НИКОНОВ
Том LI, С. 48-53
опубликовано: 16 января 2023г.

НИКОНОВ

Н. Н. Никонов. Фотография. 10-е гг. ХХ в.Н. Н. Никонов. Фотография. 10-е гг. ХХ в.

Николай Никитич (8.04.1849, дер. Анофриево Пошехонского у. Ярославской губ.- 1918, Самара?), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. Род. в семье крестьянина Никиты Никонова (впосл. личный почетный гражданин) и его жены Татьяны Исаковой. В С.-Петербурге, вероятно, поселился в кон. 60-х гг. XIX в. В окт. 1872 г. был принят в число вольнослушателей АХ, в 1881 г. исключен за нерегулярное посещение классов. Работал на городских стройках, в т. ч. помощником архит. И. А. Монигетти; был близко знаком с архит. И. П. Ропетом, к-рый высоко ценил рисунки Н. (свидетельство 1887 г.) и периодически обеспечивал его работой. Предполагается, что творческую деятельность Н. начал с проектирования фасадов Политехнического музея в Москве (1874-1877) и с постройки в С.-Петербурге доходного дома Н. П. Басина (1878-1879), осуществленной под руководством последнего (пл. Островского, 5) (Стасов В. В. 25 лет рус. искусства: Наша архитектура // Избр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 2. С. 512). Одна из первых работ Н.- проект деревянного загородного жилого дома - выполнена в фольклорном «ропетовском» направлении рус. стиля и напоминает сказочный терем с высокой башней, увенчанной «кубом» (Мотивы рус. архитектуры. СПб., 1879. Вып. 5).

В 1885 г. Н. сдал экзамен в Техническо-строительном комитете МВД и был аттестован как имеющий право производить постройки. 26 апр. 1890 г. приказом обер-прокурора его причислили к канцелярии обер-прокурора Синода сверх штата за «вознаграждение 1% за составление планов и смет и за наблюдение за работами». Он получил чин коллежского регистратора, 19 апр. 1893 г.- член губ. секретаря. 23 мая 1891 г. вступил в должность архитектора для проведения строительных работ по духовному ведомству. Указом от 21 окт. 1893 г. Консистория, «принимая во внимание известность архитектора Никонова в строительном деле и его доказанную опытность в построении церквей», назначила Н. по его ходатайству на место с.-петербургского епархиального архитектора (17 нояб. 1906 уволен по собственному прошению).

Церковь в честь Шестоковской иконы Божией Матери при бывш. подворье Шестоковского Вознесенского мон-ря. 1896–1900 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь в честь Шестоковской иконы Божией Матери при бывш. подворье Шестоковского Вознесенского мон-ря. 1896–1900 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Уже в первых церковных проектах Н. избрал русский стиль, ориентированный на московско-ярославское узорочье XVII в. Декор мог быть важнейшим средством для выделения здания в сложившейся городской среде, особенно если архитектору приходилось строить на небольших участках по красным линиям улиц в ряду доходных домов (3-престольные ц. Иверской иконы Божией Матери при подворье Новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря на 2,5 тыс. чел. на участке, подаренном мещанкой А. И. Клементьевой на Московском пр., 25, 1886-1888, полностью перестроена и частично разрушена, сохранился келейный корпус; ц. Благовещения на подворье афонского Андреевского скита на 5-й Советской ул., 33, 1889-1892, перестроена; ц. ап. Иоанна Богослова на подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря на ул. Некрасова, 31, 1893-1895). В декоре церкви на подворье Леушинского мон-ря, увенчанной массивным куполом, выделяются фигурные наличники окон 3-го этажа, завершенные многолопастными декоративными арочками. Этот же мотив, но в укрупненном масштабе повторен в венчающем кокошнике храма.

На застроенном участке благотворительных заведений Мещанского об-ва Н. спроектировал ц. во имя прп. Василия, еп. Парийского, и мц. Надежды, посвященную небесным покровителям жертвователей - потомственного почетного гражданина В. Г. Ананьева и его жены (1888-1890, уничтожена в 1926-1927). Украшенный ковровым декором храм имел оригинальную композицию с мощными шатром на восьмерике, завершенным луковичной главой, значительно превосходящим по высоте основной объем, и с луковицей над алтарной конхой. В декоре использованы кокошники различной формы (они расположены в 3 ряда в основании шатра), аркатурно-колончатые пояса, ширинки, рамочные наличники. Трехчастная ц. в честь Шестоковской иконы Божией Матери при подворье Шестоковского Вознесенского жен. мон-ря (Старорусская ул., 8) (1896-1900, ныне приход Грузинской Православной Церкви) отличается усложненной отделкой колокольни.

Не сохранились или полностью перестроены церкви в формах рус. стиля XVII в.: прп. Марии, нареченной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище (построена на средства вдовы потомственного почетного гражданина М. Т. Козминой в 1895-1902, разрушена в 30-х гг. XX в.); 3-престольная Успения Пресв. Богородицы и прор. Осии на подворье Важеозерской Спасской Никифоро-Геннадиевской пуст. (ул. Крупской, 5) (1897-1903, капитально перестроена); 3-престольная Грузинской иконы Божией Матери на подворье Красногорского Богородицкого мон-ря (Шепетовская ул., 7) (1903-1905, разрушена в 60-х гг. XX в.; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 669); 3-престольная прп. Серафима Саровского на подворье Серафимова Дивеевского мон-ря в Ст. Петергофе (1903-1905, полностью перестроена; Там же. Д. 703; Кириченко Е. И. и др. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2003. Т. 2. С. 400-401). Близки друг к другу по усложненной форме 2 церкви при духовно-просветительских учреждениях - обе краснокирпичные, 3-частные, с высокими шатровыми колокольнями: Троицкая ц. при об-ве распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви на Стремянной ул., 21 (1890-1894, разрушена в 1966), и Покровская ц. при епархиальном братстве Пресв. Богородицы (Боровая ул., 50) (1890-1897; в 1889 Н. составил 2 проекта храма: одно- и 2-престольного, 2-этажного, на 1 тыс. чел.). Последней из построенных архитектором в С.-Петербурге церквей стала 3-престольная ц. Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря (проспект Непокорённых, 36) (1905-1911, разрушена в 1982).

Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г.Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г.

Черты преимущественно византийского, а также русского стиля просматриваются в зданиях Иоанновского жен. мон-ря (набережная р. Карповки, 45) (1900-1903) и однокупольной, со шлемовидным верхом ц. свт. Василия Великого при подворье Коневского Рождество-Богородицкого мон-ря (Среднеохтинский проспект, 21) (1906-1908, снесена в 1932-1933; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 678); ранее, в 1896 г., в том же стиле Н. создал проект деревянной часовни для Коневского мон-ря (часовня ныне находится в г. Куопио, Финляндия). Компактная композиция расположенного на небольшом участке неправильной конфигурации Иоанновского мон-ря с внутренним двором напоминает как характерный для С.-Петербурга доходный дом с двором-колодцем, так и дворцовые или монастырские комплексы Византии. Декор (имитация в облицовочном кирпиче кладки со скрытым рядом, отделка оконных проемов, фасадный орнамент), единый на всех фасадах, соответствует визант. традиции и придает целостность композиции. При этом храм завершен «русским» пятиглавием со шлемовидными куполами и с высокой, асимметрично расположенной колокольней. Н. принадлежат проекты устройства в Иоанновском монастыре: 3-престольного 2-светного соборного храма во имя св. Двенадцати апостолов (на 1 тыс. чел.) с 2-ярусными дубовыми иконостасами, полом из цветных керамических плиток и оконными витражами; нижней ц. прп. Иоанна Рильского (1901); церкви-усыпальницы св. Иоанна Кронштадтского во имя прор. Илии и царицы св. Феодоры с мраморной отделкой и иконостасом в визант. стиле (1908); однокупольной Серафимовской часовни в визант. стиле на кладбище (1909-1911; Там же. Д. 665). В дальнейшем комплекс был дополнен 5-этажным домом, хозяйственными постройками, мастерскими.

Н. также участвовал в устройстве на новом месте ц. блгв. кн. Александра Невского при Ин-те инженеров путей сообщения имп. Александра II, возведенной в романо-визант. стиле архит. А. А. Докушевским (Московский проспект, 9) (1885, полностью перестроена). В С.-Петербурге ему также принадлежат проекты исправления колокольни и расширения за счет Всехсвятского придела Георгиевской ц., главной на Большеохтинском кладбище, с сохранением ее классицистического стиля (1887-1890, уничтожена в 1938); пристройки к деревянной Сретенской ц. в Полюстрове, а именно сев. придела во имя свт. Феодосия Черниговского в рус. стиле (1898-1899, церковь разрушена после 1933); перестройки ц. св. блгв. кн. Александра Невского при подворье Александро-Свирского мон-ря с устройством в рус. стиле XVII в. звонницы и приделов во имя сщмч. Симеона Персидского и свт. Иулиана (Разъезжая ул., 25) (1889-1891, полностью перестроена); Голгофы в Казанском соборе (худож. В. В. Васильев; 1891, не сохр.); домовой ц. свт. Николая Чудотворца при 7-й гимназии с элементами классицизма и русского стиля (1897, не сохр.); вероятно, деревянной 5-главой ц. свт. Моисея, архиеп. Новгородского, при подворье новгородского Сковородского Михайловского мон-ря (ул. Коммуны, 58) (1900-1901, снесена в 40-х гг. XX в.). Не были реализованы в постройке проекты Успенской часовни на Александровском кладбище за Невской заставой (1904) и часовни Короцкого свт. Тихона Задонского мон-ря по Малоохтинскому проспекту, 10 (1906). Представляется вероятным участие Н. в постройке в русском стиле по проекту А. Ф. Барановского деревянной ц. прп. Серафима Саровского на Новодеревенском (Серафимовском) кладбище (1906-1907).

Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г.Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г.

Из приходских храмов в пределах С.-Петербургской епархии следует выделить церкви: свт. Николая в дер. Котлы (1882-1888); 3-престольную ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Хотнежа (1893-1897, ныне разрушается); ц. свт. Николая в дер. Поля (ныне г. Сланцы) (1893-1898, перестройка, разрушена в 60-х гг. XX в.); 3-престольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Пенино (1893-1900, основной жертвователь - с.-петербургский купец 2-й гильдии C. Г. Гаврилов, уроженец дер. Ожево); ц. апостолов Петра и Павла в с. Грызове (ныне дер. Заполье) (проект 1893 или 1896 г., 1898-1901, ныне руины); ц. Воскресения Христова (совр. дер. Торошковичи) (проект 1887 г., построена в 1899-1906), ц. Успения Пресв. Богородицы при Доложских пещерах (близ совр. дер. Заручье) (1907-1908, разрушена в 50-60-х гг. XX в.) - все в московско-ярославском стиле XVII в. В 1902-1905 гг. по проекту Н. было выполнено расширение Казанской ц. в с. Тосно (ныне город) (полностью перестроена). Поздние каменные храмы постройки Н. расположены преимущественно на периферии бывш. С.-Петербургской епархии: в совр. Гдовском р-не Псковской обл. (Петропавловская ц. в дер. Ветвеник, 1903-1907; Никольская ц. в дер. Ремда, 1902-1918) и в Новгородской обл. (Димитриевская ц. в дер. Городня Батецкого р-на, 1905; Покровская ц. в дер. М. Уторгош Шимского р-на, нач. ХХ в., разрушается) - все в стиле московско-ярославского узорочья. Церкви в Ремде и М. Уторгоше отличаются упрощенной отделкой; храмы в Ветвенике и Городне побелены и оштукатурены. Судя по характерной стилистике, возможно авторство Н. 3-частной 3-престольной Петропавловской ц. в дер. Кунесть Гдовского р-на, построенной между 1890 и 1914 гг.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске (С.-Петербург). 1909–1915 гг. Фотография. 2015 г.Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске (С.-Петербург). 1909–1915 гг. Фотография. 2015 г.

Вершиной творчества архитектора можно считать 3-престольную Казанскую ц. в Териоках (ныне Зеленогорск, С.-Петербург) (1910-1915), рассчитанную на 800 чел. Благодаря отказу от полихромии в пользу побелки фасадов композиция здания обрела цельность при сохранении живописного, динамичного пирамидального силуэта и богатства «узорочного» фасадного убранства. Оригинальность придают многочисленные пристройки - палатки и крыльца - к основному объему, а также завершение каждого из 3 прясел фасадов храма треугольным щипцом. Храм с колокольней (высота 49 м) - важнейшая доминанта дачного пригорода.

Не сохранились построенные Н. в С.-Петербургской епархии деревянные церкви: Покрова Пресв. Богородицы в дер. Копаницы (1890-1894); свт. Николая Чудотворца в дер. Лаврово (1899-1902, разрушена в 1962); иконы Божией Матери «Умиление» при об-ве вспоможения бедным в Ст. Петергофе (1904, разрушена в 1941); Св. Духа в Келломяках (ныне Комарово) (1905-1906, сгорела в 1917); равноап. Марии Магдалины при Тосненском детском приюте (1908), а также Успения Пресв. Богородицы в дер. Заручье (1896-1899) и прор. Илии в с. Посадников Остров (1900-1901) - обе перестроены Н. Трехчастная церковь в Келломяках отличалась гармоничным соотношением шатровой колокольни и пирамидального шатра основного объема, к-рый завершала луковичная главка на тонком барабане (предполагается воссоздание по проекту Р. М. Даянова), такие же 4 главки размещались в основании шатра. Сходный вид имела церковь в Лаврове, однако приземистый шатер был увенчан миниатюрным декоративным луковичным пятиглавием.

Предположительно Н. спроектировал: ц. Покрова Пресв. Богородицы для дер. Бутково (проект 1894 г., освящена в 1905, разрушена в 1939); ц. арх. Михаила в дер. Синявино (по др. сведениям - архит. В. Ф. Харламов, 1897-1898, разрушена в 1942); деревянную шатровую с колокольней Казанскую ц. в с. Медвежье (1899, разрушена в кон. 40-х гг. XX в.) и колокольню Николаевской ц. в с. Копорье (1898-1899, ныне руины). В Николаевском муж. мон-ре в Ст. Ладоге в 1907-1908 гг. по проекту Н. была практически заново сооружена краснокирпичная ограда с башнями в стиле XVII в., но не было реализовано строительство спроектированного им 3-престольного с высокой шатровой колокольней храма подворья мон-ря в С.-Петербурге (1902) и не осуществлен проект (1909) реконструкции собора свт. Николая в формах новгородского зодчества XIV-XV вв.

В Кронштадте по желанию свящ. Александра Таратина архитектором была спроектирована в стиле классицизма каменная часовня Тихвинской иконы Божией Матери в ограде Андреевского собора, представлявшая собой миниатюрную модель части собора на период после 1855 г. (1898-1899, разрушена ок. 1931, построена по измененному проекту в 2009).

Вне С.-Петербургской епархии Н. является также автором проектов церквей в московско-ярославском, визант. и неорус. стилях: церкви-ризницы в Вауловском скиту Ярославской губ. (совр. Тутаевский р-н Ярославской обл.) (после 1903 (?), не сохр.); 3-частной 5-главой с шатровой колокольней деревянной Георгиевской ц. в дер. Самбатукса Олонецкого р-на Карелии (ок. 1893, не сохр.) и др.

«Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г.«Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г.

Лучшим произведением архитектора в визант. стиле является «верхний» комплекс Новоафонского Симона Кананита мон-ря в Абхазии - единственный в Южном регионе крупный комплекс в этом стиле. Эскиз общей планировки мон-ря по афонскому образцу был предложен игум. Иероном (Носовым-Васильевым), он также высказал пожелания Н. относительно стиля собора. В комплекс входят соборный Пантелеимонов храм (1888-1900) и 5 однокупольных параклисов в монастырском каре из 2-этажных корпусов: надвратный крестообразный в плане Вознесенский (1894) и угловые ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), иконы Божией Матери «Избавительница» (1909), а также 4-ярусная колокольня (высота 50 м) с византийским куполом. В монументальном 5-престольном соборе (высота 40 м, длина 53,3 м, ширина 33,7 м) сочетается визант. стиль с традиц. русским пятиглавием. План храма близок к крестообразному. Боковые главы расположены компактно над рукавами креста, 6-я глава венчает звонницу над обширным притвором, все они имеют шлемовидное покрытие. Щипцы, завершающие рукава креста, и многочисленные изломы кровли обогащают силуэт здания. Декор (колонки с капителями, рельефные кресты, разноцветная штукатурка) носит сдержанный характер. В стенах прорезаны полуциркульные окна, бифории и трифории. Собор рассчитан на 3 тыс. чел., с 3 сторон устроены хоры. Столбы, на к-рые опираются хоры, смещены к 4 опорным пилонам. Главы открыты во внутреннее пространство, основания малых глав в интерьере дополнены конхами. Н. составил также проект росписи собора (1911-1914, художники Н. В. Молов, А. В. Серебряков).

Для франц. курорта Биарриц Н. в 1889-1890 гг. переработал проект Никольской ц. местного архит. Тинэ (Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 266-267). Храм с мощным визант. куполом на круглом в плане барабане, прорезанном арочными окнами, и с аналогичной уменьшенной главой над звонницей при входе отличается сдержанностью наружного убранства. В 1899 г. Н. спроектировал иконостас для посольской Троицкой ц. в Буэнос-Айресе (Отчет о деятельности Полтавской губ. земской управы за 1899 г. Полтава, 1900).

Инициатива в обустройстве места Полтавской баталии принадлежала обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву и местному помещику, тайному советнику И. С. Судиенко, выделившему средства (1890). Сампсониевская ц. на месте битвы (1852-1856, архит. И. И. Шарлемань) после перестройки Н. (1890-1895) приобрела формы московско-ярославского стиля. Трехчастный, обильно декорированный храм с шатровой колокольней над притвором завершен небольшим луковичным пятиглавием, основной четверик с полуциркульной в плане алтарной апсидой (с крупным киотом по центральной оси) окружен с 3 сторон галереей (повторно реконструирована архит. С. В. Носовым в 1909). В 1894-1895 гг. Н. составил проекты иконостаса для этого храма и памятника на братской могиле рус. воинов, павших в Полтавской битве. Гранитный крест был изготовлен в с.-петербургской мастерской А. Баринова и установлен на кургане.

В Одессе на участке, пожертвованном купцом 1-й гильдии Я. А. Новиковым, в 1892-1895 гг. было построено подворье афонского Пантелеимонова монастыря с 3-престольной ц. вмч. Пантелеимона, рассчитанной на 2 тыс. чел. Первоначальные эскизы подворья принадлежат Н. (Барановский. 1902. С. 129), детальные планы разработаны и исполнены одесским архит. Л. Ф. Прокоповичем. Храм, завершенный мощным луковичным пятиглавием, с колокольней над притвором (высота 58 м), был построен в московско-ярославском стиле.

Введенская ц. подворья Пюхтицкого мон-ря в Ревеле (Таллине). 1900–1902 г. (разрушена в 1960). Фотография. Между 1902 и 1904 г.Введенская ц. подворья Пюхтицкого мон-ря в Ревеле (Таллине). 1900–1902 г. (разрушена в 1960). Фотография. Между 1902 и 1904 г.

Введенская ц. на подворье Пюхтицкого Успенского монастыря, 2-я в Ревеле (Таллин) по величине после Александро-Невского собора, строилась в 1900-1902 гг. на участке жертвовательницы П. Е. Басаргиной в московско-ярославском стиле (РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 841; Ист. архив Эстонии (Тарту). F. 33. N 3. S. 2298). Почетным председателем строительного комитета был прот. Иоанн Кронштадтский, в комитет входил губернский архит. Н. А. Херасков. Введенская ц. имела прямоугольный симметричный план с 3 полуциркульными апсидами. Высокая (32 м) шатровая колокольня над притвором перекликалась с массивным основным четвериком, завершенным пятиглавием с «уносящимся вверх главным куполом». Пониженные объемы приделов венчались 2 луковичными главками каждый, всего храм имел 9 глав. В притвор вели входы с юж. и сев. сторон под крыльцами с шатровым верхом. Храм вмещал более 400 чел. (разрушен 16 янв. 1960).

В большинстве построек зодчего преобладает тип 3-частного 2-ярусного 5-главого храма в московско-ярославском стиле с колокольней над притвором наподобие ц. свт. Петра, митр. Московского, спроектированной В. Ф. Харламовым (Харламов В. Ф. Церковь св. Петра Митрополита на Ульянке // Зодчий. 1887. № 11/12. С. 91-93. Л. 18, 54). Высокий, вертикально устремленный основной четверик освещался окнами второго света и был увенчан глухим луковичным пятиглавием над 4-скатной кровлей, переход к которому был замаскирован горкой кокошников. С севера и юга располагались приделы - самостоятельные одноярусные объемы, завершенными луковичной главой (у Н.- мощными ризалитами главного четверика), с запада - ярусная колокольня с высоким шатром. Главный вход под колокольней и отдельные входы в приделы были оформлены хоромными крыльцами, с востока основной объем и иногда боковые приделы продолжали полуциркульные в плане апсиды, к ним обычно в пазухах примыкали квадратные в плане пониженные палатки-компартименты. Подобную композицию имеют следующие построенные Н. церкви: прп. Марии, нареченной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище; на подворьях Шестоковского, Серафимова Дивеевского и Лютикова мон-рей; за пределами С.-Петербурга - церкви в Ревеле, Ветвенике, Городне, Заручье, Ремде, Териоках. В дер. Заручье 5-главая церковь отличалась поставленной над входом в св. пещеру с юж. стороны шатровой колокольней, имела вертикально ориентированную композицию при очень небольшой площади основного объема. К этому типу примыкают также Троицкая и Покровская церкви в С.-Петербурге, выстроенные в комплексе со зданиями религиозно-просветительского назначения (с залом для духовных бесед и с братским домом).

Еще один часто применяемый Н. тип строения за пределами С.-Петербурга - 3-частные прямоугольные в плане бесстолпные церкви, завершенные массивным, часто шлемовидным куполом с луковичной главкой на барабане, с шатровой колокольней над притвором и с полуциркульной апсидой, над к-рой возвышались декоративные луковичные главки, с богатым декором московско-ярославского стиля (Котлы, Кунесть, Грызово, Поля, Торошковичи, Хотнежа). Каждый из храмов имел свои архитектурные особенности: напр., церковь в Торошковичах - полуциркульную апсиду на 5-гранном основании, церковь в Котлах - 4 миниатюрные главки в основании шатра колокольни и массивный киот по центральной оси алтарной апсиды, церковь в Кунести - крестообразный план.

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1890–1897 гг. Фотография. 1900-е гг.Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1890–1897 гг. Фотография. 1900-е гг.

Тип «соборного храма» XVII в. с близким к кубу основным объемом зодчий применил в проекте церквей столичного подворья Новоафонского мон-ря, подворья Пантелеимонова мон-ря в Одессе и приземистой по пропорциям церкви в Пенине. Храмы завершены 5 массивными луковичными главами, имеют 3 полуциркульные алтарные апсиды и над притвором - шатровую колокольню.

К этой же группе относятся 5-шатровая церковь в Буткове, храмы подворий афонского Андреевского скита, Важеозерского и Красногорского мон-рей - все с более утонченными пропорциями. Они имеют прямоугольный план, основной объем заканчивался мощным барабаном с высоким шатровым завершением и 4 луковичными главами по углам, над притвором находились также высокие шатровые колокольни.

Почти все храмы постройки Н.- характерный пример аппликативного метода: не отличаясь разнообразием планировочного решения, они обильно декорированы элементами из арсенала московской архитектуры XVII в. (прежде всего церкви Св. Троицы в Останкине и Св. Троицы в Никитниках), ярославского и в меньшей степени владимиро-суздальского зодчества. Зодчий использовал ковровый декор, позволяющий практически полностью скрыть плоскость стены. Он включал разнообразные по форме, чаще килевидные и полуциркульные, кокошники, многолопастные арочки, ширинки, заполненные изразцами, колонки, декоративные шатры, аркатурно-колончатые пояса, пояса сухариков. Декор построенных Н. церквей крупномасштабный, высокого рельефа, особым разнообразием отличаются оконные наличники с кокошниками в навершии и наборные колонки. Карнизы часто разорваны наличниками. Венчают церкви в основном луковичные главки, колокольни обычно имеют форму шатров. Н. стремился к яркому, насыщенному цветовому решению фасадов церквей. С этим связано и использование им в большинстве построек открытой кирпичной кладки с облицовочным лекальным кирпичом. В ц. Покрова Пресв. Богородицы на Боровой ул. нанесенный на штукатурку рельефный рисунок имитирует открытые участки кирпичной кладки. С 1896 г. Н. использовал в декоративной отделке фасадов полихромную поливную керамику - изразцы Миргородской художественно-промышленной школы им. Н. В. Гоголя (ранее - Леушинское подворье) в Троицкой, Покровской церквах. Даже в нач. ХХ в. Н. не был сторонником использования в храмостроительстве железобетона.

Во 2-й половине творческого пути зодчего его композиционные приемы становятся разнообразнее, построенные им церкви получают более сложное объемное решение. Особняком стоят отличающиеся от остальных его построек опыты проектирования в неорусском стиле. Памяти павших во время первой мировой войны 1914-1918 гг. была посвящена Смоленская ц. одноименного скита на Валааме, спроектированная вел. кн. Петром Николаевичем (1915). Н. принимал участие в сооружении этого храма, как и в постройке краснокирпичных келий Воскресенского скита. Собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом мц. Александры Илиопольской в Воронцовском Благовещенском мон-ре в Псковской губ. (ныне в Торопецком р-не Тверской обл.) (1913-1915) был построен по проекту Н. на средства ярославского крестьянина В. Ф. Пустошкина в память основателя обители прав. Иоанна Кронштадтского. Отделка собора продолжалась до 1919 г. (закрыт в 1937). Он представляет собой одно из редких произведений неорус. стиля как в Псковском, так и в Тверском крае. Основной кубический объем выбеленного каменного храма увенчан луковичным пятиглавием. Изяществом отличается декор фасадов в духе раннемосковского и владимиро-суздальского зодчества (перспективные порталы, наборные наличники с килевидным верхом, аркатурно-колончатые пояса). Каждый фасад завершен 3 полуциркульными закомарами, с востока к четверику примыкают 3 полуциркульные в плане апсиды, с запада - 3-пролетная звонница псковского типа под килевидными навершиями.

Всего к началу первой мировой войны Н. построил 54 храма: 36 - в провинции и 18 - в С.-Петербурге. Типологически в постройках Н. в С.-Петербурге особое место занимают монастырские подворья, на периферии - сельские приходские церкви, чаще с открытой краснокирпичной кладкой. Для его столичных работ характерно комплексное проектирование: храмы строились вместе с келейными корпусами (на подворьях), со зданиями для нужд религиозно-просветительских об-в и братств, часто на небольших городских участках, что усложняло задачу зодчего.

В области гражданской архитектуры наиболее значительными произведениями Н. стали «парацерковные» сооружения: церковные дома (дом причта при ц. ап. Матфея на Петербургской стороне (ок. 1893)); зал для духовных бесед об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения на Стремянной ул. (1894-1895, не сохр.); дом Сампсониевского собора на Б. Сампсониевском проспекте, 43, правая часть (1896); дом епархиального братства Пресв. Богородицы на Боровой ул., 50-52 (1899-1901); здание Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства на ул. Черняховского, 6 (1898-1899). Среди гражданских построек Н. в С.-Петербурге - собственные доходные дома по ул. Достоевского, 38 (1894), Колокольной ул., 11 (1899-1900), и Большому проспекту Петроградской стороны, 45 (1900-1902); доходный дом купца А. И. Груздева на Московском проспекте, 53 (1888); пристройка к зданию 1-й гимназии на ул. Правды, 11, левая часть (1894). Лучшие гражданские сооружения Н. также отличает использование керамической облицовки и декора в стиле XVII в. Так, 5-этажный дом на Колокольной ул. декорирован двойными и тройными арками с висячими «гирьками», шатром над эркером, «палатками» с ажурными «гребнями» на крыше, наборными колонками, многолопастными арочками, оконными наличниками с разорванными фронтончиками, ширинками, заполненными цветными изразцами.

Н. был удостоен орденов св. Станислава 3-й степени (14 мая 1896) и св. Анны 3-й степени (6 июля 1900 - за благотворительный характер постройки Важеозерского подворья). С 1896 г. он являлся пожизненным членом епархиального братства Пресв. Богородицы. Н. дослужился до чина коллежского асессора со старшинством (12 апр. 1902). Он и его жена Елена Васильевна (урожд. Пуриг; 1850 - ?) имели дочерей Варвару (1873-1942, замужем за архит. А. Ф. Барановским), Ольгу (1887-1969), выпускницу высших жен. курсов М. А. Лохвицкой-Скалон, Зиновию (1887-1969) и сына Николая (1877-1934), гражданского инженера, архитектора приютов в память цесаревича Георгия Александровича и цесаревича Николая Александровича. Никонов-мл. помогал отцу в постройках подворий Коневского и Лютикова мон-рей. В 1917-1918 гг. архитектор часто жил у сына в Самаре, где они совместно работали над проектом рынка. Н. умер вслед. тяжелой болезни не ранее июля 1918 г.

Соч.: Церковь на Больше-Охтенском единоверческом кладбище в СПб // Зодчий. 1901. Вып. 5. С. 64.
Арх.: Старицына Г. К. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Боровая ул., 52: Ист. справка. СПб., 1992 // Архив ин-та «Ленпроектреставрация»; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 665, 666, 669, 678, 703, 841; Ист. архив Эстонии (ЕАА, Тарту). F. 33. N 3. S. 2298; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1289; Ф. 513. Оп. 102. Д. 256; Ф. 652. Оп. 1. Д. 38.
Лит.: Барановский Г. В. Архитектурная энцикл. 2-й пол. XIX в. СПб., 1902. Т. 1 (по указ.); Орнатский И. Н., прот. Петроградский Иоанновский жен. 1-кл. мон-рь. Пг., 1915; Лисовский В. Г. Поборник «русского стиля» // Ленинградская панорама. 1983. № 3. С. 30-33; он же. Николай Никонов // Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 518-534; он же. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000 (по указ.); он же. Архитектура России XVIII - нач. ХХ в.: Поиски нац. стиля. М., 2009 (по указ.); Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Общ. ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996. С. 230-231; К Свету: Альм. М., 1997. [Вып. 16]: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Берташ А., прот. Никонов Н. Н. // Три века С.-Петербурга. СПб., 2005. Т. 2. Кн. 4; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. XX в. СПб., 2005 (по указ.); Земля Невская Православная / Авт.-сост.: В. В. Антонов, свящ. А. Берташ и др. СПб., 2006 (по указ.); Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России: Сер. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2006 (по указ.); Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Энцикл. христ. храмов. СПб., 20103; Набокина О. В., Носков А. В. Храмы Лужского р-на Ленинградской обл. Луга, 2012.
Прот. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор