, 2003. Vol. 7. P. 183-190; она же (Чихладзе Н.). Роспись Светицховели // Светицховели, 1700. Тб., 2010. С. 237-301 (на груз. яз.); она же. Главная икона Светицховели «Ветхий денми» // Троица Нового Завета: Сб. докл. науч. конф., 9-10 окт. 2017 г. Тб., 2018. С. 21-30 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Окропиридзе А. К росписи алтаря Светицховели // Очерки груз. искусства. Тб., 2008. Т. 5. С. 23-28 (на груз. яз.); Чихладзе Н., Датунашвили Н., Гвелесиани М. Древнегруз. монументальная роспись и ее радетели. Тб., 2017 (на груз. яз.).
Н. Чихладзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети)
  • АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
  • АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
  • АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
  • АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы