НИКОН СУХОЙ
Том LI, С. 39-44
опубликовано: 17 января 2023г.

НИКОН СУХОЙ

Содержание
Прп. Никон Сухой. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 225 (РГБ)Прп. Никон Сухой. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 225 (РГБ)

(2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп. (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский. Рассказ о святом содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее - КПП). В нем Н. С. посвящено особое повествование - слово «О Никоне» (так в Арсеньевской редакции; в Кассиановской редакции - «О смиреннем и многотерпеливем Никоне черноризце. Слово 17»), написанное ок. 1224-1226 гг. епископом Владимиро-Суздальским свт. Симоном († 22 мая 1226) для печерского мон. Поликарпа († после 1232).

Согласно патериковому повествованию, печерский монах Н. С. во время половецкого набега на Киев попал в плен. Попытка одного из соотечественников выкупить его вместе с др. узниками не увенчалась успехом, монах от этого отказался. Когда о пленении стало известно родственникам святого в Киеве, к-рые были людьми знатными, они сами решили вернуть Н. С. на родину. Но, к их огорчению, он не пожелал свободы, оплаченной богатством, и возложил упование на Господа. Поступок Н. С. вызвал озлобление половцев, к-рые стали нещадно мучить монаха, требуя выкупа: его связывали, бросали в огонь, резали ножами, летом со скованными руками и ногами выставляли под палящие лучи солнца, зимой же выгоняли на снег и мороз, иногда на неск. суток оставляли без еды и питья. Это глумление над святым происходило ежедневно в течение 3 лет. Однажды Н. С. явился св. Герасим (прп. Герасим Иорданский (?), прмч. Евстратий Постник (?) - см. ниже), к-рый сообщил, что молитвами преподобных Антония и Феодосия, а также др. преподобных отцов Киево-Печерских он на 3-й день окажется в стенах родной обители. Об этом узник рассказал половчанину, под властью к-рого находился. Тот, решив, что Н. С. задумал бежать, приказал подрезать ему связки на голени и крепко стеречь. На третий день, когда пленник сидел в окружении стражников, он вдруг стал невидим, а с небес раздался голос: «Хвалите Господа!» Чудесным образом Н. С. был перенесен в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра), где его встретила братия. Он сначала попытался скрыть от нее все происшедшее, но со временем все же поведал правду. Оковы, с к-рыми Н. С. не сразу пожелал расстаться, были сняты по распоряжению игумена и использованы при изготовлении вещей, необходимых для служения в алтаре. Спустя какое-то время половчанин, державший Н. С. в плену, прибыл в Киев для ведения переговоров о мире и посетил Печерскую обитель, где неожиданно для себя встретил бывш. узника. Пораженный этой встречей, он обо всем рассказал игумену и братии, а затем вместе со своими сородичами принял крещение и стал монахом.

В период своего пленения Н. С. совершил много чудес: с помощью молитвы он исцелял др. невольников и помогал им бежать, а также вернул к жизни своего господина, который, находясь при смерти, завещал после его кончины распять святого. Н. С. поступил так, потому что предвидел его будущие пострижение и покаяние. Свт. Симон пишет, что в монастырском синодике Н. С. именовался Сухим, поскольку «истек кровию и изгни от ран, и исхну» (Абрамович. 1991. С. 110). В заключении автор отмечает, что благодаря св. Герасиму иудеи приняли крещение, а благодаря «страстотерпцу» Н. С. половцы стали монахами.

В рассказе о Н. С. в КПП отсутствуют к.-л. сведения, позволяющие определить время подвига святого. Большинство исследователей связывают его пленение с нападением половцев на Киево-Печерский монастырь, описанным очевидцем в «Повести временных лет» под 6604 (1096) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232). А. А. Шахматов также обратил внимание на то, что рассказы свт. Симона о печерских подвижниках располагаются в хронологическом порядке. При этом за повествованием о Н. С. следуют рассказы о сщмч. Кукше и прп. Пимене Постнике, кончина которых скорее всего относится к 1-й четв. XII в. (Карпов. 2016. С. 245).

Прп. Никон Сухой. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ)Прп. Никон Сухой. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ)

По мнению Шахматова, которое было поддержано М. Д. Присёлковым, основным источником рассказа о Н. С. было не дошедшее до нас Житие прп. Антония Печерского. Из него свт. Симон заимствовал и сведения о прп. Евстратии Постнике, рассказ о к-ром в КПП предшествует повествованию о Н. С. Евстратий, как и Н. С., оказался в половецком плену, был продан некоему торговцу-иудею, от рук которого впосл. претерпел мученическую кончину. Шахматов предположил, что Герасим, упоминаемый в рассказе о Н. С. дважды, и Евстратий - одно и то же лицо. У Симона, как полагал исследователь, «был письменный источник, где Герасим отождествлялся с Евстратием (мирское и монашеское имя), а таким источником… могло быть именно Житие Антония» (Шахматов. 2003. С. 148). По мнению Ю. А. Артамонова, краткие сведения о Евстратии и Н. С. были заимствованы свт. Симоном не из Жития Антония Печерского, которое было хорошо известно его адресату - Поликарпу, а из синодика Киево-Печерского мон-ря (ср.: о Евстратии - «Сего ради Протостратор зоветься в поминании вашем»; о Н. С.- «Сий же убо Никон Сухый именуется в поминании нашем»). Не дошедшее до нас Житие основателя Киево-Печерского мон-ря содержало рассказ о св. Герасиме, вероятно младшем современнике Антония, благодаря подвигу к-рого какая-то часть иудеев приняла святое крещение. Поэтому оно послужило лишь примером для свт. Симона при составлении рассказов о Евстратии и Н. С. (Артамонов. 2001. С. 16-19).

Мощи Н. С. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. С. преставился в возрасте приблизительно 60-65 лет, имел рост 166 см (Дива печер лаврських. 1997. С. 93).

Имя Н. С. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289); он также упоминается в 4-м тропаре 6-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. 1997. С. 147).

В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.

Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. имя Н. С.) в общецерковные московские Месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. С. был установлен не позднее 1836 г.

Для Н. С. составлена особая служба (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 106); кроме того, он упоминается в 6-м тропаре 4-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. 2003. Ч. 1. С. 824; см. также: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763).

Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 108-110; Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик. М., 1999. С. 25-27.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 212; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 104, 293; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 403; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20-21; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 105-106; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 295; Верный месяцеслов. С. 45; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 142, 168; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 60, 91; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского // Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81; он же. Никон Сухой // ДРСМ. 2014. С. 542; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032 (по указ.); Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись // Он же. История рус. летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 146-174; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 703-704; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 336-337.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Создание иконографии Н. С. приходится на сер. XVII в. и связано с деятельностью мастеров-граверов, работавших для изданий типографии Киево-Печерского мон-ря. Во 2-й пол. 50-х гг. XVII в. мастер иером. Илия награвировал образ Н. С. (ксилография не датирована, без подписи автора), вошедший в цикл 40 изображений, предваряющих Жития Киево-Печерских святых в «Патерике, или Отечнике, Печерском» (1-е изд.: 1661 г. (Л. 225), в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. № 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг., отдельный оттиск - в тетради на 20 листах с 32 изображениями святых, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630). Ксилография иером. Илии представляет собой первый творчески осмысленный опыт создания иконографии Н. С. на основе обобщения сведений его Жития. Образ преподобного в исполнении этого мастера получил яркую, знаковую характеристику и повлиял на последующие изображения Н. С. Преподобный представлен в рост, фронтально, в одной из древнейших поз, ассоциирующихся в первую очередь с вознесением молитвы, а именно как орант - с воздетыми руками. Благодаря тому, что фон, на к-ром показан Н. С., разделен пополам изображением пейзажа и полукругом небесного сегмента из лучей и облаков, жест святого оказывается вынесенным в зону неба и поэтому воспринимается не только как молитвенный, но и как победный, триумфальный. В то же время в облике святого подчеркнут момент его уничижения: на нем самое скромное облачение - ряска, не скрывающая шею, из-под ее истрепанного подола видны голени; ноги босые, щиколотки скованы крупной цепью, закрытой на замок. У святого средней длины разделенная на конце надвое борода, волосы убраны за уши, на лбу лежат «скобкой», на темени выстрижено гуменцо (тонзура); у него большие глаза, прямой нос, крупные уста, лицо испещрено морщинами, в т. ч. под скулами, что подчеркивает изможденность; на плечах лежит куколь. Пейзажный фон состоит из разновеликих горок, поросших кустарником и деревьями, вдали, на линии горизонта, открывается вид на мон-рь, огороженный крепостной стеной, ближе справа - довольно крупные постройки (место пленения?). В полукруге небесного сегмента по сторонам фигуры Н. С.- надпись: «    ». Основное изображение сопровождают 3 житийные сцены, расположенные уровнем ниже, каждая с комментирующей надписью. В 1-й сцене («  ») люди в вост. головных уборах ввергли Н. С. в огонь и он в длинном рубище лежит на пылающих поленьях. Во 2-й сцене («   ») святой сидит у стены некоего дома, его руки сложены крестообразно на груди, на ногах - оковы, перед ним - человек рус. типа, указывающий на оковы, половчанин и охрана. В 3-й сцене («    ») преподобный изображен перенесенным в оковах под своды Великой церкви Киево-Печерского монастыря, свидетели чуда - изумленный игумен (с нимбом) и некий монах позади него. В житийных сценах Н. С. представлен с нимбом: в 1-й - с непокрытой головой, в 2 следующих - в куколе. Под нижней рамкой ксилографии помещена надпись, к-рая входит в общую композицию и прославляет подвиг Н. С.: «             ».

Тип изображения Н. С. в основном поле на ксилографии иером. Илии лег в основу гравюры Леонтия Тарасевича для издания «Патерика, или Отечника, Печерского» 1702 г. (дек.; Л. 129; внизу в центре - инициалы L. T.; гравюры и ее варианты использованы в последующих переизданиях Патерика в XVIII в. (напр., в 1762 и 1768)). Однако иконография и композиция были кардинально переработаны в духе западноевроп. искусства эпохи барокко и выразительно воплощены стилистически. Изображение также разбито на 2 поля, заключенные в картуши с растительными элементами, но под основным полем помещена только одна житийная сцена - с чудесным возвращением Н. С. в обитель. Две др. сцены Жития, по варианту иером. Илии, были перемещены Тарасевичем в основное поле композиции и представлены как действие, совершающееся на фоне центрального изображения с фигурой молящегося Н. С. Преподобный представлен в рост, в развороте влево, лик обращен к небу, руки воздеты горе (тип оранта); на нем темная, стянутая в поясе ремнем ряска, на плечах - куколь, щиколотки босых ног - в оковах на замке. Слева от фигуры - сцена попаления огнем: святой привязан к бревну, огонь высоко поднимается над ним, вокруг - прислужники, поддерживающие огонь, тут же половчанин на коне, указывающий на Н. С. перстом. Справа изображен сидящий у входа в шатер в окружении половчан Н. С. На дальнем фоне по всей линии горизонта - городские строения. Справа от нимба преподобного надпись: «   ». В нижнем поле, под комментирующей надписью («           »),- Н. С. с крестообразно сложенными на груди руками и смиренно опущенной головой вступает в пространство храма, свидетели его появления - игумен (с нимбом) во главе группы монахов изумленно вскинул руки.

Со 2-й пол. (кон.?) XVIII в. в иконописных подлинниках встречается отдельно день памяти Н. С. под 11 дек.; в тексте описания его внешности борода уподобляется по типу бороде свт. Николая Чудотворца. Так, в подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова (опубликован в 1874) о преподобном говорится: «…подобием сух излише плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 210). То же уподобление сохранено и в подлиннике 20-х гг. XIX в. из собрания М. П. Погодина, но описание святого носит более детальный характер - напр., упомянуты оковы Н. С., соответствующие изображению на ксилографии иером. Илии к Житию преподобного в Патерике: «Сед, брада доле Николины, на концы раздвоилась, на главе клобук, в одной ряске, без схимы, бос и железы на ногах с замком» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 76 об., под 11 дек.). В пространной версии описания облика Н. С. в пособии для иконописцев (1910), составленном акад. В. Д. Фартусовым, характеристика внешности святого, очевидно, основана на тексте из подлинника по списку Филимонова: «Старец русского типа, лицом и телом очень худ, как бы скелет, обтянутый тонкой кожей, бледен, сед, со средней величины, на конце раздвоенной на пряди, бородой, волосы просты, выражение лица, полное веры и надежды; во власянице и короткой мантии, босой. Можно писать ему хартию с его изречением: «Никакоже всуе истощайте имение ваше: аще бы хотел Господь свободна мя имети, не бы предал мя в руце беззаконных сих: Той бо Сам предаст в плен крепость ихже хощет: но мы аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 100).

Среди немногочисленных единоличных изображений Н. С.- икона из собрания Ф. Р. Комарова. Создание этой иконы, видимо, носит патрональный характер, поскольку ее автором был иконописец, соименный Н. С., что зафиксировано в надписи на тыльной стороне доски: «Писал йеродиаконъ Никонъ [далее неразборчиво] 1821 год» (см.: Русские святые: Избранные иконы из коллекции Ф. Комарова. М., 2016. С. 75 - описание И. В. Злотниковой). Злотникова предполагает, что эта икона могла быть создана в Киево-Печерской лавре; возможно, ее автором был единственный упомянутый в документах архива обители художник и насельник лавры с именем Никон, к-рый трудился при типографии как гравер, а также обучался изготовлению финифти (Уманцев Ф. Матерiали до словника вiтчизняних мистцiв, ремiсникiв, керiвникiв художнiх робiт та меценатiв XVIII - початку XX ст. (за док-ми архiву Києво-Печерськоï лаври) // Студiï мистецтвознавчi. К., 2008. № 1 (21). С. 118). Н. С. на иконе представлен фронтально, в рост, на пейзажном фоне с небольшой постройкой справа. Это средовек с недлинной рыжеватой бородой, со впалыми щеками. На нем серо-голубая ряса, мантия с красным подкладом, на голове клобук; в правой руке, расположенной у груди, он держит длинные четки с белыми бусинами, левой, опущенной вниз и отведенной в сторону, он указывает на лежащие слева на земле оковы. Нимб решен в виде декоративного бело-розово-зеленого венка из цветов, к-рый на голову святого опускает голубь (Св. Дух). Внизу, под линией позема,- прославляющая надпись (с утратами). Очевидно, в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи; композиция восходит к гравюре Тарасевича (детали фона исключены).

Образ Н. С. входит в композиции с избранными святыми, соответствующими по замыслу соборной тематике изображения Киево-Печерских святых, чьи Жития включены в КПП. Основой для такой иконографии стало широко известное в средневек. традиции изображение «Древо Иессеево». Одной из первых и наиболее развернутых по составу святых является ксилография для фронтисписа к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых работы иером. Илии. Вероятный ученик этого мастера, Аким (монограмма «АК»), переработав изначальный вариант «Древа...», создал станковую гравюру (1643-1676, ДМКДУ), к-рая в свою очередь стала основой для иконописных повторений (иконы из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе, 60-е гг. XVII в., УИХМ (см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове, 1686, ГМЗРК). Образ Н. С. показан в правой части композиции; его полуфигура (в развороте влево) находится в чаше-соцветии, в ответвлении 2-й от центра лозы древа, к-рая произрастает со стороны прп. Феодосия Великого,- т. о., его чаша расположена 2-й от центра, в 5-м снизу ряду. В правой, прижатой к груди руке святого - закрытый свиток, левая - у пояса. У Н. С. клиновидная рыжеватая борода, облачен в светло-коричневую мантию, охристую рясу, темные схиму и куколь (на голове) округлой формы.

Согласно надписи программного характера в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале), иконописец игум. Корнилий (Уланов) избрал для образа преподобных, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», др. тип композиции. Ее первоисточником послужила иконография «Богоматерь Печерская», но в состав предстоящих трону Пресв. Девы святых иконописец помимо фигур преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских включил соборное изображение их 37 сподвижников. Образ Н. С. (полуфигура, в развороте влево) помещен в правой группе святых, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, в 6-м снизу ряду, вторым за мч. Евстратием. Голова Н. С. не покрыта - куколь лежит на плече, мантия, как и на гравюрах в КПП, отсутствует - т. о., из одежд - лишь светло-охристая ряска. У преподобного вьющиеся светло-каштановые волосы с проседью, борода также кудрявая, недлинная, округлая; левая рука в молении, правая прижата к груди; в нимбе надпись: «  » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). На иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» из собрания Ф. Р. Комарова (1786, Москва (?)) представлен тот же извод, но с образами 30 святых; подписи поновлены, имя Н. С. не фигурирует, однако вероятность того, что преподобный, изображенный на иконе, изначально входил в число этих святых, существует.

Ближе к 80-м гг. XVII в. в мон-ре разрабатывался и развитой вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев. В наст. время остается неизвестным иконографический источник поименного описания облика 130 святых Собора, включенный в Строгановский толковый иконописный подлинник кон. XVIII в. Но, несмотря на то что порядок следования имен в подлиннике не соответствует ставшей традиционной и известной по многочисленным эстампам и иконам схеме изображения Собора Киево-Печерских святых, характеристика облика большинства из них, в т. ч. Н. С., совпадает с описанной в этом памятнике (Г. В. Маркелов предполагает, что автор описаний в подлиннике мог использовать как источник неизвестную «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Согласно этому подлиннику, Н. С. «сед, брада кругла аки Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), на главе клабук черн, ризы преподобническия, испод празелень, руки сложил вместе, держит у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 312; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-763).

По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. № 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. № 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.

В монументальной живописи в композиции с изображением Собора всех рус. святых (расположены в хронологическом порядке) образ Н. С. представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Он показан в рост, в череде святых XII в.; в схиме, с куколем на голове, обеими руками держит перед собой четки.

В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение Н. С. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 372. С. 184; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • ПИМЕН (сер. XI - нач. XII в.), прп. (пам. 7 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Многострадальный (Многоболезненный)
  • ПОЛИКАРП († 24.07.1183, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 24 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, архимандрит Киевский, игумен Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)
  • АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)